СНОВА 99
СНОВА 99 | |
---|---|
![]() IAR 99 ВВС Румынии | |
Общая информация | |
Тип | Усовершенствованный учебно-тренировочный и легкий штурмовик |
Национальное происхождение | Румыния |
Производитель | Самолеты Крайова |
Статус | В эксплуатации |
Основной пользователь | Румынские ВВС |
Количество построенных | 28 (прототип 25 Falcon/C 3) |
История | |
Изготовлено | 1985–2008 |
Дата введения | 1987 |
Первый полет | 21 декабря 1985 г. |
IAR 99 [ 1 ] «Шойм» ( «Ястреб» ) — усовершенствованный учебно-тренировочный и легкий штурмовик, способный выполнять непосредственной авиационной поддержки и разведки задачи . IAR 99 заменил Aero L-29 Delfin и Aero L-39 Albatros в качестве учебно-тренировочных самолетов румынских ВВС . Самолет имеет полумонококовую конструкцию, с коническим крылом и стреловидным хвостовым оперением. Большая лопастная антенна, установленная под носом по левому борту фюзеляжа, придает учебно-тренировочному самолету IAR 99 характерный внешний вид.
Разработка
[ редактировать ]Проектирование самолета началось в 1975 году, и это будет первый учебно-тренировочный самолет, полностью спроектированный и построенный в Румынии . В 1979 г. было одобрено финансирование строительства первого тренажера И.А.В. Крайова , где IAR 93 в настоящее время строился штурмовик . Прототип (S-001) совершил полет 21 декабря 1985 года под управлением подполковника Вагнера Штефанеля. [ 2 ] С-002 служил для статических (наземных) испытаний, С-003 был вторым летным прототипом (позже переименованным в 7003).
Самолет поступил в серийное производство в 1987 году, к 1989 году ВВС Румынии было поставлено 17 самолетов . Два из них были потеряны в 1990-х годах (номера 710 и 714).
В 1990 году распад Восточного блока создал новые экспортные возможности для самолетов, но, хотя самолет имел отличные аэродинамические и управляемые качества, он остался позади в своем классе из-за устаревшей авионики , и модернизация стала приоритетом.

Первую попытку модернизации предприняла в 1990 году компания I.Av.Craiova совместно с техасской авиастроительной корпорацией Jaffe Aircraft. Самолеты 708 и 709 [ 3 ] были модифицированы путем установки Honeywell авионики , а фонарь был изменен на двухсекционный вместо первоначального цельного. Это изменение будет сохранено для всех последующих самолетов. 708 совершил свой первый полет 8 августа 1990 года, за ним последовал 709 22 августа. Самолеты были показаны на авиашоу в Фарнборо в 1990 году и были предложены для программы Joint Primary Aircraft Training System для Соединенных Штатов Америки, хотя в результате этой работы никаких заказов. В 1991 году самолет номер 712 был оснащен авионикой Collins и принял участие в выставке в Анкаре , Турция.
Самолеты 708, 709 и 712 были переконфигурированы в стандарт и поставлены в ВВС Румынии.
В 1996 году программа модернизации IAR 99 была возобновлена в связи с необходимостью создания учебно-тренировочного самолета для недавно модернизированного МиГ-21 Lancer. израильская компания Elbit Интегратором была выбрана . Пакет авионики совместим с истребительными системами 5-го поколения и создан на основе модернизации МиГ-21 Lancer, но адаптирован к потребностям IAR 99. Первым модернизированным IAR 99 стал 18-й серийный самолет (номер 718), совершивший свой первый полет 22 мая 1997 года. [ 4 ] Модернизированный IAR 99 был представлен в Париже в 1997 году и в Фарнборо в 1998 году.
6 августа 1998 года правительство Румынии одобрило запуск в серийное производство программы модернизации 24 самолетов IAR-99 Řoim, из которых 4 должны были быть поставлены к 2001 году. Министерство национальной обороны Румынии подписывает контракт на поставку этих 24 самолетов на 20 апреля 2000 г., а 14 декабря 2000 г. это число сократилось до 12. [ 5 ] Только семь из них будут построены заново (номера 719–725) и пять модернизированы по сравнению с существующими IAR 99 (номера 709, 711, 712, 713, 717). Они были поставлены в период с 2003 по 2008 год. [ 6 ] постепенно заменяя L-39 Albatros, стоящие на вооружении учебной школы ВВС Румынии.
Таким образом, ВВС Румынии будут иметь 12 IAR 99 C şoim (модернизированные) и 11 IAR 99 Standard , при этом 7003 останутся у Avioane Craiova SA в качестве самолетов-демонстраторов.
В 2015 году консорциум, состоящий из Avioane Craiova , INCAS и CCIZ, объявил. [ 7 ] что улучшенная версия IAR 99 под названием IAR 99 TD находится в стадии разработки. Будет построен единый планер с новым комплексом авионики, двигателем и радаром. Леонардо Виксен 500E [ 8 ] РЛС была выбрана и требует удлинения носовой части на 900мм. Новый двигатель, поддерживающий компьютерное управление, должен заменить разработанный в 1951 году Rolls-Royce Viper . Это, в свою очередь, потребует вдвое большего воздухозаборника. [ 9 ] Ожидается, что прототип будет готов к 2022 году. [ 10 ]
В декабре 2020 года компания Elbit Systems объявила, что получила контракт на модернизацию оставшихся 10 планеров IAR 99 Standard, находящихся на вооружении ВВС Румынии. [ 11 ] Модернизацию, проведенную Avioane Craiova, должна была завершить к 2024 году. Однако из-за нескольких задержек первый самолет был модернизирован в декабре 2023 года. [ 12 ]
Дизайн
[ редактировать ]Кокпит
[ редактировать ]Самолет имеет тандемно-ступенчатую кабину двойного управления, оборудованную креслами Martin-Baker Mk 10 с нулевым катапультированием . Сиденье инструктора сзади приподнято на 35 см для обеспечения лучшего обзора. Фонарь был выполнен цельным (прототипы и самолеты 701–707), позже заменен на двухсекционный, оба открывающиеся на правый борт.
Кабина оборудована системой управления HOTAS, а также ЖК-дисплеем (жидкокристаллический дисплей). И пилот, и инструктор оснащены шлемом с дисплеем и прицелом DASH, который в настоящее время установлен на МиГ-21 Lancer. Шлем направляет бортовые системы вооружения на линию прямой видимости пилота. Дисплей визора подтверждает достижение цели. Визор также отображает данные с HUD (Head-Up Display). Полётные и навигационные данные отображаются на HUD, на шлеме DASH и MFDC (цветные многофункциональные дисплеи ).
Авионика
[ редактировать ]Elbit поставляет усовершенствованный комплект авионики для самолета, установленный на шине данных MIL-STD-1553 B. Усовершенствованный комплекс авионики, включая системы связи, навигации, идентификации и компоновку кабины, аналогичен таковому на МиГ-21 LanceR и F-16 истребителях . IAR 99 также оснащен системами видео и разбора полетов.
Системы связи включают в себя связь VHF и UHF, голосовое переговорное устройство и транспондер IFF . Летные системы включают в себя VOR/ILS, связанную VHF, всенаправленную антенну радиолокатор, связанный с системой посадки по приборам . Другие навигационные инструменты включают в себя дальномерное оборудование (DME), автоматический пеленгатор (ADF), инерциальную навигационную систему Northrop Grumman и систему Trimble GPS .
Одной из лучших особенностей авионики самолета является виртуальная система обучения, которая позволяет на основе системы передачи данных моделировать в полете возможности стрельбы и воздушного боя с использованием двух и более самолетов.
Контрмеры
[ редактировать ]IAR 99 Комплекс радиоэлектронной борьбы основан на Elisra Electronic Systems приемнике радиолокационных предупреждений и электронного противодействия, блоке а также дозаторе ложных целей и сигнальных ракет. Системы интегрируются через шину данных 1553. Приемник радиолокационных предупреждений обнаруживает импульсно-доплеровские , импульсные и непрерывные радиолокационные угрозы и обеспечивает идентификацию угроз путем сравнения характеристик сигнала с базой данных об угрозах.
Варианты
[ редактировать ]- IAR 99 «Стандарт»
- Первоначальный вариант создавался как вводный тренажер для IAR-93 .

- IAR 109 «Стриж»
- была начата программа модернизации. В 1992 году в партнерстве с IAI Lahav [ 13 ] Израиля как для использования , так и для экспорта румынскими ВВС . [ 14 ] Самолет номер 7003 был оборудован органами управления HOTAS (Hands On Throttle and Stick) в обеих кабинах, широкоугольным HUD ( проекционным дисплеем ) с передней панелью управления в передней кабине, двумя 3-дюймовыми дисплеями в обеих кабинах, кольцевым дисплеем. лазерная гироскопическая инерциальная навигационная система (ИНС), а также интеграция на самолет как восточных, так и западных систем вооружения. Самолет демонстрировался на Парижском авиасалоне 1993 года. [ 15 ] и летал в компании Asian Aerospace в 1994 году. Предполагаемая продажа 10 самолетов Ботсване. [ 16 ] был заблокирован в парламенте, что положило конец сотрудничеству с IAI. Самолет был переоборудован обратно в стандартную конфигурацию и доставлен в Центр летных исследований и испытаний (ЦЦИЗ). Еще в 2009 году [ 17 ] он по-прежнему сохранил схему окраски и логотип в стиле «Swift».
- IAR 99 С «Ястреб»
- Модернизированный вариант с использованием пакета авионики Elbit Systems .
- IAR 99 ТД
- Технический демонстратор в разработке.
- ИАР 99 СМ «Модернизированный стандарт»
- Модернизированный вариант Standard, разработанный как учебно-тренировочный самолет для F-16 и F-35 . [ 18 ]
Операторы
[ редактировать ]- ВВС Румынии - на вооружении 20 самолетов [ 19 ]
Известные аварии и инциденты
[ редактировать ]- 14 августа 1986 года разбился самолет номер С-002. Лейтенант Полковник Михай Ионеску и Mj. Митита Стойка благополучно катапультировался. [ 20 ] [ 5 ]
- 26 июня 1990 года самолет номер S-001: во время подготовки к предстоящему авиасалону во время перевернутого полета на малой высоте левое крыло зацепило взлетно-посадочную полосу и разбилось. Погибли подполковник Штефанель Вагнер и подполковник Михай Ионеску. [ 20 ]
- 24 февраля 1994 года самолет номер 710 сгорел на земле. Никаких травм не получено. [ 5 ]
- 30 марта 1995 года самолет номер 714: разрыв топливопровода привел к возгоранию. Оба пассажира благополучно катапультировались. [ 21 ]
- 24 сентября 2004 года самолет номер 721 (Шойм) пострадал от удара птицы о кабину, в результате чего в двигатель попала обломки. Экипаж совершил аварийную посадку и получил тяжелые травмы при ударе, но выздоровел. Самолет списали. [ 22 ]
- 23 августа 2012 года самолет номер 718 (Стандарт) разбился вскоре после взлета во время тренировочного полета. Инструктор на заднем сиденье благополучно катапультировался, получив серьезные травмы. Студент умер. [ 23 ]
- 16 июля 2018 года самолет номер 723 (Шойм) разбился после того, как оба пассажира благополучно катапультировались. Наблюдатели сообщают, что перед крушением из самолета шел дым. [ 24 ]
Технические характеристики
[ редактировать ]Данные Avioane Craiova SA, [ 4 ] Джейн: Все самолеты мира, 2004–05 гг. [ 25 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 11,01 м (36 футов 1 дюйм)
- Размах крыльев: 9,85 м (32 фута 4 дюйма)
- Высота: 3,9 м (12 футов 10 дюймов)
- Площадь крыла: 18,71 м 2 (201,4 кв. футов)
- Соотношение сторон : 5,2
- Профиль крыла : NACA 64 1 A-214 (модифицированный).
- Вес пустого: 3200 кг (7055 фунтов) в снаряженном состоянии.
- Максимальный взлетный вес: 4400 кг (9700 фунтов) Тренажерный; 5560 кг (12260 фунтов) Наземная атака
- Запас топлива: Внутренний: 1370 л (360 галлонов США; 300 имп галлонов); Внешний: до 450 л (120 галлонов США; 99 имп галлонов) (в откидных баках емкостью 225 л (59 галлонов США; 49 имп галлонов))
- Силовая установка: 1 турбореактивный двигатель Turbomecanica / Rolls-Royce Viper Mk632-41M , тяга 17,79 кН (4000 фунтов силы).
Производительность
- Максимальная скорость: 865 км/ч (537 миль в час, 467 узлов), тренировочная, чистая.
- Максимальная скорость: 0,76 Маха.
- Дальность действия: 1100 км (680 миль, 590 миль) Тренажер с внутренним топливом; Наземная атака с внутренним топливом 967 км (601 миль; 522 морских миль)
- Боевая дальность: 345 км (214 миль, 186 миль) хай-лоу-хай при полной массе 5280 кг (11640 фунтов).
- Практический потолок: 12 900 м (42 300 футов)
- Пределы g: +7 / -3,6
- Скорость набора высоты: 35 м/с (6900 футов/мин) на уровне моря.
- Нагрузка на крыло: 235,2 кг/м 2 (48,2 фунта/кв. фута) Тренер; 297,2 кг/м 2 (60,9 фунтов/кв. футов) Наземная атака
Вооружение
- Орудия: 1 × 23-мм Грязева-Шипунова ГШ-23Л. автоматическая пушка
- Узлы подвески: 4 подкрыльевые точки подвески, вмещающие 250 кг каждая, и 1 центральная точка подвески, способная вместить 400 кг, с вместимостью до 450 кг (990 фунтов) запасов (подкрыльевые точки подвески являются мокрыми, способны нести подвесные баки емкостью 225 л).
- Ракеты:
- Ракеты:
- Бомбы:
- БЭМ 250
- БЭ 100
- 50 лет
- Мк 82 Универсальная бомба
- «Офер» Бомба с инфракрасным наведением
- Бомбы с лазерным наведением
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Aermacchi MB-339 — тот же двигатель и роль
- Аэро Л-59 Супер Альбатрос
- BAE Systems Хок
- FMA IA 63 Пампа
- Микоян МиГ-АТ
- ПЗЛ И-22 Ирида
- Соко G-4 Супер Чайка
- Кавасаки Т-4
- ДОМ С-101
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Самолет IAR 99 Soim (Hawk)» . www.militaryfactory.com . Проверено 4 мая 2023 г.
- ^ Air International , сентябрь 1990 г., стр. 129–133.
- ^ Влад, англ. Данут (21 декабря 2015 г.). «ИАР-99 – 30 лет со дня первого полета» . Ревар . Архивировано из оригинала 24 октября 2020 г. Проверено 8 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «История IAR 99 SOIM» . Архивировано из оригинала 24 июля 2011 г. Проверено 28 сентября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с Леовяну, Григоре (10 декабря 2014 г.). «Программа IAR 99 – Краткая история» . IAR99 СОКОЛ . Архивировано из оригинала 27 ноября 2020 г. Проверено 8 марта 2021 г.
- ^ Штефанеску, Иоан (1 июня 2012 г.). «Самолет повышения квалификации SC IAR 99(A)SOIM» . Исследовательские ворота . Архивировано из оригинала 8 марта 2021 г. Проверено 8 марта 2021 г.
- ^ «Румынский самолет IAR 99 TD может полететь в начале 2018 года» . Диги24 . 04.12.2015. Архивировано из оригинала 8 марта 2021 г. Проверено 8 марта 2021 г.
- ^ «Радар Leonardo Vixen 500E AESA выбран для технического демонстратора IAR-99» . Леонардо СпА 29 августа 2017 г. Проверено 8 марта 2021 г.
- ^ Румын, Кристиан (30 июня 2016 г.). «Технологический демонстратор IAR 99-TD производства INCAS» . Наука и технологии . Архивировано из оригинала 5 декабря 2020 г. Проверено 8 марта 2020 г.
- ^ «Проект ИАР-99 ТД представлен компании «Инвентика»» . Румынские военные. 19 октября 2014 года . Проверено 23 марта 2015 г.
- ^ «Elbit Systems заключила контракт на 27 миллионов долларов на модернизацию самолета IAR-99 ВВС Румынии» . Элбит Системс . 14 декабря 2020 г. Проверено 8 марта 2020 г.
- ^ «После долгой задержки в Крайове начались испытания первого модернизированного самолета IAR 99 SM» . G4Media (на румынском языке). 22 декабря 2023 г.
- ^ "Románia Solymai - IAR-99/99C Soim" . Военная техника . 2019-11-15. Архивировано из оригинала 25 сентября 2020 г. Проверено 14 марта 2021 г.
- ^ «ИАР-109 Стриж» . Все самолеты мира . Джейн.
- ^ «IAR 109 Swift 7003 Парижский авиасалон 1993» . Фликр . 12 июня 1993 г.
- ^ Леовяну, Григоре. «С IAR в… Сингапуре!!» . Румынские военные . Архивировано из оригинала 13 февраля 2021 г. Проверено 8 марта 2021 г.
- ^ «ИАР-109 Стриж» . Авиалайнеры.нет . 26 августа 2009 г.
- ^ «AVIONE CRAIOVA МОДЕРНИЗИРОВАЛА ПЕРВЫЙ IAR 99 SM» . ТВР . 2023-12-22.
- ^ «ВВС мира 2021» . FlightGlobal . 04.12.2020. Архивировано из оригинала 10 января 2021 г. Проверено 8 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Дорофтей, Мариус (21 декабря 2012 г.). «IAR-99 (Soim), вершина румынской авиации» . АвиаМагазин.com . Архивировано из оригинала 17 июля 2015 г. Проверено 8 марта 2021 г.
- ^ «Происшествие в Викибазе ASN № 55127» . Сеть авиационной безопасности . Проверено 8 марта 2021 г.
- ^ «Происшествие в Викибазе ASN № 55596» . Сеть авиационной безопасности . Проверено 8 марта 2021 г.
- ^ «Происшествие в Викибазе ASN № 147880» . Сеть авиационной безопасности . Проверено 8 марта 2021 г.
- ^ «Происшествие в Викибазе ASN № 213352» . Сеть авиационной безопасности . Проверено 8 марта 2021 г.
- ^ Джексон, Пол, изд. (2005). Jane's All the World's Aircraft 2004-05 . Лондон: Издательская группа Джейн. стр. 373–375. ISBN 0-7106-2614-2 .
Источники
[ редактировать ]- «Румынский сокол». Air International , сентябрь 1990 г., том 39, № 3. стр. 129–133.
Внешние ссылки
[ редактировать ]