Jump to content

СНОВА 99

(Перенаправлено из IAR-109 )
СНОВА 99
Общая информация
Тип Усовершенствованный учебно-тренировочный и легкий штурмовик
Национальное происхождение Румыния
Производитель Самолеты Крайова
Статус В эксплуатации
Основной пользователь Румынские ВВС
Количество построенных 28 (прототип 25 Falcon/C 3)
История
Изготовлено 1985–2008
Дата введения 1987
Первый полет 21 декабря 1985 г.

IAR 99 [ 1 ] «Шойм» ( «Ястреб» ) — усовершенствованный учебно-тренировочный и легкий штурмовик, способный выполнять непосредственной авиационной поддержки и разведки задачи . IAR 99 заменил Aero L-29 Delfin и Aero L-39 Albatros в качестве учебно-тренировочных самолетов румынских ВВС . Самолет имеет полумонококовую конструкцию, с коническим крылом и стреловидным хвостовым оперением. Большая лопастная антенна, установленная под носом по левому борту фюзеляжа, придает учебно-тренировочному самолету IAR 99 характерный внешний вид.

Разработка

[ редактировать ]

Проектирование самолета началось в 1975 году, и это будет первый учебно-тренировочный самолет, полностью спроектированный и построенный в Румынии . В 1979 г. было одобрено финансирование строительства первого тренажера И.А.В. Крайова , где IAR 93 в настоящее время строился штурмовик . Прототип (S-001) совершил полет 21 декабря 1985 года под управлением подполковника Вагнера Штефанеля. [ 2 ] С-002 служил для статических (наземных) испытаний, С-003 был вторым летным прототипом (позже переименованным в 7003).

Самолет поступил в серийное производство в 1987 году, к 1989 году ВВС Румынии было поставлено 17 самолетов . Два из них были потеряны в 1990-х годах (номера 710 и 714).

В 1990 году распад Восточного блока создал новые экспортные возможности для самолетов, но, хотя самолет имел отличные аэродинамические и управляемые качества, он остался позади в своем классе из-за устаревшей авионики , и модернизация стала приоритетом.

IAR 99 в Фарнборо

Первую попытку модернизации предприняла в 1990 году компания I.Av.Craiova совместно с техасской авиастроительной корпорацией Jaffe Aircraft. Самолеты 708 и 709 [ 3 ] были модифицированы путем установки Honeywell авионики , а фонарь был изменен на двухсекционный вместо первоначального цельного. Это изменение будет сохранено для всех последующих самолетов. 708 совершил свой первый полет 8 августа 1990 года, за ним последовал 709 22 августа. Самолеты были показаны на авиашоу в Фарнборо в 1990 году и были предложены для программы Joint Primary Aircraft Training System для Соединенных Штатов Америки, хотя в результате этой работы никаких заказов. В 1991 году самолет номер 712 был оснащен авионикой Collins и принял участие в выставке в Анкаре , Турция.

Самолеты 708, 709 и 712 были переконфигурированы в стандарт и поставлены в ВВС Румынии.

В 1996 году программа модернизации IAR 99 была возобновлена ​​в связи с необходимостью создания учебно-тренировочного самолета для недавно модернизированного МиГ-21 Lancer. израильская компания Elbit Интегратором была выбрана . Пакет авионики совместим с истребительными системами 5-го поколения и создан на основе модернизации МиГ-21 Lancer, но адаптирован к потребностям IAR 99. Первым модернизированным IAR 99 стал 18-й серийный самолет (номер 718), совершивший свой первый полет 22 мая 1997 года. [ 4 ] Модернизированный IAR 99 был представлен в Париже в 1997 году и в Фарнборо в 1998 году.

6 августа 1998 года правительство Румынии одобрило запуск в серийное производство программы модернизации 24 самолетов IAR-99 Řoim, из которых 4 должны были быть поставлены к 2001 году. Министерство национальной обороны Румынии подписывает контракт на поставку этих 24 самолетов на 20 апреля 2000 г., а 14 декабря 2000 г. это число сократилось до 12. [ 5 ] Только семь из них будут построены заново (номера 719–725) и пять модернизированы по сравнению с существующими IAR 99 (номера 709, 711, 712, 713, 717). Они были поставлены в период с 2003 по 2008 год. [ 6 ] постепенно заменяя L-39 Albatros, стоящие на вооружении учебной школы ВВС Румынии.

Таким образом, ВВС Румынии будут иметь 12 IAR 99 C şoim (модернизированные) и 11 IAR 99 Standard , при этом 7003 останутся у Avioane Craiova SA в качестве самолетов-демонстраторов.

В 2015 году консорциум, состоящий из Avioane Craiova , INCAS и CCIZ, объявил. [ 7 ] что улучшенная версия IAR 99 под названием IAR 99 TD находится в стадии разработки. Будет построен единый планер с новым комплексом авионики, двигателем и радаром. Леонардо Виксен 500E [ 8 ] РЛС была выбрана и требует удлинения носовой части на 900мм. Новый двигатель, поддерживающий компьютерное управление, должен заменить разработанный в 1951 году Rolls-Royce Viper . Это, в свою очередь, потребует вдвое большего воздухозаборника. [ 9 ] Ожидается, что прототип будет готов к 2022 году. [ 10 ]

В декабре 2020 года компания Elbit Systems объявила, что получила контракт на модернизацию оставшихся 10 планеров IAR 99 Standard, находящихся на вооружении ВВС Румынии. [ 11 ] Модернизацию, проведенную Avioane Craiova, должна была завершить к 2024 году. Однако из-за нескольких задержек первый самолет был модернизирован в декабре 2023 года. [ 12 ]

Самолет имеет тандемно-ступенчатую кабину двойного управления, оборудованную креслами Martin-Baker Mk 10 с нулевым катапультированием . Сиденье инструктора сзади приподнято на 35 см для обеспечения лучшего обзора. Фонарь был выполнен цельным (прототипы и самолеты 701–707), позже заменен на двухсекционный, оба открывающиеся на правый борт.

Кабина оборудована системой управления HOTAS, а также ЖК-дисплеем (жидкокристаллический дисплей). И пилот, и инструктор оснащены шлемом с дисплеем и прицелом DASH, который в настоящее время установлен на МиГ-21 Lancer. Шлем направляет бортовые системы вооружения на линию прямой видимости пилота. Дисплей визора подтверждает достижение цели. Визор также отображает данные с HUD (Head-Up Display). Полётные и навигационные данные отображаются на HUD, на шлеме DASH и MFDC (цветные многофункциональные дисплеи ).

Авионика

[ редактировать ]
IAR 99 Сокол

Elbit поставляет усовершенствованный комплект авионики для самолета, установленный на шине данных MIL-STD-1553 B. Усовершенствованный комплекс авионики, включая системы связи, навигации, идентификации и компоновку кабины, аналогичен таковому на МиГ-21 LanceR и F-16 истребителях . IAR 99 также оснащен системами видео и разбора полетов.

Системы связи включают в себя связь VHF и UHF, голосовое переговорное устройство и транспондер IFF . Летные системы включают в себя VOR/ILS, связанную VHF, всенаправленную антенну радиолокатор, связанный с системой посадки по приборам . Другие навигационные инструменты включают в себя дальномерное оборудование (DME), автоматический пеленгатор (ADF), инерциальную навигационную систему Northrop Grumman и систему Trimble GPS .

Одной из лучших особенностей авионики самолета является виртуальная система обучения, которая позволяет на основе системы передачи данных моделировать в полете возможности стрельбы и воздушного боя с использованием двух и более самолетов.

Контрмеры

[ редактировать ]

IAR 99 Комплекс радиоэлектронной борьбы основан на Elisra Electronic Systems приемнике радиолокационных предупреждений и электронного противодействия, блоке а также дозаторе ложных целей и сигнальных ракет. Системы интегрируются через шину данных 1553. Приемник радиолокационных предупреждений обнаруживает импульсно-доплеровские , импульсные и непрерывные радиолокационные угрозы и обеспечивает идентификацию угроз путем сравнения характеристик сигнала с базой данных об угрозах.

Варианты

[ редактировать ]
IAR 99 «Стандарт»
Первоначальный вариант создавался как вводный тренажер для IAR-93 .
IAR 99, номер 7003, приземлился в 2006 году. Обратите внимание, под кабиной: логотип белой птицы, перекрывающий желтую надпись «Swift».
IAR 109 «Стриж»
была начата программа модернизации. В 1992 году в партнерстве с IAI Lahav [ 13 ] Израиля как для использования , так и для экспорта румынскими ВВС . [ 14 ] Самолет номер 7003 был оборудован органами управления HOTAS (Hands On Throttle and Stick) в обеих кабинах, широкоугольным HUD ( проекционным дисплеем ) с передней панелью управления в передней кабине, двумя 3-дюймовыми дисплеями в обеих кабинах, кольцевым дисплеем. лазерная гироскопическая инерциальная навигационная система (ИНС), а также интеграция на самолет как восточных, так и западных систем вооружения. Самолет демонстрировался на Парижском авиасалоне 1993 года. [ 15 ] и летал в компании Asian Aerospace в 1994 году. Предполагаемая продажа 10 самолетов Ботсване. [ 16 ] был заблокирован в парламенте, что положило конец сотрудничеству с IAI. Самолет был переоборудован обратно в стандартную конфигурацию и доставлен в Центр летных исследований и испытаний (ЦЦИЗ). Еще в 2009 году [ 17 ] он по-прежнему сохранил схему окраски и логотип в стиле «Swift».
IAR 99 С «Ястреб»
Модернизированный вариант с использованием пакета авионики Elbit Systems .
IAR 99 ТД
Технический демонстратор в разработке.
ИАР 99 СМ «Модернизированный стандарт»
Модернизированный вариант Standard, разработанный как учебно-тренировочный самолет для F-16 и F-35 . [ 18 ]

Операторы

[ редактировать ]
 Румыния

Известные аварии и инциденты

[ редактировать ]
  • 14 августа 1986 года разбился самолет номер С-002. Лейтенант Полковник Михай Ионеску и Mj. Митита Стойка благополучно катапультировался. [ 20 ] [ 5 ]
  • 26 июня 1990 года самолет номер S-001: во время подготовки к предстоящему авиасалону во время перевернутого полета на малой высоте левое крыло зацепило взлетно-посадочную полосу и разбилось. Погибли подполковник Штефанель Вагнер и подполковник Михай Ионеску. [ 20 ]
  • 24 февраля 1994 года самолет номер 710 сгорел на земле. Никаких травм не получено. [ 5 ]
  • 30 марта 1995 года самолет номер 714: разрыв топливопровода привел к возгоранию. Оба пассажира благополучно катапультировались. [ 21 ]
  • 24 сентября 2004 года самолет номер 721 (Шойм) пострадал от удара птицы о кабину, в результате чего в двигатель попала обломки. Экипаж совершил аварийную посадку и получил тяжелые травмы при ударе, но выздоровел. Самолет списали. [ 22 ]
  • 23 августа 2012 года самолет номер 718 (Стандарт) разбился вскоре после взлета во время тренировочного полета. Инструктор на заднем сиденье благополучно катапультировался, получив серьезные травмы. Студент умер. [ 23 ]
  • 16 июля 2018 года самолет номер 723 (Шойм) разбился после того, как оба пассажира благополучно катапультировались. Наблюдатели сообщают, что перед крушением из самолета шел дым. [ 24 ]

Технические характеристики

[ редактировать ]

Данные Avioane Craiova SA, [ 4 ] Джейн: Все самолеты мира, 2004–05 гг. [ 25 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 2
  • Длина: 11,01 м (36 футов 1 дюйм)
  • Размах крыльев: 9,85 м (32 фута 4 дюйма)
  • Высота: 3,9 м (12 футов 10 дюймов)
  • Площадь крыла: 18,71 м 2 (201,4 кв. футов)
  • Соотношение сторон : 5,2
  • Профиль крыла : NACA 64 1 A-214 (модифицированный).
  • Вес пустого: 3200 кг (7055 фунтов) в снаряженном состоянии.
  • Максимальный взлетный вес: 4400 кг (9700 фунтов) Тренажерный; 5560 кг (12260 фунтов) Наземная атака
  • Запас топлива: Внутренний: 1370 л (360 галлонов США; 300 имп галлонов); Внешний: до 450 л (120 галлонов США; 99 имп галлонов) (в откидных баках емкостью 225 л (59 галлонов США; 49 имп галлонов))
  • Силовая установка: 1 турбореактивный двигатель Turbomecanica / Rolls-Royce Viper Mk632-41M , тяга 17,79 кН (4000 фунтов силы).

Производительность

  • Максимальная скорость: 865 км/ч (537 миль в час, 467 узлов), тренировочная, чистая.
  • Максимальная скорость: 0,76 Маха.
  • Дальность действия: 1100 км (680 миль, 590 миль) Тренажер с внутренним топливом; Наземная атака с внутренним топливом 967 км (601 миль; 522 морских миль)
  • Боевая дальность: 345 км (214 миль, 186 миль) хай-лоу-хай при полной массе 5280 кг (11640 фунтов).
  • Практический потолок: 12 900 м (42 300 футов)
  • Пределы g: +7 / -3,6
  • Скорость набора высоты: 35 м/с (6900 футов/мин) на уровне моря.
  • Нагрузка на крыло: 235,2 кг/м 2 (48,2 фунта/кв. фута) Тренер; 297,2 кг/м 2 (60,9 фунтов/кв. футов) Наземная атака

Вооружение

См. также

[ редактировать ]

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

  1. ^ «Самолет IAR 99 Soim (Hawk)» . www.militaryfactory.com . Проверено 4 мая 2023 г.
  2. ^ Air International , сентябрь 1990 г., стр. 129–133.
  3. ^ Влад, англ. Данут (21 декабря 2015 г.). «ИАР-99 – 30 лет со дня первого полета» . Ревар . Архивировано из оригинала 24 октября 2020 г. Проверено 8 марта 2021 г.
  4. ^ Jump up to: а б «История IAR 99 SOIM» . Архивировано из оригинала 24 июля 2011 г. Проверено 28 сентября 2009 г.
  5. ^ Jump up to: а б с Леовяну, Григоре (10 декабря 2014 г.). «Программа IAR 99 – Краткая история» . IAR99 СОКОЛ . Архивировано из оригинала 27 ноября 2020 г. Проверено 8 марта 2021 г.
  6. ^ Штефанеску, Иоан (1 июня 2012 г.). «Самолет повышения квалификации SC IAR 99(A)SOIM» . Исследовательские ворота . Архивировано из оригинала 8 марта 2021 г. Проверено 8 марта 2021 г.
  7. ^ «Румынский самолет IAR 99 TD может полететь в начале 2018 года» . Диги24 . 04.12.2015. Архивировано из оригинала 8 марта 2021 г. Проверено 8 марта 2021 г.
  8. ^ «Радар Leonardo Vixen 500E AESA выбран для технического демонстратора IAR-99» . Леонардо СпА 29 августа 2017 г. Проверено 8 марта 2021 г.
  9. ^ Румын, Кристиан (30 июня 2016 г.). «Технологический демонстратор IAR 99-TD производства INCAS» . Наука и технологии . Архивировано из оригинала 5 декабря 2020 г. Проверено 8 марта 2020 г.
  10. ^ «Проект ИАР-99 ТД представлен компании «Инвентика»» . Румынские военные. 19 октября 2014 года . Проверено 23 марта 2015 г.
  11. ^ «Elbit Systems заключила контракт на 27 миллионов долларов на модернизацию самолета IAR-99 ВВС Румынии» . Элбит Системс . 14 декабря 2020 г. Проверено 8 марта 2020 г.
  12. ^ «После долгой задержки в Крайове начались испытания первого модернизированного самолета IAR 99 SM» . G4Media (на румынском языке). 22 декабря 2023 г.
  13. ^ "Románia Solymai - IAR-99/99C Soim" . Военная техника . 2019-11-15. Архивировано из оригинала 25 сентября 2020 г. Проверено 14 марта 2021 г.
  14. ^ «ИАР-109 Стриж» . Все самолеты мира . Джейн.
  15. ^ «IAR 109 Swift 7003 Парижский авиасалон 1993» . Фликр . 12 июня 1993 г.
  16. ^ Леовяну, Григоре. «С IAR в… Сингапуре!!» . Румынские военные . Архивировано из оригинала 13 февраля 2021 г. Проверено 8 марта 2021 г.
  17. ^ «ИАР-109 Стриж» . Авиалайнеры.нет . 26 августа 2009 г.
  18. ^ «AVIONE CRAIOVA МОДЕРНИЗИРОВАЛА ПЕРВЫЙ IAR 99 SM» . ТВР . 2023-12-22.
  19. ^ «ВВС мира 2021» . FlightGlobal . 04.12.2020. Архивировано из оригинала 10 января 2021 г. Проверено 8 марта 2021 г.
  20. ^ Jump up to: а б Дорофтей, Мариус (21 декабря 2012 г.). «IAR-99 (Soim), вершина румынской авиации» . АвиаМагазин.com . Архивировано из оригинала 17 июля 2015 г. Проверено 8 марта 2021 г.
  21. ^ «Происшествие в Викибазе ASN № 55127» . Сеть авиационной безопасности . Проверено 8 марта 2021 г.
  22. ^ «Происшествие в Викибазе ASN № 55596» . Сеть авиационной безопасности . Проверено 8 марта 2021 г.
  23. ^ «Происшествие в Викибазе ASN № 147880» . Сеть авиационной безопасности . Проверено 8 марта 2021 г.
  24. ^ «Происшествие в Викибазе ASN № 213352» . Сеть авиационной безопасности . Проверено 8 марта 2021 г.
  25. ^ Джексон, Пол, изд. (2005). Jane's All the World's Aircraft 2004-05 . Лондон: Издательская группа Джейн. стр. 373–375. ISBN  0-7106-2614-2 .

Источники

[ редактировать ]
  • «Румынский сокол». Air International , сентябрь 1990 г., том 39, № 3. стр. 129–133.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b835eed101cae96aeb82b65501d25e41__1725900300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b8/41/b835eed101cae96aeb82b65501d25e41.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
IAR 99 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)