Кри обычно делятся на восемь групп в зависимости от диалекта и региона. Эти подразделения не обязательно представляют собой этнические подразделения внутри более крупной этнической группы:
Наскапи и Монтанье (вместе известные как Инну ) являются жителями области, которую они называют Нитассинан . Их территории включают большую часть современных политических юрисдикций восточного Квебека и Лабрадора . Их культуры дифференцированы, поскольку некоторые из наскапи до сих пор являются охотниками на карибу и ведут более кочевой образ жизни, чем многие монтанье. У Монтанье больше поселений. Общая численность населения двух групп в 2003 году составляла около 18 000 человек, из которых 15 000 проживали в Квебеке. Их диалекты и языки наиболее отличаются от языка кри, на котором говорят группы к западу от озера Верхнее.
Атикамекв — жители местности, которую они называют Нитаскинан («Наша Земля»), в верховьях долины реки Сен-Морис в Квебеке (около 300 км или 190 миль к северу от Монреаля ). Их население составляет около 8000 человек.
Болотные кри - эта группа обитает на севере Манитобы вдоль побережья Гудзонова залива и прилегающих внутренних территорий на юге и западе, а также в Онтарио вдоль побережья Гудзонова залива и залива Джеймса. Некоторые из них также живут в восточном Саскачеване, в районе Камберленд-хауса . На их диалекте говорят 4500 человек.
Еще одна карта диалектов кри Вудленд Кри и Рокки Кри [ 10 ] – группа в северной Альберте, Манитобе и Саскачеване.
Равнины Кри - всего 34 000 человек в Манитобе, Саскачеване, Альберте и Монтане.
Из-за множества диалектов языка кри у народа нет современного коллективного автонима . Равнинные кри и Аттикамекв называют себя, используя современные формы исторического нехирав , а именно нехияу и нехирависив соответственно. Мус-кри, восточные кри, наскапи и монтанье называют себя современными диалектными формами исторического иринив , что означает «человек». Мус-кри используют форму ililiw , прибрежные восточные кри и наскапи используют iyiyiw (по-разному пишутся iiyiyu , iiyiyuu и eeyou ), внутренние восточные кри используют iyiniw (по-разному пишутся iinuu и eenou ), а монтанье используют ilnu и innu , в зависимости от диалекта. Кри используют «кри», «кри», «наскапи» или «монтанье» для обозначения своего народа только тогда, когда говорят по-французски или по-английски. [ 11 ]
Лагерь Нехияу (Равнины Кри) недалеко от будущего места Вермилион, Альберта , 1871 год.
Как у охотников-собирателей , основной организационной единицей народа кри был домик , группа из восьми или дюжины человек, обычно семьи двух отдельных, но связанных между собой супружеских пар, которые жили вместе в одном вигваме (куполообразной палатке) или типи (коническая палатка) и группа — группа домиков, которые вместе передвигались и охотились. В случае разногласий ложи могли покинуть группы, а группы могли относительно легко образовываться и распускаться. Однако, поскольку численность безопасна, все семьи хотели стать частью какой-либо банды, и изгнание считалось очень серьезным наказанием. Группы обычно имели прочные связи со своими соседями посредством смешанных браков и собирались вместе в разное время года, чтобы вместе охотиться и общаться. Помимо этих региональных собраний, не существовало официальной структуры более высокого уровня, и решения о войне и мире принимались консенсусом союзных группировок, собиравшихся вместе на совете. Людей можно было идентифицировать по их клану , который представляет собой группу людей, заявляющих о своем происхождении от одного общего предка; каждый клан будет иметь представителя и право голоса во всех важных советах, проводимых группой (сравните: Родовая система Анишинаабе ). [ 12 ]
Когда банда отправлялась на войну, она назначала временного военного командира, называемого окимаханом . вольно переводится как «военный вождь». Эта должность отличалась от должности «вождя мира», лидера, роль которого больше напоминала роль дипломата. В преддверии Северо-Западного восстания 1885 года Большой Медведь был лидером своей банды, но как только начались боевые действия, Блуждающий дух военачальником стал .
Было несколько попыток создать национальную политическую организацию, которая представляла бы все народы кри, по крайней мере, еще в 1994 году, когда они собрались в заповеднике коренных народов кри Опаскваяк. [ 13 ]
Название «Кри» происходит от алгонкинского языка экзонима Кириштино , который оджибва использовал для обозначения племен вокруг Гудзонова залива . Французские колонисты и исследователи, написавшие термины Килистинон , Киристинон , Книстено , [ 14 ] [ 15 ] Кристено и Кристино использовали этот термин для обозначения многочисленных племен, с которыми они столкнулись к северу от озера Верхнее, в Манитобе и к западу от него. [ 16 ] Французы использовали эти термины для обозначения различных групп народов в Канаде, некоторые из которых теперь лучше известны как Северн Анишинаабе (оджибва), которые говорят на диалектах, отличных от алгонкинского. [ 17 ]
В зависимости от общины кри могут называть себя следующими именами: nēhiyawak, nīhithaw, nēhilaw и nēhinaw ; или ininiw, ililiw, iynu (инну) или ийю . Эти имена произошли от исторического автонима nēhiraw (неопределенного значения) или от исторического автонима iriniw (что означает «человек»). Кри, использующие последний автоним, как правило, живут на территориях Квебека и Лабрадора. [ 11 ]
Язык кри (также известный в самой широкой классификации как кри-монтанье, кри-монтанье-наскапи, чтобы показать входящие в него группы) — название группы близкородственных алгонкинских языков , [ 3 ] родной язык (т.е. язык, который впервые выучили и до сих пор понимают) примерно 96 000 человек, а также язык, на котором чаще всего говорят дома около 65 000 человек по всей Канаде, от Северо-Западных территорий до Лабрадора . Это самый распространенный язык аборигенов Канады. [ 18 ] Единственный регион, где кри имеет официальный статус , находится на Северо-Западных территориях вместе с восемью другими языками аборигенов, французским и английским. [ 19 ] [ 20 ]
Две основные группы: Нехияу и Инну говорят на взаимопонятном континууме диалектов кри , который можно разделить по многим критериям. В диалектном континууме «это не столько язык, сколько цепочка диалектов, где носители одной общины могут очень легко понимать своих соседей, но говорящему на равнинном кри из Альберты было бы трудно говорить с носителем кри из Квебека без упражняться." [ 21 ]
Одним из основных различий между группами является то, что восточная группа палатализирует звук /k/ либо до /ts/ (c), либо до /tʃ/ (č), когда он предшествует гласным переднего ряда . Существует также большая разница в грамматической лексике (частицах) между группами. Внутри обеих групп возник другой набор вариаций вокруг произношения протоалгонкинской фонемы *l , которая может быть реализована как /l/, /r/, /y/, /n/ или /ð/ (th). разными группами. Однако в других диалектах различие между /eː/ (ē) и /iː/ (ī) потеряно, слившись с последним. В более западных диалектах различие между /s/ и /ʃ/ (š) потеряно, и оба слились с первым. «Кри не является типологически гармоничным языком. Кри имеет как префиксы, так и суффиксы, как предлоги, так и послелоги, а также как преноминальные, так и постноминальные модификаторы (например, указательные падежи могут появляться в обеих позициях)». [ 22 ]
Голла считает диалекты кри восемью из 55 североамериканских языков, на которых говорят более 1000 человек и которые активно усваиваются детьми. [ 23 ]
Кри — крупнейшая группа коренных народов Канады, насчитывающая 220 000 членов и 135 зарегистрированных групп. [ 24 ] Вместе их резервные земли являются крупнейшими среди всех групп коренных народов в стране. [ 24 ] Самая большая группа кри и вторая по величине группа коренных народов в Канаде после ирокезов Шести наций - это группа Лак Ла Ронж в северном Саскачеване.
Учитывая традиционное признание смешанных браков кри, ученые признают, что все группы в конечном итоге имеют смешанное наследие, а многоязычие и мультикультурализм были нормой. На Западе смешанные банды кри, сото, метисов и ассинибойнов — партнеров Железной Конфедерации — являются нормой. Однако в последние годы, поскольку в западной Канаде языки коренных народов пришли в упадок, где когда-то в одном заповеднике говорили на трех языках, теперь может остаться только один. Это привело к упрощению идентичности, и для групп во многих частях Саскачевана стало «модным» идентифицировать себя как «равнинные кри» за счет смешанной истории кри и сальто. Группы также имеют тенденцию переклассифицировать себя как «Plains Cree» вместо Woods Cree или Swampy Cree. Нил Маклеод утверждает, что это отчасти связано с увлечением доминирующей культуры культурой равнинных индейцев , а также с большей степенью письменной стандартизации и престижем равнинного кри по сравнению с другими диалектами кри. [ 13 ]
Метисы [ 25 ] (от французского Métis – смешанного происхождения) – это люди смешанного происхождения, например, кри и французы, англичане или шотландцы . По данным Управления по делам аборигенов и Северного развития Канады , метисы исторически были детьми французских торговцев мехом и женщин кри или от союзов английских или шотландских торговцев и северных дене женщин ( англо-метис ). Национальный совет метисов определяет метиса как «человека, который идентифицирует себя как метис, отличается от других аборигенов, имеет историческое происхождение от нации метисов и принят нацией метисов». [ 26 ]
Группа людей кри
Женщины и девушки Мерасти, Кри, Пас, Манитоба , 1942 год.
В Манитобе европейцы впервые встретились с кри в 1682 году в устье рек Нельсон и Хейс группой компаний Гудзонова залива (HBC), проехавшей около 100 миль (160 км) вглубь страны. На юге, в 1732 г.; на территории нынешнего северо-западного Онтарио Пьер Готье де Варенн, сьер де Ла Верендри , встретился с собранной группой из 200 воинов кри возле современного форта Франсез , а также с Монсони, [ 28 ] (ветвь оджибве ) . Обе группы надели боевую раскраску, готовясь к нападению на дакоту и другую группу оджибве. [ 29 ]
Приобретя огнестрельное оружие у HBC, кри перебрались на равнины в качестве торговцев, выступая в качестве посредников с HBC. [ нужна ссылка ]
Наскапи — коренные народы инну, населяющие регион северо-восточного Квебека и Лабрадора в Канаде. Наскапи — традиционно кочевые народы, в отличие от территориального монтанье, другого сегмента инну. Язык и культура наскапи сильно отличаются от монтанье, у которых диалект меняется с y на n, как в «Ииюу» и «Инну». Июв Ийимуун — это диалект инну, на котором говорят наскапи. [ 30 ] Сегодня наскапи разделены на две общины: Кававачикамач , Квебек и Натуашиш , Ньюфаундленд и Лабрадор.
Инну Эссипит базируются на территории заповедника Эссипит , примыкающего к деревне Ле Эскумен в Квебеке . Сообщество находится на северном берегу реки Святого Лаврентия в устье реки Эскумен в регионе Кот-Нор , в 40 км (25 миль) к северо-востоку от Тадуссака и в 250 км (160 миль) к северо-востоку от Квебека . [ 47 ]
Истмейн (Нация Кри) расположен в Истмейн VC, а Истмейн TC является заповедником. Нация расположена на восточном побережье залива Джеймс в устье реки Истмейн . [ 57 ] Истмейн находится в 619 км (385 миль) к северо-западу от Шибугамо по Северному маршруту и Джеймс-Бэй-роуд. [ 58 ]
Первая нация Вапмагустуи, расположенная в Вапмагустуи VC, является самой северной деревней кри, расположенной в устье реки Большой Кит на побережье Гудзонова залива в Кативике, штат Техас. Деревня находится к югу от реки, а деревня инуитов Кууджуарапик — на северном берегу. [ 69 ]
Нация кри из Уошо-Сиби была признана десятой общиной нации кри на Ежегодной Генеральной ассамблее нации кри в 2003 году. [ 70 ] [ 71 ] У Нации пока нет сообщества или заповедника, признанного правительствами Канады или Квебека, но Нация выбрала территорию примерно в 40 минутах езды к югу от Матагами. [ 72 ]
Совет Мушкегоука , базирующийся в Мус-Фабрике, Онтарио , представляет вождей семи коренных народов Онтарио. Членами Swampy Cree являются: Fort Albany First Nation и Attawapiskat First Nation . [ 75 ] Форт Олбани First Nation расположен в Форт-Олбани, Онтарио, на южном берегу реки Олбани в заливе Джеймс. [ 90 ] Заповедник Форт Олбани 67 принадлежит коренной нации Кашечевана. [ 91 ] Коренная нация Аттавапискат расположена в устье реки Аттавапискат в заливе Джеймс. [ 92 ] Сообщество находится на территории заповедника Аттавапискат 91А. Заповедник Аттавапискат 91 занимает 27 000 гектаров (67 000 акров) на обоих берегах реки Экван , в 165 километрах (103 мили) вверх по течению от устья залива Джеймс. [ 93 ]
Совет племени болотных кри, как следует из названия, представляет собой племенной совет семи коренных народов болотных кри на севере Манитобы, базирующийся в Пасе . [ 105 ] Нация Чемававин Кри (также Рокки Кри) базируется на территории заповедника Чемававин 2, примыкающего к Истервиллю, Манитоба , в 200 километрах (120 миль) к юго-востоку от Паса. [ 106 ] Первая нация Матиаса Коломба (также Рокки Кри) расположена в 198-м заповеднике. [ 107 ] Мисипавистик Кри Нэйшн (также Рокки Кри) расположен недалеко от Гранд-Рапидс, Манитоба , в 400 километрах (250 миль) к северу от Виннипега, в устье реки Саскачеван , впадающей в озеро Виннипег. [ 108 ] Mosakahiken Cree Nation (также Rocky Cree) расположен вокруг поселка Мус-Лейк, примерно в 63 километрах (39 миль) к юго-востоку от Паса на их главном заповеднике, Мус-Лейк 31А. [ 109 ] Нация Опаскваяк Кри (также Рокки Кри) имеет несколько заповедников, но большая часть населения проживает в заповеднике Опаскваяк 21E, непосредственно к северу от реки Саскачеван и через нее от Паса. [ 110 ] Нация Сапотавеяк-кри расположена в заповеднике Шол-Ривер 65А, рядом с поселком Пеликан-Рапидс , примерно в 82 километрах (51 милях) к югу от Паса. [ 111 ] У Wuskwi Sipihk First Nation есть несколько заповедников, но основным заповедником является Лебединое озеро 65C, в котором находится поселение Индиан-Берез, примерно в 150 километрах (93 миль) к югу от Паса. [ 112 ]
Совет племени Киватин, описанный в разделе Болотные кри, также представляет коренные народы рокки кри в Манитобе. [ 128 ] расположена «Первая нация Бесплодных земель» на северном берегу Оленьего озера , недалеко от границы с Саскачеваном. У него есть один заповедник, Броше 197, в 256 километрах (159 миль) к северо-западу от Томпсона, примыкающий к деревне Броше . [ 129 ] Нация кри Бунибониби расположена вдоль восточной береговой линии Оксфордского озера в истоках реки Хейс . Нация контролирует несколько заповедников, главным из которых является Оксфорд-Хаус 24, примыкающий к поселку Оксфорд-Хаус, Манитоба , в 160 километрах (99 миль) к юго-востоку от Томпсона. [ 130 ] Компания God's Lake First Nation расположена в районе God's Lake Narrows на берегу God's Lake . Главный заповедник - Божье озеро 23, в 240 километрах (150 миль) к юго-востоку от Томпсона. [ 131 ] Нация кри манто-сипи также проживает на Божьем озере в общине God's River в заповеднике God's River 86A. [ 132 ] примерно в 42 километрах (26 миль) к северо-востоку от Божьего озера. Все общины Рокки Кри, входящие в Совет племени Киватин, находятся в отдаленных районах; сообщение осуществляется только по воздушной и ледовой дороге в зимние месяцы.
Совет племени Интерлейк-резервс — это совет племени, базирующийся в Фэрфорде, Манитоба. В совет входят шесть наций, но единственным членом кри является первая нация пеги . [ 190 ]
Коренная нация папашазе , изгнанная с земель, которые сейчас составляют юго-восточный Эдмонтон, была стороной Договора 6, но не признана канадским правительством.
Кри используют смолу Abies balsamea при нарушениях менструального цикла, а также принимают настой коры, а иногда и древесины, при кашле. Они используют смолу и жир как мазь от чесотки и фурункулов. Прикладывают припарки из смолы, прикладываемые к порезам. Употребляют также отвар смолы и осетровое масло, применяемое при туберкулезе , и принимают настой коры при туберкулезе. Они также используют ветки, чтобы сделать убежища из кустарников, а из древесины делают весла. [ 207 ]
Вудс -кри используют Ribes железистый , используя отвар стеблей, либо сам по себе, либо в смеси с дикой красной малиной, чтобы предотвратить образование тромбов после рождения, едят ягоды в пищу и используют стебель для приготовления горького чая. [ 209 ] Они используют Vaccinium myrtilloides , используя отвар листовых стеблей, который используется для вызова менструации и предотвращения беременности, для того, чтобы заставить человека потеть, для замедления чрезмерного менструального кровотечения, для придания крови после родов и для предотвращения выкидыша. Они также используют ягоды для окраски игл дикобраза, едят ягоды сырыми, делают из них варенье и едят его с рыбой и банноком, а высушенные на солнце ягоды варят или растирают в пеммикан . [ 210 ] Они используют ягоды минус- подвида Vaccinium myrtilloides для окраски игл дикобраза, а твердые спелые ягоды надевают на веревку и носят в качестве ожерелья. [ 211 ] Они также включают в свою кухню ягоды минус- подвида Vaccinium myrtilloides . Ягоды хранят, замораживая на зиму, смешивают ягоды с вареными рыбьими яйцами, печенью, воздушными пузырями и жиром и едят, едят ягоды сырыми в качестве закуски, тушат их с рыбой или мясом. [ 211 ]
^ Томпсон, Дэвид (1971). «Жизнь с Нахатауэями» . Путешествие по западной части Северной Америки, 1784–1812 гг . Макмиллан из Канады. п. 109. ИСБН 9780770512125 . Французские канадцы… называют их «кри», имя, которое никто из индейцев не может произнести …
^ «Обзор языков» . Секретариат по языкам коренных народов и образованию . Правительство Северо-Западных территорий . Проверено 27 октября 2019 г.
^ «Языки Канады» . Этнолог: Языки мира . Проверено 21 сентября 2008 г. Примечание. Западная группа языков включает болотный кри, лесной кри и равнинный кри. Восточный язык называется Moose Cree.
^ «Кри» . Языковой гик . Архивировано из оригинала 4 февраля 2012 года . Проверено 21 сентября 2008 г.
^ Лейтон, Анна Л., 1985, Использование диких растений лесным кри ( Нихитавак ) восточно-центрального Саскачевана, Оттава. Национальные музеи Канады. Серия «Меркурий», стр. 21
^ Холмс, Э.М. 1884 г. Лекарственные растения, используемые индейцами кри, территория Гудзонова залива. Фармацевтический журнал и транзакции 15: 302–304 (стр. 303)
^ Лейтон, Анна Л. 1985 Использование диких растений лесным кри ( Нихитавак ) Восточно-Центрального Саскачевана. Оттава. Национальные музеи Канады. Серия «Меркурий» (стр. 54)
^ Лейтон, Анна Л., 1985, Использование диких растений лесным кри ( Нихитавак ) восточно-центрального Саскачевана, Оттава. Национальные музеи Канады. Серия «Меркурий», стр. 63
^ Jump up to: а б Лейтон, Анна Л., 1985, Использование диких растений лесным кри ( Нихитавак ) восточно-центрального Саскачевана, Оттава. Национальные музеи Канады. Серия «Меркурий», стр. 64
Arc.Ask3.Ru Номер скриншота №: 5cf4a54942ee5fe170de35b67b13545b__1725293700 URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5c/5b/5cf4a54942ee5fe170de35b67b13545b.html Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1: Cree - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)