Патрилокальная резиденция
Часть серии о |
Антропология родства |
---|
![]() |
Социальная антропология Культурная антропология |
В социальной антропологии патрилокальное проживание или патрилокальность , также известное как вирилокальное проживание или вирилокальность , — это термины, относящиеся к социальной системе , в которой супружеская пара проживает с родителями мужа или рядом с ними. Концепция местоположения может распространяться на большую территорию, например, на деревню , город или территорию клана . Эта практика встречается примерно в 70 процентах современных человеческих культур мира, описанных этнографически . [ 1 ] Археологические доказательства патрилокальности были также обнаружены среди останков неандертальцев в Испании и древних гоминидов в Африке . [ нужна ссылка ]
Описание
[ редактировать ]В патрилокальном обществе, когда мужчина женится, его жена присоединяется к нему в доме или поместье его отца, где они воспитывают своих детей. Эти дети будут следовать той же схеме. Сыновья останутся, а дочери переедут в семьи своих мужей. Семьи, живущие в патрилокальном доме, обычно принимают на себя совместное владение домашними источниками. Домохозяйством руководит старший член, который также руководит трудом всех остальных членов.
Матрилокальное проживание можно рассматривать как противоположность патрилокальному проживанию.

Ранние теории, объясняющие детерминанты послебрачного проживания (например, Льюис Генри Морган , Эдвард Тайлор или Джордж Питер Мердок ), связывали его с разделением труда по половому признаку. Однако на сегодняшний день межкультурные проверки этой гипотезы с использованием выборок по всему миру не смогли обнаружить какой-либо значимой связи между этими двумя переменными. Однако тесты Коротаева показывают, что вклад женщин в пропитание существенно коррелирует с матрилокальным (в отличие от патрилокального) проживанием в целом; однако эта корреляция маскируется общим фактором полигинии. Хотя увеличение вклада женщин в средства к существованию имеет тенденцию вести к матрилокальному проживанию, оно также имеет тенденцию одновременно вести к общей несороральной полигинии , которая эффективно разрушает матрилокальность и подталкивает социальную систему к патрилокальности. Если этот фактор полигинии контролировать (например, с помощью модели множественной регрессии ), разделение труда оказывается значимым предиктором проживания после брака. Таким образом, гипотезы Мердока о взаимосвязях между половым разделением труда и послебрачным проживанием оказались в основном верными, хотя, как показал Коротаев, реальные связи между этими двумя группами переменных более сложны, чем он ожидал. [ 2 ] [ 3 ]
Лингвистические следы
[ редактировать ]В некоторых славянских языках глаголы, обозначающие брак , свидетельствуют о патрилокальности. По- польски глагол «выйти замуж», когда его произносит женщина, — это wyjść za mąż , а по -русски — выйти замуж ( vyjti Zamuzh ). Оба означают буквально «выйти за мужа». Для сравнения: по-польски мужчина может просто żenić się , а по-русски он может жениться , что означает «жениться на себе». (Синонимичное выражение - wziąć kobietę za żonę / взять в жёны, «взять женщину в жены»).
Глаголы, обозначающие брак в венгерском языке, демонстрируют патрилокальность. Глагол, означающий «выйти замуж», когда это делает женщина, — это férjhez menni , что буквально означает «покинуть [семейный дом] ради мужа». Однако глаголы házasodni и megházasodni , означающие «домить себе», и összeházasodni «жили вместе», могут использоваться как мужчинами, так и женщинами. Точно так же испанский термин «жениться», casarse буквально означает «домить себе» (от испанского , «дом»). , гендерно-нейтрален и casa жилая пара».
Действительно, во многих европейских языках, включая английский, глагол «жениться» может в конечном итоге происходить от причастия прошедшего времени от протоиндоевропейского *mari, обозначающего молодую женщину - например, снабженную *mari. [ 4 ]
Неандертальцы и ранние гоминиды
[ редактировать ]Утверждается, что эта практика также была распространена среди некоторых неандертальских популяций. В 2010 году в Испании была найдена могила возрастом 49 000 лет, в которой находились три связанных друг с другом мужчин и три женщины, не связанные друг с другом, что позволяет предположить, что они были партнерами мужчин. [ 5 ]
Исследование, проведенное в 2011 году с использованием соотношения изотопов стронция в зубах, также показало, что примерно 2 миллиона лет назад среди групп австралопитеков и парантропов на юге Африки женщины имели тенденцию селиться дальше от региона своего рождения, чем мужчины. [ 6 ] [ 7 ]
Исследование, проведенное в 2022 году данных 13 неандертальцев из двух стоянок среднего палеолита в Горном Алтае на юге Сибири: 11 из Чагырской пещеры и 2 из пещеры Окладникова, позволило изучить митохондриальную ДНК, которую матери передают своим детям, и сравнить ее с Y. хромосом, который передается от отца. Они обнаружили большее генетическое разнообразие в митохондриальной ДНК, что позволяет предположить, что женщины, возможно, чаще переходили из сообщества в сообщество, чем мужчины, возможно, когда они выбирали себе партнера.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бертон, ML; Мур, CC; Уайтинг, JWM; Ромни, АК (1996). «Регионы по социальной структуре. Современная антропология» (PDF) . 37 (1): 87–123. дои : 10.1086/204474 . S2CID 54183406 .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Коротаев, Андрей (весна 2003 г.). «Форма брака, половое разделение труда и послебрачное проживание в межкультурной перспективе: пересмотр». Журнал антропологических исследований . 59 (1). Издательство Чикагского университета : 69–89. дои : 10.1086/jar.59.1.3631445 . S2CID 147513567 .
- ^ Коротаев, Андрей (ноябрь 2003 г.). «Разделение труда по полу и место проживания после брака в межкультурной перспективе: пересмотр». Межкультурные исследования . 37 (4). МУДРЕЦ : 335–372. дои : 10.1177/1069397103253685 . S2CID 145694651 .
- ^ «жениться (определение)» . etymonline.com . Интернет-словарь этимологии .
- ^ Боудлер, Нил (21 декабря 2010 г.). «Семья неандертальцев найдена съеденной в пещере в Испании» . Новости Би-би-си .
- ^ Боудлер, Нил (2 июня 2011 г.). «Древние пещерные женщины «покинули дома детства» » . Новости Би-би-си . Проверено 2 июня 2011 г.
- ^ Коупленд, Сэнди Р.; и др. (1 июня 2011 г.). «Доказательства использования изотопа стронция в ландшафте ранними гомининами». Природа . 474 (7349): 76–78. дои : 10.1038/nature10149 . ПМИД 21637256 . S2CID 205225222 .
Библиография
[ редактировать ]- Эмбер, Мелвин; Эмбер, Кэрол Р. (июнь 1971 г.). «Условия, благоприятствующие матрилокальному, а не патрилокальному проживанию» . Американский антрополог . 73 (3). Уайли: 571–594. дои : 10.1525/aa.1971.73.3.02a00040 . JSTOR 671756 .
- Фокс, Робин (1967). Родство и брак: антропологический взгляд . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-27823-6 .
- Коротаев, Андрей (2001). «Апология Джорджа Питера Мердока. Разделение труда по полу и место проживания после брака в межкультурной перспективе: пересмотр» . Мировые культуры . 12 (2). Калифорнийский университет, Ирвин : 179–203. Архивировано из оригинала 22 апреля 2018 г. Проверено 26 апреля 2018 г. PDF.
- Коротаев, Андрей (ноябрь 2003 г.). «Разделение труда по полу и место проживания после брака в межкультурной перспективе: пересмотр». Межкультурные исследования . 37 (4). МУДРЕЦ : 335–372. дои : 10.1177/1069397103253685 . S2CID 145694651 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Схема и объяснение патрилокального проживания. Архивировано 6 февраля 2006 г. в Wayback Machine.