Jump to content

Подъемный кузов

(Перенаправлено с Подъемные тела )
Грузоподъемные тела США X-24A, M2-F3 и HL-10

Несущее тело — это с неподвижным крылом конфигурация самолета или космического корабля , в которой тело само создает подъемную силу . В отличие от летающего крыла , которое представляет собой крыло с минимальным обычным фюзеляжем или вообще без него , несущее тело можно рассматривать как фюзеляж с небольшим количеством обычного крыла или вообще без него . В то время как летающее крыло стремится максимизировать крейсерскую эффективность на дозвуковых скоростях за счет исключения ненесущих поверхностей, несущие тела обычно минимизируют сопротивление и структуру крыла для дозвукового, сверхзвукового и гиперзвукового полета или космического корабля в атмосферу входа . Все эти режимы полета создают проблемы для обеспечения надлежащей безопасности полетов.

Подъемные тела были основной областью исследований в 1960-х и 70-х годах как средство создания небольшого и легкого пилотируемого космического корабля. США построили несколько ракетных самолетов с несущим корпусом для проверки этой концепции, а также несколько ракетных возвращаемых аппаратов, которые прошли испытания над Тихим океаном. Интерес угас, поскольку ВВС США потеряли интерес к миссии с экипажем, и основные разработки закончились в процессе проектирования космического корабля "Шаттл", когда стало ясно, что фюзеляжи сложной формы затрудняют установку топливных баков.

В передовых концепциях космических самолетов 1990-х и 2000-х годов действительно использовались конструкции с несущим корпусом. Примеры включают систему запуска персонала HL-20 (1990 г.) и космический самолет «Прометей» (2010 г.). Космический самолет с подъемным корпусом Dream Chaser , являющийся развитием технологии HL-20, был предложен в качестве одного из трех транспортных средств, потенциально способных доставлять американский экипаж на Международную космическую станцию ​​и обратно , но в конечном итоге вместо этого был выбран в качестве средства снабжения. В 2015 году ЕКА промежуточный экспериментальный аппарат осуществил первый в истории успешный вход в атмосферу космического корабля с несущим корпусом. [ 1 ]

Несущий корпус был изобретен в 1917 году, когда в патенте Роя Скроггса был описан самолет с чем-то вроде треугольного крыла в плане с толстым фюзеляжем . [ 2 ] Однако на малых скоростях полета несущее тело неэффективно и не вошло в основные конструкции самолетов. [ нужна ссылка ]

Исследования несущего тела, связанные с аэрокосмической отраслью, возникли из идеи о том, что космический корабль снова войдет в атмосферу Земли и приземлится так же, как обычный самолет . После входа в атмосферу капсульные космические корабли серий «Меркурий» , «Близнецы» и «Аполлон» практически не контролировали место приземления. Управляемый космический корабль с крыльями мог бы значительно расширить зону посадки. Однако крылья аппарата должны быть спроектированы так, чтобы выдерживать динамические и термические нагрузки как при входе в атмосферу, так и при гиперзвуковом полете. Одно из предложений полностью исключило крылья: спроектировать корпус фюзеляжа так, чтобы он сам создавал подъемную силу.

компании Martin Aircraft Company, X-24 построенный в рамках экспериментальной военной программы США с 1963 по 1975 год.

НАСА Усовершенствование концепции несущего тела в началось в 1962 году с Р. Дейла Рида из НАСА Армстронга Центра летных исследований . [ 3 ] Первой полноразмерной моделью, вышедшей в рамках программы Рида, был НАСА M2-F1 , корабль без двигателя, сделанный из дерева. Первоначальные испытания проводились путем буксировки M2-F1 по высохшему дну озера на базе ВВС Эдвардс в Калифорнии за модифицированным Pontiac Catalina . [ 4 ] Позже корабль отбуксировали за С-47 и отпустили. Поскольку M2-F1 представлял собой планер небольшой ракетный двигатель , для расширения зоны приземления был добавлен . Вскоре M2-F1 прозвали «Летающей ванной».

В 1963 году НАСА начало программы по созданию более тяжелых транспортных средств с несущим кузовом с ракетным двигателем, которые будут запускаться по воздуху из-под правого крыла NB-52B, производного от реактивного бомбардировщика B-52 . Первые полеты начались в 1966 году. Из несущих тел Драйдена все, кроме НАСА M2-F1 без двигателя, использовали ракетный двигатель XLR11 , который использовался на Bell X-1 . [ 5 ] Последующий проект, получивший обозначение Northrop HL-10, был разработан в Исследовательском центре НАСА в Лэнгли . Отрыв воздушного потока стал причиной крушения подъемного корпуса Northrop M2-F2 . [ нужна ссылка ] В HL-10 попытались частично решить эту проблему, развернув левого и правого борта наружу вертикальные стабилизаторы и увеличив центральный. [ нужна ссылка ]

Начиная с 1965 года был разработан российский несущий корпус МиГ-105 или ЭПОС (российская аббревиатура от «Экспериментальный пассажирский орбитальный самолет») и совершено несколько испытательных полетов. Работы закончились в 1978 году, когда усилия были перенесены на программу «Буран» , а работа над другим небольшим космическим кораблем частично продолжалась в рамках программы «Бор» .

IXV с несущим корпусом , — это машина Европейского космического агентства экспериментальная возвращаемая предназначенная для проверки европейских многоразовых пусковых установок, которые могут быть оценены в рамках программы FLPP . IXV совершил свой первый полет в феврале 2015 года с помощью ракеты Vega . [ 6 ]

В 2010 году компания Orbital Sciences предложила коммерческий космический самолет с несущим корпусом. [ 7 ] Прометей более подробно описан ниже.

Аэрокосмические приложения

[ редактировать ]

Подъемные тела создают сложные проблемы управления, конструкции и внутренней конфигурации. В конечном итоге от подъемных тел отказались в пользу конструкции треугольного крыла для космического челнока. Данные, полученные в ходе летных испытаний с использованием высокоскоростных заходов на посадку с очень крутыми углами снижения и высокими скоростями снижения, были использованы для моделирования профилей полета и приземления шаттла.

При планировании входа в атмосферу место посадки выбирается заранее. Для многоразовых возвращаемых аппаратов обычно отдается предпочтение основной площадке, ближайшей к стартовой площадке, чтобы снизить затраты и сократить время выполнения запуска. Однако погода вблизи места приземления является основным фактором безопасности полета. В некоторые сезоны погода в местах посадки может меняться быстро относительно времени, необходимого для начала и выполнения входа в атмосферу и безопасной посадки. Из-за погодных условий возможно, что транспортному средству придется совершить посадку на другом месте. Кроме того, в большинстве аэропортов нет взлетно-посадочных полос достаточной длины, чтобы обеспечить скорость захода на посадку и расстояние крена, необходимое космическому кораблю. В мире существует немного аэропортов, которые могут поддерживать или модифицироваться для поддержки такого типа требований. Таким образом, альтернативные посадочные площадки очень широко разбросаны по США и по всему миру. Эти проблемы были обусловлены разработкой треугольного крыла шаттла. Эти требования еще более усугублялись требованиями, расширявшими зону посадки шаттла.

Тем не менее, концепция несущего кузова была реализована в ряде других аэрокосмических программ, в том числе в ранее упомянутых NASA X-38 , Lockheed Martin X-33 , BAC многоблочном космическом транспортно-восстановительном устройстве , европейском EADS Phoenix и совместном российском проекте. -Европейский космический корабль «Клипер» . Из трех основных конструктивных форм, обычно анализируемых для таких программ (капсула, подъемный корпус, самолет), подъемный корпус может предложить лучший компромисс с точки зрения маневренности и термодинамики, одновременно отвечая требованиям миссии своих клиентов.

Текущие системы

[ редактировать ]

Dream Chaser суборбитальный и орбитальный [ 8 ] вертикального взлета и горизонтальной посадки с подъемным корпусом Космоплан (VTHL), разрабатываемый Sierra Nevada Corporation (SNC). Планируется, что конструкция Dream Chaser в конечном итоге будет перевозить до семи человек на низкую околоземную орбиту и обратно , а в настоящее время космический самолет планируется использовать для доставки грузов на Международную космическую станцию ​​в рамках программы Commercial Resupply Services . Транспортное средство будет стартовать вертикально на Atlas V и приземляться горизонтально на обычных взлетно-посадочных полосах. [ 9 ]

Лифт кузова

[ редактировать ]
Burnelli General Airborne Transport XCG-16, самолет с подъемным корпусом (1944 г.)

В некоторых самолетах с крыльями также используются корпуса, создающие подъемную силу. Некоторые из конструкций монопланов с высоким крылом компании Bellanca Aircraft Company начала 1930-х годов , такие как Bellanca Aircruiser , имели фюзеляжи неопределенной аэродинамической формы, способные создавать некоторую подъемную силу, причем даже стойки крыльев на некоторых версиях имели расширенные обтекатели, чтобы придать им некоторую подъемную силу. -генерирующая способность. как в Более современные аэродинамические исследования показали, что гоночный самолет Gee Bee R-1 Super Sportster 1930-х годов обладал значительной способностью создавать подъемную силу благодаря конструкции фюзеляжа, что важно для предполагаемой гоночной роли R-1, в то время Пилон с высоким наклоном поворачивается во время гонки. [ 10 ] В период с 1920-х по 1950-е годы Винсент Бурнелли разработал несколько самолетов, в которых использовался подъемный механизм фюзеляжа. Как и более ранние монопланы Bellanca, Short SC.7 Skyvan создает значительную подъемную силу за счет формы фюзеляжа, почти такую ​​же, как 35%, которые производит каждое из крыльев.

Истребители, такие как F-15 Eagle, также создают значительную подъемную силу за счет широкого фюзеляжа между крыльями. Поскольку широкий фюзеляж F-15 Eagle настолько эффективен при подъемной силе, F-15 способен успешно приземлиться только с одним крылом, хотя и почти на полной мощности, при этом тяга значительно способствует подъемной силе. Летом 1983 года израильский F-15 в тренировочных целях устроил имитацию воздушного боя со «Скайхоками» недалеко от Нахаль-Цина в пустыне Негев. Во время учений один из «Скайхоков» просчитался и сильно столкнулся с корнем крыла F-15 . Пилот F-15 знал, что крыло серьезно повреждено, но решил попытаться приземлиться на ближайшей авиабазе, не зная степени повреждения крыла. И только после приземления, когда он выбрался из кабины и посмотрел назад, пилот понял, что произошло: у самолета полностью оторвало крыло, и он посадил самолет с прикрепленным только одним крылом. Через несколько месяцев поврежденный F-15 получил новое крыло и вернулся в строй в составе эскадрильи. Инженерам McDonnell Douglas с трудом верилось в историю с однокрылым приземлением: с точки зрения их моделей планирования это было невозможно. [ 11 ]

В 2010 году компания Orbital Sciences предложила самолет « Прометей » со «смешанным несущим телом» космический , размером примерно в четверть размера космического корабля «Шаттл» , в качестве коммерческого варианта для доставки астронавтов на низкую околоземную орбиту в рамках программы коммерческого экипажа . [ 7 ] Транспортное средство с вертикальным взлетом и горизонтальной посадкой (VTHL) должно было быть запущено на ракете Atlas V, предназначенной для человека , но приземлилось на взлетно-посадочной полосе. [ 12 ] Первоначальная конструкция должна была перевозить экипаж из четырех человек, но она могла перевозить до шести человек или комбинацию экипажа и груза. Помимо Orbital Sciences, в консорциум, стоявший за этим предложением, входили Northrop Grumman , которая должна была построить космический самолет, и United Launch Alliance , которая предоставила бы ракету-носитель. [ 13 ] Не будучи выбранной НАСА для получения награды CCDev фазы 2, в апреле 2011 года компания Orbital объявила, что, скорее всего, свернет свои усилия по разработке коммерческого корабля для экипажа. [ 14 ]

Принципы проектирования несущих тел используются и при строительстве гибридных дирижаблей .

Центр летных исследований Армстронга

[ редактировать ]

правительство США разработало различные конструкции подъемных кузовов транспортных средств для проверки концепции и летных испытаний С начала 1960-х до середины 1970-х годов в Летно-исследовательском центре Армстронга . [ 3 ] В их число вошли:

Пилоты и полеты

[ редактировать ]
Пилот М2-Ф1 М2-Ф2 ХЛ-10 ХЛ-10
против
М2-Ф3 Х-24А Х-24Б Общий
Милтон О. Томпсон 45 5 - - - - - 50
Брюс Петерсон 17 3 1 - - - - 21 [ нужна ссылка ]
Чак Йегер 5 - - - - - - 5
Дональд Л. Маллик 2 - - - - - - 2 [ нужна ссылка ]
Джеймс В. Вуд 1* - - - - - - 1*
Дональд М. Сорли 5 3 - - - - - 8
Уильям Х. Дана 1 - - 9 19 - 2 31 [ нужна ссылка ]
Джерольд Р. Джентри 2 5 - 9 1 13 - 30 [ нужна ссылка ]
Фред Хейс 1* - - - - - - 1*
Джо Энгл 1* - - - - - - 1*
Джон А. Манке - - - 10 4 12 16 42
Питер С. Хоаг - - - 8 - - - 8
Сесил В. Пауэлл - - - - 3 3 - 6
Майкл В. Лав - - - - - - 12 12
Эйнар К. Эневолдсон - - - - - - 2 2
Фрэнсис Скоби - - - - - - 2 2
Томас С. Макмертри - - - - - - 2 2
ОБЩИЙ 80 16 37 [ 15 ] 36 27 28 36 224 [ нужна ссылка ]
  • Вуд, Хейз и Энгл совершили по одному полету на буксируемом автомобиле M2-F1.
[ редактировать ]
Самодельный самолет с подъемным корпусом Wainfan Facetmobile FMX-4 , сфотографировано сверху в полете.

Подъемные тела появлялись в некоторых научно-фантастических произведениях, в том числе в фильме « Оставленные » и в роли космического корабля Джона Крайтона «Фарскейп-1» в сериале «Фарскейп» . В сериале Discovery Channel предполагалось использовать подъемные тела для доставки зонда на далекую планету, похожую на Землю в анимационном фильме «Планета пришельцев» . Джерри Андерсона 1969 года Двойник использовал спускаемый аппарат / подъемник вертикального взлета и посадки с подъемным корпусом, чтобы посетить планету, похожую на Землю, но потерпел крушение в обеих попытках. В его серии «НЛО» использовался подъемный корпус, визуально похожий на M2-F2 для орбитальных операций («Человек, который вернулся»). В компьютерной игре Buzz Aldrin's Race Into Space модифицированный X-24A становится альтернативным лунным космическим кораблем, который игрок может выбрать вместо капсулы Gemini или Apollo .

1970-х годов В телевизионной программе «Человек за шесть миллионов долларов» шоу использовались кадры с поднимающимся корпусом самолета, взятые из реальных учений НАСА в заголовке . Сцены включали отделение HL-10 от своего самолета-носителя — модифицированного B-52 — и M2-F2, пилотируемый Брюсом Петерсоном , который сильно разбился и кувыркался вдоль взлетно-посадочной полосы высохшего дна озера Эдвардс. Причина крушения была связана с возникновением голландского крена , вызванного нестабильностью управления, вызванной отрывом потока. [ нужна ссылка ]

В эпизоде ​​​​«Смертельный повтор» (8-я серия 2-го сезона, вышедшая в эфир 22 сентября 1974 г.) используется HL-10 как опора истории. [ 16 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Бюллетень ЕКА 161 (1-й квартал 2015 г.)» (PDF) . ЕКА . 2015. с. 23. ISSN   0376-4265 . Проверено 30 мая 2015 г.
  2. ^ Патент США 1 250 033 .
  3. ^ Перейти обратно: а б «Бескрылый полет: история несущего тела» . НАСА . 01.01.1997 . Проверено 13 декабря 2014 г.
  4. ^ Классический Понтиак и НАСА
  5. ^ Информационный бюллетень НАСА Драйден - подъем тел
  6. ^ «Европейский мини-космический челнок возвращается» . Новости Би-би-си . 11 февраля 2015 года . Проверено 12 февраля 2015 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б «Форма будущего — космический самолет «Прометей™» компании Orbital готов к участию в инициативе НАСА по развитию коммерческого экипажа» (PDF) .
  8. ^ «Новаторы частных космических полетов привлекают внимание НАСА» . Space.com . 7 февраля 2011 года . Проверено 5 сентября 2012 г. Dream Chaser станет полноценным суборбитальным аппаратом на пути к достижению орбитальных возможностей.
  9. ^ В настоящее время используется «Модель Dream Chaser прибыла в НАСА в Драйдене - NASA.gov» . НАСА. 17 декабря 2010 года . Проверено 29 августа 2012 г.
  10. ^ «Гранвиль Джи Би (сериал) Гоночный самолет» . Militayrfactory.com. 8 июня 2009 года . Проверено 20 декабря 2011 г.
  11. ^ Джон Исли (9 августа 2001 г., 09:01:17 по восточному поясному времени) НЕТ КРЫЛА F15 [электронная почта защищена]
  12. Orbital предлагает космический план для астронавтов , Wall Street Journal , 14 декабря 2010 г., по состоянию на 15 декабря 2010 г.
  13. ^ Вступая в новую космическую гонку, Orbital Sciences представляет конструкцию космического самолета-мини-шаттла , Popular Science , 16 декабря 2010 г., по состоянию на 18 декабря 2010 г. «Orbital Sciences — это не независимое частное предприятие «нового космоса», как, скажем, SpaceX. Это консорциум мощных оборонных и авиационных компаний: самолет построит Northrop, а ракеты предоставит United Launch. Альянс (читай: Боинг и Локхид)».
  14. ^ «Орбитал может свернуть работу своего коммерческого экипажа» . Журнал НьюКосмос . 22 апреля 2011 г. Проверено 25 апреля 2011 г. Генеральный директор Дэйв Томпсон сказал... «В настоящее время я не предполагаю, что мы продолжим реализацию нашего собственного проекта в этой гонке. Мы будем наблюдать за ним, и если появится возможность, мы можем пересмотреть свое решение. Но на данный момент Я бы не ожидал большой активности с нашей стороны на рынке коммерческих экипажей».
  15. ^ «Прошлые проекты НАСА Драйдена: подъемные тела, HL-10» . НАСА . 14 августа 2009 г. Проверено 13 декабря 2014 г.
  16. ^ «Смертельный повтор» . IMDb.com, Inc. Проверено 22 октября 2021 г.

Другие источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 59d275370d4b4f264308f567ee3961db__1720837320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/59/db/59d275370d4b4f264308f567ee3961db.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lifting body - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)