Экономика Норвегии
Календарный год | |
Торговые организации | ЕАСТ , ОЭСР , ВТО , ЕЭЗ и другие. |
Группа стран | |
Статистика | |
Население | 5 367 580 (1 января 2020 г.) [3] |
ВВП | |
Рейтинг ВВП | |
Рост ВВП | |
ВВП на душу населения | |
Рейтинг ВВП на душу населения | |
ВВП по секторам |
|
4,5% (оценка на февраль 2024 г.) [7] [8] | |
Население за чертой бедности | |
24.7 низкий (2023) [10] | |
84 из 100 баллов (2023 г.) [13] ( 4-й ) | |
Рабочая сила | |
Рабочая сила по профессиям |
|
Безработица | |
Средняя брутто-зарплата | 55 200 евро в год |
40 500 евро в год | |
Основные отрасли | |
Внешний | |
Экспорт | 102,8 миллиарда долларов (оценка 2017 года) [6] |
Экспортные товары | нефть и нефтепродукты, машины и оборудование, металлы, химикаты, корабли, рыба |
Основные партнеры по экспорту |
|
Импорт | 95,06 миллиарда долларов (оценка на 2017 год) [6] |
Импортные товары | машины и оборудование, химикаты, металлы, продукты питания |
Основные партнеры по импорту | |
22,01 миллиарда долларов (оценка 2017 года) [6] | |
Валовой внешний долг |
|
Государственные финансы | |
36,5% ВВП (оценка 2017 г.) [6] [примечание 1] | |
+ 4,4% (ВВП) (оценка 2017 г.) [6] | |
Доходы | 217,1 триллиона (оценка 2017 г.) [6] |
Затраты | 199,5 миллиардов (оценка 2017 г.) [6] |
Экономическая помощь | 4,0 миллиарда долларов (донор), 1,1% ВВП (2017 г.) [1] |
65,92 миллиарда долларов (оценка на 31 декабря 2017 г.) [6] | |
Все значения, если не указано иное, указаны в долларах США . |
Экономика Норвегии представляет собой высокоразвитую смешанную экономику с государственной собственностью в стратегических сферах. чувствительна к глобальным деловым циклам Хотя экономика Норвегии , она демонстрирует уверенный рост с начала индустриальной эпохи . В стране очень высокий уровень жизни по сравнению с другими европейскими странами. Современная система производства и социального обеспечения Норвегии опирается на финансовый резерв, полученный в результате эксплуатации природных ресурсов , особенно нефти Северного моря . [22] [23] [24] [25] [26] Среди стран ОЭСР Норвегия имеет высокоэффективную и сильную систему социального обеспечения ; социальные расходы составили примерно 22,6% ВВП . [27] [28] [29]
История
[ редактировать ]Доиндустриальная революция
[ редактировать ]Норвегия была самым бедным из трёх скандинавских королевств (остальные — Дания и Швеция) в эпоху викингов. [30]
До промышленной революции экономика Норвегии в основном основывалась на сельском хозяйстве, лесозаготовках и рыболовстве. Норвежцы обычно жили в условиях значительной нехватки продовольствия, хотя голод случался редко. За исключением некоторых плодородных районов в Хедемаркене и Эстфолле , посевы ограничивались выносливыми зерновыми культурами, такими как овес, рожь и ячмень ; от домашнего скота до овец, коз, крупного рогатого скота, свиней и некоторой домашней птицы; местами это дополнялось охотой . В районах Центральной и Норвегии саамы Северной существовали за счет кочевого выпаса оленей . Рыбалка по всему побережью была опасным занятием, хотя такая рыба, как сельдь , треска, палтус и другие холодноводные виды, водилась в изобилии. Введение картофеля в Норвегию, чему способствовали священники-практики и король Копенгагена в 18 веке, принесло значительное облегчение и стало обычным продуктом питания для норвежцев.
По всему побережью добыча рыбы (включая треску, сельдь, палтус и другие холодноводные виды) была важным дополнением к сельскому хозяйству и во многих районах на севере и западе была основным средством существования домашних хозяйств. Рыболовство обычно дополнялось земледелием и животноводством на небольших фермах.
Экономические условия в Норвегии не способствовали формированию феодальной системы , хотя некоторые короли наградили землей верных подданных, ставших рыцарями . Самостоятельные фермеры были и продолжают оставаться основной единицей труда в норвежском сельском хозяйстве, но к началу XIX века у фермеров закончилась земля, доступная для ведения сельского хозяйства. Многие земледельческие семьи оказались в нищете, будучи фермерами-арендаторами , и послужили толчком к эмиграции в Северную Америку . Норвегия после Ирландии стала страной, потерявшей в результате этой эмиграции больше всего людей в процентном отношении к ее населению.
Промышленная революция
[ редактировать ]Помимо добычи полезных ископаемых в Конгсберге , Рёрусе и Лёккене , индустриализация пришла с появлением первых текстильных фабрик, построенных в Норвегии в середине 19 века. Но первые крупные промышленные предприятия возникли, когда политика предпринимателей привела к созданию банков для обслуживания этих нужд.
Промышленность также предлагала работу большому количеству людей, которые были вытеснены из сельскохозяйственного сектора. Поскольку заработная плата в промышленности превысила заработную плату в сельском хозяйстве, этот сдвиг положил начало долгосрочной тенденции к сокращению обрабатываемых земель и структуры сельского населения. Рабочий класс стал особым явлением в Норвегии со своими районами, культурой и политикой.
Социал-демократические реформы
[ редактировать ]После Второй мировой войны Норвежская Лейбористская партия во главе с Эйнаром Герхардсеном в качестве премьер-министра приступила к ряду социал-демократических реформ, направленных на выравнивание распределения доходов, ликвидацию бедности, обеспечение социальных услуг, таких как выход на пенсию, медицинское обслуживание и пособия по инвалидности для всех. и вложить больше капитала в общественное доверие.
Высокопрогрессивный подоходный налог, введение налога на добавленную стоимость и широкий спектр специальных надбавок и налогов сделали Норвегию одной из стран с наиболее высокими налогами в мире. Власти особенно облагали налогом дискреционные расходы, взимая специальные налоги на автомобили, табак, алкоголь, косметику и т. д.
Долгосрочная социал-демократическая политика Норвегии, широкое отслеживание информации правительством и однородность ее населения особенно хорошо подходят для экономических исследований, а научные исследования в Норвегии оказались внесли значительный вклад в область макроэкономики в ту эпоху. Когда Норвегия стала страной-экспортером нефти, экономические последствия стали предметом дальнейшего изучения.
Нефть и постиндустриализм
[ редактировать ]Страна-экспортер нефти
[ редактировать ]В мае 1963 года Норвегия заявила о суверенных правах на природные ресурсы в своем секторе Северного моря . Разведка началась 19 июля 1966 года, когда Ocean Traveler пробурила свою первую скважину. [31] Впервые нефть была обнаружена на нефтяном месторождении Бальдер на склоне возвышенности Уцира , примерно в 190 км к западу от Ставангера , в 1967 году. [32] Первоначальная разведка была безрезультатной, пока Ocean Viking не обнаружил нефть. 21 августа 1969 года [31] К концу 1969 года стало ясно, что в Северном море имеются большие запасы нефти и газа. Первым нефтяным месторождением было Экофиск , добыто 427 442 барреля (67 957,8 м3). 3 ) сырой нефти в 1980 году. С тех пор природного газа были также обнаружены большие запасы .
На фоне норвежского референдума о невступлении в Европейский Союз норвежское министерство промышленности во главе с Олой Скьоком Бреком быстро приступило к разработке национальной энергетической политики. Норвегия решила остаться вне ОПЕК , поддерживать свои цены на энергоносители на уровне мировых рынков и разумно тратить доходы – известные как «валютный подарок» . Норвежское правительство учредило собственную нефтяную компанию Statoil (теперь известную как Equinor) и передало права на бурение и добычу Norsk Hydro и недавно созданной Saga Petroleum . Экспорт нефти облагается налогом по предельной ставке 78% (стандартный корпоративный налог в размере 24% и специальный налог на нефть в размере 54%). [33]
Оказалось, что Северное море представляет собой множество технологических проблем для добычи и разведки, и норвежские компании инвестировали в создание возможностей для решения этих проблем. На остатках практически утраченной судостроительной промышленности возник ряд инжиниринговых и строительных компаний, создавших центры компетенций в Ставангере и западных пригородах Осло . Ставангер также стал наземной базой для морской буровой промышленности. в Северном море прошел В настоящее время пик добычи нефти . Новые месторождения нефти и газа были обнаружены и разрабатываются в крупных норвежских районах Норвежского и Баренцева морей , включая Снёвит .
Оговорки в отношении Европейского Союза
[ редактировать ]В сентябре 1972 года норвежский парламент вынес на референдум вопрос о вступлении Норвегии в Европейское экономическое сообщество . Предложение было отклонено с незначительным перевесом. Норвежское правительство приступило к переговорам по торговому соглашению с ЕС, которое предоставит норвежским компаниям доступ на европейские рынки. Со временем Норвегия пересмотрела и усовершенствовала это соглашение, в конечном итоге присоединившись к Европейской ассоциации свободной торговли и Европейской экономической зоне .
Хотя торговая политика Норвегии уже давно направлена на гармонизацию своей промышленной и торговой политики с политикой ЕС, новый референдум в 1994 году дал тот же результат, что и в 1972 году, и Норвегия остается одной из двух стран Северной Европы за пределами ЕС, второй является Исландия .
Хотя большая часть вызывающих разногласия общественных дебатов о членстве в ЕС касалась политических, а не экономических вопросов, они формировали экономическую политику несколькими важными способами:
- И политики, и общественность пришли к соглашению с тем фактом, что экономическое развитие Норвегии зависит от использования ее сравнительных преимуществ путем специализации в определенных областях экспорта и опоры на импорт во всем остальном. Это оказало значительное влияние на сельскохозяйственную политику Норвегии, которая была изменена с учетом структуры населения, а не самообеспеченности.
- Доходы от нефти не могли бы способствовать частному или государственному потреблению, если бы Норвегия смогла сохранить свое процветание, когда запасы нефти иссякнут.
- Чтобы выйти на европейские рынки, Норвегии пришлось открыть свои внутренние рынки для европейского импорта. Хотя некоторые вопросы ценообразования и распределения (например, алкоголь и автомобили) остаются нерешенными, рынки потребителей, капитала и труда Норвегии все больше приближаются к европейским рынкам в целом. [ нужна ссылка ] [ нужны разъяснения. Цены в Норвегии очень высокие! ]
Норвежцы добивались соглашения по ряду конкретных вопросов, таких как продукция рыбных ферм, сельскохозяйственная продукция, стандарты выбросов и т. д., но они, похоже, существенно не отличаются от тех, к которым стремятся добросовестные члены ЕС. Ожидается, что в какой-то момент вопрос о членстве снова будет вынесен на референдум.
Постиндустриальное экономическое развитие
[ редактировать ]С 1970-х годов в дебатах об экономике Норвегии доминировали несколько вопросов:
- Стоимость жизни . Норвегия входит в число самых дорогих стран мира, что отражено в индексе Биг-Мака и других индексах. Исторически такое неравенство вызывали транспортные расходы и барьеры на пути свободной торговли, но в последние годы норвежская политика в сфере трудовых отношений, налогообложения и других областях внесла значительный вклад.
- Конкурентоспособность «материковых» отраслей . Высокая стоимость рабочей силы и другие структурные особенности норвежской окружающей среды вызвали обеспокоенность по поводу способности Норвегии поддерживать свой уровень жизни в постнефтяную эпоху. Существует явная тенденция к прекращению практики «защиты» определенных отраслей ( vernede industrier ) и превращению большего числа из них в «подверженные конкуренции» ( konkurranseutsettelse ). Помимо интереса к информационным технологиям, был создан ряд малых и средних компаний для разработки и продажи узкоспециализированных технологических решений.
- Роль государственного сектора . Идеологический разрыв между социалистическими и несоциалистическими взглядами на общественную собственность со временем уменьшился. Норвежское правительство стремилось сократить свою долю в компаниях, которым требуется доступ к рынкам частного капитала, и все больше внимания уделяется правительству, содействующему предпринимательству, а не контролю (или ограничению) накопления капитала. Остаточное недоверие к « мотиву получения прибыли » сохраняется, а норвежские компании жестко регулируются, особенно в отношении трудовых отношений.
- Будущее государства всеобщего благосостояния . После Второй мировой войны сменявшие друг друга норвежские правительства стремились расширить и расширить государственные льготы для своих граждан в форме пособий по болезни и инвалидности, минимальных гарантированных пенсий, широко субсидируемого или бесплатного всеобщего медицинского обслуживания, страхования по безработице и так далее. Государственная политика по-прежнему благоприятствует предоставлению таких льгот, но все активнее обсуждается вопрос о том, чтобы сделать их более справедливыми и основанными на потребностях.
- Урбанизация . В течение нескольких десятилетий сельскохозяйственная политика Норвегии основывалась на предпосылке минимальной самодостаточности. В последующие годы это уступило место большему упору на сохранение структуры населения за пределами крупных городских территорий. Термин «районная политика» ( distriktspolitikk ) стал означать требование, чтобы старой и преимущественно сельской Норвегии было разрешено сохраняться, в идеале путем предоставления им устойчивой экономической основы.
- Налогообложение .
- Прогрессивное налогообложение . Когда-то одна из самых агрессивных в мире максимальная предельная ставка налога на доход со временем была снижена. Кроме того, норвежцы облагаются налогом на сумму своего заявленного собственного капитала, что, по мнению некоторых, препятствует сбережениям.
- Налог на добавленную стоимость . Крупнейший источник государственных доходов. Текущая стандартная ставка составляет 25%, еда и напитки — 15%, билеты в кино и общественный транспорт — 8%.
- Специальные надбавки и налоги. Правительство установило ряд налогов, связанных с конкретными покупками, включая автомобили, алкоголь, табак, а также различные виды льгот.
- Шпицберген . Люди, живущие на Шпицбергене (Шпицбергене), платят сниженные налоги в связи с Шпицбергенским договором .
Основная цель норвежской налоговой системы заключалась в увеличении доходов для государственных расходов; но оно также рассматривается как средство достижения социальных целей, таких как перераспределение доходов, сокращение потребления алкоголя и табака, а также как средство сдерживания определенных видов поведения. Три элемента налоговой системы, похоже, вызывают наибольшее количество споров: - Экологические проблемы . Ряд политических проблем возник из-за экологических проблем, включая нефтеперерабатывающие заводы в Монгстаде и гидроэлектростанцию в Альте.
Роль государственной собственности
[ редактировать ]Норвежское государство сохраняет крупные позиции в ключевых отраслях промышленности, сосредоточенных в природных ресурсах и стратегических отраслях, таких как стратегический нефтяной сектор ( Equinor ), производство гидроэлектроэнергии ( Statkraft ), производство алюминия ( Norsk Hydro ), крупнейший норвежский банк ( DNB ) и телекоммуникационный провайдер ( Теленор ). Правительство контролирует около 35% общей стоимости компаний, акции которых котируются на фондовой бирже Осло, причем пять из семи крупнейших компаний, акции которых котируются на фондовой бирже Осло, частично принадлежат государству. [34] Если включить в список компании, не котирующиеся на бирже, доля государства в собственности будет еще выше (в основном за счет прямого владения лицензиями на добычу нефти). Государственные предприятия Норвегии составляют 9,6% всех рабочих мест в несельскохозяйственном секторе, и эта цифра возрастает почти до 13%, когда сюда включаются компании с миноритарной долей государственной собственности, что является самым высоким показателем среди стран ОЭСР. [35] Как котирующиеся, так и не котирующиеся на бирже компании с долей государственной собственности управляются рынком и работают в условиях сильно либерализованной рыночной экономики . [36]
Нефтегазовая промышленность играет доминирующую роль в норвежской экономике, обеспечивая источник финансирования норвежского государства всеобщего благосостояния за счет прямого владения нефтяными месторождениями, дивидендов от акций Equinor, а также лицензионных сборов и налогов. Нефтяная и газовая промышленность является крупнейшей в Норвегии по объему государственных доходов и добавленной стоимости. Организация этого сектора предназначена для обеспечения того, чтобы разведка, разработка и добыча нефтяных ресурсов приводили к созданию общественной ценности для всего общества посредством сочетания налогообложения, лицензирования и прямой государственной собственности через систему, называемую прямым финансовым интересом государства (SDFI). . SDFI был создан в 1985 году и представляет государственные холдинги в ряде нефтяных и газовых месторождений, трубопроводов и наземных объектов, а также 67% акций Equinor. Государственные доходы от нефтяной промышленности передаются в Государственный пенсионный фонд Норвегии Global в структуре, которая запрещает правительству доступ к фонду для государственных расходов; только доходы, полученные от капитала фондов, могут быть использованы для государственных расходов. [37]
Высокий уровень государственной собственности мотивирован множеством причин, но, что наиболее важно, стремлением к национальному контролю над использованием природных ресурсов. Прямое участие государства началось еще до 20-го века с создания общественной инфраструктуры и значительно расширилось на промышленные и коммерческие предприятия после Второй мировой войны за счет приобретения немецких активов в нескольких производственных компаниях. Наибольшее расширение государственной собственности произошло с созданием компании Statoil в 1972 году. Отрасли и коммерческие предприятия, в которых государство владеет долями, управляются рынком, при этом маркетизация распространяется как на поставщиков общественных услуг , так и на промышленность. [36]
Данные
[ редактировать ]В следующей таблице показаны основные экономические показатели в 1980–2021 годах (с оценками персонала МВФ на 2022–2027 годы). Инфляция ниже 5% отмечена зеленым цветом. [38]
Год | ВВП (в миллиардах долларов США по ППС) | ВВП на душу населения (в долларах США по ППС) | ВВП (в миллиардах долларов США в номинале) | ВВП на душу населения (в долларах США номинально) | Рост ВВП (настоящий) | Уровень инфляции (в процентах) | Безработица (в процентах) | Государственный долг (в % ВВП) |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1980 | 60.6 | 14,799.8 | 64.4 | 15,746.3 | 4.5% | 10.9% | 1.7% | 47.7% |
1981 | 67.4 | 16,399.9 | 63.6 | 15,484.7 | 1.6% | 13.6% | 2.0% | 43.4% |
1982 | 71.7 | 17,388.9 | 62.6 | 15,196.3 | 0.2% | 11.3% | 2.6% | 38.5% |
1983 | 77.5 | 18,733.9 | 61.6 | 14,906.2 | 4.0% | 8.5% | 3.4% | 35.4% |
1984 | 85.1 | 20,527.7 | 62.1 | 14,968.8 | 6.1% | 6.2% | 3.1% | 35.2% |
1985 | 92.7 | 22,281.1 | 65.4 | 15,728.2 | 5.6% | 5.7% | 2.6% | 36.9% |
1986 | 98.4 | 23,564.6 | 78.7 | 18,853.1 | 4.0% | 7.2% | 2.0% | 46.0% |
1987 | 102.6 | 24,428.7 | 94.2 | 22,445.0 | 1.8% | 8.7% | 2.1% | 38.5% |
1988 | 105.9 | 25,091.7 | 101.9 | 24,143.1 | -0.3% | 6.7% | 3.1% | 32.4% |
1989 | 111.2 | 26,269.0 | 102.6 | 24,245.4 | 1.0% | 4.5% | 4.9% | 32.3% |
1990 | 117.6 | 27,669.5 | 119.8 | 28,187.2 | 1.9% | 4.1% | 5.2% | 28.9% |
1991 | 125.3 | 29,320.7 | 121.9 | 28,514.5 | 3.1% | 3.4% | 5.5% | 39.2% |
1992 | 132.8 | 30,878.7 | 130.8 | 30,432.9 | 3.6% | 2.3% | 5.9% | 45.0% |
1993 | 139.8 | 32,317.7 | 120.6 | 27,880.6 | 2.8% | 2.3% | 5.9% | 53.7% |
1994 | 150.0 | 34,488.5 | 127.1 | 29,236.4 | 5.1% | 1.4% | 5.4% | 50.6% |
1995 | 159.5 | 36,494.1 | 152.0 | 34,790.0 | 4.2% | 2.5% | 4.9% | 32.7% |
1996 | 170.6 | 38,828.6 | 163.5 | 37,225.3 | 5.0% | 1.3% | 4.8% | 28.4% |
1997 | 182.7 | 41,391.4 | 161.4 | 36,561.4 | 5.3% | 2.6% | 4.0% | 25.8% |
1998 | 189.6 | 42,692.1 | 154.2 | 34,717.1 | 2.6% | 2.3% | 3.2% | 23.6% |
1999 | 196.1 | 43,841.6 | 162.3 | 36,278.3 | 2.0% | 2.4% | 3.2% | 25.0% |
2000 | 207.0 | 45,989.4 | 171.2 | 38,047.9 | 3.2% | 3.1% | 3.4% | 28.7% |
2001 | 216.0 | 47,803.6 | 174.0 | 38,494.7 | 2.1% | 3.0% | 3.5% | 27.3% |
2002 | 222.6 | 48,948.7 | 195.5 | 42,998.0 | 1.4% | 1.3% | 3.9% | 34.0% |
2003 | 229.0 | 50,086.8 | 228.9 | 50,046.3 | 0.9% | 2.5% | 4.5% | 43.2% |
2004 | 244.5 | 53,167.4 | 264.5 | 57,512.2 | 4.0% | 0.5% | 4.5% | 44.0% |
2005 | 258.8 | 55,878.3 | 308.9 | 66,687.8 | 2.6% | 1.5% | 4.6% | 42.5% |
2006 | 273.2 | 58,478.9 | 345.6 | 73,970.2 | 2.4% | 2.3% | 3.4% | 52.8% |
2007 | 289.0 | 61,205.9 | 400.9 | 84,915.6 | 3.0% | 0.7% | 2.5% | 49.7% |
2008 | 295.9 | 61,820.4 | 462.3 | 96,563.2 | 0.5% | 3.8% | 2.7% | 47.8% |
2009 | 292.7 | 60,439.5 | 386.2 | 79,746.9 | -1.7% | 2.2% | 3.3% | 42.7% |
2010 | 298.3 | 60,773.6 | 428.8 | 87,356.2 | 0.7% | 2.4% | 3.8% | 43.2% |
2011 | 307.5 | 61,827.8 | 498.3 | 100,197.2 | 1.0% | 1.3% | 3.4% | 29.8% |
2012 | 328.0 | 65,101.0 | 509.5 | 101,129.9 | 2.7% | 0.7% | 3.3% | 31.1% |
2013 | 340.1 | 66,742.1 | 522.8 | 102,576.7 | 1.0% | 2.1% | 3.8% | 31.6% |
2014 | 338.5 | 65,647.1 | 498.4 | 96,657.6 | 2.0% | 2.0% | 3.6% | 29.9% |
2015 | 313.3 | 60,189.9 | 385.8 | 74,115.2 | 2.0% | 2.2% | 4.5% | 34.5% |
2016 | 308.5 | 58,735.9 | 368.8 | 70,223.8 | 1.1% | 3.6% | 4.7% | 38.1% |
2017 | 332.1 | 62,782.1 | 398.4 | 75,306.7 | 2.3% | 1.9% | 4.2% | 38.6% |
2018 | 343.9 | 64,590.3 | 437.0 | 82,082.1 | 1.1% | 2.8% | 3.9% | 39.7% |
2019 | 352.6 | 65,829.9 | 404.9 | 75,594.0 | 0.7% | 2.2% | 3.7% | 40.9% |
2020 | 354.3 | 65,804.0 | 362.2 | 67,265.9 | -0.7% | 1.3% | 4.6% | 46.8% |
2021 | 383.4 | 70,796.1 | 482.2 | 89,041.6 | 3.9% | 3.5% | 4.4% | 43.4% |
2022 | 425.6 | 78,127.6 | 504.7 | 92,646.0 | 3.6% | 4.7% | 3.9% | 40.3% |
2023 | 452.1 | 82,496.2 | 486.4 | 88,748.8 | 2.6% | 3.8% | 3.8% | 39.5% |
2024 | 471.9 | 85,599.5 | 495.1 | 89,809.9 | 2.2% | 2.7% | 3.7% | 39.2% |
2025 | 488.4 | 88,050.6 | 502.8 | 90,663.8 | 1.6% | 2.5% | 3.7% | 38.7% |
2026 | 504.0 | 90,331.6 | 509.6 | 91,330.9 | 1.3% | 2.0% | 3.7% | 38.2% |
2027 | 520.4 | 92,711.2 | 522.6 | 93,107.3 | 1.3% | 2.0% | 3.7% | 37.7% |
Компании
[ редактировать ]В 2022 году сектором с наибольшим количеством компаний, зарегистрированных в Норвегии, является сектор услуг с 296 849 компаниями, за которым следуют финансы, страхование и недвижимость с 118 411 компаниями соответственно. [39]
Экономическая структура и устойчивый рост
[ редактировать ]Превращение Норвегии в страну-экспортера нефти поставило перед норвежской экономической политикой ряд вопросов. Высказывались опасения, что большая часть инвестиций в человеческий капитал в Норвегии сконцентрирована в отраслях, связанных с нефтью. Критики отмечают, что экономическая структура Норвегии сильно зависит от природных ресурсов, которые не требуют квалифицированной рабочей силы, что делает экономический рост очень уязвимым к колебаниям спроса и цен на эти природные ресурсы. Государственный пенсионный фонд Норвегии является частью нескольких усилий по страхованию от зависимости от доходов от нефти.
Из-за нефтяного бума, начавшегося с 1970-х годов, у правительства было мало стимулов для помощи в развитии и поощрении новых отраслей в частном секторе, в отличие от других стран Северной Европы, таких как Швеция и особенно Финляндия. Однако в последние десятилетия на национальном и местном уровнях власти стали появляться определенные стимулы для поощрения формирования новых «материковых» отраслей, конкурентоспособных на международном уровне. Помимо стремления к созданию высокотехнологичной отрасли, растет интерес к поощрению роста малого бизнеса как источника занятости в будущем. В 2006 году норвежское правительство сформировало девять «центров экспертизы» для содействия росту этого бизнеса. [40] Позже, в июне 2007 года, правительство способствовало созданию Ракового кластера Осло (OCC) в качестве экспертного центра, воспользовавшись тем фактом, что 80% исследований рака в Норвегии проводятся в непосредственной близости от Осло и что большинство норвежских биотехнологических компаний сосредоточился на раке. [40]
Сельское хозяйство Норвегии
[ редактировать ]Борьба с вредителями
[ редактировать ]Информацию об использовании пестицидов по всей стране можно получить в Статистическом управлении Норвегии . [41]
Устойчивость к противомикробным препаратам
[ редактировать ]В целом риск устойчивости к противомикробным препаратам в цепочках поставок продуктов питания «незначителен». В частности, крупный рогатый скот, молоко/молочные продукты, рыба, морепродукты, питьевая вода и свинина считаются незначительными рисками. С другой стороны, существует более чем незначительный риск контакта с живыми свиньями (их выращивание и переработка), живой птицей и мясом птицы. [42]
Экономические последствия изменения климата
[ редактировать ]Сельское хозяйство
[ редактировать ]Более теплый климат будет иметь свои плюсы и минусы для норвежского сельского хозяйства. Более высокие температуры в сочетании с новыми видами растений, адаптированными к более мягкому климату, могут дать более высокие урожаи и, возможно, сделать возможным сбор двух урожаев в год. Влияние изменения климата будет различаться в зависимости от региона, поскольку уже сегодня существует множество местных различий в количестве осадков и т. д. Более раннее таяние снега в районах с засушливым климатом может привести к высыханию и гибели посевов. В более влажных регионах дальнейшее увеличение количества осадков может вызвать вспышки грибкового поражения сельскохозяйственных культур.
Лесное хозяйство
[ редактировать ]Региональные вариации
[ редактировать ]Область | ВВП на душу населения 2015 г. | ||
---|---|---|---|
в евро | В % от среднего показателя ЕС-28 | ||
Евросоюз | 29,000 | 100% | |
Норвегия | 46,300 | 160% | |
Самый богатый | Осло и Акерсхус | 51,800 | 178% |
Агдер и Рогаланд | 40,600 | 140% | |
Вестленд | 39,400 | 136% | |
Трёнделаг | 35,500 | 122% | |
Северная Норвегия | 33,500 | 115% | |
Юго-Восточная Норвегия | 30,000 | 103% | |
Беднейший | Хедмарк и Оппланд | 29,100 | 100% |
Источник: Евростат. [43]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «База данных «Перспективы мировой экономики», апрель 2024 г.» . МВФ.org . Международный валютный фонд .
- ^ «Страновые и кредитные группы Всемирного банка» . datahelpdesk.worldbank.org . Всемирный банк . Проверено 29 сентября 2019 г.
- ^ «Население на 1 января» . ec.europa.eu/eurostat . Евростат . Проверено 13 июля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Отчет по избранным странам и субъектам: апрель 2023 г.» . imf.org . Международный валютный фонд .
- ^ Jump up to: а б с «Перспективы снова неопределенны на фоне потрясений в финансовом секторе, высокой инфляции, продолжающихся последствий вторжения России в Украину и трех лет пандемии COVID» . Международный валютный фонд . 11 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н «Всемирная книга фактов» . ЦРУ.gov . Центральное разведывательное управление . Проверено 29 июня 2019 г.
- ^ «Индекс потребительских цен» .
- ^ «База данных «Перспективы мировой экономики», апрель 2020 г.» . МВФ.org . Международный валютный фонд . Проверено 15 апреля 2020 г.
- ^ «Люди, которым грозит бедность или социальная изоляция» . ec.europa.eu/eurostat . Евростат.
- ^ «Коэффициент Джини эквивалентного располагаемого дохода – исследование EU-SILC» . ec.europa.eu/eurostat . Евростат .
- ^ «Индекс человеческого развития (ИЧР)» . hdr.undp.org . HDRO (Отдел по составлению докладов о человеческом развитии) Программа развития Организации Объединенных Наций . Проверено 11 октября 2022 г.
- ^ «ИЧР, скорректированный с учетом неравенства (ИЧРН)» . hdr.undp.org . ПРООН . Проверено 11 октября 2022 г.
- ^ «Индекс восприятия коррупции» . Трансперенси Интернешнл . 30 января 2024 года. Архивировано из оригинала 30 января 2024 года . Проверено 15 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Обследование рабочей силы» . ссб.нет . Статистическое управление Норвегии . Проверено 29 сентября 2020 г.
- ^ «Уровень занятости по полу, возрастная группа 20–64 года» . ec.europa.eu/eurostat . Евростат . Проверено 20 июля 2024 г.
- ^ «Безработица в Норвегии» .
- ^ «Уровень безработицы по возрастным группам» . data.oecd.org . ОЭСР . Проверено 8 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б SSB, https://www.ssb.no/utenriksokonomi/utenrikshandel/statistikk/utenrikshandel-med-varer/artikler/norges-viktigste-handelspartnere , 2023 г.
- ^ «Рейтинговый список суверенных государств» . Стандарт энд Пурс. Архивировано из оригинала 28 сентября 2011 года . Проверено 26 мая 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с Роджерс, Саймон; Седги, Ами (15 апреля 2011 г.). «Как Fitch, Moody's и S&P оценивают кредитный рейтинг каждой страны» . Хранитель . Архивировано из оригинала 1 августа 2013 года . Проверено 31 мая 2011 г.
- ^ «Scope подтверждает рейтинг Норвегии ААА со стабильным прогнозом» . Рейтинги масштабов . Проверено 30 сентября 2023 г.
- ^ Экономическое воздействие нефти Северного моря на производственный сектор. Архивировано 2 февраля 2014 года в Wayback Machine Хильде Кристиан Бьёрнланд.
- ^ Обзор норвежского нефтегазового сектора. Архивировано 23 мая 2013 г. в Wayback Machine , Осло. посольстве Дании
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 20 июня 2013 года . Проверено 28 декабря 2012 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Нефтяная промышленность и государственная стратегия в Северном море Ойстейн Норенг
- ^ «Богатый кузен» . Экономист . 1 февраля 2013 года. Архивировано из оригинала 1 февраля 2013 года . Проверено 1 февраля 2013 г.
- ^ Кенворти, Лейн (1999). «Снижает ли политика социального обеспечения бедность? Межнациональная оценка» (PDF) . Социальные силы . 77 (3): 1119–1139. дои : 10.2307/3005973 . JSTOR 3005973 . Архивировано (PDF) из оригинала 10 августа 2013 г.
- ^ Моллер, Стефани; Хубер, Эвелин; Стивенс, Джон Д.; Брэдли, Дэвид; Нильсен, Франсуа (2003). «Детерминанты относительной бедности в развитых капиталистических демократиях». Американский социологический обзор . 68 (1): 22–51. дои : 10.2307/3088901 . JSTOR 3088901 .
- ^ «Социальные расходы – агрегированные данные» . Организация экономического сотрудничества и развития .
- ^ Багге, Сверре (2010). От крепости викингов к христианскому королевству: формирование государства в Норвегии, ок. 900-1350 . Музей Тускуланум Пресс. п. 70. ИСБН 978-87-635-0791-2 .
- ^ Jump up to: а б «Нефтяная история Норвегии» . www.norskoljeoggass.no . Архивировано из оригинала 27 июля 2022 года . Проверено 12 апреля 2022 г.
- ^ Рибер, Ларс; Дипвик, Хеннинг; Сёрли, Рональд (2015). «Измененные породы фундамента на возвышенности Утсира и ее окрестностях, Норвежское Северное море» (PDF) . Норвежский геологический журнал . 95 (1): 57–89 . Проверено 3 февраля 2018 г.
- ^ «Норвегия – Корпоративное право – Налоги на корпоративный доход» . Архивировано из оригинала 14 января 2018 года . Проверено 14 января 2018 г.
- ^ Ложь, Эйнар (6 апреля 2016 г.). «Контекст и непредвиденные обстоятельства: объяснение государственной собственности в Норвегии». Предприятие и общество . 17 (4): 904–930. дои : 10.1017/eso.2016.18 . S2CID 157325276 .
- ^ Корин Кейн (17 сентября 2018 г.). «Размер и отраслевое распределение государственных предприятий» (PDF) . oecd.org . Проверено 3 октября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Норвегия – маркетизация государственных предприятий государственных услуг» (PDF) . oecd.org . 2003 . Проверено 3 октября 2019 г.
- ^ «Государственные доходы» . Норвежская нефть . 15 мая 2019 года . Проверено 3 октября 2019 г.
- ^ «Отчет по избранным странам и субъектам» .
- ^ «Отраслевая структура компаний Норвегии» . ХитГоризонты .
- ^ Jump up to: а б Олдридж 2008 г.
- ^ «Использование пестицидов» . Статистическое управление Норвегии . 27 сентября 2016 г. Проверено 22 июля 2021 г.
- ^ Язданха, Сиамак; Грахек-Огден, Даника; Хьельтнес, Британия; Лангсруд, Сольвейг; Лассен, Йорген; Норстром, Мадлен; Сунде, Марианна; Экнер, Карл; Капперуд, Георг; Нарвхус, Юдит; Несбаккен, Трульс; Робертсон, Люси; Роснес, Ян Томас; Скьердал, Олауг Таран; Скерве, Эйстейн; Насилие, Линия; Уэстсон, Ингвильд; Норвежский научный комитет по безопасности пищевых продуктов (3 ноября 2014 г.). Оценка устойчивости к противомикробным препаратам в пищевых цепях в Норвегии (Rep. No. 2015:29) . Норвежский научный комитет по продовольствию и окружающей среде. ISBN 978-82-8259-184-3 .
{{cite book}}
:|journal=
игнорируется ( помогите ) - ^ Валовой внутренний продукт (ВВП) в текущих рыночных ценах по регионам NUTS 2. Архивировано 24 октября 2017 г. в Wayback Machine Eurostat.
- ^ данные охватывают долг сектора государственного управления и включают долговые инструменты, выпущенные (или принадлежащие) государственным организациям, кроме казначейства; данные не включают казначейский долг иностранных компаний; данные не включают долговые обязательства, выпущенные субнациональными организациями, а также внутригосударственный долг; внутриправительственный долг состоит из казначейских заимствований из излишков социальных фондов, таких как пенсии, медицинское обслуживание и безработица; долговые инструменты социальных фондов не продаются на публичных аукционах
Ссылки и дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Олдридж, Сьюзен (1 июня 2008 г.), «Усилия Норвегии в области онкологии объединяются» , Новости генной инженерии и биотехнологии , Clinical Research & Diagnostics, vol. 28, нет. 11, Mary Ann Liebert , Inc., стр. 58, 60, ISSN 1935-472X , OCLC 77706455 , заархивировано из оригинала 26 апреля 2012 г. , получено 3 января 2010 г.
- Дэклинг, Мартин. «Традиционные или современные крестьяне? Одельсретт и Бёрдсретт в парламентских дебатах, 1810–1860 гг.» Скандинавский журнал истории 46.1 (2021): 63-83. онлайн
- Эйтрхайм, Эйвинд, Ян Торе Кловланд и Ларс Фредрик Оксендал. Денежная история Норвегии, 1816–2016 гг. (Cambridge University Press, 2016).
- Грюттен, Ола. «Пересмотр истории роста: новые оценки ВВП Норвегии, 1816–2019 гг.» Обзор экономической истории (февраль 2022 г., 75 № стр. 181–20, отрывок)
- Грюттен, Ола Хоннингдал. «Пересмотр истории цен: индекс потребительских цен для Норвегии 1492–2018 гг.». Обзор экономической истории Скандинавии 68.2 (2020): 129-144. онлайн
- Хатчисон, Рагнхильд. «Изучение ранней системы трансграничной торговли: норвежская медь в 18 веке». Скандинавский исторический журнал 44.3 (2019): 261-286.
- Иконому, Хокон А. и Христос Цакас. «Кризис, капитализм и общая политика: реакция Греции и Норвегии на усилия по общей судоходной политике в 1960-х и 1970-х годах». Европейский обзор истории: Revue européenne d'histoire 26.4 (2019): 636-657. онлайн
- Лофтсгарден, Кьетил. «Массовое производство и горные рынки в Норвегии в эпоху викингов и средневековья». Средневековая археология 64.1 (2020): 94-115 онлайн .
- Нельсен, Брент Ф. «Объяснение нефтяной политики в Великобритании и Норвегии, 1962–90». Скандинавские политические исследования 15.4 (1992): 307–328. онлайн
- Стенерсен, Ойвинд и Ивар Либек. История Норвегии от ледникового периода до нефтяного периода (3-е изд. Dinamo Forlag, 2007 г.), ISBN 9788250418523
- Винье, Виктор Кондорсе. Универсальные фермеры Севера; Борьба норвежских йоменов за экономические реформы и политическую власть, 1750–1814 гг . (Nisus Publications, 2014).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Экономическая история Норвегии. Архивировано 28 октября 2013 г. в Wayback Machine , Энциклопедия экономической и деловой истории EH.Net , 16 марта 2008 г., статья историка бизнеса Олы Хоннингдал Грюттен , профессора NHH.
- OSE ALL SHARE GI
- часть этой статьи была скопирована из Бюро по связям с общественностью , Государственного департамента США Значительная обзора страны по Норвегии .
- Норвегия в Всемирной книге фактов ЦРУ
- Статистическое управление Норвегии
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Страновой веб-сайт ОЭСР в Норвегии
- Экономический обзор ОЭСР Норвегии
- Сводная статистика Всемирного банка по торговой статистике Норвегии
- Тарифы, применяемые Норвегией, согласно ИТЦ . Карте доступа к рынку [ постоянная мертвая ссылка ] , онлайн-база данных таможенных тарифов и требований рынка.