Евреи Каталонии
Евреи Каталонии (каталонское еврейство, каталонский иудаизм, на иврите: יהדות קטלוניה) — еврейская община, проживавшая на Пиренейском полуострове , в землях Каталонии , Валенсии и Майорки. [ 1 ] до изгнания 1492 года. Его великолепие приходилось на период с 12 по 14 века, когда Торы процветали два важных центра в Барселоне и Жироне . Каталонская еврейская община развила уникальные особенности, которые включали обычаи, молитвенный обряд ( Нусач Каталония ), [ 2 ] и собственная традиция принятия юридических решений ( Галаха ). [ 3 ] Хотя у евреев Каталонии существовал ритуал молитвы [ 4 ] и традиции, отличные от традиций Сефарада [ 5 ] , сегодня их обычно включают в сефардскую еврейскую общину.
После изгнания 1492 года евреи, не принявшие христианство, были вынуждены эмигрировать в Италию , Османскую империю , Магриб , Северную Африку и на Ближний Восток . [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]
Ранняя история
[ редактировать ]Историки утверждают, что евреи прибыли на Пиренейский полуостров до разрушения Второго Храма, хотя самые старые надгробия датируются третьим веком.
Aspamia , происходящее от Hispania , относится к Пиренейскому полуострову во времена Римской империи. [ 9 ] В начале V века полуостров был завоеван вестготами . В этот период были изданы многочисленные указы против евреев, которые были насильственно обращены или изгнаны. [ нужна ссылка ] .
В 711 году нашей эры Пиренейский полуостров был завоеван мусульманами. Территории, находившиеся под властью ислама, назывались Аль-Андалус (по-арабски: الأندلس). Хотя мало что известно об истории евреев в начале исламского правления, мы знаем, что евреи начали использовать термин сефарад. [ 10 ] [ 11 ]
В процессе территориальной реоккупации, называемой Реконкистой , христианские королевства постепенно завоевали все исламские территории, с севера на юг. Во время христианской Реконкисты территории, оккупированные королевствами Кастилия и Португалия, также назывались евреями Сефарадами, тогда как Каталония и другие северные королевства назывались Эдомом или названы в честь Исава . [ 12 ]
Отвоевание Каталонии началось под покровительством франкских королей, которые вынудили мусульман, сумевших переправиться через Пиренеи в битве при Пуатье в 732 году, отступить на юг. Все земли, освобожденные от исламского владения, стали графствами и остались под административной организацией франков . Каталонские графства во главе с графами Барселоны медленно освободились от франков и стали управляться самостоятельно. Старая Каталония стала зоной сдерживания ( Marca Hispanica ) против распространения ислама . Евреи часто переселялись из Сефарада (мусульманской зоны) в северные земли (христианские королевства) и наоборот. Тот факт, что многие из них говорили по-арабски, а также на местных романских языках, позволил им работать переводчиками и занимать важные должности как в мусульманских, так и в христианских правительствах. Евреи владели полями и виноградниками, многие из них занимались сельским хозяйством.
В этот ранний период еврейские ученые Каталонии, стремившиеся к углубленному изучению Талмуда, учились в талмудических академиях ( ешивот ) на Юге. Те, кто хотел изучать естествознание или лингвистику, отправлялись в Сефарад, как и раввин Менахем бен Сарук (920–970), который родился в каталонском городе Тортоса и переехал с семьей в Кордову, чтобы изучать иврит под патронажем губернатора. Шмуэль ибн Нагрелла .
Барселона и Жирона были известны как важные еврейские общины с 9 века нашей эры. В 11 и 12 веках в Барселоне существовал раввинский суд ( Бет Дин ) и важный центр изучения Торы. В этот период Барселона стала звеном в цепи передачи учения Геонимов . [ 13 ] .
Важными каталонскими раввинами этого времени являются раввин Иццан бен Реувен аль-Баргелони (1043-?), раввин Иегуда бен Барзилай ха-Барселони , по прозвищу Иегуда ха-Наси из Барселоны (конец 11 века, начало 12 века) и бар-раввин Авраам. Кто такой Наси? [ 14 ] (конец XI в., первая половина XII в.). Мы знаем, что двое великих хахамим Прованса, раввин Ицхак бен Абба Мари (1122–1193) и раввин Авраам бен раввин Ицхак (1110–1179), переехали в Барселону.
Каталония присоединилась к Провансу в 1112 году и к Арагоне в 1137 году, и таким образом графство Барселона стало столицей единого королевства, названного Короной Арагона . Короли Арагонской короны распространили свои владения на окситанские страны.
12 и 13 века
[ редактировать ]В XII и XIII веках процветали каталонские талмудические академии. Великие раввины и каббалисты Эзра и Азриэль бен Шеломо (конец 12 века, начало 13 века), ученики знаменитого раввина Ицхака эль-Сека (Слепого) (1160-1235), сына раввина Авраама бен Давида (Раабада) из Поскьера. (1120-1198), выделялся в городе Жироне. Мы также можем включить раввина Яакова бен Шешета (12 век) в число каббалистов Жироны этого периода. Кроме того, из Жироны был раввин Авраам бен Ицхак хе-Хазан (12-13 вв.), автор пиюта . [ 15 ] Ахот Кетана (младшая сестра). Из города Жироны был величайший из каталонских мудрецов раввин Моше бен Нахман ( Рамбан , или Нахманид) (1194–1270), чье каталонское имя было Бонаструк са Порта .
Хотя город Жирона был важным центром Торы, в котором находился Бет Мидраш (Дом обучения), посвященный изучению Каббалы , главным городом была Барселона, где Рамбан служил главой общины. В этот период раввин Йона Жиронди (1210-1263) и его знаменитые ученики раввин Аарон бен Йосеф ха-Леви из Барселоны (Реа) (1235-1303) и раввин Шеломо бен Адрет (Рашба) (1235-1310). Также раввин Ашер бен Йехиэль (Рош) (1250–1327), его сын раввин Яаков бен Ашер (Баал ха-Турим) (1269–1343) и раввин Йом Тов бен Авраам ха-Севилли (Ритба) (1250–1330). , ученики Рашбы и Реа . Можно сказать, что в то время Барселона стала самым важным центром изучения Талмуда во всем европейском еврействе. Именно в это время некоторые каталонские еврейские семьи занимали ключевые позиции в каталонской экономике, например, семья Тароч из Жироны.
В Каталонии в 13 веке евреи стали жертвами кровавых наветов и были вынуждены носить отличительный знак под названием Роделла . Власти запретили евреям занимать государственные должности и были вынуждены участвовать в публичных диспутах с представителями христианства, таких как Барселонский диспут 1263 года, в котором Рамбан участвует как представитель иудаизма . Евреи были частной собственностью монархии, которая взимала с них налоги в обмен на защиту.
Короли Арагонской короны расширили каталонские владения и завоевали Майорку, Валенсию, Ибицу и Менорку. В 1258 году они подписали Корбейльский договор с французским королем, по которому отказались от своих прав на окситанские земли. Взамен франки отказались от своих требований на каталонские земли.
14 век
[ редактировать ]В 14 веке христианский фанатизм преобладал на Пиренейском полуострове, и против евреев было много гонений. Среди каталонских мудрецов этого периода можно упомянуть раввина Переца бен Ицхака ха-Коэна (1304-1370), родившегося в Провансе, но жившего в Барселоне, раввина Нисима бен Реувена Жиронди (Рана) (1315-1376), служившего раввином в Барселона, раввин Хасдай бен Иегуда Крескес (старший), раввин Ицхак бар Шешет Перфет (Рибаш) (1326-1408), раввин Хасдай Крескес (Рачак) (1340-1412), раввин Ицхак бен Моше ха-Леви ( Профиат Дюран, ха) -Эфодий ) (1350-1415), раввин Шимон бен Цемах Дюран (Рашбац) (1361-1444). К этому же периоду мы можем отнести картографа Майорки Авраама Крескеса (14 век) и поэта Шеломо бен Мешуллама де Пьера (1310/50-1420/25).
Раввин Нисим бен Реувен Жиронди (Ран) возобновил деятельность барселонской иешивы в 50-х и 60-х годах, после того как еврейская община сильно пострадала от Черной смерти в 1348 году. В 1370 году евреи Барселоны стали жертвами нападений, спровоцированных кровавым наветом. ; несколько евреев были убиты, а секретари общины были заключены в синагогу на несколько дней без еды. После прихода к власти Иоанна I Кастильского условия жизни евреев, похоже, несколько улучшились. Иоанн I даже сделал юридические исключения для некоторых евреев, таких как Авраам Давид Тарош .
Конец века принес восстания 1391 года . В результате беспорядков многие евреи были вынуждены принять христианство, а многие другие погибли мученической смертью. Другим удалось бежать в Северную Африку (например, Рибаш и Рашбац ), Италию и Османскую империю. Это был конец еврейских общин Валенсии и Барселоны. Сообщество Майорки просуществовало до 1435 года, когда евреи были вынуждены обратиться в христианство; сообщество Жироны едва просуществовало до изгнания в 1492 году.
Раввин Хасдай Крескес в письме, которое он отправил еврейской общине Авиньона , предлагает нам отчет о беспорядках 1391 года. [ 16 ] что беспорядки начались в первый день еврейского месяца Таммуз Подводя итоги, из его рассказа мы можем заключить , (воскресенье, 6.04.1391) в Севилье , Кордове , Толедо и почти в семидесяти других местах. С седьмого дня месяца Ава (воскресенье, 7.09.1391) они распространились на другие общины Арагонской Короны: Валенсию , Барселону , Лериду , Жирону и Майорку . Во время атак 1391 года было уничтожено большинство еврейских общин Сефарада, Каталонии и Арагона.
В тринадцатом, четырнадцатом и пятнадцатом веках короли Арагонской короны расширили свои территории до земель Средиземноморья; они завоевали Сицилию (1282 г.), Корсику (1297–1516 гг.), Афины (1311 г.), Неопатрию (1318 г.), Сардинию (1323–1326 гг.) и Неаполь (1435–1442 гг.).
15 век
[ редактировать ]Пятнадцатый век был очень тяжелым для еврейской жизни на Пиренейском полуострове. Общины, пережившие беспорядки 1391 года, столкнулись с большим давлением со стороны церкви и христианского населения. Короли, находившиеся в тяжелом экономическом положении, обложили еврейские общины высокими налогами. Жизнь евреев-конверсо, принявших христианство, тоже была непростой, церковь называла их « новыми христианами » и всегда держала их под подозрением, так как многие из них принимали христианство лишь как внешний притвор, а на самом деле поддерживали иудаизм в тайне. . Инквизиция преследовала и наказывала новых христиан , соблюдавших заповеди иудаизма.
В Каталонии состоялся один из самых длительных споров Средневековья — знаменитый Тортосский спор (1413–1414). В 15 веке мы находим поэта Шеломо бен Реувена Бонафеда в Каталонии.
В 1469 году король Фернандо Арагонский (1452–1516) и королева Кастилии Изабель (1451–1504) поженились и объединили два королевства. В 1492 году они завершили завоевание, разгромив Гранадское королевство , и изгнали евреев из всех своих королевств.
Диаспора евреев Каталонии
[ редактировать ]Первая группа евреев была изгнана из Каталонии после терактов 1391 года; они направлялись главным образом в Италию ( Сицилия , Неаполь , Рим , Ливорно ), Северную Африку ( Алжир ) и Османскую империю (главным образом Салоники , Константинополь и Землю Израиля ). Вторая группа была изгнана католическими монархами . Указ был издан 31 марта 1492 года, и евреям было дано время до 31 июля продать свое имущество и уйти. Эта дата была кануном восьмого числа месяца Ава по еврейскому календарю того года; изгнанные евреи путешествовали по морю в Тиша бе-Ав , 9 Ава , в день, когда произошел ряд бедствий в еврейской истории. Большое количество евреев обратилось в христианство, чтобы им разрешили остаться в Каталонии.
Поселение в Италии
[ редактировать ]Многие каталонские евреи прибыли в Италию и нашли убежище на Сицилии, Неаполе, Ливорно и городе Риме.
Сицилия
[ редактировать ]Мы знаем, что евреи с Пиренейского полуострова поселились на Сицилии с 11 века. [ 17 ] Знаменитый раввин-каббалист Авраам Абулафия (1240-1291), много лет обучавшийся в Каталонии, поселился на Сицилии, где написал большую часть своих произведений. [ 18 ] Сицилия в течение многих лет была частью каталонско-арагонской короны, и еврейские общины оставались на острове до конца 15 века, до указа об изгнании евреев с острова 18 июня 1492 года. Мы знаем о существовании каталонской еврейской общины на острове благодаря идентификации рукописи [ 19 ] XIV века как Сидур Нусах Каталония. [ 20 ] был заново открыт старый Арон ха-Кодеш (священный ковчег синагоги, где хранятся свитки Торы) В 2017 году в городе Агира . [ 21 ] Он был найден в церкви Санкта-Санкторум-Сальваторе и посвящен строительству синагоги каталонских евреев в 1453 году. Это один из старейших Арон ха-Кодеш в Европе.
Рим
[ редактировать ]Каталонские евреи также были сосланы в город Рим. В 1517 году каталонская еврейская община Рима была хорошо организована и построила синагогу по образцу минхага. [ 22 ] Каталония ( Еврейская школа каталонской нации ). [ 23 ] В 1519 году папа Лев X (1475-1521) даровал им разрешение на расширение общины и перенос синагоги на новое место, разрешил переделать и приспособить ее в молитвенный дом согласно своим обрядам и обычаям. К концу 1527 года каталонское сообщество и арагонское сообщество решили объединиться. Объединенная синагога Каталонии и Арагона снова сменила свое местоположение в 1549 году. В 1555 году община утвердила расходы на строительство еще одной синагоги. Каталонско-арагонская община боролась за то, чтобы избежать слияния с сефардскими общинами. Все остальные общины Пиренейского полуострова слились в единую иберийскую общину в Риме, за исключением присоединившихся к арагонцам каталонцев. С созданием гетто в 1555 году каталонская община содержала собственную отдельную синагогу. По переписи 1868 года можно отметить, что из 4995 евреев в Риме 838 принадлежали к общине Каталонии. В 1904 году каталонская синагога присоединилась к другим синагогам Рима и образовала единую синагогу, построенную на берегу реки. Тибр Река . С тех пор у нас нет никакой информации о каталонском сообществе.
Поселение в Османской империи
[ редактировать ]Изгнанные евреи Каталонии также мигрировали в Османскую империю, где они были организованы в общины в зависимости от места происхождения, которые назывались Кехалим . [ 24 ] были Каталонские Кехалим , среди прочего, в Стамбуле , Эдирне , Салониках и Цфате . [ 25 ]
Каталонская еврейская община Салоник
[ редактировать ]Евреи Каталонии образовали в Салониках общину , получившую название «каталонская». [ 26 ] Несмотря на то, что каталонские евреи составляют меньшинство, они боролись за то, чтобы избежать слияния с сефардскими общинами, и сохраняли свои древние обычаи. Религиозные лидеры священных общин Каталонии в Салониках получили титул Марбиц Тора [ 27 ] а не титул Раввин. Первым известным был Элиезер ха-Шимони , прибывший в Салоники в 1492 году. Он имел большое влияние на все общины Салоник и был одним из первых, кто подписал соглашения (хаскамот) мудрецов. Позже находим Моше Капсали . Хахам также Иегуда бен Бенвенист прибыл после изгнания и основал очень важную библиотеку. Еще одним хачамом из каталонской еврейской общины был раввин Моше Альмоснино , Марбитц Тора , экзегет и философ, сын Баруха Альмоснино , восстановивший каталонскую синагогу после пожара 1545 года. [ 28 ]
В 1515 году община была разделена на два Кехалима , которые назывались каталонский яшан (старый каталанский) и каталонский чадаш (новый каталанский). [ 29 ]
В 1526 году состоялся махзор Ямим Нораим (Дни трепета), известный как «Махзор ле-нусах Барселона минхаг Каталония». [ 31 ] был впервые опубликован. Согласно колофону, оттиск был закончен накануне Йом Кипура 5287 (1526) года. [ 32 ]
Каталонские евреи опубликовали несколько переизданий махзора в девятнадцатом веке. В 1863 году они напечатали издание под названием «Махзор ле-Рош ха-Шана ве-Йом ха-Киппурим ке-минхаг кахал кадош каталонский яшан ве-чадаш бе-ирену из Салоников» . [ 33 ] Это издание было опубликовано Ичаком Амарилио .
В 1869 году «Махзор ке-минхаг кахал кадош каталонский яшан ве-чадаш» была напечатана . Редакторами были: Моше Яаков Аяш и раввин Ханох Пипано , а производили впечатление: Давид по имени Бехор Йосеф Ардити , Сеади Авраам Шеалтиэль . Махзор «Махзор ле-Рош ха-Шана кефи минхаг Сефарад ба-кехилот ха- кедошот опубликован под названием Салоники» и включает в себя молитвы общины Арагона и каталонской общины яшан ве-чадаш .
Каталонская еврейская община Салоник существовала как таковая до Холокоста . [ 35 ] В 1927 году они опубликовали нумерованное трехтомное издание « Махзора » под названием «Махзор Ле-Ямим Нораим Кефи Минхаг К[ахал] К[адош] Каталан, Ха-Ядуа Бе-Шем Нусач Барцелона Минхаг Каталунья». [ 36 ] . Во втором томе «Тфиллат Яаков» есть длинное историческое введение о еврейской общине Каталонии и издание махзора, написанное на иудео-испанском языке ; [ 37 ] такое же краткое введение можно найти в первом томе «Тфиллат Шмуэль» , написанном на иврите. Ниже приведен фрагмент перевода еврейской версии:
«Одной из самых драгоценных жемчужин, которые наши предки привезли из изгнания Каталонии, когда им пришлось покинуть ее в качестве изгнанников, был старинный порядок молитв Рош ха-Шана и Йом Кипур , известный как 'нусач Барселона, минхаг Каталунья ' .
А из-за несчастий и смятения изгнанника, обрушившихся в фатальной форме на бедных странствующих беженцев, большинство обычаев смешалось, и постепенно почти все слились в один и тот же порядок молитв, называемый «нусах сефарад» , почти все, кроме некоторых исключительных общин, не изменивших своих обычаев.
Члены Священной общины Каталонии в нашем городе Салоники не изменили своему обычаю и до сегодняшнего дня поддерживают традицию своих предков и возносят свои молитвы Богу в Дни трепета вслед за древним нусачем , привезенным ими из Каталонии.
Евреи Каталонии были самыми выдающимися среди своих братьев в остальных странах сефардов, и их мудрость и наука превосходили их. Выдающиеся общины Барселоны всегда гордились тем, что великие раввины и деятели их общины освещали глаза всей еврейской диаспоры. Евреи-сефарды говорили: «Воздух Барселоны делает мудрым». »
Каталонская еврейская община Салоник была полностью уничтожена во время Холокоста. Немногие выжившие эмигрировали в Израиль после войны 1945–1947 годов.
Поселение в центральном Магрибе
[ редактировать ]Побережья Каталонии, Валенсии и Майорки находятся напротив побережья центрального Магриба. Эти земли издавна поддерживали торговые отношения; кроме того, еврейские общины поддерживали тесные связи. После беспорядков 1391 года большая группа каталонских евреев бежала на побережье центрального Магриба. Мы знаем, что большинство евреев Барселоны бежали и поселились в городе Алжир. В это время в Магрибе после падения Альмохадов были созданы три королевства: одно на территории современного Марокко , другое в Тунисе и третье в Алжире , которым правила династия Бени-Зияна из древнего Марокко . столица Тлемсена . В целом евреи Кастилии отправились в Марокко, а евреи Каталонии, Валенсии, Майорки и Арагона — в современные Алжир и Тунис.
Евреи Алжира
[ редактировать ]Мусульманские правители центрального Магриба приняли еврейских изгнанников с распростертыми объятиями. Как только христианские власти увидели, что евреи и новообращенные бежали в Магриб, они запретили им покидать страну, усилили преследования, и бегство стало более трудным. Евреи, поселившиеся в центральном Магрибе, получили статус зимми , как это принято в исламских странах, в обмен на уплату налогов. Положение евреев в центральном Магрибе до прибытия изгнанников было очень плохим, как их экономическое положение, так и уровень изучения Торы. Полуостровные беженцы способствовали подъему экономики страны благодаря коммерческой деятельности с европейскими землями, а также повысили уровень изучения Торы.
Двое из великих позднейших ришонимов , раввин Ицхак бар Шешет Перфет (Рибаш) [ 39 ] и раввин Шимон бен Цемах Дуран (Рашбац) [ 40 ] бежал в Магриб. Рибаш долгое время был великим раввином Каталонии, а Рашбац , несмотря на свою отличную подготовку и знание Торы, посвятил себя медицинской профессии. Через некоторое время Рибаш был назначен Мара де-Атра (высший раввинский авторитет) и главой раввинского суда алжирской общины, а Рашбац был назначен Даяном (судьей) при его суде. Когда Рибаш умер, Рашбац его место занял . Евреи центрального Магриба признали авторитет этих двух великих раввинов, за которыми последовали потомки Рашбаца , его сын раввин Шеломо бен Шимон (Рашбаш) и его ученики. На протяжении поколений евреи центрального Магриба добросовестно и тщательно сохраняли духовное наследие и обычаи, пришедшие из Каталонии. До сегодняшнего дня Рибаш , Рашбац и Рашбаш считаются главными раввинами Алжира.
Одной из характеристик способа диктовки Галахи раввинами Алжира на протяжении поколений было уважение к обычаям и традициям; установленный обычай всегда превосходил галаху , и эта характеристика была унаследована от Мидраша Рамбана Бет . Вопросы галахи в Алжире всегда диктовались школой Рибаша, Рашбаца и Рашбаша , а не согласно мнениям Марана ха-Бет Йосефа ( Йосефа Каро и его труда Шулхан Арух ). [ 41 ] Фактически, евреи Алжира следовали галахической диктовке, унаследованной от каталонского Мидраша Рамбана Бет - и Рашбы . Так, например, раввин Авраам ибн Тауа (1510–1580) [ 42 ] внук Рашбаца , ответил на вопрос, заданный раввинами Феса по поводу законов Шаббата : [ 43 ]
«Ответ: Дорогие раввины, хранит вас Бог; знайте, что мы [потомки] изгнанных из земли Каталонии, и по тому, чем пользовались наши блаженной памяти родители в тех землях, так и мы употребляли в этих местах, где мы разошлись по грехам нашим. Вы знаете, что раввинами Каталонии, согласно предписаниям, на которых основаны все обычаи нашей общины, являются Рамбан , Рашба , Реа и Ран , благословенной памяти, и другие великие раввины, сопровождавшие их в их поколении, хотя их мнения не были опубликованы. Поэтому вам не нужно подвергать сомнению обычаи нашей общины, поскольку, поскольку вы не можете найти ни одного из вопросов, явно упомянутых в книгах, следует предположить, что они следовали обычаю, согласно этим великим раввинам. »
Кроме того, что касается порядка молитв и пиютима , евреи Алжира были строго консервативны в отношении обычаев, пришедших из Каталонии. Махзор минхаг Алжир прибыл из Каталонии около 1391 года. Например, [ 44 ]
В восемнадцатом веке ученые подвергли сомнению некоторые древние обычаи, заявив, что они противоречат указаниям раввина Ицхака Лурии Ашкенази (Аризала) (1534-1572). Старый обычай, пришедший из Каталонии, заключался в чтении пиютима (а также молитв и молений) в середине молитвы. Они утверждали, что необходимо изменить традиции города. Так, начали менять нусах молитв, действовавших в Алжире с древнейших времен. Алжирские раввины выступили против этого развития, утверждая, что старый обычай не может быть изменен. [ 46 ] но в последующих поколениях большинство синагог города Алжира действительно изменили обряд молитвы и приняли обычай Аризаль ( известный как обычай каббалистов, минхаг ха-мекубалим ). [ 47 ] Только две синагоги сохранили древний обычай (известный как обычай буквалистов, минхаг ха-паштамим ): Большая синагога и синагога Яхин у-Боаз (позже переименованная в Общество Гуггенхайма).
Упомянутые выше пийютим « , которые читаются в особые Шаббат , праздники и т. д., были отредактированы в книге под названием Кровац» . [ 48 ] тексты и мелодии, пришедшие в Алжир в период Рибаша и Рашбаца . Евреи Алжира сохранили до наших дней Согласно традиции, это оригинальные мелодии, прибывшие из Каталонии вместе с двумя великими раввинами. [ 49 ]
В 2000 году состоялся ежегодный семинар по этномузыкологии. [ 50 ] в котором основное внимание уделялось обычаям и литургическим традициям евреев Алжира. [ 51 ] Присутствовали алжирские канторы из Франции и Израиля. Семинар был записан, и сегодня записи можно послушать на сайте Национальной библиотеки Израиля. литургии Шаббата, Рош Ходеш, Ямим Нораим , праздники, посты и пиютим Записывались к различным праздникам. Хотя прошло более 600 лет и произошли определенные изменения, мы можем утверждать, что своеобразие литургической традиции евреев Алжира во многом сохраняет средневековую традицию литургических песнопений евреев Каталонии.
Библиография
[ редактировать ]- Ицхак Баер, История евреев в христианской Испании , Филадельфия: Еврейское издательское общество Америки, 1961–1966.
- Жан Ренье, История евреев в Арагоне: регеста и документы, 1213–1327 гг., Иерусалим: 1978.
- Йом Тов Ассис, Золотой век арагонского еврейства. Сообщество и общество в Арагонской короне, 1213–1327, Лондон: 1997.
- Ариэль Тоафф, «Еврейские общины Каталонии, Арагона и Кастилии в Риме 16 века», Ариэль Тоафф, Саймон Шварцфукс (ред.), Средиземноморье и евреи. Банковское дело, финансы и международная торговля (XVI-XVIII вв.) , Рамат-Ган: Издательство Университета Бар-Илан, 1989, стр. 259–270.
- Эдуард Фелиу, «Сюжет и основа истории евреев в средневековой Каталонии», I Конгресс по изучению евреев на каталонскоязычной территории. Барселона: 2001, стр. 9–29.
- Еврейская Каталония: Каталог выставки, проходившей в Жироне в Музее истории Каталонии, 2002 г.; Содержит библиографические ссылки.
- Саймон Шварцфукс, «La Catalonia et l'invention de Sefarad», Материалы I Конгресса по изучению евреев на каталонскоязычной территории: Барселона-Жирона, с 15 по 17 октября 2001 г., Барселона: Публикации и издания Университета Барселона, 2004, с. 185-208.
- История еврейской Каталонии: жизнь и смерть еврейских общин в средневековой Каталонии / Сильвия Планас, Мануэль Форкано; фотография, Хосеп М. Оливерас. 2009 г., Включает библиографические ссылки.
- Мануэль Форкано, Каталонские евреи: история, о которой никогда не рассказывали , Барселона: редакционная статья, 2014.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ См.: Ицхак Баер, История евреев в христианской Испании , Филадельфия: Еврейское издательское общество Америки, 1961–1966.
- ^ По мнению раввина Ицхака Лурии Ашкенази (Аризала) , нусах Каталонии является одним из 12 существующих нусахимов , которые соответствуют 12 коленам Израиля ( раввин Хаим Виталь , Сефер Шаар ха-Каванот, нусах ха-тефилла , тайна 12 дверей). ). Что касается различных традиций и обычаев, Аризаль делит народ Израиля на четыре основные семьи: Сефарад, Ашкеназ, Каталония и Италия ( Шене Лухот ха-Берит, Тора ше-бихтав, Бемидбар ).
- ^ Рабби Шимон бен Цемах Дюран (Рашбац) несколько раз упоминает, что в Каталонии традиция управлялась в соответствии с мнением раввина Шеломо бен Адрета (Рашба), а в Сефараде - в соответствии с мнением раввина Ашера бен Йехиэля (Рош) , раввина. Яаков бен Ашер (Бааль ха-Турим) и раввин Моше бен Маймон (Рамбам) : «В Каталонии галахические решения следуют по Рашбе , тогда как в Сефараде следуют по Бааль ха-Туриму и Рамбаму » (ссылка: Ташбетц , т. 3, 257, см. также: Ташбец т. 2, 141, т. 3, 86, т. 3, 118, т. 4, столбец 3, 10).
- ↑ Недавно был опубликован « Сидур Каталонии» , который представляет собой первую реконструкцию старого нусача Каталонии. Сидур основан на шести средневековых еврейских рукописях (с 14 по 16 век), а также включает в себя серию комментариев, законов и обычаев, составленных учеником раввина Йоны Жиронди в Талмудической академии в Барселоне.
- ^ В галахической и респонсской литературе ришоним проводится четкое различие между Сефарадом и Каталонией как в обычаях, так и в молитвенных обрядах. См.: Ответ раввина Авраама бен Давида (Раабада) 131, Ответ раввина Шеломо бен Адрета (Рашба) новый 345, Ответ раввина Ицхака бар Шешета (Рибаш) , 79, 369. Ответ раввина Шимона бен Цемаха Дурана (Рашбац) , Ташбец об. 3, 118; том. 4 (Чут и-Мешулаш) , столбцы 3, 10; том 3, 257; том. 2, 141, том. 3, 86, том. 3, 118, том. 4, столбец 3, 10. Подробнее о различиях обычаев Каталонии и Сефарады см.: Аарон Габбай, «Ханачат тфилин бе-чоль ха-моед». Хаоцар 16 (5778), стр. 107-1. 366–379 (на иврите). Аарон Габбай, «Объяснение закона Моисея», Мориа, год 36, 1–2 (5778), стр. 107–1. 349–369 (на иврите).
- ^ Рэй, Джонатан (2013). После изгнания: 1492 год и становление сефардского еврейства . Нью-Йорк Пресс. ISBN 9780814729113 .
- ^ «Османская империя приветствовала евреев, изгнанных из Испании» .
- ^ «Испания объявляет, что изгонит всех евреев» .
- ^ Третий век до н.э. - 5 век н.э.
- ↑ Имя Сефарад впервые появляется в книге Авдия 1:20: «И это изгнанное войско сынов Израилевых, которые [с] Хананеями до Сарепты, и изгнанник Иерусалима, который в Сефараде, унаследует города южной страны». Раши был основан на Таргуме Йонатана, в котором имя Сефарад переводится термином Аспамия: «Сефарад, переведенное Йонатаном: Аспамия».
- ↑ Из письма раввина Хасдая ибн Шапрута королю Кузарима мы можем сделать вывод, что Сефарад имел в виду земли, находящиеся под властью ислама, то есть Аль-Андалус : «Знай, твое величество король, что имя нашего Земля, на которой мы живем, на священном языке — Сефарад, а на языке населяющих ее измаильтян (арабов) — Аль-Андалус , и название ее столица — Кордова». Письмо было написано раввином Йеудой ха-Леви , и поэтому предложение отражает только время автора.
- ^ Так, раввин Моше бен Маймон (Маймонид) пишет в своей книге «Мишне Тора» : «К синагогам и учебным домам нужно относиться с уважением и их необходимо окроплять (убирать). В Сефараде и на Западе (Марокко), в Вавилоне и на Святой Земле принято зажигать свечи в синагогах и раздвигать жалюзи на полу, на котором сидят прихожане. В землях Эдома (христианских землях) в синагогах люди сидят на стульях [или скамейках]». ( Хилхот Тфилла , 11, 5).
- ^ Период геонимов датируется концом VI - серединой XI века.
- ^ Барселона была известна как город несиимов ( патриархов) из-за большого количества личностей, носивших этот почетный титул.
- ^ Литургическая поэма.
- ↑ Письмо опубликовано в книге «Шевет Иегуда , Рабби Иегуда ибн Верга » (издание Ганновера, 1924 г.).
- ↑ В некоторых рукописях, сохранившихся в Каирской Генизе, мы находим евреев, которых называют «сефардами» или «андалузцами». См.: Менахем бен Сассун, Йехуде Сицилия, теудот у-мекорот , Иерусалим: 1991 (на иврите).
- ^ Моше Идель, «Экстатическая каббала Авраама Абулафии на Сицилии и ее распространение в эпоху Возрождения», Italia Judaica V: Материалы V Международной конференции (Палермо, 15-19 июня 1992 г.) , Рим: Министерство культурных и экологических благ, стр. 330-340.
- ^ В Сидуре Каталонии рукопись Парма Палатина 1750 года идентифицирована как nusach Catalonia. Перед чтением Торы Шабата появляется «благословение короля», в котором упоминается король Арагонский Дон Фадрик, несомненно, это король Фадрик III (1341-1377), правивший на Сицилии в 1355-1377 годах. Эта рукопись представляет собой первый документ, в котором упоминается каталонская еврейская община Сицилии, которая, как мы видим, существовала еще до восстаний 1391 года.
- ↑ До сегодняшнего дня предполагалось, что миграционная волна каталонских евреев на Сицилии началась в результате восстаний 1391 года. См.: Надя Зелдес, «Евреи и новообращенные каталонцы на Сицилии: миграция, культурные отношения и социальные конфликты», Розер Саликру и Ллуч и др. (ред.), Каталонцы в средневековом Средиземноморье: новые источники, исследования и перспективы , Барселона: Институт исследований средневековых культур, факультет географии и истории, Университет Барселоны, 2015, стр. 455-466.
- ^ См.: Ариэла Пиателли, «Каталонские евреи на Сицилии 1400-х годов. Их история в каменном шкафу», La Stampa (13 сентября 2017 г.).
- ^ Традиция, обычай.
- ^ Архивные документы были опубликованы в: Ариэль Тоафф, «Еврейские общины Каталонии, Арагона и Кастилии в Риме 16 века», Ариэль Тоафф, Саймон Шварцфукс (ред.), Средиземноморье и евреи. Банковское дело, финансы и международная торговля (XVI-XVIII вв.) , Рамат-Ган: Издательство Университета Бар-Илан, 1989, стр. 259-270.
- ↑ Они были организованы в семь кехалимов : Каталонский, Арагонский, Кастилия, Лиссабон, Геруш-Сефарад, Майорка и Сицилия.
- ↑ Переписи населения были опубликованы в: Саймон Шварцфукс, «La Catalonia et l'invention de Sepharad», Proceedings of the I Конгресс по изучению евреев на каталонскоязычной территории: Барселона-Жирона, с 15 по 17 октября 2001 г. , Барселона: Publicacions i Edicions de la Universitat de Barcelona, 2004, стр. 185-208.
- ^ Кладбище еврейской общины Салоник было основано в 16 веке и разрушено в 1943 году. Сегодня на том же месте находится Салоникский университет. Хотя надгробия были уничтожены, некоторые местные исследователи расшифровали надписи, поэтому текст погребальных надгробий каталонской общины сохранился.
- ^ Учитель Торы, лидер религиозной общины.
- ↑ В ответе раввина Самуэля де Медины он вынес решение в пользу Моше Альмоснино , чтобы построить синагогу святой общины Каталонии.
- ↑ Свидетелей этого разделения мы находим в Респонсе раввина Давида Бен-Зимры (Радбаза) , первая часть, 292.
- ^ Национальная библиотека Израиля R 52 A 347 .
- ^ Махзор по обрядам Барселоны и обычаям Каталонии.
- ^ В Респонсе раввина Шеломо бен Авраам ха-Коэн (Махаршах) упоминает «махзор ле-йамим нораим бе-нусач кахал кадойш каталонский» .
- ^ Махзор на Рош ха-Шана и Йом Кипур по обычаям старой и новой каталонской общины нашего города Салоники.
- ^ Национальная библиотека Израиля R 41 A 257 .
- ^ Ицхак Шмуэль Иммануэль, Гуэдоле Салоника ле-доротам , Тель-Авив: 1936 г. (включает списки с фамилиями каталонских общин яшан и каталонский чадаш ).
- ^ Первый том: « Тфиллат Шмуэль. Махзор ле-Рош ха-Шана » ; второй том: « Тфилла Яаков. Махзор ле-Шахарит ве-Мусаф Йом Кипур » ; том третий: « Тфиллат Сеади. Махзор Лейл Кипур и Минха и Нила » .
- ^ Сефардская община (Кастилия) стала самой крупной и влиятельной в Салониках, благодаря чему иудео-испанский язык (также называемый ладино, идесмо, спаньолит и т. д.) стал лингва-франка всех еврейских общин (включая общины Каталонии, Франция и Ашкеназ).
- ^ Национальная библиотека Израиля R 56 A 346.
- ↑ Рибаш на протяжении многих лет был великим раввином Каталонии.
- ^ Рашбац на Майорке был посвящен медицинской профессии. Оказавшись в Магрибе, где эта профессия была не так уж востребована, он был вынужден зарабатывать на жизнь раввином. ( Магуен Авот , гл. 4, 45).
- ^ писал: « В Например, раввин Рафаэль Йедидья Шеломо Црор (1682-1729), автор труда «При Цадик» , во введении к книге «Тайшбетц» Алжире соблюдаются местные обычаи, и юридические решения не выносятся в соответствии с Бейт Йосеф ».
- ' ^ Рабби Авраам ибн Тауа был потомком Рашабца и в то же время Рамбана и служил главой алжирской иешивы . Его Респонсы были собраны в две книги, одна из которых была опубликована в третьей части книги «Хут ха-мешулаш» , а типографы добавили ее в четвертый том книги «Ташбетц» Респонса .
- ' ^ Ташбец , том. 4 ( «Чут ха-мешулаш »), 3, 10.
- ^ Раввин Ицхак Морали (1867-1952) в своем предисловии к махзору минхагу Алжиру пишет: «Этот махзор был принесен нашими родителями-сефарадами, когда они бежали от разрушительных действий 1391 года, и нашими раввинами Рибашом и Рашбацем , святой и благословенной памяти. , сохранил его и таким образом приучил последующие поколения».
- ^ Национальная библиотека Израиля R 23 V 2883 .
- ^ См.: Шеломо Уакнин, «Тешувот чахме Альгир ве-Тунис бе-иньян шинуи бе-минхаг ха-тфилла бе-Алгир», Мекабциэль 39, стр. 33–102 (на иврите).
- ^ Минхаг ха-Мекубалим был основан около 1765 года.
- ' ^ Нехорай бен Сидья Азовив, 'Хохмат Мискен: ве-ху сефер Кровац ше-нахагу леомрам ха-кахал ха-кадош ше-бе-ир Аргел , Ливорно, 1772 г.
- ^ В синагогах, где был введен минхаг ха-мекубалим , также сохранялись мелодии и нусах пийютим . , хотя их произносили вне тфиллы (амиды) и благословений чтения Шма , как это принято в наши дни в минхаге сефардов .
- ^ Семинар был организован музыкальным факультетом Университета Бар-Иллан при сотрудничестве фонотеки Национальной библиотеки Израиля и Центра еврейских музыкальных исследований Еврейского университета в Иерусалиме.
- ^ Эдвин Серусси и Эрик Карсенти, «Изучение литургической музыки алжирского еврейства». Пеамим 91 (2002), стр. 31–50.