Jump to content

Экономика Норвегии

Экономика Норвегии
Календарный год
Торговые организации
ЕАСТ , ОЭСР , ВТО , ЕЭЗ и другие.
Группа стран
Статистика
Население 5 367 580 (1 января 2020 г.) [3]
ВВП
  • 547 миллиардов долларов (номинально; 2023 г.) [4]
  • 425 миллиардов долларов ( ППС ; 2023 г.) [4]
Рейтинг ВВП
Рост ВВП
ВВП на душу населения
  • 92 646 долларов США (номинально; 2023 г.) [4]
  • 78 128 долларов США (ППС; 2023 г.) [4]
Рейтинг ВВП на душу населения
ВВП по секторам
4,5% (оценка на февраль 2024 г.) [7] [8]
Население за чертой бедности
  • ЧТО [6]
  • 15,8% подвержены риску бедности или социальной изоляции (AROPE, 2023 г.) [9]
24.7 низкий (2023) [10]
Устойчивый 84 из 100 баллов (2023 г.) [13] ( 4-й )
Рабочая сила
  • 2,8 миллиона (2 квартал 2020 г.) [14]
  • Снижаться Уровень занятости 80,4% (2023 г.) [15]
Рабочая сила по профессиям
Безработица
  • 3,9% (январь 2024 г.) [16]
  • Безработица среди молодежи 12,8% (от 15 до 24 лет; июнь 2020 г.) [17]
  • 129 000 безработных (2 квартал 2020 г.) [14]
Средняя брутто-зарплата
55 200 евро в год
40 500 евро в год
Основные отрасли
Внешний
Экспорт 102,8 миллиарда долларов (оценка 2017 года) [6]
Экспортные товары
нефть и нефтепродукты, машины и оборудование, металлы, химикаты, корабли, рыба
Основные партнеры по экспорту
Импорт 95,06 миллиарда долларов (оценка на 2017 год) [6]
Импортные товары
машины и оборудование, химикаты, металлы, продукты питания
Основные партнеры по импорту
  • 236,5 млрд долларов (оценка на 31 декабря 2017 г.) [6]
  • За рубежом: 196,3 миллиарда долларов (оценка на 31 декабря 2017 г.). [6]
22,01 миллиарда долларов (оценка 2017 года) [6]
  • 642,3 миллиарда долларов (оценка на 31 марта 2016 г.) [6]
  • Норвегия является чистым внешним кредитором
Государственные финансы
36,5% ВВП (оценка 2017 г.) [6] [примечание 1]
+ 4,4% (ВВП) (оценка 2017 г.) [6]
Доходы 217,1 триллиона (оценка 2017 г.) [6]
Затраты 199,5 миллиардов (оценка 2017 г.) [6]
Экономическая помощь 4,0 миллиарда долларов (донор), 1,1% ВВП (2017 г.) [1]
65,92 миллиарда долларов (оценка на 31 декабря 2017 г.) [6]
Все значения, если не указано иное, указаны в долларах США .
Облигации Норвегии
  10 лет
  5 лет
  1 год
  6 месяцев
  3 месяца
ВВП Норвегии, 1979–2004 гг. Источник: Статистическое управление Норвегии.

Экономика Норвегии представляет собой высокоразвитую смешанную экономику с государственной собственностью в стратегических сферах. чувствительна к глобальным деловым циклам Хотя экономика Норвегии , она демонстрирует уверенный рост с начала индустриальной эпохи . В стране очень высокий уровень жизни по сравнению с другими европейскими странами. Современная система производства и социального обеспечения Норвегии опирается на финансовый резерв, полученный в результате эксплуатации природных ресурсов , особенно нефти Северного моря . [22] [23] [24] [25] [26] Среди стран ОЭСР Норвегия имеет высокоэффективную и сильную систему социального обеспечения ; социальные расходы составили примерно 22,6% ВВП . [27] [28] [29]

Доиндустриальная революция

[ редактировать ]

Норвегия была самым бедным из трёх скандинавских королевств (остальные — Дания и Швеция) в эпоху викингов. [30]

До промышленной революции экономика Норвегии в основном основывалась на сельском хозяйстве, лесозаготовках и рыболовстве. Норвежцы обычно жили в условиях значительной нехватки продовольствия, хотя голод случался редко. За исключением некоторых плодородных районов в Хедемаркене и Эстфолле , посевы ограничивались выносливыми зерновыми культурами, такими как овес, рожь и ячмень ; от домашнего скота до овец, коз, крупного рогатого скота, свиней и некоторой домашней птицы; местами это дополнялось охотой . В районах Центральной и Норвегии саамы Северной существовали за счет кочевого выпаса оленей . Рыбалка по всему побережью была опасным занятием, хотя такая рыба, как сельдь , треска, палтус и другие холодноводные виды, водилась в изобилии. Введение картофеля в Норвегию, чему способствовали священники-практики и король Копенгагена в 18 веке, принесло значительное облегчение и стало обычным продуктом питания для норвежцев.

По всему побережью добыча рыбы (включая треску, сельдь, палтус и другие холодноводные виды) была важным дополнением к сельскому хозяйству и во многих районах на севере и западе была основным средством существования домашних хозяйств. Рыболовство обычно дополнялось земледелием и животноводством на небольших фермах.

Экономические условия в Норвегии не способствовали формированию феодальной системы , хотя некоторые короли наградили землей верных подданных, ставших рыцарями . Самостоятельные фермеры были и продолжают оставаться основной единицей труда в норвежском сельском хозяйстве, но к началу XIX века у фермеров закончилась земля, доступная для ведения сельского хозяйства. Многие земледельческие семьи оказались в нищете, будучи фермерами-арендаторами , и послужили толчком к эмиграции в Северную Америку . Норвегия после Ирландии стала страной, потерявшей в результате этой эмиграции больше всего людей в процентном отношении к ее населению.

Промышленная революция

[ редактировать ]
Капиталообразование, 1865–2003 гг. Источник: Статистическое управление Норвегии.

Помимо добычи полезных ископаемых в Конгсберге , Рёрусе и Лёккене , индустриализация пришла с появлением первых текстильных фабрик, построенных в Норвегии в середине 19 века. Но первые крупные промышленные предприятия возникли, когда политика предпринимателей привела к созданию банков для обслуживания этих нужд.

Промышленность также предлагала работу большому количеству людей, которые были вытеснены из сельскохозяйственного сектора. Поскольку заработная плата в промышленности превысила заработную плату в сельском хозяйстве, этот сдвиг положил начало долгосрочной тенденции к сокращению обрабатываемых земель и структуры сельского населения. Рабочий класс стал особым явлением в Норвегии со своими районами, культурой и политикой.

Социал-демократические реформы

[ редактировать ]

После Второй мировой войны Норвежская Лейбористская партия во главе с Эйнаром Герхардсеном в качестве премьер-министра приступила к ряду социал-демократических реформ, направленных на выравнивание распределения доходов, ликвидацию бедности, обеспечение социальных услуг, таких как выход на пенсию, медицинское обслуживание и пособия по инвалидности для всех. и вложить больше капитала в общественное доверие.

Высокопрогрессивный подоходный налог, введение налога на добавленную стоимость и широкий спектр специальных надбавок и налогов сделали Норвегию одной из стран с наиболее высокими налогами в мире. Власти особенно облагали налогом дискреционные расходы, взимая специальные налоги на автомобили, табак, алкоголь, косметику и т. д.

Долгосрочная социал-демократическая политика Норвегии, широкое отслеживание информации правительством и однородность ее населения особенно хорошо подходят для экономических исследований, а научные исследования в Норвегии оказались внесли значительный вклад в область макроэкономики в ту эпоху. Когда Норвегия стала страной-экспортером нефти, экономические последствия стали предметом дальнейшего изучения.

Нефть и постиндустриализм

[ редактировать ]

Страна-экспортер нефти

[ редактировать ]
Добыча нефти, норвежский сектор; Источник: Статистическое управление Норвегии.

В мае 1963 года Норвегия заявила о суверенных правах на природные ресурсы в своем секторе Северного моря . Разведка началась 19 июля 1966 года, когда Ocean Traveler пробурила свою первую скважину. [31] Впервые нефть была обнаружена на нефтяном месторождении Бальдер на склоне возвышенности Уцира , примерно в 190 км к западу от Ставангера , в 1967 году. [32] Первоначальная разведка была безрезультатной, пока Ocean Viking не обнаружил нефть. 21 августа 1969 года [31] К концу 1969 года стало ясно, что в Северном море имеются большие запасы нефти и газа. Первым нефтяным месторождением было Экофиск , добыто 427 442 барреля (67 957,8 м3). 3 ) сырой нефти в 1980 году. С тех пор природного газа были также обнаружены большие запасы .

На фоне норвежского референдума о невступлении в Европейский Союз норвежское министерство промышленности во главе с Олой Скьоком Бреком быстро приступило к разработке национальной энергетической политики. Норвегия решила остаться вне ОПЕК , поддерживать свои цены на энергоносители на уровне мировых рынков и разумно тратить доходы – известные как «валютный подарок» . Норвежское правительство учредило собственную нефтяную компанию Statoil (теперь известную как Equinor) и передало права на бурение и добычу Norsk Hydro и недавно созданной Saga Petroleum . Экспорт нефти облагается налогом по предельной ставке 78% (стандартный корпоративный налог в размере 24% и специальный налог на нефть в размере 54%). [33]

Оказалось, что Северное море представляет собой множество технологических проблем для добычи и разведки, и норвежские компании инвестировали в создание возможностей для решения этих проблем. На остатках практически утраченной судостроительной промышленности возник ряд инжиниринговых и строительных компаний, создавших центры компетенций в Ставангере и западных пригородах Осло . Ставангер также стал наземной базой для морской буровой промышленности. в Северном море прошел В настоящее время пик добычи нефти . Новые месторождения нефти и газа были обнаружены и разрабатываются в крупных норвежских районах Норвежского и Баренцева морей , включая Снёвит .

Оговорки в отношении Европейского Союза

[ редактировать ]
Экспорт и импорт в Норвегии

В сентябре 1972 года норвежский парламент вынес на референдум вопрос о вступлении Норвегии в Европейское экономическое сообщество . Предложение было отклонено с незначительным перевесом. Норвежское правительство приступило к переговорам по торговому соглашению с ЕС, которое предоставит норвежским компаниям доступ на европейские рынки. Со временем Норвегия пересмотрела и усовершенствовала это соглашение, в конечном итоге присоединившись к Европейской ассоциации свободной торговли и Европейской экономической зоне .

Хотя торговая политика Норвегии уже давно направлена ​​на гармонизацию своей промышленной и торговой политики с политикой ЕС, новый референдум в 1994 году дал тот же результат, что и в 1972 году, и Норвегия остается одной из двух стран Северной Европы за пределами ЕС, второй является Исландия .

Хотя большая часть вызывающих разногласия общественных дебатов о членстве в ЕС касалась политических, а не экономических вопросов, они формировали экономическую политику несколькими важными способами:

  • И политики, и общественность пришли к соглашению с тем фактом, что экономическое развитие Норвегии зависит от использования ее сравнительных преимуществ путем специализации в определенных областях экспорта и опоры на импорт во всем остальном. Это оказало значительное влияние на сельскохозяйственную политику Норвегии, которая была изменена с учетом структуры населения, а не самообеспеченности.
  • Доходы от нефти не могли бы способствовать частному или государственному потреблению, если бы Норвегия смогла сохранить свое процветание, когда запасы нефти иссякнут.
  • Чтобы выйти на европейские рынки, Норвегии пришлось открыть свои внутренние рынки для европейского импорта. Хотя некоторые вопросы ценообразования и распределения (например, алкоголь и автомобили) остаются нерешенными, рынки потребителей, капитала и труда Норвегии все больше приближаются к европейским рынкам в целом. [ нужна ссылка ] [ нужны разъяснения. Цены в Норвегии очень высокие! ]

Норвежцы добивались соглашения по ряду конкретных вопросов, таких как продукция рыбных ферм, сельскохозяйственная продукция, стандарты выбросов и т. д., но они, похоже, существенно не отличаются от тех, к которым стремятся добросовестные члены ЕС. Ожидается, что в какой-то момент вопрос о членстве снова будет вынесен на референдум.

Постиндустриальное экономическое развитие

[ редактировать ]
Рост ВВП 1865–2004 гг.

С 1970-х годов в дебатах об экономике Норвегии доминировали несколько вопросов:

  • Стоимость жизни . Норвегия входит в число самых дорогих стран мира, что отражено в индексе Биг-Мака и других индексах. Исторически такое неравенство вызывали транспортные расходы и барьеры на пути свободной торговли, но в последние годы норвежская политика в сфере трудовых отношений, налогообложения и других областях внесла значительный вклад.
  • Конкурентоспособность «материковых» отраслей . Высокая стоимость рабочей силы и другие структурные особенности норвежской окружающей среды вызвали обеспокоенность по поводу способности Норвегии поддерживать свой уровень жизни в постнефтяную эпоху. Существует явная тенденция к прекращению практики «защиты» определенных отраслей ( vernede industrier ) и превращению большего числа из них в «подверженные конкуренции» ( konkurranseutsettelse ). Помимо интереса к информационным технологиям, был создан ряд малых и средних компаний для разработки и продажи узкоспециализированных технологических решений.
  • Роль государственного сектора . Идеологический разрыв между социалистическими и несоциалистическими взглядами на общественную собственность со временем уменьшился. Норвежское правительство стремилось сократить свою долю в компаниях, которым требуется доступ к рынкам частного капитала, и все больше внимания уделяется правительству, содействующему предпринимательству, а не контролю (или ограничению) накопления капитала. Остаточное недоверие к « мотиву получения прибыли » сохраняется, а норвежские компании жестко регулируются, особенно в отношении трудовых отношений.
  • Будущее государства всеобщего благосостояния . После Второй мировой войны сменявшие друг друга норвежские правительства стремились расширить и расширить государственные льготы для своих граждан в форме пособий по болезни и инвалидности, минимальных гарантированных пенсий, широко субсидируемого или бесплатного всеобщего медицинского обслуживания, страхования по безработице и так далее. Государственная политика по-прежнему благоприятствует предоставлению таких льгот, но все активнее обсуждается вопрос о том, чтобы сделать их более справедливыми и основанными на потребностях.
  • Урбанизация . В течение нескольких десятилетий сельскохозяйственная политика Норвегии основывалась на предпосылке минимальной самодостаточности. В последующие годы это уступило место большему упору на сохранение структуры населения за пределами крупных городских территорий. Термин «районная политика» ( distriktspolitikk ) стал означать требование, чтобы старой и преимущественно сельской Норвегии было разрешено сохраняться, в идеале путем предоставления им устойчивой экономической основы.
  • Налогообложение . Основная цель норвежской налоговой системы заключалась в увеличении доходов для государственных расходов; но оно также рассматривается как средство достижения социальных целей, таких как перераспределение доходов, сокращение потребления алкоголя и табака, а также как средство сдерживания определенных видов поведения. Три элемента налоговой системы, похоже, вызывают наибольшее количество споров:
    • Прогрессивное налогообложение . Когда-то одна из самых агрессивных в мире максимальная предельная ставка налога на доход со временем была снижена. Кроме того, норвежцы облагаются налогом на сумму своего заявленного собственного капитала, что, по мнению некоторых, препятствует сбережениям.
    • Налог на добавленную стоимость . Крупнейший источник государственных доходов. Текущая стандартная ставка составляет 25%, еда и напитки — 15%, билеты в кино и общественный транспорт — 8%.
    • Специальные надбавки и налоги. Правительство установило ряд налогов, связанных с конкретными покупками, включая автомобили, алкоголь, табак, а также различные виды льгот.
    • Шпицберген . Люди, живущие на Шпицбергене (Шпицбергене), платят сниженные налоги в связи с Шпицбергенским договором .
  • Экологические проблемы . Ряд политических проблем возник из-за экологических проблем, включая нефтеперерабатывающие заводы в Монгстаде и гидроэлектростанцию ​​в Альте.
Норвежский экспорт в 2006 г.

Роль государственной собственности

[ редактировать ]
Государственное и частное потребление Источник: Статистическое управление Норвегии.

Норвежское государство сохраняет крупные позиции в ключевых отраслях промышленности, сосредоточенных в природных ресурсах и стратегических отраслях, таких как стратегический нефтяной сектор ( Equinor ), производство гидроэлектроэнергии ( Statkraft ), производство алюминия ( Norsk Hydro ), крупнейший норвежский банк ( DNB ) и телекоммуникационный провайдер ( Теленор ). Правительство контролирует около 35% общей стоимости компаний, акции которых котируются на фондовой бирже Осло, причем пять из семи крупнейших компаний, акции которых котируются на фондовой бирже Осло, частично принадлежат государству. [34] Если включить в список компании, не котирующиеся на бирже, доля государства в собственности будет еще выше (в основном за счет прямого владения лицензиями на добычу нефти). Государственные предприятия Норвегии составляют 9,6% всех рабочих мест в несельскохозяйственном секторе, и эта цифра возрастает почти до 13%, когда сюда включаются компании с миноритарной долей государственной собственности, что является самым высоким показателем среди стран ОЭСР. [35] Как котирующиеся, так и не котирующиеся на бирже компании с долей государственной собственности управляются рынком и работают в условиях сильно либерализованной рыночной экономики . [36]

Нефтегазовая промышленность играет доминирующую роль в норвежской экономике, обеспечивая источник финансирования норвежского государства всеобщего благосостояния за счет прямого владения нефтяными месторождениями, дивидендов от акций Equinor, а также лицензионных сборов и налогов. Нефтяная и газовая промышленность является крупнейшей в Норвегии по объему государственных доходов и добавленной стоимости. Организация этого сектора предназначена для обеспечения того, чтобы разведка, разработка и добыча нефтяных ресурсов приводили к созданию общественной ценности для всего общества посредством сочетания налогообложения, лицензирования и прямой государственной собственности через систему, называемую прямым финансовым интересом государства (SDFI). . SDFI был создан в 1985 году и представляет государственные холдинги в ряде нефтяных и газовых месторождений, трубопроводов и наземных объектов, а также 67% акций Equinor. Государственные доходы от нефтяной промышленности передаются в Государственный пенсионный фонд Норвегии Global в структуре, которая запрещает правительству доступ к фонду для государственных расходов; только доходы, полученные от капитала фондов, могут быть использованы для государственных расходов. [37]

Высокий уровень государственной собственности мотивирован множеством причин, но, что наиболее важно, стремлением к национальному контролю над использованием природных ресурсов. Прямое участие государства началось еще до 20-го века с создания общественной инфраструктуры и значительно расширилось на промышленные и коммерческие предприятия после Второй мировой войны за счет приобретения немецких активов в нескольких производственных компаниях. Наибольшее расширение государственной собственности произошло с созданием компании Statoil в 1972 году. Отрасли и коммерческие предприятия, в которых государство владеет долями, управляются рынком, при этом маркетизация распространяется как на поставщиков общественных услуг , так и на промышленность. [36]

Динамика ВВП на душу населения в Норвегии, Исландии, Дании, Швеции и Финляндии

В следующей таблице показаны основные экономические показатели в 1980–2021 годах (с оценками персонала МВФ на 2022–2027 годы). Инфляция ниже 5% отмечена зеленым цветом. [38]

Год ВВП

(в миллиардах долларов США по ППС)

ВВП на душу населения

(в долларах США по ППС)

ВВП

(в миллиардах долларов США в номинале)

ВВП на душу населения

(в долларах США номинально)

Рост ВВП

(настоящий)

Уровень инфляции

(в процентах)

Безработица

(в процентах)

Государственный долг

(в % ВВП)

1980 60.6 14,799.8 64.4 15,746.3 Увеличивать4.5% Отрицательное увеличение10.9% 1.7% 47.7%
1981 Увеличивать67.4 Увеличивать16,399.9 Снижаться63.6 Снижаться15,484.7 Увеличивать1.6% Отрицательное увеличение13.6% Отрицательное увеличение2.0% Положительное снижение43.4%
1982 Увеличивать71.7 Увеличивать17,388.9 Снижаться62.6 Снижаться15,196.3 Увеличивать0.2% Отрицательное увеличение11.3% Отрицательное увеличение2.6% Положительное снижение38.5%
1983 Увеличивать77.5 Увеличивать18,733.9 Снижаться61.6 Снижаться14,906.2 Увеличивать4.0% Отрицательное увеличение8.5% Отрицательное увеличение3.4% Положительное снижение35.4%
1984 Увеличивать85.1 Увеличивать20,527.7 Увеличивать62.1 Увеличивать14,968.8 Увеличивать6.1% Отрицательное увеличение6.2% Положительное снижение3.1% Положительное снижение35.2%
1985 Увеличивать92.7 Увеличивать22,281.1 Увеличивать65.4 Увеличивать15,728.2 Увеличивать5.6% Отрицательное увеличение5.7% Положительное снижение2.6% Отрицательное увеличение36.9%
1986 Увеличивать98.4 Увеличивать23,564.6 Увеличивать78.7 Увеличивать18,853.1 Увеличивать4.0% Отрицательное увеличение7.2% Положительное снижение2.0% Отрицательное увеличение46.0%
1987 Увеличивать102.6 Увеличивать24,428.7 Увеличивать94.2 Увеличивать22,445.0 Увеличивать1.8% Отрицательное увеличение8.7% Отрицательное увеличение2.1% Положительное снижение38.5%
1988 Увеличивать105.9 Увеличивать25,091.7 Увеличивать101.9 Увеличивать24,143.1 Снижаться-0.3% Отрицательное увеличение6.7% Отрицательное увеличение3.1% Положительное снижение32.4%
1989 Увеличивать111.2 Увеличивать26,269.0 Увеличивать102.6 Увеличивать24,245.4 Увеличивать1.0% Увеличивать4.5% Отрицательное увеличение4.9% Положительное снижение32.3%
1990 Увеличивать117.6 Увеличивать27,669.5 Увеличивать119.8 Увеличивать28,187.2 Увеличивать1.9% Увеличивать4.1% Отрицательное увеличение5.2% Положительное снижение28.9%
1991 Увеличивать125.3 Увеличивать29,320.7 Увеличивать121.9 Увеличивать28,514.5 Увеличивать3.1% Увеличивать3.4% Отрицательное увеличение5.5% Отрицательное увеличение39.2%
1992 Увеличивать132.8 Увеличивать30,878.7 Увеличивать130.8 Увеличивать30,432.9 Увеличивать3.6% Увеличивать2.3% Отрицательное увеличение5.9% Отрицательное увеличение45.0%
1993 Увеличивать139.8 Увеличивать32,317.7 Снижаться120.6 Снижаться27,880.6 Увеличивать2.8% Увеличивать2.3% Устойчивый5.9% Отрицательное увеличение53.7%
1994 Увеличивать150.0 Увеличивать34,488.5 Увеличивать127.1 Увеличивать29,236.4 Увеличивать5.1% Увеличивать1.4% Положительное снижение5.4% Положительное снижение50.6%
1995 Увеличивать159.5 Увеличивать36,494.1 Увеличивать152.0 Увеличивать34,790.0 Увеличивать4.2% Увеличивать2.5% Положительное снижение4.9% Положительное снижение32.7%
1996 Увеличивать170.6 Увеличивать38,828.6 Увеличивать163.5 Увеличивать37,225.3 Увеличивать5.0% Увеличивать1.3% Положительное снижение4.8% Положительное снижение28.4%
1997 Увеличивать182.7 Увеличивать41,391.4 Снижаться161.4 Снижаться36,561.4 Увеличивать5.3% Увеличивать2.6% Положительное снижение4.0% Положительное снижение25.8%
1998 Увеличивать189.6 Увеличивать42,692.1 Снижаться154.2 Снижаться34,717.1 Увеличивать2.6% Увеличивать2.3% Положительное снижение3.2% Положительное снижение23.6%
1999 Увеличивать196.1 Увеличивать43,841.6 Увеличивать162.3 Увеличивать36,278.3 Увеличивать2.0% Увеличивать2.4% Положительное снижение3.2% Отрицательное увеличение25.0%
2000 Увеличивать207.0 Увеличивать45,989.4 Увеличивать171.2 Увеличивать38,047.9 Увеличивать3.2% Увеличивать3.1% Отрицательное увеличение3.4% Отрицательное увеличение28.7%
2001 Увеличивать216.0 Увеличивать47,803.6 Увеличивать174.0 Увеличивать38,494.7 Увеличивать2.1% Увеличивать3.0% Отрицательное увеличение3.5% Положительное снижение27.3%
2002 Увеличивать222.6 Увеличивать48,948.7 Увеличивать195.5 Увеличивать42,998.0 Увеличивать1.4% Увеличивать1.3% Отрицательное увеличение3.9% Отрицательное увеличение34.0%
2003 Увеличивать229.0 Увеличивать50,086.8 Увеличивать228.9 Увеличивать50,046.3 Увеличивать0.9% Увеличивать2.5% Отрицательное увеличение4.5% Отрицательное увеличение43.2%
2004 Увеличивать244.5 Увеличивать53,167.4 Увеличивать264.5 Увеличивать57,512.2 Увеличивать4.0% Увеличивать0.5% Положительное снижение4.5% Отрицательное увеличение44.0%
2005 Увеличивать258.8 Увеличивать55,878.3 Увеличивать308.9 Увеличивать66,687.8 Увеличивать2.6% Увеличивать1.5% Отрицательное увеличение4.6% Положительное снижение42.5%
2006 Увеличивать273.2 Увеличивать58,478.9 Увеличивать345.6 Увеличивать73,970.2 Увеличивать2.4% Увеличивать2.3% Положительное снижение3.4% Отрицательное увеличение52.8%
2007 Увеличивать289.0 Увеличивать61,205.9 Увеличивать400.9 Увеличивать84,915.6 Увеличивать3.0% Увеличивать0.7% Положительное снижение2.5% Положительное снижение49.7%
2008 Увеличивать295.9 Увеличивать61,820.4 Увеличивать462.3 Увеличивать96,563.2 Увеличивать0.5% Увеличивать3.8% Отрицательное увеличение2.7% Положительное снижение47.8%
2009 Снижаться292.7 Снижаться60,439.5 Снижаться386.2 Снижаться79,746.9 Снижаться-1.7% Увеличивать2.2% Отрицательное увеличение3.3% Положительное снижение42.7%
2010 Увеличивать298.3 Увеличивать60,773.6 Увеличивать428.8 Увеличивать87,356.2 Увеличивать0.7% Увеличивать2.4% Отрицательное увеличение3.8% Отрицательное увеличение43.2%
2011 Увеличивать307.5 Увеличивать61,827.8 Увеличивать498.3 Увеличивать100,197.2 Увеличивать1.0% Увеличивать1.3% Положительное снижение3.4% Положительное снижение29.8%
2012 Увеличивать328.0 Увеличивать65,101.0 Увеличивать509.5 Увеличивать101,129.9 Увеличивать2.7% Увеличивать0.7% Положительное снижение3.3% Отрицательное увеличение31.1%
2013 Увеличивать340.1 Увеличивать66,742.1 Увеличивать522.8 Увеличивать102,576.7 Увеличивать1.0% Увеличивать2.1% Отрицательное увеличение3.8% Отрицательное увеличение31.6%
2014 Снижаться338.5 Снижаться65,647.1 Снижаться498.4 Снижаться96,657.6 Увеличивать2.0% Увеличивать2.0% Положительное снижение3.6% Положительное снижение29.9%
2015 Снижаться313.3 Снижаться60,189.9 Снижаться385.8 Снижаться74,115.2 Увеличивать2.0% Увеличивать2.2% Отрицательное увеличение4.5% Отрицательное увеличение34.5%
2016 Снижаться308.5 Снижаться58,735.9 Снижаться368.8 Снижаться70,223.8 Увеличивать1.1% Увеличивать3.6% Отрицательное увеличение4.7% Отрицательное увеличение38.1%
2017 Увеличивать332.1 Увеличивать62,782.1 Увеличивать398.4 Увеличивать75,306.7 Увеличивать2.3% Увеличивать1.9% Положительное снижение4.2% Отрицательное увеличение38.6%
2018 Увеличивать343.9 Увеличивать64,590.3 Увеличивать437.0 Увеличивать82,082.1 Увеличивать1.1% Увеличивать2.8% Положительное снижение3.9% Отрицательное увеличение39.7%
2019 Увеличивать352.6 Увеличивать65,829.9 Снижаться404.9 Снижаться75,594.0 Увеличивать0.7% Увеличивать2.2% Положительное снижение3.7% Отрицательное увеличение40.9%
2020 Увеличивать354.3 Снижаться65,804.0 Снижаться362.2 Снижаться67,265.9 Снижаться-0.7% Увеличивать1.3% Отрицательное увеличение4.6% Отрицательное увеличение46.8%
2021 Увеличивать383.4 Увеличивать70,796.1 Увеличивать482.2 Увеличивать89,041.6 Увеличивать3.9% Увеличивать3.5% Положительное снижение4.4% Положительное снижение43.4%
2022 Увеличивать425.6 Увеличивать78,127.6 Увеличивать504.7 Увеличивать92,646.0 Увеличивать3.6% Увеличивать4.7% Положительное снижение3.9% Положительное снижение40.3%
2023 Увеличивать452.1 Увеличивать82,496.2 Снижаться486.4 Снижаться88,748.8 Увеличивать2.6% Увеличивать3.8% Положительное снижение3.8% Положительное снижение39.5%
2024 Увеличивать471.9 Увеличивать85,599.5 Увеличивать495.1 Увеличивать89,809.9 Увеличивать2.2% Увеличивать2.7% Положительное снижение3.7% Положительное снижение39.2%
2025 Увеличивать488.4 Увеличивать88,050.6 Увеличивать502.8 Увеличивать90,663.8 Увеличивать1.6% Увеличивать2.5% Устойчивый3.7% Положительное снижение38.7%
2026 Увеличивать504.0 Увеличивать90,331.6 Увеличивать509.6 Увеличивать91,330.9 Увеличивать1.3% Увеличивать2.0% Устойчивый3.7% Положительное снижение38.2%
2027 Увеличивать520.4 Увеличивать92,711.2 Увеличивать522.6 Увеличивать93,107.3 Увеличивать1.3% Увеличивать2.0% Устойчивый3.7% Положительное снижение37.7%

Компании

[ редактировать ]

В 2022 году сектором с наибольшим количеством компаний, зарегистрированных в Норвегии, является сектор услуг с 296 849 компаниями, за которым следуют финансы, страхование и недвижимость с 118 411 компаниями соответственно. [39]

Экономическая структура и устойчивый рост

[ редактировать ]

Превращение Норвегии в страну-экспортера нефти поставило перед норвежской экономической политикой ряд вопросов. Высказывались опасения, что большая часть инвестиций в человеческий капитал в Норвегии сконцентрирована в отраслях, связанных с нефтью. Критики отмечают, что экономическая структура Норвегии сильно зависит от природных ресурсов, которые не требуют квалифицированной рабочей силы, что делает экономический рост очень уязвимым к колебаниям спроса и цен на эти природные ресурсы. Государственный пенсионный фонд Норвегии является частью нескольких усилий по страхованию от зависимости от доходов от нефти.

Из-за нефтяного бума, начавшегося с 1970-х годов, у правительства было мало стимулов для помощи в развитии и поощрении новых отраслей в частном секторе, в отличие от других стран Северной Европы, таких как Швеция и особенно Финляндия. Однако в последние десятилетия на национальном и местном уровнях власти стали появляться определенные стимулы для поощрения формирования новых «материковых» отраслей, конкурентоспособных на международном уровне. Помимо стремления к созданию высокотехнологичной отрасли, растет интерес к поощрению роста малого бизнеса как источника занятости в будущем. В 2006 году норвежское правительство сформировало девять «центров экспертизы» для содействия росту этого бизнеса. [40] Позже, в июне 2007 года, правительство способствовало созданию Ракового кластера Осло (OCC) в качестве экспертного центра, воспользовавшись тем фактом, что 80% исследований рака в Норвегии проводятся в непосредственной близости от Осло и что большинство норвежских биотехнологических компаний сосредоточился на раке. [40]

Сельское хозяйство Норвегии

[ редактировать ]

Борьба с вредителями

[ редактировать ]

Информацию об использовании пестицидов по всей стране можно получить в Статистическом управлении Норвегии . [41]

Устойчивость к противомикробным препаратам

[ редактировать ]

В целом риск устойчивости к противомикробным препаратам в цепочках поставок продуктов питания «незначителен». В частности, крупный рогатый скот, молоко/молочные продукты, рыба, морепродукты, питьевая вода и свинина считаются незначительными рисками. С другой стороны, существует более чем незначительный риск контакта с живыми свиньями (их выращивание и переработка), живой птицей и мясом птицы. [42]

Экономические последствия изменения климата

[ редактировать ]

Сельское хозяйство

[ редактировать ]

Более теплый климат будет иметь свои плюсы и минусы для норвежского сельского хозяйства. Более высокие температуры в сочетании с новыми видами растений, адаптированными к более мягкому климату, могут дать более высокие урожаи и, возможно, сделать возможным сбор двух урожаев в год. Влияние изменения климата будет различаться в зависимости от региона, поскольку уже сегодня существует множество местных различий в количестве осадков и т. д. Более раннее таяние снега в районах с засушливым климатом может привести к высыханию и гибели посевов. В более влажных регионах дальнейшее увеличение количества осадков может вызвать вспышки грибкового поражения сельскохозяйственных культур.

Лесное хозяйство

[ редактировать ]
Ожидается, что продуктивность лесов в Норвегии значительно увеличится из-за изменения климата, но не без осложнений. Мягкие зимы снизят устойчивость деревьев и их морозоустойчивость. Циклы заморозков и оттаивания также будут более частыми в мягкие зимы, что повредит деревьям. Ожидается, что нашествия вредителей и болезни будут более частыми, поскольку новые вредители могут быстро перемещаться на север. Также возможно, что насекомые смогут воспроизводить еще одно поколение за лето из-за более высоких температур, так, например, европейский еловый короед может повредить ели дополнительным нашествием за лето.

Региональные вариации

[ редактировать ]
Область ВВП на душу населения 2015 г.
в евро В % от среднего показателя ЕС-28
 Евросоюз 29,000 100%
 Норвегия 46,300 160%
Самый богатый Осло и Акерсхус 51,800 178%
Агдер и Рогаланд 40,600 140%
Вестленд 39,400 136%
Трёнделаг 35,500 122%
Северная Норвегия 33,500 115%
Юго-Восточная Норвегия 30,000 103%
Беднейший Хедмарк и Оппланд 29,100 100%

Источник: Евростат. [43]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «База данных «Перспективы мировой экономики», апрель 2024 г.» . МВФ.org . Международный валютный фонд .
  2. ^ «Страновые и кредитные группы Всемирного банка» . datahelpdesk.worldbank.org . Всемирный банк . Проверено 29 сентября 2019 г.
  3. ^ «Население на 1 января» . ec.europa.eu/eurostat . Евростат . Проверено 13 июля 2020 г.
  4. ^ Jump up to: а б с д «Отчет по избранным странам и субъектам: апрель 2023 г.» . imf.org . Международный валютный фонд .
  5. ^ Jump up to: а б с «Перспективы снова неопределенны на фоне потрясений в финансовом секторе, высокой инфляции, продолжающихся последствий вторжения России в Украину и трех лет пандемии COVID» . Международный валютный фонд . 11 апреля 2023 г.
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н «Всемирная книга фактов» . ЦРУ.gov . Центральное разведывательное управление . Проверено 29 июня 2019 г.
  7. ^ «Индекс потребительских цен» .
  8. ^ «База данных «Перспективы мировой экономики», апрель 2020 г.» . МВФ.org . Международный валютный фонд . Проверено 15 апреля 2020 г.
  9. ^ «Люди, которым грозит бедность или социальная изоляция» . ec.europa.eu/eurostat . Евростат.
  10. ^ «Коэффициент Джини эквивалентного располагаемого дохода – исследование EU-SILC» . ec.europa.eu/eurostat . Евростат .
  11. ^ «Индекс человеческого развития (ИЧР)» . hdr.undp.org . HDRO (Отдел по составлению докладов о человеческом развитии) Программа развития Организации Объединенных Наций . Проверено 11 октября 2022 г.
  12. ^ «ИЧР, скорректированный с учетом неравенства (ИЧРН)» . hdr.undp.org . ПРООН . Проверено 11 октября 2022 г.
  13. ^ «Индекс восприятия коррупции» . Трансперенси Интернешнл . 30 января 2024 года. Архивировано из оригинала 30 января 2024 года . Проверено 15 июля 2024 г.
  14. ^ Jump up to: а б «Обследование рабочей силы» . ссб.нет . Статистическое управление Норвегии . Проверено 29 сентября 2020 г.
  15. ^ «Уровень занятости по полу, возрастная группа 20–64 года» . ec.europa.eu/eurostat . Евростат . Проверено 20 июля 2024 г.
  16. ^ «Безработица в Норвегии» .
  17. ^ «Уровень безработицы по возрастным группам» . data.oecd.org . ОЭСР . Проверено 8 сентября 2020 г.
  18. ^ Jump up to: а б SSB, https://www.ssb.no/utenriksokonomi/utenrikshandel/statistikk/utenrikshandel-med-varer/artikler/norges-viktigste-handelspartnere , 2023 г.
  19. ^ «Рейтинговый список суверенных государств» . Стандарт энд Пурс. Архивировано из оригинала 28 сентября 2011 года . Проверено 26 мая 2011 г.
  20. ^ Jump up to: а б с Роджерс, Саймон; Седги, Ами (15 апреля 2011 г.). «Как Fitch, Moody's и S&P оценивают кредитный рейтинг каждой страны» . Хранитель . Архивировано из оригинала 1 августа 2013 года . Проверено 31 мая 2011 г.
  21. ^ «Scope подтверждает рейтинг Норвегии ААА со стабильным прогнозом» . Рейтинги масштабов . Проверено 30 сентября 2023 г.
  22. ^ Экономическое воздействие нефти Северного моря на производственный сектор. Архивировано 2 февраля 2014 года в Wayback Machine Хильде Кристиан Бьёрнланд.
  23. ^ Обзор норвежского нефтегазового сектора. Архивировано 23 мая 2013 г. в Wayback Machine , Осло. посольстве Дании
  24. ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 20 июня 2013 года . Проверено 28 декабря 2012 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  25. ^ Нефтяная промышленность и государственная стратегия в Северном море Ойстейн Норенг
  26. ^ «Богатый кузен» . Экономист . 1 февраля 2013 года. Архивировано из оригинала 1 февраля 2013 года . Проверено 1 февраля 2013 г.
  27. ^ Кенворти, Лейн (1999). «Снижает ли политика социального обеспечения бедность? Межнациональная оценка» (PDF) . Социальные силы . 77 (3): 1119–1139. дои : 10.2307/3005973 . JSTOR   3005973 . Архивировано (PDF) из оригинала 10 августа 2013 г.
  28. ^ Моллер, Стефани; Хубер, Эвелин; Стивенс, Джон Д.; Брэдли, Дэвид; Нильсен, Франсуа (2003). «Детерминанты относительной бедности в развитых капиталистических демократиях». Американский социологический обзор . 68 (1): 22–51. дои : 10.2307/3088901 . JSTOR   3088901 .
  29. ^ «Социальные расходы – агрегированные данные» . Организация экономического сотрудничества и развития .
  30. ^ Багге, Сверре (2010). От крепости викингов к христианскому королевству: формирование государства в Норвегии, ок. 900-1350 . Музей Тускуланум Пресс. п. 70. ИСБН  978-87-635-0791-2 .
  31. ^ Jump up to: а б «Нефтяная история Норвегии» . www.norskoljeoggass.no . Архивировано из оригинала 27 июля 2022 года . Проверено 12 апреля 2022 г.
  32. ^ Рибер, Ларс; Дипвик, Хеннинг; Сёрли, Рональд (2015). «Измененные породы фундамента на возвышенности Утсира и ее окрестностях, Норвежское Северное море» (PDF) . Норвежский геологический журнал . 95 (1): 57–89 . Проверено 3 февраля 2018 г.
  33. ^ «Норвегия – Корпоративное право – Налоги на корпоративный доход» . Архивировано из оригинала 14 января 2018 года . Проверено 14 января 2018 г.
  34. ^ Ложь, Эйнар (6 апреля 2016 г.). «Контекст и непредвиденные обстоятельства: объяснение государственной собственности в Норвегии». Предприятие и общество . 17 (4): 904–930. дои : 10.1017/eso.2016.18 . S2CID   157325276 .
  35. ^ Корин Кейн (17 сентября 2018 г.). «Размер и отраслевое распределение государственных предприятий» (PDF) . oecd.org . Проверено 3 октября 2019 г.
  36. ^ Jump up to: а б «Норвегия – маркетизация государственных предприятий государственных услуг» (PDF) . oecd.org . 2003 . Проверено 3 октября 2019 г.
  37. ^ «Государственные доходы» . Норвежская нефть . 15 мая 2019 года . Проверено 3 октября 2019 г.
  38. ^ «Отчет по избранным странам и субъектам» .
  39. ^ «Отраслевая структура компаний Норвегии» . ХитГоризонты .
  40. ^ Jump up to: а б Олдридж 2008 г.
  41. ^ «Использование пестицидов» . Статистическое управление Норвегии . 27 сентября 2016 г. Проверено 22 июля 2021 г.
  42. ^ Язданха, Сиамак; Грахек-Огден, Даника; Хьельтнес, Британия; Лангсруд, Сольвейг; Лассен, Йорген; Норстром, Мадлен; Сунде, Марианна; Экнер, Карл; Капперуд, Георг; Нарвхус, Юдит; Несбаккен, Трульс; Робертсон, Люси; Роснес, Ян Томас; Скьердал, Олауг Таран; Скерве, Эйстейн; Насилие, Линия; Уэстсон, Ингвильд; Норвежский научный комитет по безопасности пищевых продуктов (3 ноября 2014 г.). Оценка устойчивости к противомикробным препаратам в пищевых цепях в Норвегии (Rep. No. 2015:29) . Норвежский научный комитет по продовольствию и окружающей среде. ISBN  978-82-8259-184-3 . {{cite book}}: |journal= игнорируется ( помогите )
  43. ^ Валовой внутренний продукт (ВВП) в текущих рыночных ценах по регионам NUTS 2. Архивировано 24 октября 2017 г. в Wayback Machine Eurostat.
  1. ^ данные охватывают долг сектора государственного управления и включают долговые инструменты, выпущенные (или принадлежащие) государственным организациям, кроме казначейства; данные не включают казначейский долг иностранных компаний; данные не включают долговые обязательства, выпущенные субнациональными организациями, а также внутригосударственный долг; внутриправительственный долг состоит из казначейских заимствований из излишков социальных фондов, таких как пенсии, медицинское обслуживание и безработица; долговые инструменты социальных фондов не продаются на публичных аукционах

Ссылки и дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Олдридж, Сьюзен (1 июня 2008 г.), «Усилия Норвегии в области онкологии объединяются» , Новости генной инженерии и биотехнологии , Clinical Research & Diagnostics, vol. 28, нет. 11, Mary Ann Liebert , Inc., стр. 58, 60, ISSN   1935-472X , OCLC   77706455 , заархивировано из оригинала 26 апреля 2012 г. , получено 3 января 2010 г.
  • Дэклинг, Мартин. «Традиционные или современные крестьяне? Одельсретт и Бёрдсретт в парламентских дебатах, 1810–1860 гг.» Скандинавский журнал истории 46.1 (2021): 63-83. онлайн
  • Эйтрхайм, Эйвинд, Ян Торе Кловланд и Ларс Фредрик Оксендал. Денежная история Норвегии, 1816–2016 гг. (Cambridge University Press, 2016).
  • Грюттен, Ола. «Пересмотр истории роста: новые оценки ВВП Норвегии, 1816–2019 гг.» Обзор экономической истории (февраль 2022 г., 75 № стр. 181–20, отрывок)
    • Грюттен, Ола Хоннингдал. «Пересмотр истории цен: индекс потребительских цен для Норвегии 1492–2018 гг.». Обзор экономической истории Скандинавии 68.2 (2020): 129-144. онлайн
  • Хатчисон, Рагнхильд. «Изучение ранней системы трансграничной торговли: норвежская медь в 18 веке». Скандинавский исторический журнал 44.3 (2019): 261-286.
  • Иконому, Хокон А. и Христос Цакас. «Кризис, капитализм и общая политика: реакция Греции и Норвегии на усилия по общей судоходной политике в 1960-х и 1970-х годах». Европейский обзор истории: Revue européenne d'histoire 26.4 (2019): 636-657. онлайн
  • Лофтсгарден, Кьетил. «Массовое производство и горные рынки в Норвегии в эпоху викингов и средневековья». Средневековая археология 64.1 (2020): 94-115 онлайн .
  • Нельсен, Брент Ф. «Объяснение нефтяной политики в Великобритании и Норвегии, 1962–90». Скандинавские политические исследования 15.4 (1992): 307–328. онлайн
  • Стенерсен, Ойвинд и Ивар Либек. История Норвегии от ледникового периода до нефтяного периода (3-е изд. Dinamo Forlag, 2007 г.), ISBN   9788250418523
  • Винье, Виктор Кондорсе. Универсальные фермеры Севера; Борьба норвежских йоменов за экономические реформы и политическую власть, 1750–1814 гг . (Nisus Publications, 2014).
[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7db8bfc5e969149027a4773394ceae98__1721859780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7d/98/7db8bfc5e969149027a4773394ceae98.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Economy of Norway - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)