Эфе люди
Эфе живущими — группа людей, занимающихся по совместительству охотниками-собирателями, в тропических лесах Итури в Демократической Республике Конго . В глубине леса они не носят много одежды, используя только хижины из листьев. [ 1 ] как убежище для своих тел в сильную жару. Эфе — пигмеи и один из самых низкорослых народов в мире. Мужчины вырастают в среднем до 142 см (4 фута 8 дюймов), а женщины, как правило, примерно на 5 см (2 дюйма) ниже.
Доктор Жан-Пьер Халле принимал активное участие в Эфе: от повышения осведомленности о бедственном положении племени до внедрения новых продуктов питания и методов, ранее неизвестных (например, бобовых, называемых «крылатой фасолью» Новой Гвинеи ). Он также представил новые методы ведения сельского хозяйства Эфе, которое, вероятно, на протяжении многих тысяч лет было обществом охотников-собирателей. [ нужна ссылка ]
Происхождение
[ редактировать ]Эфе (и другие западные группы пигмеев) демонстрируют генетические свидетельства раннего генетического отличия от соседних групп. [ 2 ] , Гарпун Семлики которому 90 000 лет, является одним из старейших известных человеческих инструментов и был найден в нынешнем ареале пигмеев Эфе. Это предполагает первоначальную водную цивилизацию, основанную на рыболовстве. Жан-Пьер Алле способствовал созданию заповедника Эфе вдоль реки Семлики недалеко от национального парка Вирунга . [ 3 ] а также активно лоббировал права полукочевых пигмеев продолжать жить в охраняемом заповеднике дикой природы Окапи в лесу Итури .
Расположение и обзор
[ редактировать ]Эфе — одна из трёх групп пигмеев, под общим названием БаМбути , обитающих в лесу Итури в Демократической Республике Конго . Другие группы — это Суа и Ака . Из них Эфе занимают большую часть территории, с севера на юго-восток леса. Одним из основных способов различия этих групп являются соседние непигмейские племена, с которыми они сотрудничают. Эфе, которые отличаются от других групп пигмеев тем, что охотятся с луками и стрелами вместо сетей, связаны с народом лесе. Язык эфе родственен языку лесе и имеет центральносуданское происхождение. [ 4 ] (Группы пигмеев в этом регионе обычно говорят на языке племен, с которыми они общаются.) [ 5 ] : 9–23
История и внешние влияния
[ редактировать ]Существуют некоторые споры о том, как долго Эфе жили в своем нынешнем состоянии, поскольку сообщается, что они жили в лесу Итури в течение 20 000 лет. [ 6 ] Бейли утверждает, что район Итури был заселен с 40 700 г. до н. э., но, скорее всего, этот регион представлял собой саванну и лес умеренного пояса (в отличие от тропических лесов ) где-то между 2900 и 720 гг. до н. э. [ 5 ]
Его анализ показывает, что охотничье-собирательство само по себе не является достаточным источником потребления калорий, поэтому вполне вероятна некоторая форма сельскохозяйственной деятельности и что цивилизация, вероятно, развивалась на границе саванны и тропического леса, а не в самом лесу. Однако охота с сетями, проводимая другими племенами пигмеев, по-видимому, обеспечивает более высокое потребление калорий, чем охота с луком и стрелами Эфе. [ 7 ]
Некоторые предположения относительно эволюционного преимущества низкого роста пигмеев заключались в способности легче ориентироваться в густых джунглях с их низко свисающими ветвями. Маленький рост также дает небольшое преимущество в рассеивании тепла телом в экваториальных (жарких и влажных) регионах. (Хотя пигмеи живут и в более холодном климате, это могло произойти в результате миграции.) [ 8 ]
Набеги арабских рабов , особенно с 1850-х по 1890-е годы, дестабилизировали регион. Были открыты торговые пути, и общий диалект под названием кингвана (конголезский вариант кисуахили был введен , также известный как медный пояс суахили). В это время также были представлены новые культуры, огнестрельное оружие и конструкции хижин. Эфе взяли на себя роль стражей Лесе против работорговцев. [ 6 ]
Бельгийское Конго было основано в 1908 году, и бельгийское колониальное правительство сыграло роль в формировании жизни Эфе и Лесе. Вождества среди лесов были формализованы, и были созданы полицейские силы из лесских полицейских. Они курировали рабочие проекты колониальной администрации: в первую очередь строительство трех основных дорог в районе Итури. В ходе этих работ целые деревни Лесе и Эфе были перенесены вдоль этих дорог, а новые культуры были посажены как для продажи, так и для использования в деревнях. [ 9 ] Структура этих придорожных деревень и, как следствие, поведение Эфе существенно отличались от их лесных деревень. [ 10 ] : 86–88
Когда 30 июня 1960 года Конго стало независимым от Бельгии, регион Итури начал приходить в упадок. Диктатура Мобуту , которая вскоре последовала за обретением независимости, последовала практике пренебрежения к региону, что привело к тому, что дороги пришли в упадок. «...У нас нет дорог, у нас нет восстания» — было одно из его любимых высказываний. [ 9 ] В 1997 году он умер от рака простаты , и повстанческая армия Лорана Кабилы взяла под свой контроль страну в Первой войне в Конго . Вскоре за этим последовало вторжение Руанды и Уганды в Восточное Конго во время Второй конголезской войны . Конголезские ополченцы, известные как Май Май, также возникли и начали сражаться в этом конфликте, а регион Итури был одним из районов, наиболее затронутых этим конфликтом, крупнейшим в Африке.
Экономические и культурные особенности
[ редактировать ]Эфе — это прежде всего общество собирателей , но иногда они выполняют наёмную работу для жителей деревни Лесе. Мужчины Эфе охотятся и собирают мед, а женщины собирают еду, например ягоды и рыбу. [ 5 ] : 20
В последнее время лес Итури вырубается огромными темпами, и для помощи в вырубке была нанята Эфе. [ 11 ]
Достижение потребностей
[ редактировать ]Охота - основной способ, с помощью которого мужчины Эфе вносят свой вклад в снабжение племени продовольствием, чем они занимались в 21,1% случаев в течение 12-часовых дней наблюдения. [ 5 ] : 42 Они охотятся в одиночку или группами, используя копья или луки и стрелы (стрелы могут быть с железными или отравленными наконечниками, в зависимости от типа добычи). На обезьян охотятся в одиночку, используя стрелы с отравленными наконечниками. Это делают охотники-одиночки, которые находят группы обезьян, кормящихся на деревьях, и останавливаются там, где, по их мнению, обезьяны будут двигаться. Как только они окажутся в пределах 21 метра (70 футов), лучник Эфе выпускает несколько стрел и, если он попадет в одну из обезьян, он либо попытается следовать за ней на расстояние до 100 метров (330 футов) через лес (ожидая отравления для установки), либо он вернется позже (в тот же день или на следующее утро), чтобы вернуть его в лагерь. Изготовление стрел с ядовитыми наконечниками трудоемко (ядовитые корни и лозы необходимо собрать, а затем измельчить, чтобы превратить их в сок, которым можно покрыть наконечник стрелы), и их изготавливают партиями примерно по 75 штук. на каждую стрелу тратится около 5,9 минут. На дукеров (разновидность антилоп ) охотятся либо группами, либо устраивают засады в одиночку с деревьев со стрелами с железными наконечниками. Охота из засады называется эбака , и они выполняются путем строительства насестов на фруктовых деревьях, с которых дукеры поедают упавшие плоды, и ожидания там в часы кормления, то есть рано утром и поздно вечером. Если охотник попадет на дукера, он выпрыгнет из 2,5-3-метрового окуня, преследует его и позовет собак присоединиться к нему. Иногда, правда, животное ускользает, так как оно может пробежать расстояние в несколько футбольных полей в густом лесу, даже раненое. Групповая охота, называемая мота , проводится с участием от 4 до 30 человек, которые используют либо копья для крупных животных (таких как лесные буйволы и слоны ), либо стрелы с железными наконечниками для дукеров, других видов антилоп и водяных шевротанов . Они также используют своих собак, чтобы выгонять дичь из своих укрытий и/или спальных мест и преследовать раненых животных. [ 5 ] : 79–82
Еще одна исключительно мужская задача — сбор меда , который происходит с июня по сентябрь. Однако сезон меда может длиться до ноября, если это особенно обильный сезон. Женщины выполняют большую часть задач, не связанных с охотой и сбором меда. К ним относится сбор дров и воды, которым женщины занимаются примерно 5 процентов времени. Обычно они делают это как минимум с одним человеком, очень редко с мужчиной. Сбор лесных продуктов, а именно фруктов , орехов , клубней , грибов , гусениц и термитов , отнимает у них много времени, равно как и работа в деревнях. Женщины также тратят 17% своего времени на приготовление еды и почти полностью несут ответственность за содержание лагеря. [ 5 ] : 44–48
Семейная жизнь
[ редактировать ]Одной из интересных особенностей семейной жизни Эфе является степень сотрудничества в уходе за детьми, особенно младенцами. Иногда младенцев Эфе даже кормит не мать, а другая женщина, если материнское молоко еще не пришло. Другие женщины помогают в уходе за ребенком больше, чем отец ребенка, и исследования показывают, что дети Эфе проводят со своими матерями только 40% своего времени и переключаются между воспитателями 8,3 раза в час, при этом в среднем за ребенком присматривают около 14 человек. часы наблюдения. Примечателен также тот факт, что дети составляют лишь от четверти до трети населения, а почти половина женщин либо не имеют ребенка, либо имеют одного ребенка в течение своей жизни. [ 12 ]
Идеал Эфе — жениться по обмену сестрами , но это происходит только с 40 процентами мужчин. Здесь нет выкупа и очень мало услуг невесте . Эфе не разрешается вступать в брак с кем-либо из родственников их дедов, и они отслеживают свое наследие по отцовской линии . Как правило, проживание патрилокальное , а состав лагерей примерно соответствует патрикланскому . [ 5 ] : 19
Отношения с Лесом
[ редактировать ]Можно сказать, что Эфе живут в сотрудничестве с лесе , которые живут в деревнях с населением от пятнадцати до ста человек и выращивают себе еду. [ 5 ] : 18 Эфе разбивают свои лагеря на окраине леса возле деревни Лесе примерно семь месяцев в году (за исключением лучшего сезона охоты с января по март и сезона меда) и никогда не находятся на расстоянии более восьми часов ходьбы от деревня. [ 5 ] : 19 Эфе обычно обменивают мясо и мед, которые они приобретают в лесу, на материальные блага или маниоку , бананы , арахис и рис , выращенные лесами, а мясо, поставляемое Эфе, составляет более половины мяса, съеденного лесами. [ 5 ] : 19 Важными товарами, которые жители деревни Лесе поставляют в Эфе, являются табак и марихуана , которые курят около половины мужчин и треть женщин. [ 5 ] : 56–57 Помимо торговли мясом и медом с сельскими жителями, мужчины и женщины Эфе также предоставляют свой труд в обмен на продукты питания, табак, марихуану, железо, ткань или другие материальные блага. [ 5 ] : 20 Женщины занимаются этим около 9,6% своего времени, обычно помогая сажать, собирать урожай и готовить еду из садов Лесе в обмен на еду из сада. [ 5 ] : 50 Мужчины Эфе же в декабре в основном выполняют работы, связанные с расчисткой полей, и тратят на это около 3,5% своего времени. [ 5 ] : 50 Обычно им платят приготовленной пищей, часть которой они съедают сразу, а часть приносят с собой в лагерь; но иногда им платят марихуаной или табаком. [ 5 ] : 51 Мужчины проводят больше времени в деревнях, занимаясь чем-то помимо работы, например, пьют пальмовое вино с жителями деревни и вообще общаются. [ 5 ] : 51 Мужчины Лесе и Эфе даже создают партнерские отношения, которые могут передаваться по наследству и создают особую связь между Лесе и мужчиной Эфе. [ 13 ] : 96 Однако эти партнерские отношения могут быть расторгнуты, когда мужчина Эфе возвращает взятые взаймы вещи своему партнеру по Лесе. [ 13 ] : 96
Одним из аспектов отношений Лесе и Эфе, который не позволяет им сотрудничать, является то, как они смотрят друг на друга. Эфе часто воруют из садов Лесе, особенно в апреле и мае, когда еды мало, а лесе не щедро платят за работу Эфе. [ 5 ] : 22
Лесе, с другой стороны, относятся к Эфе с некоторой снисходительностью и считают себя совершенно отдельными существами. [ 14 ] : 112 И мужчины, и женщины Лезе рассматривают Эфе как женщину. [ 13 ] : 74 Лесе также видят строгую дихотомию между собой и Эфе: они характеризуют Эфе как необразованных дикарей и считают себя более цивилизованными, поскольку ходят в школу и живут в деревнях. [ 13 ] : 73–74 Еще один интересный образ, который они создают, — это противопоставление красного и белого: Эфе, мясо и мед, которые они поставляют, описываются как красные, а товары, которые поставляют Лесе (сушеная кукуруза, маниока и т. д.), ближе к белому цвету. [ 13 ] : 102 Однако мужчины Лесе описывают мужчин Эфе как «преданных друзей и защитников», а также находят женщин Эфе «более сильными, более сексуально привлекательными и более плодовитыми, чем женщины Лесе». [ 14 ] : 113 Лесе также верят, что Эфе могут охотиться на ведьм и защищать от них деревню. [ 13 ] : 189
Религия
[ редактировать ]Точно описать религию Эфе довольно сложно, так как информации, посвященной конкретно Эфе, не так много. Основным использованным источником был сборник легенд Бамбути , т.е. легенд, которые, по мнению автора, принадлежали в той или иной степени всем группам пигмеев леса Итури, но племя, от которого были собраны легенды, входило в число групп сетевой охоты. не Эфе. Из-за отсутствия информации представляется неблагоразумным передавать какие-либо конкретные легенды. Однако легенды, как правило, делятся на три категории: «мифы о сотворении мира; легенды о происхождении и традициях, легенды, касающиеся социальных отношений, и легенды, касающиеся отношений со сверхъестественным». [ 15 ] : 47
Еще одним интересным аспектом религии Эфе является то, что она также разделяется с Лесе. Многие легенды о пигмеях связаны с их более крупными партнерами, а у связанных с ними племен есть мифы, посвященные пигмеям. [ 15 ] Даже некоторые религиозные церемонии проводятся совместно, например, праздник има , во время которого девушек, достигших менархе и запертых в хижине, вместе уносят обратно в деревню. [ 5 ] : 152 Бэйли описывает период уединения как три месяца, но Гринкер утверждает, что это скорее от шести месяцев до года и что ногам девочек не разрешается касаться земли без обертывания пальмовыми листьями, и что всякий раз, когда им приходится использовать ванную, их необходимо отнести в туалет, завернув в пальмовые листья, чтобы их не коснулось солнце. [ 13 ] : 102–103 они должны потреблять много пальмового масла и мяса. Предполагается, что в этот период девочки станут полнее, и во время изоляции [ 13 ] : 102–103
Язык
[ редактировать ]Эфе говорят на лесе без каких-либо диалектических отличий от самих лезе. Они также имеют отношения с другими земледельческими народами региона: мамву и мвуба (близкие родственники Лесе) и банту бира , ньяли и нанде . [ 16 ]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Уилки, Дэвид С.; Морелли, Гильда А. (сентябрь 2000 г.). «Лесные собиратели: один день из жизни пигмеев Эфе в Демократической Республике Конго» .
- ^ Вирама; и др. «Раннее отличие предков Кхоесана от предков других современных людей подтверждается анализом данных аутосомного повторного секвенирования на основе ABC» .
- ^ Фолдвари, Фред Э. (ноябрь 1998 г.). «Спасите пигмеев Эфе в Африке» . Фонд пигмеев, Малибу (Калифорния), США. Архивировано из оригинала 5 июля 2007 г.
- ^ Гордон, Рэймонд Дж. младший (1991). «Эфе: язык Демократической Республики Конго» . Даллас, США: Этнолог.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Бейли, Роберт С. (1991). «Эфе: поведенческая экология мужчин-пигмеев Эфе в лесу Итури, Заир». Анн-Арбор, Мичикан: Издательство Мичиганского университета.
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|url=
( помощь ) - ^ Jump up to: а б Уилки, Дэвид С. (15 марта 2005 г.). «Фонд лесных народов Итури: помощь коренным народам в зонах конфликтов» . Кембридж, Массачусетс: Ежеквартальный журнал «Культурное выживание». Архивировано из оригинала 28 сентября 2007 г.
- ^ Даймонд, Джаред (1 мая 1992 г.). «Почему пигмеи меньше других людей?» . Откройте для себя журнал .
- ^ «Вопрос о размере. Чем больше, тем лучше, верно? Так почему же пигмеи выбрали маленький размер?» . Журнал Discover, Нью-Йорк, США. 1 мая 1992 г.
- ^ Jump up to: а б Уилки, Дэвид С. (1999). «Какой шанс на самоопределение? – Фермеры и собиратели в лесах северо-востока Демократической Республики Конго» (PDF) . Уолтем, Массачусетс: Фонд лесных народов Итури. Архивировано из оригинала (PDF) 11 октября 2006 г.
- ^ Халле, Жан-Пьер (1965). «Конго Китабу» . Нью-Йорк: Рэндом Хаус.
- ^ «Увеличение скорости вырубки леса в восточном лесу Итури, ДР Конго» (PDF) . Кляйнуд, Нидерланды: Фонд Пигмеев. 21 февраля 2007 г. Архивировано из оригинала (PDF) 28 сентября 2007 г.
- ^ Хьюлетт, Барри С. (1989). «Многократный уход среди африканских пигмеев» (PDF) . Американский антрополог . 91 (1): 186–191. дои : 10.1525/aa.1989.91.1.02a00190 . ISSN 0002-7294 . JSTOR 679753 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Гринкер, Рой Ричард (1994). «Дома в тропическом лесу» . Беркли: Издательство Калифорнийского университета.
- ^ Jump up to: а б Гринкер, Рой Ричард (1990). «Образы клеветы: структурирование неравенства между собирателями и фермерами в лесу Итури, Заир». Американский этнолог . 17 (1): 111–130. дои : 10.1525/ae.1990.17.1.02a00070 . ISSN 0094-0496 . JSTOR 645255 .
- ^ Jump up to: а б Тернбулл, Колин М. (январь 1959 г.). «Легенды БаМбути». Журнал Королевского антропологического института . 89 (1): 45–60. дои : 10.2307/2844436 . ISSN 0307-3114 . JSTOR 2844436 .
- ^ Бахучет, Серж (10 августа 2006 г.). Языки африканских «пигмеев» охотников-собирателей: языковые сдвиги без культурной примеси (PDF) . Историческая лингвистика и население охотников-собирателей в глобальной перспективе. Лейпциг, Германия: Институт Макса Планка, Лейпциг.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- африканских пигмеев Культура, музыка и обряды
- Фонд пигмеев: доктор Жан-Пьер Алле. Архивировано 16 октября 2007 г. в Wayback Machine.
- Пигмеи леса Итури (Звукозапись -- Музыка)
- Кумука 1993 – Визит пигмеев Эфе, Заир (ДР Конго) (Видеозапись – 49 минут)