Пон-дю-Гар
Пон-дю-Гар | |
---|---|
Координаты | 43°56′50″N 04°32′08″E / 43,94722°N 4,53556°E |
несет | акведук Нима Римский |
Кресты | Река Гардон |
Местный | Вер-Пон-дю-Гар , Гар , Франция |
Поддерживается | Общественное объединение культурного сотрудничества (с 2003 г.) |
Веб-сайт | Понтдугард |
Характеристики | |
Дизайн | Арочный мост |
Материал | Ракушечник известняк |
Общая длина |
|
Ширина |
|
Высота |
|
Количество пролетов |
|
Пирсы в воде | 5 |
История | |
Окончание строительства | в. 40–60 гг. н. э. |
Стоимость строительства | 30 миллионов сестерциев (оценка) |
Закрыто | в. 6 век |
Официальное название | Пон-дю-Гар (римский акведук) |
Тип | Культурный |
Критерии | я, iii, iv |
Назначен | 1985 г. (9-я сессия ) |
Справочный номер. | 344 |
Область | Европа и Северная Америка |
Назначен | 1840 |
Справочный номер. | PA00103291 |
Расположение | |
Ссылки | |
[1] [2] |
Пон -дю-Гар — древнеримский мост -акведук , построенный в первом веке нашей эры для подачи воды на расстояние более 50 км (31 миль) в колонию Немауса римскую ( Ним ). [3] Он пересекает реку Гардон недалеко от города Вер-Пон-дю-Гар на юге Франции. Пон-дю-Гар — один из наиболее хорошо сохранившихся римских мостов-акведуков . Он был добавлен в ЮНЕСКО список объектов всемирного наследия в 1985 году из-за его исключительной сохранности, исторического значения и архитектурной изобретательности. [4]
Описание
[ редактировать ]Мост имеет три яруса арок из известняка Шелли и имеет высоту 48,8 м (160 футов). Раньше акведук имел длину около 40 000 м. 3 (8 800 000 имп галлонов; 11 000 000 галлонов США) воды в день на расстояние более 50 км (31 миль) к фонтанам, баням и домам жителей Нима. Точная конструкция конструкции допускала средний уклон 1 см (0,39 дюйма) на высоте 182,4 м (598 футов). Возможно, он использовался еще в VI веке, а некоторые части использовались значительно дольше, но отсутствие технического обслуживания после IV века привело к засорению минеральными отложениями и мусором, которые в конечном итоге остановили поток воды.
После того, как Римская империя рухнула, а акведук вышел из употребления, Пон-дю-Гар остался практически нетронутым, выполняя второстепенную функцию платного моста. На протяжении веков за его содержание отвечали местные лорды и епископы, имеющие право взимать пошлину с путешественников, использующих его для пересечения реки. Со временем некоторые его каменные блоки были разграблены, а в 17 веке был нанесен серьезный ущерб. Начиная с 18 века, он привлекал все большее внимание и стал важным туристическим направлением. Серия реконструкций между 18 и 21 веками, проведенная по заказу местных властей и французского государства, завершилась в 2000 году открытием нового центра для посетителей и удалением транспорта и зданий с моста и территории непосредственно вокруг него. Сегодня это одна из самых популярных туристических достопримечательностей Франции, привлекающая внимание ряда литературных и творческих посетителей.
Маршрут акведука Нима
[ редактировать ]Расположение Немауса (Нима) было несколько неудобным с точки зрения водоснабжения. Равнины лежат на юге и востоке города, где любые источники воды будут находиться на слишком низкой высоте, чтобы течь в город, а холмы на западе слишком затрудняли маршрут подачи воды с инженерной точки зрения. Единственной реальной альтернативой было посмотреть на север и, в частности, на территорию вокруг Учетии (Юзес), где есть природные источники. [5]
Акведук Нима был построен для направления воды из источников Фонтен д'Эр недалеко от Юзеса в castellum divisorum (бассейн перераспределения) в Немаусе. Оттуда его распределяли по фонтанам, баням и частным домам по всему городу. Расстояние по прямой между ними составляет всего около 20 км (12 миль), но акведук проходит по извилистому маршруту длиной около 50 км (31 миль). [6] Это было необходимо, чтобы обойти самые южные предгорья Центрального массива , известные как Гарриг-де-Ним . Их трудно пересечь, так как они покрыты густой растительностью и гарригой и изрезаны глубокими долинами. [7] Римлянам было непрактично пытаться проложить туннель через холмы, поскольку для этого потребовался бы туннель длиной от 8 до 10 километров (5–6 миль), в зависимости от начальной точки. Таким образом, трасса примерно V-образной формы вокруг восточного конца Гарриг-де-Ним была единственным практическим способом транспортировки воды из источника в город.
Фонтен д'Эр, расположенный на высоте 76 м (249 футов) над уровнем моря, всего на 17 м (56 футов) выше, чем перераспределенный бассейн в Ниме, но это обеспечивает достаточный уклон для поддержания устойчивого потока воды для 50 000 жителей. римского города. Средний уклон акведука составляет всего 1 из 3000. Он широко варьируется по своему течению, но на некоторых участках составляет всего 1 на 20 000. Сам Пон-дю-Гар спускается на 2,5 см (0,98 дюйма) на высоте 456 м (1496 футов), уклон составляет 1 из 18 241. [8] Средний уклон между началом и концом акведука намного меньше, чем обычно для римских акведуков, — всего около десятой части среднего уклона некоторых акведуков в Риме. [9]
Причина несоответствия уклонов на маршруте акведука заключается в том, что равномерный уклон означал бы, что Пон-дю-Гар был бы невероятно высоким, учитывая ограничения технологий того времени. Изменяя уклон вдоль маршрута, инженеры акведука смогли снизить высоту моста на 6 метров (20 футов) до 48,77 метра (160 футов) над рекой, что по-прежнему исключительно высоко по римским стандартам, но в приемлемых пределах. Это ограничение по высоте определяло профиль и уклоны всего акведука, но за это приходилось платить «провисанием» в середине акведука. Профиль градиента перед Пон-дю-Гар относительно крутой: он снижается со скоростью 0,67 метра (2 фута 2 дюйма) на километр, но после этого он снижается всего на 6 метров (20 футов) на оставшихся 25 километрах (16 миль). На одном участке извилистый маршрут между Пон-дю-Гар и Сен-Бонне требовал от римских инженеров необычайной точности, которым приходилось допускать падение всего на 7 миллиметров (0,28 дюйма) на 100 метров (330 футов) высоты. трубопровод. [10]
Подсчитано, что акведук поставлял в город около 40 000 кубических метров (8 800 000 имп галлонов) воды в день. [11] Чтобы дойти от источника до города, потребовалось почти 27 часов. [12] Вода поступала в castellum divisorum в Ниме – открытый, неглубокий, круглый бассейн диаметром 5,5 м и глубиной 1 м. Он должен был быть окружен балюстрадой внутри какого-то ограждения, вероятно, под каким-то небольшим, но тщательно продуманным павильоном. При его раскопках были обнаружены во фрагментарном состоянии следы черепичной крыши, коринфские колонны и фреска, украшенная рыбами и дельфинами. [13] Вода из акведука поступала через отверстие шириной 1,2 метра (3 фута 11 дюймов), а десять больших отверстий в лицевой стене, каждое шириной 40 сантиметров (16 дюймов), направляли воду в основные водопроводные трубы города. В полу также были расположены три больших водостока, возможно, для того, чтобы обеспечить быстрое затопление близлежащего амфитеатра и проведение наумахии (имитация морских сражений). [14]
Источник все еще существует, и сейчас здесь расположена небольшая современная насосная станция. Его вода чистая, но с высоким содержанием растворенного карбоната кальция, выщелоченного из окружающего известняка . Это создало у римлян серьезные проблемы с обслуживанием акведука, поскольку карбонаты выпадали в осадок из воды во время ее движения по трубопроводу. Это привело к тому, что поток акведука стал постепенно уменьшаться из-за отложений известкового агломерата . [15] Еще одну угрозу представляла растительность, проникающая в каменную крышку канала. Свисающие корни не только препятствовали потоку воды, но и приносили водоросли и бактерии, которые разлагались в процессе, называемом биолитогенезом, образуя конкременты внутри канала. Он требовал постоянного обслуживания со стороны circitores , рабочих, ответственных за содержание акведука, которые ползали по трубопроводу, чистя стены и удаляя любую растительность. [16]
Большая часть акведука Нима была построена под землей, что было типично для римских акведуков. Он был построен путем рытья траншеи, в которой был проложен каменный канал и окружен арочной крышей из каменных плит, которую затем засыпали землей. Некоторые участки канала проложены в твердой породе. В общей сложности 35 км (22 мили) акведука было построено под землей. [17] Остальное приходилось выносить на поверхность по трубопроводам, проложенным в стене или по арочным мостам. Некоторые существенные остатки наземных сооружений можно увидеть и сегодня, например, так называемую «Рю Пон», которая простирается на сотни метров вокруг Верса и до сих пор имеет высоту до 7,5 м (25 футов). [18] Другие сохранившиеся части включают Пон-де-Борнегр , три арки, несущие акведук длиной 17 м (56 футов) через ручей; Пон-де-Сартанетт, недалеко от Пон-дю-Гар, протяженностью 32 м (105 футов) в небольшой долине; и три секции туннеля акведука возле Сернака длиной до 66 м (217 футов). [19] Однако Пон-дю-Гар — безусловно, наиболее хорошо сохранившаяся часть всего акведука.
Описание моста
[ редактировать ]Построенный на трех уровнях, мост имеет высоту 49 м (161 фут) над рекой при малой воде и длину 274 м (899 футов). Его ширина варьируется от 9 м (30 футов) внизу до 3 м (9,8 футов) вверху. [21] Три уровня арок утоплены, основные опоры расположены один над другим. Пролет арок незначительно различается, поскольку каждая из них была построена независимо, чтобы обеспечить гибкость и защиту от проседания. На каждом уровне разное количество арок: [20] [22]
Уровень | Количество арок | Длина уровня | Толщина опор | Высота арок |
---|---|---|---|---|
Нижний (1-й ряд) | 6 | 142 м (466 футов) | 6 м (20 футов) | 22 м (72 фута) |
Средний (2-й ряд) | 11 | 242 м (794 футов) | 4 м (13 футов) | 20 м (66 футов) |
Верхний (3-й ряд) | 35 (первоначально 47) | 275 м (902 фута) | 3 м (9,8 футов) | 7 м (23 фута) |
Первый уровень Пон-дю-Гар примыкает к автодорожному мосту, построенному в 18 веке. Водопровод или зеркало высотой около 1,8 м (6 футов) и шириной 1,2 м (4 фута) проходит наверху третьего уровня. Верхние уровни моста слегка изогнуты вверх по течению. Долгое время считалось, что инженеры спроектировали его таким образом намеренно, чтобы укрепить конструкцию моста от потока воды, как стену плотины. Однако микротопографическое исследование, проведенное в 1989 году, показало, что изгиб вызван расширением и сжатием камня примерно на 5 мм (0,20 дюйма) в день под воздействием солнечного тепла. На протяжении веков этот процесс привел к нынешней деформации. [23]
Пон-дю-Гар был построен в основном без использования раствора и зажимов. Он содержит около 50 400 тонн известняка объемом около 21 000 м3. 3 (740 000 куб. футов); некоторые отдельные блоки весят до 6 тонн. [24] Большая часть камня была добыта в местном карьере Эстель, расположенном примерно в 700 метрах (2300 футов) ниже по течению, на берегу реки Гардон. [25] [26] Крупнозернистый мягкий красноватый ракушечник известняк, известный в местном масштабе как «Пьер де Вер», очень хорошо подходит для объемного камня производства . Блоки были точно разрезаны так, чтобы идеально прилегать друг к другу за счет трения и силы тяжести, что устраняло необходимость в строительном растворе. [11] Строители также оставили на каменной кладке надписи, передающие различные сообщения и инструкции. Многие блоки были пронумерованы и на них были указаны необходимые места, например fronte dextra или fronte sinistra (спереди справа или спереди слева), чтобы направлять строителей. [27]
Метод строительства довольно хорошо известен историкам. [28] [29] [30] Покровитель акведука – богатый человек или сам город Ним – нанял бы большую команду подрядчиков и квалифицированных рабочих. Геодезист или мензор планировал маршрут, используя грому для визирования, хороботы для нивелирования и набор измерительных шестов длиной пять или десять римских футов . Его рисунки и, возможно, диаграммы были записаны на восковых табличках , а затем записаны на свитках. Строители, возможно, использовали шаблоны, чтобы выполнять задачи, требующие высокой степени точности, например, вырезать стандартные блоки, из которых был построен водопровод. [31]
Строители широко использовали краны, блоки и шкивы, чтобы поднять камни на место. Большую часть работы можно было выполнить, используя простые отвесные станки, в движение лебедкой приводимые . Для самых больших блоков массивная беговая дорожка использовалась с приводом от человека; такие машины все еще использовались в карьерах Прованса вплоть до начала 20 века. [31] Для поддержки моста во время его строительства были возведены сложные леса. Большие блоки остались выступающими из моста для поддержки рам и строительных лесов, использованных во время строительства. [22] Строительство акведука в целом было бы очень дорогостоящим мероприятием; Эмиль Эсперандье оценил стоимость более чем в 30 миллионов сестерциев . [31] [32] эквивалентно 50-летнему окладу 500 новобранцев римского легиона. [19]
-
Каменная кладка на Пон-дю-Гар, демонстрирующая выступающие блоки, которые использовались для поддержки строительных лесов.
-
Нижняя часть арки второго яруса Пон-дю-Гар. Обратите внимание на недостающую каменную кладку на вершине акведука.
-
Автомобильный мост, примыкающий к акведуку. Пешеходы показаны в масштабе.
-
Интерьер водовода Пон-дю-Гар
-
Резервуар для воды или castellum divisorum в Ниме , в который впадал акведук. Круглые отверстия находились там, где трубы городского водоснабжения соединялись с резервуаром.
-
Вид на Пон-дю-Гар со стороны реки Гардон
Хотя внешний вид Пон-дю-Гар грубый и относительно незавершенный, строители позаботились о том, чтобы внутренняя часть водовода была как можно более гладкой, чтобы не препятствовать потоку воды. Стены трубопровода были построены из облицованной каменной кладки, а пол - из бетона. Оба были покрыты лепниной с мельчайшими осколками керамики и плитки. Он был расписан оливковым маслом и покрыт мальтой — смесью гашеной извести , свиного жира и вязкого сока незрелого инжира. В результате поверхность была одновременно гладкой и прочной. [33]
Хотя Пон-дю-Гар известен своим внешним видом, его конструкция не оптимальна, поскольку техника укладки арок друг на друга неуклюжа и неэффективна (и, следовательно, дорога) с точки зрения количества требуемых материалов. Более поздние акведуки имели более сложную конструкцию, в которой более широко использовался бетон для уменьшения объема и стоимости строительства. Мост Акведук в Сеговии и Пон-де-ле-Ферререс примерно одинаковой длины, но имеют гораздо меньше арок. Римские архитекторы в конечном итоге смогли вообще отказаться от «штабелирования». Акуедукто -де-лос-Милагрос в Мериде, Испания , и мост-акведук Шабе-Илелуин, недалеко от Черчеля , Алжир. [34] используйте высокие, стройные опоры, построенные сверху вниз из каменной кладки и кирпича с бетонной облицовкой. [35]
История
[ редактировать ]Строительство акведука долгое время приписывалось римского императора Августа зятю и помощнику Марку Випсанию Агриппе примерно в 19 году до нашей эры. В то время он служил эдилом , старшим магистратом, ответственным за управление водоснабжением Рима и его колоний. Эсперандье, писавший в 1926 году, связал строительство акведука с визитом Агриппы в Нарбоненсис в том же году. [7] Новые раскопки предполагают, что строительство могло иметь место между 40 и 60 годами нашей эры. Строителям Нимского акведука пришлось обходить туннели времен Августа, а монеты, обнаруженные в стоке в Ниме, не старше правления императора Клавдия (41–54 гг. н. э.). На этом основании группа под руководством Гильема Фабра предположила, что строительство акведука должно было быть завершено примерно в середине I века нашей эры. [36] Считается, что на его строительство ушло около пятнадцати лет, в нем было занято от 800 до 1000 рабочих. [37]
Начиная с IV века, обслуживанием акведука пренебрегали, поскольку последовательные волны захватчиков разрушали регион. [33] Он забился мусором, налетами и корнями растений, что значительно уменьшило поток воды. Образующиеся отложения в трубопроводе, состоящие из слоев грязи и органических материалов, имеют толщину до 50 см (20 дюймов) на каждой стенке. [38] Анализ отложений первоначально предполагал, что они продолжали снабжать Ним водой вплоть до 9 века. [39] но более поздние исследования показывают, что он вышел из употребления примерно к шестому веку, хотя некоторые его части, возможно, продолжали использоваться значительно дольше. [40]
Хотя некоторые из его камней были разграблены для использования в других местах, Пон-дю-Гар остался практически нетронутым. Его выживание произошло благодаря тому, что он использовался в качестве платного моста через долину. В 13 веке французский король предоставил сеньорам Юзеса право взимать пошлину с тех, кто пользуется мостом. Позже это право перешло к епископам Юзеса. В свою очередь они несли ответственность за поддержание моста в хорошем состоянии. [39] Однако он серьезно пострадал в 1620-х годах, когда Анри, герцог Роханский, использовал мост для перевозки своей артиллерии во время войн между французскими роялистами и гугенотами , которыми он руководил. Чтобы освободить место для своей артиллерии, чтобы пересечь мост, герцог приказал срезать одну сторону второго ряда арок на глубину примерно одной трети их первоначальной толщины. Это оставило пробел на нижней палубе, достаточно широкий, чтобы вместить повозки и пушки, но при этом сильно ослабил мост. [41]
В 1703 году местные власти отремонтировали Пон-дю-Гар, заделав трещины, заделав колеи и заменив камни, утраченные в прошлом веке. Новый мост был построен инженером Анри Пито в 1743–1747 годах рядом с арками нижнего уровня, чтобы автомобильное движение могло пересекаться по специально построенному мосту. [11] [41] Писатель Александр Дюма резко критиковал строительство нового моста, отмечая, что «это было предназначено для восемнадцатого века, чтобы опозорить памятник, который варвары пятого не осмелились разрушить». [42] Пон-дю-Гар продолжал приходить в упадок, и к тому времени, когда Проспер Мериме увидел его в 1835 году, ему грозил серьезный риск обрушения из-за эрозии и потери каменной кладки. [43]
Наполеон III , который восхищался всем римским, посетил Пон-дю-Гар в 1850 году и проявил к нему пристальный интерес. Он одобрил планы архитектора Шарля Лене по ремонту моста в рамках проекта, который был реализован в период с 1855 по 1858 год при финансовой поддержке Государственного министерства. Работы включали существенную реконструкцию, которая включала замену разрушенного эрозией камня, заполнение некоторых опор бетоном для придания устойчивости и улучшение дренажа за счет отделения моста от акведука. На одном конце была установлена лестница, а стены канала были отремонтированы, что позволило посетителям ходить по самому каналу в достаточной безопасности. [43]
В дальнейшем был реализован ряд проектов по укреплению опор и арок Пон-дю-Гар. За последнее столетие он пережил три серьезных наводнения; в 1958 году весь нижний ярус был затоплен гигантским наводнением, смывшим другие мосты; [43] а в 1998 году в этом районе произошло еще одно крупное наводнение. В 2002 году произошло новое наводнение, серьезно повредившее близлежащие сооружения.
Пон-дю-Гар был добавлен в ЮНЕСКО список объектов всемирного наследия в 1985 году по критериям «Человеческий творческий гений; свидетельство культурных традиций; значение для истории человечества». [44] В описании в списке говорится: «Инженеры-гидротехники и... архитекторы, задумавшие этот мост, создали как технический, так и художественный шедевр». [11]
Туризм
[ редактировать ]Пон-дю-Гар на протяжении веков был туристической достопримечательностью. Выдающееся качество кладки моста привело к тому, что он стал обязательной остановкой для французских каменщиков-подмастерьев в их традиционном турне по стране (см. Compagnons du Tour de France ), многие из которых оставили свои имена на каменной кладке. Начиная с 18 века, особенно после строительства нового автомобильного моста, он стал знаменитым перевалочным пунктом для путешественников в Гранд-туре и становился все более известным как объект исторической важности и национальной гордости Франции. [45]
Мост уже давно ассоциируется с французскими монархами, стремящимися связать себя с символом римской имперской власти. Король Франции Карл IX посетил его в 1564 году во время своего Большого тура по Франции и был встречен грандиозным развлечением, устроенным герцогом д'Юзесом . Двенадцать молодых девушек, одетых как нимфы, вышли из пещеры на берегу реки возле акведука и преподнесли королю выпечку и консервированные фрукты. [42] Столетие спустя Людовик XIV и его двор посетили Пон-дю-Гар во время визита в Ним в январе 1660 года, вскоре после подписания Пиренейского договора . [46] В 1786 году его прапраправнук Людовик XVI поручил художнику Юберу Роберту создать серию картин с изображением римских руин на юге Франции, чтобы повесить их в новой столовой короля во дворце Фонтенбло , включая картину с изображением моста Пон-дю-Фонтенбло. Гар в идеализированном пейзаже. Целью комиссии было подтвердить связи между французской монархией и имперским прошлым. [47] Наполеон III в середине XIX века сознательно идентифицировал себя с Августом и проявлял большое уважение к римским древностям; его патронаж над восстановлением моста в 1850-х годах был необходим для его выживания. [48]
К 1990-м годам Пон-дю-Гар стал чрезвычайно популярной туристической достопримечательностью, но был перегружен транспортными средствами (транспортным средствам все еще разрешалось проезжать по автодорожному мосту 1743 года) и был загроможден незаконно построенными постройками и туристическими магазинами, выстроившимися вдоль берегов реки. Как выразился архитектор Жан-Поль Вигье , «жажда наживы» превратила Пон-дю-Гар в «ярмарочную достопримечательность». [49] В 1996 году Генеральный совет департамента Гар начал крупный четырехлетний проект по благоустройству территории, спонсируемый французским правительством совместно с местными источниками, ЮНЕСКО и ЕС . Вся территория вокруг моста стала пешеходной, а на северном берегу по проекту Жана-Поля Вигье был построен новый центр для посетителей. Реконструкция привела к тому, что территория вокруг Пон-дю-Гар теперь стала намного тише из-за прекращения движения транспортных средств, а новый музей обеспечивает посетителям значительно улучшенный исторический контекст. [50] Пон-дю-Гар сегодня входит в пятерку главных туристических достопримечательностей Франции: в 2001 году его посетили 1,4 миллиона человек. [51]
Литературные посетители
[ редактировать ]С тех пор, как Пон-дю-Гар стал туристическим направлением, многие романисты и писатели посетили Пон-дю-Гар и написали об этом опыте. Жан-Жак Руссо был ошеломлен, когда впервые посетил его в 1738 году: [52]
Мне сказали пойти посмотреть Пон-дю-Гар; Я не преминул это сделать. Это было первое произведение римлян, которое я увидел. Я ожидал увидеть памятник, достойный тех, кто его построил. На этот раз объект превзошел мои ожидания, единственный раз в жизни. Только римляне могли произвести такой эффект. Вид этой простой и благородной работы поразил меня тем более, что она находится посреди пустыни, где тишина и одиночество делают предмет еще более поразительным, а восхищение - более живым; ибо этот так называемый мост был всего лишь акведуком. Спрашиваешь себя, какая сила перенесла эти огромные камни так далеко от карьера и что собрало руки стольких тысяч людей в месте, где никто из них не живет. Я бродил по трем этажам этого великолепного здания, хотя уважение к нему почти не позволяло мне осмелиться растоптать его ногами. Эхо моих шагов под этими огромными сводами заставило меня вообразить, что я слышу сильные голоса тех, кто их построил. Я чувствовал себя потерянным, как насекомое, в этой необъятности. Делая себя маленьким, я почувствовал нечто неопределимое, возвысившее мою душу, и со вздохом сказал себе: «Почему я не родился римлянином!» [53]
Писатель Генри Джеймс , приехавший сюда в 1884 году, был так же впечатлен; он описал Пон-дю-Гар как «невыразимо впечатляющий, и нет ничего более римского». Он прокомментировал:
Огромность, массивность, неожиданность, монументальная прямолинейность всего этого не оставляют вам ничего, что можно было бы сказать в тот момент, и заставляют вас стоять и смотреть. Просто чувствуешь, что оно благородно и совершенно, что оно обладает качеством величия... Когда смутные сумерки начали сгущаться, одинокая долина, казалось, наполнилась тенью римского имени, как будто могучая империя все еще существовала. столь же вертикальные, как опоры акведука; и одинокий турист, сидящий там сентиментально, мог поверить, что ни один народ никогда не был и никогда не будет таким великим, как этот, измеряемый, как мы измеряем величие отдельного человека, тем толчком, который они дали тому, что они взялись. Пон-дю-Гар — одно из трех или четырех самых глубоких впечатлений, которые они оставили; оно говорит о них таким образом, что они могли бы быть удовлетворены. [54]
Писатель середины XIX века Жозеф Мери написал в своей книге 1853 года «Les Nuitsitales, Tales Nocturnes» , что, увидев Пон-дю-Гар:
[О]не онемел от изумления; вы идете по пустыне, где ничто не напоминает вам о человеке; культивирование исчезло; есть овраги, пустоши, скальные глыбы, скопления тростника, дубы, сгруппированные вместе, ручей, текущий по печальному берегу, дикие горы, тишина, подобная тишине Фиваиды, и посреди этого ландшафта возникает самый великолепный объект, который цивилизация создала во славу изобразительного искусства. [55]
Илер Беллок писал в 1928 году:
[Когда] кто-то видит вещь, все, что о ней говорят, сбывается. Его изоляция, его достоинство, его вес — все это ужасно. Похоже, что он был построен задолго до того, как появились записи, существами более могущественными, чем мы, и должен был стоять еще долго после распада нашей мелкой расы. В нем можно отдохнуть. Признаюсь в большом нежелании хвалить то, что слишком хвалили; но это так. Человек, страдающий от волнений нашего времени, мог бы поступить хуже, чем разбить лагерь на три дня, ловя рыбу и купаясь в тени Пон-дю-Гар. [56]
См. также
[ редактировать ]- Эйфельский акведук
- Список акведуков в городе Риме
- Список римских мостов-акведуков
- Список мостов во Франции
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «ЭПСС Сторожевого моста » Культура-epcc.fr . 2008 год . Получено 28 июля.
- ^ База Мериме : PA00103291 , Министерство культуры Франции. (на французском языке)
- ^ «Карта римского акведука в Ниме» . Архив изображений обзора Афины . Обзор Афины. Архивировано из оригинала 15 ноября 2017 г. Проверено 2 сентября 2015 г.
- ^ «Пон-дю-Гар (Римский акведук)» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры . Проверено 17 октября 2021 г.
- ^ Ходж, А. Тревор (2002). Римские акведуки и водоснабжение (2-е изд.). Лондон: Дакворт. п. 184. ИСБН 978-0-7156-3171-3 .
- ^ Шансон, Х. (1 октября 2002 г.). «Гидравлика большой водопропускной трубы под римским акведуком Нима» (PDF) . Журнал ирригационной и дренажной техники . 128 (5): 326–330. дои : 10.1061/(ASCE)0733-9437(2002)128:5(326) . Проверено 12 июля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Бромвич, Джеймс (2006). Римские руины Южной Франции: Путеводитель . Рутледж. п. 110. ИСБН 978-0-415-14358-5 .
- ^ Льюис, Майкл Джонатан Тонтон (2001). Геодезические инструменты Греции и Рима . Издательство Кембриджского университета. п. 187 . ISBN 978-0-521-79297-4 .
- ^ Ходж, с. 185
- ^ Ходж, стр. 189–90.
- ^ Jump up to: а б с д Лэнгмид, Дональд; Гарно, Кристина, ред. (2001). Энциклопедия архитектурных и инженерных подвигов . Академик Блумсбери. п. 254 . ISBN 1-57607-112-Х .
- ^ Собин, Густав (1999). Светящиеся обломки: размышления о руинах Прованса и Лангедока . Издательство Калифорнийского университета. п. 205. ИСБН 978-0-520-22245-8 .
- ^ Ходж, с. 285
- ^ Ходж, с. 288
- ^ Бромвич, стр. 112.
- ^ Собин, с. 217.
- ^ Бромвич, стр. 111.
- ^ Бромвич, стр. 112–113.
- ^ Jump up to: а б «Акведук в Пон-дю-Гар» . Обзор Афины . 1 (4). Публикации Афины. Архивировано из оригинала 1 февраля 2012 г. Проверено 1 июля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Леже, Альфред (1875). «Акведуки» . Общественные работы, шахты и металлургия во времена Римской империи, римские традиции до наших дней (на французском языке). Распечатать Дж. Дежей и компания. стр. 551–676. OCLC 3263776 . Проверено 28 июля 2012 г.
- ^ Деминг, Дэвид (2010). Наука и технологии в мировой истории, Том 1: Древний мир и классическая цивилизация . МакФарланд. п. 176. ИСБН 978-0-7864-3932-4 .
- ^ Jump up to: а б Зеленый гид Мишлен по Провансу . Публикации Мишлен о путешествиях. 2008. С. 297–298 . ISBN 978-1-906261-29-0 .
- ^ Фабр, Гильем; Финчес, Жан-Люк (1989). «Римский акведук Нима и Пон-дю-Гар». Для науки (40): 412–420.
- ^ «Пон-дю-Гар – древнее произведение искусства» . Сайт дю Пон-дю-Гар . Проверено 12 июля 2012 г.
- ^ Бессак, Жан-Клод; Вакка-Гутулли, Мирей (1 января 2002 г.). «Римский карьер Л'Эстель рядом с Пон-дю-Гар» (PDF) . Галлия (на французском языке). 59 (1): 11–28. дои : 10.3406/галия.2002.3093 . S2CID 190982076 . Архивировано из оригинала (PDF) 24 сентября 2015 года . Проверено 28 июля 2012 г.
- ^ Бессак, Жан-Клод (1992). «Данные и гипотезы о карьерах Эстель недалеко от Пон-дю-Гар» (PDF) . Археологический обзор Нарбоннеза (на французском языке). 25 (25): 397–430. дои : 10.3406/ran.1992.1413 . Архивировано из оригинала (PDF) 24 сентября 2015 года . Проверено 28 июля 2012 г.
- ^ Гимпель, Жан (1993). Строители собора . Пимлико. п. 75. ИСБН 978-0-06-091158-4 .
- ^ Пайе, Жан-Луи (1 января 2005 г.). «Размышления о строительстве Пон-дю-Гар» [Размышления о строительстве Пон-дю-Гар] (PDF) . Галлия (на французском языке). 62 (1): 49–68. дои : 10.3406/галия.2005.3220 . S2CID 191969914 . Архивировано из оригинала (PDF) 24 сентября 2015 года . Проверено 12 июля 2012 г.
- ^ О'Коннор, Колин (1993). Римские мосты . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-39326-4 .
- ^ Фабр, Гильем (1992). Пон-дю-Гар: вода и римский город . Париж: Национальный фонд исторических памятников и мест. ISBN 2-87682-079-Х .
- ^ Jump up to: а б с Бромвич, стр. 119.
- ^ Эсперандье, Эмиль (1926). Пон-дю-Гар и акведук Нима (на французском языке). Париж: Х. Лоуренс. OCLC 616562598 .
- ^ Jump up to: а б О'Рурк Бойл, Марджори (1997). Божественная домашняя жизнь: Августин Фагастский до Терезы Авильской . Лейден: Брилл. п. 105. ИСБН 9789004106758 . Архивировано из оригинала 23 февраля 2013 года.
- ^ «Акведук Чершель (Алжир)» . Romanaqueducts.info . Проверено 28 июля 2012 г. (расположение: 36 ° 34'6,33 "с.ш. 2 ° 17'25,39" в.д. / 36,5684250 ° с.ш. 2,2903861 ° в.д. )
- ^ Хилл, Дональд Рутледж (1996). История техники в классические и средневековые времена . Рутледж. п. 70. ИСБН 978-0-415-15291-4 .
- ^ Фабр, Гильем; Фиш, Жан-Люк; Пайе, Жан-Луи (1991). «Междисциплинарное исследование акведука Нима и Пон-дю-Гар». Журнал римской археологии . 4 : 63–88. дои : 10.1017/S104775940001549X . S2CID 193800472 .
- ^ Страчан, Эдвард; Болтон, Рой (2008). Россия и Европа в девятнадцатом веке . Сфинкс. Изобразительное искусство. п. 60. ИСБН 9781907200021 .
- ^ Гомер-Диксон, Томас Ф. (2006). Обратная сторона: катастрофа, творчество и обновление цивилизации . Остров Пресс. п. 237 . ISBN 978-1-59726-065-7 .
- ^ Jump up to: а б Клир, Генри (2001). Южная Франция: Оксфордский археологический справочник . Издательство Оксфордского университета. п. 96. ИСБН 978-0-19-288006-2 .
- ^ Магнуссон, Роберта Дж. (2001). Водные технологии в средние века: города, монастыри и водопроводные сооружения после Римской империи . Издательство Университета Джонса Хопкинса. п. 3 . ISBN 978-0801866265 .
- ^ Jump up to: а б Ренни, Джордж (1855). «Описание Пон-дю-Гар». Протокол заседаний Института инженеров-строителей . 14 : 238.
- ^ Jump up to: а б Уиган, Артур К. (1856). Великие чудеса света: от пирамид до Хрустального дворца . Джордж Рутледж и сыновья. стр. 39–40.
- ^ Jump up to: а б с Бромвич, стр. 117.
- ^ ЮНЕСКО (2012). Всемирное наследие . Коллинз. п. 229. ИСБН 978-0007435616 .
- ^ Стиртон, Пол (2003). Прованс и Лазурный берег . A&C Black Publishers Ltd. с. 116. ИСБН 0-393-30972-Х .
- ^ Лаваль, Эжен (1853). Исторические памятники Гара . распечатать из Сустель-Год. п. XXI.
- ^ Макдональд, Кристи; Хоффманн, Стейси (2010). Руссо и свобода . Издательство Кембриджского университета. п. 201 . ISBN 978-0-521-51582-5 .
- ^ Ходж, с. 400 фн. 7
- ^ Вигье, Жан-Поль (2009). Архитектор . Одиль Джейкоб. п. 11. ISBN 978-2-7381-2304-6 .
- ^ «Презентация работ Пон-дю-Гар» . Сайт дю Пон-дю-Гар. Архивировано из оригинала 30 августа 2012 г. Проверено 25 мая 2012 г.
- ^ Шмид, Джон (22 августа 2001 г.). «Законопроект о евро пользуется большим успехом у жителей маленького французского городка». Интернэшнл Геральд Трибьюн .
- ^ Руссо, Жан-Жак (1889). . (на французском языке). Лонетт. стр. 223–269 – через Wikisource .
- ^ Руссо, Жан-Жак (1998). Признания и переписка, включая письма к Малешербу . Том. 5. пер. Кристофер Келли. УПНЕ. п. 214. ИСБН 978-0-87451-836-8 .
- ^ Джеймс, Генри (1993). Ховард, Ричард (ред.). Сборник путевых заметок: Континент. Небольшой тур по Франции; Итальянские часы; другие путешествия . Библиотека Америки. стр. 189–90 . ISBN 978-0-940450-77-6 .
- ^ Мери, Жозеф (1858). «Италия Галлов» . Итальянские ночи: ночные сказки (на французском языке). Париж: М. Леви Фрер. п. 280.
- ^ Беллок, Илер (1928). Многие города . Констебль.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт музея Пон-дю-Гар
- Пон-дю-Гар в Structures
- Масштабная модель Пон-дю-Гар в зале IX Музея гражданской войны в Риме.
- Объекты всемирного наследия во Франции
- Римские памятники в Провансе
- Роман Ним
- Римские акведуки за пределами Рима
- Римские мосты во Франции
- Мосты, построенные в I веке
- Достопримечательности Франции
- Акведуки во Франции
- Здания и сооружения в Гаре
- Туристические достопримечательности в Гаре
- Бывшие платные мосты во Франции
- Исторические памятники Гара