Танец, Вакханка
Танец, Вакханка | |
---|---|
Художник | Жан Метцингер |
Год | в. 1906 год |
Середина | Холст, масло |
Размеры | 73 см × 54 см (28,75 × 21,25 дюйма) |
Расположение | Музей Крёллер-Мюллер , Оттерло |
«Танец» (также известный как «Вакханка ») — картина маслом, созданная около 1906 года французским художником и теоретиком Жаном Метцингером (1883–1956). Вакханка — это докубистская работа , или протокубистская выполненная в очень личном дивизионистском стиле в разгар периода фовизма . Вакханка была написана в Париже в то время, когда Метцингер и Робер Делоне писали портреты друг друга, вместе выставляясь в Осеннем салоне и галерее Берты Вайль . Вакханка была выставлена в Париже весной 1907 года в Салоне Независимых (№ 3460) вместе с «Кушером де Солей» и четырьмя другими работами Метцингера. [1]
Картина была куплена историком искусства и коллекционером Вильгельмом Уде и составляла часть его коллекции, пока не была конфискована французским правительством незадолго до Первой мировой войны . К 30 мая 1921 года «Вакханка» принадлежала французскому художнику Андре Лоту . Картина появилась в аукционном доме Hôtel Drouot , где ее предположительно приобрел Крёллер-Мюллер, и опубликовала в Каталоге картин из коллекции Хелен Крёллер-Мюллер . [2] Картина является частью постоянной коллекции музея Крёллер-Мюллер . [3] [4]
Описание
[ редактировать ]«Танец» (Вакханка) — картина маслом на холсте размерами 73 × 54 см (29 × 21 дюйм). Работа представляет собой обнаженную женщину в композиции, содержащей множество экзотических геометризированных элементов. Смелое использование цвета Метцингером, характерное для его работ между 1904 и 1907 годами, очень заметно в «Вакханке» . Его мазки практически одинакового размера, но их направления и цвета различаются, что придает ритм всей работе. Глубина резкости сглаживается; передний план сливается с компонентами фона. Сюжет классический - напоминает Жана Огюста Доминика Энгра (художника, которым очень восхищался Метцингер), - но его трактовка совсем не классическая.
Эта ранняя работа в стиле дивизионизма представляет собой вакханку (или менаду ). В греческой мифологии менады — последовательницы Диониса (Вакха в римском пантеоне), наиболее значимые представители рода Тиас . Их название буквально переводится как «бредящие». Часто менады изображались вдохновленными Дионисом (также известным как Вакх) в состоянии экстатического безумия посредством сочетания танцев и пьяного опьянения . [5] В этом состоянии они теряли всякий самоконтроль, начинали возбужденно кричать и занимались неконтролируемым сексуальным поведением. Многие художники на протяжении веков выбирали эту тему, вероятно, из-за этих драматических характеристик.
Ее тело изображено обнаженным, если смотреть спереди, с желтыми и белыми бликами и бирюзовыми бликами, мифологическая отсылка служит поводом для обнаженной натуры. Она является основным объектом работы и оформлена в экзотической обстановке, подчеркивающей изгиб ее спины. В ней есть «глубокое сладострастие», как в произведениях Энгра (по выражению Бодлера), но вневременная неподвижность делает ее как-то целомудренной. Сцена кажется спокойной и роскошной одновременно.
Ранние поиски Метцингера «тотального образа» объясняют отсутствие иллюзорной глубины, обильный свет и отказ изобразить заметную разницу между передним планом, фоном и кадром женщины. Метцингер добавил бросающуюся в глаза тропическую обстановку, предположительно под влиянием Поля Гогена ( «Маханы но Атуа, День богов» 1894) или (lLe Douanier) Руссо » Анри «Реве (еще двух художников, которыми художник очень восхищался). Вакханка уже типична для стиля Метцингера с ее роскошными текстурами, извилистой гармонией линий (например, изгибающихся деревьев и листвы), а также изображением безмятежного положения и целомудренной чувственности тела вакханки - все это включено в поиски Метцингера к абсолютному совершенству. [6]
История
[ редактировать ]В 1903 году Жан Метцингер прибыл в Париж (Монмартр), где он проживал до 1912 года. В это время он выставлялся в Салоне Независимых , а вскоре после этого в галерее Берты Вайль с Раулем Дюфи (1903-1904), с Робером Делоне ( начало 1907 г.), с Мари Лорансен (1908 г.), а затем с Андре Дереном , Жоржем Руо , Кесом ван Донгеном (1910 г.). В галерее Вейля он познакомился с Максом Жакобом (1907), который познакомил его с Пабло Пикассо, Хуаном Грисом , и Гийомом Кротовским, который уже подписывал свои работы Гийомом Аполлинером . [7] В 1908 году Метцингер участвовал в групповой выставке в галерее Вильгельма Уде на улице Нотр-Дам-де-Шан с Жоржем Браком , Соней Делоне , Андре Дереном , Раулем Дюфи , Огюстом Эрбеном , Жюлем Паскином и Пабло Пикассо .
Весной 1906 года Жорж Брак впервые выставил свои работы в Салоне Независимых. На выставке 1907 года было экспонировано шесть картин Брака. Пять были куплены Вильгельмом Уде . Шестую работу предположительно купил арт-дилер Канвайлер . [8] Примерно в это же время Брак впервые встретил Канвейлера и был представлен Пикассо Гийомом Аполлинером. Работы Брака по-прежнему носили фовистский характер. Лишь осенью 1907 года в Эстаке Брак начал переход от ярких оттенков к более приглушенным цветам, возможно, в результате мемориальной выставки работ Сезанна в Осеннем салоне 1907 года. [9]
Неясно, когда именно Уде приобрел Вакханку , но вполне вероятно, что Метцингер и Уде впервые встретились примерно в 1906 году, примерно в то время, когда Делоне написал портрет Уде в том же стиле, что и «Вакханка» Метцингера .
С началом Первой мировой войны имущество многих немецких граждан, проживающих во Франции, было конфисковано французским государством. В коллекцию Уде в 1914 году вошли работы Жоржа Брака , Рауля Дюфи , Хуана Гриса , Огюста Эрбена , Мари Лорансена , Фернана Леже , Жана Метцинже (из них Вакханка ), Пабло Пикассо , Жана Пюи и Анри Руссо . Эти работы были конфискованы французским государством и проданы семь лет спустя на аукционе Hôtel Drouot в Париже 30 мая 1921 года. [10]
Музей Крёллер-Мюллер включил Андре Лота в список провенансов этой картины (Париж, 30 мая 1921 г.). [11]
Параллельно с литературой
[ редактировать ]техника Жана Метцингера 1905-06 годов Фовистско - дивизионистская имела свою параллель в литературе. Для него существовал символический союз между писателями -символистами и неоимпрессионизмом . Каждый мазок цвета был эквивалентен слову или «слогу». Вместе кубики пигментов образовывали предложения или «фразы», переводящие различные эмоции. Это важный аспект творчества Метцингера этого периода, его протокубистских работ, а также важный аспект всей художественной деятельности Метцингера (как художника, писателя, поэта и теоретика). До появления кубизма Метцингер сочетал теорию цвета символистов/неоимпрессионистов с перспективой Сезанна , выходя за рамки забот Поля Синьяка и Анри-Эдмона Кросса , а также за пределами забот его непосредственного окружения. [12]
«Я требую от разделенной кисти не объективной передачи света, а радужности и некоторых аспектов цвета, все еще чуждых живописи. Я создаю своего рода хроматическое стихосложение и для слогов использую мазки, которые, варьируясь по количеству, не могут различаться по размеру без изменения ритм изобразительной фразеологии, призванной передать разнообразные эмоции, вызываемые природой». (Метцингер, 1907 г.)
«Что имел в виду Метцингер, — пишет историк искусства Роберт Л. Герберт, — так это то, что каждая маленькая плитка пигмента имеет две жизни: она существует как плоскость, где простой размер и направление являются фундаментальными для ритма картины, и, во-вторых, она также имеет цвет, который может меняться независимо от размера и расположения». (Герберт, 1968) [3] [13]
Более того, каждый отдельный квадрат пигмента связан с другим квадратом аналогичной формы и цвета, образуя группу; каждая группа цветов сочетается с соседней коллекцией разных цветов; точно так же, как слоги объединяются в предложения, а предложения — в абзацы и так далее. Теперь та же концепция, которая раньше относилась к цвету, была адаптирована к форме. Каждая отдельная грань, связанная с другой соседней формой, образует группу; каждая группа, сопоставляемая с соседним набором граней, соединяется или становится ассоциированной с более крупной организацией — точно так же, как ассоциации слогов объединяются в предложения, а предложения объединяются в абзацы и т. д. — образуя то, что Метцингер назвал «тотальным образом». . [7] [12]
«Художники 1910–1914 годов, в том числе Мондриан и Кандинский, а также кубисты, — пишет Роберт Герберт, — опирались на один из его центральных принципов: линия и цвет способны независимо передавать определенные эмоции наблюдателю». естественной формы». Он продолжает: «У неоимпрессионистской теории цвета был важный наследник в лице Робера Делоне. Он был неоимпрессионистом в период фовизма и хорошо знал произведения Синьяка и Анри. Его знаменитые солнечные диски 1912 и 1913 годов. произошли от сосредоточения неоимпрессионистов на разложении спектрального света». [12]
Пик неоимпрессионистского творчества Метцингера пришелся на 1906 и 1907 годы, когда он и Делоне писали портреты друг друга в заметных пигментных прямоугольниках. В небе Coucher de Soleil Метцингера нет. 1 , 1906–1907 (Рейксмузеум Крёллер-Мюллер), представляет собой солнечный диск, который Делоне позже (во время своей кубистской и орфистской фаз) превратил в личную эмблему. [12]
Вибрирующий образ солнца на картине Метцингера, а также в «Paysage au disque» Делоне «является данью уважения разложению спектрального света, лежащему в основе неоимпрессионистской теории цвета...» (Герберт, 1968) ( См., Жан Метцингер, Государственный музей Крёллер-Мюллер, Оттерло) [14]
Метцингер, а затем Делоне (они часто рисовали вместе в 1906 и 1907 годах) развили новый стиль неоимпрессионизма, включающий крупные кубические мазки в сильно геометризированные композиции, которые вскоре после этого имели большое значение в контексте их кубистических работ. И Джино Северини , и Пит Мондриан разработали аналогичную мозаичную технику кубо-дивизионизма между 1909 и 1911 годами. Футуристы позже (1911–1916) включили этот стиль под влиянием Джино Северини парижских работ в свои «динамичные» работы. картины и скульптура. [12]
Кубики
[ редактировать ]В Салоне Независимых 1906 года в состав комитета по подвеске были избраны Матисс, Синьяк и Метцингер. После Осеннего салона 1905 года, ознаменовавшего начало фовизма, Салон независимых 1906 года стал первой совместной выставкой всех фовистов. Центральным экспонатом выставки стала монументальная картина Матисса « Le Bonheur de Vivre» («Радость жизни») . [15] Треугольная композиция тесно связана с «Купальщицами» Сезанна; серия, которая вскоре стала источником вдохновения для « Авиньонских девиц» Пикассо . Критики пришли в ужас от плоскостности, ярких красок, эклектичности стиля и смешанной техники « Le Bonheur de Vivre» .
И Робер Делоне , и Жан Метцингер между 1905 и 1907 годами писали в стиле дивизионизма с использованием больших квадратов или прямоугольных цветных плоскостей (см. также « Две обнаженные фигуры в экзотическом пейзаже »). Описывая Салон Независимых 1906 года, искусствовед Луи Шасвен выделил их среди других фовистов и неоимпрессионистов. Использование им термина «куб» для описания их работ позже было использовано Луи Вокселем для крещения кубизма. Шассен пишет:
- «М. Метцингер - такой же мозаичист, как и М. Синьяк, но он привносит большую точность в резку своих цветных кубиков, которые кажутся изготовленными машиной [...]». [7] [12] [16] [17]
В следующем году Метцингер и Делоне, с которыми он разделил выставку в галерее Берты Вейль в 1907 году, были отмечены Луи Вокселем как дивизионисты, которые использовали большие мозаичные «кубики» для построения небольших, но очень символических композиций. [12] [17] [18]
Полтора года спустя, в ноябре 1908 года, Воксель в своем кратком обзоре выставки Жоржа Брака в галерее Канвейлера назвал Брака смелым человеком, презирающим форму, «сводящим все, места, фигуры и дома, к геометрическим схемам, до кубиков. [19]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Жан Метцингер, Вакханка , Общество независимых художников: каталог 23-й выставки, 1907, вып. 3460, с. 225
- ^ Каталог коллекции картин г-жи Х. Крёллер-Мюллер, составителя Х. П. Бреммера, опубликован в 1921 (?) в S-Gravenhage, № 844 (на голландском языке).
- ^ Jump up to: а б Джоанн Мозер, 1985, Жан Метцингер в ретроспективе, Докубистские произведения, 1904–1909 , Художественный музей Университета Айовы, Фонд Дж. Пола Гетти, University of Washington Press, стр. 34, 35
- ↑ Жан Метцингер, Вакханка , Музей Крёллер-Мюллера (неправильно датировано примерно 1910 годом)
- ^ Уайлс, Дэвид (2000). Греческое театральное представление: Введение . Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета.
- ^ Алекс Миттельманн, Жан Метцингер: Дивизионизм, кубизм, неоклассицизм и посткубизм , 2011
- ^ Jump up to: а б с Дэниел Роббинс, Джин Метцингер: В центре кубизма , 1985, Джин Метцингер в ретроспективе, Художественный музей Университета Айовы, Фонд Дж. Пола Гетти, University of Washington Press, стр. 9–23
- ^ Kubisme.info, Салон Независимых.
- ^ Льюис Качур, Жорж Брак , МоМА, Oxford University Press
- ^ Продажа немецких товаров, подпадающих под военную меру секвестра : Коллекция Уде. Париж, 30 мая 1921 года. Каталожный номер 40 , Библиотека Национального института истории искусств (INHA), коллекции Жака Дусе.
- ^ Картины Рейксмузеума Креллер-Мюллер, Оттерло, 1969, кат. нет 493
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Роберт Л. Герберт, 1968, неоимпрессионизм, Фонд Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк.
- ^ Жан Метцингер, ок. 1907 г., цитируется по Жоржу Девальеру, La Grande Revue , vol. 124, 1907 г., цитируется по книге Роберта Л. Герберта, 1968 г., Неоимпрессионизм, Фонд Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк.
- ^ Рейксмузеум Креллер-Мюллер, Оттерло, Жан Метцингер, Coucher de Soleil No. 1 Архивировано 9 июля 2012 г. на archive.today.
- ^ Рассел Т. Клемент, Les Fauves: справочник , Greenwood Press , ISBN 0-313-28333-8 , 1994 г.
- ^ Луи Шасвен, 22-й Салон Независимых , 1906 г., Некоторые небольшие салоны , Париж, 1908 г., с. 32
- ^ Jump up to: а б Дэниел Роббинс, 1964, Альберт Глейз 1881–1953, Ретроспективная выставка , опубликованная Фондом Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк, в сотрудничестве с Национальным музеем современного искусства, Париж, Музеем в Оствале, Дортмунд.
- ^ Искусство ХХ века.
- ^ Алекс Данчев, Жорж Брак: Жизнь , Arcade Publishing, 15 ноября. 2005 г.