Джарай люди
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
Вьетнам | 513,930 (2019) [ 1 ] |
Камбоджа | 26,922 (2019) [ 2 ] |
Языки | |
JaraiДжарай [ 3 ] Вьетнамский и кхмерский как второй язык во Вьетнаме и Камбодже соответственно. | |
Религия | |
Анимизм , евангелизм , буддизм [ 4 ] | |
Родственные этнические группы | |
Чам , Эде , Ачехский , Филиппинский |
Народ джарай или дега ( вьетнамский : Người Gia Rai , Gia Rai или Gia-rai ; кхмерский : ចារ៉ាយ , чарай или кхмерский : ជ្រាយ , Chreay ) — австронезийский коренной народ и этническая группа, родом из Вьетнама Центрального нагорья ( Гиа Лай и Провинции Контум с меньшим населением в провинции Ок-Лук ), а также в северо-восточной камбоджийской провинции Ратанакири . Во время войны во Вьетнаме многие джарайцы, а также члены других групп монтаньяров ( кхмеры Лоу и Дегар ) сотрудничали со спецназом были переселены со своими семьями в США , особенно в Северную Каролину США, а многие после войны . .
Язык джарай относится к малайско-полинезийской ветви австронезийской языковой семьи. Он родственен чамскому языку центрального Вьетнама и Камбоджи, а также малайско-полинезийским языкам Индонезии , Малайзии , Мадагаскара , Филиппин и других тихоокеанских островов, таких как Гавайи и Новая Зеландия . На языке джарай говорят около 332 558 человек. Это крупнейшая из горных этнических групп Центрального нагорья, известных как дегары или монтаньяры , и они составляют 23% населения провинции Ратанакири в Камбодже. Обе группы, камбоджийская и вьетнамская джарай, разделяют одни и те же традиции и поддерживают тесные связи культурного обмена, но их язык испытывает влияние соответственно кхмерской и вьетнамской языковой среды. Некоторые кхмерские слова Джарай заимствованы из кхмерского и лаосского языков. Во время разговора между кхмером Джарай и вьетнамцем Джараи между ними может возникнуть некоторое недоумение. Вьетнамский джарай имеет письменную форму латинского алфавита, а кхмерский джарай - нет.
Имя
[ редактировать ]Слово Джарай ( ចារ៉ាយ — Чарай ) означает «Люди водопадов» или «Люди текущей реки». [ 5 ]
Происхождение
[ редактировать ]Исследования народа джарай и его культуры в основном были сосредоточены на их языке и проводились евангелистскими группами, стремящимися к обращению. Лингвистически они относятся к малайско-полинезийской языковой семье. В этом районе нет известных древних записей о народе Джарай. Первые сообщения поступают из французской колонии XIX века, которая демаркировала границу между Вьетнамом и Камбоджей, разделив территорию Джараи и отдав небольшую часть территории нынешней провинции Ратанакири. [ 6 ]
Народ джарай на протяжении многих столетий населял территорию нынешних вьетнамских провинций Гиалай, Контум и Ок-Лук, а также камбоджийскую провинцию Ратанакири. Необходимы исследования таких особенностей, как даты и географическое перемещение.
Будучи частью региона Зомия , который включает в себя все горные коренные народы вдоль горного хребта от Тибетского нагорья до всех северных районов полуострова Индокитай , вполне возможно, что джарай принадлежат к очень древней миграции из западных и центральных районов Азии. . В ходе ДНК-теста некоторым студентам Джараи в Камбодже в 2017 году они представили доказательства принадлежности к гаплогруппе Т-М184. [ 7 ] возникший более 25 тысяч лет назад в Средиземноморском бассейне .
Исследования языка джарай с середины 19 века показали, что джарай родственен языкам тиам ( чамс ) и раде древнего королевства Чампа , отдавая предкам джарай малайское происхождение и чамские языки .
Современного народа джарай можно разделить на шесть подгрупп, последняя из которых — в Камбодже:
- Джарай Чор.
- Джарай Хдрунг.
- Джарай Араб.
- Джарай Матур
- Джарай Тбуан.
- Джараи-кхмеры также двуязычны и говорят на тампуанском языке .
История
[ редактировать ]Горные районы севера Индокитая были заселены людьми где-то между поздним каменным веком (неолитом) и бронзовым веком , 10 000 лет назад. Народ Джарай пережил волны попыток колонизации: от более ранних вторжений ханьских китайцев до более поздней французской колонизации и продолжающихся репрессий нынешнего большинства вьетнамцев.
Культура Са Хуинь
[ редактировать ]Культура Са Хуэн — это культура современного центрального и южного Вьетнама и Филиппин , которая процветала между 1000 г. до н.э. и 200 г. н.э. [ 8 ] [ 9 ] Археологические памятники этой культуры были обнаружены от дельты Меконга до провинции Куангбинь в центральном Вьетнаме. Народ Са Хуинь, скорее всего, был предшественником народа Чам , австронезийскоязычного народа и основателем королевства Чампа . [ 10 ] : 211–217
Чампа
[ редактировать ]Термин Чампа относится к совокупности независимых государств Чам , которые простирались по побережью того, что сегодня является центральным и южным Вьетнамом, примерно со 2-го по 19-й век (1832 г.), прежде чем были поглощены и аннексированы вьетнамским государством. [ 11 ] Королевство было известно по-разному как Нагара Кампа ( санскрит : नगरः कम्पः; кхмерский : ចាម្ប៉ា ) в чамских и камбоджийских надписях, Чам Па на вьетнамском языке ( Чием Тхань в китайско-вьетнамском словаре ) и 占城 (Чжанченг) в китайских записях. Разрушение Чампы привело к распространению различных племен в регионах современного Вьетнама, Лаоса и Камбоджи, имеющих тот же языковой корень, что и народ джарай.
Горцы
[ редактировать ]Торговля между горцами и жителями равнин, живущими вокруг Сиамского залива, происходила примерно в 4 веке нашей эры. [ 12 ] но были также набеги под предводительством кхмерских , лаосских и тайских работорговцев. [ 13 ] Регион, в котором сегодня живут люди Эде-Джараи (Ранг Де), был завоеван правителями Лаоса в 18 веке, а затем тайцами в 19 веке. В 1893 году этот регион был включен в состав французской колонии Индокитай , а работорговля была отменена. [ 14 ] но коренные народы использовались для создания огромных каучуковых плантаций. [ 15 ] Французы внесли свой вклад в разграничение территорий внутри своих колоний в Индокитае — Камбоджи, Вьетнама и Лаоса. Народ Эде-Джараи в основном был разделен между Камбоджей (небольшая часть их территории внутри Ратанакири) и Центральным нагорьем Вьетнама, хотя другая теория гласит, что народ Эде-Джараи переселился на территорию Камбоджи в колониальные времена, но, вероятно, они населяли целые территории на протяжении веков.
Контакт с Западом
[ редактировать ]Первое западное сообщение о Джарае исходит от о. Буйво, французский миссионер, совершивший вторжение через Меконг в 1850 году и упомянул о неком «Короле огня», уважаемом человеке, принадлежавшем к определенной группе людей по имени Джараи . [ 16 ]
Французские правители не слишком вмешивались в жизнь горных коренных народов, но считали их отличным источником кадров для армейских аванпостов и набирали во французские войска большое количество молодых людей из племени джараи, кхмеров лоу и дегаров.
Вьетнамская война
[ редактировать ]После обретения независимости правительства Камбоджи и Вьетнама возглавили программы по обучению коренных народов их языкам и их ассимиляции в своих национальных обществах, но такие усилия встретили культурное сопротивление со стороны большинства общин коренных народов. В Камбодже партизаны «красных кхмеров» воспользовались этим недовольством и завербовали в свои ряды многих кхмеров лоу, а во Вьетнаме армия США возобновила французскую традицию вербовать их для участия в военных действиях, в которых участвовало много молодежи Джарай. Это сделало Джарай-Эде и многие другие коренные народы мишенью других врагов. В 1977 году около 100 мужчин Джараи были подвергнуты пыткам и казнены представителями красных кхмеров в Ратанакири по делу, возбужденному в Трибунале красных кхмеров . [ 17 ]
Во время войны во Вьетнаме деревни Джарай пострадали от борьбы между американскими военными и коммунистическими партизанами. К 31 октября 1970 года американские военные приказали провести массовое переселение деревень горцев, заявив, что они «небезопасны». [ 18 ] В то же время американские евангелисты вступили в контакт с народом Джарай и опубликовали Библии на их языке (за исключением кхмерского Джарай-Эде). Библия Джараи-Эде повысила их грамотность, но после воссоединения Вьетнама в 1975 году большинство помощников армии США Джараи были эвакуированы со своей земли в Соединенные Штаты. Кхмеры Джараи пострадали от интенсивных бомбардировок США их территории в ходе так называемой операции «Меню» (1969–1970 гг.) с намерением разрушить коммунистические убежища, но вытеснив сотни мирных жителей и коренных народов, которые в конечном итоге присоединились к красным кхмерам. [ 19 ]
«Красные кхмеры» продолжали попытки вовлечь народы кхмеров лоу в свою борьбу против центрального правительства Вьетнама и Камбоджи после своего поражения в 1979 году, но в 1984 году началась кампания по интеграции коренных народов в нацию, поощрению грамотности и созданию правительственных структур, аналогичных остальная часть страны. Во Вьетнаме народ джарай пострадал от ограничений религиозных партий, в результате чего некоторые из них предпочли эмигрировать.
В 1950-х и 1960-х годах движение монтаньяров- дегаров приобрело популярность среди джараи и их собратьев-монтаньяров (дегар - слово из племени Раде, означающее «сыны горы»). Целью монтаньяров- дегаров было создание независимого государства на вьетнамском нагорье, полностью состоящего из коренных народов. В результате движения вьетнамское правительство стало все более подозрительно относиться к джарай. Нарушения прав человека со стороны правительства участились среди всех монтаньяров.
Новое время
[ редактировать ]В наше время народ Джараи пострадал от колонизации, выселения и захвата земель , особенно в Камбодже, где существует большая система коррупции и вырубки лесов для создания огромных каучуковых плантаций . Хотя в Камбодже действуют законы об уважении и защите территорий коренных народов, этот закон не применяется, и влиятельные лица и группы извлекают выгоду из выселения общин Джараи с их исконных земель. Во Вьетнаме некоторые джарайцы ищут убежища в других странах, пересекая территорию Камбоджи, чтобы избежать ограничений своих традиций и культуры.
Легенды
[ редактировать ]У народа дега-джарай есть несколько легенд, все из которых связаны с джунглями, которые полезны для понимания их собственной культуры и истории. Повторяющийся элемент можно увидеть в историях о трех королях: Огне, Воде и Ветре, а также Священном Мече, сошедшем с небес, чтобы дать народу Дега Джарай великие силы. Король Огня, первый, живет во Вьетнаме, полагая свою силу в религиозных обрядах. Дега Джарай означает «водопад», и поэтому вода является частью их родственных слов. Некоторые старейшины говорят, что люди Джарай родились на хребте Аннамит и мигрировали на юг, разделившись на разные группы.
Культура
[ редактировать ]Деревни
[ редактировать ]Традиционно эде-джарай живут в небольших деревнях с населением 50-500 человек. Деревни расположены квадратом, одноместные или общие длинные дома ( рунг вокруг центра деревни расположены ). Часто в центре села есть коммунальный дом, колодец, волейбольная сетка и рисовая мельница.
Дома построены из бамбука на высоте одного метра над землей. Популярность приобрели более прочные деревянные дома со стальной крышей. Они ориентированы с севера на юг и построены в приемлемом для местных духов месте. Дома строятся по матрилинейному роду . Дочь, выйдя замуж, живет в доме своей матери со своим мужем и, следовательно, со своей собственной дочерью. Длина дома может достигать 50 метров. Дома только для нуклеарной семьи также распространены в наше время.
Небольшие генераторы широко используются в деревнях Дега-Джараи Ратанакири, где нет электричества. Традиционная мебель включает скамейки и кухонные предметы, изготовленные из дерева и бамбука, а также современные дополнения, в том числе кровати и телевизоры.
Свадьба
[ редактировать ]Джараи — это матрилинейная культура, отслеживающая происхождение по женской линии и идентифицирующая каждого человека с его материнской линией , что может включать наследование собственности и/или титулов. Инициативу бракосочетания дочерей берет на себя мать, а муж должен переехать жить в дом своей свекрови. Смешанные браки с лицами других этнических групп могут быть обычным явлением, особенно если имеется близость деревень. В провинции Ратанакири люди джарай вступают в смешанные браки, особенно с народом тампуан , несвязанной группой мон-кхмерской языковой семьи. Благодаря доступу многих молодых людей Джараи к образованию в крупных городах, таких как Пномпень или Хошимин , увеличивается количество смешанных браков с другими этническими группами, создавая многоязычные семьи.
Религия
[ редактировать ]Традиционная религия джарай — анимизм . Они верят , что предметы, места и существа обладают отличительными духовными качествами. [ 20 ] Джарайский анимизм состоит из двух основных элементов: идеи о том, что народ Джарай получил Священный Меч с Небес, что означает мудрость, и духовной фигуры Короля Огня, Короля Воды и Короля Ветра. Короли не представляют политических деятелей, а скорее духовные лидеры с шаманскими способностями. Короли Джарай привлекают даже представителей других этнических групп, которые верят в их влияние на тайны человеческой природы и души всех живых существ. Джараи-анимизм тесно связан с джунглями и включает в себя жертвоприношения животных для умилостивления духов.
Как это типично для большинства анимистских верований, окружающие религии угрожают уместности и преемственности религии Джараи. Негативный взгляд со стороны на их традиционные обычаи привел к многочисленным попыткам их христианизации или секуляризации.
в Воссоединение Вьетнама году при коммунистическом режиме Ханоя 1975 означало религиозные ограничения для многих жителей страны, затрагивающие исконные религиозные традиции вьетнамских джарай. Вьетнам разрешает исповедовать в стране только шесть официальных религий, и джараи-анимизм является одной из исключенных. Это побудило некоторых джарай искать убежища в зарубежных странах.
В то же время вторжение американских евангелистов во время войны во Вьетнаме , как и американских миссионеров Христианского и миссионерского альянса , тесно взаимодействовало с общинами Джараи и обратило многих в христианство на фоне опасности со стороны надвигающегося режима. В результате была опубликована Библия , переведенная на язык Джарай.
В Камбодже народ джарай проживает вместе с кхмерским населением, большинство из которых исповедуют буддизм Тхеравады . В отличие от краткого политического и религиозного давления во Вьетнаме, буддизм и джараи-анимизм имеют довольно мирные и гармоничные отношения друг с другом. Некоторые жители Джараи в Ратанакири включают буддийские символы в свои обряды и дома и участвуют в буддийских церемониях со своими соседями-кхмерами, хотя буддизм Цетия обычно не практикуется в деревнях Джарай.
Музыка и танец
[ редактировать ]Музыка и танцы являются отличительными элементами культуры Джарай. Ночи Джарай в деревнях или внутри домашнего клана оживляются исполнением их древней музыки с использованием гонгов , ксилофонов, таких как т'нг , цитры , ротовая скрипка к'ни , и различных других традиционных инструментов, многие из которых сделаны из дерева и бамбука. . Джарай Трова — это композиция, импровизированная музыкантом, в которой он рассказывает о проблемах повседневной жизни народа Джарай, пока клан пьет Сра Фиен ( в банке ликер ), приготовленный из ферментированного риса. Это момент, когда дети узнают древние истории о джунглях и исконные ценности культуры Джарай. Музыка и танец монотонны и ностальгичны, создавая тесную связь с джунглями, естественной средой обитания людей.
В 1996 году Док Рмах, известный музыкант Джарай, живущий в США, получил Премию народного наследия от Совета искусств Северной Каролины .
Похоронные традиции
[ редактировать ]Традиционные гробницы Джарай представляют собой небольшие хижины, в которых помещают имущество умершего и некоторые подношения. Вокруг гробницы расположены деревянные колонны, увенчанные грубой резьбой, некоторые из которых символизируют духовных хранителей.
Церемония захоронения чрезвычайно дорога и обычно включает в себя принесение в жертву водяных буйволов и коров. В Ратанакири люди Джарай заменяют принесение в жертву крупных животных крупными предметами, такими как мотоциклы. Некоторые умершие похоронены вместе со своим мотоциклом. Если семья умершего не может позволить себе церемонию, ее можно отложить на несколько лет.
Спустя несколько лет гробницы заброшены. Эта последняя церемония оставления гробницы отмечает момент, когда смерть становится окончательной и дух умершего высвобождается, таким образом освобождая вдову, например, для повторного замужества.
Язык и система письма
[ редактировать ]Язык Джарай с 1864 года классифицируется как западно -малайско-полинезийский малайский , ахитско - чамский , чамский, южный, плато, определенный М. Фонтеном как родственный языкам Тиама ( Чамса ) и раде древнего королевства Чампа , сегодня провинция Аннам . [ 21 ]
Разделение народа джарай между двумя странами (Камбоджей и Вьетнамом) приводит к прогрессивному развитию двух самобытных языковых групп джарай: камбоджийского джарай и вьетнамского джарай, причем последний использует латинскую вьетнамскую письменность, тогда как камбоджийский джарай остается без письменности.
См. также
[ редактировать ]- Джарайский язык
- дрожать
- Туи Са и Хоа Са
- Кхмерский лев
- Список этнических групп во Вьетнаме
- Демография Вьетнама
- Кок Ксор
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Отчет об итогах переписи населения 2019 года» . Главное статистическое управление Вьетнама . Проверено 1 мая 2020 г.
- ^ «Этнические меньшинства, перепись населения Камбоджи 2019 года» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 3 марта 2024 года . Проверено 3 марта 2024 г.
- ^ Хоанг, Лиен (24 апреля 2013 г.). «Вьетнамский двуязычный эксперимент» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Перепись 1999 года во Вьетнаме
- ^ Хонг Дьен (2002). Население и этнодемография Вьетнама. Чиангмай, Таиланд: Книги о шелкопряде, коп. 2002. ISBN 9789747551655
- ^ Лейтон, Мэриан Кирш. 1978. Перспективы вьетнамско-камбоджийского пограничного конфликта. Азиатский обзор 18, 5, 448–458. дои : 10.2307/2643459
- ^ Родас А. (2017). Камбоджийский народ Джарай. Детский фонд Дон Боско Кеп. 30 апреля 2017 г. Ссылка получена 30 апреля 2017 г. с сайта http://donboscokepchildrenfund.org/?p=692&lang=en. Архивировано 7 декабря 2017 г. на Wayback Machine.
- ^ Джон Н. Микшич , Геок Ян Го, Сью О Коннор - Переосмысление управления культурными ресурсами в Юго-Восточной Азии , 2011 г. Страница 251 «Это место датируется пятым-первым веками до нашей эры и является одним из самых ранних памятников культуры Са Хуун в Ту. Долина Бон (Reinecke et al. 2002, 153–216); 2) Лай Нги — это доисторическое кладбище, богато оснащенное железными инструментами и оружием...»
- ^ Национальный музей изящных искусств Вьетнама ( Bảo tàng mỹ thuật Việt Nam ) 2000 «Начиная с ранней истории - до и после христианской эпохи - более двадцати веков спустя, произошел культурный обмен между тремя крупными центрами культуры Зонг Сан в Север, культура Са Хун в Центральном и юго-восточном Нам Бо ...»
- ^ Хайэм, К., 2014, Ранняя материковая Юго-Восточная Азия, Бангкок: River Books Co., Ltd., ISBN 9786167339443
- ^ Паркер, Вриндаван Браннон. «Вьетнамское королевство Чампа марширует» . Индуизм сегодня . Проверено 21 ноября 2015 г.
- ^ Гловер, Ян (2004). Юго-Восточная Азия: от предыстории к истории. Psychology Press, 2004. С. 96.
- ^ Коренные народы: этнические меньшинства и сокращение бедности, стр. 6–7; «Поселение и сельское хозяйство на территории национального парка Вирачей и прилегающих к нему территорий», с. 5.
- ^ «Поселение и сельское хозяйство на территории национального парка Вирачей и прилегающих к нему территориях», с. 5.
- ^ Коренные народы: этнические меньшинства и сокращение бедности, стр. 6–7.
- ^ Иоахим Шлизингер (2015). Этнические группы Камбоджи Том 3: Профиль австро-тайских и китаеязычных народов. Booksmango, 11 января 2015 г. Страницы 35–37.
- ^ Монитор Трибунала Камбоджи (2016). Свидетель подтверждает казнь представителей меньшинства Джараи. 21 марта 2016 г. Ссылка получена 05 января 2017 г. с http://www.cambodiatribunal.org/2016/03/21/witness-confirms-execution-of-jarai-minority-group/ .
- ^ Джеральд Кэннон Хики (2002). Окно в войну: антрополог во вьетнамском конфликте. Издательство Техасского технологического университета, 2002 г. - История - стр. 288.
- ^ Клаймер, с. 11; Сит Самат и др., с. 353; Ваджпаи, с. 127.
- ^ Стрингер, Мартин Д. (1999). «Переосмысление анимизма: мысли с зарождения нашей дисциплины». Журнал Королевского антропологического института. 5 (4): 541–56. дои : 10.2307/2661147 . JSTOR 2661147 .
- ^ Дэвид Томас (1989). Восприятие чамских отношений в XIX веке. Университет Махидола и Летний институт лингвистики. Ссылка получена 01.05.2017 с http://sealang.net/archives/mks/pdf/16-17:181-182.pdf.
- Харди, Эндрю (2015). Босоногий антрополог: Высокогорье Чампа и Вьетнам словами Жака Дурнеса . Вашингтонский университет Press. ISBN 9786162151040 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Страница Дока Рмаха на сайте Совета искусств Северной Каролины
- Отчет этнолога по джарайскому языку
- Дальний Восток - Камбоджа
- 50-страничный документ из «DA Pam № 550-105. Серия этнографических исследований групп меньшинств в Республике Вьетнам. Архивировано 20 июля 2011 г. в Wayback Machine (февраль 1966 г.) в коллекции руководств для вооруженных сил США во Вьетнамском центре и Архив
- «Серия этнографических исследований: избранные группы в Республике Вьетнам, Джарай» (69 страниц) (октябрь 1965 г.) в коллекции Джона Кэмпбелла (USOM / Управление по сельским делам, Сайгон) Вьетнамского центра и архива .