Jump to content

Евреи Каталонии

(Перенаправлено с сайта «Каталонское еврейство »)
Синагога в Каталонии. Сараевская Агада , Барселона, ок. 1350.

Евреи Каталонии (каталонское еврейство, каталонский иудаизм, на иврите: יהדות קטלוניה) — еврейская община, проживавшая на Пиренейском полуострове , в землях Каталонии , Валенсии и Майорки. [ 1 ] до изгнания 1492 года. Его великолепие приходилось на период с 12 по 14 века, когда Торы процветали два важных центра в Барселоне и Жироне . Каталонская еврейская община развила уникальные особенности, которые включали обычаи, молитвенный обряд ( Нусач Каталония ), [ 2 ] и собственная традиция принятия юридических решений ( Галаха ). [ 3 ] Хотя у евреев Каталонии существовал ритуал молитвы [ 4 ] и традиции, отличные от традиций Сефарада [ 5 ] , сегодня их обычно включают в сефардскую еврейскую общину. 

После изгнания 1492 года евреи, не принявшие христианство, были вынуждены эмигрировать в Италию , Османскую империю , Магриб , Северную Африку и на Ближний Восток . [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]

Ранняя история

[ редактировать ]

Историки утверждают, что евреи прибыли на Пиренейский полуостров до разрушения Второго Храма, хотя самые старые надгробия датируются третьим веком. 

Aspamia , происходящее от Hispania , относится к Пиренейскому полуострову во времена Римской империи. [ 9 ] В начале V века полуостров был завоеван вестготами . В этот период были изданы многочисленные указы против евреев, которые были насильственно обращены или изгнаны. [ нужна ссылка ] .

В 711 году нашей эры Пиренейский полуостров был завоеван мусульманами. Территории, находившиеся под властью ислама, назывались Аль-Андалус (по-арабски: الأندلس). Хотя мало что известно об истории евреев в начале исламского правления, мы знаем, что евреи начали использовать термин сефарад. [ 10 ] [ 11 ]

В процессе территориальной реоккупации, называемой Реконкистой , христианские королевства постепенно завоевали все исламские территории, с севера на юг. Во время христианской Реконкисты территории, оккупированные королевствами Кастилия и Португалия, также назывались евреями Сефарадами, тогда как Каталония и другие северные королевства назывались Эдомом или названы в честь Исава . [ 12 ]

Отвоевание Каталонии началось под покровительством франкских королей, которые вынудили мусульман, сумевших переправиться через Пиренеи в битве при Пуатье в 732 году, отступить на юг. Все земли, освобожденные от исламского владения, стали графствами и остались под административной организацией франков . Каталонские графства во главе с графами Барселоны медленно освободились от франков и стали управляться самостоятельно. Старая Каталония стала зоной сдерживания ( Marca Hispanica ) против распространения ислама . Евреи часто переселялись из Сефарада (мусульманской зоны) в северные земли (христианские королевства) и наоборот. Тот факт, что многие из них говорили по-арабски, а также на местных романских языках, позволил им работать переводчиками и занимать важные должности как в мусульманских, так и в христианских правительствах. Евреи владели полями и виноградниками, многие из них занимались сельским хозяйством.

В этот ранний период еврейские ученые Каталонии, стремившиеся к углубленному изучению Талмуда, учились в талмудических академиях ( ешивот ) на Юге. Те, кто хотел изучать естествознание или лингвистику, отправлялись в Сефарад, как и раввин Менахем бен Сарук (920–970), который родился в каталонском городе Тортоса и переехал с семьей в Кордову, чтобы изучать иврит под патронажем губернатора. Шмуэль ибн Нагрелла .

Барселона и Жирона были известны как важные еврейские общины с 9 века нашей эры. В 11 и 12 веках в Барселоне существовал раввинский суд ( Бет Дин ) и важный центр изучения Торы. В этот период Барселона стала звеном в цепи передачи учения Геонимов . [ 13 ] .

Важными каталонскими раввинами этого времени являются раввин Иццан бен Реувен аль-Баргелони (1043-?), раввин Иегуда бен Барзилай ха-Барселони , по прозвищу Иегуда ха-Наси из Барселоны (конец 11 века, начало 12 века) и бар-раввин Авраам. Кто такой Наси? [ 14 ] (конец XI в., первая половина XII в.). Мы знаем, что двое великих хахамим Прованса, раввин Ицхак бен Абба Мари (1122–1193) и раввин Авраам бен раввин Ицхак (1110–1179), переехали в Барселону.

Каталония присоединилась к Провансу в 1112 году и к Арагоне в 1137 году, и таким образом графство Барселона стало столицей единого королевства, названного Короной Арагона . Короли Арагонской короны распространили свои владения на окситанские страны.

12 и 13 века

[ редактировать ]
Печать, приписываемая Нахманиду [Копия из Музея истории евреев в Жироне]

В XII и XIII веках процветали каталонские талмудические академии. Великие раввины и каббалисты Эзра и Азриэль бен Шеломо (конец 12 века, начало 13 века), ученики знаменитого раввина Ицхака эль-Сека (Слепого) (1160-1235), сына раввина Авраама бен Давида (Раабада) из Поскьера. (1120-1198), выделялся в городе Жироне. Мы также можем включить раввина Яакова бен Шешета (12 век) в число каббалистов Жироны этого периода. Кроме того, из Жироны был раввин Авраам бен Ицхак хе-Хазан (12-13 вв.), автор пиюта . [ 15 ] Ахот Кетана (младшая сестра). Из города Жироны был величайший из каталонских мудрецов раввин Моше бен Нахман ( Рамбан , или Нахманид) (1194–1270), чье каталонское имя было Бонаструк са Порта .

Хотя город Жирона был важным центром Торы, в котором находился Бет Мидраш (Дом обучения), посвященный изучению Каббалы , главным городом была Барселона, где Рамбан служил главой общины. В этот период раввин Йона Жиронди (1210-1263) и его знаменитые ученики раввин Аарон бен Йосеф ха-Леви из Барселоны (Реа) (1235-1303) и раввин Шеломо бен Адрет (Рашба) (1235-1310). Также раввин Ашер бен Йехиэль (Рош) (1250–1327), его сын раввин Яаков бен Ашер (Баал ха-Турим) (1269–1343) и раввин Йом Тов бен Авраам ха-Севилли (Ритба) (1250–1330). , ученики Рашбы и Реа . Можно сказать, что в то время Барселона стала самым важным центром изучения Талмуда во всем европейском еврействе. Именно в это время некоторые каталонские еврейские семьи занимали ключевые позиции в каталонской экономике, например, семья Тароч из Жироны.

Раввин Хекдеша Шмуэль ха-Сарди в Старом городе Барселоны.

В Каталонии в 13 веке евреи стали жертвами кровавых наветов и были вынуждены носить отличительный знак под названием Роделла . Власти запретили евреям занимать государственные должности и были вынуждены участвовать в публичных диспутах с представителями христианства, таких как Барселонский диспут 1263 года, в котором Рамбан участвует как представитель иудаизма . Евреи были частной собственностью монархии, которая взимала с них налоги в обмен на защиту.       

Короли Арагонской короны расширили каталонские владения и завоевали Майорку, Валенсию, Ибицу и Менорку. В 1258 году они подписали Корбейльский договор с французским королем, по которому отказались от своих прав на окситанские земли. Взамен франки отказались от своих требований на каталонские земли.

Камень в честь открытия синагоги в Жироне (14 век).

В 14 веке христианский фанатизм преобладал на Пиренейском полуострове, и против евреев было много гонений. Среди каталонских мудрецов этого периода можно упомянуть раввина Переца бен Ицхака ха-Коэна (1304-1370), родившегося в Провансе, но жившего в Барселоне, раввина Нисима бен Реувена Жиронди (Рана) (1315-1376), служившего раввином в Барселона, раввин Хасдай бен Иегуда Крескес (старший), раввин Ицхак бар Шешет Перфет (Рибаш) (1326-1408), раввин Хасдай Крескес (Рачак) (1340-1412), раввин Ицхак бен Моше ха-Леви ( Профиат Дюран, ха) -Эфодий ) (1350-1415), раввин Шимон бен Цемах Дюран (Рашбац) (1361-1444). К этому же периоду мы можем отнести картографа Майорки Авраама Крескеса (14 век) и поэта Шеломо бен Мешуллама де Пьера (1310/50-1420/25).

Раввин Нисим бен Реувен Жиронди (Ран) возобновил деятельность барселонской иешивы в 50-х и 60-х годах, после того как еврейская община сильно пострадала от Черной смерти в 1348 году. В 1370 году евреи Барселоны стали жертвами нападений, спровоцированных кровавым наветом. ; несколько евреев были убиты, а секретари общины были заключены в синагогу на несколько дней без еды. После прихода к власти Иоанна I Кастильского условия жизни евреев, похоже, несколько улучшились. Иоанн I даже сделал юридические исключения для некоторых евреев, таких как Авраам Давид Тарош .

Печать для мацот ( пасхального хлеба ), 14 век, копия из Музея истории евреев в Жироне.

Конец века принес восстания 1391 года . В результате беспорядков многие евреи были вынуждены принять христианство, а многие другие погибли мученической смертью. Другим удалось бежать в Северную Африку (например, Рибаш и Рашбац ), Италию и Османскую империю. Это был конец еврейских общин Валенсии и Барселоны. Сообщество Майорки просуществовало до 1435 года, когда евреи были вынуждены обратиться в христианство; сообщество Жироны едва просуществовало до изгнания в 1492 году.

Раввин Хасдай Крескес в письме, которое он отправил еврейской общине Авиньона , предлагает нам отчет о беспорядках 1391 года. [ 16 ] что беспорядки начались в первый день еврейского месяца Таммуз Подводя итоги, из его рассказа мы можем заключить , (воскресенье, 6.04.1391) в Севилье , Кордове , Толедо и почти в семидесяти других местах. С седьмого дня месяца Ава (воскресенье, 7.09.1391) они распространились на другие общины Арагонской Короны: Валенсию , Барселону , Лериду , Жирону и Майорку . Во время атак 1391 года было уничтожено большинство еврейских общин Сефарада, Каталонии и Арагона.

В тринадцатом, четырнадцатом и пятнадцатом веках короли Арагонской короны расширили свои территории до земель Средиземноморья; они завоевали Сицилию (1282 г.), Корсику (1297–1516 гг.), Афины (1311 г.), Неопатрию (1318 г.), Сардинию (1323–1326 гг.) и Неаполь (1435–1442 гг.).

Пятнадцатый век был очень тяжелым для еврейской жизни на Пиренейском полуострове. Общины, пережившие беспорядки 1391 года, столкнулись с большим давлением со стороны церкви и христианского населения. Короли, находившиеся в тяжелом экономическом положении, обложили еврейские общины высокими налогами. Жизнь евреев-конверсо, принявших христианство, тоже была непростой, церковь называла их « новыми христианами » и всегда держала их под подозрением, так как многие из них принимали христианство лишь как внешний притвор, а на самом деле поддерживали иудаизм в тайне. . Инквизиция преследовала и наказывала новых христиан , соблюдавших заповеди иудаизма.

В Каталонии состоялся один из самых длительных споров Средневековья — знаменитый Тортосский спор (1413–1414). В 15 веке мы находим поэта Шеломо бен Реувена Бонафеда в Каталонии.

В 1469 году король Фернандо Арагонский (1452–1516) и королева Кастилии Изабель (1451–1504) поженились и объединили два королевства. В 1492 году они завершили завоевание, разгромив Гранадское королевство , и изгнали евреев из всех своих королевств.

Диаспора евреев Каталонии

[ редактировать ]

Первая группа евреев была изгнана из Каталонии после терактов 1391 года; они направлялись главным образом в Италию ( Сицилия , Неаполь , Рим , Ливорно ), Северную Африку ( Алжир ) и Османскую империю (главным образом Салоники , Константинополь и Землю Израиля ). Вторая группа была изгнана католическими монархами . Указ был издан 31 марта 1492 года, и евреям было дано время до 31 июля продать свое имущество и уйти. Эта дата была кануном восьмого числа месяца Ава по еврейскому календарю того года; изгнанные евреи путешествовали по морю в Тиша бе-Ав , 9 Ава , в день, когда произошел ряд бедствий в еврейской истории. Большое количество евреев обратилось в христианство, чтобы им разрешили остаться в Каталонии.

Поселение в Италии

[ редактировать ]

Многие каталонские евреи прибыли в Италию и нашли убежище на Сицилии, Неаполе, Ливорно и городе Риме.

Арон ха-Кодеш (Ковчег Свитков Торы) из каталонской еврейской общины Агира, Сицилия (1453 г.).

Мы знаем, что евреи с Пиренейского полуострова поселились на Сицилии с 11 века. [ 17 ] Знаменитый раввин-каббалист Авраам Абулафия (1240-1291), много лет обучавшийся в Каталонии, поселился на Сицилии, где написал большую часть своих произведений. [ 18 ] Сицилия в течение многих лет была частью каталонско-арагонской короны, и еврейские общины оставались на острове до конца 15 века, до указа об изгнании евреев с острова 18 июня 1492 года. Мы знаем о существовании каталонской еврейской общины на острове благодаря идентификации рукописи [ 19 ] XIV века как Сидур Нусах Каталония. [ 20 ] был заново открыт старый Арон ха-Кодеш (священный ковчег синагоги, где хранятся свитки Торы) В 2017 году в городе Агира . [ 21 ] Он был найден в церкви Санкта-Санкторум-Сальваторе и посвящен строительству синагоги каталонских евреев в 1453 году. Это один из старейших Арон ха-Кодеш в Европе.

Знамя каталонско-арагонской синагоги Рима (1838 г.).

Каталонские евреи также были сосланы в город Рим. В 1517 году каталонская еврейская община Рима была хорошо организована и построила синагогу по образцу минхага. [ 22 ] Каталония ( Еврейская школа каталонской нации ). [ 23 ] В 1519 году папа Лев X (1475-1521) даровал им разрешение на расширение общины и перенос синагоги на новое место, разрешил переделать и приспособить ее в молитвенный дом согласно своим обрядам и обычаям. К концу 1527 года каталонское сообщество и арагонское сообщество решили объединиться. Объединенная синагога Каталонии и Арагона снова сменила свое местоположение в 1549 году. В 1555 году община утвердила расходы на строительство еще одной синагоги. Каталонско-арагонская община боролась за то, чтобы избежать слияния с сефардскими общинами. Все остальные общины Пиренейского полуострова слились в единую иберийскую общину в Риме, за исключением присоединившихся к арагонцам каталонцев. С созданием гетто в 1555 году каталонская община содержала собственную отдельную синагогу. По переписи 1868 года можно отметить, что из 4995 евреев в Риме 838 принадлежали к общине Каталонии. В 1904 году каталонская синагога присоединилась к другим синагогам Рима и образовала единую синагогу, построенную на берегу реки. Тибр Река . С тех пор у нас нет никакой информации о каталонском сообществе.

Поселение в Османской империи

[ редактировать ]

Изгнанные евреи Каталонии также мигрировали в Османскую империю, где они были организованы в общины в зависимости от места происхождения, которые назывались Кехалим . [ 24 ] были Каталонские Кехалим , среди прочего, в Стамбуле , Эдирне , Салониках и Цфате . [ 25 ]

Каталонская еврейская община Салоник

[ редактировать ]

Евреи Каталонии образовали в Салониках общину , получившую название «каталонская». [ 26 ] Несмотря на то, что каталонские евреи составляют меньшинство, они боролись за то, чтобы избежать слияния с сефардскими общинами, и сохраняли свои древние обычаи. Религиозные лидеры священных общин Каталонии в Салониках получили титул Марбиц Тора [ 27 ] а не титул Раввин. Первым известным был Элиезер ха-Шимони , прибывший в Салоники в 1492 году. Он имел большое влияние на все общины Салоник и был одним из первых, кто подписал соглашения (хаскамот) мудрецов. Позже находим Моше Капсали . Хахам также Иегуда бен Бенвенист прибыл после изгнания и основал очень важную библиотеку. Еще одним хачамом из каталонской еврейской общины был раввин Моше Альмоснино , Марбитц Тора , экзегет и философ, сын Баруха Альмоснино , восстановивший каталонскую синагогу после пожара 1545 года. [ 28 ]

В 1515 году община была разделена на два Кехалима , которые назывались каталонский яшан (старый каталанский) и каталонский чадаш (новый каталанский). [ 29 ]

Махзор по барселонскому обряду и обычаям Каталонии. Салоники, 1527 г. [ 30 ]

В 1526 году состоялся махзор Ямим Нораим (Дни трепета), известный как «Махзор ле-нусах Барселона минхаг Каталония». [ 31 ] был впервые опубликован. Согласно колофону, оттиск был закончен накануне Йом Кипура 5287 (1526) года. [ 32 ]

Каталонские евреи опубликовали несколько переизданий махзора в девятнадцатом веке. В 1863 году они напечатали издание под названием «Махзор ле-Рош ха-Шана ве-Йом ха-Киппурим ке-минхаг кахал кадош каталонский яшан ве-чадаш бе-ирену из Салоников» . [ 33 ] Это издание было опубликовано Ичаком Амарилио .

В 1869 году «Махзор ке-минхаг кахал кадош каталонский яшан ве-чадаш» была напечатана . Редакторами были: Моше Яаков Аяш и раввин Ханох Пипано , а производили впечатление: Давид по имени Бехор Йосеф Ардити , Сеади Авраам Шеалтиэль . Махзор «Махзор ле-Рош ха-Шана кефи минхаг Сефарад ба-кехилот ха- кедошот опубликован под названием Салоники» и включает в себя молитвы общины Арагона и каталонской общины яшан ве-чадаш .

Махзор по обычаю каталонских святых общин (Том 1: Тфиллат Шмуэль). Салоники, 1927 год. [ 34 ]

Каталонская еврейская община Салоник существовала как таковая до Холокоста . [ 35 ] В 1927 году они опубликовали нумерованное трехтомное издание « Махзора » под названием «Махзор Ле-Ямим Нораим Кефи Минхаг К[ахал] К[адош] Каталан, Ха-Ядуа Бе-Шем Нусач Барцелона Минхаг Каталунья». [ 36 ] . Во втором томе «Тфиллат Яаков» есть длинное историческое введение о еврейской общине Каталонии и издание махзора, написанное на иудео-испанском языке ; [ 37 ] такое же краткое введение можно найти в первом томе «Тфиллат Шмуэль» , написанном на иврите. Ниже приведен фрагмент перевода еврейской версии:

«Одной из самых драгоценных жемчужин, которые наши предки привезли из изгнания Каталонии, когда им пришлось покинуть ее в качестве изгнанников, был старинный порядок молитв Рош ха-Шана и Йом Кипур , известный как 'нусач Барселона, минхаг Каталунья ' .

А из-за несчастий и смятения изгнанника, обрушившихся в фатальной форме на бедных странствующих беженцев, большинство обычаев смешалось, и постепенно почти все слились в один и тот же порядок молитв, называемый «нусах сефарад» , почти все, кроме некоторых исключительных общин, не изменивших своих обычаев.

Члены Священной общины Каталонии в нашем городе Салоники не изменили своему обычаю и до сегодняшнего дня поддерживают традицию своих предков и возносят свои молитвы Богу в Дни трепета вслед за древним нусачем , привезенным ими из Каталонии.

Евреи Каталонии были самыми выдающимися среди своих братьев в остальных странах сефардов, и их мудрость и наука превосходили их. Выдающиеся общины Барселоны всегда гордились тем, что великие раввины и деятели их общины освещали глаза всей еврейской диаспоры. Евреи-сефарды говорили: «Воздух Барселоны делает мудрым». » 

Каталонская еврейская община Салоник была полностью уничтожена во время Холокоста. Немногие выжившие эмигрировали в Израиль после войны 1945–1947 годов.

Поселение в центральном Магрибе

[ редактировать ]

Побережья Каталонии, Валенсии и Майорки находятся напротив побережья центрального Магриба. Эти земли издавна поддерживали торговые отношения; кроме того, еврейские общины поддерживали тесные связи. После беспорядков 1391 года большая группа каталонских евреев бежала на побережье центрального Магриба. Мы знаем, что большинство евреев Барселоны бежали и поселились в городе Алжир. В это время в Магрибе после падения Альмохадов были созданы три королевства: одно на территории современного Марокко , другое в Тунисе и третье в Алжире , которым правила династия Бени-Зияна из древнего Марокко . столица Тлемсена . В целом евреи Кастилии отправились в Марокко, а евреи Каталонии, Валенсии, Майорки и Арагона — в современные Алжир и Тунис.

Евреи Алжира

[ редактировать ]
Махзор Катан , по обычаю Священных общин Алжира, Ливорно, 1886 год. [ 38 ]

Мусульманские правители центрального Магриба приняли еврейских изгнанников с распростертыми объятиями. Как только христианские власти увидели, что евреи и новообращенные бежали в Магриб, они запретили им покидать страну, усилили преследования, и бегство стало более трудным. Евреи, поселившиеся в центральном Магрибе, получили статус зимми , как это принято в исламских странах, в обмен на уплату налогов. Положение евреев в центральном Магрибе до прибытия изгнанников было очень плохим, как их экономическое положение, так и уровень изучения Торы. Полуостровные беженцы способствовали подъему экономики страны благодаря коммерческой деятельности с европейскими землями, а также повысили уровень изучения Торы.

Двое из великих позднейших ришонимов , раввин Ицхак бар Шешет Перфет (Рибаш) [ 39 ] и раввин Шимон бен Цемах Дуран (Рашбац) [ 40 ] бежал в Магриб. Рибаш долгое время был великим раввином Каталонии, а Рашбац , несмотря на свою отличную подготовку и знание Торы, посвятил себя медицинской профессии. Через некоторое время Рибаш был назначен Мара де-Атра (высший раввинский авторитет) и главой раввинского суда алжирской общины, а Рашбац был назначен Даяном (судьей) при его суде. Когда Рибаш умер, Рашбац его место занял . Евреи центрального Магриба признали авторитет этих двух великих раввинов, за которыми последовали потомки Рашбаца , его сын раввин Шеломо бен Шимон (Рашбаш) и его ученики. На протяжении поколений евреи центрального Магриба добросовестно и тщательно сохраняли духовное наследие и обычаи, пришедшие из Каталонии. До сегодняшнего дня Рибаш , Рашбац и Рашбаш считаются главными раввинами Алжира.

Одной из характеристик способа диктовки Галахи раввинами Алжира на протяжении поколений было уважение к обычаям и традициям; установленный обычай всегда превосходил галаху , и эта характеристика была унаследована от Мидраша Рамбана Бет . Вопросы галахи в Алжире всегда диктовались школой Рибаша, Рашбаца и Рашбаша , а не согласно мнениям Марана ха-Бет Йосефа ( Йосефа Каро и его труда Шулхан Арух ). [ 41 ] Фактически, евреи Алжира следовали галахической диктовке, унаследованной от каталонского Мидраша Рамбана Бет - и Рашбы . Так, например, раввин Авраам ибн Тауа (1510–1580) [ 42 ] внук Рашбаца , ответил на вопрос, заданный раввинами Феса по поводу законов Шаббата : [ 43 ]

«Ответ: Дорогие раввины, хранит вас Бог; знайте, что мы [потомки] изгнанных из земли Каталонии, и по тому, чем пользовались наши блаженной памяти родители в тех землях, так и мы употребляли в этих местах, где мы разошлись по грехам нашим. Вы знаете, что раввинами Каталонии, согласно предписаниям, на которых основаны все обычаи нашей общины, являются Рамбан , Рашба , Реа и Ран , благословенной памяти, и другие великие раввины, сопровождавшие их в их поколении, хотя их мнения не были опубликованы. Поэтому вам не нужно подвергать сомнению обычаи нашей общины, поскольку, поскольку вы не можете найти ни одного из вопросов, явно упомянутых в книгах, следует предположить, что они следовали обычаю, согласно этим великим раввинам. »

Кроме того, что касается порядка молитв и пиютима , евреи Алжира были строго консервативны в отношении обычаев, пришедших из Каталонии. Махзор минхаг Алжир прибыл из Каталонии около 1391 года. Например, [ 44 ]

Чохмат Мискен: ве-ху сефер Кровац , Ливорно, 1772 год. [ 45 ]

В восемнадцатом веке ученые подвергли сомнению некоторые древние обычаи, заявив, что они противоречат указаниям раввина Ицхака Лурии Ашкенази (Аризала) (1534-1572). Старый обычай, пришедший из Каталонии, заключался в чтении пиютима (а также молитв и молений) в середине молитвы. Они утверждали, что необходимо изменить традиции города. Так, начали менять нусах молитв, действовавших в Алжире с древнейших времен. Алжирские раввины выступили против этого развития, утверждая, что старый обычай не может быть изменен. [ 46 ] но в последующих поколениях большинство синагог города Алжира действительно изменили обряд молитвы и приняли обычай Аризаль ( известный как обычай каббалистов, минхаг ха-мекубалим ). [ 47 ] Только две синагоги сохранили древний обычай (известный как обычай буквалистов, минхаг ха-паштамим ): Большая синагога и синагога Яхин у-Боаз (позже переименованная в Общество Гуггенхайма).

Упомянутые выше пийютим « , которые читаются в особые Шаббат , праздники и т. д., были отредактированы в книге под названием Кровац» . [ 48 ] тексты и мелодии, пришедшие в Алжир в период Рибаша и Рашбаца . Евреи Алжира сохранили до наших дней Согласно традиции, это оригинальные мелодии, прибывшие из Каталонии вместе с двумя великими раввинами. [ 49 ]

В 2000 году состоялся ежегодный семинар по этномузыкологии. [ 50 ] в котором основное внимание уделялось обычаям и литургическим традициям евреев Алжира. [ 51 ] Присутствовали алжирские канторы из Франции и Израиля. Семинар был записан, и сегодня записи можно послушать на сайте Национальной библиотеки Израиля. литургии Шаббата, Рош Ходеш, Ямим Нораим , праздники, посты и пиютим Записывались к различным праздникам. Хотя прошло более 600 лет и произошли определенные изменения, мы можем утверждать, что своеобразие литургической традиции евреев Алжира во многом сохраняет средневековую традицию литургических песнопений евреев Каталонии.

Библиография

[ редактировать ]
  • Ицхак Баер, История евреев в христианской Испании , Филадельфия: Еврейское издательское общество Америки, 1961–1966.
  • Жан Ренье, История евреев в Арагоне: регеста и документы, 1213–1327 гг., Иерусалим: 1978.
  • Йом Тов Ассис, Золотой век арагонского еврейства. Сообщество и общество в Арагонской короне, 1213–1327, Лондон: 1997.
  • Ариэль Тоафф, «Еврейские общины Каталонии, Арагона и Кастилии в Риме 16 века», Ариэль Тоафф, Саймон Шварцфукс (ред.), Средиземноморье и евреи. Банковское дело, финансы и международная торговля (XVI-XVIII вв.) , Рамат-Ган: Издательство Университета Бар-Илан, 1989, стр. 259–270.
  • Эдуард Фелиу, «Сюжет и основа истории евреев в средневековой Каталонии», I Конгресс по изучению евреев на каталонскоязычной территории. Барселона: 2001, стр. 9–29.
  • Еврейская Каталония: Каталог выставки, проходившей в Жироне в Музее истории Каталонии, 2002 г.; Содержит библиографические ссылки.
  • Саймон Шварцфукс, «La Catalonia et l'invention de Sefarad», Материалы I Конгресса по изучению евреев на каталонскоязычной территории: Барселона-Жирона, с 15 по 17 октября 2001 г., Барселона: Публикации и издания Университета Барселона, 2004, с. 185-208.
  • История еврейской Каталонии: жизнь и смерть еврейских общин в средневековой Каталонии / Сильвия Планас, Мануэль Форкано; фотография, Хосеп М. Оливерас. 2009 г., Включает библиографические ссылки.
  • Мануэль Форкано, Каталонские евреи: история, о которой никогда не рассказывали , Барселона: редакционная статья, 2014.
[ редактировать ]
  1. ^ См.: Ицхак Баер, История евреев в христианской Испании , Филадельфия: Еврейское издательское общество Америки, 1961–1966.
  2. ^ По мнению раввина Ицхака Лурии Ашкенази (Аризала) , нусах Каталонии является одним из 12 существующих нусахимов , которые соответствуют 12 коленам Израиля ( раввин Хаим Виталь , Сефер Шаар ха-Каванот, нусах ха-тефилла , тайна 12 дверей). ). Что касается различных традиций и обычаев, Аризаль делит народ Израиля на четыре основные семьи: Сефарад, Ашкеназ, Каталония и Италия ( Шене Лухот ха-Берит, Тора ше-бихтав, Бемидбар ).
  3. ^ Рабби Шимон бен Цемах Дюран (Рашбац) несколько раз упоминает, что в Каталонии традиция управлялась в соответствии с мнением раввина Шеломо бен Адрета (Рашба), а в Сефараде - в соответствии с мнением раввина Ашера бен Йехиэля (Рош) , раввина. Яаков бен Ашер (Бааль ха-Турим) и раввин Моше бен Маймон (Рамбам) : «В Каталонии галахические решения следуют по Рашбе , тогда как в Сефараде следуют по Бааль ха-Туриму и Рамбаму » (ссылка: Ташбетц , т. 3, 257, см. также: Ташбец т. 2, 141, т. 3, 86, т. 3, 118, т. 4, столбец 3, 10).
  4. Недавно был опубликован « Сидур Каталонии» , который представляет собой первую реконструкцию старого нусача Каталонии. Сидур основан на шести средневековых еврейских рукописях (с 14 по 16 век), а также включает в себя серию комментариев, законов и обычаев, составленных учеником раввина Йоны Жиронди в Талмудической академии в Барселоне.
  5. ^ В галахической и респонсской литературе ришоним проводится четкое различие между Сефарадом и Каталонией как в обычаях, так и в молитвенных обрядах. См.: Ответ раввина Авраама бен Давида (Раабада) 131, Ответ раввина Шеломо бен Адрета (Рашба) новый 345, Ответ раввина Ицхака бар Шешета (Рибаш) , 79, 369. Ответ раввина Шимона бен Цемаха Дурана (Рашбац) , Ташбец об. 3, 118; том. 4 (Чут и-Мешулаш) , столбцы 3, 10; том 3, 257; том. 2, 141, том. 3, 86, том. 3, 118, том. 4, столбец 3, 10. Подробнее о различиях обычаев Каталонии и Сефарады см.: Аарон Габбай, «Ханачат тфилин бе-чоль ха-моед». Хаоцар 16 (5778), стр. 107-1. 366–379 (на иврите). Аарон Габбай, «Объяснение закона Моисея», Мориа, год 36, 1–2 (5778), стр. 107–1. 349–369 (на иврите).
  6. ^ Рэй, Джонатан (2013). После изгнания: 1492 год и становление сефардского еврейства . Нью-Йорк Пресс. ISBN  9780814729113 .
  7. ^ «Османская империя приветствовала евреев, изгнанных из Испании» .
  8. ^ «Испания объявляет, что изгонит всех евреев» .
  9. ^ Третий век до н.э. - 5 век н.э.
  10. Имя Сефарад впервые появляется в книге Авдия 1:20: «И это изгнанное войско сынов Израилевых, которые [с] Хананеями до Сарепты, и изгнанник Иерусалима, который в Сефараде, унаследует города южной страны». Раши был основан на Таргуме Йонатана, в котором имя Сефарад переводится термином Аспамия: «Сефарад, переведенное Йонатаном: Аспамия».
  11. Из письма раввина Хасдая ибн Шапрута королю Кузарима мы можем сделать вывод, что Сефарад имел в виду земли, находящиеся под властью ислама, то есть Аль-Андалус : «Знай, твое величество король, что имя нашего Земля, на которой мы живем, на священном языке — Сефарад, а на языке населяющих ее измаильтян (арабов) — Аль-Андалус , и название ее столица — Кордова». Письмо было написано раввином Йеудой ха-Леви , и поэтому предложение отражает только время автора.
  12. ^ Так, раввин Моше бен Маймон (Маймонид) пишет в своей книге «Мишне Тора» : «К синагогам и учебным домам нужно относиться с уважением и их необходимо окроплять (убирать). В Сефараде и на Западе (Марокко), в Вавилоне и на Святой Земле принято зажигать свечи в синагогах и раздвигать жалюзи на полу, на котором сидят прихожане. В землях Эдома (христианских землях) в синагогах люди сидят на стульях [или скамейках]». ( Хилхот Тфилла , 11, 5).
  13. ^ Период геонимов датируется концом VI - серединой XI века.
  14. ^ Барселона была известна как город несиимов ( патриархов) из-за большого количества личностей, носивших этот почетный титул.
  15. ^ Литургическая поэма.
  16. Письмо опубликовано в книге «Шевет Иегуда , Рабби Иегуда ибн Верга » (издание Ганновера, 1924 г.).
  17. В некоторых рукописях, сохранившихся в Каирской Генизе, мы находим евреев, которых называют «сефардами» или «андалузцами». См.: Менахем бен Сассун, Йехуде Сицилия, теудот у-мекорот , Иерусалим: 1991 (на иврите).
  18. ^ Моше Идель, «Экстатическая каббала Авраама Абулафии на Сицилии и ее распространение в эпоху Возрождения», Italia Judaica V: Материалы V Международной конференции (Палермо, 15-19 июня 1992 г.) , Рим: Министерство культурных и экологических благ, стр. 330-340.
  19. ^ В Сидуре Каталонии рукопись Парма Палатина 1750 года идентифицирована как nusach Catalonia. Перед чтением Торы Шабата появляется «благословение короля», в котором упоминается король Арагонский Дон Фадрик, несомненно, это король Фадрик III (1341-1377), правивший на Сицилии в 1355-1377 годах. Эта рукопись представляет собой первый документ, в котором упоминается каталонская еврейская община Сицилии, которая, как мы видим, существовала еще до восстаний 1391 года.
  20. До сегодняшнего дня предполагалось, что миграционная волна каталонских евреев на Сицилии началась в результате восстаний 1391 года. См.: Надя Зелдес, «Евреи и новообращенные каталонцы на Сицилии: миграция, культурные отношения и социальные конфликты», Розер Саликру и Ллуч и др. (ред.), Каталонцы в средневековом Средиземноморье: новые источники, исследования и перспективы , Барселона: Институт исследований средневековых культур, факультет географии и истории, Университет Барселоны, 2015, стр. 455-466.
  21. ^ См.: Ариэла Пиателли, «Каталонские евреи на Сицилии 1400-х годов. Их история в каменном шкафу», La Stampa (13 сентября 2017 г.).
  22. ^ Традиция, обычай.
  23. ^ Архивные документы были опубликованы в: Ариэль Тоафф, «Еврейские общины Каталонии, Арагона и Кастилии в Риме 16 века», Ариэль Тоафф, Саймон Шварцфукс (ред.), Средиземноморье и евреи. Банковское дело, финансы и международная торговля (XVI-XVIII вв.) , Рамат-Ган: Издательство Университета Бар-Илан, 1989, стр. 259-270.
  24. Они были организованы в семь кехалимов : Каталонский, Арагонский, Кастилия, Лиссабон, Геруш-Сефарад, Майорка и Сицилия.
  25. Переписи населения были опубликованы в: Саймон Шварцфукс, «La Catalonia et l'invention de Sepharad», Proceedings of the I Конгресс по изучению евреев на каталонскоязычной территории: Барселона-Жирона, с 15 по 17 октября 2001 г. , Барселона: Publicacions i Edicions de la Universitat de Barcelona, ​​2004, стр. 185-208.
  26. ^ Кладбище еврейской общины Салоник было основано в 16 веке и разрушено в 1943 году. Сегодня на том же месте находится Салоникский университет. Хотя надгробия были уничтожены, некоторые местные исследователи расшифровали надписи, поэтому текст погребальных надгробий каталонской общины сохранился.
  27. ^ Учитель Торы, лидер религиозной общины.
  28. В ответе раввина Самуэля де Медины он вынес решение в пользу Моше Альмоснино , чтобы построить синагогу святой общины Каталонии.
  29. Свидетелей этого разделения мы находим в Респонсе раввина Давида Бен-Зимры (Радбаза) , первая часть, 292.
  30. ^ Национальная библиотека Израиля R 52 A 347 .
  31. ^ Махзор по обрядам Барселоны и обычаям Каталонии.
  32. ^ В Респонсе раввина Шеломо бен Авраам ха-Коэн (Махаршах) упоминает «махзор ле-йамим нораим бе-нусач кахал кадойш каталонский» .
  33. ^ Махзор на Рош ха-Шана и Йом Кипур по обычаям старой и новой каталонской общины нашего города Салоники.
  34. ^ Национальная библиотека Израиля R 41 A 257 .
  35. ^ Ицхак Шмуэль Иммануэль, Гуэдоле Салоника ле-доротам , Тель-Авив: 1936 г. (включает списки с фамилиями каталонских общин яшан и каталонский чадаш ).
  36. ^ Первый том: « Тфиллат Шмуэль. Махзор ле-Рош ха-Шана » ; второй том: « Тфилла Яаков. Махзор ле-Шахарит ве-Мусаф Йом Кипур » ; том третий: « Тфиллат Сеади. Махзор Лейл Кипур и Минха и Нила » .
  37. ^ Сефардская община (Кастилия) стала самой крупной и влиятельной в Салониках, благодаря чему иудео-испанский язык (также называемый ладино, идесмо, спаньолит и т. д.) стал лингва-франка всех еврейских общин (включая общины Каталонии, Франция и Ашкеназ).
  38. ^ Национальная библиотека Израиля R 56 A 346.
  39. Рибаш на протяжении многих лет был великим раввином Каталонии.
  40. ^ Рашбац на Майорке был посвящен медицинской профессии. Оказавшись в Магрибе, где эта профессия была не так уж востребована, он был вынужден зарабатывать на жизнь раввином. ( Магуен Авот , гл. 4, 45).
  41. ^ писал: « В Например, раввин Рафаэль Йедидья Шеломо Црор (1682-1729), автор труда «При Цадик» , во введении к книге «Тайшбетц» Алжире соблюдаются местные обычаи, и юридические решения не выносятся в соответствии с Бейт Йосеф ».
  42. ' ^ Рабби Авраам ибн Тауа был потомком Рашабца и в то же время Рамбана и служил главой алжирской иешивы . Его Респонсы были собраны в две книги, одна из которых была опубликована в третьей части книги «Хут ха-мешулаш» , а типографы добавили ее в четвертый том книги «Ташбетц» Респонса .
  43. ' ^ Ташбец , том. 4 ( «Чут ха-мешулаш »), 3, 10.
  44. ^ Раввин Ицхак Морали (1867-1952) в своем предисловии к махзору минхагу Алжиру пишет: «Этот махзор был принесен нашими родителями-сефарадами, когда они бежали от разрушительных действий 1391 года, и нашими раввинами Рибашом и Рашбацем , святой и благословенной памяти. , сохранил его и таким образом приучил последующие поколения».
  45. ^ Национальная библиотека Израиля R 23 V 2883 .
  46. ^ См.: Шеломо Уакнин, «Тешувот чахме Альгир ве-Тунис бе-иньян шинуи бе-минхаг ха-тфилла бе-Алгир», Мекабциэль 39, стр. 33–102 (на иврите).
  47. ^ Минхаг ха-Мекубалим был основан около 1765 года.
  48. ' ^ Нехорай бен Сидья Азовив, 'Хохмат Мискен: ве-ху сефер Кровац ше-нахагу леомрам ха-кахал ха-кадош ше-бе-ир Аргел , Ливорно, 1772 г.
  49. ^ В синагогах, где был введен минхаг ха-мекубалим , также сохранялись мелодии и нусах пийютим . , хотя их произносили вне тфиллы (амиды) и благословений чтения Шма , как это принято в наши дни в минхаге сефардов .
  50. ^ Семинар был организован музыкальным факультетом Университета Бар-Иллан при сотрудничестве фонотеки Национальной библиотеки Израиля и Центра еврейских музыкальных исследований Еврейского университета в Иерусалиме.
  51. ^ Эдвин Серусси и Эрик Карсенти, «Изучение литургической музыки алжирского еврейства». Пеамим 91 (2002), стр. 31–50.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 38c2cedee8d0b540c55c5e23dadc5834__1723106880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/38/34/38c2cedee8d0b540c55c5e23dadc5834.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jews of Catalonia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)