Русский каганат
Русский каганат | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
в. 830 [ а ] – с. 890-е годы [ 2 ] | |||||||
Общие языки | Древневосточнославянский , Древневосточноскандинавский | ||||||
Историческая эпоха | Раннее Средневековье | ||||||
• Учредил | в. 830 [ а ] | ||||||
• Упразднено | в. 890-е годы [ 2 ] | ||||||
|
Русский каганат ( русские : Русский каганат , Русский каганат , [ 3 ] Ukrainian : Руський каганат , Ruśkyj kahanat [ 4 ] [ 5 ] ), или каганат Руси [ б ] это название, которое некоторые современные историки применяют к гипотетическому государству, которое , как предполагается, существовало в плохо документированный период истории Восточной Европы между ок. 830 и 890-е годы. [ а ] [ б ] [ 2 ] [ 6 ]
в это время упоминаются Тот факт, что в нескольких редких источниках того времени лидер или лидеры народа Руси со словом чаканус , которое могло быть получено от титула хагана , используемого группами азиатских кочевников, побудил некоторых ученых к предполагают, что его политическую организацию можно назвать «к(х)аганатом». [ б ] Другие ученые оспаривают это, поскольку маловероятно, чтобы организация германских иммигрантов с севера приняла такой иностранный титул. [ б ] Некоторые историки раскритиковали концепцию Русского каганата, назвав ее «историографическим фантомом». [ 8 ] и сказал, что общество Руси IX века нельзя охарактеризовать как государство. [ 9 ] Тем не менее, другие ученые отождествляют эти ранние упоминания о политическом образовании Руси, возглавляемом хаканом, с государством Киевской Руси, обычно засвидетельствованным в более поздних источниках: [ с ] чьи князья, такие как Владимир Великий , [ 11 ] ( годы правления 980–1015 ) Ярослав Мудрый ( годы правления 1019–1054 ), [ 12 ] [ 13 ] and perhaps Sviatoslav II of Kiev ( r. 1073–1076 ) [ 2 ] [ 11 ] and Oleg I of Chernigov [ 2 ] [ 11 ] ( годы правления 1097–1115 ) иногда идентифицировались как каганы в древневосточной славянской литературе до конца 12 века. [ 14 ] [ 15 ]
Упоминания в документах
[ редактировать ]Обзор
[ редактировать ]Слово каган , обозначающее лидера некоторых групп населения Руси, упоминается в нескольких исторических источниках. По мнению Константина Цукермана (2000), эти источники разделены на две хронологические группы: три или четыре латинских и арабских источника ок. 839 до ок. 880 г. (который он обозначил «1a, 1b, 1c»), а три древневосточнославянских источника (обозначенные «2a, 2b, 2c») датируются 200 годами позже, в XI и XII веках, и «принципиально разные». [ 2 ] Все персидско-арабские (исламские) источники, в которых упоминается хакан рус или хакан-и рус , по-видимому, следуют единой общей цепочке традиций, восходящей к «Анонимной записке». [ 16 ] [ 2 ]
- (1a) В латинских Annales Bertiniani или «Анналах святого Бертена» (эта часть написана Пруденцием Труа , умершим в 861 году) упоминаются некие люди по имени Рос , чьего короля ( rex ) они называли Chacanus или Chacanus , посетившие франкского императора Людовика. Благочестивый в Ингельхайме в 839 году. [ 17 ] [ 2 ] [ 11 ]
- (1b) Латинский Chronicon Salernitanum или «Салернские хроники» (анонимная хроника X века) сообщает о дипломатическом споре в 871 году между Каролингским императором Людовиком Немецким и византийским императором Василием I , в котором Василий (в ныне утерянном письме) кажется утверждали, что чаганус — это титул, используемый аварами, хазарами и норманнами; Людовик отвечает, что слышал об аварском кагануме , но никогда о хазарском или нормандском: [ 18 ] [ 11 ] «Но мы установили, что вождь ( преелатус ) аваров называется каганом ( чаганум ), а не ( не )вождь газани или северян...» найдем имя...»). [ 19 ]
- (1c) Арабская «Анонимная записка», датируемая ок. 870–880, [ д ] который был повторно использован рядом арабских и персидских писателей, в том числе следующих: [ 2 ]
- Ахмад ибн Руста написал ок. 903–913 (или ок. 920 г.) [ 2 ] [ 11 ] ) в арабоязычной книге о том, что у Руси был князь по имени хакан рус [ 11 ] [ 18 ] или Хакан-Русь . [ 20 ]
- Худуд аль-Алам (анонимный текст по географии на персидском языке конца X века) называет русского царя «Хакан-и Русь». [ 21 ] [ 11 ]
- Абу Саид Гардизи (умер в 1061 г.), Зайн аль-Ахбар (11 век) также называли «Хакан-и Русь». [ 11 ]
- (2a) Иларион Киевский XI века в «Проповеди о законе и благодати» упоминает титул кагана пять раз: [ 12 ] и применяет его к Владимиру I (Владимиру / Владимиру «Великому») [ 11 ] р. 980–1015 ), [ 15 ] [ 2 ] и его сын Георгий, имя в крещении Ярослав Мудрый ( годы правления 1019–1054 ). [ 12 ] [ 13 ]
- (2b) Краткая надпись на стене Софийского собора в Киеве выражает мольбу о божественном избавлении (безымянного) «нашего кагана», возможно, киевского князя Святослава II ( годы правления 1073–1076 ). [ 2 ] [ 11 ]
- (2в) В «Слове о полку Игореве» (12 век) упоминается Олега I Черниговского имя . [ 2 ] По словам Дональда Островского (2018), «слово коган относится к конкретному правителю или просто ко времени, когда были хаганы». [ 11 ]
годом Анналы Бертиниани под 839
[ редактировать ]Самое раннее заявленное упоминание о народе Руси, управляемом «каганом», происходит из франкских латинских «Анналов Бертиниани» , в которых упоминается группа скандинавов , называвших себя Рос ( что говорит: id est gentem suam, Rhos vocari dicebant ) и посетивших Константинополь. , столица Византийской империи , ок. [ 17 ] Боясь вернуться домой через степи , что сделало бы их уязвимыми для нападений мадьяр , эти Рос путешествовали по Франкскому королевству в сопровождении византийских греческих послов от византийского императора Теофила . На допросе франкского короля Людовика Благочестивого в Ингельхайме они заявили, что их лидер был известен как chacanus (предположительно, это либо латинское слово «каган», либо деформация скандинавского имени собственного Хокан ), [ и ] что они жили далеко на севере и были шведами ( comperit eos gentis esse sueonum ). [ 24 ] [ 17 ]
Хроникон Салернитанум
[ редактировать ]Тридцать лет спустя, весной 871 года, императоры Восточной и Западной Римской империи Василий I и Людовик II из Италии поссорились из-за контроля над Бари , осаждённым арабами. Византийский император направил гневное письмо своему западному коллеге, упрекая его в узурпации титула императора. Он утверждал, что франкские правители являются простыми reges , тогда как императорский титул по-настоящему применим только к сюзерену римлян, то есть к самому Василию. Он также указывал, что у каждого народа есть свой титул верховного правителя: например, титул чагануса используют повелители авар ( авари ), хазар ( газари ), « северян » ( нортманни ). На это Людовик ответил, что ему известны только аварские каганы, а о каганах хазар и норманнов он никогда не слышал. [ 25 ] [ 26 ] Содержание письма Василия, ныне утерянного, реконструировано на основе ответа Людовика, полностью процитированного в Chronicon Salernitanum («Салернские хроники)». [ 27 ] По мнению Долгера, это указывает на то, что по крайней мере у одной группы скандинавов был правитель, называвший себя «каганом». [ 28 ] но Островский (2018) возразил: «В письме Людовика II Василию I конкретно говорится, что у северян нет хагана. Исходя из этого, считается, что в несуществующем письме Василия I говорилось, что у норманнов был каган, но мы этого не знаем. (...) Кроме того, даже если в письме Василия действительно утверждается, что правитель норманнов назывался каганом, это свидетельство опровергается заявлением Людовика II о том, что их правитель не называется каганом». [ 23 ]
Арабо-персидские источники
[ редактировать ]Ахмад ибн Руста X века , персидский мусульманский географ , писал, что русский каган («хакан рус») жил на острове среди озера. [ 29 ] Константин Цукерман комментирует, что Ибн Руста, используя текст Анонимной записки 870-х годов, попытался точно передать титулы всех правителей, описанных ее автором, что делает его свидетельства тем более бесценными. [ 30 ] Ибн Руста упоминает в своем трактате только двух каганов — Хазарского и Русского. [ 2 ]
Худуд аль-Алам , анонимный текст по географии, написанный на персидском языке в конце X века ( ок. 982–983 гг .). [ 31 ] ), называет русского царя «Хаган-и Русь». [ 21 ] Неизвестный автор « Худуд аль-Алама» опирался на несколько источников IX и X веков. [ 32 ] Абу Саид Гардизи мусульманский географ XI века , персидский , упомянул «хакан-и рус» в своей работе «Зайн аль-Ахбар» . Ибн Руста, Худуд аль-Алам и Гардизи скопировали свою информацию из одного и того же источника конца 9 века. [ 23 ] [ 2 ] [ 32 ]
Цукерман (2000) утверждал, что Якуби , Китаб аль-Булдан («Книга стран», ок. 889–890), также имеет соответствующий отрывок. В легендарном рассказе об осаде цанаров на Кавказе в 854 году упоминаются «повелители ( сахибы ) византийцев ( ар-Рум ), хазар и славян ( ас -Сакалиба )», которое Цукерман связал с предполагаемым русским каганом . [ 2 ] [ 33 ] По словам Цукермана, Ибн Хордадбе и другие арабские авторы часто путали термины «Русь» и «Сакалиба» при описании каспийских экспедиций русов в IX и X веках. Ибн Хордадбеха Но в «Книге дорог и царств» не упоминается титул «кагана» правителя Руси. [ 18 ]
Древневосточные славянские источники
[ редактировать ]В трех более поздних древневосточных славянских источниках упоминается каган ( Илариона Киевского XI века «Слово о законе и благодати» XI века и Софийский собор , Киевская надпись) или коган XII века ( «Слово о полку Игореве» ) обычно понималось как относящееся к правителю Киевской Руси. [ 23 ] [ 2 ] По мнению Гальперина (1987), титул каган в « Анналах Бертиниани sub anno Илариона 839», «Проповеди » и в «Слове о полку Игореве» относится к «правителю Киева ». [ 14 ] Он согласился с Питером Б. Голденом (1982) в том, что это отражает хазарское влияние на Киевскую Русь, и утверждал, что использование «степного титула» в Киеве «может быть единственным случаем использования этого титула некочевым народом». . [ 14 ] Гальперин также нашел «крайне аномальным» то, что такой христианский прелат, как Иларион, «хвалил своего правителя шаманским титулом». [ 14 ] добавив в 2022 году: «Христианский дух проповеди омрачен присвоением Иларионом Владимиру хазарского титула кагана , который определенно не был христианским». [ 15 ]
В «Проповеди Илариона о законе и благодати» упоминается слово каган ( древневосточнославянский : каганъ , латинизированный: кагану ), по всему тексту [ 34 ] всего пять раз. [ 12 ] [ 35 ]
- и похвала каганоу нашемоу влодимероу, ѿ негоже крещени быхом [ 12 ] («И: панегирик нашему кагану Владимиру, которым мы были крещены». [ 34 ] )
- великааго кагана нашеа земли Володимера, вънука старааго Игоря, сына же славнааго Святослава [ 12 ] («великий каган земли нашей Владимир, внук Игоря древнего и сын славного Святослава ». [ 36 ] )
- наш сын Владимир [ 12 ] («Владимер, наш каган» [ 37 ] )
- Съвлѣче же ся убо каганъ нашь и съ ризами ветъхааго человѣка [ 12 ] («Итак наш каган сбросил с себя одежду» [ 37 ] )
- Паче же помолися о сынѣ твоемь, благовѣрнѣмь каганѣ нашемь Георгии [ 12 ] («А еще помолись за сына твоего, благочестивого кагана нашего Георгия»; [ 38 ] ). Георгий — имя при крещении Ярослава Мудрого , который княжил в то время в Киеве и был покровителем Илариона. [ 39 ]
A colophon preserved in a 15th-century manuscript, at the end of a set of works usually attributed to Hilarion, adds one more mention: Быша же си въ лѣто 6559 (1051), владычествующу благовѣрьному кагану Ярославу, сыну Владимирю. Аминь. [ 12 ] («Это случилось в 6559 (1051) году, во время правления благочестивого кагана Ярослава , сына Владимира, аминь». [ 40 ] )
Отсутствие в других современных источниках
[ редактировать ]Отсутствие какого-либо кагана в следующих источниках было воспринято некоторыми учеными как свидетельство того, что Русского каганата никогда не было (Толочко 2015, Островский 2018), [ 41 ] или что он, должно быть, исчез к 911 году (Цукерман, 2000), вероятно, уже до 900 года (Голден, 1982). [ 42 ] [ 2 ]
- В « Книге дорог и царств » ( ок. 870 г.), написанной персидским географом Ибн Хордадбехом , русы упоминаются как важные торговцы, но не упоминается титул правителя Руси в его главе «Титулы правителей Земли». где, как говорят, хаканы управляются только тюрками, тибетцами и хазарами . [ 18 ] [ 16 ] [ 2 ] Если бы на Руси в то время был хакан , автору следовало бы упомянуть о нем, но он этого не сделал. [ 18 ] Книга Ибн Хордадбеха представляет собой заметное исключение среди арабо-персидских источников, в котором упоминаются Руси, но не хакан ; [ 16 ] [ 2 ] в более общем плане, его информация также, по-видимому, не исходит из того же источника (возможно, ныне утерянной книги, написанной Джайхани ), который использовался другими, такими как Ибн Руста и Гардизи. [ 32 ]
- В «Первой летописи» (анонимной русской летописи , завершенной около 1110 г. ) титул кагана нигде не упоминается, например, в трех русско-византийских договорах 907 , 911 и 944 гг . [ 42 ] [ 2 ]
- Рисала Ахмада ( ибн Фадлана написанная на арабском языке и документирующая его визит в Киевскую Русь около 922 года) называет монарха Руси маликом (по-арабски «царь»), а не каганом . [ 2 ] хотя там и сказано, что «царь хазар [называется] каганом». [ 43 ]
- De Ceremoniis (греческая книга о церемониальном протоколе при византийском дворе 950-х годов) тщательно документирует титулы иностранных правителей, но когда речь идет о приеме Ольги Киевской при дворе Константина VII в 945 году, она не называет ее каган , [ 42 ] но архонт (по-гречески «правитель»). [ 2 ]
Встречаться
[ редактировать ]Датировка существования каганата была предметом споров среди ученых и остается неясной. Пол Роберт Магочи и Омельжан Прицак датируют основание каганата примерно 830 годом. [ а ] [ 44 ] По словам Магочи, «в 820-е годы произошла жестокая гражданская война... Проигравшие во внутриполитической борьбе, известные как кабары , бежали на север, в Варяжскую Русь, в Верхнее Поволжье , около Ростова , и на юг, в Мадьяры , которые раньше были верными вассалами хазар . Присутствие кабарских политических беженцев из Хазарии среди варяжских торговцев в Ростове помогло поднять престиж последнего, в результате чего к 830-м годам появился новый центр власти, известный как Русский каганат. появился на свет». [ а ] Какой бы ни была точность таких оценок, нет никаких первоисточников, в которых упоминалась бы Русь или ее каганы до 830-х годов. [ 44 ] Омелян Прицак отмечал, что лидером этих кабаров был хан-тувинец . [ 45 ]
Голден (1982) и Цукерман (2000) пришли к выводу, что, если бы русский каганат существовал, он должен был исчезнуть до 900 года, поскольку упоминания о русском кагане в последний раз регистрируются в 880-х годах и не возвращаются до 11 века. [ 2 ] Были предложены различные возможные причины его исчезновения. В « Первой летописи» восстание славян-язычников и чудей (балтийских финнов) против варягов, которым пришлось уйти за границу в 862 году описывается . восстание к какой-либо конкретной дате. XVI века Никоновская летопись приписывает изгнание варягов из страны Вадиму Смелому . Украинский историк Михаил Брайчевский назвал восстание Вадима «языческой реакцией» против христианизации Руси. [ 46 ] Последовал период беспорядков и анархии, датированный Цукерманом ок. 875–900. [ 2 ] Отсутствие кладов монет 880-х и 890-х годов позволяет предположить, что Волжский торговый путь перестал функционировать, что спровоцировало «первый серебряный кризис в Европе». [ 47 ] [ 48 ]
После этой экономической депрессии и периода политических потрясений регион пережил возрождение, начавшееся примерно в 900 году. Цукерман связывает это восстановление с прибытием Рюрика и его людей, которые по пока неясным причинам переключили свое внимание с Волги на Днепр. Скандинавские поселения в Ладоге и Новгороде возродились и начали быстро расти. , образовался крупный торговый форпост В течение первого десятилетия X века на Днепре в Гнездово , недалеко от современного Смоленска . Примерно в тот же период другое днепровское поселение, Киев, превратилось в важный городской центр. [ 49 ] [ 50 ]
Возможные места
[ редактировать ]Местоположение предполагаемого каганата, а точнее резиденции предполагаемого кагана , активно оспаривается с конца 19 века. [ 51 ] Сайты, предложенные учеными, включали следующее:
- Мидл Днипер включая Киев ( Киев ): Mykhailo Hrushevsky (1904, Kievan khagan being Slavic), [ 51 ] Александр Васильев (1946 г., киевский каган варяжско-шведский), [ 52 ] Boris Rybakov , [ ж ] Lev Gumilev , Mikhail Artamonov (1940, the Kievan khagan being Slavic), [ 53 ] Александр Васильевич Рясановский (1962 г., киевский каган славянин), [ 54 ] Anatoly Novoseltsev , Aleksandr Nazarenko , Anton Gorsky , Charles J. Halperin (1987). [ 14 ]
- Нижний Днепр у Черного моря : Василий Григорьевич Васильевский (1915; хаган — хазар). [ 51 ]
- ( Азовское море Тмутаракань ) : Георгий Вернадский (1940). [ 55 ] [ 51 ]
- «Южная Русь»: Юлий Бруцкус (1935, хаган — Хазар). [ 56 ]
- Средний Дон и бассейн Северского Донца : Е.С. Галкина (2002). [ 57 ]
- Междуречье Среднего Дона и верхней Оки до Среднего Днепра: Валентин Седов , [ 58 ] Питер Бенджамин Голден .
- Верхнее Поволжье : Саймон Франклин и Джонатан Шепард (1996, один из 4 вариантов). [ 59 ]
- Ростов : Пол Роберт Магочи (2010), [ а ] Лоуренс Н. Лангер (2021 г., один из 3 вариантов). [ 60 ]
- The Volkhov river region : Aleksey Shakhmatov , [ 61 ] Sergey Platonov , [ 62 ] Василий Бартольд , Омельян Прицак , Константин Цукерман , Дмитрий Мачинский , Елена Александровна Мельникова .
- Рюриково Городище (Хольмгард) под Великим Новгородом : Джонатан Шепард (1995), [ 63 ] Саймон Франклин и Джонатан Шепард (1996, один из 4 вариантов), [ 59 ] Лоуренс Н. Лангер (2021 г., один из 3 вариантов). [ 60 ]
- Озеро Ильмень : Юрий Владимирович Готье (1915), [ 51 ] Имре Боба (1968). [ 64 ]
- Старая Ладога (Альдейгьюборг): Саймон Франклин и Джонатан Шепард (1996, один из 4 вариантов), [ 59 ] Лоуренс Н. Лангер (2021 г., один из 3 вариантов). [ 60 ]
- Staraya Russa .
- Земля Чуди : Эрнст Куник (1844). [ 51 ]
- Восточная Швеция ( Бирка ): Саймон Франклин и Джонатан Шепард (1996 г., один из 4 вариантов), Ильдар Гарипзанов (2006 г., это был (восточно) шведский конгур по имени Хокан, который, возможно, действовал в Северной Руси, но без постоянного места жительства) [ 65 ]
- Nowhere : Oleksiy Tolochko (2015), [ г ] Дональд Островски (2018). [ ч ]
Киев
[ редактировать ]Советская историография в лице Бориса Рыбакова и Льва Гумилева выдвигала Киев как резиденцию кагана, предполагая, что Аскольд и Дир были единственными каганами, записанными по имени. Михаил Артамонов стал сторонником теории о том, что Киев был резиденцией Русского каганата, и продолжал придерживаться этой точки зрения до 1990-х годов. [ 67 ] Гальперин (1987) также заявил, что в 839 «Анналах Бертиниани» ссылка на русский чакан относится к «правителю Киева ». [ 14 ] Некоторые археологи возражают, что нет никаких материальных свидетельств присутствия норвежцев в Киеве до X века. [ 68 ] Проблемным является отсутствие кладов монет, которые доказывали бы, что Днепровский торговый путь – основа позднейшей Киевской Руси – действовал в IX веке. [ 69 ] [ 70 ] На основании изучения археологических данных Цукерман приходит к выводу, что Киев возник как крепость на хазарской границе с Леведией и что только после ухода мадьяр на запад в 889 году среднее Поднепровье начало экономически развиваться. [ 71 ]
Volkhov river sites
[ редактировать ]Ряд историков, первым из которых был Василий Бартольд , выступали за более северное положение каганата. Они склонны подчеркивать, что сообщение ибн Русты является единственным историческим ключом к определению местонахождения резиденции хагана. [ 72 ] [ нужны разъяснения ] Недавние археологические исследования, проведенные Анатолием Кирпичниковым и Дмитрием Мачинским , выявили возможность того, что это государство было основано на группе поселений вдоль реки Волхов , включая Ладогу, Любшу , Дубовики , Алаборг и Хольмгард (современное Рюриково Городище ). [ 2 ] [ 73 ] «Большинство из них изначально были небольшими объектами, вероятно, не более чем станциями для переоснащения и пополнения запасов, обеспечивающими возможность обмена и перераспределения предметов, проходящих по речным и караванным путям». [ 74 ] Если верить анонимному путешественнику, которого цитирует ибн Руста, русы периода каганата широко использовали Волжский путь для торговли с Ближним Востоком , возможно, через булгарских и хазарских посредников. [ нужна ссылка ] Его описание острова Русь предполагает, что их центром был Холмгард, раннесредневековый предшественник Новгорода, название которого переводится со древнескандинавского как «замок на речном острове». [ нужна ссылка ] Первая Новгородская летопись описывает волнения в Новгороде до приглашения Рюрика на управление краем в 860-х годах. [ нужна ссылка ] Это сообщение побудило Иоганна Брондстеда утверждать, что Хольмгард-Новгород был столицей каганата за несколько десятилетий до появления Рюрика, включая время византийского посольства в 839 году. [ 75 ] [ я ] Мачинский принимает эту теорию, но отмечает, что до возникновения Холмгарда-Новгорода главный политический и экономический центр региона находился в Альдейге-Ладоге. [ 76 ] Однако Носов (1990) заявил, что археологические находки, обнаруженные в Рюриково Городище, ставят конечную точку для создания городища десятилетия спустя: дендрохронологический анализ показал, что деревья, использованные при строительстве на этом месте, были срублены между 889 и 948 годами, а радиоуглеродные данные Датировка образцов древесного угля, собранных из рва на стоянке «Хольмгард», восходит к 880 г. (±20). [ 77 ]
Острова в маргинальных теориях
[ редактировать ]Согласно одной маргинальной теории, русский каган проживал где-то в Скандинавии или даже на западе, в Вальхерене . [ 78 ] Напротив, Георгий Вернадский считал, что ставка хагана находилась в восточной части Крыма или на Таманском полуострове , а остров, описанный Ибн Рустой, скорее всего, находился в устье реки Кубань . [ 79 ] Ни одна из этих теорий не завоевала большого числа сторонников, поскольку археологи не обнаружили никаких следов славяно-скандинавского поселения в Крыму в 9 веке, а также нет норвежских источников, документирующих «каганов» в Скандинавии. [ 80 ]
Этимологические вопросы
[ редактировать ]Рос и Русь
[ редактировать ]Русский антинорманист Степан Гедеонов (1876 г.) был первым историком, который предположил, что послы Роса , упомянутые в «Анналах Бертиниани» субботы 839 года, были шведами, находившимися на дипломатической службе у русского ( Рос ) хагана ( чакануса ), и, таким образом, существовал Русский каганат и что этот русский народ был славянами . [ 51 ] Вместо этого датский лингвист Вильгельм Томсен (1877) пришел к выводу, что « Рос был греческим обозначением скандинавов или северян, которые в данном случае оказались шведами». [ 51 ] По словам украинского историка Михаила Грушевского (1904 г.), послы Роса были «северногерманцами», но находились на службе у «русского кагана», которого следовало идентифицировать как киевского князя славянской Руси . [ 51 ] Васильевский (1915) считал росов коренным народом, жившим вблизи устья Днепра в Черное море , и что хаган был их хазарским хозяином. [ 51 ] Третьи предполагают, что русский каган правил государством или группой городов-государств , основанных русским народом где-то на территории нынешней Европейской России и Украины, в качестве хронологического предшественника. [ кем? ] династии Рюриковичей и Киевской Руси . Население региона в то время состояло из славян, тюрков , балтов , финнов , венгров и норвежцев . Этот регион также был местом деятельности варягов , восточноскандинавских авантюристов, торговцев и пиратов. [ 81 ] [ 77 ] [ нужна цитата для проверки ]
Хотя с 19-го века различные писатели (некоторые из которых выражали антинорманистские взгляды) утверждали, что Русь ( Рос ), упомянутая в Анналах Бертиниани и других источниках, возможно, упоминающих русского кагана, была славянской , [ 82 ] Современные ученые пришли к единому мнению, что русские произошли из Скандинавии , возможно, из Швеции . [ 83 ] [ 84 ] [ 85 ] Согласно распространенной теории, название Русь , как и протофинское название Швеции ( *Ruotsi ), происходит от древнескандинавского термина, обозначающего «людей, которые гребут» ( rods- ), поскольку гребля была основным методом навигации. реки Восточной Европы , и что это могло быть связано со шведской прибрежной зоной Рослагена ( Русское право ) или Родена , как это было известно в более ранние времена. [ 86 ] [ 87 ] Название «Русь » тогда имело бы то же происхождение, что и финское и эстонское названия Швеции: Руотси и Роотси . [ 87 ] [ 88 ]
Около 860 года группа русских викингов стала править территорией под своим предводителем Рюриком . [ 89 ] [ 90 ] Постепенно скандинавские военачальники, известные тюркоязычным степным народам как «кёль-беки» или «озерные князья», стали доминировать над некоторыми финно-угорскими и славянскими народами региона, особенно на Волжском торговом пути, соединяющем Балтийское море. с Каспийским морем и Серкландом . [ 91 ] Согласно Франклину и Шепарду (1996, 2014), отчет об экспедиции Руси 860-х годов на Константинополь в « Первой летописи» (которая утверждает, что набег возник в Киеве) был в значительной степени заимствован авторами из греческого источника X века « Продолжение» Георгия . «Летописи Преподобного » , не указывающей отправной точки. [ 92 ]
Чаканус
[ редактировать ]С XVIII века спор о слове chacanus / Chacanus в «Анналах Бертиниани» имел две стороны: либо под ним следует понимать титул рекса , а именно хагана (впервые предложенный Зигфридом Байером в 1736 г.), либо что это было скандинавское имя собственное, а именно Хокон (впервые предложено Штроубе де Пьермоном в 1785 году). [ 93 ] В 2004 году Дучко заявил: «В настоящее время существует почти полное единство мнений о том, что титул правителя Руси имеет хазарское происхождение и что слово чаканус является латинской формой тюркского слова хаган , титула главного правителя в кочевые общества в Евразии». [ 94 ] Он утверждал, что древнескандинавская интерпретация личного имени «была оставлена (хотя ее сторонники все еще появляются время от времени)». [ 95 ] Гарипзанов (2006) снова оспорил хаганскую интерпретацию, утверждая, что нельзя просто превратить букву c в середине chacanus в букву g , добавив, что «многие германские имена, начинающиеся с фонетической h-, транскрибировались во франкских источниках с помощью ch- » , и заключил что это слово, скорее всего, было шведским именем Хокан , [ 65 ] объяснение, принятое Островским (2018). [ 16 ]
Если предположить, что он отражает хазарский титул «хаган» , то обстоятельства этого заимствования вызывают серьезные споры. Питер Бенджамин Голден (1982) отверг идею о том, что Русь могла присвоить титул кагана у хазар; правящий клан Ашина должен был бы добровольно назначить лидера Руси вассальным каганом, чтобы иметь какую-либо легитимность. [ 96 ] Голден пришел к выводу, что Русский каганат был марионеточным государством, созданным хазарами в бассейне реки Оки для отражения повторяющихся нападений мадьяр . [ 97 ] Однако ни один источник не сообщает о том, что Руси IX века были подданными Хазарии. Для иностранных наблюдателей (таких как Ибн Руста) не было существенной разницы между титулами правителей Хазарии и Руси. [ 2 ] Анатолий Новосельцев предполагает, что принятие титула «каган» было призвано рекламировать претензии русов на равенство с хазарами. [ 98 ] [ нужны разъяснения ] Эту теорию поддерживает Томас Нунан , который утверждает, что лидеры Руси были в значительной степени объединены под властью одного из «морских королей» в начале 9-го века, и что этот « Верховный король » принял титул «каган» для придать ему легитимность в глазах его подданных и соседних государств. [ 99 ] Согласно этой теории, титул был знаком того, что его носители правили по божественному мандату. [ 100 ] [ 101 ]
Омелян Прицак предположил, что хазарский каган по имени Хан-Тувин Дыггви, изгнанный после поражения в междоусобной войне , поселился со своей фракцией Кабар в норвежско-славянском поселении Ростов , женился на местной скандинавской знати и стал отцом династии русских каганов. . [ 45 ] [ 2 ] Цукерман отвергает теорию Прицака как несостоятельное предположение. [ Дж ] и в источниках того времени нет никаких упоминаний о том, что какой-либо хазарский каган бежал в поисках убежища среди русов. [ 102 ] Тем не менее, возможная связь хазар с монархами ранней Руси подтверждается использованием стилизованной тамги или печати с трезубцем более поздними правителями Руси, такими как Святослав I Киевский ; подобные тамги встречаются в руинах, определенно хазарского происхождения. [ 100 ] [ 103 ] [ 104 ] Генеалогическая связь между каганами Руси 9-го века и более поздними правителями Рюриковичей , если таковая имеется, в настоящее время неизвестна. [ к ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и «На дальнем юго-восточном конце европейского континента Хазарский каганат и стабильность, которую он создал в своей обширной сфере влияния, начали разрушаться. позднее определенные результаты конфликта будут иметь серьезные последствия для будущего. Проигравшие во внутриполитической борьбе, известные как кабары , бежали на север, в Варяжскую Русь в Верхнем Поволжье , под Ростовом , и на юг, к мадьярам , которые раньше были. были верными вассалами хазар. Присутствие кабарских политических беженцев из Хазарии среди варяжских торговцев в Ростове помогло поднять престиж последнего, в результате чего к 830-м годам возник новый центр власти, известный как Русский каганат. Однако принятие кабарских повстанцев мадьярами превратило последних во врагов новых правителей Хазарии». [ 1 ]
- ^ Jump up to: а б с д «Использование правителем Руси титула чакан побудило ученых назвать возглавляемую им организацию «каганатом Руси». Справедливость такого обозначения может быть оспорена. Термин «каганат» органически связан с политическими организациями Руси. Азиатские народы, кочевники, и дать то же имя организации иммигрантов-германцев с Севера кажется вряд ли подходящим». [ 7 ]
- ^ Дучко (2004): «Слово Рос-Рос [в Анналах Бертиниани ] равно термину ар-Русь арабских источников и названию первого государства восточных славян, Киевского государства». [ 10 ]
- ^ '...арабское описание Восточной Европы, используемое некоторыми восточными географами. Этот источник, названный польским востоковедом Тадеушем Левицким «Анонимной запиской», датируется 870–880 гг.' [ 2 ]
- ↑ Меньшинство ученых полагают, что речь шла о короле, носившем древнескандинавское имя Хокан или Хокон , включая Гарипзанова (2006). [ 22 ] и Островский (2018). [ 23 ]
- ↑ Рыбаков считал, что титул «каган» был заимствован славянами ещё в VI веке из Аварского ханства .
- ^ «[Толочко] выразил скептицизм по поводу существования Русского каганата вообще, отметив, что его местоположение было «движущейся мишенью» в историографии, «неуловимой и непостоянной». На вопрос «Где находился Русский каганат» его несколько ироничный ответ находился лишь «на страницах ученых трактатов». [ 66 ]
- ↑ Островский резюмировал, что Чаканус был шведским личным именем Хокан и, таким образом, что Анналы Бертиниани не могут подтвердить существование русского кагана или каганата в 839 году, что письмо Людовика II Немецкого 871 года двусмысленно и не указывает явно в пользу или против северного кагана, что самый ранний арабо-персидский источник (Ибн Хордадбех) не упоминает русского хакана и не считает русов этносом / племенем, а купцами, и что позднейшие русские источники с 10-го по XII век слишком поздний и «не должен использоваться в качестве доказательства существования Русского кагана или каганата в 830-х годах». Он заключил: «[Ни] один из наших источников не свидетельствует о (...) существовании [Русского каганата] в первой половине девятого века». [ 23 ]
- ^ Подробный анализ недавних археологических исследований в Хольмгарде см. Duczko 2004 102–104.
- ↑ Археологи не обнаружили следов поселения в Ростове до 970-х годов. Кроме того, топоним «Ростов» имеет прозрачную славянскую этимологию. [ нужна ссылка ]
- ^ Но см., например, Дучко 31–32, в котором излагаются теории о том, что Рюрик носил титул кагана Руси. [ нужна ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Магоччи, Пол Роберт (2010). История Украины: Земля и ее народы . Торонто: Университет Торонто Press. стр. 61–62.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб Цукерман 2000 .
- ^ Galkina, E. S. (Elena Sergeevna) (2012). Русскиĭ каганат : без кхазар и норманнов [ Russian Khaganate: without the Khazars and the Normans ]. Moscow. ISBN 9785443801643 . OCLC 826862812 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Смирнов 1928 , с. 118.
- ^ Минорский 1937 , с. 427.
- ^ К. Цукерман ( Constantin Zuckerman ), "Перестройка древнейшей русской истории" , In: У истоков русской государственности , 2007 (a 2005 conference materials); further elaboration of the 2000 Zuckerman's paper
- ^ Дучко 2004 , стр. 29.
- ^ Петрухин (Petrukhin), В. Я. (2014). Русь в IX—X веках. От призвания варягов до выбора веры [ Rus' in the 9th–10th Centuries. From the Invitation of the Varangians to the Choice of Faith ] (in Russian). Форум : Неолит. pp. 118, 119, 129–131, 277, 288–289, 353. ISBN 9785911346911 .
- ^ Толочко (Tolochko), А. П. (2015). Очерки начальной Руси [ Essays on Early Rus' ] (in Russian). Лаурус. ISBN 9785990558304 .
- ^ Дучко 2004 , стр. 23.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Островский 2018 , стр. 310.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж «Введение в полный текст в оригинале и в современном русском переводе» . Институт русской литературы (Пушкинский Дом) (на русском языке). Архивировано из оригинала 26 мая 2011 года . Проверено 23 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Франклин 1991 , с. 23, 26.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Гальперин 1987 , стр. 26–27.
- ^ Jump up to: а б с Гальперин 2022 , стр. 19.
- ^ Jump up to: а б с д Островский 2018 , стр. 311.
- ^ Jump up to: а б с Джонс 2001 , с. 249–250.
- ^ Jump up to: а б с д и Дучко 2004 , стр. 25.
- ^ Островский 2018 , стр. 305, 310.
- ^ Джонс 2001 , с. 250.
- ^ Jump up to: а б Минорский 1937 , с. 159.
- ^ Гарипзанов 2006 , с. 8–11.
- ^ Jump up to: а б с д и Островский 2018 , стр. 310–311.
- ^ Вайц 1883 , с. 19–20.
- ^ Памятники Германии 385–394.
- ^ мы обнаруживаем, что настоящий кагано не был прелатом аваров, жителей Газы или норманнов. Дучко 25
- ^ Островский 2018 , стр. 305, 310–311.
- ^ Долгер Т. 59, № 487.
- ^ Брёнстед 1965 , стр. 267–268.
- ^ Цукерман 2000 , с. 96.
- ^ Минорский 1937 , с. VII.
- ^ Jump up to: а б с Минорский 1937 , с. xiv–xix.
- ^ Лоран и Канард 490.
- ^ Jump up to: а б Франклин 1991 , с. 3.
- ^ Франклин 1991 , с. 3–30.
- ^ Франклин 1991 , с. 17.
- ^ Jump up to: а б Франклин 1991 , с. 18.
- ^ Франклин 1991 , с. 26.
- ^ Франклин 1991 , с. 23.
- ^ Франклин 1991 , с. XVIII.
- ^ Островский 2018 , стр. 297–298, 310–311.
- ^ Jump up to: а б с Золотой 1982 , с. 87, 97.
- ^ Дучко 2004 , стр. 27.
- ^ Jump up to: а б Прицак, Происхождение Руси, пассим.
- ^ Jump up to: а б Прицак, «Происхождение Руси» 1:28, 171, 182.
- ^ Брайчевский 1989 , с. 54–55.
- ^ Нунан, «Серебряный кризис», 1985 г., 41–50.
- ^ Нунан, «Колебания в исламской торговле», 1992 г., проход.
- ^ Франклин и Шепард 2014 , с. 91–111.
- ^ Дучко 2004 , стр. 81.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Островский 2018 , стр. 292.
- ^ Островский 2018 , стр. 293.
- ^ Островский 2018 , стр. 292–293.
- ^ Островский 2018 , стр. 294.
- ^ Георгий Вернадский , Древняя Русь.
- ^ Островский 2018 , стр. 292, 298.
- ^ Галкина Е. С. Тайны Русского каганата . — М., 2002.
- ^ Sedov, Valentin Vasilyevich, Russian kaganat IX century // Otechestvennaya istoriya . - № 4. - 1998. - P.3-15.
- ^ Jump up to: а б с Островский 2018 , стр. 296–297.
- ^ Jump up to: а б с Лангер, Лоуренс Н. (2021). Исторический словарь средневековой России . Издательство Rowman & Littlefield. п. 154. ИСБН 9781538119426 .
- ^ Aleksey Shakhmatov (1919). "Древнейшие судьбы русского племени" .
- ^ Сергей Платонов , Полный курс лекций по истории России.
- ^ Островский 2018 , стр. 295.
- ^ Островский 2018 , стр. 294–295.
- ^ Jump up to: а б Островский 2018 , стр. 306–307.
- ^ Островский 2018 , стр. 297–298.
- ^ Artamonov 271–290.
- ^ From the Baltic to the Black Sea: Studies in Medieval Archaeology (One World Archaeology, 18) by David Austin Publisher: Routledge; New edition (June 27, 1997).pp. 285–286; Э. Мюле. К вопросу о начале Киева// Вопросы истории. – № 4 – 1989 – с. 118 – 127.
- ^ Yanin 105–106.
- ^ Нунан, Денежная система Киева , 1987, с. 396.
- ^ Цукерман 1997 , с. 65–66.
- ^ Новосельцев 397–408.
- ^ Мачинский 5–25.
- ^ Сравнительное исследование тридцати культур городов-государств 266.
- ^ Брёнстед 1965 , стр. 67–68.
- ^ Мачинский 5–25; see also Duczko 31–32.
- ^ Jump up to: а б Долуханов 1996 , с. 187.
- ^ Александров 1997 , p. 222–224.
- ^ Vernadsky VII-4.
- ^ Франклин и Шепард 2014 , с. 27–50.
- ^ Франклин и Шепард 2014 , с. 33–36.
- ^ Островский 2018 , стр. 292–303.
- ^ «Киевская Русь» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 19 февраля 2023 г.
(...) Русы, скандинавский народ. (...) В летописях утверждается, что они были шведами, и это возможно, но их этническая принадлежность так и не была твердо установлена.
- ^ «Викинги дома» . ИсторияДополнительно .
- ^ «В 839 году русы были шведами . В 1043 году руси были славянами ». (Ф. Дональд Логан, Викинги в истории , цит. Монтгомери, стр. 24).
- ^ Блёндал, Сигфус (1978). Варяги Византии . Издательство Кембриджского университета. п. 1. ISBN 9780521035521 . Проверено 2 февраля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Стефан Бринк, «Кем были викинги?», в «Мире викингов» , изд. Стефан Бринк и Нил Прайс (Абингдон: Routledge, 2008), стр. 4–10 (стр. 6–7).
- ^ «Русь» . Оксфордский словарь английского языка (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета . Проверено 25 июля 2018 г. (Требуется подписка или членство участвующей организации .)
- ^ "Россия" . Интернет-словарь этимологии . Проверено 15 августа 2012 г.
- ^ «Русь» . Бесплатный онлайн-словарь, тезаурус и энциклопедия . Проверено 15 августа 2012 г.
- ^ Брутцкус 120.
- ^ Франклин и Шепард 2014 , с. 53.
- ^ Островский 2018 , стр. 303.
- ^ Дучко 2004 , стр. 24–25.
- ^ Дучко 2004 , стр. 24.
- ^ Островский 2018 , стр. 305–306.
- ^ Золотой 77–99; Дучко 30.
- ^ Новосельцев (Novoselʹcev)
- ^ Нунан, «Хазар» 2001 87–89, 94.
- ^ Jump up to: а б Брук 2006 , с. 154.
- ^ Нунан, «Хазар» 2001 87–94.
- ^ Дучко 2004 , стр. 31.
- ^ Франклин и Шепард 2014 , с. 120–121.
- ^ Прицак, Вес 78–79.
Библиография
[ редактировать ]- Ахмед ибн Фадлан. Путешествие Ибн Фадлана в Россию: путешественник десятого века из Багдада до реки Волги. Фрай, Ричард Нельсон, изд. и транс. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Markus Wiener, 2005.
- Ахмад ибн Умар ибн Руста. аль-Алак ан-Нафиса: Маруф бих Ибн Руста. Тарджама ва талик-и Хусейн Караханлу. Тегеран, Иран: Амир Кабир, 1986.
- Александров, А.А. (1997). Остров руссов [ The Rus' Island ]. St. Petersburg-Kishinev.
{{cite book}}
: CS1 maint: location missing publisher ( link ) (Aleksandrov) - Artamanov, M.I. "Prevye Stranisky Russkoy Istorii ve Archeologicheskom Osveshchenii." Sovietskaya Arkheologica . Vol 3, 1990. pp. 271–290.
- Вайц, Джордж, изд. (1883), Annales Bertiniani , Scriptores rerum Germanicarum (Памятники немецкой истории), vol. 5, Ганновер: Impensis bibliopolii Hahnian.
- Braychevskiy, Mykhailo Yulianovych (1989). Утверждение христианства на Руси [ Establishment of Christianity in Rus' ] (PDF) (in Russian). Kiev: Naukova dumka. p. 183 . Retrieved 21 February 2023 .
- Бронстед, Йоханнес (1965). Викинги . Перевод Калле Скова. Книги о пингвинах.
- Брук, Кевин Алан (2006). Евреи Хазарии. Второе издание . Роуман и Литтлфилд. п. 352. ИСБН 9781442203020 .
- Брутцкус, Юлиус . «Хазарское происхождение Древнего Киева». Славянское и восточноевропейское обозрение , 22 (1944).
- Кристиан, Дэвид . История России, Монголии и Средней Азии. Блэквелл, 1999.
- Долгер Ф. Регестен из имперских документов Восточной Римской империи. Я. Берлин, 1924 год.
- Долуханов, Павел Маркович (1996). Ранние славяне: Восточная Европа от первоначального заселения до Киевской Руси . Pearson Education, печатное издание по запросу. Лондон: Лонгман. п. 187. ИСБН 9780582236189 . Проверено 13 мая 2021 г.
- Дучко, Владислав (2004). Русь викингов: Исследования присутствия скандинавов в Восточной Европе . Лейден: Брилл. п. 290. ИСБН 9789004138742 . Проверено 19 февраля 2023 г.
- Франклин, Саймон (1991). «Слово Илариона о законе и благодати» . Проповеди и риторика Киевской Руси (PDF) . Университет Торонто (SLA 218 Украинская литература и культура). п. 30 . Проверено 23 февраля 2023 г.
- Франклин, Саймон; Шепард, Джонатан (2014). Возникновение Руси 750–1200 гг . Лондон: Лонгман. п. 472. ИСБН 9781317872245 . Проверено 19 февраля 2023 г. (Перепечатка Routledge 2014 года оригинала Longman 1996 года)
- Гарипзанов, Ильдар (2006). Анналы святого Бертена и Чакан Роса . Университет Бергена.
- Голден, Питер Бенджамин . "Россия." Энциклопедия ислама под ред.: П. Бирман, Т.Т. Бьянкис, CE Босворт, Э. ван Донзель и WP Heinrichs. Брилл. Брилл Онлайн, 2006 г.
- Голден, Питер Бенджамин (1982). «Вопрос о Русском каганате». Архив Евразийского Средневековья . 2 : 77–97.
- Гальперин, Чарльз Дж. (1987). Россия и Золотая Орда: влияние монголов на средневековую русскую историю . п. 222. ИСБН 9781850430575 . (электронная книга).
- Гальперин, Чарльз Дж. (2022). Расцвет и упадок мифа о Русской земле (PDF) . Лидс: Arc Humanities Press. п. 107. ИСБН 9781802700565 . Проверено 1 февраля 2023 г.
- Джонс, Гвин (2001). История викингов . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 504. ИСБН 9780192801340 . Проверено 19 февраля 2023 г. (впервые опубликовано в 1968 г., второе издание - в 1984 г., переиздано в 2001 г.)
- Лоран, Дж. и М. Канард. Армения между Византией и исламом от арабского завоевания до 886 года . Лиссабон, 1980 год.
- Мачинский (Machinskiy) Д.А. "О месте Северной Руси в процессе сложения Древнерусского государства и европейской культурной общности." [ On the Place of Northern Rus in the Genesis of the Old Rus' State and European Cultural Continuum ]. Археологическое исследование Новгородской земли . Leningrad, 1984.
- Минорский, Владимир (1937). Худуд аль-Алам, «Регионы мира. Персидская география», 372 г. хиджры – 982 г. н.э., перевод и объяснение В. Минорского (PDF) . Лондон: Luzac & Co. 546. ( § 44. Рассуждение о стране Рус и ее городах ).
- «Исторические памятники Германии, Послание VII». Послания Каролина V века. Берлин: В. Хенце, 1928.
- Нунан, Томас . «Хазарский каганат и его влияние на государство Древней Руси: перевод империи из Итиля в Киев». Кочевники в оседлом мире , Анатолий Михайлович Хазанов и Андре Винк, ред. п. 76–102. Ричмонд, Англия: Керзон, 2001. ISBN 0-7007-1370-0 .
- Нунан, Томас. «Первый крупный серебряный кризис в России и странах Балтии, около 875–900». Хикуин , 11 (1985): 41–50.
- Нунан, Томас. «Колебания исламской торговли с Восточной Европой в эпоху викингов». Гарвардская украиноведение , 1992, №16.
- Нунан, Томас. «Денежная система Киева в домонгольский период». Гарвардская украиноведение , 1987, №11. Страница 396.
- Новосельцев (Novoselʹcev) А.П. et al. Древнерусское государство и его международное значение. [ Old Rus' State And Its International Relations ]. Moscow, 1965.
- Новосельцев (Novoselʹcev) А.П. "К вопросу об одном из древнейших титулов русского князя". [ On One of the Oldest Titles of the Rus' Princes ]. История СССР. – 1982. – Вып. 4.
- Островский, Дональд (2018). «Возвращение Роса» . Канадско-американское славянство . 52 (2–3): 290–311. дои : 10.1163/22102396-05202009 . S2CID 195449155 . Проверено 22 февраля 2023 г.
- Прицак, Омельян . Происхождение Руси. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1991.
- Прицак, Омельян. Происхождение весов и денежных систем Древней Руси. Кембридж, Массачусетс: Гарвардский украинский исследовательский институт , 1998.
- Смирнов, Павло (1928). Волжский путь и древние русы Очерки по русской истории VI – IX вв. Rusy: narysy z rusʹkoï istoriï VI-IX vv) [ (Volzʹkyĭ shli︠a︡kh и starodavni The Volga route and the ancient Rus'. Essays on Rus' history VI-IX centuries ] (in Russian). Киев: Ukrainian Academy of Sciences . p. 228 . Retrieved 23 февраля 2023 года .
- Феофан Континуат, Иоанн Камениата, Симеон Магистр, Георгий Преподобный . Эд. И. Беккер. Бонн, 1838 г. (CSHB), стр. 342–343.
- Вернадский Г.В. История России . Том. 1. Издательство Йельского университета, 1943 ( русская версия онлайн )
- Вернадский, Г.В., изд. Справочник по истории России с древнейших времен до 1917 г., Том. 1. Нью-Хейвен: Йельский университет. Пресс, 1972.
- Yanin, Valentin . Денежно-весовые системы русского средневековья. Домонгольский период. [ The Monetary Systems of the Russian Middle Ages. The Pre-Mongol Period ]. Moscow, 1956.
- Цукерман, Константин (2000). «Два этапа становления древнерусского государства». Русские протогородские центры между Скандинавией, Византией и Востоком: материалы международной конференции, состоявшейся в Коллеж де Франс в октябре 1997 г. под ред. М. Казанский, А. Нерсесян и К. Цукерман («Византийские реалии 7») . Париж.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Цукерман, Константин (1997). «Венгры в земле Лебеди: новая держава на границах Византии и Хазарии в 836–889 гг.». Византия в войне (9–12 века) (на французском языке). Афины: Национальный исследовательский фонд.