Лионский трамвай
Лионский трамвай | |||
---|---|---|---|
Обзор | |||
Родное имя | Лионский трамвай | ||
Владелец | SYTRAL Mobilités (на французском языке) | ||
Местный | Лион , Овернь-Рона-Альпы , Франция | ||
Тип транзита | Легкорельсовый транспорт / трамвай | ||
Количество строк | 8 (T1-T7 и Ронэкспресс) [1] [2] | ||
Количество станций | 103 (T1-T7 и Ронэкспресс) [1] [2] | ||
Годовой пассажиропоток | 96 449 142 (2019 г.) (без учета Ронэкспресс) [3] | ||
Операция | |||
Начало работы | 2001 [1] | ||
Оператор(ы) | ТКЛ (Т1-Т7) Ронэкспресс (Rhônexpress) | ||
Технический | |||
Длина системы | 73,1 км (45,4 миль) (T1-T7) [1] 23 км (14 миль) (Ронэкспресс) [2] | ||
Ширина колеи | 1435 мм ( 4 фута 8 + 1 ⁄ 2 дюйма ) стандартная колея | ||
|
Общественный транспорт в Лионе |
---|
Сети |
Главные железнодорожные вокзалы |
Другие железнодорожные станции |
Аэропорты |
( Лионский трамвай французский : Tramway de Lyon ) состоит из восьми линий, семь линий обслуживаются компанией TCL, а одна — компанией Rhônexpress в городе Лион в Оверни-Роне-Альпах , Франция . Первоначальная трамвайная сеть Лиона была построена в 1879 году, а современная сеть построена в 2001 году. [1]
Линии Т1 и Т2 открылись в январе 2001 года; Т3 открылся в декабре 2006 г.; линия Т4 открыта в апреле 2009 г.; линия Rhônexpress (разъем в аэропорту) открылась в августе 2010 года; линия Т5 открыта в ноябре 2012 г.; линия Т6 открылась в ноябре 2019 года, а линия Т7 - в феврале 2021 года. Трамвайная система дополняет лионское метро и является неотъемлемой частью системы общественного транспорта (TCL) в Лионе. Сеть из 7 трамвайных линий (T1-T7), которыми управляет TCL, простирается на 66,3 км (41,2 мили); [1] единственная линия, обслуживаемая Rhônexpress, простирается на 22 километра (14 миль). [2] (включая примерно 15 километров (9,3 миль), разделенных с трамвайной линией Т3). [2] ). В настоящее время сеть обслуживают 73 трамвая Alstom Citadis 302 и 34 трамвая Alstom Citadis 402 .
История: оригинальная сеть (1879 – 1957)
[ редактировать ]Первая линия парового трамвая, номер 12, связала Лион и Венисье в 1888 году. Сеть была электрифицирована в период с 1893 по 1899 год. Расширения пригородов строились до 1914 года. Это был расцвет сети - высокое качество обслуживания, низкие цены. цена, высокая частота и высокая доходность для акционеров. Инфляция между Первой и Второй мировыми войнами сделала сеть убыточной. Начиная с 1930-х годов трамваи постепенно заменялись троллейбусами , а затем и автобусами. План модернизации, включающий подземные участки в центре города, запланированный в 1940-х годах, был быстро отменен. Последний городской трамвай ходил по линии 4 в январе 1956 года, а последний пригородный трамвай, «Train bleu» в Невиль-сюр-Сон , был заброшен в июне 1957 года.
Оригинальная сеть OTL
[ редактировать ]Первая трамвайная сеть была построена и эксплуатировалась компанией Compagnie des Omnibus et Tramways de Lyon (OTL), основанной в 1879 году. Она состояла из десяти 1435 мм ( 4 фута 8 + 1 ⁄ 2 дюйма ) ( стандартная колея ), гужевые линии общей длиной 44 км, обслуживающие Лион , Виллербанн , Ла Мулатьер и Уллен .
В 1894 году на линиях ходили новые электрические трамваи:
- 1: Белькур – Монплезир через мост Гильотьер и Гранд-рю де ла Гильотьер.
- 2: Белькур – Монша
- 3: Кордельеры – Виллербан
- 4: Парк Тет д'Ор - Ла Муш (ныне Жан Масе), продлен до Перраша.
- 5: Белькур – Мост д’Экюлли через мост Пон-дю-Измен.
- 6: Терро – станция Везе через набережную Сен-Винсент.
- 7: Перраш – Ле Бротто через мост Моран
- 8: Мост Моран – Сен-Клер
- 9: Белькур – Сен-Поль через мост Тильсит (ныне мост Бонапарта)
- 10: Белькур – Уллен .
Первой открылась линия 5, от площади Белькур до Вез вдоль реки Сона , конкурирующая с речными судами. Линии 1 и 7 следовали примерным маршрутам нынешних линий метро D и A соответственно. Сеть постепенно расширялась за счет OTL и приобретений конкурирующих операторов в период с 1894 по 1914 год.
OTL-расширения
[ редактировать ]- 11: Белькур – Бон-Моэн ( Виллербан )
- 12: Белькур – Сен-Фон , продлен до Венисье.
- 13: Кур Баярд (к югу от Перраша ) — площадь Коменданта Арно (в районе Круа-Рус )
- 14: Мост Уллинс – Чапоност
- 15: Благотворительность - Пьер-Бенит
- 16: Белькур – Мезье – Ла Бальм ( Изер )
- 17: Тулуза — Монлюэль ( Эн )
- 18: вокзал Сен-Поль - Ла Муш, продлен до Жерлана.
- 28: Кордельеры – Брото
- 31: Пон-Мутон – Сен-Рамбер-л’Иль-Барб
- 32: Благотворительность - Купоросы.
Трамвайная компания Экюлли
[ редактировать ]1000 мм ( Линии 3 фута 3 + 3 ⁄ 8 дюймов ( метровая ширина ) на северо-западе, приобретенные OTL в 1894 году.
- 19: Пон-Мутон – Экюлли
- 20: Пон-Мутон – Сен-Сир-о-Мон-д'Ор
- 21: Пон-Мутон — Шампань-о-Мон-д'Ор , продлен до Лимонеста .
- 22: Пон-Мутон — Сен-Дидье-о-Мон-д'Ор .
Лионская трамвайная компания (CLT)
[ редактировать ]Метрическая колея , паропроводы на левом берегу реки Роны . В 1902 году стала Nouvelle Compagnie Lyonnaise des Tramways (NLT), а затем была приобретена OTL в 1906 году.
- 23: Мост Лафайет — Кладбище Гильотьера , продленное до Монплезир-ла-Плен. Расширение линии, электрифицированной до Сен-Приста, использовало номер 34 с 1925 по 1935 год.
- 24: Мост Лафайет — Асиль-де- Брон , продлен до Брона (деревни).
- 25: Кордельер- Монша , продлен до Генаса .
- 26: улица Казимье-Перье — парк Тет д’Ор.
- 27: Кордельеры – Во-ан-Велен .
Компания Fourvière Ouest Lyonnais (FOL)
[ редактировать ]и трамваи Фурвьер и Сен-Жюст Фуникулеры на западном плато. Приобретен OTL в 1910 году.
- 29: Сен-Жюст – Сент-Фуа-ле-Лион
- 30: Сен-Жюст – Франшевиль .
Трамвайная компания Калюира (CTC)
[ редактировать ]Приобретена OTL в 1914 году. Первоначально метрическая калибровка, преобразованная в стандартную в 1925 году.
- 33: Круа-Рус — Калюир , продлен до Ле-Марронье ( Фонтен-сюр-Сон ).
Западный трамвай Дофине
[ редактировать ]Эта компания достигла Лиона в 1909 году. Линия метровой колеи, ведущая к восточному пригороду, использовалась на протяжении 6 км после электрификации в 1925 году.
- 34 кордельера - Сен-Прист
Действующая сеть (с 2001 г.)
[ редактировать ]После упадка в 1950-х и 1960-х годах общественный транспорт в Лионе был возрожден в 1970-х годах с открытием лионского метро . В 1996 году было принято решение о строительстве новой трамвайной сети в дополнение к метро. Первые две линии были открыты 2 января 2001 года: линия T1 от Перраша до IUT-Feyssine через Пар-Дьё и Шарпенн и линия T2 от Перраша до Порт-де-Альп через Жан-Масе и Гранж-Бланш . Линия Т2 была продлена до Сен-Прист – Бель-Эйр 27 октября 2003 г., а линия Т1 была продлена до Монтроше 15 сентября 2005 г., затем снова до Дебура 19 февраля 2014 г. Линия Т3 (под кодовым названием LEA) была открыта 4 декабря 2006 г. вдоль бывшие треки Chemin de Fer de l'Est Lyonnais от вокзала Пар-Дьё -Виллетт до Мезье -ZI . Линия T4 открылась 20 апреля 2009 года и идет от Jet d'Eau – Mendes France до Hôpital Feyzin Vénissieux и была продлена до La Doua 29 августа 2013 года. Линия T5 открылась 17 ноября 2012 года и идет от Grange Blanche до Eurexpo .
Линия Т1
[ редактировать ]Работает с 04:40 до 00:35, обслуживается Центром технического обслуживания Сен-Приер - Порт-де-Альп.
- Дебур
- ЭНС Лион
- Холли Тони Гарнье
- Музей слияний
- Региональный отель – Монтроше
- Сент-Бландин
- Площадь Архивов
- Окунь
- Набережная Клода Бернара
- Университетская улица
- Сен-Андре
- Гильотьер – Габриэль Пери
- Свобода
- Саксония – Префектура
- Дворец правосудия – Мэрия дю 3ем (переход от площади Гишара до биржи труда в нескольких минутах ходьбы: )
- Парт-Дьё – Аудитория
- Гар Пар-Дье – Вивье Мерль (переходы на вокзале Пар-Дьё-Виллет в нескольких минутах ходьбы: )
- Тьер-Лафайет
- Беллекомбский колледж
- Шарпенн – Шарль Эрню
- Тонкин
- Кондорсе
- Лионский университет 1
- В два - Гастон Бергер
- ИНСА – Эйнштейн
- Круа-Люизе
- В Дуа – IUT Фейсине
Линия Т2
[ редактировать ]Работает с 04:55 до 00:34, обслуживается Центром технического обслуживания Сен-Приста - Порт-де-Альп.
- Региональный отель – Монтроше
- Сент-Бландин
- Площадь Архивов
- Окунь
- Центр Бертло – Сайенс По Лион
- Жан Масе
- Гарибальди – Бертло
- Венская дорога
- Же д’О-Мендес Франция
- Вийон (рядом с лицеем Люмьер : )
- Бачут – Ратуша 8-го округа
- Джон XXIII – Мариза Бастие
- Белый Сарай
- Амбруаз Паре
- Деженетты
- Эссартс–Ирис
- Бутасс – Камиль Руссе
- Ратуша – Брон
- Пассаты
- ребуфер
- Университет Парилли – Ипподром
- Европа – Университет
- Ворота Альп
- Технологический парк
- О де Фейи
- Сальвадор Альенде
- Альфред де Виньи
- Сен-Прист – Ратуша
- Эспланада Искусств
- Жюль Ферри
- Кордьер
- Сен-Прист – Бель-Эйр
Линия Т2 была продлена от Перраша до Hôtel de Région-Montrochet 24 марта 2021 года, разделив путь с линией T1.
Линия Т3
[ редактировать ]Работает с 04:32 до 00:06, обслуживается Центром технического обслуживания Мезье .
Линия T3 под кодовым названием «LEA» (Ligne de l'Est de l'Agglomération) проходит вдоль части бывшей железнодорожной линии CFEL ( Compagnie des chemins defer de l'Est de Lyon ), которая простиралась от Восточного вокзала. из Лиона в Сен-Женикс -д'Аост ( через Кремье , Жалье и Монталье ). [4]
- Станция Пар-Дье – Вилетт (переходы на вокзале Пар-Дьё – Вивье-Мерль в нескольких минутах ходьбы: )
- Дофине-Лакассан
- Разведка – Бальзак
- Станция Виллербанн
- Бель-Эйр – Ле-Бросс
- Во-ан-Велен – Ла-Суа
- Десин-Центр
- Десин – Большой Большой
- Мезье-Гэр
- Мезье – ЗИ (обслуживание здесь заканчивается по выходным)
- Мезье – Ле Панетт (только с понедельника по пятницу)
Линия Т3 длиной 14,6 км проходит в основном по железнодорожным путям с балластом. Дорога от вокзала Пар-Дьё-Виллет до Мезье-ZI занимает 23 минуты , а максимальная скорость составляет 70 км/ч (60 км/ч на перекрестках, из которых 26 оборудованы шлагбаумами). 7 км пролегают вблизи жилых массивов и оборудованы шумоизоляцией.
Линия Т4
[ редактировать ]Работает с 04:39 до 00:45, обслуживается Центром технического обслуживания Сен-Приста - Порт-де-Альп.
- Ла Дуа – IUT Feyssine (только с 7:30 до 9 утра, по состоянию на ноябрь 2013 г.)
- Круа-Луизе (только с 7:30 до 9 утра, по состоянию на ноябрь 2013 г.)
- INSA – Эйнштейн (только с 7.30 до 9 утра, по состоянию на ноябрь 2013 г.)
- В два - Гастон Бергер
- Лионский университет 1
- Кондорсе
- Тонкин
- Шарпенн – Шарль Эрню
- Беллекомбский колледж
- Тьер-Лафайет
- Станция Пар-Дье – Вилетт (переходы на вокзале Пар-Дьё – Вивье-Мерль в нескольких минутах ходьбы: )
- Ведомственные архивы
- Производство – Монтлюк
- Средняя школа Кольбера
- Же д’О-Мендес Франция
- Лицей Люмьер (недалеко от Вийона : )
- США – Музей Тони Гарнье
- Бовизаж – CISL
- США – Вивиани
- Жолио Кюри – Марсель Самба
- Ла Борель
- Станция Венисье
- Круаза – Поль Берт
- Марсель Оэль – Мэрия
- Средняя школа Жака Бреля
- Эррио-Кань
- Венисси
- Дивизия Леклерк
- Морис Торез
- Ленин-Корсьер
- Дарнез
- Больница Фейзин Венисье
Линия Т5
[ редактировать ]Работает с 05:00 до 00:00, обслуживается Центром технического обслуживания Сен-Приста - Порт-де-Альп.
- Белый Сарай
- Амбруаз Паре
- Деженетты
- Эссартс–Ирис
- Бутасс – Камиль Руссе
- Ратуша – Брон
- Пассаты
- Де Тассиньи-Кюриал
- Средняя школа Жан-Поля Сартра
- Парк дю Шен (обслуживание здесь заканчивается в июле и августе)
- Eurexpo (кроме июля и августа)
С момента открытия до 4 октября 2020 года линия Т5 обслуживала остановку Eurexpo только в дни выставок и только с 08:00 до 22:00 (иногда до 00:00). С 5 октября 2020 года линия Т5 обслуживает Eurexpo ежедневно, кроме июля и августа. [5]
Планируемое расширение Шасье , в результате которого были бы добавлены две новые станции, Eurexpo 2 и René Cassin , не было одобрено общественным расследованием и было отложено (возможно, на неопределенный срок) из-за отсутствия поддержки со стороны местных советников. [6] Однако документы по планированию все еще включают будущее исследование продления линии Т5 через Шасье до линии Т3 недалеко от отрога Олимпийского парка Лион . [7] Владельцы конференц-центра Eurexpo считают это сообщение стратегическим, поскольку оно может обеспечить прямой проезд от Eurexpo до железнодорожного вокзала Лиона Пар-Дье и в аэропорт. [8]
Линия Т6
[ редактировать ]Работает с 05:00 до 00:56, обслуживается Центром технического обслуживания Сен-Приста - Порт-де-Альп.
- Дебур
- Шаллемель-Лакур – Артиллерия
- Ветряная мельница
- Маленький Гиль
- Бовизаж – Пресенсе
- Бовизаж – CISL
- Гранж Руж – Санти
- Мермоз – Калифорния
- Мермоз – Мозель
- Мермоз-Пинель
- Эссартс-Лаэннек
- Деженетты
- Винатье
- Больницы Ист-Пинель
- Киммерлинг (ожидаемое открытие в 2026 г.)
- Gare de Villeurbanne (ожидаемое открытие в 2026 году)
- Грандклеман (ожидаемое открытие в 2026 г.)
- Сент-Экзюпери (ожидаемое открытие в 2026 г.)
- Верлен-Толстой (ожидаемое открытие в 2026 г.)
- Hôtel de Ville – TNP (ожидаемое открытие в 2026 г.)
- Gratte-Ciel (ожидаемое открытие в 2026 г.)
- Парк дю Центр (ожидаемое открытие в 2026 г.)
- Саленгро (ожидаемое открытие в 2026 г.)
- Ла Дуа – Гастон Бергер (ожидаемое открытие в 2026 году)
Линия Т6 была построена как продолжение линии Т1 от конечной остановки в Дебуре до восточного больничного комплекса Лиона. [9]
Последующее расширение на 5,4 км (3,4 мили) с 10 новыми станциями от Hôpitaux Est-Pinel до La Doua-Gaston Berger , университетского кампуса в Виллербанне , строится с начала 2023 года и, как ожидается, откроется в 2026 году. Это расширение будет соединен с линиями Т1, Т3, Т4 и будущей линией Т9. [10]
Линия Т7
[ редактировать ]Работает с 06:00 до 23:55 (с 08:00 в субботу и с 09:00 в воскресенье), обслуживается Centre de Maintenance de Meyzieu .
- Во-ан-Велен – Ла-Суа
- Десин-Центр
- Десин – Большой Большой
- Десин – OL Vallée
С момента своего открытия Олимпийский парк Лион соединен с трамвайной сетью Лиона специально построенным железнодорожным путем, но этот путь использовался только специальными трамвайными маршрутками, курсирующими в дни игр или мероприятий на стадионе. Линия Т7 была запущена в качестве ежедневного трамвая для обслуживания Олимпийского парка Лиона и его развивающегося района под названием OL Vallée .
Эта линия не потребовала строительства какой-либо новой железной дороги, она использует только уже существовавшую ранее инфраструктуру, включая часть линии Т3 и железнодорожные пути, соединяющие линию Т3 с Олимпийским парком Лион.
Ронэкспресс
[ редактировать ]Rhônexpress — это экспресс-линия, соединяющая Ла-Пар-Дье ( главный железнодорожный вокзал и деловой район ) с международным аэропортом Лион-Сент-Экзюпери и железнодорожной станцией скоростных поездов с двумя промежуточными остановками и четырьмя станциями.
- Станция Пар-Дье – Вилетт (переходы на вокзале Пар-Дьё – Вивье-Мерль в нескольких минутах ходьбы: )
- Во-ан-Велен – Ла-Суа
- Мезье – ЗИ
- Аэропорт Лион-Сент-Экзюпери
Маршрут обслуживают 6 трамвайных поездов, построенных швейцарской компанией Stadler Rail . Его маршрут состоит из существующей трамвайной линии Т3, которая построена с разъездами для экспресс-обслуживания, и нового удлинения пути на 8,5 км (5,3 мили). [ нужна ссылка ] от Мезье-ЗИ до аэропорта. Общая длина трассы составляет 22 километра (14 миль). [2] нужно около 30 минут, чтобы добраться из Пар-Дье в аэропорт. [2] Служба работает с утра до прибытия последнего рейса, отправления каждые 15 минут в часы пик.
Работы начались 9 октября 2008 г. и завершились 9 августа 2010 г. [11] Генеральный совет департамента Рона передал права на эксплуатацию сроком на 30 лет компании Rhônexpress , консорциуму, включающему Vinci SA (28,2%), Veolia Transport (28,2%), Vossloh Infrastructure Service (4,2%), Cegelec Center Est (2,8%) и Caisse des Dépôts et Consignations . [12] В отличие от лионских трамваев, Rhônexpress не находится в ведении TCL . Stadler Tango В качестве подвижного состава используются .
Карта
[ редактировать ]Подвижной состав
[ редактировать ]Парк TCL состоит из 106 сочлененных автомобилей Alstom Citadis X02. 73 самолета Citadis 302 под номерами № 801–873 были построены в период с 2000 по 2009 год и обслуживают линии T1, T2, T5, T6 и T7. 34 самолета Citadis 402 под номерами № 874–906 были построены в период с 2012 по 2020 год и обслуживают линии T3 и T4. В августе 2021 года было объявлено, что Alstom поставит в Лион 35 дополнительных трамваев Citadis. Они будут идентичны пятнадцати 43-метровым трамваям, поставленным в 2020 и 2021 годах, которые имеют измененную носовую часть для лучшей видимости и комфорта вождения. [13]
шесть автомобилей Stadler Tango Для службы Rhônexpress используются .
Девелоперские проекты
[ редактировать ]После победы коалиции во главе с французской партией зеленых на муниципальных выборах в Лионе 2020 года и столичных выборах (оба в контексте муниципальных выборов во Франции 2020 года ) появились новые планы по расширению трамвайной сети. составлены.Предлагаются четыре проекта, включая продление недавно построенной линии Т6 до Ла-Дуа через Гратте-Сиэль и три новые линии:
- T8: Белькур – Пар-Дье – Ла-Дуа
- T9: Ла-Дуа – Ратуша Во-ан-Велен – Карре-де-Суа
- T10: Жерлан – ZAC Technosud – Сен-Фон – железнодорожная станция Венисье.
После периода консультаций проекты расширения линии Т6 и новых линий Т9 и Т10 полностью утверждаются в 2021 году, но не Т8, который считается менее полезным, поскольку приносит пользу областям, уже хорошо охваченным существующей сетью. [14] [15] Строительство будущих линий Т9 и Т10, а также продления Т6 началось в 2023 году и, как ожидается, будет завершено в 2026 году для трех из них. [16] [17] [18]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Встроенные цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж «Le Tramway sur le réseau TCL» [Трамвай в сети TCL]. СИТРАЛ (на французском языке). Архивировано из оригинала 27 сентября 2013 года . Проверено 25 сентября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «La société Rhônexpress: les chiffres clefs du service Offert» [Компания Rhônexpress: Ключевые цифры предлагаемых услуг]. Ронэкспресс (на французском языке) . Проверено 25 сентября 2013 г.
- ^ «Рассмотрение № 20.048: Годовой отчет делегированных операторов – 2019 год» [Рассмотрение № 20.048: Годовой отчет делегированных операторов – 2019 год] (PDF) . СИТРАЛ (на французском языке). 17 декабря 2020 г. с. 11 . Проверено 27 февраля 2022 г.
- ^ Восточная Лионская железная дорога ММ. Доменжи, Алькуати, Мулен и Роз, Les Éditions du Cabri, 1996 г.
- ^ «Лион: теперь Eurexpo будет обслуживаться компанией TCL каждый день» . Лион Маг (на французском языке) . Проверено 26 марта 2020 г.
- ^ «Трамвай в Шасье: как потерять 10 лет» . Шасье естественно (на французском языке). 11 марта 2017 г.
- ^ «План городского передвижения – агломерация Лиона – 2017–2030 гг.» (PDF) . СИТРАЛ (на французском языке) . Проверено 15 ноября 2018 г.
- ^ «Услугам Eurexpo мешает монополия Rhônexpress?» . Лион Маг (на французском языке). 12 ноября 2018 г. . Проверено 15 ноября 2018 г.
- ^ «Создание трамвая Т6» . СИТРАЛ (на французском языке) . Проверено 1 февраля 2018 г.
- ^ «Продление линии Т6» . Направления 2026 — SYTRAL Mobilités (на французском языке) . Проверено 14 июня 2023 г.
- ^ «Лион ан Линь — Лесли» . Архивировано из оригинала 21 августа 2008 года . Проверено 9 марта 2009 г.
- ↑ Ville et Transports — журнал , 17 января 2007 г.
- ^ «35 дополнительных трамваев Citadis для SYTRAL» . Альстом Партнерс . Альстом . 31 августа 2021 г. . Проверено 17 сентября 2021 г.
- ^ https://www.lyoncapitale.fr/mobilites/nouvelle-ligne-de-tram-t8-entre-bellecour-et-part-dieu-a-lyon-pourquoi-le-projet-est-au-ralenti
- ^ https://www.lyonmag.com/article/118324/lyon-pourquoi-le-futur-tramway-t8-entre-bellecour-et-part-dieu-ne-fait-pas-partie-des-dossiers-cofinances -государственный
- ^ https://www.sytral.fr/565-prolongement-t6.htm
- ^ https://www.sytral.fr/625-tramway-t9.htm
- ^ https://www.sytral.fr/634-tramway-t10.htm
Библиография
[ редактировать ]- Лион от трамвая к трамваю / Жан Арривец. - Регордан, 2001. - ISBN 2-906984-37-X
- На лионских рельсах: том 2: Вторичные сети, драндулеты, струны и метро / Хосе Банаудо. - Editions du Cabri, Gérad Tisserand и De Borée 2002. - ISBN 2-84494-134-6
- 20 минут – Трамвай Леа делает свои первые шаги .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт TCL (на английском и французском языках)
- Раздел сайта SYTRAL, посвященный линиям T3 и T4 (на французском языке)
- Лион-ан-Линь (на французском языке)