Система исполнительных функций Делиса-Каплана
Система исполнительных функций Делиса-Каплана | |
---|---|
Синонимы | Д-КЭФС |
Цель | измерять различные вербальные и невербальные исполнительные функции |
Система исполнительных функций Делиса-Каплана ( D-KEFS ) представляет собой нейропсихологический тест, используемый для измерения различных вербальных и невербальных управляющих функций как у детей, так и у взрослых (в возрасте 8–89 лет). Эта оценка разрабатывалась в течение десяти лет Дином Делисом , Эдит Каплан и Джоэлом Крамером и была опубликована в 2001 году. D-KEFS включает девять тестов, которые были разработаны отдельно. Таким образом, не существует совокупных показателей или совокупных оценок успеваемости экзаменуемого. Подавляющее большинство этих тестов представляют собой модифицированные, ранее существовавшие меры (например, тест на прохождение маршрута ); однако некоторые из этих показателей представляют собой новые показатели исполнительных функций (например, тест контекста слова).
Девять тестов
[ редактировать ]Эта мера состоит из следующих субтестов:
- Тест создания маршрута измеряет гибкость мышления при выполнении зрительно-моторной последовательности.
- Тест на беглость речи измеряет беглость букв, беглость категорий и переключение категорий.
- Тест на беглость дизайна измеряет начало поведения при решении проблем, беглость создания визуальных паттернов, креативность в рисовании новых дизайнов, одновременную обработку при рисовании дизайнов при соблюдении правил и ограничений задачи, а также подавление ранее нарисованных ответов.
- Тест на интерференцию цвета и слова измеряет способность подавлять доминирующую и автоматическую вербальную реакцию.
- Тест на сортировку оценивает навыки формирования концепций, навыки решения проблем, специфичные для модальности (вербальные/невербальные), а также способность абстрактно объяснять концепции сортировки.
- Тест на двадцать вопросов позволяет оценить способность классифицировать, формулировать абстрактные вопросы типа «да/нет», а также учитывать отзывы экзаменатора для формулирования более эффективных вопросов типа «да/нет».
- измеряет Тест словесного контекста вербальную модальность, дедуктивное мышление, интеграцию множества битов информации, проверку гипотез и гибкость мышления.
- Башенный тест оценивает пространственное планирование, усвоение правил, подавление импульсивных и настойчивых реакций, а также способность устанавливать и поддерживать набор инструкций.
- Тест на пословицы измеряет способность человека формировать новые словесные абстракции.
Эти 9 подтестов позволяют получить 16 основных оценок достижений и сотни дополнительных оценок ошибок, контрастности, точности и временных интервалов. Таким образом, использование компьютеризированного помощника по подсчету баллов (доступного для приобретения у издателя тестов) делает подсчет показателя менее трудоемким.
Эта оценка была нормирована по репрезентативной выборке. [1] D-KEFS подвергся критике, поскольку только 17% значений надежности, опубликованных в руководстве D-KEFS, превышают значение 0,80. [ нужны разъяснения ] [2] Однако это может не вызывать серьезного беспокойства из-за проблем с измерением исполнительных функций. [1] D-KEFS дает всестороннее представление о навыках EF человека, а сложность этих задач делает их чувствительными к обнаружению даже легких повреждений головного мозга. [3]
В 2009 году сокращенная форма D-KEFS была включена в Advanced Clinical Solutions (ACS) для WAIS-IV и WMS-IV (опубликовано Pearson/PsychCorp). Эта сокращенная форма D-KEFS состоит из двух подтестов: теста «Прокладывание маршрута» и теста на беглость речи. Используя программное обеспечение ACS, экзаменаторы могут сравнивать результаты этих двух подтестов с результатами WAIS-IV и WMS-IV, что позволяет провести более комплексную оценку функционирования.
В 2011 году Кроуфорд и др. предоставлено бесплатное компьютерное программное обеспечение, которое позволяет оценщику рассчитывать важные дополнительные значения. Эти значения помогают определить, заметно ли отклоняется общая картина результатов испытуемого по D-KEFS от нормальной популяции (полученной с использованием статистического метода Монте-Карло). Кроме того, эти значения помогают оценщику выявлять ложно низкие оценки, возникающие из-за завышенной частоты ошибок первого типа, когда в рамках одного и того же инструмента генерируется несколько оценок. [4]
В клинических условиях
[ редактировать ]D-KEFS был разработан для использования в клинических условиях для различных групп населения. В частности, он оценивает легкое повреждение головного мозга в лобных долях . D-KEFS также помогает определить, как дефицит мышления более высокого порядка может повлиять на функционирование человека. В свою очередь, результаты деятельности человека можно использовать для разработки стратегий преодоления трудностей и программ реабилитации, адаптированных к профилю сильных и слабых сторон человека в исполнительных функциях. D-KEFS предназначен для использования школьными психологами в школьных условиях, в частности, его можно использовать в качестве важного инструмента, дополняющего традиционные тесты интеллекта и других базовых навыков достижения результатов. Эта оценка использовалась для ряда различных клинических групп, включая пациентов с: поражениями лобных долей , [5] синдром дефицита внимания с гиперактивностью , [6] специфические нарушения обучаемости , [7] расстройства настроения (например, биполярное расстройство ), [8] расстройства аутистического спектра , [9] черепно-мозговая травма , [10] алкогольный синдром плода , [11] нейровоспалительные заболевания (например, рассеянный склероз ) [12] и расщепление позвоночника . [13]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Шанк А.В., Дэвис А.В., Дин Р.С. (2006). «. ОБЗОР ТЕСТОВ: Дин К. Делис, Эдит Каплан и Джоэл Х. Крамер, Система исполнительных функций Делиса Каплана (D-KEFS), Психологическая корпорация, Сан-Антонио, Техас, 2001. 415 долларов США (полный комплект)». Прикладная нейропсихология . 13 (4): 275–279. дои : 10.1207/s15324826an1304_9 . S2CID 144802069 .
- ^ Шмидт М (2003). «. Как попало? Понимание исполнительных функций». Журнал Международного нейропсихологического общества . 9 : 962–964. дои : 10.1017/S1355617703230162 .
- ^ Делис, округ Колумбия, Крамер Дж. Х., Каплан Э., Холднак Дж. (2004). «Письмо в редакцию: Надежность и достоверность системы исполнительных функций Делис-Калплан: обновление». Журнал Международного нейропсихологического общества . 10 (2): 301–303. дои : 10.1017/S1355617704102191 . ПМИД 15012851 . S2CID 46355530 .
- ^ Кроуфорд-младший, Гартуэйт П.Х., Сазерленд Д., Борланд Н. (2011). «Некоторые дополнительные методы анализа системы исполнительных функций Делиса Каплана». Психологическая оценка . 23 (4): 888–898. дои : 10.1037/a0023712 . ПМИД 21574720 .
- ^ Бальдо СП, Делис, округ Колумбия, Каплан Э (2003). «Роль управляющих функций в языке: данные нового теста на вербальное мышление». Журнал Международного нейропсихологического общества . 9 : 183.
- ^ Доннелли Дж. Ф., Карт Э., Крамер Дж. Х., Зупан Б., Хиншоу С. (2001). «Исполнительная функция у девочек с подтипами СДВГ». Журнал Международного нейропсихологического общества . 7 :201.
- ^ Бернингер В., О'Доннелл (2004). «Научно-обоснованная диагностика специфических нарушений обучаемости». Из клинического использования и интерпретации WISC-IV . Сан-Диего, Калифорния: Academic Press.
- ^ Симонсен С, Сундет К, Васкинн А, Биркенес А, Энг Дж, Хансен С, Андреассен О (2008). «Нейрокогнитивные профили при биполярном расстройстве I и биполярном расстройстве II: различия в характере и степени дисфункции». Биполярные расстройства . 10 (2): 245–255. дои : 10.1111/j.1399-5618.2007.00492.x . ПМИД 18271903 .
- ^ Кляйнханс Н.М., Акшумофф Н.А., Куршен Э (2003). «Управляющее функционирование при аутизме и синдроме Аспергера: результаты D-KEFS». Журнал Международного нейропсихологического общества . 9 : 273.
- ^ Мартин Т.А., Хоффман Н.М., Дондерс Дж. (2003). «Клиническая полезность оценки соотношения теста Trail Making Test». Прикладная нейропсихология . 10 (3): 163–169. дои : 10.1207/S15324826AN1003_05 . ПМИД 12890642 . S2CID 33822785 .
- ^ Шонфельд, AM; Мэттсон С.Н.; Ланг А.Р.; Делис, округ Колумбия; Райли EP (2001). «Вербальная и невербальная беглость речи у детей с тяжелым пренатальным воздействием алкоголя». Журнал исследований алкоголя . 62 (2): 239–246. дои : 10.15288/jsa.2001.62.239 . ПМИД 11327190 .
- ^ Бенедикт Р., Кокс Д., Томпсон Л., Фоли Ф., Вайнсток-Гуттман Б., Мюншауэр Ф. (2004). «Надежный скрининг нейропсихологических нарушений при рассеянном склерозе». Рассеянный склероз . 10 (6): 675–678. дои : 10.1191/1352458504ms1098oa . ПМИД 15584493 . S2CID 33358521 .
- ^ Стубберуд Дж., Ример Г., Гримсруд К., Паум Э.П. (2009). «) Жизнь со spina bifida: неврологическая и нейропсихологическая адаптация» . Исследование спинномозговой жидкости . 6 (Дополнение 2): S6. дои : 10.1186/1743-8454-6-s2-s6 . ПМК 2786161 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дэвис, Эндрю, изд. (2011). Справочник детской нейропсихологии . Нью-Йорк: Издательство Springer. ISBN 978-0-8261-0629-2 .
- Бейкер, Д.А. (июнь 2012 г.). «Справочник детской нейропсихологии» . Архив клинической нейропсихологии (обзор). 27 (4): 470–471. дои : 10.1093/arclin/acs037 .
- Штраус, Эстер; Шерман, Элизабет М.; Спрен, Отфрид (2006). Сборник нейропсихологических тестов: проведение, нормы и комментарии . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-515957-8 .