Нгапухи
Нгапухи | |
---|---|
Люди (племя) в маори | |
![]() Нортлендский полуостров | |
![]() | |
Роэ (регион) | Нортленд |
Вака (каноэ) | Большой , Нгаотамотавгаоруа , Электрон , Руароа , Тайнуи , Матавхаратуа |
Население | 165,201 [ 1 ] |
Веб -сайт | http://www.ngapuhi.iwi.nz/ |
Ngāpuhi (или лучший ) ассоциируется сосредоточенными регионами с Нортленда Новой Зеландии, в Хокианге , заливе островов и Вангареи . [ 2 ] [ 3 ]
Согласно переписи Новой Зеландии 2018 года , предполагаемое население Нгапухи составляет 165 201. [ 1 ] Это сравнивается с 125 601 в 2001 году , [ 4 ] 102 981 в 2006 году , [ 5 ] и 122 214 в 2013 году . [ 6 ] Он образуется из 150 хапу или подтриб с 55 мараей . [ 3 ]
Несмотря на такое разнообразие, люди Нгапухи сохраняют свою общую историю и самоидентификацию. [ Цитация необходима ] Ngāpuhi Runanga , базирующаяся в Кайкохе , управляет людьми. Ранганга . действует от имени людей в консультациях с правительством Новой Зеландии [ 7 ] Это также обеспечивает справедливое распределение выгод от расселения рыболовства 1992 года. [ Цитация необходима ] [ 8 ] с правительством и предпринимает по управлению ресурсами инициативы и образованием.
История
[ редактировать ]Фонды
[ редактировать ]Основателем нгапухи является рахири , раукохо и хаунги. Раукомоко был разработан из Купе , из Матавхаоруа и Нукутавхау из каноэ Нгатокиматавгаоруа . Бархханга Пухи, который капитан Мата Мата Пирае на север из залива изобилует . Рахири родился в Уирии Па, недалеко от Опонони в Хоанге . [ 9 ] Ранняя дань, проведенные Рай Хадеей, жили в районах Хокианга , Кайкохе и Пулеуа . [ 10 ]
Хотя межметраж с другими людьми и расширение Ратиро вылетело племена. Эти достойные склонности к Фостеру связываются с соседними людьми. Ауха и страна, возглавляли выражение на восток от Кайкохе в районе залива островов , перегружающих, Нгати Миру. Племена в канун были первыми, кто использовал имя Ngāpuhi . Когда восточные и западные группы объединились, название пришло, чтобы описать все происхождения, обоснованные в Голанде и заливе островов. В конце 1700 -х и начале 1800 -х годов племена Нгапухи продвигали такие, поглощая Трубса в южный залив Рата, Те Хивай, лето и Нгативай. [ 10 ]
Проведение первой христианской миссии
[ редактировать ]Руатара был начальником Нгапухи с 1812 года до своей смерти в 1815 году. В 1814 году он пригласил преподобного Сэмюэля Марсдена создать первую христианскую миссию в Новой Зеландии на земле Нгапухи. Присутствие этих влиятельных Пакеха обеспечило доступ Руатары к европейским растениям, технологиям и знаниям, которые он распространял на другие маори, увеличив его ману . После смерти Руатары его дядя Хонги Хика стал защитником миссии.
Томас Кендалл , Джон Кинг и Уильям Холл, миссионеры Церковного миссионерского общества , основали первую миссионерскую станцию в заливе Оихи (небольшая бухта на северо-востоке залива Рангихуа ) в заливе острова в 1814 году и в течение следующих десятилетий Основанные фермы и школы в этом районе. [ 11 ] В 1823 году преподобный Генри Уильямс и его жена Марианна создали миссионерскую станцию в Paihia на земле, принадлежащей Ане Хаму , жене Те Коки. [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 11 ] В 1826 году брат Генри Уильям и его жена Джейн присоединились к миссии CMS в Paihia . Марианна и Джейн Уильямс основали школы для Нгапухи. Уильям Уильямс возглавил миссионеров CMS в перевод Библии и другой христианской литературы; с первыми главами Библии маори, напечатанной в Пайхии Уильямом Коленсо в 1827 году. Миссионеры не удалось превратить единый маори до 1830 года, когда был крещен Роури Тайханга (1818–1874), вождь Нгапухи. [ 15 ] [ 16 ] Руатара и Хонги Хика сами приветствовали присутствие миссионеров, но не обратились. [ 17 ] Хене Хик учился в школе миссии CMS в Керикери , а Хик и его жена Оно были крещены в 1835 году. [ 11 ]
Мушкетные войны
[ редактировать ]К началу 19 -го века залив островов стал выдающимся судоходным портом в Новой Зеландии. Благодаря увеличению торговли с европейцами, инициированной Руатарой , Нгапухи получил больший доступ к европейскому оружию, включая мушкеты . Вооруженный европейским огнестрельным оружием, Нгапухи, возглавляемая Хонги Хикой , запустила серию экспансионистских кампаний, с громкими слангтерами по всему Нортленду и в Вайкато и Бэй. [ 18 ]
Объединенные племена Новой Зеландии и Декларация независимости
[ редактировать ]28 октября 1835 года различные вождь Нортленда , в первую очередь из племени Нгапухи, встретились в Вайтанги с британским жителем Джеймсом Басби и подписали Декларацию независимости Новой Зеландии , провозгласив объединенные племена Новой Зеландии . В 1836 году Корона получила и признала независимость объединенных племен под руководством короля Уильяма IV . К 1839 году 52 начальника около Нортленда и Центрального Северного острова подписали Декларацию, в том числе большинство вождей Нгапухи и Pōtatau Te Whisowhero , арики из Тайнуи племен Вайкато (IWI) . [ 19 ]
Война флагстаффа и реэратива флагштафа
[ редактировать ]В 1840 году вожди Ngāpuhi были подписавшимися в Договор Вайтанги . Однако с 1845 по 1846 год Нгапухи боролся против Британской Короны из -за споров о договоре и европейских посягательств и вмешательства. Силы маори возглавляли Те Руки Кавити и Хейн Хик , которые спровоцировали войну, когда он рубил флагшток в Корорарека, чтобы начать то, что иногда называют войной Флагстаффа . Британцы не сражались в одиночестве, но имели союзников Ngāpuhi; Тамати Вака Нене дал правительственным гарантиям хорошего поведения Нгапухи, и он чувствовал, что Хоне Хек предал его доверие к подстрекательству войны Флагстаффа.
Результат войны Флагстаффа является вопросом некоторых дебатов. Хотя война была широко оценена как британская победа, [ 20 ] Понятно, что результат был несколько сложнее, даже спорным. Флагстафф, который оказался настолько спорным, не был переосмыслен колониальным правительством. В то время как залив островов и Хокианга все еще был номинально под британским влиянием, тот факт, что правительственный флаг не был перестроен, был символически очень значительным. Такое значение не было потеряно для Генри Уильямса , который, пишущий EG Marsh 28 мая 1846 года, заявил, что «флаг-стаф в заливе все еще простит, а туземцы здесь правят. Это унизительные факты для гордого англичанина, многие из которых думали, что они могут управлять просто именем ». [ 21 ] [ 22 ]
Наследие восстания Кавити во время войны Флагстафф заключалось в том, что во времена губернатора Грея и губернатора Томаса Гора Брауна колониальные администраторы были вынуждены учитывать мнения Нгапухи, прежде чем принять меры в Хокианге и Бэй -островах.
Трибунал Вайтанги в отчете Те Ророа за 1992 год (WAI 38) заявил, что «[а] война на севере правительственная политика заключалась в том, чтобы разместить буферную зону европейского урегулирования между Нгапухи и Оклендом. Это соответствовало Нгати что желанию Есть больше поселенцев и поселков, большего числа торговых товаров и защиты от Нгапухи, их традиционного врага ». [ 23 ]
Флагстафф, который в настоящее время стоит в Корорареке, был построен в январе 1858 года под руководством сына Кавити Майхи Параоне Кавити , как сигнал губернатора Томаса Гора Брауна , что Майхи не следовал пути своего отца. В символическом акте 400 воинов Нгапухи, участвующих в подготовке и возведении флагштока, были отобраны из «мятежных» сил Кавити и Хика, то есть Нгапухи из хапу Тамати Вака Нене (который сражался как союзники британских войск Во время войны на флагстаффе), наблюдаемый, но не участвовал в возведении пятого флагштока. Восстановление флагштока Майхи Параоне Кавити было добровольным актом со стороны Нгапухи, который сократил его 11 марта 1845 года, и они не позволили бы никому оказать какую -либо помощь в этой работе. [ 24 ] Возвода пятого флагстаффа в Корорареке воинами Нгапухи, которые провели войну Флагстаффа, а не правительственным постановлением, указывает на то, что колониальное правительство не хотело рисковать дальнейшим конфронтацией с Нгапухи. Продолжающаяся символика пятого флагштока в Корорареке заключается в том, что он существует из -за доброй воли Нгапухи.
Несмотря на достижения Те -Руки Кавити и Хоне Хека, чтобы оттолкнуть контроль колониального правительства над Нгапухи, в годы после войны Флагстаффа более 2000 км 2 Земля Нгапухи была ализирована от контроля маори. В рамках пятого флагполета Майхи Параоне Китити в Корораноре все правительство Вайомио и А. Просмешал, что это из земли как «война» (или коврик), чтобы флаг повторно переработал. Оффе, но заплатил за половину земли. [ 25 ]
20 -й и 21 -й веки
[ редактировать ]Среди культурного и экономического спада в двадцатом веке была постоянная миграция Ngāpuhi Māori из Нортленда в другие регионы Северного острова, в основном Окленд, Вайкато и залив большого количества. Частично это привело к организации Нгапухи в крупные географические и городские дивизии. [ 26 ]
Чтобы поддерживать Палату представителей Нгапухи.
(Пусть Священный Дом Нгапухи всегда будет твердо.)- Девиз Нгапухи
Whārenui ōkorihi Marae сгорел в 2003 году. [ 2 ]
Трибунал Вайтанги - северо -восточная поверхность (вода 1040)
[ редактировать ]В 2010 году трибунал Вайтанги начал слушания в утверждении Нгапухи о том, что суверенитет не был отменен в их подписании договора штата Вайтанги. [ 27 ] Трибунал, в северном белом расследовании (Water 1040), [ 28 ] Считается маори и корона, недооценивающей короля / Декларация независимости в 1835 году и договора штата Вайтанги / Договор Вайтанги 1835 года.
Многие из используемых аргументов были изложены в книге Пола Мун 2002 года Te Ara Ki Te Tiriti: Путь к договору Вайтанги , в котором утверждалось, что подписавшие маори не намеревались передавать суверенитет, но и в то время Британское правительство и Джеймс Басби не хотели его приобретать, и что события и оправдания, ведущие к нынешнему государству, были позже событиями. [ 29 ] Распространенным интерпретацией Нгапухи о декларации Объединенных племен является то, что британское правительство просто признало независимость маори и проверяло мир, просто повторный уведомление суверенитета, существовавшего из «смазального времени». [ 30 ]
Фаза расследования 1 -й стадии стадии 1 -го этапа была предназначена для того, чтобы сделать выводы относительно значения и влияния договора для короны и маори те -раки в 1840 году. [ 31 ] Слушания начались в мае 2010 года и 14 ноября 2014 года, передача отчета Te Raki Stage 1 состоялась в Te Tii Marae, Вайтанги .
Ключевым выводом отчета этапа 1 было то, что договорные подписавшие не уступили суверенитету в феврале 1840 года. [ 32 ] [ 33 ] «То есть они не уступили полномочиям соблюдать и применять закон над своим народом или их территориями». Однако Рангатира согласился «делиться властью и властью с Британией». [ 34 ]
Последствия результатов в отчете 1-го этапа были рассмотрены в расследовании TE RAKI. Слушаниям Трибунала с учетом вопросов, в том числе в том числе непосредственных последствий договора Вайтанги, войны Флагстафф и предварительного разъема (Право Короны приобрести землю маори, которая рассматривается в договоре).
Хапу и Марае
[ редактировать ]Имя [ 2 ] | Территория [ 2 ] | Marae (собрание) [ 2 ] |
---|---|---|
Неверять | Ngāpuhi hokianga на севере | Mangamuka Marae , Love / Mangataipa |
Гип | Хокианга волны | Marae Marae , Marae , Loaldahora , Terangara , Maraehara Tupuranga Marae |
Потомки Пухи Тахи | Регион Нгапухи в Вангареи | Омаури |
Широкий | Нгапухи на запад, Таума О Таума Раумарере в Рамаумунгу | Saytare Fields , Trade |
Тистури Тури в море | Ngāpuhi hokianga на севере | Loginunaarangi Marae , Puketawa , Mautupa |
Тисти Тисти Тайваи в сельской местности | Ngāpuhi hokianga на севере | Подчеркивание любви / незаконного |
Типи Тури в дух | Нгапухи на западе | Первичный центр , племенная марае , Paropali Marae , Te Huehoe Marae |
Вокруг | Нгапухи на запад, западное побережье | Sypacheriarira |
Нгати Хао | Нгапухи Хокианга на севере, район Нгапухи в Вангареи | Maramata , любовь / Орле чистый , стад , MC , поднимайтесь на Paremmata |
Нгати Хау | Район Нгапухи в Вангареи, Хокианга волны | Skarama , Ngaratuunua , MediaWel , Speaks , Beet / Omanaia |
Нгати Хайн | Ngāti Hine, Ngāpuhi te West, район Нгапухи в Вангареи | Endolen , Shades , Marae , Miria , Motuauri Author ngahere ngahere Ngai , ngaaeria , Ngāti , Marae , Ngāti , Ngāti Ngāti Kahu Ngāti Kōpaki, Ngāti Ngāherehere, Ngāti Te Ara, Ngāti Te Tāwera, прошлое , древнее , ngaruhiuituaraua Te [ 35 ] |
Нгати Хинерау | Тауманарере Рунанга Рамауманганга | Суды Сан и суды , электронный / зал суда , торговля |
Нгати Хинемуту | Нгапухи на западе | Парихака , Окорар |
Ngāti Outaia | Фунт | Parahi Parapo , Pakeo Parapapa , Marae, Marae , создать Рахинион |
Нгати Каху кай нгати каху из Завета | Район Нгапухи в Вангареи, район Нгати Хайн | Ngāraratunua, Нгарутуирау |
Нгати Кайхи | Хокианга волны | Месяцрологический суд , Мория , о любви Марае |
Нгати Кава | Тауманарере Рунанга Рамауманганга | Марае , Вайтанги Вайтанги , Вайтанги Верхний Марай |
Ngāti whaiwhai | Хокианга волны | Месяцрологический суд , Мория , о любви Марае |
Нгати Кикоахи | Тауманарере Рунанга Рамауманганга | Голый Марай |
Нгати Постпуд | Ngāti Hine Area | Имеющий право |
Нгати Корох | Тауманарере Рунанга Рамауманганга | Маравенуа суд |
Нгати Короки | Хокианга волны | Te Tahangana / ōmata Memorial , Aotea / Namamaku , Decpability / |
Нгати Кура | Нгапухи на запад, Таума О Таума Раумарере в Рамаумунгу | Коху , Unity Marae , Mathemo |
Нгати Куту | Когда восточный ветер | Восток / Омакиви |
Нгати Матия | Нгапухи на западе | Te Reuahi , Ururanga Marae |
Нгати Ману | Когда восточный ветер | Морковь |
Нгати ка | Тауманарере Рунанга Рамауманганга | Горячая марае , Мордер |
Нгати Миру | Тауманарере Рунанга Рамауманганга | Музыка / Сохранить |
Нгати Мари | Фунт | Parapao Parara Marae , Marae Marae , для Рахири Рамир. |
Нгати Морева | Нгапухи на западе | Синий , те -матуа , технология , базовая в марае |
Нгато Тонго | Тауманарере Рунанга Рамауманганга | Вайтанги Верхний Марай |
Ngāti mähehere | Ngāti Hine Area | Слепой |
Нгати Пуй | Хокианга волны | Marae Marae , Pathea marae |
Нгати Паре | Когда восточный ветер | Вайкаре / Мониторинг |
Нгати Рахири | Тауманарере Рунанга Рамауманганга | Te Whiti Waitangi , Marae Marae |
Нгати Ранги | Нгапухи на запад, Таума О Таума Раумарере в Рамаумунгу | Карты , желание , команда , текст Марае |
Нгати Гавававе | Хокианга волны | Тахехе Марае |
Ngāti Recrea | Тауманарере Рунанга Рамауманганга | Иерусалим «Начальный «Клад» , «Гора» , «Таурари» , «Тауранга» , , «Пахара Иерусалим» Марае» |
Нгати Рума | Тауманарере Рунанга Рамауманганга | Различный |
Отрицательный | Нгапухи на запад, Таума О Таума Раумарере в Рамаумунгу | Parihaka , Unity Marae Okorari , , Month The Star |
Ngāti tawake на материк | Тауманарере Рунанга Рамауманганга | Барьер |
Нгати Те Ара | Ngāti Hine Area | Имеющий право |
Пост | Хокианга волны | Представьте себе , обучение , утреннее о любви Марае , Секс Ваймамаки / |
Ngāti up napinga | Ngāpuhi hokianga на севере | Waiwhowurangi / Waingarangi |
Ngāti te Iron | Фунт | Marae Search , Marae Marae , Marae Parace , Marae , Marae Roll |
Нгати Терара | Ngāti Hine Area | Середина -ot |
Нгати Ток | Фунт | Суд, Суд Парахио , Мараерау , Марае , для Ракии |
Нгати Хуминахуа | Тауманарере Рунанга Рамауманганга | Пособие |
Ngātirew | Ngāpuhi North, Hokianga Waves | Museita , Marama , Marama Parlianting , Clate the Love / Ruhi , Puketawa , Marangae , Motuku , Marangaore |
Нгати Туапанго | Hokianga Waves, Taumanarere O Taumarere | Momalogy , Moria , влияя на любовь Marae , что |
Ngāti ueoneone | Нгапухи на западе | ŌRORI |
Нгати Вай | Хокианга волны | Различный |
Нгати Таки | Нгапухи на западе, район Нгати Хайн, Руарере Таумы в Рамаумангу | Lotal Marae , Digital , Tribal Parahi Marae |
Нгати приверженность | Фунт | Мышь |
Нгати Рейра | Хокианга волны | Труд , Дубдиворио , Дубдация / Аотея |
Вредитель | Когда восточный ветер | Восток , Восток / Омакиви. |
Развязка | Нгапухи на западе | Коху , Союз Марае |
Хикуту | Хокианга волны | Месяцрологический суд , Мория , о любви Марае |
Урок | Ngāpuhi hokianga на севере | Puketawa , Maradare Marae Marae |
Те Кохитаи | Залив островов | Kororarehanare , Waikare / Мониторинг , / технологии и мониторинг мониторинг |
Корова раньше | Ngāti Hine Area | Слепой |
Куму | Фунт | Parari Marae , культура Marae |
Короткий | Тауманарере Рунанга Рамауманганга | Marae Marae |
Нгахека | Ngāpuhi hokianga на севере | Marae Marae , Tonga Marae |
Инцессии | Ngāti Hine Area | Число Henare Marae |
Проповедь | Район Нгапухи в Вангареи, район Нгати Хайн | Ngaeīweru , Perkefi , нижний колонтитул , Clood , Motuoka , Marae Marae , Maraehora marae |
Пациент | Регион Нгапухи в Вангареи | Кольцо |
Сторона | Ngāpuhi Room, Tauma rūnanga to Ramaere | Young Marae Marae , Marae Harades , Master / Te Ahuahu Marae |
Вырос | Хокианга волны | Труд , Дубдиворио , Дубдация / Аотея |
Тепло | Когда восточный ветер | Тепло |
Оранжевое потомство | Когда восточный ветер | CACENT |
Потомки дождя | Ngāpuhi hokianga на севере | Mangamuka Marae , Love / Mangataipa |
Te uri o Hawato | Тауманарере Рунанга Рамауманганга | Горячее северное поле |
Потомок фруктов | Нгапухи на западе | Коху , Союз Марае |
Организация | Когда восточный ветер | Работающий |
Монстр Этант | Тауманарере Рунанга Рамауманганга | Narage Marae , Paranino Property , Tera Marae / Te Ahuahu Marae |
Моронгаро | Район Нгапухи в Вангареи, район Нгати Хайн | Pehowerwell , Field , Maunga Reo Home |
Красная семья | Хокианга волны | Месяцрологический суд , Мория , о любви Марае |
Розовый | Тауманарере Рунанга Рамауманганга | Маравенуа суд |
Родость людей | Регион Нгапухи в Вангареи | Соблюдение Обонухи , хлеб -пакар |
Тактика | Тауманарере Рунанга Рамауманганга | Барьер |
СМИ
[ редактировать ]FM Broadcast поддерживает жителей Ngāpuhi-Nui и начала работать 28 ноября 1988 года. Он транслируется на 99,5 FM в Мангамуке . [ 36 ] Здание Tautoko FM сгорело до земли 18 мая 2015 года, сократив питание для небольшого сообщества мангамуки. [ 37 ]
Религия
[ редактировать ]Согласно данным из Te Whata IWI, большинство Ngāpuhi, 49,6%, идентифицируют себя как нерелигиозное. 42,2% Нгапухи указывают религиозную принадлежность, больше, чем 38,1% маори в целом, которые указывают религиозную принадлежность. [ 38 ]
Религиозная принадлежность | % | |
---|---|---|
Нерелигиозный | 49.6 | |
Христианский | 33.70 | |
Католик | 8.6 | |
Англиканский | 6.9 | |
Кристиан NFD | 6.2 | |
Святые последних дней | 4.5 | |
Пятидесятница NFD | 1.8 | |
Пресвитерианский , общинный и реформатский | 1.5 | |
Методистский NFD | 1.4 | |
Свидетели Иеговы | 0.9 | |
Баптист NFD | 0.4 | |
Евангельский , рожденный свыше и фундаменталистский | 0.4 | |
Адвентист седьмого дня | 0.4 | |
Другой христианин | 0.4 | |
Религии маори | 8 | |
Ратана | 6.8 | |
Рингату | 0.5 | |
Религии маори, убеждения и философии NFD / NEC | 0.7 | |
Спиритизм и новой эры религии | 0.5 | |
Джедизм | 0.4 | |
ислам | 0.2 | |
буддизм | 0.2 | |
индуизм | <0,1 | |
Другой | 0.6 | |
Объект ответа | 8.2 |
Примечательные люди нгапухи
[ редактировать ]- Вилли Апиата (родился в 1972 году), первый получатель Кросса Виктории для Новой Зеландии
- Фред Бейкер (1908–1958), солдат и лидер батальона маори
- Донна Кэмпбелл (родился в 1959 году), учитель университета, куратор, ткач и текстильный художник
- Кейша Касл-Хьюз (род. 1990), актриса
- Марама Дэвидсон (родился в 1973 году), политик и соавтор Зеленой партии
- Кельвин Дэвис (род. 1967), политик и заместитель лидера лейбористской партии
- Эбби Эрчег (род. 1989), футболист
- Аннабелла Мэри Геддес (1864–1955), работник социального обеспечения и лидер сообщества
- Джеймс Джордж (род. 1962), писатель, писатель рассказов и творческий писатель
- Сид иду (родился в 1943 году), регби -профсоюзный игрок
- Ана Хаму (умер в 1848 году), женщина высокого звания и договор Вайтанги подписал
- Хек Хек (1808-1850), вождь
- Хонги Хика ( ок. 1772 - 1828), вождь
- Таева Кайма (1879-1941), композитор, пианист и учитель музыки
- Гид Tekis (1770 -е - 1854), ткань
- Maihi Paraone Kawiti (1807-1889), начальник
- Джейсон Керрисон (род. 1976), певец, автор песен и продюсер
- Мэтт Маккартен (родился в 1959 году), политический организатор и профсоюзный
- Аника Моа (род. 1980), артист -звукозапись и телевизионный ведущий
- Моэтара (умер в 1838 году), вождь, сельскохозяйственный и торговец
- Katerina nēhua (1903–1948), выносливость пловца
- Pania Newton (род. 1990 или 1991), адвокат и политический активист
- Тамати Вайта (1780-е годы-1871), вождь
- Эвелин Корева-Натан (родился в 1933 году), поэт
- Пирипи Патики (1813–1881), начальник, учитель и миссионер
- Эруера Матуа Пауту ( ок. 1764 -1872), начальник
- Поставить (умер в 1807 году), вождь
- Pōmare I (умер в 1826 году), вождь
- II (умер в 1850 году), вождь
- Дайан Принс (родился в 1952 году), художник, ткач, инсталляционный художественный специалист и дизайнер сет
- Рэйчел Ракеня (род. 1969), художник
- Руара ( ок. 1787 -1815), вождь
- Dover Samuels (родился в 1939 году) политик, бывший министр по делам маори
- Дэвид Сеймур (родился в 1983 году), политик и лидер Акта Новой Зеландии
- Бен Стоукс (род. 1991), профессиональный крикет и капитан команды по крикету Англии [ 39 ]
- Галерея Дэвида (1818-1874), вождь, фермер, англиканский миссионер и учитель
- Сэм Таннер (род. 2000), спортсмен среднего дистанции (т.е. бег)
- Aperahama Taonui (умер в 1882 году), начальник, пророк, историк, учитель и оценщик
- Подросток Исаия ( ок. 1820 -1895), учитель и миссионер
- Параро (умер в 1887 году), вождь
- Ежемесячно (1790-х-1860-е годы), начальник
- Сэмюэл Те Кани (род. 1990), автор, художник и Сексперт
- Те Пахи (умер в 1810 году), вождь и путешественник
- Умер языка (умер в 1828 году), вождь
- Зона ( ок. 1775 -1837), вождь
Смотрите также
[ редактировать ]- Список Иви
- Нгати Хайн , подтрибе
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный «Партнерство IWI (предполагаемое количество), для спуска маори, обычно проживание, 2018 год» . stats.govt.nz . Статистика Новая Зеландия .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и "Нгапухи CKM . Tkm.govt.nz. Те Пуни Кокири , правительство Новой Зеландии . Получено 2 марта 2018 года .
- ^ Jump up to: а беременный «Конференция Нгапухи» - это конференция . Ngapuhi.inz . Конференция Нгапухи.
- ^ «IWI (общие ответы) и пол, для переписи по спускам маори, обычно подсчитывая численность населения, 2001 год» . stats.govt.nz . Статистика Новая Зеландия .
- ^ «IWI (общие ответы) и статус рабочей и рабочей силы по полу, для переписи спуска маори, как правило, жителям населения в возрасте 15 лет и старше 2006 года» . stats.govt.nz . Статистика Новая Зеландия .
- ^ «IWI (общие ответы) и IWI группируют группировки и языки, произнесенные по возрастной группе, для переписи переписей спуска маори, как правило, отчетов населения, 2001, 2006 и 2013 годов (RC, TA)» . stats.govt.nz . Статистика Новая Зеландия .
- ^ Сравните: Кейк, Джейд (1 ноября 2019 г.). «Руководство инсайдера по поселению Нгапухи» . Дополнение . Получено 5 июля 2020 года .
[...] Наша рунанка не должна, не должна и не может быть доверенным лицом для ngāpuhi te iwi. Он был создан для определенной цели, чтобы удерживать и управлять активами, полученными через поселение рыбного хозяйства, посредством акта короны законодательства. Не следует предполагать по умолчанию, что Рунанга будет организацией, которая перенесет нас в переговоры о нашей исторической потерь или управлять каким -либо будущим возмещением.
- ^ «Закон об урегулировании Вайтанги (претензии на рыболовство) 1992 № 121 (по состоянию на 28 октября 2021 г.), Содержание общественного акта - Законодательство о Новой Зеландии» . www.legislation.govt.nz . Получено 19 июля 2022 года .
- ^ Taonui, Ritia (3 марта 2017 г.). "Ngāpuhi - Antors" . Те Ара - Энциклопедия Новой Зеландии . Получено 16 апреля 2017 года .
- ^ Jump up to: а беременный Taonui, R Tai (1 марта 2017 г.). «Нгапухи - племенные связи и движение» . Те Ара - Энциклопедия Новой Зеландии . Получено 8 июля 2023 года .
- ^ Jump up to: а беременный в Карлтон, Хью (1874). "Vol. I" . Жизнь Генри Уильямса . Ранние новозеландские книги (ENZB), библиотека Университета Окленда.
- ^ Фицджеральд, Кэролайн (2004). Марианна Уильямс: Письма из залива островов . Книги пингвинов, Новая Зеландия. п. 62. ISBN 0-14-301929-5 .
- ^ Роджерс, Лоуренс М. (1973). Те Вирему: биография Генри Уильямса . Pegasus Press. п. 55
- ^ Фицджеральд, Кэролайн (2011). Те Вирему: Генри Уильямс - первые годы на севере . Huia Publishers, Новая Зеландия. С. 25, 39–40. ISBN 978-1-86969-439-5 .
- ^ Orange, Claudia & Ormond Wilson. 'Тайвонга, Раври Флор. 1818 - 1874 ' . В кн.: Словарь биографии Новой Зеландии , обновленный 22 июня 2007 г.
- ^ Миссионерское воздействие> «Высокое обращение» Музея Новой Зеландии Те Папа Тонгарева
- ^ Джеймс Белих , создавая народы; История новозеландцев , 1996, ISBN 0-8248-2517-9 , стр. 141-168.
- ^ «Отчет Te Roroa 1992 (WAI 38)» . Трибунал Вайтанги. 1992. Архивировано из оригинала 3 ноября 2011 года . Получено 3 октября 2011 года .
- ^ «События договора 1800–49 - временная шкала договора» . Новозеландская история онлайн . Получено 6 сентября 2011 года .
- ^ «Официальные отправки. Управление колониального секретаря, Окленд, 17 января 1846 года» . Новозелендер, том 1, выпуск 34 . 24 января 1846 г. с. 4 Получено 17 сентября 2011 года .
- ^ Карлтон, Хью (1874). "Том II" . Жизнь Генри Уильямса . Ранние новозеландские книги (ENZB), библиотека Университета Окленда. С. 137–8.
- ^ Джеймс Белих, Новозеландские войны, с. 70
- ^ Te Tumu Report 1992 (Water 38), Wabtangi Triberal (1992) Глава 1, раздел 1.1. стр. 8
- ^ Карлтон, Хью (1874). "Том II" . Жизнь Генри Уильямса . Ранние новозеландские книги (ENZB), библиотека Университета Окленда. С. 328–331.
- ^ Кавити, Тавай (октябрь 1956 г.). «Война Хика на севере» . Te ao hou / The New Will (16). Департамент по делам маори: 38–46 . Получено 10 октября 2012 года .
- ^ События августа 2004 года могут иметь эффект признания нгати -хайна как независимое племя, а не.
- ^ Филд, Майкл (9 мая 2010 г.). «Слушание начинается в претензии Нгапухи» . Stuff.co.nz . Фэрфакс Новая Зеландия . Получено 6 сентября 2011 года .
- ^ Нортленд Парк (Нортленд) Партнерский (Нортленд) расследование, трибунал Вайтанги
- ^ «Книга лежит в основе суверенитета Нгапухи» . NZNEWSUK . Новости новозеландских новостей онлайн . Получено 6 сентября 2011 года .
- ^ «Джошуа Хичкок устанавливает рекорд прямо в отношении Нгапухи, суверенитета и легального плюрализма в Новой Зеландии» . Поселенский блог колониальных исследований . 3 августа 2010 года . Получено 6 сентября 2011 года .
- ^ Вессицид 67) » . Трибунал Вайтанги. Февраль 2015 . Получено 25 июля 2015 года .
- ^ «Северо -восточный тяга (Northland) (вода 1040) Том 1» (PDF) . Трибунал Вайтанги. 2014 . Получено 25 июля 2015 года .
- ^ «Te Paparahi o te raki (Northland) (Wai 1040) Том 2» (PDF) . Трибунал Вайтанги. 2014. Архивировано из оригинала (PDF) 25 июля 2015 года . Получено 25 июля 2015 года .
- ^ «Отчет о первом этапе из выпущенного запроса Te Paparahi O Te Raki» . Трибунал Вайтанги. 2014 . Получено 25 июля 2015 года .
- ^ "CKM Ngāti Hine Runanga" . Tkm.govt.nz. Те Пуни Кокири , правительство Новой Зеландии . Получено 2 марта 2018 года .
- ^ "IWI Radio Loffage" (PDF) . Maorimedia.co.nz . Māori Media Network. 2007 . Получено 14 июня 2015 года .
- ^ Пальто, губернатор. «Огненные эннгульфы поддерживают FM в Мангамуке» . KAEA . Маори телевидение . Получено 14 июня 2015 года .
- ^ «Религия - нгапухи» . Tewhata.io . Данные IWI Leaders Group. 25 июня 2021 года . Получено 8 августа 2021 года .
- ^ Geenty, Mark (15 августа 2015 г.). «Лучший экспорт в Новой Зеландии Бен Стоукс приносит домой пепел» . www.stuff.co.nz . Получено 19 августа 2024 года .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Совет Нгапухи
- Таонуи, Равири. " Нгапухи ". Энциклопедия Новой Зеландии.