Jump to content

Трансгрессивная фантастика

Трансгрессивная фантастика — это жанр литературы , в котором основное внимание уделяется персонажам, которые чувствуют себя ограниченными нормами и ожиданиями общества и вырываются из этих ограничений необычными или незаконными способами. [1]

Литературный контекст

[ редактировать ]

восстают против основных норм общества, они Поскольку главные герои трансгрессивной художественной литературы могут показаться психически больными , антисоциальными или нигилистическими . В этом жанре широко рассматриваются табуированные темы, такие как наркотики, сексуальная активность , насилие, инцест , педофилия и преступность. Жанр «трансгрессивной фантастики» определил Los Angeles Times литературный критик Майкл Сильверблатт . [1]

Эссе Мишеля Фуко «Предисловие к трансгрессии» (1963) дает важное методологическое происхождение концепции трансгрессии в литературе. В эссе используется «История глаза» как Жоржа Батая пример трансгрессивной художественной литературы. [2]

Рене Чун, журналист The New York Times , описал трансгрессивную фантастику:

Литературный жанр, в котором наглядно исследуются такие темы, как инцест и другие аномальные сексуальные практики, нанесение увечий, прорастание половых органов в различных местах человеческого тела, городское насилие и насилие в отношении женщин, употребление наркотиков и крайне неблагополучные семейные отношения. основано на предпосылке, что знание можно найти на грани опыта и что тело является местом получения знаний. [3]

Этот жанр был предметом споров, и многие предшественники трансгрессивной художественной литературы, в том числе Уильям С. Берроуз и Хьюберт Селби-младший , были объектами судебных процессов по поводу непристойности . [4]

Трансгрессивная художественная литература имеет сходство со сплаттерпанком , нуаром и эротической фантастикой в ​​своей готовности изображать запрещенное поведение и шокировать читателей. Но оно отличается тем, что главные герои часто ищут способы улучшить себя и свое окружение, хотя и необычные и крайние. Большая часть трансгрессивной художественной литературы посвящена поискам самоидентичности , внутреннего мира или личной свободы . Не связанные обычными ограничениями вкуса и литературных условностей, его сторонники утверждают, что трансгрессивная художественная литература способна давать острые социальные комментарии. [5]

Основные идеи трансгрессивной фантастики ни в коем случае не новы. Многие произведения, которые сейчас считаются классикой, затрагивали противоречивые темы и резко критиковали социальные нормы. Ранние примеры включают скандальные произведения маркиза де Сада и де Лотреамона » графа «Песни Мальдорора (1869). [6] французского писателя Эмиля Золя о социальных условиях и «плохом поведении». Примерами могут служить работы [7] как и русские Федора Достоевского романы «Преступление и наказание» (1866). [8] и записки из подполья (1864) [9] и » норвежца Кнута Гамсуна психологически обусловленный « Голод (1890). [10] Сексуальную расточительность можно увидеть в двух самых ранних европейских романах, « Сатириконе» и «Золотом осле» , а также (с оговорками) «Молль Фландерс» и некоторых эксцессах ранней готической фантастики . [11]

Более простой и буквальный пример трансгрессивной художественной литературы – это Кейт Шопен » «Пробуждение , в котором замужняя женщина чувствует себя ограниченной гендерными конструкциями своего общества и давлением, налагаемым на нее семьей и друзьями, чтобы она усердно выполняла свои обязанности в качестве мать и жена, бросает семью и вступает во внебрачные связи. [12] Комментируя гендерные роли конца XIX века, «Пробуждение» подверглось серьезной критике за изображение женщины, неверной своей семье, несмотря на то, что Шопен написал несколько подобных рассказов до «Пробуждения» публикации . В настоящее время он считается вехой ранней феминистской литературы . [12]

Раннее развитие жанра было предсказано в работах писателей начала 20-го века, таких как Октав Мирбо , Жорж Батай и Артур Шницлер , которые исследовали психосексуальное развитие . [13] [14] [15]

6 декабря 1933 года федеральный судья США Джон М. Вулси отменил федеральный запрет на « » Джеймса Джойса Улисса . [16] Книга была запрещена в США из-за того, что правительство назвало ее непристойной, особенно части «монолога» Молли Блум в конце книги. [17] Random House Inc. оспорила иск о непристойности в федеральном суде и получила разрешение напечатать книгу в США. Часто цитируют объяснение судьи Вулси по поводу снятия запрета: «Закон касается только нормального человека». [18]

В конце 1950-х годов американское издательство Grove Press под руководством издателя Барни Россета начало выпускать романы десятилетней давности, которые в течение многих лет не публиковались в большей части англоязычного мира из-за спорной тематики. Два из этих произведений, «Любовник леди Чаттерлей» ( Д. Г. Лоуренса рассказ о романе женщины из высшего общества с мужчиной из рабочего класса) и «Тропик рака» ( сексуальная одиссея Генри Миллера ), стали предметом знаковых судебных процессов по делу о непристойности ( «Любовник леди Чаттерлей») . также судили в Великобритании и Австрии ). [19] Обе книги были признаны непристойными и вынудили суды США взвесить достоинства литературы , которая когда-то сразу же была бы признана порнографической (см. тест Миллера ). [20] Точно так же автор Владимир Набоков опубликовал «Лолиту» в 1955 году, что вызвало большие споры из-за гебефилии , возникшей между главными героями книги, Гумбертом Гумбертом и Лолитой. Трансгрессивная природа этой темы сделала «Лолиту» книгой, которую часто можно найти в списке книг, запрещенных правительством. [21] и список наиболее часто оспариваемых книг в Соединенных Штатах . [22]

Grove Press также опубликовала откровенные произведения писателей- битников , что привело к еще двум судебным процессам по делу о непристойности. [23] Первое касалось «Войл » , стихотворения Аллена Гинзберга написанного в 1955 году, которое прославляло американскую контркультуру и осуждало лицемерие и пустоту в обществе. [24] Второй касался Уильяма С. Берроуза галлюцинаторного сатирического романа «Голый обед» (1959). [25] Обе работы содержали непристойные описания частей тела и половых актов. Гроув также опубликовал Хьюберта Селби-младшего анекдотический роман «Последний выход в Бруклин» (1964), известный своими суровыми изображениями преступников и секс-работников, а также грубой, вдохновленной сленгом прозой. [26] фильм «Последний выезд в Бруклин» был признан непристойным. В Великобритании [27] Grove Press выиграла все эти судебные процессы, и эти победы открыли путь как к легальной публикации трансгрессивной художественной литературы, так и к привлечению внимания к этим произведениям. [28]

В 1970-х и 80-х годах процветало целое подполье трансгрессивной фантастики. Его крупнейшими звездами были Дж. Г. Баллард , британский писатель, известный своими странными и пугающими романами -антиутопиями ; [29] Кэти Акер , американка, известная своими секс-позитивными феминистскими произведениями; [30] и Чарльз Буковски , американец, известный своими рассказами о распутстве, пьянстве и азартных играх. [31] Пресловутая киноверсия 1971 года « Энтони Берджесса содержала Заводного апельсина» сцены изнасилования и «ультранасилия» со стороны футуристической молодежной банды, использующей свой собственный арго , и оказала большое влияние на массовую культуру ; Впоследствии он был отозван в Великобритании и подвергнут жесткой цензуре в США. [32]

В 1990-х годах рост альтернативного рока и его явно мрачной субкультуры открыл для писателей-трансгрессистов возможность стать более влиятельными и коммерчески успешными, чем когда-либо прежде. [33] Примером этого является влияние романа канадца Дугласа Купленда 1990 года « Поколение X: Сказки для ускоренной культуры» , в котором исследуется экономически мрачное и зацикленное на апокалипсисе мировоззрение возрастной группы Купленда. В романе популяризировался термин «поколение X» для описания этой возрастной группы. [34] Среди других влиятельных авторов этого десятилетия — Брет Истон Эллис , известный своими романами о развратных яппи ; [35] Ирвин Уэлш , известный своими изображениями ; наркозависимой молодежи из рабочего класса Шотландии [36] и Чак Паланик , известный своими причудливыми попытками уйти от пресной потребительской культуры . [37] Оба тома литературной критики Элизабет Янг этого периода широко и исключительно посвящены этому кругу авторов и контекстам, в которых можно рассматривать их произведения. [38]

В начале 21-го века появились такие писатели, как Руперт Томсон , Р.Д. Рональд и Келли Браффет, а их главные герои еще больше выдвинули табу на криминальные, сексуальные, жестокие, наркотические, членовредительства, антисоциальные и психические заболевания из тени трансгрессивный зонтик вышел на передний план основной художественной литературы. [39] Действие романов Рональда «Слоновье дерево» и «Комната зомби» происходит в вымышленном городе Гарден-Хайтс и представляет собой свежий, современный плавильный котел, демонстрирующий объединение культурного и социального недовольства и разочарования Великобритании и США, которые раньше изображались совсем по-другому. [40]

В Великобритании на этот жанр большое влияние оказала «литература рабочего класса». [41] в котором часто изображаются персонажи, пытающиеся избежать бедности изобретательными способами, в то время как в США этот жанр больше фокусируется на персонажах среднего класса, пытающихся избежать эмоциональных и духовных ограничений своего образа жизни. [42]

Известные работы

[ редактировать ]

Генри Миллер

Уильям С. Берроуз

Джордж Батай

Vladimir Nabokov

Хьюберт Селби мл.

Дж. Г. Баллард

Рю Мураками

Кэтрин Данн

Кэти Акер

Брет Истон Эллис

Деннис Купер

Ирвин Уэлш

Мэтью Стоко

  • Коровы (1998)

Чак Паланик

Алисса Наттинг

Блейк Батлер

  • 300,000,000 (2014)

Элль Нэш

Крис Келсо

Nikanor Teratologen

  • Престарелая (1993)

Джейсон Танамор

  • Аноним (2013)

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Word Watch - декабрь 1996 г., The Atlantic Monthly.
  2. ^ Фуко, Мишель (1963). «Предисловие к трансгрессии». «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 19 августа 2014 года . Проверено 10 мая 2015 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  3. ^ The New York Times - 23 апреля 1995 г., стр. 49, 52.
  4. ^ Джадсон, Джордж (10 августа 1997 г.). «Голые обеды и сэндвичи с реальностью: как битники победили Первую поправку» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 30 апреля 2020 г.
  5. ^ Сильверблатт, Майкл (1 августа 1993 г.). «ШОКОВЫЙ ПРИЗЫВ / Кто эти писатели и почему они хотят причинить нам вред?: Новая фантастика о трансгрессии» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 21 апреля 2020 г.
  6. ^ Вольф, Ян (январь 2015 г.). «Жестокие песни» . Еженедельное Алиби . Проверено 3 июня 2022 г.
  7. ^ Нельсон, Брайан (29 сентября 2013 г.). «Эмиль Золя и целостность изображения» . ОУПблог . Проверено 3 июня 2022 г.
  8. ^ Томсон, Ян (15 ноября 2021 г.). «Рецензия на «Грешницу и святого» – историю «Преступления и наказания» Достоевского» . Хранитель . Проверено 28 мая 2022 г.
  9. ^ Каро, Тони (18 июля 2018 г.). «Трансгрессивная злобная сторона «Записок из подполья» » . Переосмысление Достоевского . Проверено 21 апреля 2020 г.
  10. ^ Джоя, Тед (29 февраля 2016 г.). «Голод Кнута Гамсуна» . капризная фантастика . Проверено 28 мая 2022 г.
  11. ^ «Готическая литература» . Энциклопедия.com . Проверено 11 мая 2022 г.
  12. ^ Перейти обратно: а б Вэй Уоткинс, Клэр (5 февраля 2020 г.). «Классический роман, рассматривающий удовольствие как путь к свободе» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 23 декабря 2023 г.
  13. ^ Ортофер, Массачусетс (19 марта 2015 г.). «Сад пыток Октава Мирбо» . Полный обзор . Проверено 3 июня 2022 г.
  14. ^ Брукс, Питер (12 февраля 1978 г.). «Шокер 28 года» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 3 июня 2022 г.
  15. ^ Гей, Питер (11 июля 1999 г.). «Секс и тоска в Старой Вене» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 3 июня 2022 г.
  16. ^ «В этот день…6 декабря» . Центр Джеймса Джойса . 6 декабря 2013 года . Проверено 28 мая 2022 г.
  17. ^ Корриган, Морин (26 июня 2014 г.). « Самая опасная книга»: богатая сокровищница с картой «Улисса» Джеймса Джойса » . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Проверено 3 июня 2022 г.
  18. ^ МакГрат, Чарльз; Галчен, Ривка (9 июня 2015 г.). «Как бы сегодня приняли «Улисса»?» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 22 апреля 2020 г.
  19. ^ Менанд, Луи (4 декабря 2016 г.). «Запрещенные книги и блокбастеры» . Житель Нью-Йорка . Проверено 3 июня 2022 г.
  20. ^ Махлин, Шерри (25 сентября 2013 г.). «Неделя запрещенных книг: Тропик рака Генри Миллера» . Публичная библиотека Нью-Йорка . Проверено 23 апреля 2020 г.
  21. ^ «Запрещенная и оспариваемая классика» . Американская библиотечная ассоциация . 26 марта 2013 года . Проверено 28 мая 2022 г.
  22. ^ «Запрещенная книга: Лолита» . Политика и проза . Проверено 28 мая 2022 г.
  23. ^ Гласс, Лорен (30 сентября 2011 г.). «Контркультурный колофон, часть II: Grove Press в 1960-е годы» . Лос-Анджелесский обзор книг . Проверено 28 мая 2022 г.
  24. ^ Гудин, Бретань (26 июня 2014 г.). «Вой Гинзберга и рождение нового поколения литературы» . Искусственность . Проверено 28 мая 2022 г.
  25. ^ Майлз, Барри (5 сентября 1993 г.). «Внутри аутсайдера» . Чикаго Трибьюн . Проверено 21 апреля 2020 г.
  26. ^ Гамильтон, Дениз (11 марта 1988 г.). «Из тени снова появляется легенда: массовое признание снова догоняет автора Селби «Последний выход в Бруклин»» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 3 июня 2022 г.
  27. ^ Леоне, Райан (26 октября 2014 г.). «Американская мечта Хьюберта Селби-младшего» . Битдом . Проверено 21 апреля 2020 г.
  28. ^ Чун, Рене (23 апреля 1995 г.). «Голый завтрак, обед и ужин» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 25 апреля 2020 г.
  29. ^ Л. Улин, Давид (16 сентября 2014 г.). «Провидец с острым краем» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 30 апреля 2020 г.
  30. ^ Торнтон, Джонатан (13 декабря 2021 г.). «Пираты, панки и квесты: трансгрессивные, преобразующие романы Кэти Акер» . Тор.com . Проверено 11 мая 2022 г.
  31. ^ Кирш, Адам (6 марта 2005 г.). «Трансгрессивные ощущения Чарльза Буковски» . Житель Нью-Йорка . Проверено 30 апреля 2020 г.
  32. ^ Джоя, Тед (29 сентября 2014 г.). «Когда выросла научная фантастика» . концептуальная фантастика . Проверено 21 апреля 2020 г.
  33. ^ Гримшоу, Майк (25 сентября 2002 г.). «Культурный пессимизм и рок-критика Брета Истона Эллиса, пишущего (как) ад» . CТеория . Проверено 28 мая 2022 г.
  34. ^ Абкариан, Робин (12 июня 1991 г.). «Ответная реакция бумеров: * Поколения: каково на самом деле быть двадцатилетним? Новый роман Дугласа Коупленда — это резкий портрет жизни после яппи» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 30 апреля 2020 г.
  35. ^ Гарнер, Дуайт (24 марта 2016 г.). «Оглядываясь назад, «американский психопат» очень похож на нас» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 26 апреля 2020 г. .
  36. ^ Макфарлейн, Роберт (20 августа 2006 г.). «Обнаружение боли» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 26 апреля 2020 г. .
  37. ^ Кертис, Брайан (22 июня 2005 г.). «Прыжок веры Чака Паланика» . Сланец . Проверено 25 апреля 2020 г.
  38. ^ Уильямс, Джон (23 марта 2001 г.). «Элизабет Янг» . Хранитель . Проверено 28 мая 2022 г.
  39. ^ Ньютон, Мод (22 мая 2006 г.). «Интервью с Рупертом Томсоном» . Мод Ньютон . Проверено 22 апреля 2020 г.
  40. ^ Левин, Грег (18 апреля 2018 г.). «Интервью с Р.Д. Рональдом, трансгрессивным писателем для всех и ни для кого» . Грег Левин . Проверено 28 мая 2022 г.
  41. ^ Ромеро, Деннис (26 июня 1996 г.). «Добавление немного выдержки в современные романы» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 28 мая 2022 г.
  42. ^ Спенсер, Скотт (13 сентября 1987 г.). «Люби меня, люби мой Porsche» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 28 мая 2022 г.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a6c70ac44c49c032ddcdd8c514c834f9__1720649640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a6/f9/a6c70ac44c49c032ddcdd8c514c834f9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Transgressive fiction - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)