Ардебиль назад
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2017 г. ) |
Коврики Ардебиль происходят из Ардебиля, расположенного в провинции Ардебиль на северо-западе Ирана , в 639 километрах от Тегерана . Ардебиль имеет долгую и славную историю персидского ковра. [ 1 ] [ 2 ] плетение .
Правление династии Сефевидов в 16 и 17 веках стало расцветом персидского ковроделия в регионе. Название Ардебиль происходит из Авесты (Священной книги зороастрийцев ) и имеет буквальное значение высокого святого места. Ткачи в Ардебиле используют в своем ремесле азербайджанские узлы. Двумя самыми известными коврами, существующими сегодня, являются персидские ковры из Ардебиля . Один из ковров размером 34 х 17 футов выставлен в Музее Виктории и Альберта в Лондоне , Англия.
Ковры Ардебиль имеют мотивы, очень похожие на кавказские ковры, но с большим количеством мотивов и предметов, вплетенных в края. Цвета также светлее. Узоры преимущественно геометрические, и наиболее распространенными узорами на коврах Ардебиля являются медальоны , несколько соединенных между собой ромбовидных медальонов и восьмиугольные формы по всей поверхности. Самый узнаваемый рисунок на коврах Ардебиль — это знаменитый узор Махи (Герати) — бриллиантовый медальон и маленькая рыбка повсюду. Некоторые современные ткачи начали отдавать предпочтение смелым геометрическим узорам традиционному дизайну махи ( герати ) и добавили такие цвета, как бирюзовый и фиолетовый, к более традиционным красному, розовому, цвету слоновой кости, зеленому и синему.
Основа ковров Ардебиль в основном состоит из хлопка, а уток - из хлопка или шерсти, хотя в качестве утка на изысканных коврах Ардебиль также используется шелк. Ткачи также могут включать в шерстяной ворс шелк, чтобы подчеркнуть основные моменты узора. К коврам Ардебиля относятся несколько широко известных ковров: «Ардебиль», «Шейх Сафи», «Сараби», «Шах Аббаси» и «Мир».
Шейх-Сафи
[ редактировать ]Ковры Шейх-Сафи или Ардебиль — это пара ковров, подаренных комплексу шейха Сафи-ад-дина в Ардебиле в 1539 году нашей эры. Многие считают их лучшими коврами в мире. Для азербайджанских и иранских шиитов мавзолей «Шейха Сафи» занимал второе место среди мест паломничества (первое — мавзолей Имама Резы в Мешхеде ). Этот тип ковра отличается сложной конструкцией, оригинальными композиционными элементами и декоративной завершенностью 16-конечного турунжа, расположенного в середине центрального поля. Эскиз создал талантливый художник, а сам ковер соткали искусные мастера из Тебриза, а может быть, даже из Ардебиля. В 1539 году ковер купил паломник Кашани и преподнес в качестве благотворительного дара мечети «Шейх Сафи». Однако, прежде чем передать его мечети, Магсуд Кашани велел мастерам выплести на ковре его имя и следующую строфу: «У меня нет другого приюта, кроме твоего, кроме твоих дверей, нет другой крыши, кроме этого дома. где я могу преклонить голову» (Куплет из «65-й газели» лирика XIV века Хафез (1300–1389). А под ним: «Работа слуги этого дома Магсуда Кашани» и цифра 946 (1539). Данное дополнение воспринимается как патч. [ нужна ссылка ] Оригинальный «Шейх Сафи», восстановленный на основе другого ковра из пары, выставлен в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, а второй ковер, уменьшенный в размерах, находится в Лос-Анджелесе.
Сараби
[ редактировать ]Эти ковры получили свои названия от города Сараб, расположенного между Тебризом и Ардебилем. Существуют следующие версии ковра Сараби:
Центральное поле покрыто вертикальными линиями, которые украшены цветущими ветвями, расположенными друг за другом асимметрично. Центральное поле с одним гелем. Ковры красивые и гармоничные по цвету. Элементы растительного орнамента вытканы почти пунктирными линиями, что в некоторой степени напоминает карабахские ковры.
Шах Аббаси
[ редактировать ]Название этих ковров связано с шахом Аббасом I (1587–1629), пятым правителем империи Сефевидов . Шах Аббас перенес столицу Сефевидов во внутренние районы Ирана, а именно в город Исфахан . В результате многие выдающиеся мастера переехали в Исфахан. Ковер «Гум-Шах Аббаси» известен элементами необычной формы, получившими название «Шах Аббаси гюльəри» (по-азербайджански «Цветы Шаха Аббаса»). В основном они состоят из фантастических цветов и листьев инжира. Характерной особенностью этого ковра считается асимметричное расположение элементов по горизонтальной линии.
Мне
[ редактировать ]Название ковра, относящегося к ардебильской группе тебризской школы, связано с названиями сел Мир и Мирши к югу от Ардебиля. [ нужна ссылка ]
Композиция в центре поля образована буттехом ( персидский : بته куст ). Формы этих буте, а также их вертикальное и горизонтальное расположение напоминают ковры ширванского типа «Мараза» и «Хила-бута». Однако отдельные буте на ковре «Мир» имеют гораздо более простую композицию. Этот тип буттех также можно встретить на тканях, производимых в Тебризе и Кермане . [ нужна ссылка ]
Необычны кайма и центральный край ковра: раньше они состояли из растительных криволинейных элементов, но по мере совершенствования техники ткачества приобретали новые формы. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Битти, М. «КОВР АРДАБЕЛЬ - Иранская энциклопедия» . www.iranicaonline.org . Энциклопедия Ираника . Проверено 1 января 2017 г.
- ^ Редакторы Британской энциклопедии. «Ардебильский ковер» . Британская энциклопедия . Проверено 1 января 2017 г.
{{cite web}}
:|author1=
имеет общее имя ( справка )