Ака люди
Ака или , Биака также Строители ) Ангелы ( [ 1 ] являются кочевым народом- пигмеем Мбенга . Они обитают на юго-западе Центральноафриканской Республики и на севере Республики Конго . Они связаны с народом бака в Камеруне , Габоне , северном Конго и юго-западе Центральноафриканской Республики.
В отличие от пигмеев мбути своем восточного Конго (которые говорят только на языке племен, с которыми они связаны), ака говорят на собственном языке вместе с тем из примерно 15 народов банту, к которым они относятся.
В 2003 году устные традиции Ака были провозглашены ЮНЕСКО одним из нематериального наследия человечества шедевров устного и . Они были упомянуты в статье National Geographic в июле 1995 года «Ндоки: последнее место на Земле». [ 2 ] и сериал из 3 частей. [ 3 ] [ 4 ]
Общество
[ редактировать ]
Традиционное общество охотников-собирателей , ака имеет разнообразную диету, включающую 63 растения, 28 видов дичи и 20 видов насекомых, а также орехи, фрукты, мед, грибы и коренья. [ 5 ] Некоторые ака недавно начали выращивать собственные небольшие сезонные культуры, но сельскохозяйственную продукцию чаще всего приобретают путем торговли с соседними деревнями, которые ака вместе называют Нганду.
От Нганду они получают маниок, подорожник, ямс, таро, кукурузу, огурцы, тыкву, бамию, папайю, манго, ананас, пальмовое масло и рис в обмен на мясо диких животных, мед и другие лесные продукты, которые собирают Ака. Существует более 15 различных деревенских племен, с которыми связаны около 30 000 ака.
В результате их образа жизни охотников-собирателей, который часто подвергает их воздействию крови фауны джунглей, у них один из самых высоких показателей серопозитивности к вирусу Эбола в мире. [ 6 ]
Секс роли
[ редактировать ]В сообществе Ака, несмотря на половое разделение труда, где женщины в основном выполняют функции по уходу, мужские и женские роли очень гибки и взаимозаменяемы. Женщины охотятся, пока мужчины заботятся о детях, и наоборот, без стигматизации и потери статуса. Женщины не только охотятся так же охотно, как и мужчины, но могут быть даже более опытными охотниками. Женщины-ака охотились даже на поздних стадиях беременности и возвращались к охоте вскоре после родов, иногда даже вынашивая новорожденных во время охоты. [ 7 ]
Хотя задачи и принятие решений были в основном совместной деятельностью, такие лидерские роли, как комбети (лидер), тума (охотник на слонов) и нганга (лучший целитель), постоянно занимают мужчины в сообществе, исследованном антропологом Барри Хьюлеттом . [ 7 ]
Воспитание
[ редактировать ]
Физическая близость высоко ценится в воспитании маленьких детей среди общины Ака. Младенцы, начиная примерно с трехмесячного возраста, почти постоянно находятся на руках либо у одного из родителей, либо у другого опекуна. В лагере Ака редко можно найти детскую кроватку, потому что родители редко оставляют своего ребенка без присмотра; вместо этого младенцев все время держат на руках. Отцы племени Ака проводят больше времени в тесном контакте со своими детьми, чем в любом другом известном обществе. Отцы держат своего ребенка на расстоянии вытянутой руки в 47% случаев и вступают с ним в физический контакт в пять раз чаще в день, чем отцы в некоторых других обществах. [ 5 ] Известно, что отцы-ака даже берут своих детей с собой на общественные мероприятия, например, в паб, с ребенком, прикрепленным к груди или даже кормящим грудью из соски, в то время как они наслаждаются пальмовым вином с другими мужчинами. [ 7 ] Мужчины также помогают женщинам, кормя своих детей. Считается, что это связано с прочной связью между мужем и женой Ака. В течение дня пары занимаются охотой, приготовлением еды, а также социальными и развлекательными мероприятиями.
История
[ редактировать ]
Образ жизни ака был отклонён от их традиционных обычаев в результате европейского колониализма . Работорговля XVIII века стала причиной миграции нескольких племен в земли Ака. Эти племена впоследствии присоединились к Ака. К концу XIX века ака были крупнейшими охотниками на слонов, поставляющими бивни для торговли слоновой костью . Посредниками в этих сделках выступали родственные племена.
С 1910 по 1940 год земли Ака были частью Французской Экваториальной Африки , и близлежащие дочерние племена были вынуждены заниматься производством каучука колонизаторами. Эти рабочие время от времени убегали в леса, населенные ака, увеличивая спрос на мясо диких животных. Чтобы удовлетворить этот спрос, ака разработали более эффективный метод сетевой охоты, который заменил традиционную охоту с копьем. Это вызвало изменение в социальной структуре ака: охота через сети считалась менее физически сложной, чем использование копий для убийства дичи, поэтому женщин поощряли принимать участие в охоте.
В 1930-х годах французы заставили Ака переселиться в придорожные деревни. Однако, как и Эфе из тропического леса Итури , большинство ака не подчинились и отступили в джунгли, при этом немногие присоединились к новым поселениям (за исключением нескольких деревень в Конго-Бразза ).
Сегодня экономическое давление вынудило ака еще больше отступить от своих традиционных обычаев. Многие ака теперь работают на кофейных плантациях соседних племен в засушливый сезон вместо того, чтобы охотиться, как обычно, а другие нашли работу в торговле слоновой костью и лесоматериалами. [ 8 ]
Усилия по сохранению
[ редактировать ]Всемирный фонд дикой природы Вашингтона, округ Колумбия, сотрудничает с ака с 1980-х годов, чтобы защитить среду обитания горилл, свести к минимуму вырубку леса и способствовать другим природоохранным усилиям, одновременно расширяя возможности ака и других коренных народов. (нужно оценить) [ 9 ]
Музыка
[ редактировать ]Их сложная полифоническая музыка изучалась различными этномузыковедами . Симха Аром сделал исторические полевые записи некоторых из своего репертуара. Мишель Кислюк написала подробную этнографию спектакля. [ 10 ] Мауро Кампаньоли углубленно изучил их музыкальные инструменты, сравнивая их с соседними группами пигмеев, такими как Baka Pygmies .
Эти музыканты появляются в фильмах «Африканские ритмы» ( Дьёрдь Лигети , Стив Райх и Пьер-Лоран Эмар , 2003), «Эхо леса: музыка центральноафриканских пигмеев» (Ellipsis Arts, 1995) и «BOYOBI: Ритуальная музыка пигмеев тропических лесов» (Луи Сарно), 2000) и Coming: The. Необыкновенная музыка бензольских пигмеев (Луи Сарно, 1996).
Фильмы
[ редактировать ]В фильме 2013 года «Песня из леса» рассказывается история американца Луи Сарно , который 25 лет жил среди пигмеев Баяка в тропических лесах Центральной Африки и путешествует со своим сыном, 13-летним Самеди, в Нью-Йорк. [ 11 ] [ 12 ]
Известные люди
[ редактировать ]- Саймон Самба , центральноафриканский политик
См. также
[ редактировать ]
Другие группы пигмеев:
Антропологи, изучающие Ака:
Книги
[ редактировать ]- Займись танцем! Музыкальная жизнь БаАка и этнография исполнения Мишель Кислюк (Oxford University Press, 2000).
- Песня из леса - Моя жизнь среди пигмеев Ба-Бенжеле Луи Сарно (Houghton Mifflin, 1993).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ака называют себя Баака (что означает народ Ака ) и свой язык Ака . В регионе Лобайе они становятся Баяка и Яка из-за эпентезы , когда в слоге нет согласной. В Баганду формы — Биака и Диака , а в районе реки Сангха — Бабенжеле и Ака . (Неясно, являются ли это эндонимами или экзонимами.) Имена на санго и лингале — Ба(м)бенга и Бека . (Дьюк, 2001, «Как контактный язык» .)
- ^ Майкл Николс (2001). «Галерея: Ндоки: Последнее место на Земле» . Архивировано из оригинала 29 января 2011 г. Проверено 13 июля 2008 г.
- ^ Уотсон, Фэй (8 июля 2019 г.). «Последние пигмеи на канале 4: о чем Extreme Tribe?» . Express.co.uk . Архивировано из оригинала 9 июля 2019 года.
- ^ «Экстремальное племя: Последние пигмеи: Все подробности о документальном фильме» . inews.co.uk . 22 июля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Барри Хьюлетт (1991). Интимные отцы: природа и контекст отцовской заботы о младенцах, также известной как пигмеи . Издательство Мичиганского университета. Полная глава 2
- ^ Джонсон ЭД, Гонсалес Дж. П., Жорж А. (1993). «Филовирусная активность среди отдельных этнических групп, населяющих тропические леса экваториальной Африки». Труды Королевского общества тропической медицины и гигиены . 87 (5): 536–538. дои : 10.1016/0035-9203(93)90077-4 . ПМИД 8266403 .
- ^ Jump up to: а б с «Являются ли мужчины африканского племени Ака лучшими отцами в мире? | Общество» . Хранитель . 15 июня 2005 г. Проверено 9 февраля 2016 г.
- ^ «АКА (БАЯКА/БаАКА)) ЛЮДИ: РАВНОЕ ПИГМЕЙСКОЕ ОБЩЕСТВО С ЛУЧШИМИ ПАПАМИ В МИРЕ» .
- ^ «Бассейн Конго: защита тропических лесов Африки: люди» . Всемирный фонд дикой природы.
- ^ «Мишель Кислюк и Джастин Монгоссо: Баака Центральной Африки» . Архивировано из оригинала 21 февраля 2014 г. Проверено 27 января 2014 г.
- ^ Нил Янг (23 ноября 2013 г.). «Песня из леса: Обзор IDFA» . Голливудский репортер . Проверено 9 февраля 2016 г.
- ^ Эрик Кон (6 апреля 2015 г.). «Обзор: в «Песне из леса» Луи Сарно присоединяется к Py - Indiewire» . Индивайр . Проверено 9 февраля 2016 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Статья: «Являются ли мужчины африканского племени Ака лучшими отцами в мире?»
- Полевые работы о Бака, Ака и других группах пигмеев.
- Африканские пигмеи с фотографиями, музыкой и этнографическими примечаниями
- www.songfromtheforest.com (официальный сайт SONG FROM THE FOREST)
- Страны и их культуры: они же