Трамваи во Франции

Трамваи во Франции появились в 1837 году, когда 15-километровая линия парового трамвая соединила Монтрон-ле-Бен и Монбризон на Луаре . [1] С развитием электрических трамваев в конце 19 века сети во французских городах за 15 лет распространились. Хотя почти все трамвайные системы страны были заменены автобусными в 1930-х годах или вскоре после Второй мировой войны, Франция сейчас находится в авангарде возрождения трамваев и систем легкорельсового транспорта по всему миру. Только трамвайные линии в Лилле и Сент-Этьене работают непрерывно с 19 века; Трамвайная система Марселя работала непрерывно до 2004 года и закрылась только на 3 года (до 2007 года) для масштабной реконструкции в современную трамвайную сеть. С момента открытия трамвая в Нанте в 1985 году более двадцати городов по всей Франции построили новые трамвайные линии. По состоянию на 2024 год во Франции действует 28 трамвайных сетей, планируется построить еще 3. Во Франции также находится компания Alstom , ведущий производитель трамваев. [2]
История
[ редактировать ]
Балочный рельс
[ редактировать ]Одним из ключевых изобретений в мировой истории трамвая было изобретение балочного рельса, разработанное в 1852 году французом Альфонсом Луба . [3] Трамвайный путь был опущен до уровня дороги, что позволило избежать аварий с пешеходами и другими транспортными средствами, вызванных использовавшимся до этого стандартным выступающим рельсом. Вдохновленный Джоном Стивенсоном из Нью-Йорка , именно в Париже Луба построил первую линию этого типа для конных трамваев , которая была открыта 21 ноября 1853 года в связи со Всемирной выставкой 1855 года . В экспериментальном порядке он пролегал по берегу Сены от площади Согласия до Севрского моста в деревне Булонь . [4]
Конные трамваи
[ редактировать ]несколько французских городов были оборудованы конно-трамвайной К концу XIX века сетью. В Париже компания Tramways Sud управляла конными трамваями с 1875 по 1901 год. [5] В Марселе конные трамваи, которыми управляет Compagnie Générale Française de Tramways, вступили в строй в 1876 году на ряде маршрутов, включая Канебьер . [6] В Страсбурге движение конного трамвая началось в 1877 году. [7]

Механическая тяга
[ редактировать ]Поскольку конные трамваи имели ряд недостатков (необходимость нескольких упряжек лошадей на транспортное средство в день, относительно низкая скорость, помет на проезжей части), вскоре стали использоваться различные механические тяговые системы. В их число вошли:
- Системы сжатого воздуха, впервые представленные в Нанте в 1879 году, когда Мекарски пневматические автомобили курсировали между Дулоном и Морским вокзалом. Первоначально парк состоял из 22 трамваев, двух локомотивов и четырех двухэтажных полуприцепов с открытым верхом. Первая линия имела длину чуть более 6 км, была построена по стандартной колеи и в основном проходила вдоль набережных Луары . [8] Трамваи Мекарского также работали в Париже (1887 г.), Виши (1895 г.), Экс-ле-Бене (1897 г.), Сен-Кантене (1899 г.) и Ла-Рошели (1901 г.).
- Паровая тяга была довольно широко внедрена в 1880-х и 1890-х годах, в большинстве случаев на относительно короткие периоды времени, поскольку вскоре последовали электрические трамваи. Например, Версальский трамвай начал использовать паровые трамваи на участке до Сен-Сира в 1889 году, а затем был электрифицирован в 1895 году. В Страсбурге паровые трамваи ходили с 1879 по 1899 год, хотя электрификация началась в 1895 году. Паровые трамваи Марселя появились в 1892 году. незадолго до их электрических аналогов в 1900 году.
Электрификация
[ редактировать ]Хотя Вернер фон Сименс продемонстрировал электрический трамвай в 1881 году на Международной электрической выставке в Париже, только в 1890 году первый электрический трамвай был открыт в Клермон-Ферране , а в 1895 году Версальский трамвай был переведен с парового двигателя на электрический. . Хотя электричество давало значительные преимущества, включая простоту эксплуатации, многие муниципалитеты не хотели прокладывать воздушные кабели в центры своих городов. более 100 сетей электрического трамвая стандартной и малой колеи . Тем не менее, в течение следующих 15 лет в эксплуатацию вступило [9]
Послевоенное закрытие
[ редактировать ]Большинство трамвайных систем Франции закрылись в 1930-е годы или в послевоенные годы. Единственные системы, которые продолжают использоваться, — это системы в Лилле , Марселе и Сент-Этьене, но даже они были значительно уменьшены в размерах до недавнего возрождения.
Современные трамвайные сети
[ редактировать ]

За последние 35 лет во все большем количестве городов Франции были созданы современные трамвайные линии или сети легкорельсового транспорта. В 2020 году по всей стране действует 27 современных трамвайных систем (не считая двух трамваев на шинах). Многие из них расширяются, в то время как по крайней мере семь других муниципалитетов находятся в процессе планирования или приобретения новых трамвайных сетей.
Подвижной состав
[ редактировать ]- Самый популярный подвижной состав — трамвай Alstom Citadis от Alstom , разработанный агентством RCP Design Global . Эта модель обслуживает 10 существующих сетей. Во многих случаях транспортные средства подвергались рестайлингу или персонализации: например, транспортное управление Ниццы требовало особого внешнего оформления, большей доступности для пассажиров и поддержки аккумулятора для передвижения по центру города без необходимости использования воздушных кабелей. [10]
- Alstom также выпустила более ранний Tramway Français Standard или TFS, который продолжает работать в пяти сетях, включая Гренобль и Нант , где он был специально адаптирован для обеспечения доступности.
- Канадский производитель Bombardier доставил в Марсель вариант своей серии Flexity Outlook со специальным дизайном от MBD Design, придающим передней части трамвая вид носовой части корабля. [11] Евротрам, первоначально разработанный компанией Socimi итальянской . Он используется в обширной трамвайной сети Страсбурга с инновациями, включая пандус для инвалидных колясок с электроприводом, широкие внутренние проходы и приспособления для инвалидных колясок и детских колясок. [12]
- Трамваи для обновленной сети Лилля были поставлены в начале 1990-х годов итальянской компанией Breda в стиле Pininfarina . Парижский регион недавно выбрал подвижной состав Avanto на своей трамвайной линии от Ольне-су-Буа до Бонди .
Интересные детали
[ редактировать ]- Самые разветвленные трамвайные системы во Франции сегодня находятся в Лионе (6 линий, 78 км), Париже/Иль-де-Франс (9 линий, 104,7 км), Монпелье (4 линии, 60 км), Страсбурге (6 линий, 55 км) . км), Нант (3 линии, 44 км) и Бордо (3 линии, 66 км).
- Большинство современных трамваев рассчитаны на движение со скоростью до 80 км в час, тогда как максимальная скорость трамвайных поездов может достигать 100 км в час.
- Хотя в середине прошлого века большинство городов прекратили использование трамваев в пользу автобусов, некоторые из первоначальных линий сохранились без перерывов. К ним относятся 3-километровая линия через туннель в центре Марселя , две линии в Лилле , построенные в 1909 году, и линия в Сент-Этьене , действующая с 1881 года.
Электрификация и шинные трамваи
[ редактировать ]Также большое внимание уделялось инновациям в области трамвая, таким как наземное электроснабжение в Бордо и трамваи на шинах в Нанси . [13] Французское правительство сообщает об отсутствии несчастных случаев на трамваях во Франции с 2003 года. [14] до 31 декабря 2020 года. [14] [15]
Современные трамвайные системы
[ редактировать ]В следующих французских городах теперь есть системы легкорельсового транспорта или трамвая: [9]
Помимо вышеупомянутых французских трамвайных систем, три трамвайных линии пересекают границу Франции из соседних стран, хотя в обоих случаях доля системы во Франции довольно невелика:
- Baselland Транспортный маршрут 10 соединяет Леймен в Эльзасе с Базелем в Швейцарии - с 1910 года. [16]
- Саарбан . соединяет Саргемин с Саарбрюккеном в Германии
- Transports Publics Genevois Женевская компания управляет трамвайной линией 17 до Аннемаса . Планируется, что дальнейшие линии будут пересекать франко-швейцарскую границу.
Будущие линии
[ редактировать ]Одну линию планируется открыть в Анси . От планов преобразования легкового транспорта Нэнси в настоящий трамвай, как в Кане , отказались в 2021 году после изменений в муниципальном совете. В 2023 году закрылся в пользу троллейбуса . [17]
Последние технические разработки
[ редактировать ]Возрождение трамвайных сетей во Франции привело к ряду технических изменений как в тяговых системах, так и в дизайне транспортных средств.

Трамваи на шинах
[ редактировать ]Недавним развитием трамвайной технологии стал управляемый автобус (или трамвай на шинах) — транспортное средство с резиновыми шинами, управляемое фиксированным рельсом в земле, которое потребляет ток от воздушных проводов, как обычный трамвай .
Существуют две несовместимые системы:
- Управляемый световой транзит , разработанный Bombardier Transportation , был принят на вооружение в Нанси и Кане . Здесь колесо с двойным фланцем между резиновыми шинами следует за направляющей .
- Система Translohr , используемая на 14-километровой линии в Клермон-Ферране , где специальный рельс захватывается парой металлических направляющих колес, установленных под углом 45° к дороге и под углом 90° друг к другу. [18]
В обоих случаях вес транспортного средства воспринимается резиновыми шинами тележек, к которым прикреплены направляющие колеса. Электроэнергия подается по воздушным линиям или по трамваю в Кане до 31 декабря 2017 года (когда он был закрыт для преобразования в обычный трамвай со стальными колесами, который сейчас работает с 27 июля 2019 года), а на трамвае в Нанси - с помощью бортовых дизельных двигателей в районах где нет воздушных проводов.
Система Translohr предназначена только для управления, тогда как система Bombardier может управляться как обычный автобус в зависимости от требований, например, при поездках в депо. В отличие от рельсовых трамваев, транспортные средства имеют рулевое колесо , однако оно не используется при следовании по направляющей. Поскольку трамвай Translohr не может двигаться без руководства, он не классифицируется как автобус . Translohr Следовательно, автомобили в Клермон-Ферране не оснащены номерными знаками .

Третий рельс АПС
[ редактировать ]Система электроснабжения на уровне земли, известная как APS или Alimentation par le sol, использует третий рельс, расположенный между ходовыми рельсами, электрически разделенный на восьмиметровые сегменты с трехметровыми нейтральными секциями между ними. У каждого трамвая есть два конька для сбора энергии, рядом с которыми расположены антенны, которые посылают радиосигналы для подачи питания на сегменты рельсов электропередачи, когда трамвай проезжает по ним. В любой момент времени под напряжением должно находиться не более двух последовательных участков под трамваем. Компания Alstrom разработала эту систему в первую очередь для того, чтобы избежать проникновения кабелей электропитания в чувствительные районы старого города Бордо . [19]
Современный стиль
[ редактировать ]Евротрамвай , используемый в Страсбурге, Милане и Порту, был разработан компанией Socimi итальянской . Евротрам имеет современный дизайн, который делает его почти таким же похожим на поезд, как и трамвай, и имеет большие окна по всей длине. [20]
Модульная конструкция
[ редактировать ]Трамвай Alstom Citadis , флагман французского производителя Alstom, отличается инновационным дизайном, сочетающим в себе более легкие тележки с модульной концепцией вагонов, предлагающей больший выбор типов окон, количества вагонов и дверей. [21] Последний Citadis-Dualis, рассчитанный на скорость до 100 км/ч, подходит для интервалов остановок от 500 м до 5 км. Dualis — это строго модульный частично низкопольный вагон, все двери которого расположены в низкопольных секциях. [22]
Линии музея трамвая
[ редактировать ]Помимо недавних событий в городских районах Франции, недалеко от Лилля действует трамвайная линия-музей Deûle Valley . Он проходит по 3-километровому пути от Маркет-ле-Лилля до Вамбреши и включает в себя несколько трамваев начала 20 века. [23]
См. также
[ редактировать ]Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Арривец, Жан. 1956. «Французские трамваи» (ISBN No). Лион: Издания Omni-Presse.
- Кларк, Дэниел Киннер : Трамваи, строительство и эксплуатация , работа переведена с английского и дополнена приложением М.О. Чемина о французских трамваях. Париж, Дюно, 1880 г.
- Курант, Рене: Le Temps des Tramways , Ментон: Éditions du Cabri, 1982, ISBN 2-903310-22-Х
- Ламболи, Кристиан: Страсбургский трамвай , Контадес, 1989, ISBN 2-903255-16-4
- Лопьес, Жак; Мартин, Роланд: Трамваям Марселя сто лет , Марсель П. Такуссель, 1990, ISBN 2-903963-51-7
- Роберт, Дж.: Les Tramways Parisiens , 1992.
- Роберт Дж.: История транспорта в городах Франции , 1974 г.
- Ренуа, Г.: Paris Nuagere Transport Public , 1978.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Первый трамвай во Франции, краткое изложение Л.-Ж. Жирный шрифт: История первых французских железных дорог и первого трамвая во Франции . Проверено 16 февраля 2009 г.
- ^ ALSTOM выигрывает Французский приз за инновации от Infrasite News. Архивировано 23 июля 2011 г. на Wayback Machine . Проверено 16 февраля 2009 г.
- ↑ Conférence sur Alphonse LOUBAT, изобретатель трамвая. Архивировано 22 сентября 2008 г. в Wayback Machine . На французском языке. Проверено 11 февраля 2009 г.
- ^ Джон Прентис: Происхождение трамвая и пионеры . Проверено 11 февраля 2009 г.
- ^ Париж из информации о трамвае . Проверено 16 февраля 2009 г.
- ^ Марсель от TramwayInfo . Проверено 16 февраля 2009 г.
- ^ К истории трамвая: Гронек, Трамваи , с. 66 и Эккехард Френц: проект легкорельсового транспорта в Страсбурге. В: Городское движение , апрель 1980 г., стр. 155–158.
- ^ Джон Прентис: Трамваи со сжатым воздухом из информации о трамваях. Проверено 17 февраля 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Датчики и даты французских трамвайных систем на основе информации о трамваях . Проверено 16 февраля 2009 г.
- ^ Ницца выбирает CITADIS ALSTOM для своего нового трамвая при заказе на сумму 57 миллионов евро . Проверено 18 февраля 2009 г.
- ↑ Марсель строит сеть, Pailway Gazette, 25 октября 2007 г. Проверено 18 февраля 2009 г. Архивировано 13 февраля 2009 г., в Wayback Machine.
- ^ Расширение Страсбургского легкорельсового транспорта с сайта RailwayTechnology.com. Проверено 18 февраля 2009 г.
- ^ «Французы заново открывают любовь к трамваям» . УПИ . Париж. 18 июля 2008 г. Проверено 13 августа 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Техническая служба подъемников и управляемого транспорта - Отдел трамвайных путей (ноябрь 2011 г.), ТРАМВАЙНЫЕ АВАРИИ - Анализ событий, объявленных в 2010 г. - развитие 2003-2010 гг. (PDF)
- ^ Техническая служба подъемников и управляемого транспорта - Отдел трамвайных путей (19 октября 2021 г.), Аварии «Трамвайные пути» - данные за 2020 г. (PDF)
- ^ Трамвай де Лейман из LePortailFerroviaire . Проверено 19 февраля 2009 г.
- ^ Мейер, Оливье. «Нэнси: ТВР точно возвращается в депо» . Проверено 2 мая 2023 г.
- ^ Трамвай TRANSLOHR на шинах Lohr. Архивировано 18 марта 2009 г. в Wayback Machine . Проверено 19 февраля 2009 г.
- ^ Allez le Tram с сайта Railway-Technology.com . Проверено 15 февраля 2009 г.
- ^ Порту: Метро с сайта NYCsubway.org . Проверено 15 февраля 2009 г.
- ^ Жорж Добиас: Городской транспорт во Франции из Japan Railway & Transport Review, 16 июня 1998 г. Архивировано 11 октября 2017 г. в Wayback Machine . Проверено 15 февраля 2009 г.
- ↑ Dualis расширяет сферу деятельности семейства Citadis из «Железнодорожной газеты», 2 июня 2007 г .. Проверено 15 февраля 2009 года. Архивировано 13 февраля 2009 года в Wayback Machine.
- ^ Долина Дёле на трамвае из Линтернауте (на французском языке). Проверено 19 февраля 2009 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с трамвайным транспортом во Франции, на Викискладе?