Занскар
Занскарский хребет | |
---|---|
![]() Занскарские горы, возвышающиеся над Падумом | |
Самая высокая точка | |
Высота | 7756 метров (25446 футов) |
известность | 2825 метров (9268 футов) |
Координаты | 33 ° 28'8 "N 76 ° 52'39" E / 33,46889 ° N 76,87750 ° E |
Размеры | |
Длина | 400 миль (640 км) |
Мы | |
Родное имя | ཟངས་དཀར་ (ZangskariЗангскари |
География | |
Расположение горного хребта Занскар в Большого Ладакха. регионе | |
Расположение | Каргил , Ладакх , Индия |
Родительский диапазон | Тетис Гималаи |
![]() |
Занскар , Захар местно) или Зангскар — техсил округа Занскар , на индийской союзной территории Ладакх ( . Административный центр — Падум (бывшая столица Занскара). Занскар вместе с соседним регионом Ладакх некоторое время входил в состав королевства Гуге в Западном Тибете . Занскар находится в 250 км к югу от города Каргил на трассе NH301 .
Занскарский хребет — горный массив на союзной территории Ладакха, отделяющий долину Занскар от долины Инда в Лехе . Геологически Занскарский хребет является частью Тетиса Гималаев шириной около 100 км, , синклинория образованного сильно складчатыми и чешуйчатыми , слабо метаморфизованными осадочными сериями. Средняя высота Занскарского хребта составляет около 6000 м (19 700 футов). Его восточная часть известна как Рупшу . В 2020 году население Занскара составляло около 20 000 человек. [ 1 ] Были требования превратить Занскар в район. [ 2 ] [ 3 ]
Этимология
[ редактировать ]Занскар ( ཟངས་དཀར་ zangs dkar ) появляется как «Зангскар» в основном в академических исследованиях в области социальных наук ( антропология , гендерные исследования ), отражая ладакхское произношение, хотя занскарское произношение — Захар. В старых географических отчетах и картах может использоваться альтернативное написание «Заскар». Этимологическое исследование (Snellgrove and Skorupsky, 1980) этого названия показывает, что его происхождение может относиться к естественному нахождению меди в этом регионе, тибетское слово для которого - «Зангс». Однако второй слог кажется более сложным, поскольку он имеет различные значения: «Зангс-дкар» (белая медь), «Зангс-мхар» (медный дворец) или «Зангс-скар» (медная звезда). Другие утверждают, что оно происходит от слова zan = медь + скар = долина. [ 4 ] Джон Крук (1994) частично разделяет эту интерпретацию, но предполагает, что происхождение этого названия также может быть «Зан-мХар» (дворец еды), потому что основные продовольственные культуры настолько обильны в этом довольно засушливом регионе. Местно принятое написание имени тибетским письмом — зангс-дкар.
Некоторые религиозные учёные этого района, на которых также ссылаются Снеллгроув и Скорупский (1980) и Крук (1994), считают, что изначально это было «бзанг-дкар», что означает «хороший» (или «красивый») и белый. «Добро» относится к треугольной форме равнины Падум, треугольник является символом Дхармы и религии; «Белый» будет относиться к простоте, доброте и религиозным наклонностям коренного населения.
История
[ редактировать ]
Первые следы человеческой деятельности в Занскаре, кажется, восходят к бронзовому веку . Петроглифы, относящиеся к этому периоду, позволяют предположить, что их создателями были охотники в степях Средней Азии, жившие между Казахстаном и Китаем. Предполагается, что индоевропейское население, известное как мон, могло тогда проживать в этом регионе, прежде чем смешаться или быть заменено следующими поселенцами, дардами . Ранний буддизм, пришедший из Кашмира, распространил свое влияние в Занскаре, возможно, еще в 200 г. до н.э. Самые ранние памятники относятся к кушанскому периоду. После распространения буддизма на восток Занскар и большая часть Западных Гималаев были захвачены в VII веке тибетцами, которые навязали свою тогдашнюю анимистическую религию Бон .
Буддизм восстановил свое влияние на Занскаре в VIII веке, когда Тибет также был обращен в эту религию. Между 10 и 11 веками в Занскаре были основаны два королевских дома и построены монастыри Карша и Пхугтал (см. Рисунок). До 15 века Занскар существовал как более или менее независимое буддийское королевство, управляемое двумя-четырьмя родственными королевскими семьями. С 15 века Занскар подчинялся Ладакху, разделяя его удачи и несчастья. В 1822 году коалиция Кулу , Лахула и Киннаура вторглась в Занскар, разграбив страну и разрушив королевский дворец в Падуме.

В середине 20 века из-за пограничных конфликтов между Индией, Пакистаном и Китаем Ладакх и Занскар были закрыты для иностранцев. Во время этих войн Ладакх потерял две трети своей первоначальной территории, уступив Балтистан Пакистану и Аксай-Чин Китаю. Ладакх и Занскар, несмотря на бурную историю внутренних войн и внешней агрессии, никогда не теряли своего культурного и религиозного наследия с 8-го века. Благодаря включению в Индийский Союз , [ нужна ссылка ] это также один из редких регионов в Гималаях, где традиционная тибетская культура, общество и здания пережили китайскую культурную революцию . За последние двадцать лет открытие дороги и массовый приток туристов и исследователей внесли множество изменений в традиционную социальную организацию Занскара. В 2007 году долина уже третий год страдает от нашествия пустынной саранчи , в результате чего многие деревни потеряли урожай. Реакцией монастырей была пуджа (молитва) избавиться от них, в то время как правительство выступало за инсектициды, которые буддисты не хотели использовать, но в некоторых случаях были вынуждены попробовать, с пока еще недокументированным успехом. В 2008 году сообщалось, что саранча покинула центральные равнины Занскара. [ нужна ссылка ]
Жители Занскара уже более 70 лет требуют создания собственного района, отдельного от существующего Каргильского района. [ 1 ]
География
[ редактировать ]



Занскарский хребет раскинулся на обширной территории от юго-восточных границ штата Кашмир и простирается в северо-западном направлении до восточных пределов Балтистана. Он отделяет Ладакх от долин Кашмира и реки Ченаб. Другими словами, он служит границей между регионом Ладакх в Кашмире и остальными двумя регионами штата, то есть регионом Джамму и долиной Кашмира. Пик Нункун высотой 23 000 футов (7 000 м) находится в этом диапазоне. Перевал Марбал и многие другие перевалы, соединяющие Ладакх с Кашмиром, находятся в этой области, перевал Зоджила высотой 13 000 футов (4 000 м) находится на крайнем северо-западе хребта Занскар. Этот хребет, по сути, является ответвлением великого гималайского хребта. Многие реки берут начало в разных рукавах этого хребта и текут на север и впадают в великую реку Инд. К этим рекам относятся река Ханле, река Хурна, река Занскар, река Суру (Инд) и река Шинго. Он также отделяет Киннаур от Спити в Химачал-Прадеше. Самые высокие вершины Химачала находятся в хребте Занскар.
Топография
[ редактировать ]Занскар занимает площадь около 7000 квадратных километров (2700 квадратных миль) на высоте 3500–7135 метров (11 500–23 409 футов). Он состоит из страны, лежащей вдоль двух основных рукавов реки Занскар . Первая, река Дода , берет свое начало возле горного перевала Пензи Ла высотой 4400 метров (14 400 футов), а затем течет на юго-восток вдоль главной долины, ведущей к Падуму, столице Занскара.
Вторая ветвь образована двумя основными притоками, известными как река Каргяг (также известная как река Кургиах) с истоком около реки Шинку Ла на высоте 5 091 метр (16 703 фута) и река Царап с истоком около реки Баралача-Ла. Эти две реки соединяются ниже деревни Пурни, образуя реку Лунгнак (также известную как река Лингти или Царап). Затем река Лунгнак течет на северо-запад по узкому ущелью к центральной долине Занскара (известной в местном масштабе как Джунг-Хор), где она соединяется с рекой Дода, образуя реку Занскар.
Затем река Занскар течет на северо-восток, пока не впадает в Инд в Ладакхе. Высокие горные хребты лежат по обе стороны долин Дода и Лингти-Каргьяг, протянувшихся с северо-запада на юго-восток. На юго-западе находится Большой Гималайский хребет, отделяющий Занскар от бассейнов Киствара и Чамбы. На северо-востоке лежит Занскарский хребет, отделяющий Занскар от Ладакха. Таким образом, единственным выходом для всей гидрографической системы Занскара является река Занскар, которая прорезает глубокое и узкое Занскарское ущелье через Занскарский хребет.
Хребет Занскар простирается на 640 километров (400 миль) от реки Карча (Суру) до верхнего течения реки Карнали . Пик Камет высотой 7756 метров (25 446 футов) является самой высокой точкой хребта. [ 5 ]
Эти топографические особенности объясняют, почему доступ к Занскару затруднен со всех сторон. Сообщение с соседними гималайскими районами поддерживается через горные перевалы или по замерзшей реке Занскар. Самый простой подход ведет из Каргила через долину Суру и через Пензи-Ла. Именно вдоль этой трассы в 1979 году была построена единственная дорога в Занскаре, соединившая Падум с главной дорогой из Сринагара в Ладакх. Одним из первых тибетологов, проведших длительный период в этом регионе, был венгерский ученый Шандор Чома де Корёш , который прожил более года в этом регионе в 1823 году. После интеграции в недавно образованное государство Индия в 1947 году Занскар и соседний регион Оба региона Ладакха были объявлены зонами ограниченного доступа и открыты для иностранцев только в 1974 году.
Климатические условия
[ редактировать ]Занскар — высокогорная полупустыня, лежащая на северном склоне Гималайского хребта. Этот горный хребет действует как барьер, защищающий Ладакх и Занскар от большей части муссонов , в результате чего летом здесь приятно теплый и сухой климат. Дождей и снегопадов в этот период мало, хотя в последние десятилетия наблюдается тенденция к увеличению количества осадков. Несколько водяных мельниц были построены в древние периоды засухи на большом расстоянии от деревень, но были заброшены, поскольку теперь проточная вода доступна ближе к поселениям. Дома Занскари, хотя в остальном они хорошо построены, не приспособлены к недавно увеличившимся осадкам, поскольку их крыши протекают, застигая удивленных жителей врасплох. Большая часть осадков выпадает в виде снегопада в суровый и чрезвычайно продолжительный зимний период. Эти зимние снегопады имеют жизненно важное значение, поскольку они питают ледники , которые тают летом и обеспечивают большую часть оросительной воды. Некоторые части долины Занскар считаются одними из самых холодных постоянно населенных мест в мире.
Демография
[ редактировать ]
Население Занскара невелико: перепись 2011 года зафиксировала численность населения 13 793 человека. Соотношение полов составило 862 женщины на 1000 мужчин. Уровень грамотности составил 59,73%. [ 6 ] : 49,52,61 Большинство занскари имеют смешанное тибетское и индоевропейское происхождение; особенно Чангпа , Дард и Мон. Последние этнически являются дардами, но «мон» используется, чтобы отличить их от более поздних поселенцев дардов. Небольшую часть составляют мусульмане-сунниты, чьи предки поселились в Падуме и его окрестностях в XIX веке. [ нужна ссылка ]
Религия
[ редактировать ]
Подавляющее большинство жителей Занскара – буддисты. [ 8 ] Почти в каждой деревне есть монастырь, часто хранящий древние настенные росписи и изображения. Здесь существуют две основные ветви тибетского буддизма — Другпа , включая монастыри Сани , Дзонгкхул , Стагримо и монастырь Бардан — все они слабо связаны со Стакной в долине Инда . Гелугпа монастыри контролируют монастыри Рангдум , Карша , Стонгде и Пхугтал , которые присягнули на верность Нгари Ринпоче. [ 9 ] главная резиденция которого находится в монастыре Ликир в Ладакхе. Нынешняя эманация Нгари Ринпоче — младший брат Далай-ламы. [ 10 ]
Языки
[ редактировать ]Люди, живущие в Занскаре, говорят на занскарском языке ладакско-бельцкой языковой группы. [ 12 ] [ 13 ] Оно написано тибетским письмом . [ 14 ] Монахи, которые учились за пределами Занскара, могут знать стандартный тибетский язык. Образованные жители Занскара знают английский язык , поскольку он является обязательным предметом во многих индийских школах. Население проживает в основном в разрозненных небольших деревнях, крупнейшей из которых является столица Падум с населением около 700 человек. Большинство деревень расположены в долинах реки Занскар и двух ее основных притоков. Учитывая изолированность этого региона, его жители склонны к самообеспечению и до недавнего времени жили практически в полной автаркии . Однако внешняя торговля всегда была необходима для приобретения таких товаров, как инструменты , ювелирные изделия или религиозные артефакты .
Флора и фауна
[ редактировать ]
Большая часть растительности Занскара встречается в орошаемых деревнях и на верхних склонах, где выпадает больше осадков и растут альпийские и тундровые виды. Наибольшее впечатление производят луга, покрытые тысячами эдельвейсов . У подножия горы Гумбуранджон растут голубые маки. Сельскохозяйственные культуры, включая ячмень , чечевицу и картофель, выращиваются фермерами на нижних возвышенностях. домашние животные, такие как як , дзо В этом регионе водятся , овцы, лошади и собаки.
Среди диких животных, обитающих в Занскаре, можно назвать сурка , медведя , волка , снежного барса , бхарала , альпийского козерога , серого горала и ламмергейера .
Экономика
[ редактировать ]Домашний скот
[ редактировать ]
Животноводство, и особенно яки , имеет первостепенное значение в Занскаре. Яки используются для вспашки земли, обмолота зерна, перевозки тяжелых грузов (до 200 килограммов). Их навоз служит не только удобрением, но и единственным топливом для отопления, доступным в регионе. Они являются жизненно важным источником молока и иногда, но редко, мяса. Мех яка используется для изготовления одежды, ковров, веревок и покрывал.
Основными занятиями занскарцев являются скотоводство и обработка земли, которая почти всегда принадлежит им. Пахотных земель мало, и они ограничены аллювиальными веерами и террасами, а возделываемые поля редко встречаются на высоте более 4000 метров. Занскарцы разработали систему интенсивного пахотного земледелия и комплексной ирригации, чтобы производить достаточно продовольствия в этих условиях. Нехватка обрабатываемых земель также привела к тенденции к стабильному, нулевому приросту населения. Эффективная система контроля над рождаемостью в Занскаре исторически была достигнута за счет распространенной практики полиандрических браков, при которых несколько братьев женятся на одной и той же жене, и широкого принятия безбрачного религиозного образа жизни. Стабильности населения также способствует высокий уровень детской смертности.
Летом женщины и дети остаются вдали от деревень, чтобы пасти скот. Эта система, известная как отгонное выпас скота , похожа на ту, что существует в Альпах, где животных летом отправляют высоко в горы (альпийские луга) и содержат дети и женщины.
Туризм
[ редактировать ]Туризм, вероятно, является основным потрясением, которое Занскар пережил в последнее время. Открытие этого региона для иностранцев принесло такие изменения, как финансирование школ и восстановление монастырей и дорог, но также нанесло ущерб хрупкой горной среде и ее населению. [ 15 ] [ 16 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]Первый цветной фильм о жизни Занскара был снят в 1958 году экспедицией трех британских домохозяек. [ 17 ]
Фильм 2001 года «Самсара» полностью снимался в Занскаре. В 2010 году американский кинорежиссер Фредерик Маркс снял документальный фильм « Путешествие из Занскара ». В фильме, рассказанном Ричардом Гиром , рассказывается история двух монахов, помогающих 17 бедным детям добраться до тибетских школ в Индии через трудную и опасную местность. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Перейти обратно: а б «Буддийская ассоциация в Ладакхе требует статуса Занскара как района» . Индия сегодня . 4 сентября 2019 г.
- ↑ 3000 человек проводят демонстрацию в отдельном районе при минусовой температуре в Каргиле , The Wire, 6 февраля 2020 г.
- ↑ Буддийская ассоциация Ладакха требует статуса округа для Занскара , Индия сегодня, 4 сентября 2019 г.
- ^ Шеттлер, Маргарет и Рольф (1981), стр. 150.
- ^ «Заскарский хребет | горы, Азия» . Британская энциклопедия . Проверено 20 сентября 2017 г.
- ^ Справочник по районной переписи населения: Каргил, Джамму и Кашмир – Справочник деревень и городов . 2 Часть XII A. Управление переписи населения, Химачал-Прадеш, Министерство внутренних дел, Правительство Индии. 2011.
- ^ «Население Занскара» . Перепись населения Индии . Проверено 13 сентября 2020 г.
- ^ «Население Паддара» . Перепись населения Индии . Проверено 29 августа 2020 г.
- ^ Ризви (1998), с. 253.
- ^ Ризви (1996), стр. 242–242.
- ^ C-16 Население по родному языку – Джамму и Кашмир (Отчет). Управление генерального регистратора и комиссара по переписи населения, Индия . Проверено 29 октября 2021 г.
- ^ Скорее, Али Мохаммад (сентябрь 1999 г.), «Каргил: Послевоенный сценарий» , Журнал исследований мира , 6 (5–6), Международный центр исследований мира, заархивировано из оригинала 1 декабря 2014 г.
- ^ Бик, Мартин ван Пири, Фернанда (2008). Современный Ладакх: антропологические взгляды на преемственность и изменения . Брилл. ISBN 978-90-04-16713-1 . OCLC 896146052 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ «Зангскари» . Источник сценария . Проверено 25 августа 2012 г.
- ^ «Ответ на туризм в Ладакхе» . Ежеквартальный журнал «Культурное выживание» . Март 1990 года.
- ^ Сингх, Арчана (20 июля 2021 г.). «Ядовитая любовь к Ладакху тяжело сказывается на его природных ресурсах» . Монгабай.
- ^ «Домохозяйки-исследователи, покорившие Гималаи» . Телеграф . 21 апреля 2008 г. Архивировано из оригинала 26 апреля 2008 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бойден, Марк (2013). Путешествие по Занскару: путешествие в закрытое королевство . Дублин: Лиффи Пресс. ISBN 978-1-908308-51-1 .
- Коновер, Тед (2010). Маршруты человека: как дороги меняют мир и то, как мы живем сегодня . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф. стр. 71–112. ISBN 978-1-4000-4244-9 .
- Крук, Джон; Осмастон, Генри (1994). Гималайские буддийские деревни: окружающая среда, ресурсы, общество и религиозная жизнь в Зангскаре, Ладакх . Бристоль: Бристольский университет, Великобритания. п. 866. ИСБН 0-86292-386-7 .
- Крауден, Джеймс (2020). Замерзшая река: в поисках тишины в Гималаях . Уильям Коллинз. ISBN 978-0008353179 .
- Дебус, Саломе (2010). Быть мусульманином в Занскаре: Индийские Гималаи . Европейские университетские издания. ISBN 978-613-1-52976-4 .
- Дез, Пьер (1999). «Тектоническая и метаморфическая эволюция Центрально-Гималайской области на юго-востоке Занскара (Кашмир, Индия)» . Воспоминания о геологии . Докторская диссертация. 32 . Университет Лозанны: 149. ISSN 1015-3578 .
- Гучоу, Ким (2004). Быть буддийской монахиней: борьба за просветление в индийских Гималаях . Издательство Гарвардского университета.
- Намгайл, Т. (2004). «Зангскар: мистическая земля» . Святилище Азии . 24 : 44–47.
- Благородный, Кристина (1991). Дома в Гималаях . Лондон: Фонтана. ISBN 0-00-637499-9 .
- Ризви, Джанет (1998). Ладакх, перекресток Высокой Азии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-564546-4 .
- Шеттлер, Маргарет и Рольф (1981). Кашмир, Ладакх и Занскар . Южная Ярра, Виктория, Австралия: Публикации Lonely Planet. ISBN 0-908086-21-0 .
- Снеллгроув, ДЛ; Скорупский, Т. (1980). Культурное наследие Ладакха Уорминстер, Арис и Филлипс. ISBN 0-85668-058-3 .
- Церинг, Тобден (1985). Ламы Занс-дкара - сборник рукописных материалов о жизни Кундга'-чос-легса, Бла-ма Кар-ма и Груб-дбана Наг-дбан-тше-рина . Гемюр, расст. Лахул. Mkhas-grub-chen-po Dpal Bzad-pa-rdo-rje rnam thar mgur bum Ma rig mun sel dran pai klog phren.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: постскриптум ( ссылка )