Национализация поставок нефти
Национализация поставок нефти относится к процессу конфискации предприятий по добыче нефти и их имущества, как правило, с целью получения большего дохода от нефти для правительств нефтедобывающих стран. Этот процесс, который не следует путать с ограничениями на экспорт сырой нефти, представляет собой важный поворотный момент в развитии нефтяной политики. Национализация устраняет операции частного бизнеса, при которых частные международные компании контролируют нефтяные ресурсы в нефтедобывающих странах, и передает их в собственность правительств этих стран. Как только эти страны станут единственными владельцами этих ресурсов, им придется решить, как максимизировать чистую приведенную стоимость известных им запасов нефти в недрах. [1] В результате национализации нефти можно наблюдать несколько ключевых последствий. «На внутреннем фронте национальные нефтяные компании часто разрываются между национальными ожиданиями того, что они должны «нести флаг», и собственными амбициями коммерческого успеха, что может означать определенную степень освобождения от рамок национальной повестки дня». [2]
По данным консалтинговой компании PFC Energy , только 7% предполагаемых мировых запасов нефти и газа находятся в странах, которые предоставляют свободу действий частным международным компаниям. Примерно 65% находятся в руках государственных компаний, таких как Saudi Aramco , а остальные находятся в таких странах, как Россия и Венесуэла , куда доступ западным компаниям затруднен. Исследование PFC предполагает, что политические группы, неблагоприятные для капитализма в некоторых странах, склонны ограничивать рост добычи нефти в Мексике , Венесуэле , Иране , Ираке , Кувейте и России. Саудовская Аравия также ограничивает расширение мощностей, но из-за добровольного ограничения, в отличие от других стран. [3]
История
[ редактировать ]Эта национализация (экспроприация) запасов нефти, ранее принадлежавших частным лицам, там, где она произошла, была постепенным процессом. До открытия нефти некоторые страны Ближнего Востока, такие как Ирак , Саудовская Аравия и Кувейт, были бедными и слаборазвитыми. Это были пустынные королевства, у которых было мало природных ресурсов и не было достаточных финансовых ресурсов для поддержания государства. Бедняки составляли большую часть населения. [4]
Когда в начале двадцатого века в этих развивающихся странах была обнаружена нефть, у этих стран не было достаточных знаний о нефтяной промышленности, чтобы использовать недавно открытые природные ресурсы. Таким образом, страны не могли добывать или продавать свою нефть. [4]
Крупнейшие нефтяные компании обладали технологиями и опытом и заключили концессионные соглашения с развивающимися странами; компаниям были предоставлены эксклюзивные права на разведку и разработку добычи нефти внутри страны в обмен на рискованные инвестиции, открытие нефтяных месторождений, добычу нефти и уплату местных налогов. Концессионные соглашения, заключенные между страной-производителем нефти и нефтяной компанией, определяли ограниченную территорию, которую компания могла использовать, длились ограниченный период времени и требовали, чтобы компания взяла на себя все финансовые и коммерческие риски, а также заплатила правительствам принимающих стран. налоги, роялти и налоги на добычу. Пока компании будут соответствовать этим требованиям, правительства пообещали, что компании смогут претендовать на любую часть добытой ими нефти. [4] В результате мировая нефть оказалась в основном в руках семи корпораций, базирующихся в США и Европе , часто называемых « Семью сестрами» . [5] Пять компаний были американскими ( «Chevron» , «Exxon» , «Gulf» , «Mobil » и «Texaco» ), одна — британской ( «British Petroleum» ) и одна — англо-голландской ( «Royal Dutch/Shell» ). [4] С тех пор эти компании объединились в четыре: Shell, ExxonMobil , Chevron и BP . [5] Страны, обладающие запасами нефти, были недовольны процентом прибыли, о котором они договорились. Но из-за включения положений о выборе права суверенные принимающие страны не могли просто произвольно менять контракты. Другими словами, споры по поводу деталей контракта будут разрешаться третьей стороной, а не принимающей страной. Единственным способом для принимающих стран изменить свои контракты была национализация (экспроприация).
Хотя неразвитые страны изначально приветствовали концессионные соглашения, некоторые националисты начали утверждать, что нефтяные компании их эксплуатируют. [ нужна ссылка ] Во главе с Венесуэлой страны-производители нефти осознали, что могут контролировать цены на нефть, ограничивая поставки. Страны объединились в ОПЕК , и постепенно правительства взяли под свой контроль поставки нефти. [4]
До 1970-х годов было только два крупных случая успешной национализации нефти: первый после большевистской революции 1917 года в России и второй в 1938 году в Мексике. [6]
Предварительная национализация
[ редактировать ]Из-за наличия нефти Ближний Восток был центром международной напряженности еще до национализации поставок нефти. Великобритания была первой страной, которая заинтересовалась ближневосточной нефтью. В 1908 году нефть была обнаружена в Персии Англо-персидской нефтяной компанией по инициативе британского правительства. Великобритания сохраняла стратегическое и военное доминирование в районах Ближнего Востока, находящихся вне контроля Турции, до тех пор, пока после Первой мировой войны бывшая Турецкая империя не была разделена между Великобританией и Францией. Оказалось, что многие территории, контролируемые французами, имели небольшой нефтяной потенциал. [7]
С другой стороны, Великобритания продолжала расширять нефтяные интересы в других частях Персидского залива . Хотя в Кувейте были обнаружены нефтяные ресурсы, в то время спрос на нефть был недостаточным для разработки в этом районе. [7]
Из-за политического и коммерческого давления вскоре Соединённые Штаты обеспечили себе доступ к поставкам нефти на Ближнем Востоке. Британское правительство было вынуждено допустить США в Ирак и страны Персидского залива . В Ираке доминировали нефтяные компании США, а Кувейт состоял из 50/50 британских и американских компаний. [7]
Вплоть до 1939 года ближневосточная нефть оставалась относительно незначительной на мировых рынках. Согласно «Значению нефти», Ближний Восток в то время «давал лишь 5 процентов от общего объема мировой добычи нефти, а его экспорт был ограничен странами в непосредственной близости от региона и через Суэцкий канал в Западной Европе». [7] Реальное значение событий на Ближнем Востоке до 1939 года заключается в том, что они заложили основу для нефтяной экспансии после 1945 года. [7]
После Второй мировой войны спрос на нефть значительно возрос. Из-за разработки нефти во время войны, которая доказала огромный потенциал для открытия нефти на Ближнем Востоке, не было никаких колебаний в инвестировании капитала в Иран , Ирак , Кувейт и Саудовскую Аравию . [7]
Огромные инвестиции были сделаны для улучшения инфраструктуры, необходимой для транспортировки ближневосточной нефти. Например, в Суэцкий канал были вложены инвестиции , чтобы гарантировать, что более крупные танкеры его смогут использовать . Также увеличилось строительство нефтепроводов . Расширение инфраструктуры для добычи и транспортировки ближневосточной нефти осуществлялось в основном семью крупными международными нефтяными компаниями. [7]
Ранние национализации
[ редактировать ]До 1970 года было десять стран, национализировавших добычу нефти: Советский Союз в 1918 году, Боливия в 1937 и 1969 годах, Мексика в 1938 году, Иран в 1951 году, Ирак в 1961 году, Бирма и Египет в 1962 году, Аргентина в 1963 году, Индонезия в 1963 году. и Перу в 1968 году. Хотя эти страны были национализированы к 1971 году, все «важные» отрасли промышленности, существовавшие в развивающихся странах, по-прежнему принадлежали иностранным фирмам . Кроме того, на момент национализации крупными экспортерами были только Мексика и Иран. [8]
Правительство Бразилии под руководством Жетулиу Варгаса национализировало нефтяную промышленность в 1953 году, создав тем самым компанию Petrobras .
Причины национализации
[ редактировать ]Эксплуатация
[ редактировать ]Сторонники национализации утверждали, что первоначальные контракты, заключенные между страной-производителем нефти и нефтяной компанией, были несправедливыми по отношению к стране-производителю. Однако без знаний и навыков, принесенных в страну международными нефтяными компаниями, страны не смогли бы получать нефть. Контракты, которые не могли быть изменены или прекращены до наступления истинной даты окончания, охватывали огромные территории и длились в течение длительного времени. Националистические идеи возникли после того, как страны-производители осознали, что нефтяные компании их эксплуатируют. [4] Во многих случаях эти страны не платили компаниям за потерю активов или платили лишь номинальные суммы.
Первой страной, которая начала действовать, была Венесуэла, у которой было самое выгодное концессионное соглашение. В 1943 году страна увеличила общую сумму роялти и налогов, выплачиваемых компаниями, до 50% от их общей прибыли . Однако истинно равное прибыли не было достигнуто до 1948 года распределение . проблемы с изменениями, навязанными Венесуэлой. Даже несмотря на рост цен на нефть, компании по-прежнему сохраняли доминирующее положение в Венесуэле. [4]
Изменение цен на нефть
[ редактировать ]Изначально объявленная цена на нефть была определяющим фактором налогов, которые нефтяные компании должны были платить. Эта концепция была выгодна нефтяным компаниям, поскольку именно они контролировали объявленные цены. Компании могли бы повысить фактическую цену на нефть, не меняя объявленную цену, избежав тем самым увеличения налогов, выплачиваемых стране-производителю. [4] Страны-производители нефти не осознавали, что компании корректируют цены на нефть, пока в конце 1950-х годов стоимость нефти не упала, и компании не начали очень часто снижать объявленные цены. [4] Основной причиной снижения цен на нефть стало изменение мировой энергетической ситуации после 1957 года, приведшее к конкуренции между источниками энергии. Попытки найти рынки привели к снижению цен. Снижение цен сначала было достигнуто за счет сокращения прибыли , но вскоре цены упали до уровня, намного ниже объявленного, поскольку компании, добывающие нефть на Ближнем Востоке, начали предлагать нефть независимым и государственным нефтеперерабатывающим заводам. [7]
Страны-производители раздражались, когда компании без предупреждения снижали цены. Согласно «Значению нефти»,
«Небольшое снижение объявленных цен в 1958 и 1959 годах вызвало некоторые признаки неодобрения со стороны некоторых правительств Ближнего Востока, но только после того, как в 1960 году было объявлено о крупных сокращениях — порядка 10–15 процентов — над головой разразилась буря. компании, решения которых сократят нефтяные доходы стран на 5–7 ½ процента». [7]
С другой стороны, высокие цены на нефть повышают переговорную силу нефтедобывающих стран. В результате некоторые говорят, что страны с большей вероятностью национализируют свои запасы нефти во времена высоких цен на нефть. Однако национализация может повлечь за собой различные издержки, и часто возникает вопрос, почему правительство отреагировало на повышение цен на нефть национализацией, а не введением более высоких налогов. Теория контрактов дает аргументы против национализации. [9]
Структурные изменения стран-производителей нефти
[ редактировать ]Третий мир претерпел драматические структурные изменения за десятилетия после того, как была впервые обнаружена нефть. Рост национализма и появление общего группового сознания среди развивающихся стран сопровождали конец формальных колониальных отношений в 1950-х и 1960-х годах. Общее групповое сознание среди стран-экспортеров нефти выразилось в формировании ОПЕК, расширении контактов и коммуникаций между странами, а также попытках совместных действий между странами в 1960-е годы. На структуру промышленности, приведшую к усилению националистического менталитета, повлияли следующие важные изменения: [8]
Стратегический контроль
[ редактировать ]Первоначально страны-производители нефти были бедными и нуждались в нефтяных компаниях, которые помогали бы им добывать нефть и управлять нефтяными запасами, расположенными внутри страны. Однако по мере того, как страны начали развиваться, их требования к доходам возросли. Промышленность интегрировалась в местную экономику , что требовало стратегического контроля со стороны принимающей страны над ценообразованием и темпами производства. Постепенно иностранные инвесторы потеряли доверие нефтедобывающих стран к разработке ресурсов в национальных интересах. Нефтедобывающие страны потребовали участия в контроле над нефтью внутри своей страны. [8]
Расширенные возможности
[ редактировать ]Более того, технологические инновации и управленческий опыт резко возросли после Второй мировой войны , что увеличило переговорную силу стран-производителей. Возросшая переговорная сила позволила компаниям изменить режим своей работы. [8]
Расширение нефтяной промышленности
[ редактировать ]Стивен Дж. Кобрин утверждает, что
«В межвоенный период и на протяжении 1950-х годов международная нефтяная отрасль представляла собой очень тесную олигополию, в которой доминировали семь крупнейших международных нефтяных компаний ( Exxon , Shell, BP , Gulf , Texaco , Mobil и Chevron — как они известны сегодня). Однако в период с 1953 по 1972 год более трехсот частных фирм и пятидесяти государственных фирм вошли в отрасль, привлеченные взрывным ростом потребления нефти и существенным снижением барьеров для входа». [8]
Новые независимые компании нарушили равновесие между крупными компаниями и странами-производителями. Страны узнали о своих возможностях, поскольку эти компании предложили более выгодные условия соглашения. [8]
Изменения спроса и предложения
[ редактировать ]Дефицит нефти в 1970-х годах увеличил стоимость нефти по сравнению с предыдущими десятилетиями. Переговорная сила стран-производителей возросла, поскольку правительства стран и нефтяные компании стали все больше беспокоиться о сохранении доступа к сырой нефти. [8]
Распространение идей между нефтедобывающими странами
[ редактировать ]Роджерс определяет диффузию как «процесс, посредством которого (1) инновация (2) передается по определенным каналам (3) с течением времени (4) среди членов социальной системы». [8] Инновации могут состоять из технологий , философии или управления методов . Примеры каналов связи включают средства массовой информации , такие организации, как ОПЕК или ООН , или образовательные учреждения . Из-за распространения попытки национализации нефти в странах-производителях и то, были ли эти попытки успешными, повлияли на решения о национализации поставок нефти. [8]
Двумя попытками национализации, которые оказали явное сдерживающее воздействие на другие страны-производители, были национализация Мексики в 1938 году и Ирана в 1951 году, которые произошли до важных структурных изменений в нефтяной промышленности. Мексиканская национализация доказала, что, хотя национализацию можно было осуществить, она была достигнута ценой изоляции от международной промышленности, в которой в то время доминировали крупные компании. Иранская национализация также провалилась из-за отсутствия сотрудничества с международными нефтяными компаниями. Эти два случая доказали другим странам-производителям нефти, что до тех пор, пока структура нефтяной промышленности не изменится и не будет меньше полагаться на международные нефтяные компании, любые попытки национализации будут сопряжены с большим риском и, скорее всего, окажутся безуспешными. [8]
Как только структура нефтяной промышленности изменилась, страны-производители нефти с большей вероятностью преуспели в национализации своих поставок нефти. Развитие ОПЕК обеспечило среду, в которой добывающие страны могли общаться, и распространение могло происходить быстро. [8]
Первой страной, которая успешно национализировала после структурных изменений в отрасли, был Алжир , который национализировал 51% французских компаний всего через десять дней после Тегеранского соглашения 1971 года , а позже смог национализировать 100% своих компаний. Национализация алжирской нефти побудила Ливию национализировать British Petroleum в 1971 году, а в 1974 году и остальные ее иностранные компании. Быстро возник волновой эффект , распространившийся сначала на более воинственных производителей нефти, таких как Ирак , а затем на более консервативных производителей нефти, таких как Ирак. Саудовская Аравия. Стивен Дж. Кобрин утверждает, что
«К 1976 году практически все остальные крупные производители на Ближнем Востоке, в Африке, Азии и Латинской Америке последовали за национализацией, по крайней мере, некоторых из своих производителей, чтобы получить либо долю участия, либо захватить всю отрасль и нанять международные компании на работу. на договорной основе». [8]
Последствия национализации
[ редактировать ]Вертикальная интеграция нефтяной отрасли была нарушена
[ редактировать ]Из-за общей нестабильности поставок нефть стала инструментом внешней политики стран-экспортеров нефти. [6] Национализация повысила стабильность на нефтяных рынках и нарушила вертикальную интеграцию внутри системы. Вертикальная интеграция была заменена двойной системой, в которой страны ОПЕК контролировали деятельность по добыче и сбыту сырой нефти, в то время как нефтяные компании контролировали деятельность по переработке, такую как транспортировка, переработка, распределение и продажа нефтепродуктов. [1]
В рамках новой двойной структуры ОПЕК не была ни вертикально, ни горизонтально интегрирована и не могла отобрать у нефтяных компаний весь нефтяной сектор. Временные опасения перед нехваткой нефти в 1970-е годы помогли скрыть эти последствия. Кроме того, отношения между странами-производителями Персидского залива и предыдущими концессионными компаниями привели к «искусственной» вертикальной интеграции. Эти отношения включали долгосрочные контракты, скидки от официальных цен и положения о поэтапном отказе. Свободные рынки начали преобладать в 1981 году, после того как торговля нефтью превратилась из рынка продавцов в рынок покупателей. [1]
Нефтяные компании потеряли доступ к поставкам нефти
[ редактировать ]По данным Energy Studies Review, спрос на нефть в западном мире снизился на 15% в период с 1973 по 1982 год . кубических метров ), снижение почти на 50%. За этот период добыча из запасов, находящихся под их собственным контролем, выросла с 25,5 до 6,7 млн баррелей (от 4,1 до 1,1 млн м3). 3 ), снижение на 74%. В результате крупные нефтяные компании стали важными нетто-покупателями сырой нефти после длительного периода вертикально интегрированных продавцов своим собственным нефтеперерабатывающим заводам. [1]
Изменение горизонтальной интеграции нефтяной отрасли
[ редактировать ]Рост цен на нефть в 70-х годах привлек производителей, не входящих в ОПЕК, — Норвегию, Мексику, Великобританию, Египет и некоторые страны Африки и Азии — к разведке внутри своей страны. В 1965 году индекс Герфиндаля горизонтальной интеграции для нефтедобывающей отрасли составлял 1600, а для геологоразведочной отрасли - 1250. К 1986 году он снизился примерно до 930 для нефтедобывающей отрасли и до 600 для геологоразведочной отрасли. Это создало дополнительный дестабилизирующий фактор для ОПЕК. [1]
Реструктуризация нефтеперерабатывающего сектора
[ редактировать ]Мировая мощность переработки крупнейших нефтяных компаний в 1973 году составляла 23,2 миллиона баррелей (3,69 миллиона кубических метров) в сутки. Однако к 1982 году их мировые мощности по переработке снизились до 14 миллионов баррелей (2,2 миллиона кубометров нефти). 3 ) в день. Это снижение стало результатом уменьшения их доступа к нефтяным запасам стран ОПЕК и, как следствие, рационализации их мировой сети переработки и распределения с целью уменьшения их зависимости от стран ОПЕК. Увеличение нефтеперерабатывающих мощностей стран ОПЕК, которые хотели продавать не только сырую нефть, но и продукты ее переработки, еще больше усилило эту тенденцию к рационализации. [1]
Изменения на спотовом рынке
[ редактировать ]Национализация поставок нефти и появление рынка ОПЕК привели спотового рынка к изменению ориентации и размера . Спотовый рынок изменил ориентацию, поскольку стал иметь дело не только с сырой нефтью, но и с продуктами нефтепереработки. Размер спотового рынка изменился, поскольку по мере спада на рынке ОПЕК количество сделок на спотовом рынке увеличилось. [1] Развитие спотового рынка привело к нестабильности цен на нефть. Риски, связанные с инвестициями в нефть, возросли. Чтобы защититься от этих потенциальных рисков, были созданы параллельные рынки, такие как форвардный рынок . По мере развития этих новых рынков контроль над ценами для ОПЕК стал более трудным. продукта превратилась Кроме того, нефть из стратегического в товар . [1] Изменения на спотовом рынке благоприятствовали конкуренции и затрудняли заключение олигополистических соглашений. Развитие многих свободных рынков повлияло на ОПЕК двумя разными способами:
- Произошёл дестабилизирующий эффект, благодаря которому членам ОПЕК стало легче не соблюдать собственную квоту, если они этого не хотели. [1]
- Произошел стабилизирующий эффект, который послужил стимулом для сотрудничества между членами ОПЕК. Снижение цен из-за свободного рынка сделало страны ОПЕК более выгодными для совместной работы, а не для поиска прибыли по отдельности. [1]
страны ОПЕК
[ редактировать ]Алжир
[ редактировать ]В настоящее время Алжир является одним из крупнейших производителей природного газа в арабском мире после Катара и Саудовской Аравии . [10] Национализация нефти и газа в Алжире произошла всего через девять лет после того, как страна провозгласила независимость от колониальной Франции, которая правила регионом в течение 130 лет. Алжир присоединился к ОПЕК в 1969 году и полностью национализировал свою промышленность в 1971 году, но в 1963 году Алжир предпринимал шаги, чтобы играть более важную роль в нефтяной промышленности, получая прибыль от своих запасов в Сахаре.
Эквадор
[ редактировать ]Эквадор проводит одну из самых нестабильных нефтяных политик в регионе, что отчасти является отражением высокой политической нестабильности в стране. [11] На долю Petroecuador приходится более половины добычи нефти, однако в результате финансовых неудач в сочетании с падением цен на нефть частные компании увеличили инвестиции в нефть в Эквадоре. В начале 1990-х годов ежегодные иностранные инвестиции в нефть составляли менее 200 миллионов долларов США, а к началу 2000-х годов они превысили 1 миллиард долларов США (Campodónico, 2004). [11] Изменения в политической власти привели к усилению государственного контроля над добычей нефти . В частности, избрание президента Рафаэля Корреа на платформе ресурсного национализма привело к усилению государственного контроля и утверждению налога на непредвиденную прибыль . [11]
Иран
[ редактировать ]С самого начала нефтяная промышленность Ирана переживала периоды расширения и спада. Быстрый рост во время Первой мировой войны замедлился вскоре после начала Второй мировой войны . Восстановление началось в 1943 году с возобновлением маршрутов поставок в Соединенное Королевство . Нефть производилась компанией, которая стала Англо-Иранской нефтяной компанией с иранским правительством возникли политические трудности , но в послевоенный период . [12]
Иран стремился избавиться от британского политического влияния и эксплуатации со стороны АМОК. Переговоры между Англо-Иранской нефтяной компанией и правительством провалились, и в 1951 году нефтяная промышленность была национализирована. В результате британского бойкота и Абаданского кризиса добыча нефти в Иране упала практически до нуля. По британской инициативе ЦРУ сверг премьер-министра Ирана Мосаддыка в ходе операции «Аякс» . Формально национализация оставалась эффективной, но на практике к ней был допущен консорциум нефтяных компаний по стандартной для того времени сделке о разделе прибыли 50/50.
В результате всего этого процесса британцы получили значительную долю в том, что было их самым ценным иностранным активом. Однако оно остановило демократический переход в Иране, оставив свой след на десятилетия вперед. Широко распространено мнение, что этот переворот внес значительный вклад в иранскую революцию 1979 года , после которой нефтяная промышленность была снова национализирована.
Ирак
[ редактировать ]Имущество крупных компаний было полностью национализировано в Ираке в 1972 году. [13] Мировой дефицит нефти в 1970-е годы вынудил крупных поставщиков нефти искать другие способы приобретения этого ресурса. В этих обстоятельствах ННК часто выступали в качестве альтернативных поставщиков нефти. [13] Национализация Иракской нефтяной компании (IPC) в 1972 году после многих лет вражды, а также ограничения на добычу нефти всеми бывшими партнерами IPC, кроме одного, выдвинули Ирак на передний план прямого маркетинга. [13] Добыча нефти в Ираке понесла серьезный ущерб после войны в Персидском заливе . Несмотря на санкции ООН, Ирак восстанавливает поврежденные войной нефтяные объекты и экспортные терминалы. [12] Ирак планирует увеличить свои мощности по добыче нефти до 4 миллионов баррелей (640 тысяч кубических метров) в день в 2000 году и до 6 миллионов баррелей (950 тысяч кубометров). 3 ) в день в 2010 году. [12]
Ливия
[ редактировать ]Ливия, в частности, искала независимые нефтяные компании для разработки своих нефтяных месторождений; В 1970 году ливийское правительство использовало свои рычаги влияния для радикальной реструктуризации условий своих соглашений с этими независимыми компаниями, что спровоцировало серию пересмотров контрактов во всем мире-экспортере нефти. [13]
Нигерия
[ редактировать ]Открытие нефти в Нигерии вызвало конфликт внутри государства. Появление коммерческой добычи нефти в регионе в 1958 году и впоследствии повысило ставки и вызвало борьбу коренных народов за контроль над нефтяными ресурсами. [14] Северная гегемония , которой правили Хауса и Фулани, установила военную диктатуру и захватила контроль над добычей нефти. Чтобы удовлетворить спрос населения на более дешевые продукты питания в период инфляции, сразу после гражданской войны , правительство создало новую государственную корпорацию — Национальную нигерийскую логистическую компанию (NNSC). [15] В то время как добыча нефти продолжалась, регион к 1990-м годам был одним из наименее развитых и самых бедных. [14] Местные сообщества ответили протестами и успешными попытками остановить добычу нефти в этом районе, если они не получили никакой выгоды. К сентябрю 1999 года около 50 сотрудников Shell были похищены и освобождены. [14] повлияют не только на население Нигерии, но и на окружающую среду в этом районе Вырубка лесов и неправильная обработка отходов . Нигерийская нефтедобывающая компания также сталкивается с проблемами незаконной торговли нефтепродуктами на черном рынке . Это осуществляется уполномоченными торговцами в сговоре с контрабандными синдикатами . [14] Подобные действия серьезно влияют на нефтяную промышленность как государства, так и ТНК . Задержки в добыче нефти, вызванные общественными беспорядками и саботажем, составили 45 мм баррелей в 2000 году и 35 мм баррелей в 2001 году. [14] Государство оказалось не очень эффективным средством контроля подобных вторжений. Нелегальная нефтяная экономика в таких обстоятельствах может продолжать существовать еще долго, хотя и всвернутые и мелкие масштабы. [14]
Саудовская Аравия
[ редактировать ]К 1950 году Саудовская Аравия стала очень успешной добывающей территорией с еще большим неразработанным потенциалом добычи нефти. Из-за благоприятных геологических условий и непосредственной близости нефтяных месторождений к побережью операции Саудовской Аравии были недорогими. Поэтому американские компании высоко ценили нефть. Совместная концессионная компания ARAMCO согласилась на требование правительства использовать введенную объявленную цену в качестве способа расчета прибыли. Разделение прибыли между ARAMCO и Саудовской Аравией было установлено в соотношении 50/50. [16] В конце концов, правительство Саудовской Аравии полностью приобрело Aramco в 1980 году, переименовав ее в Saudi Aramco. [7]
Венесуэла
[ редактировать ]В 1938 году президент Венесуэлы Элеазар Лопес Контрерас принял новый Закон об углеводородах, который установил увеличение роялти, а также увеличение налогов на разведку и добычу полезных ископаемых. Государству также было разрешено создавать компании или институты для развития нефтяной деятельности. 13 марта 1943 года президент Исайас Медина Ангарита обнародовал еще один Закон об углеводородах, который установил, что с этого момента не менее 10% сырой нефти должно перерабатываться в Венесуэле; роялти или налог на эксплуатацию не может быть меньше 16,7%; Венесуэльское государство получало 50% прибыли от добычи нефти и 12% подоходного налога. Были также установлены новые налоги, чтобы помешать компаниям содержать простаивающие месторождения. Пока мир находился в разгаре Второй мировой войны , Венесуэла увеличила добычу нефти, чтобы снабжать союзников топливом, большая часть нефти перерабатывалась на Карибских островах. Правительство Медины было свергнуто в результате переворота 18 октября 1945 года; было создано временное правительство , которое позже в 1948 году уступило место другому демократически избранному правительству под председательством Ромуло Гальегоса , в ходе которого продвигалась нефтяная политика «больше никаких уступок», автором которой также был тогдашний министр развития тех двух периодов Хуан Пабло Перес Альфонсо . Осуществление корректировки 50% на 50% или пятьдесят на пятьдесят в 1948 году. Правительство Гальегоса, в свою очередь, было свергнуто в результате военного переворота позже в том же году, 24 ноября. [17] Очередной переворот 1958 года положил конец военной диктатуре в стране. [4] Вновь избранный министр горнодобывающей промышленности и углеводородов Хуан Пабло Перес Альфонсо принял меры по повышению подоходного налога для нефтяных компаний и представил ключевой аспект спроса и предложения в торговле нефтью. [11]
29 августа 1975 года, во время правления президента Карлоса Андреса Переса , был принят «Закон, который оставляет за государством углеводородную промышленность», и была создана государственная компания Petroleos de Венесуэла (PDVSA) для контроля над всем нефтяным бизнесом на территории Венесуэлы. . Закон вступил в силу 1 января 1976 года, как и связанная с ним национализация нефтяной промышленности, после чего PDVSA начала коммерческую деятельность. [18]
Страны, не входящие в ОПЕК
[ редактировать ]Аргентина
[ редактировать ]Национализация нефтяных ресурсов Аргентины началась в 1907 году, когда после открытия первого в стране крупного нефтяного месторождения возле Комодоро-Ривадавия президент Хосе Фигероа Алькорта объявил территорию вокруг нефтяного месторождения государственной собственностью. YPF , первая нефтяная компания в мире, созданная как государственное предприятие , была основана президентом Иполито Иригойеном и генералом Энрике Москони в 1922 году. Минеральные ресурсы страны были полностью национализированы в соответствии со статьей 40 Конституции Аргентины 1949 года, провозглашенной президентом Хуаном Пероном. . Последний был отменен в 1956 году, но нефть и природный газ были ренационализированы в 1958 году во время » президента Артуро Фрондизи так называемой « нефтяной битвы за самодостаточность основных продуктов питания, и после этого частные фирмы работали на основе аренды. [19] YPF была приватизирована в 1993 году, а Мадриде базирующаяся в компания Repsol приобрела контрольный пакет акций в 1999 году. Добыча нефти и газа впоследствии снизилась, в то время как спрос увеличился, а в 2011 году Аргентина зарегистрировала первый с 1987 года дефицит торговли энергоносителями. [20]
В апреле 2010 года президент Аргентины Кристина Фернандес де Киршнер 16 апреля 2012 года представила законопроект об экспроприации YPF , крупнейшей энергетической компании страны. Государство приобретет 51% акций, при этом национальное правительство будет контролировать 51% этого пакета, а правительства десяти провинций получат оставшиеся 49%. [21]
Инвестиции в геологоразведку в YPF в процентах от прибыли были намного ниже, чем в большинстве других дочерних компаний Repsol. [22] а снижение объемов производства на предприятии составило 54% потерь в добыче нефти в стране и 97% в случае природного газа. [23] Аналитики рынка и компания Repsol возлагают вину за снижение объемов разведки и добычи на правительственный контроль над экспортом и разведочной арендой , а также контроль цен на внутреннюю нефть и газ. [24] [25] [26] YPF увеличила свои оценки запасов нефти в Аргентине в 2012 году, но предупредила, что политика правительства должна измениться, чтобы позволить инвестиции в новую добычу. Вместо этого правительство объявило, что приобретет контрольный пакет акций YPF. [21] Министр экономики Аргентины Эрнан Лоренцино заявил, что вывод активов YPF профинансировал расширение Repsol в других частях мира. [27] в то время как представители Repsol отвергли обвинения в недостаточном инвестировании в свою деятельность YPF. [25]
Заместитель министра экономики Аргентины Аксель Кичиллоф отклонил первоначальные требования Repsol о выплате 10,5 миллиардов долларов США за контрольный пакет акций YPF, сославшись на долги в размере почти 9 миллиардов долларов США. [28] Балансовая стоимость YPF на конец 2011 года составляла 4,4 миллиарда долларов США; [29] ее общая рыночная капитализация на день объявления составляла 10,4 миллиарда долларов США. [30] Законопроект был одобрен подавляющим большинством обеих палат Конгресса и подписан президентом 5 мая. [31]
Правительство Аргентины в конечном итоге согласилось выплатить компенсацию в миллиард долларов компании Repsol, которая ранее владела YPF. [32]
Канада
[ редактировать ]В 2010 году Канада была ведущим поставщиком нефти в США, экспортировав около 707 316 000 баррелей (112 454 300 м3). 3 ) нефти в год (1 937 852 барреля в сутки (308 093,8 м 3 /d)), 99 процентов годового экспорта нефти, по данным EIA. [33] После нефтяного эмбарго ОПЕК в начале 1970-х годов Канада взяла на себя инициативу контролировать свои поставки нефти. Результатом этих инициатив стала Petro-Canada , государственная нефтяная компания. Petro-Canada выдвинула национальные цели, в том числе увеличение внутренней собственности в отрасли, разработку запасов, не расположенных в западных провинциях, то есть продвижение земель Канады на севере и в море, лучшую информацию о нефтяной промышленности, надежность поставок, снижение зависимости от крупных транснациональных нефтяных корпораций, особенно «Большой четверки», и увеличение доходов, поступающих в федеральную казну от нефтегазового сектора. [34] Petro-Canada была основана в 1975 году как государственная корпорация , а затем, начиная с 1991 года, была приватизирована. Правительство провинции Онтарио приобрело 25% акций Suncor Energy в 1981 году, а затем продало ее в 1993 году.
Petro-Canada встретила сопротивление, главным образом, со стороны Альберты , где находится один из главных нефтяных районов Канады. После переговоров о повышении роялти на нефть и цен на природный газ Лохид подтвердил положение Альберты как центра нефтяной промышленности Канады. [34] С тех пор Альберта была основным источником нефти в Канаде с 1970-х годов. Столкновение точек зрения на контроль над ресурсами привело к конфликту по поводу управления нефтяной промышленностью Канады, и в результате подавляющее большинство канадской нефтяной собственности и прибылей по-прежнему находится в иностранных руках. [35]
Мексика
[ редактировать ]Этот раздел необходимо обновить . ( февраль 2018 г. ) |
Мексика национализировала свою нефтяную промышленность в 1938 году и никогда не проводила приватизацию , ограничивая иностранные инвестиции . Важные пополнения резервов в 1970-х годах позволили значительно увеличить производство и экспорт, финансируемый высокими ценами на нефть. [11] Несмотря на то, что нефть добывается больше, чем любая другая страна Латинской Америки , нефть не составляет значимой доли экспорта Мексики. Поскольку гигантское месторождение Кантарелл в Мексике сейчас находится в упадке, государственная нефтяная компания Pemex столкнулась с сильным политическим сопротивлением открытию нефтегазового сектора страны для иностранного участия. Отсутствие финансовой автономии ограничило собственные инвестиционные возможности Pemex, что привело к тому, что компания оказалась в большой задолженности и использовала внебюджетный механизм отсрочки платежей по проектам (PIDIREGAS) для финансирования расширения производства. [11] Некоторые считают, что государственная нефтяная компания Pemex не имеет возможности самостоятельно разрабатывать глубоководные активы, но ей необходимо сделать это, если она хочет остановить падение добычи сырой нефти в стране. [36]
Россия
[ редактировать ]С тех пор как Путин вступил в должность президента России в январе 2000 года, произошло то, чтопредставляет собой ползучую ренационализацию российской нефтяной промышленности. [37] В России , правительство Владимира Путина оказало давление на Royal Dutch Shell чтобы в декабре передать контроль над одним крупным проектом на острове Сахалин публичной компании "Газпром" . Основатель ранее частной компании "ЮКОС" также был заключен в тюрьму, а компания поглощена государственной "Роснефтью" . [38] Подобные шаги подрывают уверенность международных нефтяных компаний в установлении партнерских отношений с Россией. [39] Россия заметила, что их растущие иностранные инвестиции в нефть улучшают политику в отношениях с другими странами, особенно с бывшими государствами Советского Союза . Нефтяная промышленность России является одной из крупнейших в мире, однако доказанные запасы нефти в России не так распространены, как в других регионах. Более того, ранее доступные нефтяные месторождения были потеряны со времен холодной войны . С распадом СССР Россия потеряла богатые нефтяные месторождения Каспийского бассейна на шельфе и на суше в государствах Центральной Азии и Азербайджане . [37]
См. также
[ редактировать ]- Экономический национализм
- Энергетическая безопасность
- Энергетическая безопасность и возобновляемые технологии
- Пик нефти
- Энергетическая независимость США
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Аюб, Антуан (1994). «Нефть: экономика и политика» . Обзор энергетических исследований . 6 (1). DigitalCommons@McMaster: 47–60. дои : 10.15173/esr.v6i1.321 .
- ^ Марсель, Валери (2006). «Нефтяные титаны: национальные нефтяные компании Ближнего Востока» . Пресса Брукингского института . п. 2. ISBN 0815754736 .
- ^ МакНалти, Шейла (9 мая 2007 г.). «Политика нефти рассматривается как угроза поставкам» . Файнэншл Таймс .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Птица, Адам; Браун, Малькольм (2 июня 2005 г.). «История и социальные последствия национализированной нефтяной промышленности» . Стэнфордский университет.
- ^ Перейти обратно: а б Юхас, Антония (13 марта 2007 г.). «И вообще, чье это масло?» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Перейти обратно: а б Морс, Эдвард (1999). «Новая политическая экономия нефти?» (PDF) . Журнал международных отношений . 53 (1). Попечители Колумбийского университета. Архивировано из оригинала (PDF) 27 июля 2011 г. Проверено 20 ноября 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Оделл, Питер Р. (1968). «Значение нефти». Журнал современной истории . 3 (3, Ближний Восток). Публикации SAGE : 93–110. дои : 10.1177/002200946800300306 . JSTOR 259700 . S2CID 160580720 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Кобрин, Стивен Дж. (1985). «Распространение как объяснение национализации нефти: или снова нарастает эффект домино». Журнал разрешения конфликтов . 29 (3). Публикации SAGE : 3–32. дои : 10.1177/0022002785029001001 . S2CID 154416818 .
- ^ Гурьев Сергей; Колотилин Антон; Сонин, Константин (2009). «Детерминанты национализации в нефтяном секторе: теория и данные Panel Dat». Журнал права, экономики и организации . 27 (2). Издательство Оксфордского университета : 1–23. дои : 10.1093/jleo/ewp011 . S2CID 3555990 .
- ^ SyndiGate.info (22 октября 2013 г.). «Алжир: огромном нефтяном гиганте арабского мира, о котором часто забывают» . Альбаваба Бизнес .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Мансано, Осмель; Мональди, Франциско (осень 2008 г.). «Политическая экономия добычи нефти в Латинской Америке» (PDF) . Экономия . ЛАСЕЯ . Проверено 20 декабря 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Рива, Джонатон П. (1995). «Мировая добыча нефти после 2000 года: обычный бизнес или кризис?» (PDF) . Отчет CRS для Конгресса . Проверено 20 ноября 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Леви, Брайан (1982). «Мировой маркетинг нефти в переходный период». Международная организация . 36 (1). Издательство Кембриджского университета: 113–133. дои : 10.1017/s002081830000480x . JSTOR 2706504 . S2CID 154603440 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Икелегбе, Августин (2005). «Экономика конфликта в богатом нефтью регионе дельты Нигера» (PDF) . Северный журнал африканских исследований . 14 (2): 208–234 . Проверено 20 ноября 2010 г.
- ^ Уилсон III, Эрнест Дж. (1990). «Стратегии государственного контроля над экономикой: национализация и коренизация в Африке». Сравнительная политика . 22 (4). доктор философии Программа политологии Городского университета Нью-Йорка: 401–419. дои : 10.2307/421971 . JSTOR 421971 .
- ^ «Сауди Арамко» . www.saudiaramco.com . Сауди Арамко . Проверено 24 августа 2016 г.
- ^ Oil Fifty-Fifty Fundación Empresas Polar. История Венесуэлы.
- ^ Рохас, Индира (30 августа 2020 г.). «45 лет после национализации нефти в Венесуэле» . Продавинчи (на испанском языке) . Проверено 7 июня 2022 г.
- ^ Сольберг, Карл (1979). Нефть и национализм в Аргентине . Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-0804709859 .
- ^ «Кристина представила проект «экспроприации» акций YPF» . Информационные новости (на испанском языке). 16 апреля 2012 года . Проверено 20 апреля 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Энергетический кризис провоцирует экспроприацию YPF в Аргентине» . Yahoo! Новости . 22 апреля 2012 года . Проверено 22 апреля 2012 г.
- ^ "Наличные" . Страница/12 (на испанском языке). 4 марта 2012 г.
- ^ «Проект национализации YPF» . Мир (на испанском языке). 16 апреля 2012 года . Проверено 20 апреля 2012 г.
- ^ «Экспроприация YPF одобрена Сенатом Аргентины» . Трубопровод сделок . 26 апреля 2012 г. Архивировано из оригинала 27 апреля 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Нижняя палата Аргентины начинает дебаты о поглощении YPF» . Рейтер . 22 апреля 2012 года . Проверено 2 мая 2012 г.
- ^ «Нефтяная промышленность Аргентины: накорми меня, Сеймур» . Экономист . 16 апреля 2012 г. Проверено 22 апреля 2012 г.
Repsol утверждает, что настоящей причиной снижения торгового баланса Аргентины является лабиринт контроля над ценами и субсидий, который делает инвестиции невыгодными и поощряет избыточное потребление. Большинство независимых энергетических аналитиков согласны с этим анализом.
- ^ «Repsol опустошила YPF ради расширения в других странах» . Финансовая сфера (на испанском языке). 19 апреля 2012 г.
- ^ «Кициллоф предупредил: мы не собираемся платить столько, сколько хочет Repsol» . Кларин (на испанском языке). 17 апреля 2012 года . Проверено 20 апреля 2012 г.
- ^ «Estados Contables al 31 de Deciembre de 2011» (PDF) (на испанском языке). ЯПФ. Архивировано из оригинала (PDF) 20 июня 2012 г.
- ^ Трейси Ручински и Жюльен Тойер (17 апреля 2012 г.). «Разгневанная Испания угрожает Аргентине после захвата YPF» . Рейтер . Проверено 20 апреля 2012 г.
- ^ «Ренационализация YPF в Аргентине: стремление управлять нефтью на своих условиях» . Христианский научный монитор . 12 мая 2012 г.
- ^ «Испанская Repsol согласилась на урегулирование спора с Аргентиной на 5 миллиардов долларов по поводу YPF» . Рейтер . 25 февраля 2014 года . Проверено 19 июня 2015 г.
- ^ «Семь крупнейших поставщиков нефти в США» . Глобал Пост . 28 июля 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б Браунси, Кейт (2007). «Новый порядок: парадигма Post Staples и канадская нефтегазовая промышленность» . Канадский обзор политической науки . 1 : 91–106. дои : 10.24124/c677/200717 . Проверено 20 декабря 2010 г.
- ^ «Большая часть владельцев нефтеносных песков и прибылей принадлежит иностранцам, - говорит анализ» . Financialpost.com . 10 мая 2012 г.
- ^ Маккракен, Росс (2007). «МНК и ННК сталкиваются из-за дефицита ресурсов» . Платтс .
- ^ Перейти обратно: а б Хилл, Фиона; Плата, Флоренция (2002). «Заправляя будущее: перспективы российской нефти и газа» (PDF) . Демократизация . 10 (4): 462–487. Архивировано из оригинала (PDF) 10 октября 2012 г. Проверено 20 декабря 2012 г.
- ^ «Профиль страны: Россия» . Би-би-си . 17 сентября 2007 г.
- ^ Трамбалл, Марк (3 апреля 2007 г.). «Риски роста нефтяного национализма» . Христианский научный монитор .