Шотландское общество в средние века

Шотландское общество в средние века — это социальная организация того, что сейчас является Шотландией, между уходом римлян из Британии в пятом веке и установлением эпохи Возрождения в начале шестнадцатого века. Социальная структура в начале периода неясна, и документальных источников о ней мало. Группы родства, вероятно, обеспечивали первичную систему организации, а общество, вероятно, было разделено на небольшую аристократию , чьи интересы были основаны на войне, и более широкую группу свободных людей, которые имели право носить оружие и были представлены в кодексах законов, над относительно большой группой. группа рабов, которые могли жить рядом и стать клиентами своих владельцев.
С двенадцатого века есть источники, которые позволяют детально рассмотреть расслоение в обществе: слои, включающие короля и небольшую элиту мормаеров, над меньшими слоями свободных людей и, вероятно, большой группой крепостных , особенно в центральной Шотландии. В этот период феодализм, введенный при Давиде I, означал, что баронские владения начали накладываться на эту систему, английские термины граф и тан стали широко распространены. Ниже дворянских рангов находились земледельцы с небольшими фермами и растущее число коттаров и греземенов (арендаторов-пастбищ) с более скромными землевладениями. Сочетание родства по мужской линии и феодальных обязательств рассматривалось как создание системы кланов в Хайленде в эту эпоху. Шотландское общество приняло теории трех сословий для описания своего общества и английскую терминологию для дифференциации рангов. Крепостное право исчезло из записей в четырнадцатом веке, и новые социальные группы рабочих, ремесленников и торговцев стали играть важную роль в развивающемся мире. бургы . Это привело к усилению социальной напряженности в городском обществе, но, в отличие от Англии и Франции, в шотландском сельском обществе, где произошли относительно небольшие экономические изменения, не было серьезных волнений.
Раннее Средневековье
[ редактировать ]Родство
[ редактировать ]
Основной единицей социальной организации в германской и кельтской Европе раннего средневековья была родственная группа, и то же самое, вероятно, имело место в раннесредневековой Шотландии. [ 1 ] Упоминание о происхождении по женской линии в правящих семьях пиктов в более поздних источниках и появление лидеров явно за пределами пиктского общества привели к выводу, что их система происхождения была матрилинейной . Однако это оспаривается рядом историков, которые утверждают, что явные доказательства осознания происхождения по мужской линии предполагают, что это с большей вероятностью указывает на систему происхождения по мужской линии , типичную для кельтских обществ и распространенную по всей Северной Британии. [ 2 ] [ 3 ]
Социальная структура
[ редактировать ]Разрозненные свидетельства, в том числе записи в ирландских анналах и визуальные образы, подобные воинам, изображенным на пиктских каменных плитах в Аберлемно , Форфаршире и Хилтоне Кэдболле , в Истер-Россе, позволяют предположить, что в Северной Британии, как и в англосаксонской Англии, верхние ряды общества образовывали военную аристократию, статус которой во многом зависел от ее способностей и готовности воевать. [ 1 ] Ниже уровня аристократии предполагается, что существовали недворянские вольницы , работавшие в собственных небольших хозяйствах или державшие их в качестве свободных арендаторов. [ 4 ] В этот период в Шотландии не сохранилось ни одного свода законов. [ 5 ] но такие кодексы в Ирландии и Уэльсе указывают, что свободные люди имели право носить оружие, представлять себя перед законом и получать компенсацию за убитых родственников. [ 6 ]
Рабство
[ редактировать ]Есть свидетельства того, что общество Северной Британии содержало относительно большое количество рабов, часто захваченных во время войны и набегов или купленных, как указал Святой Патрик , пиктов, у бриттов в Южной Шотландии. [ 7 ] Рабовладение, вероятно, распространилось на относительно глубокие слои общества: в большинстве сельских домохозяйств было некоторое количество рабов. Поскольку их забирали относительно молодыми, многие рабы были более интегрированы в общества захвата, чем общества происхождения, как с точки зрения культуры, так и языка. Живя и работая рядом со своими владельцами, на практике они могли стать членами домашнего хозяйства, не испытывая неудобств, связанных с правами раздельного наследования , которые делили поместья. Там, где есть более убедительные доказательства из Англии и других стран, рабы, дожившие до среднего возраста, обычно получали свободу, причем такие вольноотпущенники часто оставались клиентами семей своих бывших хозяев. [ 8 ]
Религиозная жизнь
[ редактировать ]
В эпоху раннего средневековья большая часть свидетельств религиозной практики исходит от монахов и имеет сильный уклон в сторону монашеской жизни. Отсюда можно увидеть ежедневный цикл молитв и служение Мессы . Также на островах велось сельское хозяйство, рыбная ловля и охота на тюленей. Литературная жизнь вращалась вокруг созерцания текстов и копирования рукописей. Библиотеки имели большое значение для монашеских общин. Тот, что в Ионе, возможно, был исключительным, но он показывает, что монахи были частью основного течения европейской христианской культуры. Менее хорошо описана, но не менее значительна роль епископов и их духовенства. Епископы имели дело с лидерами туата , рукополагали духовенство и освящали церкви. На них также лежали обязанности по отношению к бедным, голодным, заключенным, вдовам и сиротам. Священники совершали крещения, мессы и погребения. Они также молились за умерших и читали проповеди. Они умащали больных маслом, причащали умирающих и совершали покаяние грешников. Ранние поместные церкви были широко распространены, но, поскольку они в основном были деревянными, [ 9 ] как тот, что был раскопан в Уитхорне , [ 10 ] annat , но другие и единственное свидетельство , которое сохранилось для большинства, - это топонимы, содержащие слова, обозначающие «церковь», включая cill, eccles обозначены каменными крестами и христианскими захоронениями. [ 9 ] Начиная с западного побережья и островов и распространяясь на юг и восток, они были заменены простыми каменными зданиями. [ 11 ]
Образование
[ редактировать ]В раннем средневековье Шотландия была преимущественно устным обществом, и образование было скорее словесным, чем литературным. Более полные источники по Ирландии того же периода предполагают, что, возможно, там жили филиды , которые действовали как поэты, музыканты и историки, часто были прикреплены к двору лорда или короля и передавали свои знания гэльского языка следующему поколению. [ 12 ] [ 13 ] После «дегаллицизации» шотландского двора в двенадцатом веке эти функции взял на себя менее уважаемый орден бардов , и они продолжали выполнять аналогичную роль в Хайленде и на островах в восемнадцатом веке. Они часто обучались в бардовских школах, из которых некоторые, например школа, которой управляла династия МакМуиричей , были бардами Владыки Островов , [ 14 ] существовали в Шотландии и еще больше в Ирландии, пока они не были подавлены в семнадцатом веке. [ 13 ] Большая часть их работ никогда не была записана, а то, что сохранилось, было записано только с шестнадцатого века. [ 12 ] Установление христианства привело к тому, что латынь стала научным и письменным языком в Шотландии. Монастыри служили основными хранилищами знаний и образования, часто управляя школами и предоставляя небольшую образованную элиту, которая была необходима для создания и чтения документов в преимущественно неграмотном обществе. [ 15 ]
Высокое Средневековье
[ редактировать ]
Звания
[ редактировать ]Юридический трактат, известный как «Законы бретов и шотландцев» , составленный, вероятно, во время правления Давида I (1124–1153 гг.), подчеркивает важность родственной группы как права на компенсацию за убийство отдельных членов. В нем также перечислены пять степеней человека: король , мормаер , туисех , октигерн и нэйфс . [ 16 ] Высший ранг ниже короля, мормаер («великий офицер»), вероятно, состоял из примерно дюжины провинциальных правителей. Под ними тоисех (лидер), по-видимому, управлял территориями королевских владений или владениями мормаера или аббата, в пределах которых они владели значительными поместьями, иногда называемыми графствами . [ 17 ] Самый низкий свободный ранг, упомянутый в Законах Бретов и Шотландии , ócthigern (буквально « маленький или молодой лорд ») — это термин, который в тексте не переводится на французский язык. [ 16 ] Вероятно, было относительно большое количество свободных крестьян-фермеров, называемых земледельцами на юге и севере страны, но меньшее количество на землях между Фортом и Сазерлендом. Ситуация изменилась с двенадцатого века, когда землевладельцы начали поощрять формирование такого класса путем выплаты более высокой заработной платы и целенаправленной иммиграции. [ 17 ] Ниже земледельцев сложился класс свободных земледельцев с меньшими наделами земли, с коттарами и пастбищными арендаторами (греземенами). [ 18 ] Несвободные крепостные , навити , нейфы или крепостные существовали на различных формах службы, в соответствии с их происхождением из ирландской практики, включая кумелаче , кумхербу и сколока, которые были привязаны к имению лорда и не могли покинуть его без разрешения, но которые записи показывают, что они часто скрывались в поисках лучшей заработной платы или работы в других регионах или в развивающихся городах. [ 17 ]
Феодализм
[ редактировать ]Феодализм, введенный при Давиде I, особенно на востоке и юге, где власть короны была наибольшей, привел к размещению владений, часто основанных на замках, и созданию административных шерифов , которые накладывали модель управления местными танами. [ 19 ] Земля теперь принадлежала королю или высшему лорду в обмен на лояльность и формы службы, которые обычно были военными. [ 20 ] Он также увидел, как английский граф и латынь начали заменять мормаеров в записях. [ 19 ] Однако введение феодализма продолжало сопровождать существующую систему землевладения и землевладения, и неясно, как это изменение повлияло на жизнь простых свободных и несвободных рабочих. В некоторых местах феодализм, возможно, более тесно привязывал рабочих к земле, но преимущественно пасторальный характер шотландского сельского хозяйства, возможно, сделал невозможным введение поместной системы , основанной на английской модели. [ 20 ] Обязанности, судя по всему, ограничивались случайной приработкой, сезонной доставкой продуктов питания, представительскими услугами и денежной арендной платой. [ 18 ]
Королевские женщины
[ редактировать ]
Большая часть женщин, биографические подробности которых сохранились в средние века, были членами королевских домов Шотландии либо в качестве принцесс, либо королев-супругов. Некоторые из них стали важными фигурами в истории Шотландии или приобрели значительную посмертную репутацию. В этот период правила только одна шотландская королева, некоронованная и недолговечная Маргарита, Норвежская дева (годы правления 1286–1290). [ 21 ] Первая жена, названная «королевой» в шотландских источниках, — это англосаксонская и немецкая принцесса Маргарет , жена Малькольма III , о титуле и статусе которого, возможно, договорились ее родственники. Она была крупной политической и религиозной фигурой в королевстве, но ее статус не передавался автоматически ее преемникам, большинство из которых не имели такой же известности. [ 22 ] Эрменгарда де Бомон , жена Вильгельма I, выступала в качестве посредника и судьи в отсутствие мужа и является первой шотландской королевой, которая, как известно, имела собственную печать. [ 23 ]
Монашество
[ редактировать ]В некоторых ранних шотландских монастырях были династии аббатов, которые часто были светским духовенством с семьями, как в Данкелде и Бречине . [ 24 ] Возможно, в ответ на эту секуляризацию в Ирландии началось реформаторское движение монахов под названием Céli Dé (буквально «вассалы Бога»), переведенное на английский язык как culdees , и в конце восьмого и начале девятого веков оно распространилось на Шотландию. Некоторые Сели Де приняли обеты целомудрия и бедности, и хотя некоторые жили индивидуально как отшельники , другие жили рядом или внутри существующих монастырей. [ 25 ] Введение континентальных форм монашества в Шотландии связано с королевой Маргаритой (ок. 1045–1093). Она поддерживала связь с Ланфранком , архиепископом Кентерберийским, и он предоставил несколько монахов для нового бенедиктинского аббатства в Данфермлине (около 1070 г.). [ 24 ] Последующие фонды при сыновьях Маргарет, Эдгаре (годы правления 1097–1107), Александре (годы правления 1107–1107) и особенно Давиде I (годы правления 1124–1153), как правило, носили реформированный тип , следовавший примеру аббатства Клюни. в Луаре с конца десятого века. Большинство из них принадлежало к новым религиозным орденам, возникшим во Франции в одиннадцатом и двенадцатом веках. В них подчеркивались первоначальные бенедиктинские добродетели бедности, целомудрия и послушания , а также созерцание и служение мессы, и им в различных формах следовали реформированные дома бенедиктинцев, августинцев и цистерцианцев . [ 24 ] В этот период также появились более сложные формы церковной архитектуры, которые стали распространены на континенте и в Англии, известные под общим названием романский стиль . [ 26 ] [ 27 ]
Святые
[ редактировать ]
Одной из главных особенностей средневекового католицизма был культ святых . Среди святых ирландского происхождения, которые особенно почитались, были различные фигуры, называемые святыми Фаэланом и святым Колманом , а также святыми Финдбаром и Финаном . [ 28 ] заложил новый фонд Колумба оставался важной фигурой в четырнадцатом веке, и Вильгельм I (годы правления 1165–1214) в аббатстве Арброат , а его мощи, хранящиеся в реликварии Монимуска , были переданы на попечение аббата. [ 29 ] [ 30 ] Региональные святые оставались важными для местной идентичности. В Стратклайде самым важным святым был святой Кентигерн, чей культ (под домашним именем святой Мунго) сосредоточился в Глазго. [ 31 ] В Лотиане это был святой Катберт , чьи мощи проносились через Нортумбрию после того, как Линдисфарн был разграблен викингами, прежде чем они были установлены в Даремском соборе. [ 32 ] После его мученической кончины около 1115 года на Оркнейских, Шетландских и северной Шотландии возник культ вокруг Магнуса Эрлендссона, графа Оркнейского . [ 33 ] Один из наиболее важных культов Шотландии, культ Святого Андрея , был основан на восточном побережье в Килримонте пиктскими королями еще в восьмом веке. [ 34 ] Храм, в котором, как говорят, с двенадцатого века хранились мощи святого, привезенные в Шотландию святым Регулом . [ 35 ] начал привлекать паломников со всей Шотландии, а также из Англии и других стран. К двенадцатому веку место в Килримонте стало известно просто как Сент-Эндрюс , и оно все больше ассоциировалось с шотландской национальной идентичностью и королевской семьей. [ 34 ] Его епископ заменит епископа Данкельда как самого важного в королевстве, и его начнут называть епископом Альбы. [ 35 ] Это место было обновлено как центр поклонения под патронажем королевы Маргарет. [ 29 ] которая также стала важной после ее канонизации в 1250 году и после торжественного переноса ее останков в Данфермлинское аббатство , как одна из самых почитаемых национальных святых. [ 34 ]
Школы
[ редактировать ]В эпоху Высокого Средневековья появились новые источники образования, такие как песенные и гимназии . Обычно они прикреплялись к соборам или коллегиальной церкви и были наиболее распространены в развивающихся городах. К концу средневековья гимназии можно было найти во всех крупных городах и некоторых небольших городах. Ранние примеры, включая среднюю школу Глазго в 1124 году и среднюю школу Данди в 1239 году. [ 36 ] Существовали также мелкие школы, более распространенные в сельской местности и дающие начальное образование. [ 37 ]
Позднее Средневековье
[ редактировать ]Родство и кланы
[ редактировать ]
Родство по мужской линии и происхождение позднесредневекового шотландского общества, в котором члены группы имели общего предка (иногда вымышленного), часто отражались в общей фамилии на юге. В отличие от Англии, где родство было преимущественно родственным (происходило как от мужчин, так и от женщин), женщины сохраняли свою первоначальную фамилию при вступлении в брак, а браки были предназначены для создания дружбы между родственными группами, а не для создания новых уз родства. [ 38 ] В результате общая фамилия стала рассматриваться как «проверка родства», обеспечивающая большое количество родственников, которые могли рассчитывать на поддержку друг друга. Это могло помочь усилить идею вражды, которая обычно осуществлялась как форма мести за смерть или ранение родственника. Можно было рассчитывать на то, что большие группы родственников поддержат конкурирующие стороны, хотя конфликты между членами родственных групп также имели место. [ 39 ]
Сочетание родства по мужской линии и феодальной системы обязательств рассматривалось как создание развивающейся клановой системы Хайленда, что очевидно в записях тринадцатого века. [ 40 ] Фамилии были редкостью в Хайленде до семнадцатого и восемнадцатого веков. В средние века все члены идентифицируемого клана не имели единого имени, и многие обычные члены обычно не имели отношения к его главе. [ 41 ] В начале эпохи главой клана часто был самый сильный мужчина в основной септе или ветви клана, но позже, когда первородство начало доминировать, это обычно был старший сын последнего вождя. [ 42 ] Ведущие семьи клана образовывали штраф , который часто считался эквивалентным по статусу джентльменам из Лоуленда, обеспечивая совет вождю в мирное время и лидерство в войне. [ 43 ] Ниже них располагались daoine uaisle (на гэльском языке) или таксмены (на шотландском языке), которые управляли землями клана и собирали ренту. [ 44 ] На островах и вдоль прилегающего западного побережья также существовали буанначан , которые выступали в качестве военной элиты, защищая земли клана от набегов и принимая участие в нападениях на врагов клана. Большинство последователей клана были арендаторами, которые поставляли рабочую силу главам кланов и действовали в качестве солдат в рамках системы, называемой «Калп». В эпоху раннего Нового времени они использовали название клана в качестве своей фамилии, когда были обязаны по соглашению выплатить «Калп» вождю (Кинн Синнид) в случае их смерти, превращая клан в огромную, хотя часто и фиктивную, родственную группу, связанную взаимными связями. согласие на обслуживание и защиту. [ 42 ]
Структура
[ редактировать ]С 1357 года парламенты стали называться « Три сословия» . [ 45 ] переняв язык социальной организации, сложившийся во Франции в одиннадцатом веке. [ 46 ] В его состав входили духовенство, дворяне и горожане . [ 47 ] (тех, кто молится, тех, кто борется, и тех, кто работает). Это ознаменовало принятие общепринятого взгляда на средневековое общество как на состоящее из отдельных порядков. [ 48 ] Внутри этих сословий существовали сословия, в терминологии которых все больше доминировал шотландский язык, и в результате они стали параллельны терминологии, используемой в Англии. Это осознание статуса нашло отражение в военном законодательстве и (с 1430 г.) в законодательстве о роскоши , которое определяло типы оружия и доспехов, которые следует содержать, а также одежду, которую можно было носить различным рангам. [ 38 ]

Ниже короля располагалось небольшое количество герцогов (обычно происходящих от очень близких родственников короля) и графов , которые составляли высшую знать. Ниже них находились бароны , владевшие баронскими поместьями от короны. С 1440-х годов аналогичную роль выполняли лорды парламента , низший уровень дворянства с порядковым правом посещать сословия. За тот период в Шотландии их было от 40 до 60. [ 49 ] Члены этих дворянских званий, особенно те, кто нес военную или административную службу короне, также могли иметь право на статус рыцаря. [ 50 ] Ниже них располагались лорды , примерно эквивалентные английским джентльменам . [ 49 ] Большинство из них в том или ином смысле находились на службе у крупной знати, либо с точки зрения землевладения, либо с точки зрения военных повинностей. [ 49 ] примерно половина из них разделяет с ними свое имя и отдаленную и часто неопределенную форму родства. [ 51 ] Ниже лордов и лордов существовало множество групп, часто плохо определенных. В их число входили йомены , позже названные Вальтером Скоттом «лэрдами в шляпах», часто владевшие значительной землей. Ниже их находились земледельцы, мелкие землевладельцы и свободные арендаторы, составлявшие большинство работающего населения. [ 52 ] Крепостное право вымерло в Шотландии в четырнадцатом веке, хотя через систему судов бароны -землевладельцы все еще осуществляли значительный контроль над своими арендаторами. [ 51 ] Общество в городах возглавляли более богатые купцы, которые часто занимали местные должности в качестве горожанина, олдермена , бейли или члена совета. Небольшое количество этих успешных торговцев к концу эпохи было названо королем рыцарями за службу, хотя, похоже, это была исключительная форма гражданского рыцарства, которая не ставила их в один ряд с земельными рыцарями. [ 53 ] Ниже них находились ремесленники и рабочие, составлявшие большую часть городского населения. [ 54 ]
Социальный конфликт
[ редактировать ]Историки отмечают серьезный политический конфликт в городах между крупными купцами и ремесленниками на протяжении всего периода. Купцы пытались помешать низшим ремеслам и гильдиям посягать на их торговлю, монополии и политическую власть. Ремесленники пытались подчеркнуть свою значимость и ворваться в спорные области экономической деятельности, устанавливая цены и стандарты качества изготовления. В пятнадцатом веке ряд статутов закрепил политическую позицию купцов с ограничениями на способность жителей влиять на состав городских советов и многими функциями регулирования, взятыми на себя приставами. [ 54 ] В сельском обществе историки отмечают отсутствие свидетельств широкомасштабных волнений, подобных тем, которые свидетельствовали Жакерия 1358 года во Франции и Крестьянское восстание 1381 года в Англии. Возможно, это произошло потому, что в Шотландии было относительно мало таких изменений в сельском хозяйстве, как огораживание общинных земель, которые могли бы вызвать широкое недовольство до наступления современной эпохи. Вместо этого основным фактором была готовность арендаторов поддержать своих хозяев в любом конфликте, в котором они были вовлечены, на что арендодатели отвечали взаимностью благотворительностью и поддержкой. [ 55 ] И Хайленд, и приграничное общество приобрели репутацию участников беззаконной деятельности, особенно вражды . Однако более поздние интерпретации указывают на вражду как на средство предотвращения и быстрого разрешения споров путем принудительного арбитража, компенсации и разрешения. [ 56 ]
Популярная религия
[ редактировать ]
Традиционная протестантская историография имела тенденцию подчеркивать коррумпированность и непопулярность позднесредневековой шотландской церкви, но более поздние исследования показали, каким образом она удовлетворяла духовные потребности различных социальных групп. [ 57 ] [ 58 ] Историки отмечают упадок монашеской жизни в этот период: во многих религиозных домах содержалось меньшее количество монахов, а оставшиеся часто отказывались от общинной жизни в пользу более индивидуального и светского образа жизни. Количество новых монашеских пожертвований от дворянства также снизилось в пятнадцатом веке. [ 57 ] [ 59 ] Напротив, в конце пятнадцатого века в городах наблюдался расцвет нищенствующих монахов , которые, в отличие от более старых монашеских орденов, делали упор на проповедь и служение населению. Орден наблюдательных монахов был организован как шотландская провинция с 1467 года, а старшие францисканцы и доминиканцы были признаны отдельными провинциями в 1480-х годах. [ 57 ]
В большинстве шотландских городов , в отличие от английских городов, где церкви и приходы имели тенденцию к увеличению числа церквей, обычно существовала только одна приходская церковь. [ 60 ] По мере того, как в тот период доктрина Чистилища приобретала значение, количество часовен, священников и месс для умерших внутри них, предназначенных для ускорения перехода душ на Небеса, быстро росло. [ 61 ] Число алтарей, посвященных святым, которые могли ходатайствовать в этом процессе, также резко возросло: в церкви Святой Марии в Данди их было около 48, а в церкви Святого Джайлса в Эдинбурге - более 50. [ 60 ] Число святых, прославляемых в Шотландии, также увеличилось: около 90 было добавлено к миссалу, используемому в церкви Святого Николая в Абердине . [ 62 ] Новые культы преданности, связанные с Иисусом и Девой Марией, начали достигать Шотландии в пятнадцатом веке, в том числе « Пять ран» , « Святая кровь» и « Святое имя Иисуса» . Появились и новые религиозные праздники , в том числе Сретения , Посещения и Марии Снежной . [ 60 ] [ 62 ]

В начале четырнадцатого века папству удалось свести к минимуму проблему клерикального плюрализма , благодаря которому священнослужители имели две или более жизни, что в других местах приводило к тому, что приходские церкви оставались без священников или обслуживались плохо обученными и оплачиваемыми викариями и клерками. Однако количество бедных священнослужителей и общая нехватка духовенства в Шотландии, особенно после Черной смерти , означали, что в пятнадцатом веке проблема обострилась. [ 63 ] В результате приходское духовенство в основном набиралось из низших и менее образованных слоев профессии, что приводило к частым жалобам на уровень их образования или способностей. Хотя четких доказательств того, что стандарты снижаются, мало, это было бы одним из главных недовольств Реформации. [ 57 ] Ересь в форме лоллардии начала проникать в Шотландию из Англии и Богемии в начале пятнадцатого века. Лолларды были последователями Джона Уиклифа (ок. 1330–84), а затем Яна Гуса (ок. 1369–1415), которые призывали к реформе Церкви и отвергали ее учение о Евхаристии . Несмотря на свидетельства ряда сожжений еретиков и ограниченную общественную поддержку его антисакраментальных элементов, оно, вероятно, оставалось небольшим движением. [ 64 ] Были также дальнейшие попытки отличить шотландскую литургическую практику от литургической практики в Англии: в 1507 году по королевскому патенту был установлен печатный станок, который заменил английский Sarum Use для богослужений. [ 60 ]
Расширение школ и университетов
[ редактировать ]Количество и размер школ, похоже, быстро увеличивались с 1380-х годов. [ 36 ] [ 37 ] Также было развито частное обучение в семьях лордов и богатых горожан. [ 36 ] Растущее внимание к образованию усилилось с принятием Закона об образовании 1496 года , который постановил, что все сыновья баронов и землевладельцы должны посещать гимназии, чтобы изучать «идеальный Латин». Все это привело к росту грамотности, но она была в основном сконцентрирована среди мужской и богатой элиты. [ 36 ] к концу периода, возможно, 60 процентов дворянства были грамотными. [ 65 ] До пятнадцатого века те, кто хотел поступить в университет, должны были ехать в Англию или на континент, а в период с двенадцатого века по 1410 год было идентифицировано чуть более 1000 человек. [ 66 ] После начала Войн за независимость, за редкими исключениями в рамках охранной грамоты, английские университеты были закрыты для шотландцев, а континентальные университеты приобрели более важное значение. [ 66 ] Некоторые шотландские ученые стали преподавателями в континентальных университетах. [ 66 ] Эта ситуация изменилась с основанием Сент-Эндрюсского университета в 1413 году, Университета Глазго в 1450 году и Абердинского университета в 1495 году. [ 36 ] Первоначально эти учреждения были предназначены для подготовки священнослужителей, но они все чаще использовались мирянами, которые начали оспаривать монополию духовенства на административные должности в правительстве и законодательстве. Желающим получить вторую степень по-прежнему приходилось ехать куда-то еще, и шотландские ученые продолжали посещать континент и английские университеты, которые вновь открылись для шотландцев в конце пятнадцатого века. [ 66 ]
Женщины
[ редактировать ]
Средневековая Шотландия была патриархальным обществом, где власть принадлежала мужчинам, а женщины имели очень ограниченный правовой статус. [ 67 ] Как именно патриархат действовал на практике, понять сложно. [ 68 ] Женщины могли выходить замуж с 12 лет (в то время как мальчики — с 14 лет), и, хотя многие девушки из социальной элиты выходили замуж в подростковом возрасте, к концу периода большинство жителей Лоуленда выходили замуж только после определенного периода жизненного цикла. службы, им за двадцать. [ 69 ] Широкие ограничения по родству в браке означали, что для большинства дворянских браков требовалось разрешение папы , которое позже могло быть использовано в качестве основания для аннулирования, если брак оказался политически или лично неудобным, хотя развода как такового не было. [ 70 ] Разлучение с постелью и питанием допускалось в исключительных случаях, обычно при супружеской измене. [ 67 ] В городах, вероятно, была высокая доля бедных домохозяйств, возглавляемых вдовами, которые выживали за счет случайных заработков и прибыли от продажи продуктов питания или эля. [ 71 ] Прядение было неотъемлемой частью повседневной работы средневековых горожанок всех социальных слоев. [ 72 ] В ремеслах женщины иногда могли быть подмастерьями, но не могли вступать в гильдии самостоятельно . Некоторые женщины работали и торговали самостоятельно, нанимая и обучая сотрудников, что могло сделать их привлекательными в качестве партнеров по браку. [ 73 ] Шотландия была относительно плохо обеспечена женскими монастырями : за период до 1300 г. их было обнаружено 30, по сравнению со 150 в Англии и очень немногими в Хайленде. [ 74 ] [ 75 ] Дева Мария, как воплощение жены и матери, вероятно, была важным образцом для женщин. [ 76 ] В городах позднего средневековья, таких как Перт, есть свидетельства того, что женщины, обычно жены, выступали через родственников и мужей в качестве благотворителей или владельцев собственности, связанных с местными алтарями и культами преданности. [ 73 ] К концу пятнадцатого века в Эдинбурге были школы для девочек, иногда называемые «школами шитья», в которых, вероятно, преподавали мирянки или монахини. [ 36 ] [ 77 ] В семьях лордов и богатых горожан также развивалось частное обучение, которое, возможно, распространялось и на женщин. [ 36 ]
Дети
[ редактировать ]Детская смертность была высокой в средневековой Шотландии. [ 78 ] Детей часто крестили быстро, миряне, а иногда и акушерки, из-за убеждения, что некрещеные дети будут прокляты. [ 79 ] Обычно это проводилось в церкви и было средством создания более широкого духовного родства с крестными родителями. [ 80 ] Кладбища, возможно, не представляют собой срез средневекового общества, но на одном кладбище в Абердине 53 процента похороненных были моложе шести лет, а на одном кладбище в Линлитгоу — 58 процентов. Железодефицитная анемия, по-видимому, была распространена среди детей, вероятно, вызванная длительным грудным вскармливанием матерей, которые сами испытывали дефицит минералов. Распространенными детскими болезнями были корь , дифтерия и коклюш , а также паразиты. [ 78 ] В благородном и богатом обществе Лоуленда к пятнадцатому веку практика кормления грудью стала обычным явлением. [ 79 ] В обществе Хайленда среди лидеров кланов существовала система воспитания , при которой мальчики и девочки покидали дом своих родителей и воспитывались в доме других вождей, создавая фиктивные узы родства, которые помогали скреплять союзы и взаимные узы обязательств. [ 81 ] Большинство детей, даже в городских центрах, где возможности получения формального образования были наибольшими, не посещали школу. [ 78 ] В семьях ремесленников дети, вероятно, выполняли более простые задания. Позже они могут стать учениками или подмастерьями . [ 82 ] В сельском обществе Лоуленда, как и в Англии, многие молодые люди, как мужчины, так и женщины, вероятно, покинули дом, чтобы стать домашней прислугой и сельскохозяйственной прислугой, как это можно увидеть в большом количестве с шестнадцатого века. [ 83 ] К эпохе позднего Средневековья общество равнин, вероятно, было частью северо-западной европейской модели брака, с служением на протяжении всего жизненного цикла и поздним браком, обычно в середине 20-х годов, отсроченным из-за необходимости приобретения ресурсов, чтобы иметь возможность сформировать семью. семья. [ 84 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б К. Хей, Кембриджская историческая энциклопедия Великобритании и Ирландии (Кембридж: издательство Кембриджского университета, 1990), ISBN 0521395526 , стр. 82–4.
- ^ А. П. Смит, Военачальники и святые: Шотландия, 80–1000 гг. Н. Э. (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1989), ISBN 0748601007 , стр. 57–8.
- ^ Дж. Т. Кох, Кельтская культура: историческая энциклопедия (Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO, 2006), ISBN 1851094407 , с. 1447.
- ^ Дж. Т. Кох, Кельтская культура: историческая энциклопедия (Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO, 2006), ISBN 1851094407 , с. 369.
- ^ Д. Е. Торнтон, «Сообщества и родство», в изд. П. Стаффорда, « Спутник раннего средневековья: Британия и Ирландия», ок. 500–1100 гг. (Чичестер: Wiley-Blackwell, 2009), ISBN 140510628X , стр. 98.
- ^ Дж. П. Родригес, Историческая энциклопедия мирового рабства, Том 1 (Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO, 1997), ISBN 0874368855 , с. 136.
- ^ Л. Р. Лэнг, Археология кельтской Британии и Ирландии, ок. 400–1200 гг. н. э. (Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2006), ISBN 0521547407 , стр. 21–2.
- ^ А. Вульф, От Пиктленда до Альбы: 789–1070 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2007), ISBN 0748612343 , стр. 17–20.
- ^ Перейти обратно: а б Г. Маркус, «Религиозная жизнь: раннее средневековье», в изд. М. Линча, «Оксфордский справочник по истории Шотландии» (Оксфорд: Oxford University Press, 2001), ISBN 0-19-211696-7 , стр. 509–10.
- ^ Дж. Р. Хьюм, Лучшие церкви Шотландии (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2005), ISBN 0-7486-2179-2 , с. 1.
- ^ И. Максвелл, История каменного строительства Шотландии в П. Уилсоне, изд., Здание из шотландского камня (Эдинбург: Arcamedia, 2005), ISBN 1-904320-02-3 , стр. 22–3.
- ^ Перейти обратно: а б Р. Кроуфорд, Книги Шотландии: история шотландской литературы (Оксфорд: Oxford University Press, 2009), ISBN 0-19-538623-X .
- ^ Перейти обратно: а б Р. А. Хьюстон, Шотландская грамотность и шотландская идентичность: неграмотность и общество в Шотландии и Северной Англии, 1600–1800 (Кембридж: Cambridge University Press, 2002), ISBN 0-521-89088-8 , с. 76.
- ^ К.М. Браун, Благородное общество в Шотландии: богатство, семья и культура от Реформации до революций (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2004), ISBN 0-7486-1299-8 , с. 220.
- ^ А. Маккуорри, Средневековая Шотландия: родство и нация (Трупп: Саттон, 2004), ISBN 0-7509-2977-4 , с. 128.
- ^ Перейти обратно: а б А. Грант, «Таны и Танаги, с одиннадцатого по четырнадцатый века» в книге А. Гранта и К. Стрингера, ред., Средневековая Шотландия: Корона, светлость и сообщество, эссе, представленные GWS Barrow (Edinburgh University Press: Edinburgh, 1993), ISBN 074861110X , с. 42.
- ^ Перейти обратно: а б с GWS Барроу, Царство и единство: Шотландия 1000–1306 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1989), ISBN 074860104X , стр. 15–18.
- ^ Перейти обратно: а б GWS Барроу, «Шотландия, Уэльс и Ирландия в двенадцатом веке», в DE Luscombe и J. Riley-Smith, ред., The New Cambridge Medieval History, Volume IV. 1024-в. 1198, часть 2 (Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1995), ISBN 0521414113 , с. 586.
- ^ Перейти обратно: а б А. Грант, «Шотландия в центральном средневековье», в книге А. Маккея и Д. Дитчберна (ред.), Атлас средневековой Европы (Routledge: Лондон, 1997), ISBN 0415122317 , с. 97.
- ^ Перейти обратно: а б АДМ Баррелл, Средневековая Шотландия (Кембридж: издательство Кембриджского университета, 2000), ISBN 052158602X , стр. 16–19.
- ^ RM Warnicke, Мария, королева Шотландии (Лондон: Тейлор и Фрэнсис, 2012), ISBN 0415291828 , с. 9.
- ^ Дж. Нельсон, «Шотландское королевство в тринадцатом веке», в BKU Weiler, J. Burton и PR Schofield, ред., Англия тринадцатого века (Лондон: Boydell Press, 2007), ISBN 1843832852 , стр. 63–4.
- ^ Дж. Нельсон, «Шотландское королевство в тринадцатом веке», в BKU Weiler, J. Burton и PR Schofield, ред., Англия тринадцатого века (Лондон: Boydell Press, 2007), ISBN 1843832852 , стр. 66–7.
- ^ Перейти обратно: а б с А. Маккуорри, Средневековая Шотландия: родство и нация (Трупп: Саттон, 2004), ISBN 0-7509-2977-4 , стр. 117–128.
- ^ Б. Вебстер, Средневековая Шотландия: создание идентичности (Нью-Йорк, Нью-Йорк: St. Martin's Press, 1997), ISBN 0333567617 , с. 58.
- ^ М. Перри, М. Чейз, Дж. Р. Джейкоб, М. К. Джейкоб, Т. Х. Фон Лауэ, Западная цивилизация: идеи, политика и общество (Cengage Learning, 2012), ISBN 1111831688 , с. 270.
- ^ TW West, Открытие шотландской архитектуры (Ботли: Osprey, 1985), ISBN 0-85263-748-9 , с. 10.
- ^ GWS Барроу, Царство и единство: Шотландия 1000–1306 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1989), ISBN 074860104X , с. 64.
- ^ Перейти обратно: а б М. Линч, Шотландия: новая история (Random House, 2011), ISBN 1446475638 , с. 76.
- ^ Б. Вебстер, Средневековая Шотландия: создание идентичности (Нью-Йорк, Нью-Йорк: St. Martin's Press, 1997), ISBN 0333567617 , стр. 52–3.
- ^ А. Маккуорри, Средневековая Шотландия: родство и нация (Трупп: Саттон, 2004), ISBN 0-7509-2977-4 , стр. 46.
- ^ А. Лоуренс-Мазерс, Рукописи в Нортумбрии в одиннадцатом и двенадцатом веках (Вудбридж: Брюэр, 2003), ISBN 0859917657 , с. 137.
- ^ Х. Антонссон, Святой Магнус Оркнейский: скандинавский культ мученика в контексте (Лейден: Брилл, 2007), ISBN 9004155805 .
- ^ Перейти обратно: а б с GWS Барроу, Роберт Брюс и Сообщество Королевства Шотландии (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 4-е изд., 2005 г.), ISBN 0748620222 , с. 11.
- ^ Перейти обратно: а б Б. Вебстер, Средневековая Шотландия: формирование идентичности (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: St. Martin's Press, 1997), ISBN 0333567617 , с. 55.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г П. Дж. Боукатт и Дж. Х. Уильямс, спутник средневековой шотландской поэзии (Вудбридж: Брюэр, 2006), ISBN 1-84384-096-0 , стр. 29–30.
- ^ Перейти обратно: а б М. Линч, Шотландия: новая история (Random House, 2011), ISBN 1-4464-7563-8 , стр. 104–7.
- ^ Перейти обратно: а б Дж. Вормальд, Корт, Кирк и сообщество: Шотландия, 1470–1625 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1991), ISBN 0748602763 , стр. 29–35.
- ^ Дж. У. Армстронг, «Огонь гнева Киндилда» в шотландских маршах пятнадцатого века», в SA Throop и PR Hyams, ред., « Месть в средние века: эмоции, религия и вражда» (Aldershot: Ashgate, 2010), ISBN 075466421X , с. 71.
- ^ GWS Барроу, Роберт Брюс (Беркли, Калифорния: Калифорнийский университет Press, 1965), стр. 7.
- ^ Дж. П. Кэмпбелл, Популярная культура в средние века (Мэдисон, Висконсин: Popular Press, 1986), ISBN 0879723394 , с. 98, н.
- ^ Перейти обратно: а б Дж. Л. Робертс, Клан, король и Завет: история горных кланов от гражданской войны до резни в Гленко (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2000), ISBN 0748613935 , с. 13.
- ^ MJ Green, Кельтский мир (Лондон: Routledge, 1996), ISBN 0415146275 , стр. 667.
- ^ Д. Муди, Шотландская семейная история (Балтимор, Мэриленд: Geneaological Publishing Com, 1994), ISBN 0806312688 , стр. 99–104.
- ^ DER Wyatt, «Провинциальный совет шотландской церкви», в книге А. Гранта и К. Дж. Стрингера, Средневековая Шотландия: Корона, светлость и сообщество (Эдинбург: Edinburgh University Press, 1998), ISBN 074861110X , с. 152.
- ^ WW Киблер, изд., Средневековая Франция: Энциклопедия (Лондон: Routledge, 1995), ISBN 0824044444 , с. 324.
- ^ П. Дж. Бокатт и Дж. Х. Уильямс, спутник средневековой шотландской поэзии (Вудбридж: Брюэр, 2006), ISBN 1843840960 , стр. 22.
- ^ Дж. Гудар, Правительство Шотландии, 1560–1625 (Оксфорд: Oxford University Press, 2004), ISBN 0199243549 , с. 42.
- ^ Перейти обратно: а б с А. Грант, «Служба и владение в позднесредневековой Шотландии 1324–1475» в книге А. Карри и Э. Мэтью, ред. « Концепции и модели службы в позднем средневековье» (Вудбридж: Бойделл, 2000), ISBN 0851158145 , стр. 145–65.
- ^ К. Стивенсон, Рыцарство и рыцарство в Шотландии, 1424–1513 (Вудбридж: Бойделл, 2006), ISBN 1843831929 , стр. 13–15.
- ^ Перейти обратно: а б Дж. Гудакр, Государство и общество в Шотландии раннего Нового времени (Оксфорд: Oxford University Press, 1999), ISBN 019820762X , стр. 57–60.
- ^ А. Грант, «Основы позднего средневековья», в книге А. Гранта и К. Дж. Стрингера, ред., « Объединение королевства?: Создание британской истории» (Лондон: Routledge, 1995), ISBN 0415130417 , с. 99.
- ^ К. Стивенсон, «Тайская война называлась knynchtis и носила имя и честь этого ордена хе: шотландское рыцарство в пятнадцатом веке», в изд. Л. Кларка, « Идентичность и восстание в позднем средневековье » (Вудбридж: Бойделл) , 2006), ISBN 1843832704 , с. 38.
- ^ Перейти обратно: а б Дж. Вормальд, Корт, Кирк и сообщество: Шотландия, 1470–1625 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1991), ISBN 0748602763 , стр. 48–9.
- ^ Дж. Вормальд, Корт, Кирк и сообщество: Шотландия, 1470–1625 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1991), ISBN 0748602763 , стр. 50–1.
- ^ Дж. Вормальд, Корт, Кирк и сообщество: Шотландия, 1470–1625 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1991), ISBN 0748602763 , стр. 28 и 35-9.
- ^ Перейти обратно: а б с д Дж. Вормальд, Корт, Кирк и сообщество: Шотландия, 1470–1625 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1991), ISBN 0748602763 , стр. 76–87.
- ^ Д. М. Паллисер, Кембриджская городская история Великобритании: 600–1540 (Кембридж: Cambridge University Press, 2000), ISBN 0521444616 , стр. 349–50.
- ^ Эндрю Д.М. Баррелл, Средневековая Шотландия (Кембридж: издательство Кембриджского университета, 2000), ISBN 052158602X , с. 246.
- ^ Перейти обратно: а б с д П. Дж. Боукатт и Дж. Х. Уильямс, спутник средневековой шотландской поэзии (Вудбридж: Брюэр, 2006), ISBN 1843840960 , стр. 26–9.
- ^ Эндрю Д.М. Баррелл, Средневековая Шотландия (Кембридж: издательство Кембриджского университета, 2000), ISBN 052158602X , с. 254.
- ^ Перейти обратно: а б К. Питерс, Женщины в Британии раннего Нового времени, 1450–1640 (Бейзингсток: Palgrave Macmillan, 2004), ISBN 033363358X , с. 147.
- ^ Эндрю Д.М. Баррелл, Средневековая Шотландия (Кембридж: издательство Кембриджского университета, 2000), ISBN 052158602X , стр. 244–5.
- ^ Эндрю Д.М. Баррелл, Средневековая Шотландия (Кембридж: издательство Кембриджского университета, 2000), ISBN 052158602X , с. 257.
- ^ Дж. Вормальд, Корт, Кирк и сообщество: Шотландия, 1470–1625 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1991), ISBN 0-7486-0276-3 , стр. 68–72.
- ^ Перейти обратно: а б с д Б. Вебстер, Средневековая Шотландия: формирование идентичности (St. Martin's Press, 1997), ISBN 0-333-56761-7 , стр. 124–5.
- ^ Перейти обратно: а б Э. Юэн, «Ранняя современная семья» в Т. М. Дивайне и Дж. Вормальде, ред., Оксфордский справочник по современной истории Шотландии (Оксфорд: Oxford University Press, 2012), ISBN 0199563691 , с. 273.
- ^ Э. Юэн, «Ранняя современная семья» в Т. М. Дивайне и Дж. Вормальде, ред., Оксфордский справочник по современной истории Шотландии (Оксфорд: Oxford University Press, 2012), ISBN 0199563691 , с. 274.
- ^ Э. Юэн, «Ранняя современная семья» в Т. М. Дивайне и Дж. Вормальде, ред., Оксфордский справочник по современной истории Шотландии (Оксфорд: Oxford University Press, 2012), ISBN 0199563691 , с. 271.
- ^ JEA Доусон, Реформированная Шотландия, 1488–1587 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2007), ISBN 0748614559 , стр. 62–3.
- ^ Э. Юэн, «Городское сообщество: ремесла в Абердине тринадцатого века» в книге А. Гранта и К. Дж. Стрингера, Средневековая Шотландия: Корона, светлость и сообщество: эссе, представленные GWS Barrow (Эдинбург: Edinburgh University Press, 1998), стр. . 164.
- ^ Э. Юэн, «Городское сообщество: ремесла в Абердине тринадцатого века» в книге А. Гранта и К. Дж. Стрингера, Средневековая Шотландия: Корона, светлость и сообщество: эссе, представленные GWS Barrow (Эдинбург: Edinburgh University Press, 1998), стр. . 171.
- ^ Перейти обратно: а б М. А. Холл, «Только женщины? Женщины в средневековом Перте», в книге С. Бордмана и Э. Уильямсона, «Культ святых и Девы Марии в средневековой Шотландии» (Лондон: Boydell & Brewer, 2010), ISBN 1843835622 , с. 110.
- ^ Дж. Э. Бертон, Монашеские и религиозные ордена в Великобритании: 1000–1300 (Кембридж: Cambridge University Press, 1994), ISBN 0521377978 , с. 86.
- ^ GWS Барроу, Царство и единство: Шотландия 1000–1306 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1981), ISBN 074860104X , с. 80.
- ^ MA Холл, «Только женщины? Женщины в средневековом Перте», в С. Бордмане и Э. Уильямсоне, Культ Святых и Девы Марии в средневековой Шотландии (Лондон: Boydell & Brewer, 2010), ISBN 1843835622 , с. 109.
- ^ М. Линч, Шотландия: Новая история (Random House, 2011), ISBN 1-4464-7-563-8 , стр. 104–7.
- ^ Перейти обратно: а б с Э. Юэн, «Хамперит в одном святом пришествии»: виды, запахи и звуки в средневековом городе», в книге Э. Дж. Коуэна и Л. Хендерсона, ред., « История повседневной жизни в средневековой Шотландии: 1000–1600 » (Эдинбург: Эдинбург Университетское издательство, 2011), ISBN 0748621571 , с. 126.
- ^ Перейти обратно: а б Э. Дж. Коуэн и Л. Хендерсон, «Введение: повседневная жизнь в Шотландии», в книге Э. Дж. Коуэна и Л. Хендерсона, ред., « История повседневной жизни в средневековой Шотландии: с 1000 по 1600 годы » (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2011), ISBN 0748621571 , с. 6.
- ^ Э. Юэн, «Ранняя современная семья» в Т. М. Дивайне и Дж. Вормальде, ред., Оксфордский справочник по современной истории Шотландии (Оксфорд: Oxford University Press, 2012), ISBN 0199563691 , с. 278.
- ^ А. Кэткарт, Родство и клиентаж: Хайлендский клан, 1451–1609 (Брилл, 2006), ISBN 9004150455 , стр. 81–2.
- ^ Э. Юэн, «Городское сообщество: ремесла в Абердине тринадцатого века», в книге А. Гранта и К. К. Дж. Стрингера, ред., Средневековая Шотландия: Корона, светлость и сообщество (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1998), ISBN 074861110X , с. 157.
- ^ И. Д. Уайт, «Мобильность населения в ранней современной Шотландии», в Р. А. Хьюстон и И. Д. Уайт, Шотландское общество, 1500–1800 (Кембридж: Cambridge University Press, 2005), ISBN 0521891671 , с. 52.
- ^ Э. Юэн, «Ранняя современная семья» в Т. М. Дивайне и Дж. Вормальде, ред., Оксфордский справочник по современной истории Шотландии (Оксфорд: Oxford University Press, 2012), ISBN 0199563691 , с. 277.