Ятаган
Ятаган ( / ˈ s ɪ m ɪ t ər / или / ˈ s ɪ m ɪ t ɑːr / ) [1] представляет собой однолезвийный меч с выпуклым изогнутым лезвием. [2] [3] [4] ассоциируется с культурами Ближнего Востока, Южной Азии или Северной Африки. Европейский термин «ятаган» относится не к одному конкретному типу меча, а к набору различных восточных изогнутых мечей, вдохновленных типами, завезенными на Ближний Восток гилманами из Центральной Азии . К таким мечам относятся персидский шамшир (происхождение слова ятаган), арабский саиф , индийский тальвар , североафриканская нимча , турецкий килидж и афганский пулвар . [4] [5] Все такие мечи изначально произошли от более ранних изогнутых мечей, разработанных в тюркской Средней Азии ( Туркестане ). [6]
Этимология
[ редактировать ]Английский термин «ятаган» засвидетельствован с середины 16 века и происходит либо от среднефранцузского cimeterre (15 век), либо от итальянского скимитарра . Основным источником этих терминов является искажение персидского шамшира . [7] [8] Ятаган стал использоваться для описания всех изогнутых восточных клинков, в отличие от прямых и обоюдоострых европейских мечей того времени. [примечание 1]
Термин سَيْف saif на арабском языке может относиться к любому ближневосточному (или североафриканскому, южноазиатскому) мечу, прямому или изогнутому. Саиф родственен древнегреческому xiphos , которое, возможно, было заимствовано из семитского языка, поскольку и saif , и xiphos восходят к старому ( бронзового века ) бродяге Восточного Средиземноморья неизвестного окончательного происхождения. Ричард Ф. Бертон выводит оба слова из египетского сфет . [10]
История использования
[ редактировать ]Самые ранние свидетельства о ятаганах относятся к 9 веку среди солдат в Хорасане . [11] Их использовали в конной войне из-за их относительно легкого веса по сравнению с более крупными мечами, а также их изогнутой конструкции, подходящей для рубящих ударов противников во время езды на лошади. Кочевники-всадники на собственном опыте усвоили, что изогнутая кромка лучше подходит для рубящих ударов, поскольку дуга лезвия соответствует дуге взмаха руки всадника, когда он рубит цель во время галопа. [12] Турки, монголы, раджпуты и сикхи использовали ятаганы в войне, как и многие другие народы.
Ятаган был широко распространен на Ближнем Востоке, по крайней мере, с периода Османской империи до тех пор, пока эпоха бездымного порохового огнестрельного оружия не отнесла мечи к одежде и церемониальным функциям. Египетский хопеш , привезенный в Египет гиксосами , напоминал ятаганы. [13] Хопеш иногда считают ятаганом. [2] [14] Ранние мечи в исламских странах обычно были прямыми и обоюдоострыми, следуя традиции оружия, используемого исламским пророком Мухаммедом . [15] Хотя знаменитый обоюдоострый меч Зульфикар , которым владел Али , имел изогнутую форму, изогнутый дизайн, вероятно, был завезен в центральные исламские страны тюркскими воинами из Центральной Азии, которые использовались в качестве королевских телохранителей в 9 веке. [15] и клинок эпохи Аббасидов был обнаружен в Хорасане . [15] [11] Эти тюркские воины носили сабли раннего типа , которые использовались в Центральной Азии с VII века, но первоначально не получили широкого распространения в исламских странах. Сохранилась единственная сельджукская сабля примерно 1200 года, что может указывать на то, что в этой империи изогнутые клинки пользовались некоторой популярностью. [16] После монгольских вторжений в 13 веке изогнутые мечи, которые предпочитала тюркская кавалерия, оказали длительное влияние на большую часть Ближнего Востока. Внедрение этих мечей происходило постепенно, начиная вскоре после монгольского завоевания и продолжаясь вплоть до 15 века. [12] В ходе исламизации турок килидж становился все более популярным в исламских армиях. Когда империя Сельджуков вторглась в Персию и стала первой тюркско-мусульманской политической силой в Западной Азии, килидж стал доминирующей формой меча. [17] Иранский шамшир был создан во времена тюркской империи сельджуков в Иране.
Символизм
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Июль 2021 г. ) |
Ятаган был символом с древних времен. Для аккадцев ятаган, или арфа , изображался в искусстве как нечто, принадлежащее царям и богине Иштар . В древневавилонский период искусство изображало таких богов, как Мардук , Иштар, Нинурта и Нергал, держащих ятаганы как символ королевской власти. Обычная сцена, изображаемая в этот период, - король или бог, попирающий врага, с ятаганом в левой руке. [18]
Меч (или саиф ) является важным символом в арабских культурах и используется как метафора во многих фразах арабского языка.
Это слово также встречается в различных символических и статусных названиях на арабском языке (и принятых на других языках), используемых в исламских государствах, в частности:
- В независимом йеменском имамате:
- Сайф ад-Дол а и его вариации означают «Меч государства».
- Саиф Улла Аль-Масул, «обнаженный меч Божий», был дарован Мухаммедом, в частности, недавнему новообращенному и военному командиру Халиду ибн аль-Валиду .
- Саиф уль-Мульк «меч королевства» был почетным титулом, присвоенным падшахами Великих Моголов Хинда (Индия), например, как один из личных титулов (включая Наваба Бахадура , на один ранг выше титула его династии), присвоенного в 1658 году императором Великих Моголов. Аурангзеб Навабу Мухаммаду Баязид - хану Бахадуру, высокому мансабдару , чей джагир Малеркотлы был с помощью Санада возведен в императорский риясат, став, таким образом, независимым правителем.
- Саиф уль-Али , «Меч Али», относится, возможно, к самому известному мечу в исламской истории, принадлежавшему как Мухаммеду, так и позже Али, Зульфикару, и которым Али убил мекканского пехотинца, рассекая ему шлем и голову. в битве при Ухуде, и которым он (Али) убил Амра, свирепого и разрушительного мекканского солдата, в битве у траншеи в Медине.
Саиф и Саиф ад-Дин «Меч религии» также являются распространенными мужскими (и мужскими) исламскими именами .
Ятаган появляется как символ русских на финском гербе Карелии , на котором изображены две бронированные руки, сражающиеся на мечах - одна западная и одна восточная, что представляет собой беспокойную историю Карелии как пограничного региона между востоком и западом. . [19] [20] В этом контексте меч и ятаган попали в герб Финляндии , на котором изображен лев, размахивающий мечом и топчущий ятаган. [21]
В книге «Исламофобия: превращение мусульман в врагов» Питер Готшалк и Габриэль Гринберг утверждают, что ятаган был присвоен западной культурой и Голливудом, чтобы символизировать арабских мусульман в негативном свете. Несмотря на то, что мусульмане использовали мечи с прямым лезвием в течение первых двух столетий крестовых походов , европейские христиане, возможно, более тесно связали христианскую крестообразную форму мечей со своим делом. Авторы отметили, что американские карикатуристы используют ятаган как символ «мусульманского варварства», несмотря на иронию того, что ятаганы носят с некоторыми американскими военными униформами. [22]
В европейском искусстве
[ редактировать ]В произведениях Шекспира ятаган был символом Востока и исламского мира . [23]
Ятаганы использовались в востоковедных изображениях мужчин Ближнего Востока XIX века. [24] В 20 веке их часто использовали для обозначения того, что персонаж был выходцем с Ближнего Востока и играл роль злодея. [24]
В СМИ
[ редактировать ]- Ятаганы использовались Калормена воинами и членами королевской семьи в «Хрониках Нарнии» , таких как «Конь и его мальчик» и «Последняя битва» .
- В фильме 1975 года « Монти Пайтон и Святой Грааль » персонаж говорит: «Если бы я пошел и сказал, что я император, только потому, что какой-то мокрый придурок швырнул в меня ятаган, они бы меня упрятали!» Это сатирическая отсылка к легенде о короле Артуре и Леди Озера .
- Ятаган использовался Морганом Фрименом, когда он играл Азима Эдина Башира Аль-Бакира, мавританского союзника главного героя фильма «Робин Гуд: Принц воров» .
- Ятаганы — оружие, которое Аладдин использовал в фильме 1992 года .
- Ятаганы широко используются в Assassin's Creed серии видеоигр , особенно в первой игре , Assassin's Creed II , Assassin's Creed Brotherhood , Assassin's Creed: Revelations , Assassin's Creed III: Liberation , Assassin's Creed IV: Black Flag , Assassin's Creed Rogue и Assassin's Creed. Единство .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Это очевидно в книге Томаса Пейджа «Использование широкого меча» (1746).
«Меч был огромной длины и ширины, тяжелый и громоздкий, предназначенный только для рубящих ударов силой сильной руки; пока Время и Опыт не обнаружили недостатки, постепенно уменьшали его длину и облегчали вес. к более удобной форме ятагана , который был впервые изобретен восточными народами и по сей день остается их основным оружием:...» «Сарацины, турки и персы использовали только три разных броска. со Скимитаром , и один из них только верхом на лошади; двое других пешие». [9]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Ятаган» . Словарь Merriam-Webster.com .
- ^ Jump up to: а б Гордон, Д.Х. (1958). «14. Ятаганы, сабли и фальшионы» . Мужчина . 58 : 22–27. дои : 10.2307/2795551 . ISSN 0025-1496 . JSTOR 2795551 . Архивировано из оригинала 29 июля 2021 г. Проверено 29 июля 2021 г.
- ^ Грансей, Стивен В. (1935). «Индийский ятаган» . Бюллетень Метрополитен-музея . 30 (7): 141–142. дои : 10.2307/3254984 . ISSN 0026-1521 . JSTOR 3254984 . Архивировано из оригинала 29 июля 2021 г. Проверено 29 июля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Фёлль, Хельмут. «Типы мечей — железо, сталь и мечи» . Университет Христиана-Альбрехта в Киле . Инженерный факультет Кильского университета . Проверено 2 августа 2021 г.
- ^ Саяди, Омер (16 марта 2020 г.). «Ятаган» . Символика БВСА . Архивировано из оригинала 19 октября 2021 г. Проверено 30 июля 2021 г.
- ^ Николь, Д. (2007). Крестоносная война: мусульмане, монголы и борьба против крестовых походов . Хэмблдонский континуум. п. 175.
- ^ Бертон, сэр Ричард Фрэнсис (1884). Книга Меча . Чатто и Виндус. п. 126. ИСБН 978-0-598-44331-1 . Архивировано из оригинала 29 июля 2021 г. Проверено 29 июля 2021 г.
- ^ Кэннон, Гарланд Хэмптон; Кэй, Алан С. (2001). Персидский вклад в английский язык: исторический словарь . Отто Харрасовиц Верлаг. п. 128. ИСБН 978-3-447-04503-2 . Архивировано из оригинала 29 июля 2021 г. Проверено 29 июля 2021 г.
- ^ Страница 1746 .
- ^ Ричард Фрэнсис Бертон (1987). Книга Меча . Лондон, Англия: Дувр. ISBN 978-0-486-25434-0 .
- ^ Jump up to: а б Линдси 2005 , с. 64.
- ^ Jump up to: а б «Военные сабли династии Цин | Мандаринский особняк» . www.mandarinmansion.com . Архивировано из оригинала 26 февраля 2021 г. Проверено 28 сентября 2019 г.
- ^ Дин 2017 , с. 76.
- ^ Прайс 1885 , с. 59.
- ^ Jump up to: а б с Александр, Дэвид (2001). «МЕЧИ И САБЛИ В РАННИЙ ИСЛАМСКИЙ ПЕРИОД» . Гладиус . XXI : 193–220. дои : 10.3989/гладиус.2001.86 . S2CID 161188853 .
- ^ Хаазе, Клаус-Петер; и др. (1993). Восточное великолепие: исламское искусство от немецкого Pvt. Коллекции . Гамбург: Музей искусства и промышленности. ISBN 3861085070 .
- ^ Сеть, История войны (24 марта 2018 г.). «Ятаган: как один меч доминировал в войне на протяжении веков» . Национальный интерес . Проверено 1 августа 2021 г.
- ^ Массафра 2011 , с. 342.
- ^ Саволайнен и Мехтонен 2016 , стр. 281.
- ^ Вастл-Вальтер 2016 , с. 53.
- ^ Гольмий 2001 , с. 64.
- ^ Готшалк, Питер (2008). Исламофобия: превращение мусульман в врагов . Габриэль Гринберг. Лэнхэм: Издательство Rowman & Littlefield. стр. 46–48. ISBN 978-0-7425-5286-9 . ОСЛК 87130031 .
- ^ Ниайеш, Ладан (13 декабря 2009 г.). «О жемчуге и ятаганах: Шекспировский базар восточного реквизита» . Материалы конгрессов Французского Шекспировского общества (27): 83–98. дои : 10.4000/shakespeare.1507 . ISSN 2271-6424 .
- ^ Jump up to: а б Сенсой, Озлем (15 декабря 2016 г.). «Злой мусульманин: неоориентализм и учебная программа поп-культуры» . Критическое образование . 7 (16). дои : 10.14288/ce.v7i16.186189 .
Библиография
[ редактировать ]- Дин, Ребекка (31 марта 2017 г.). Война и вооружение в династическом Египте . Книги о ручке и мече. ISBN 978-1-4738-6205-0 .
- Холмио, Армас К.Э. (19 июня 2001 г.). История финнов в Мичигане . Издательство Государственного университета Уэйна. ISBN 978-0-8143-4000-4 .
- Линдси, Джеймс Э. (2005). Повседневная жизнь в средневековом исламском мире . Издательская группа Гринвуд . ISBN 978-0-313-32270-9 .
- Массафра, Анджела (2011). «Некоторые изогнутые церемониальные орудия II тысячелетия до нашей эры в Национальном музее Бейрута» (PDF) . Бюллетень археологии и ливанской архитектуры . 15 : 339–350. [ мертвая ссылка ]
- Пейдж, Томас (1746). Использование широкого меча. В котором показан истинный метод борьбы с этим оружием, каким оно сейчас используется среди горцев . М. Чейз.
- Прайс, FGH (1885 г.). Заметки о некоторых древнеегипетских орудиях . Королевский антропологический институт Великобритании и Ирландии.
- Саволайнен, Матти; Мехтонен, премьер-министр (22 апреля 2016 г.). Готические топографии: язык, национальное построение и «раса» . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-317-12603-4 .
- Вастл-Вальтер, Дорис (1 апреля 2016 г.). Научный справочник Routledge по пограничным исследованиям . Рутледж. ISBN 978-1-317-04398-0 .