Трансгрессивная фантастика
Трансгрессивная фантастика — это жанр литературы , в котором основное внимание уделяется персонажам, которые чувствуют себя ограниченными нормами и ожиданиями общества и вырываются из этих ограничений необычными или незаконными способами. [1]
Литературный контекст
[ редактировать ]восстают против основных норм общества, они Поскольку главные герои трансгрессивной художественной литературы могут показаться психически больными , антисоциальными или нигилистическими . В этом жанре широко рассматриваются табуированные темы, такие как наркотики, сексуальная активность , насилие, инцест , педофилия и преступность. Жанр «трансгрессивной фантастики» определил Los Angeles Times литературный критик Майкл Сильверблатт . [1]
Эссе Мишеля Фуко «Предисловие к трансгрессии» (1963) дает важное методологическое происхождение концепции трансгрессии в литературе. В эссе используется «История глаза» как Жоржа Батая пример трансгрессивной художественной литературы. [2]
Рене Чун, журналист The New York Times , описал трансгрессивную фантастику:
Литературный жанр, в котором наглядно исследуются такие темы, как инцест и другие аномальные сексуальные практики, нанесение увечий, прорастание половых органов в различных местах человеческого тела, городское насилие и насилие в отношении женщин, употребление наркотиков и крайне неблагополучные семейные отношения. основано на предпосылке, что знание можно найти на грани опыта и что тело является местом получения знаний. [3]
Этот жанр был предметом споров, и многие предшественники трансгрессивной художественной литературы, в том числе Уильям С. Берроуз и Хьюберт Селби-младший , были объектами судебных процессов по поводу непристойности . [4]
Трансгрессивная художественная литература имеет сходство со сплаттерпанком , нуаром и эротической фантастикой в своей готовности изображать запрещенное поведение и шокировать читателей. Но оно отличается тем, что главные герои часто ищут способы улучшить себя и свое окружение, хотя и необычные и крайние. Большая часть трансгрессивной художественной литературы посвящена поискам самоидентичности , внутреннего мира или личной свободы . Не связанные обычными ограничениями вкуса и литературных условностей, его сторонники утверждают, что трансгрессивная художественная литература способна давать острые социальные комментарии. [5]
История
[ редактировать ]Основные идеи трансгрессивной фантастики ни в коем случае не новы. Многие произведения, которые сейчас считаются классикой, затрагивали противоречивые темы и резко критиковали социальные нормы. Ранние примеры включают скандальные произведения маркиза де Сада и де Лотреамона » графа «Песни Мальдорора (1869). [6] французского писателя Эмиля Золя о социальных условиях и «плохом поведении». Примерами могут служить работы [7] как и русские Федора Достоевского романы «Преступление и наказание» (1866). [8] и записки из подполья (1864) [9] и » норвежца Кнута Гамсуна психологически обусловленный « Голод (1890). [10] Сексуальную расточительность можно увидеть в двух самых ранних европейских романах, « Сатириконе» и «Золотом осле» , а также (с оговорками) «Молль Фландерс» и некоторых эксцессах ранней готической фантастики . [11]
Более простой и буквальный пример трансгрессивной художественной литературы – это Кейт Шопен » «Пробуждение , в котором замужняя женщина чувствует себя ограниченной гендерными конструкциями своего общества и давлением, налагаемым на нее семьей и друзьями, чтобы она усердно выполняла свои обязанности в качестве мать и жена, бросает семью и вступает во внебрачные связи. [12] Комментируя гендерные роли конца XIX века, «Пробуждение» подверглось серьезной критике за изображение женщины, неверной своей семье, несмотря на то, что Шопен написал несколько подобных рассказов до «Пробуждения» публикации . В настоящее время он считается вехой ранней феминистской литературы . [12]
Раннее развитие жанра было предсказано в работах писателей начала 20-го века, таких как Октав Мирбо , Жорж Батай и Артур Шницлер , которые исследовали психосексуальное развитие . [13] [14] [15]
6 декабря 1933 года федеральный судья США Джон М. Вулси отменил федеральный запрет на « » Джеймса Джойса Улисса . [16] Книга была запрещена в США из-за того, что правительство назвало ее непристойной, особенно части «монолога» Молли Блум в конце книги. [17] Random House Inc. оспорила иск о непристойности в федеральном суде и получила разрешение напечатать книгу в США. Часто цитируют объяснение судьи Вулси по поводу снятия запрета: «Закон касается только нормального человека». [18]
В конце 1950-х годов американское издательство Grove Press под руководством издателя Барни Россета начало выпускать романы десятилетней давности, которые в течение многих лет не публиковались в большей части англоязычного мира из-за спорной тематики. Два из этих произведений, «Любовник леди Чаттерлей» ( Д. Г. Лоуренса рассказ о романе женщины из высшего общества с мужчиной из рабочего класса) и «Тропик рака» ( сексуальная одиссея Генри Миллера ), стали предметом знаковых судебных процессов по делу о непристойности ( «Любовник леди Чаттерлей») . также судили в Великобритании и Австрии ). [19] Обе книги были признаны непристойными и вынудили суды США взвесить достоинства литературы , которая когда-то сразу же была бы признана порнографической (см. тест Миллера ). [20] Точно так же автор Владимир Набоков опубликовал «Лолиту» в 1955 году, что вызвало большие споры из-за гебефилии , возникшей между главными героями книги, Гумбертом Гумбертом и Лолитой. Трансгрессивная природа этой темы сделала «Лолиту» книгой, которую часто можно найти в списке книг, запрещенных правительством. [21] и список наиболее часто оспариваемых книг в Соединенных Штатах . [22]
Grove Press также опубликовала откровенные произведения писателей- битников , что привело к еще двум судебным процессам по делу о непристойности. [23] Первое касалось «Войл » , стихотворения Аллена Гинзберга написанного в 1955 году, которое прославляло американскую контркультуру и осуждало лицемерие и пустоту в обществе. [24] Второй касался Уильяма С. Берроуза галлюцинаторного сатирического романа «Голый обед» (1959). [25] Обе работы содержали непристойные описания частей тела и половых актов. Гроув также опубликовал Хьюберта Селби-младшего анекдотический роман «Последний выход в Бруклин» (1964), известный своими суровыми изображениями преступников и секс-работников, а также грубой, вдохновленной сленгом прозой. [26] фильм «Последний выезд в Бруклин» был признан непристойным. В Великобритании [27] Grove Press выиграла все эти судебные процессы, и эти победы открыли путь как к легальной публикации трансгрессивной художественной литературы, так и к привлечению внимания к этим произведениям. [28]
В 1970-х и 80-х годах процветало целое подполье трансгрессивной фантастики. Его крупнейшими звездами были Дж. Г. Баллард , британский писатель, известный своими странными и пугающими романами -антиутопиями ; [29] Кэти Акер , американка, известная своими секс-позитивными феминистскими произведениями; [30] и Чарльз Буковски , американец, известный своими рассказами о распутстве, пьянстве и азартных играх. [31] Пресловутая киноверсия 1971 года « Энтони Берджесса содержала Заводного апельсина» сцены изнасилования и «ультранасилия» со стороны футуристической молодежной банды, использующей свой собственный арго , и оказала большое влияние на массовую культуру ; Впоследствии он был отозван в Великобритании и подвергнут жесткой цензуре в США. [32]
В 1990-х годах рост альтернативного рока и его явно мрачной субкультуры открыл для писателей-трансгрессистов возможность стать более влиятельными и коммерчески успешными, чем когда-либо прежде. [33] Примером этого является влияние романа канадца Дугласа Купленда 1990 года « Поколение X: Сказки для ускоренной культуры» , в котором исследуется экономически мрачное и зацикленное на апокалипсисе мировоззрение возрастной группы Купленда. В романе популяризировался термин «поколение X» для описания этой возрастной группы. [34] Среди других влиятельных авторов этого десятилетия — Брет Истон Эллис , известный своими романами о развратных яппи ; [35] Ирвин Уэлш , известный своими изображениями ; наркозависимой молодежи из рабочего класса Шотландии [36] и Чак Паланик , известный своими причудливыми попытками уйти от пресной потребительской культуры . [37] Оба тома литературной критики Элизабет Янг этого периода широко и исключительно посвящены этому кругу авторов и контекстам, в которых можно рассматривать их произведения. [38]
В начале 21-го века появились такие писатели, как Руперт Томсон , Р.Д. Рональд и Келли Браффет, а их главные герои еще больше выдвинули табу на криминальные, сексуальные, жестокие, наркотические, членовредительства, антисоциальные и психические заболевания из тени трансгрессивный зонтик вышел на передний план основной художественной литературы. [39] Действие романов Рональда «Слоновье дерево» и «Комната зомби» происходит в вымышленном городе Гарден-Хайтс и представляет собой свежий, современный плавильный котел, демонстрирующий объединение культурного и социального недовольства и разочарования Великобритании и США, которые раньше изображались совсем по-другому. [40]
В Великобритании на этот жанр большое влияние оказала «литература рабочего класса». [41] в котором часто изображаются персонажи, пытающиеся избежать бедности изобретательными способами, в то время как в США этот жанр больше фокусируется на персонажах среднего класса, пытающихся избежать эмоциональных и духовных ограничений своего образа жизни. [42]
Известные работы
[ редактировать ]- Тропик Рака (1934)
- Тропик Козерога (1939)
- Розовое распятие (1949–59)
- Наркоман (1953)
- Голый обед (1959)
- История глаза (1928)
- Лолита (1955)
- Ада или Ардор (1969)
- Последний выход в Бруклин (1964)
- Реквием по мечте (1978)
- Выставка злодеяний (1970)
- Авария (1973)
- Почти прозрачный синий (1976)
- Компьютерная любовь (1989)
- Меньше нуля (1985)
- Американский психопат (1991)
- Свежий (1991)
- Коровы (1998)
- Бойцовский клуб (1996)
- Невидимые монстры (1999)
- Призраки (2005)
- Тампа (2013)
- 300,000,000 (2014)
- Животные поедают друг друга (2018)
- Обнаженные (2021)
- Рвотный рефлекс (2022)
- Трилогия ДРЕГС (2020)
- Престарелая (1993)
Джейсон Танамор
- Аноним (2013)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Word Watch - декабрь 1996 г., The Atlantic Monthly.
- ^ Фуко, Мишель (1963). «Предисловие к трансгрессии». «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 19 августа 2014 года . Проверено 10 мая 2015 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ The New York Times - 23 апреля 1995 г., стр. 49, 52.
- ^ Джадсон, Джордж (10 августа 1997 г.). «Голые обеды и сэндвичи с реальностью: как битники победили Первую поправку» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 30 апреля 2020 г.
- ^ Сильверблатт, Майкл (1 августа 1993 г.). «ШОКОВЫЙ ПРИЗЫВ / Кто эти писатели и почему они хотят причинить нам вред?: Новая фантастика о трансгрессии» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 21 апреля 2020 г.
- ^ Вольф, Ян (январь 2015 г.). «Жестокие песни» . Еженедельное Алиби . Проверено 3 июня 2022 г.
- ^ Нельсон, Брайан (29 сентября 2013 г.). «Эмиль Золя и целостность изображения» . ОУПблог . Проверено 3 июня 2022 г.
- ^ Томсон, Ян (15 ноября 2021 г.). «Рецензия на «Грешницу и святого» – историю «Преступления и наказания» Достоевского» . Хранитель . Проверено 28 мая 2022 г.
- ^ Каро, Тони (18 июля 2018 г.). «Трансгрессивная злобная сторона «Записок из подполья» » . Переосмысление Достоевского . Проверено 21 апреля 2020 г.
- ^ Джоя, Тед (29 февраля 2016 г.). «Голод Кнута Гамсуна» . капризная фантастика . Проверено 28 мая 2022 г.
- ^ «Готическая литература» . Энциклопедия.com . Проверено 11 мая 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Вэй Уоткинс, Клэр (5 февраля 2020 г.). «Классический роман, рассматривающий удовольствие как путь к свободе» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 23 декабря 2023 г.
- ^ Ортофер, Массачусетс (19 марта 2015 г.). «Сад пыток Октава Мирбо» . Полный обзор . Проверено 3 июня 2022 г.
- ^ Брукс, Питер (12 февраля 1978 г.). «Шокер 28 года» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 3 июня 2022 г.
- ^ Гей, Питер (11 июля 1999 г.). «Секс и тоска в Старой Вене» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 3 июня 2022 г.
- ^ «В этот день…6 декабря» . Центр Джеймса Джойса . 6 декабря 2013 года . Проверено 28 мая 2022 г.
- ^ Корриган, Морин (26 июня 2014 г.). « Самая опасная книга»: богатая сокровищница с картой «Улисса» Джеймса Джойса » . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Проверено 3 июня 2022 г.
- ^ МакГрат, Чарльз; Галчен, Ривка (9 июня 2015 г.). «Как бы сегодня приняли «Улисса»?» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 22 апреля 2020 г.
- ^ Менанд, Луи (4 декабря 2016 г.). «Запрещенные книги и блокбастеры» . Житель Нью-Йорка . Проверено 3 июня 2022 г.
- ^ Махлин, Шерри (25 сентября 2013 г.). «Неделя запрещенных книг: Тропик рака Генри Миллера» . Публичная библиотека Нью-Йорка . Проверено 23 апреля 2020 г.
- ^ «Запрещенная и оспариваемая классика» . Американская библиотечная ассоциация . 26 марта 2013 года . Проверено 28 мая 2022 г.
- ^ «Запрещенная книга: Лолита» . Политика и проза . Проверено 28 мая 2022 г.
- ^ Гласс, Лорен (30 сентября 2011 г.). «Контркультурный колофон, часть II: Grove Press в 1960-е годы» . Лос-Анджелесский обзор книг . Проверено 28 мая 2022 г.
- ^ Гудин, Бретань (26 июня 2014 г.). «Вой Гинзберга и рождение нового поколения литературы» . Искусственность . Проверено 28 мая 2022 г.
- ^ Майлз, Барри (5 сентября 1993 г.). «Внутри аутсайдера» . Чикаго Трибьюн . Проверено 21 апреля 2020 г.
- ^ Гамильтон, Дениз (11 марта 1988 г.). «Из тени снова появляется легенда: массовое признание снова догоняет автора Селби «Последний выход в Бруклин»» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 3 июня 2022 г.
- ^ Леоне, Райан (26 октября 2014 г.). «Американская мечта Хьюберта Селби-младшего» . Битдом . Проверено 21 апреля 2020 г.
- ^ Чун, Рене (23 апреля 1995 г.). «Голый завтрак, обед и ужин» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 25 апреля 2020 г.
- ^ Л. Улин, Давид (16 сентября 2014 г.). «Провидец с острым краем» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 30 апреля 2020 г.
- ^ Торнтон, Джонатан (13 декабря 2021 г.). «Пираты, панки и квесты: трансгрессивные, преобразующие романы Кэти Акер» . Тор.com . Проверено 11 мая 2022 г.
- ^ Кирш, Адам (6 марта 2005 г.). «Трансгрессивные ощущения Чарльза Буковски» . Житель Нью-Йорка . Проверено 30 апреля 2020 г.
- ^ Джоя, Тед (29 сентября 2014 г.). «Когда выросла научная фантастика» . концептуальная фантастика . Проверено 21 апреля 2020 г.
- ^ Гримшоу, Майк (25 сентября 2002 г.). «Культурный пессимизм и рок-критика Брета Истона Эллиса, пишущего (как) ад» . CТеория . Проверено 28 мая 2022 г.
- ^ Абкариан, Робин (12 июня 1991 г.). «Ответная реакция бумеров: * Поколения: каково на самом деле быть двадцатилетним? Новый роман Дугласа Коупленда — это резкий портрет жизни после яппи» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 30 апреля 2020 г.
- ^ Гарнер, Дуайт (24 марта 2016 г.). «Оглядываясь назад, «американский психопат» очень похож на нас» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 26 апреля 2020 г. .
- ^ Макфарлейн, Роберт (20 августа 2006 г.). «Обнаружение боли» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 26 апреля 2020 г. .
- ^ Кертис, Брайан (22 июня 2005 г.). «Прыжок веры Чака Паланика» . Сланец . Проверено 25 апреля 2020 г.
- ^ Уильямс, Джон (23 марта 2001 г.). «Элизабет Янг» . Хранитель . Проверено 28 мая 2022 г.
- ^ Ньютон, Мод (22 мая 2006 г.). «Интервью с Рупертом Томсоном» . Мод Ньютон . Проверено 22 апреля 2020 г.
- ^ Левин, Грег (18 апреля 2018 г.). «Интервью с Р.Д. Рональдом, трансгрессивным писателем для всех и ни для кого» . Грег Левин . Проверено 28 мая 2022 г.
- ^ Ромеро, Деннис (26 июня 1996 г.). «Добавление немного выдержки в современные романы» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 28 мая 2022 г.
- ^ Спенсер, Скотт (13 сентября 1987 г.). «Люби меня, люби мой Porsche» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 28 мая 2022 г.
Библиография
[ редактировать ]- Мукерджи, Робин (2013). Трансгрессивная фантастика: новая сатирическая традиция . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан . п. 255. ИСБН 978-1-349-33318-9 .
- Никол, Бран (2009). Кембриджское введение в постмодернистскую фантастику . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета . п. 220. ИСБН 978-0-521-86157-1 .
- Макхейл, Брайан; Платт, Лен (2016). Кембриджская история постмодернистской литературы . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета . п. 552. ИСБН 978-1107140271 .
- Слокомб, Уильям (2006). Нигилизм и возвышенный постмодернизм: (Привет) история сложных отношений от романтизма к постмодернизму . Нью-Йорк: Рутледж . п. 224. ИСБН 0-415-97529-8 .