Тагбанва
В этой статье должен быть указан язык содержания, отличного от английского, с использованием {{ lang }} , {{ транслитерации }} для языков с транслитерацией и {{ IPA }} для фонетической транскрипции с соответствующим кодом ISO 639 . Википедии шаблоны многоязычной поддержки Также можно использовать ( декабрь 2022 г. ) |
ᝦᝪᝯ | |
---|---|
Общая численность населения | |
56 661 (перепись 2020 г.) [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Филиппины ( Палаван ) | |
Языки | |
Аборлан Тагбанва , Каламианский Тагбанва , Центральный Тагбанва , Куйонон , Тагальский | |
Религия | |
Католик , язычество , религия коренных народов Тагбанва | |
Родственные этнические группы | |
другие этнические группы Палавана , другие австронезийские народы |
Народ Тагбанва ( Tagbanwa : ᝦᝪᝯ ) — коренной народ и одна из старейших этнических групп на Филиппинах , в основном проживающая в центральном и северном Палаване . Исследования показали, что Тагбанва являются возможными потомками Табонского Человека. [ нужна ссылка ] , что делает их одними из коренных жителей Филиппин. [2] Это этническая группа с коричневой кожей, стройными и прямыми волосами. [3]
Существует две основные классификации, основанные на географическом положении, где они могут быть найдены. Центральные тагбанва встречаются в западных и восточных прибрежных районах центрального Палавана. Они сконцентрированы в муниципалитетах Аборлан , Кесон и Пуэрто-Принсеса . Каламские тагбанва , с другой стороны, встречаются на побережье Бараса, на острове Бусуанга , на острове Корон и в некоторых частях Эль Нидо . [4] Эти две подгруппы тагбанва говорят на одном и том же языке, но с разным тоном и произношением и имеют разные обычаи. Считается, что тагбанва произошли от человека Табон, что делает их одними из коренных жителей Филиппин. Они имеют долгую историю сопротивления иностранным захватчикам, начиная с испанского колониального периода и заканчивая американской эпохой.
Они известны своей тесной связью с природой, что отражается в их верованиях и обычаях. Они верят в множество духов, населяющих мир природы, и проводят ритуалы, чтобы умилостивить этих духов.
Что касается средств к существованию, тагбанва — это в первую очередь рыбаки, фермеры и собиратели. Они также искусны в ткачестве и гончарстве.
Несмотря на проблемы, с которыми они сталкиваются, такие как захват земель и посягательство на модернизацию, тагбанва продолжают сохранять свою культуру и традиции. Они являются свидетельством богатого культурного разнообразия Филиппин. [2] [5]
История
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Май 2020 г. ) |
Согласно народной истории, тагбанва имели ранние отношения с Брунеем , с первым султаном Брунью , из места под названием Бурнай .
Официальная история племени тагбанва началась в 1521 году, когда корабли Магеллана пришвартовались на Палаване за провизией. Антонио Пигафетта , летописец Магеллана, записал, что тагбанва практиковали ритуал кровного слияния , обрабатывали свои поля, охотились с помощью духовых трубок и толстых деревянных стрел, ценили медные кольца и цепи, колокольчики, ножи и медную проволоку для связывания рыболовных крючков, поднимали большие и очень ручные петухи для драк и дистиллированное рисовое вино.
Демография Филиппины |
---|
Филиппинцы |
До второй половины 17 века южный Палаван находился под юрисдикцией султана Брунея , что приводило к трениям между испанцами и султаном. В это время, на протяжении почти трехсот лет, испанцы и мусульмане Сулу, Минданао, Палавана и северного Борнео находились в состоянии войны.
В XIX веке тагбанва продолжали верить в своих родных богов. Каждый год после сбора урожая отмечается большой праздник в честь их божеств.
Когда испанский режим закончился и американцы оккупировали Филиппины, некоторые изменения произошли на острове Палаван и в Тагбанве. В 1904 году Ивахиг стал местом расположения исправительной колонии , которая вытеснила Тагбанву по мере ее расширения. В 1910 году американцы сделали резервацию для Тагбанвы. В последующие годы внутренняя миграция с Висайских островов и Лусона, доминирование христианской религии и поглощение острова экономической и политической деятельностью привели к маргинализации народа Тагбанва.
Родовой домен
[ редактировать ]В 1998 году тагбанва острова Корон получили Сертификат о праве на наследственный домен (CADT) на более чем 22 000 гектаров земли и моря. CADT — это право собственности на землю и море, которые поддерживали сообщество на протяжении веков. Это дает Тагбанве право управлять территорией и сохранять ее богатые морские и земельные ресурсы. [6]
Наследственное владение народа тагбанва на острове Корон охватывает две деревни Бануанг Даан и Кабугао, а также соседний остров Делиан. Родовыми владениями в настоящее время управляет Его Величество вождь племени Родольфо Агилар I, которому помогает его Совет старейшин.
Каламские тагбанва из Корона подали первый официальный судебный иск на Филиппинах в отношении своих «исконных вод». [7] Эта инициатива также стала первой претензией на исконные воды, признанной правительством. [8] В марте 2010 года Табганвасу, ранее изгнанному с острова Калауит, было выдано CADT, охватывающее более 55 000 гектаров, в знак признания исконных земель и вод общины. [9] [8] Название охватывает весь остров и включает 50 000 гектаров древних вод, окружающих остров. [9]
Культура
[ редактировать ]Язык
[ редактировать ]У народа тагбанва есть свои родные языки ( аборлан тагбанва , каламийский тагбанва и центральная тагбанва ) и система письменности , однако они также владеют языком палавано и несколькими другими диалектами, такими как тандуланон, силанганон и барас в каждой местности. , при этом значительное количество из них может понимать тагальский , батакский, куйононский и калавийский языки. [5]
Религия коренных народов Тагбанва
[ редактировать ]Бессмертные
[ редактировать ]- Мангиндуса: также называется Нагабакабан, божеством высшего ранга, живущим в Аван-Аване, регионе за Лангитом; бог небес и каратель преступлений; [10] также называемый Магиндуса, божество, которое дает людям их истинные души, называемые кьяралува, при рождении, через нос ребенка, выходящего из вульвы; никогда не происходит от Аванавана; он изображен сидящим и раскачивающимся взад и вперед в бинтаяване. [11]
- Читать: Жена Мангиндусы. [11]
- Дибуватанин: посланники Мангиндусы. [11]
- Тунгкуянин: Божество, которое сидит на краю небесного покрова, свесив ноги во вселенную; тоже сидит, глядя на землю; если бы он поднял голову и посмотрел вверх, он бы упал в небытие [11]
- Магракад: Бог, найденный ровно в полдень на другой стороне Солнца; дает тепло, поддерживающее жизнь, а когда люди болеют, уносит болезни [11]
- Бангкай: духи облачного региона Дибуват; духи людей, убитых насилием, ядом или умерших при родах [11]
- Булалакау: также называется Дивата кат Дибуват; они летают и путешествуют по облачным областям, чтобы помочь людям [11]
- Поло: доброжелательный бог моря, к помощи которого призывают во время болезни. [10]
- Седумунадок: бог земли, благосклонности которого добиваются, чтобы получить хороший урожай. [10]
- Табиакуд: бог подземного мира в глубоких недрах земли. [10]
- Дивата Кат Сидпан: божество, живущее в западном регионе под названием Сидпан; [12] контролирует дожди [11]
- Дивата Кат Либатан: божество, живущее в восточном регионе под названием Бабатан; [12] контролирует дождь [11]
- Тумангкуюн: мыть и содержать в чистоте стволы двух священных кардинальных деревьев в Сидпане и Бабатане, используя кровь тех, кто умер во время эпидемий; кровь, которую он использует, придает цвета восхода и заката [11]
- Амьян: Горячие и сухие северо-восточные ветры. [11]
- Дивата Катамян: вызывается, когда влажный период длится слишком долго и необходимы эти амийские жаркие и сухие ветры. [11]
- Салакап: духи эпидемических болезней, приходящие на землю с северо-западными ветрами. [11]
- Талиякуд: главный бог подземного мира, поддерживающий огонь между двумя стволами деревьев; задает душам умерших вопросы, где вошь души выступает в роли совести, правдиво отвечающей на вопросы; если душа зла, ее бросают и сжигают, а если она хороша, она переходит в более счастливое место с обильной пищей [13]
- Дивата: общий термин для божеств; они создали первого человека из земли и дали ему элементы огня, кремневые камни, железо и трут, а также рис и, самое главное, рисовое вино, которое люди могли использовать для вызова божеств и духов. из их мертвых [11]
Структура семьи
[ редактировать ]Основной социальной ячейкой тагбанва является их нуклеарная семья, состоящая из супружеской пары и их детей. Они моногамны. [5] [14] Они живут в домах, построенных из бамбука и дерева для прочного каркаса, из листьев анаха для крыши и стен и из бамбуковых планок для пола. Тагбанва живут компактными деревнями, насчитывающими от 45 до 500 человек. [14]
Семьи могут состоять либо из свободных мужчин, либо из дворян, которые в южных племенах известны как Усба. [5]
Изобразительное искусство и ремесла
[ редактировать ]Традиционные костюмы тагбанва шили из коры деревьев, в частности салюгина. Приготовление этой коры было уникальным. После сруба дерево обрезали вокруг ствола, сдирая внешнюю кору, обнажая внутренний слой. Молотком следует бить слой до тех пор, пока он не станет достаточно мягким, чтобы свободно свисать со ствола. Его промывают и сушат на солнце. В прошлом мужчины носили простые набедренные повязки, поддерживаемые плетеным поясом из ротанга, называемым амбалад, в то время как женщины носили только короткие юбки с запахом, сделанные из коры. Позже тагбануа переняли некоторые предметы мусульманской одежды. В настоящее время, хотя многие тагбанва все еще носят свою традиционную одежду, одежда западного типа нашла свое распространение среди людей. [15]
В прошлом, когда и мужчины, и женщины носили длинные волосы, они подпиливали и чернили зубы, а также вырезали затычки для ушей из бантилинау из твердой древесины. Тагбанва также вырезали деревянные гребни и браслеты. Они нанизывали ожерелья из бус, которыми они закрывали женскую шею. Женщины также изготавливали и носили браслеты из медной и латунной проволоки. [15]
Женщины тагбанва носят яркие украшения на теле и яркую одежду. [3] Они одеваются так же, как жители низменностей, не принадлежащие к племени, но некоторые пожилые мужчины предпочитают использовать стринги для комфорта, обрабатывая поле или отправляясь на рыбалку. [14]
Корзины и резьба по дереву сегодня являются наиболее заметными изделиями художественных промыслов Тагбанва. Они выделяются количеством рисунков на своем тингкопе (корзине для сбора урожая). Эти корзины изготовлены из черненого и натурального бамбука, что делает дизайн выделяющимся. Корзина конусовидной формы — еще один прекрасный пример искусного мастерства тагбанва. Используя дизайн черного и естественного цвета снаружи, в центре конуса бамбуковая полоса слегка скошена, создавая ровные отверстия для экрана. Эффект воронки достигается за счет плотного переплетения бамбуковых полосок вверху. [15]
Мягкие рисовые корзинки, называемые байонг-байонг, изготавливаются различной необычной формы. У них квадратное основание и круглая вершина. Чтобы получить интересные блоки и V-образные формы, на простые стороны бури накладывались цветные бури. Цвет вплетен в корзину Тагбанва с использованием окрашенных пальмовых листьев. [15]
Резные изображения животных из черненого дерева с простыми выгравированными или вырезанными деталями, обнажающими первоначальную белую текстуру дерева, являются наиболее известными примерами резьбы или скульптуры по дереву Тагбанва. [15]
Среди резных предметов - мамманук (петух), ритуальная чаша, кируман (черепаха), карарага (местная птица), дугян (небольшое наземное животное), ящерицы и дикие свиньи. Резных животных используют с рисом, орехами бетеля и другими подношениями, чтобы привлечь божеств и духовных родственников в ритуалах пагдивата. Черепахи, например, плавают на зернышках в древней торговой миске эпохи Мин. Другие, не используемые в ритуалах, становятся игрушками для детей. [15]
Исполнительское искусство
[ редактировать ]Музыка
[ редактировать ]В прошлом богатые ритуалы и общественные собрания Тагбанва дополнялись разнообразными музыкальными инструментами. К ним относятся арудинг или варган; бабарак или носовая флейта; типану или ротовая флейта; паганг и тибулду, две разновидности цитр из бамбуковых трубок ; кудлунг или лютня-лодочка; кардан или барабан, верх которого был сделан из шкуры баявака или варана; и утомление, состоящее из отрезков бамбука с отверстиями разного размера, издающими разные звуки при ударе палкой. Кроме того, из мелководного бабандила было получено два родовых типа гонгов. Ротовая флейта все еще используется, а во время ритуалов все еще играют в гонги и барабаны. Современная акустическая гитара и гавайская гитара, сделанная из половины скорлупы кокосового ореха, вытесняют другие инструменты. [15]
Танец
[ редактировать ]Известные танцы, связанные с ритуалами, следующие: абеллано, также называемый сориано, традиционный танец, исполняемый мужчинами; бугас-бугасан, танец для всех участников пагдиваты после того, как они выпили церемониальный табад (рисовое вино); калиндапан, сольный танец бабайлан и ее сопровождающих; рунсай — ритуальные танцы, исполняемые жителями деревни на берегу моря, где для богов сплавляют бамбуковые плоты, нагруженные пищевыми подношениями; сарунгкай, исцеляющий танец главной бабайлан, когда она держит меч на голове и размахивает угсангом или полоской пальмовых листьев; тугатак и тариндак — танцы, которые исполняют жители деревни, посещающие иним или пагдивату; тамиган, исполняемый бойцами-мужчинами, использующими круглые веялки или билао в качестве щитов. [15]
Танец, сопровождающий рансай, исполняемый около полуночи и продолжающийся до рассвета, возможно, является самым трогательным из всех танцев Тагбанва, поскольку он является частью священного ритуала, который проводится только один раз в году и исполняется на пляже, откуда ритуальный плот спущен на воду в сторону морского мира. [15]
Гости, посещающие ритуал альбарка, смотрят такие танцы, как бусак-бусак, танец паука; батак рибид — танец, имитирующий сбор камота; бунгалон — показной танец; багсей-багсей, танец с веслом с использованием вееров; сегуцет, брачный танец; и тарек, традиционный танец. Андарди — фестивальный танец тагбанва в Аборлане и его окрестностях, который исполняют на общественных собраниях. Танцуя во время фестиваля, артисты одеты в свои костюмы и держат в каждой руке высушенный пальмовый лист, называемый палапас. Музыка андарди состоит из двенадцати тактов, которые исполняются или поются непрерывно на протяжении всего танца. Музыку и песню сопровождают барабаны или гонги. [15]
Драма
[ редактировать ]Драма в обществе тагбанва выражается в миметических танцах, имитирующих животных, таких как бусак-бусак, и в танцах, изображающих занятия, таких как батак рибид и бусай-бугсай. Но наиболее важными миметическими формами являются ритуалы, в которых жрица одержима и играет роль божества, которому делаются подношения. [15]
Экономическая деятельность
[ редактировать ]Они выращивают рис на запаханных полях или полях каингин, на которых выращивают сладкий картофель, кукурузу и маниоку. Жители прибрежных районов занимаются рыболовством и обменивают его на сельскохозяйственную продукцию для потребления. Они также собирают лесные продукты, такие как камедь, ротанг и мед, за наличные.
Самым высоким потенциальным источником дохода для тагбанва являются ремесла, особенно обработка дерева, изготовление циновок и плетение корзин, сырье для которых им легко доступно. [14] [16]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Этническая принадлежность на Филиппинах (перепись населения и жилищного фонда 2020 года)» . Статистическое управление Филиппин . Проверено 4 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Племя Тагбануа . По состоянию на 28 августа 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Этнические меньшинства на Юге: Тагбануа. Архивировано 29 августа 2008 г. в Wayback Machine . По состоянию на 28 августа 2008 г.
- ^ Совет по туризму Палавана: Культура Палавана . По состоянию на 28 августа 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с д Национальная комиссия по делам коренных народов [ постоянная мертвая ссылка ] . По состоянию на 30 августа 2008 г.
- ^ PCIJ: Тагбануа выиграл первый в истории иск о водах предков. Архивировано 3 марта 2016 г. в Wayback Machine . По состоянию на 28 августа 2008 г.
- ^ Зингапан, Кайл; Де Вера, Дэйв (10 марта 1999 г.). «Картирование исконных земель и вод Каламской Тагбанвы на Короне, Северный Палаван» (PDF ) Пути участия . Получено 1 июля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Земли и воды предков коренных общин тагбанва Северного Палавана (PDF) . Азиатская коалиция НПО за аграрную реформу и развитие сельских районов. 2017.
- ^ Jump up to: а б «Тагбануа, изгнанные Маркосом, возвращают Калауит, владения своих предков» . Нажмите Читатель . 10 марта 2010 г. Проверено 12 июля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д Энциклопедия филиппинского искусства CCP: Народы Филиппин (1994). Культурный центр Филиппин.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Фокс, Р.Р. (1982). Религия и общество тагбануа острова Палаван, Филиппины. Манила: Национальный музей.
- ^ Jump up to: а б Филиппинское наследие: век металла на Филиппинах (1977). Манила: филиппинский паб Lahing.
- ^ Фокс, РБ (1977). Горный рай. Филиппинское наследие, II.
- ^ Jump up to: а б с д Thinkquest: Палаванские острова. Архивировано 7 декабря 2008 г. в Wayback Machine . По состоянию на 28 августа 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Тагабануа, автор Марк Джоэл Веласкес. Архивировано 17 мая 2008 г. в Wayback Machine . По состоянию на 28 августа 2008 г.
- ^ Профиль Палавана на Home.comcast.net . По состоянию на 28 августа 2008 г.