Кровавые деньги в исламе
Часть серии о |
Исламская юриспруденция ( фикх ) |
---|
Исламоведение |
Дия ( араб . دية ; мн.: diyāt , араб . ديات ) в исламском праве — это финансовая компенсация, выплачиваемая жертве или наследникам жертвы в случаях убийства, телесных повреждений или имущественного ущерба по ошибке. Это наказание, альтернативное кисасу (равному возмездию). По-арабски это слово означает и деньги за кровь , и выкуп , и иногда оно пишется как дийя или дийе . [ нужна ссылка ]
Это применимо только в том случае, если убийство совершено по ошибке и, во-вторых, семья жертвы имеет свободное согласие пойти на компромисс с виновной стороной; в противном случае применяется кисас . [ где? ] [ кем? ]
Ставки компенсации Дия исторически различались в зависимости от пола и религии жертвы. [1] [2] [3] В современную эпоху дия играет роль в правовой системе Ирана , Пакистана , Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов . [4] В Иране и Пакистане дия одинакова для мусульман и немусульман. [5] [6] [7] в то время как в Саудовской Аравии все зависит от религии жертвы. [3]
Основание в Священном Писании
[ редактировать ]Коран . определяет принцип кисаса (т.е. возмездия) и компенсации ( дия ) в случаях, когда один мусульманин убивает другого мусульманина [8]
Верующему [мусульманину] не разрешено убивать верующего, если только это не произойдет по ошибке. Тот, кто убил верующего по ошибке, должен освободить верующего раба и выплатить дийю семье убитого, если они не передадут ее в качестве милостыни. Если он (жертва) из народа, враждебного вам, и он верующий, то (епитимья) освободить верующего раба. И если он происходит из народа, между которым и вами есть завет, то дийа должна быть выплачена его народу и (также) верующий раб должен быть освобожден. А кто не имеет средств, должен поститься два месяца подряд. Покаяние от Аллаха . Аллах – Знающий, Мудрый.
Об этом также упоминается в хадисах .
Передал Абу Джухайфа: Я спросил Али: «Есть ли у тебя что-нибудь божественное, кроме Корана ? » Или, как однажды сказала Уяина: «Кроме того, что есть у народа?» 'Али сказал: «Клянусь Тем, Кто заставил зерно расколоться (прорасти) и создал душу, у нас нет ничего, кроме того, что есть в Коране, и способности (дара) понимать Книгу Аллаха , которой Он может наделить человека, и тем, что есть написано на этом листе бумаги». Я спросил: «Что на этой бумаге?» Он ответил: «Правовые правила кровавых денег [дийа] и (выкупа за) освобождение пленников, а также решение о том, что ни один мусульманин не должен быть убит в Кисасе (равенство в наказании) за убийство кафира (неверующего)».
Передал отец Хишама: «Умар спросил людей: «Кто слышал, как Пророк выносил приговор относительно абортов?» Аль-Мугира сказал: «Я слышал, как он рассуждал о том, что раба мужского или женского пола следует отдавать в качестве кровавых денег [дия]. Умар сказал: «Представьте свидетеля, чтобы засвидетельствовать ваше заявление». Мухаммад бин Маслама сказал: «Я свидетельствую». что Пророк вынес такое решение».
Умар ибн Абд аль-Азиз , ранний халиф, восхищавшийся своим благочестием и ученостью, правил Дией:
Яхья рассказал мне от Малика, что он слышал, что Умар ибн Абд аль-Азиз принял решение, согласно которому в случае убийства еврея или христианина его кровавые деньги составляли половину кровавых денег [дия] свободного мусульманина.
— Аль-Муватта , 43 15.8b
В традиционном исламском праве
[ редактировать ]Исламское право рассматривает убийство и непреднамеренное убийство (а не только телесные повреждения и материальный ущерб) как гражданский спор между верующими. [9] а не исправительное наказание со стороны государства для поддержания порядка. [10] Преступник должен либо столкнуться с равным возмездием, известным как Кисас («Жизнь за жизнь, око за око, нос за нос, ухо за ухо, зуб за зуб и раны равны за равные». Коран 5:45 ), [11] выплатить дият жертве или наследникам жертвы или получить прощение от жертвы или наследника(ов) жертвы. [12] [13]
Во всех случаях смерти, ранения и ущерба, согласно традиционной доктрине шариата, прокурором является не государство, а только жертва или наследник жертвы (или владелец, в случае, когда жертва является рабом). [13] Дия на практике аналогична «внесудебному урегулированию » деликта . [14] но с важными отличиями. В соответствии с практикой шариата урегулирование гражданской ответственности, подобное правонарушению, ограничивается имущественным ущербом, в то время как в случаях телесных повреждений и смерти компенсация дийя «деньги за кровь» фиксируется по формуле (например, стоимость определенного количества верблюдов). [15] [16] Жертва, наследник или опекун жертвы могут альтернативно простить телесные повреждения или убийство в качестве акта религиозной благотворительности (искупление своих прошлых грехов).
Ценность дията во всех школах шариата варьировалась в зависимости от религии и правового статуса жертвы (свободной или рабской). [16] Для свободного мусульманина ценность жизни традиционно определялась как стоимость 100 верблюдов. Это было оценено в 1000 динаров или 12000 дирхамов, что соответствует 4,25 кг золота или от 29,7 до 35,64 кг серебра. [16] Стоимость дийи в случае, если жертва была немусульманином (зимми) или рабом, варьировалась в шариате разных школ исламского права. [16] Дийя должна быть выплачена убийцей или имуществом убийцы. В некоторых случаях, например, когда убийца является несовершеннолетним, дийа причитается семье убийцы ( Акиле ). [17] В других случаях группа («Акила»), которая должна выплатить дийа жертве или наследникам жертвы, — это племя или городские соседи преступника. [18]
Дия для немусульман
[ редактировать ]Дия не является одинаковым для немусульман и мусульман в шариатских судах. [19] [20] Мусульмане и немусульмане рассматриваются как неравные в процессе вынесения приговора в случаях непреднамеренной смерти. [2] [3]
В ранней истории ислама существовали значительные разногласия во мнениях мусульманских юристов относительно применимости кисаса и дийи , когда мусульманин убивал немусульманина ( зимми , мустамина или раба). [21]
Большинство ученых ханафитской школы шариата постановили, что, если мусульманин убивает зимми , кысас применим против мусульманина, но этого можно предотвратить, заплатив дийю . В одном случае ханафитский юрист Абу Юсуф первоначально приказал кисас , когда мусульманин убил зимми , но под давлением халифа Харуна ар-Рашида заменил приказ дией, если члены семьи жертвы не могли доказать, что жертва платила джизью добровольно, поскольку зимми . [22] Кодекс шариата Малики, Шафии и Ханбали исторически постановил, что Кисас не применяется к мусульманину, если он по какой-либо причине убивает любого немусульманина (включая зимми ) или раба. [23] [24]
дийи Вместо этого подлежала выплате . Ранние ханафитские юристы считали, что дийа, подлежащая уплате за жертв-мусульман и немусульман, одинакова, в то время как школы Малики и Ханбали считали, что немусульманская ценность жизни равна половине стоимости жизни мусульманина, а школа Шафиитов считала, что она стоит третий. [25] Школа Джафари считала, что стоимость жертвы-немусульманина составляет всего 800 дирхамов, в отличие от 10 000 дирхамов для жертвы-мусульманина. [16] Сумма компенсации, выплачиваемая владельцу раба убийцей-мусульманином, представляла собой рыночную цену, уплаченную за раба. [23]
В доктринах шариата Ханафи и Малики дийя не выплачивается немусульманину из имущества убийцы, если убийца умирает по естественной или другой причине во время суда. [23]
Если жертвой был мустамин (иностранец-немусульманин, посетивший жертву) или отступник (перешедший из ислама в другую религию), ни дия, ни кисас не применялись к мусульманину, убившему жертву. [21] [25] Но Абдул Азиз бин Мабрук аль-Ахмади передает, что ханафитские ученые говорят, что Мустамин имеет право на Дийю, равную Дийе мусульманина, и он цитирует это мнение группы других мусульманских ученых, включая некоторых сподвижников Пророка. , а также он передает, что это одно из мнений ханбалитов, если убийство произошло намеренно. [26]
Применение в современных мусульманских странах
[ редактировать ]В современную эпоху дия играет роль в правовой системе Ирана , Пакистана , Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов . [4] [27] [28] Например, в Саудовской Аравии наследники жертвы-мусульманина имеют право довольствоваться Дийей вместо казни убийцы. [29]
Сумма дия рассчитывается по-разному в разных штатах, где она является частью правового кодекса. В Пакистане и Саудовской Аравии сумму определяет судья. В Объединенных Арабских Эмиратах правительство согласовывает сумму с семьей или наследниками жертвы от имени преступника. В Иране семья или наследники жертвы договариваются об этом напрямую с преступником. [4]
В Пакистане дия для граждан-мусульман, немусульман и иностранцев одинакова. [5] В 2003 году Иран уравнял дийю для мусульман и немусульман. [6] [7] Тем не менее, права мусульман и немусульман на компенсацию дийа различались в разных мусульманских странах и были неравными в некоторых странах в конце 20-го века, оставаясь неравными в 2010-х годах в Саудовской Аравии. [30] [31] [3]
Обычное право сомалийского народа также признает обязанность дийа , но определяет ее как совершение между подгруппами, или магами , которые могут входить в разные кланы или даже в один и тот же клан. [32]
Некоторые из этих стран также определяют законодательным законодательством иерархию ставок компенсации за жизнь людей; Религиозная принадлежность и пол обычно являются основными факторами, влияющими на эти ставки «кровавых денег».
Саудовская Аравия
[ редактировать ]В Саудовской Аравии , когда человек убивает другого человека, намеренно или непреднамеренно, решение о назначенной сумме за кровь должно приниматься шариатским судом.
Размер компенсации зависит от процента ответственности . Плата за кровь выплачивается не только за убийство, но и в случае неестественной смерти, трактуемой как смерть, например, в результате пожара, промышленного или дорожно-транспортного происшествия, если ответственность за нее лежит на обвиняемом. Сумма компенсации дийа зависит от вероисповедания жертвы. [33]
Хьюман Райтс Вотч и Отчет о религиозной свободе США отмечают, что в шариатских судах Саудовской Аравии «расчет компенсации за смерть или ранение в результате несчастного случая является дискриминационным. мужчина, истец имеет право на получение только 50 процентов компенсации, которую получил бы мужчина-мусульманин, все остальные немусульмане (буддисты, индуисты, джайны, сикхи, анимисты, атеисты) имеют право на получение только одной шестнадцатой суммы; мужчина-мусульманин получит». [3] [34] [35]
Хотя последнее слово в любом урегулировании остается за саудовскими судьями, по состоянию на 2011 год цена дия для мужчины-мусульманина в Саудовской Аравии составляла 300 000 саудовских саудовских риялов (80 000 долларов США) за смерть в результате несчастного случая и 400 000 саудовских сарайов (106 666 долларов США) за умышленное убийство. [36] (Цена была повышена в том же году из-за подорожания верблюдов.) [36]
Дия в Саудовской Аравии вызвала споры, как и в деле 2013 года, когда отец приставал и убил свою пятилетнюю дочь, но избежал тюрьмы, заплатив деньги ее матери. [10]
Иран
[ редактировать ]В течение четырех запретных месяцев; а именно Зу аль-Кида , Зу аль-Хиджа , Мухаррам и Раджаб ; когда войны и убийства традиционно не поощрялись на Аравийском полуострове , а затем и в более широком исламском мире, ставки кровавых денег увеличились на треть. [37]
Исламский уголовный кодекс Ирана 1991 года первоначально предусматривал дийю только для мусульманина. В отсутствие указания о дийе для немусульман иранские судьи сослались на традиционный шиитский фикх. В 2003 году в статью 297 Кодекса 1991 года были внесены изменения согласно фетве аятоллы Хаменеи . Это привело к признанию равного дия для мусульман и немусульман. [6] [7] [38] Однако, согласно отчету Государственного департамента США о свободе вероисповедания в Иране за 2006 год, женщины и бахаи были исключены из положений об уравнивании 2003 года, и что кровь бахаи считалась «моба, то есть ее можно проливать безнаказанно». [38] Исламский уголовный кодекс 2013 года (который заменил кодекс 1991 года) признает равенство между мусульманами и немусульманами в статье 554. [6] Уголовный кодекс 2013 года также уравнивает дия для мужчин и женщин в случаях убийства. [6] Однако, по словам Мохаммада Х. Таваны, неясно, одинаков ли дийа между мужчинами и женщинами в случаях телесных повреждений; это было оставлено на усмотрение иранских судов. [6]
Ирак
[ редактировать ]В Ираке бедуинские племена продолжают требовать денег за кровь, хотя это не обязательно исключает процедуры светской судебной системы. [39]
Пакистан
[ редактировать ]Пакистан , который является преимущественно мусульманской страной-суннитом, в 1990 году принял Постановление о кисасе и дияте, вносящее поправки в статьи 229–338 Уголовного кодекса Пакистана. [40] Новое постановление заменило уголовные законы британской эпохи о телесных повреждениях и убийствах положениями, соответствующими шариату, как того требует шариатская апелляционная коллегия Верховного суда Пакистана. В Уголовно-процессуальный кодекс также были внесены поправки, позволяющие законным наследникам убитого пойти на компромисс и принять дийатскую компенсацию вместо того, чтобы требовать кисаса за убийство или телесные повреждения. ответных наказаний на основе [40] Демократически избранное правительство Наваза Шарифа в 1997 году заменило Постановление, приняв кисас и дийа положения шариата в качестве закона посредством акта своего парламента. [41] Соответствующие шариату законы Кисас и Дият сделали убийство частным правонарушением, а не преступлением против общества или государства, и, таким образом, преследование, судебное преследование и наказание за убийство стали обязанностью наследников и опекунов жертвы. [41] Уголовный кодекс Пакистана модернизировал ханафитскую доктрину кисас и дия , устранив различия между мусульманами и немусульманами. [5]
Споры, возникающие в связи с законом о дияте в Пакистане, связаны со случаями убийств девочек во имя чести, когда убийцы были наняты теми же членами семьи жертвы, которые в соответствии с законом о дияте имеют право простить убийцу. В 2016 году лазейку исправили. [41] [42] Другой проблемой является умышленное убийство или нанесение телесных повреждений бедным людям богатыми людьми, при этом единственным наказанием, которому подвергаются преступники, является выплата денежной компенсации, составляющей небольшую часть их дохода или богатства. [43]
Сомали, Джибути и Сомалиленд
[ редактировать ]Сомалийцы , будь то в Джибути , Сомали или Сомалиленде , преимущественно мусульмане-сунниты. [44] Различные группы внутри сомалийского общества заключают устные соглашения друг с другом для определения закона xeer . Несмотря на этот неформальный характер, существует ряд общепринятых принципов , соглашений и идей, которые составляют ксиер , называемые в совокупности « ксиси адкаадай ».
Дия является одним из этих принципов и по -сомали называется маг . Обычно он выплачивается коллективной группой (кланом, подкланом, родословной или магической группой), из которой происходит преступник, в качестве компенсации за преступления, связанные с убийством , телесным нападением , кражей , изнасилованием и клеветой на личность , выплаченную жертве. или семьи жертвы. [45] Магическая оплата чаще всего принимает форму домашнего скота, обычно верблюдов , которые встречаются в наибольшей концентрации на населенных территориях Сомали и ценятся как мера богатства. Таким образом, жертвы с готовностью примут животное в качестве компенсации. [46]
Связанные понятия
[ редактировать ]Дааиф отмечает, что концепция, подобная дийе, присутствовала в доисламской Аравии , где она выплачивалась товарами или животными, а не деньгами. [47] По крайней мере, один западный исламовед ( Йозеф Шахт ) переводит дийа как верегельд. [48] (Верегельд также известен как «человеческая цена» и представлял собой стоимость каждого существа и части собственности, подлежащую выплате - в случае утраты - в качестве возмещения семье жертвы или владельцу собственности. Она использовалась , например, во франкском Салическом кодексе ).
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Аарон Спевак (2014), Архетипический суннитский ученый: право, теология и мистицизм , SUNY Press, ISBN 978-1438453712 , с. 81
- ^ Jump up to: а б Анвер М. Эмон (2012 г.), Религиозный плюрализм и исламское право: зимми и другие в империи права , Oxford University Press, 2012 г.; ISBN 978-0199661633 , стр. 234-235
- ^ Jump up to: а б с д и Государственный департамент правительства США (2012 г.), САУДОВСКАЯ АРАВИЯ ОТЧЕТ О МЕЖДУНАРОДНОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ СВОБОДЕ 2012 г. Архивировано 28 марта 2017 г. в Wayback Machine , стр. 4
- ^ Jump up to: а б с Суд несудебный. Том IV, выпуск IV . Юридическая фирма STA Дубай. 2018. с. 13. Архивировано из оригинала 26 ноября 2023 г. Проверено 21 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Тахир Васти (2009). Применение исламского уголовного права в Пакистане . Брилл. п. 49. ИСБН 978-9004172258 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Тавана, Мохаммад Х (2014). Три десятилетия исламского уголовного законодательства в Иране: анализ истории законодательства с акцентом на поправки к исламскому уголовному кодексу 2013 года . Электронный журнал исламского и ближневосточного права (EJIMEL), 2(9):24-38. стр. 35-6
- ^ Jump up to: а б с Телленбах, Сильвия (2014). Оксфордский справочник по уголовному праву , Oxford University Press . стр. 261
- ^ Ричард Дж. Террилл (2012), Мировые системы уголовного правосудия: сравнительный обзор , Routledge, ISBN 978-1455725892 , стр. 559
- ^ Тахир Васти (2009), Применение исламского уголовного права в Пакистане: шариат на практике , Brill Academic, ISBN 978-9004172258 , стр. 283-288
- ^ Jump up to: а б Малик, Несрин (5 апреля 2013 г.). «Паралич или кровавые деньги? Искаженное правосудие в Саудовской Аравии» . Хранитель. Архивировано из оригинала 18 февраля 2015 года . Проверено 14 февраля 2015 г.
- ^ Коран 5:45
- ^ Коран 4:92 и Коран 5:45.
- ^ Jump up to: а б Рудольф Питерс (2006), Преступление и наказание в исламском праве, издательство Кембриджского университета, ISBN 978-0521796705 , стр. 44–49, 114, 186–187
- ^ Мэлоун, Норин (20 марта 2009 г.). «Как работают кровавые деньги?» . Шифер. Архивировано из оригинала 15 февраля 2015 года . Проверено 14 февраля 2015 г.
- ^ Юджин Котран и Чибли Маллат (1995), Ежегодник исламского и ближневосточного права - 1994, Том 1, Kluwer Law Publishers, ISBN 9041108831 , стр. 275.
- ^ Jump up to: а б с д и Рудольф Питерс (2006), Преступление и наказание в исламском праве, издательство Кембриджского университета, ISBN 978-0521796705 , стр. 51
- ^ Юджин Котран и Чибли Маллат (1995), Ежегодник исламского и ближневосточного права - 1994, Том 1, Kluwer Law Publishers, ISBN 9041108831 , стр. 275.
- ^ Чибли Маллат (2007), Введение в ближневосточное право , Oxford University Press , ISBN 978-0199230495 , с. 18.
- ^ Арсани Уильям, Несправедливая доктрина гражданского арбитража: шариатские суды в Канаде и Англии, Стэнфордский журнал международных отношений , весна 2010 г., 11 (2), стр. 40-47.
- ^ М. Кар (2005), Энциклопедия женщин и исламских культур: семья, право и политика (ред.: Суад Джозеф, Афсана Нагмабади), Брилл, ISBN 978-9004128187 , стр. 406-407
- ^ Jump up to: а б Йоханан Фридманн (2006), Толерантность и принуждение в исламе: межконфессиональные отношения в мусульманской традиции , издательство Кембриджского университета, ISBN 978-0521026994 , стр. 42-50
- ^ Йоханан Фридманн (2006), Толерантность и принуждение в исламе: межконфессиональные отношения в мусульманской традиции, Cambridge University Press, ISBN 978-0521026994 , стр. 42-43
- ^ Jump up to: а б с Рудольф Питерс и Пери Бирман (2014), The Ashgate Research Compartion to Исламское право , ISBN 978-1409438939 , стр. 169-170
- ^ Дж. Норман Д. Андерсон (2007), Исламское право в Африке, Routledge, ISBN 978-0415611862 , стр. 372-373
- ^ Jump up to: а б Рудольф Питерс и Пери Бирман (2014), The Ashgate Research Compartion to Исламское право , ISBN 978-1409438939 , стр. 129-130
- ^ «Разница между двумя мирами и ее влияние на положения исламского права » . Архивировано из оригинала 30 октября 2023 г. Проверено 24 сентября 2023 г.
- ↑ Путеводитель по правовой системе Исламской Республики Иран. Архивировано 7 января 2012 г. в Wayback Machine , март 2006 г.
- ^ «WLUML: Новости и мнения» . Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 г. Проверено 28 мая 2007 г.
- ^ ОТЧЕТ AI 1998: САУДОВСКАЯ АРАВИЯ. Архивировано 10 августа 2009 г. в Wayback Machine , Amnesty International.
- ^ Дж. Андерсон (1951), Убийства в исламском праве, Бюллетень Школы восточных и африканских исследований , издательство Кембриджского университета, том 13, стр. 811-828
- ^ Ахмед Али (1980), Компенсация за умышленное убийство в исламском праве, Журнал исламского и сравнительного права , Том 9, стр. 39-54
- ^ Более подробное объяснение его роли в обычном праве Сомали см. И. М. Льюис, «Кланы и контракты в Северном Сомалиленде», Африка. Архивировано 16 июля 2019 г. в Wayback Machine , 29 (1959), стр. 274-293.
- ^ « I. УТИЛИЗАЦИЯ ОСТАНКОВ (МЕСТНОЕ ЗАХОРОНЕНИЕ/ОТПРАВКА В ИНДИИ) » Генеральное консульство Индии, Джидда, дата обращения 3 сентября 2010 г.
- ^ Human Rights Watch (2004), Сообщества мигрантов в Саудовской Аравии. Архивировано 10 октября 2017 г. в Wayback Machine.
- ↑ Саудовская Аравия . Архивировано 27 декабря 2020 г. в Wayback Machine БЮРО ДЕМОКРАТИИ, ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ТРУДА, Государственный департамент США, Отчет о международной религиозной свободе за 2011 г. (2011 г.).
- ^ Jump up to: а б «Саудовская Аравия утраивает кровавые деньги до 300 000 саудовских саудовских риялов» . Новости Эмирейтс 24/7. 11 сентября 2011 г. Архивировано из оригинала 15 февраля 2015 г. Проверено 14 февраля 2015 г.
- ^ Исламский уголовный кодекс Исламской Республики Иран - Книга 4 - Статья 299
- ^ Jump up to: а б Государственный департамент США (17 октября 2008 г.). «Отчет о международной религиозной свободе за 2006 год, Государственный департамент США» . Архивировано из оригинала 25 мая 2019 г. Проверено 25 мая 2019 г.
- ^ «Кровавые деньги и иракское племенное правосудие». Архивировано 15 июля 2020 г. в Wayback Machine Джейми Тарабаем. Выпуск выходного дня, суббота, 9 декабря 2006 г. Национальное общественное радио.
- ^ Jump up to: а б Плюсы и минусы законов Кисас и Дият. Архивировано 20 мая 2020 г. в Wayback Machine Dawn, Пакистан (16 сентября 2013 г.).
- ^ Jump up to: а б с Стефани Пало, Шарада перемен: Постановление о кисасе и дияте позволяет убийствам чести оставаться безнаказанными в Пакистане. Архивировано 15 июля 2020 г. в Wayback Machine , 15 UC Davis Journal Int'l Law & Policy, Vol. 15 (2008–2009), стр. 93–118.
- ^ «Убийства чести»: Пакистан закрывает лазейку, позволяющую убийцам выйти на свободу» . 22 августа 2019 года. Архивировано из оригинала 1 февраля 2020 года . Проверено 13 мая 2020 г.
- ^ Мохаммад Кадир (2006), Пакистан - Социальные и культурные преобразования в мусульманской нации, Routledge, ISBN 978-0415492225 , с. 172
- ^ Мохамед Дирие Абдуллахи, Культура и обычаи Сомали , (Greenwood Press: 2001), стр.1
- ^ Доктор Андре Ле Саж (1 июня 2005 г.). «Правосудие без гражданства в Сомали» (PDF) . Центр гуманитарного диалога. Архивировано из оригинала (PDF) 18 января 2012 года.
- ^ Розати, А.; Тевольде, А.; Москони, К. (2007). Животноводство и зоотехника во всем мире . Вагенинген (Нидерланды): Академическое издательство Вагенинген. стр. 168–9. ISBN 9789086860340 .
- ^ Лахсен Дааиф, «Цена крови (дия) в первом веке ислама» в «Гипотезах» 2006 г. (Пантеон - Сорбонна), 2007 г., стр.339-340
- ^ Шахт, Йозеф (1959) [1950]. Истоки мусульманской юриспруденции . Издательство Оксфордского университета. п. 187.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «кровавые деньги» , Arc.Ask3.Ru на арабском языке , Google Translate
- Паралич или кровавые деньги? Перекос в правосудии в Саудовской Аравии The Guardian (5 апреля 2013 г.)
- Кровавые деньги для женщин, рабов и немусульман Аль-Муватта, Книга 43, Малики Фикх
- Возрождение кисаса и дията в Пакистане , Эван Готтесман, Columbia Human Rights Law Review (1992)
- Исламское право на практике: применение законов Кисас и Дият в Пакистане , Тахир Васти, YB Исламское и ближневосточное право (2007)
- Современная интерпретация формулы Дията для определения суммы ущерба: дело об убийствах и телесных повреждениях , С.З. Исмаил, Arab Law Quarterly, том 26, выпуск 3, стр. 361–379
- Когда пролилась кровь: гендер, честь и компенсация в иранских уголовных санкциях , Арзу Осанлоо (2012), Обзор политической и правовой антропологии, 35 (2), стр. 308–326.
- Смертная казнь в Саудовской Аравии - Дия и Кисас Amnesty International (2008 г.)
- Возвращение исламского уголовного права в Северной Нигерии , Р. Питерс, Исследование, проведенное по поручению Европейской комиссии, Нигерия (2001 г.)