Трамваи в Европе
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти сообщения )
|




В Европе имеется обширное количество трамвайных сетей. Некоторые из этих сетей были модернизированы до легкорельсового транспорта стандартов : Stadtbahn в Германии , premetros в Бельгии , sneltram в Нидерландах , trem ligeiro в Португалии и скоростные трамваи в некоторых других странах.
Обзор
[ редактировать ]Появление трамваев во всех крупных городах в конце 19 века заставило как пользователей, так и непользователей приспособиться к этому навязчивому, но чистому и эффективному виду транспорта. Многие первые трамваи были конными, но затем появились электрические трамваи. К середине 1910-х годов городское население полностью привыкло к трамваям как к модному виду транспорта для работы и отдыха и как весьма положительному и наглядному признаку процветания и престижа города. Для гостей из хуторов, деревень и маленьких городов поездка на трамвае иногда была первоочередной задачей, когда они приезжали в большой город. [ 1 ] Ряд городов сохранили, но также расширили свою первоначальную трамвайную сеть XIX века, в частности Варшава (1866 г.), Лиссабон (1872 г.), Гетеборг (1879 г.), Будапешт (1887 г.), Прага (1891 г.), Киев (1892 г.), Милан и Генуя (1893 г.), Рим, Бухарест и Белград (1894 г.), Порту (1895 г.), Вена (1897 г.), Хельсинки. (1899 г.), а также Гданьск и Сараево (1895 г.).

После Второй мировой войны во многих странах трамваи считались выгодными, поскольку, в отличие от автобусов, они не использовали ограниченные ресурсы бензина. Однако многие трамваи закрылись в середине 20 века, поскольку они считались менее эффективными с точки зрения затрат и использования проезжей части, чем другие виды уличного транспорта. Однако за последние десятилетия трамвайные сети во многих странах Европы значительно выросли. Нидерланды, которые уже широко используют трамваи, планируют расширить трамвайное сообщение еще на два города. [ 2 ]
В Германии во многих городах сохранилась первоначальная трамвайная сеть. В некоторых местах трамвайные сети были добавлены или расширены за счет внедрения гибридных систем трамвай-поезд или городской железной дороги , которые могут сочетать стандартные железнодорожные, уличные и подземные перевозки. Яркими примерами являются системы в Кёльне и Карлсруэ . Во Франкфурте-на-Майне многие трамвайные линии были переведены на работу метро .
В Соединенном Королевстве инвестиции в общественный транспорт в конце 1980-х годов обратились к легкорельсовому транспорту как альтернативе более дорогостоящим решениям подземной железной дороги с открытием метро Tyne & Wear в Ньюкасле (1980 г.) и Docklands Light Railway в Лондоне (1987 г.). ) системы. Однако первым британским городом, который вновь ввел уличные трамваи, был Манчестер с открытием сети Metrolink в 1992 году. [ 3 ] Несколько других городов Великобритании последовали примеру своих собственных современных трамвайных систем, в том числе Шеффилд ( Supertram , открыт в 1994 году), Бирмингем и Вулвергемптон ( метро West Midlands , открыто в 1999 году), Лондон ( Tramlink , открыт в 2000 году, хотя и в небольшой части Большого Лондона), Ноттингем ( Nottingham Express Transit , открыт в 2004 году) и Эдинбург ( Эдинбургские трамваи , открыты 2014). Кардифф в настоящее время строит систему из 4 линий легкорельсового транспорта, которые должны открыться в 2024 году. Многие из этих городов планируют или строят расширения сети.
В Париже в 1992 году вновь ввели трамваи линии Т1, и во многих французских городах произошло подобное возрождение. [ 4 ] например, трамвай Гренобля и трамвай Монпелье .
Столица Чехии Прага запланировала одну новую линию и расширение восьми других в период с 2007 по 2016 год, при этом представитель Пражской компании общественного транспорта заявил, что «в Европе за последние 10 лет трамвайные перевозки являются предпочтительным способом транзита; мы Можно сказать, что трамвайное сообщение переживает период своего возрождения». [ 5 ] [ нужно обновить ]
В городе Люксембург , Люксембург , трамваи были вновь введены в эксплуатацию в декабре 2017 года после того, как в 1964 году их заменили автобусы. [ 6 ]
Все бывшие коммунистические страны Центральной и Восточной Европы, за исключением Литвы , Северной Македонии , Черногории , Молдовы и Словении , имеют развитую трамвайную инфраструктуру. Использование городских трамвайных линий для промышленных грузов было широко распространенной практикой до 1960-х годов, но с тех пор практически исчезло. Другим фактором является растущая замена трамваев троллейбусами, поскольку в городах наблюдается быстрый рост трафика, и такая замена часто позволяет автомобилям использовать большую часть проезжей части. Одним из исключений является Варшава , Польша , где последняя троллейбусная линия была закрыта в 1995 году из-за высоких затрат на содержание и заменена автобусами. Чешская ČKD Tatra и венгерские заводы Ganz были известными производителями трамваев.
Австрия
[ редактировать ]
В Австрии , Гмундене в Граце , Инсбруке , Линце и Вене трамвайные системы есть , имеющая 173,4 км путей, . Сеть Вены является одной из крупнейших в мире. На протяжении многих лет автомобили постоянно модернизировались, и многие из них теперь имеют ультранизкий пол . [ 7 ] Многие австрийские трамвайные линии находятся в постоянной эксплуатации с момента их первого открытия. Вена началась с конных трамваев в 1865 году, а электрификация последовала в 1897 году. В Граце были конные трамваи в 1878 году, а в 1898 году - электромобили, а в Линце - в 1880 году с электрификацией в 1897 году. [ 8 ] Гмунденский трамвай длиной всего 2,3 км на данный момент является одним из самых коротких в мире. [ нужна ссылка ] и с уклонами до 9,6%, [ 9 ] он также является одним из самых крутых и стал популярной туристической достопримечательностью. [ 10 ] Инсбрук , который традиционно использовал подержанные трамваи из других городов, летом 2009 года заменил весь свой парк на 32 низкопольных вагона Bombardier. [ 11 ] Pöstlingbergbahn железной в Линце, необычный «горный трамвай», имеет уклон 10,6%, что делает его одним из самых крутых уклонов в мире на сохранившейся дороге, работающей только с сцеплением . [ 12 ] Трамвай теперь достигает центра города по путям городской трамвайной системы.
Беларусь
[ редактировать ]
В настоящее время в Беларуси действуют четыре трамвайные системы: Минская , Мозырская , Новополоцкая и Витебская .
Бельгия
[ редактировать ]
В Бельгии существовала разветвленная довоенная система местных железных дорог, напоминающих трамваи, называемых линиями Vicinal или Buurtspoorweg , общая длина маршрута которых была большей, чем у магистральной железнодорожной системы. Единственными уцелевшими от системы Вициналь являются Kusttram , самая длинная трамвайная линия в мире, которая почти достигает Франции на одном конце линии и Нидерландов на другом, а также две короткие линии, образующие часть станции метро Шарлеруа .
Городские трамвайные сети существуют в Антверпене , Генте и Брюсселе и постепенно расширяются. В Льеже сейчас строится новая трамвайная линия.
Босния и Герцеговина
[ редактировать ]
Электрический трамвай появился в Сараево в 1895 году. [ 13 ]
Несколько трамваев были сильно повреждены во время боснийской войны . [ нужна ссылка ] Несколько европейских стран подарили Сараево вышедшие из употребления трамваи в послевоенные годы. [ нужна ссылка ]
В последнее время для обновления и расширения автопарка поступили более современные автомобили. [ нужна ссылка ]
Болгария
[ редактировать ]София – единственный город, в котором в настоящее время есть трамвайная система. В 1898 году здесь была введена в эксплуатацию первая конка. 1 января 1901 года была открыта система электрического трамвая, насчитывавшая 25 автомобилей и 10 вагонов, а общая длина линий составляла 25 км. В настоящее время обширная трамвайная сеть Софии состоит из 15 маршрутов, 3 из которых имеют стандартную колею 1435 мм, а остальные - узкую колею 1009 мм. Из-за строительства Софийского метрополитена были некоторые закрытия и возобновления движения, но система продолжает оставаться одной из крупнейших в Европе. По данным официального сайта, по состоянию на 2006 год протяженность путей составляет 308 км, в любой будний день в эксплуатации находится 190 трамваев. [ 14 ]
Хорватия
[ редактировать ]
В Загребе ходит трамвай с 5 сентября 1891 года; Сейчас это разветвленная трамвайная сеть с 15 дневными и 4 ночными линиями, охватывающая более 116 км (72 миль) путей через 255 станций. ZET , главный транзитный орган Загреба, заказал 210 новых, 100% низкопольных трамваев у хорватского консорциума Crotram . По состоянию на 2010 год все эти низкопольные трамваи Crotram местного производства были поставлены с использованием различных типов транспортных средств, включая чешские автомобили Tatra Cars и различные трамваи местного производства. Загреб — одна из немногих трамвайных сетей в мире, большая часть движения которых осуществляется на обочине.
Единственный другой хорватский город, где трамваи все еще работают, — это Осиек . Первый трамвайный маршрут открылся в 1884 году (соединял железнодорожный вокзал и городскую площадь), и трамваи ходят с тех пор. В период с 2006 по 2007 год трамваи были отремонтированы и модернизированы. В настоящее время существуют две линии, и запланировано расширение еще двух, что удвоит длину сети. [ нужна ссылка ] [ нужно обновить ]
Дубровник , Опатия , Пула , Риека и Велика Горица ранее также обслуживали трамваи.
Чешская Республика
[ редактировать ]
Чешская Республика хорошо известна своей обширной трамвайной инфраструктурой, причем трамваи часто присутствуют даже в небольших городах. Самая большая сеть находится в Праге : 150,3 км путей и 26 дневных линий, 9 ночных линий и 2 исторических линии. Другими городами с трамвайными системами являются Брно , Острава , Пльзень , Оломоуц , Мост и Литвинов (общая сеть), Либерец (включая междугороднюю линию до Яблонца ). Трамвайные сети в девяти других городах были закрыты в основном в 1960-е годы и заменены троллейбусами или автобусами.
До изменений в 1989 году компания ČKD Tatra в Праге была крупнейшим производителем трамваев в мире, в основном экспортируя свои трамваи в советского блока страны . Производство было окончательно остановлено в 2001 году, после того как ČKD была продана компании Siemens AG . Традицию производства трамваев продолжают компании Škoda Transportation , Inekon и PRAGOIMEX.
Дания
[ редактировать ]
В Орхусе , Дания, новая трамвайная линия Aarhus Letbane объединена с переоборудованными местными железными дорогами , работающими с декабря 2017 года. [ 15 ]
В Оденсе , Дания, Odense Letbane - новый трамвай, работающий с 28 мая 2022 года. [ 16 ]
В Копенгагене , Дания, началось строительство новой трамвайной линии, которая, как ожидается, начнет работать в 2025 году. [ 17 ]
Эстония
[ редактировать ]
В Эстонии трамваи ходят только в столице Таллинне . Трамвайная сеть в Таллинне развивается с 1888 года, когда движение было начато конными трамваями. Первая линия была электрифицирована 28 октября 1925 года. Также использовались электрические трамваи эстонского производства, а некоторые газовые трамваи использовались в 1920-х и 1930-х годах. Последней частью системы, которая была электрифицирована, была ветка на Копли в 1951 году, которая в то время также была преобразована в двухпутную и была подключена к остальной части сети в 1953 году.
С 1955 по 1988 год немецкого использовались трамваи производства. Первый трамвай чехословацкого производства прибыл в 1973 году. В 2007 году в эксплуатации находилось 56 трамваев Tatra KT4 SU, 12 KTNF6 (восстановленные KT4SU) и 23 подержанных трамвая KT4D. [ нужно обновить ] Всего имеется четыре линии, общая длина трамвайных путей 39 км. С конца 1970-х годов разрабатывались планы открыть линию легкорельсового транспорта от одного из пригородов Ласнамяэ до центра города.
В 2017 году была открыта пристройка к Таллиннскому аэропорту . Это первое расширение сети с 1955 года, когда был удлинен участок до района Юлемисте.
Также были проведены капитальные работы в гусеничных и электрических системах, позволяющих разместить 20 новых автомобилей, поставленных CAF в 2016 году.
Финляндия
[ редактировать ]
В Финляндии было четыре города с трамваями: Хельсинки , Турку , Выборг и Тампере . Из трех старых систем только в Хельсинки сохранилась трамвайная сеть. Система работает непрерывно с 1891 года, а к 1901 году была полностью электрифицирована. В настоящее время на 89,5 километрах путей проложено 10 трамвайных линий. Около 200 000 пассажиров пользуются трамвайной сетью каждый будний день, а в центральной части Хельсинки трамваи прочно закрепились в качестве основного вида общественного транспорта. Сеть активно развивается: в 2008 году открылась новая линия, а в 2009–2015 годах планируется построить еще несколько линий для соединения новых жилых массивов. [ нужно обновить ] В 2009 году город объявил производителям тендер на производство 40 новых низкопольных трамваев с возможностью приобретения еще 50. [ нужно обновить ]
В начале 2017 года город Тампере начал строительство трамвайной сети, первая фаза которой — от центра города до Херванты и университетской больницы . Первая очередь трамвайной системы была открыта в 2021 году. Строительство второй очереди, от центра города до Лентяванниеми на западе, началось в 2021 году и, как ожидается, будет завершено в 2024 году. [ 18 ]
В городах Оулу и Турку приступили к планированию трамвайных сетей. Турку принял основной план строительства сети легкорельсового транспорта Турку как нормативный. [ 19 ] Хотя вице-мэр Оулу отверг эту идею, [ 20 ] город включил его в Схему зонирования Нового Оулу как «нормативный» и «необходимый». [ 21 ]
Франция
[ редактировать ]Несмотря на закрытие большинства трамвайных систем Франции в предыдущие десятилетия, быстро растущее число крупных городов Франции может похвастаться новыми трамвайными сетями, включая Париж (крупнейшую французскую сеть), Лион , Марсель , Нант , Страсбург , Гренобль , Монпелье , Сент-Этьен. и Безансон . С 1990-х годов трамвайные системы были введены или расширены в двадцати семи городах . Многие эксперименты, такие как электроснабжение на уровне земли в Бордо , позволяющее избежать необходимости в оборудовании воздушных линий связи, или троллейбуса , трамвая и BRT гибриды в Нанси и Кане с Bombardier Guided Light Transit . В небольших городах, таких как Авиньон, теперь тоже есть трамвайные линии. [ 22 ]
Германия
[ редактировать ]
Трамваи в Германии служили основным средством городского транспорта до начала 1960-х годов, когда их систематически заменяли автобусы. Трамваи начали вновь появляться в 1980-х годах, а в 1990-х снова стали современным средством общественного транспорта. Популярные представления о моде использовались учеными для объяснения этого цикла принятия, неприятия и восстановления.
Германия (где трамваи называются Straßenbahn , что означает уличная железная дорога ) отличается большим количеством разветвленных трамвайных систем, хотя даже в этой стране многие системы были закрыты после Второй мировой войны , например, трамвай в Гамбурге , который последний раз работал в 1978 году. После возрождения трамваев во Франции и положительного опыта использования трамвайных поездов и подобных концепций (например, модели Карлсруэ ) большинство немецких трамвайных путей расширяются, включая новые системы в городах, которые ранее от них отказались, или совершенно новые. системы в городах без трамвайной истории.
Легкорельсовый транспорт в Германии
[ редактировать ]Stadtbahn , буквально городская железная дорога на немецком языке , является термином для легкорельсового транспорта в Германии и является предшественником легкорельсового транспорта в Северной Америке. Большинство немецких систем легкорельсового транспорта были запущены в 1960-х и 1970-х годах с целью создания полномасштабных систем метро или U-Bahn (сокращение от Untergrundbahn). К 1980-м годам практически все города отказались от этих планов из-за высоких затрат на переоборудование трамвайных путей, и наиболее распространенные системы представляют собой смесь трамвайных операций в пригородных районах с работой в стиле U-Bahn со станциями метро в городе. центральные районы.
Греция
[ редактировать ]
Трамваи были основным видом общественного транспорта в Афинах , Салониках , Патрах , Волосе , Каламате и Пирее до Второй мировой войны , но были вытеснены из-за автомобилей и автобусов . быстро растущей популярности [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ]
Первые трамваи в Афинах начали ходить в 1882 году. Это были легковые автомобили, запряженные тремя лошадьми, курсировавшие по разветвленной сети по всему центру города и по линии, доходящей до пригорода Фалиро. После немецкой оккупации количество трамваев начало приходить в упадок: линии постепенно закрывались и заменялись троллейбусами, которые в то время считались более подходящими и маневренными для городской среды. Часто в каком-то поэтическом смысле упоминается, что «Последний звонок афинского трамвая прозвенел в полночь 16 октября 1960 года». [ нужна ссылка ] До этого момента трамвай был торговой маркой Афин, и до сих пор на него смотрят с ностальгией. В Пераме осталась одна трамвайная линия, которая оставалась в эксплуатации до апреля 1977 года. К летним Олимпийским играм 2004 года была проложена современная трамвайная линия , на которой использовались автомобили, спроектированные известным дизайнером Ferrari Серджио Пининфариной . Есть три маршрута и 24 км трамвайных линий, идущих от площади Синтагма до станции Eden и от стадиона мира и дружбы в Пирее до Глифады вдоль побережья. Маршруты были продлены на 0,7 км от Глифады до Вулы в 2007 году и расширены на 2,5 км от стадиона мира и дружбы до центра Пирей в 2021 году.
Венгрия
[ редактировать ]
В венгерских городах Будапешт , Дебрецен , Ходмезёвашархей , Мишкольц и Сегед в настоящее время есть трамваи. Сеть Будапешта протяженностью 149 км является основой транспортной системы столицы и на сегодняшний день является самой обширной в стране.
Исторически сложилось так, что в Венгрии трамваи были в Шопроне до 1923 года, в Пече до 1960 года, в Ньиредьхазе до 1969 года и в Сомбатхее до 1974 года.
Ирландия
[ редактировать ]
Заменив некогда обширную сеть дублинских трамваев , которая закрылась в 1949 году, в 2004 году Ирландии столица Дублин открыла первые две линии новой системы легкорельсового транспорта, известной как Luas , что по-ирландски означает «скорость». Он имеет движение по улице в центре города, но считается системой легкорельсового транспорта, поскольку на большей части пригородного маршрута он проходит по выделенной полосе отвода. две линии легкого метро, К 2014 году планировалось построить полностью изолированные от движения транспорта, но они были отменены из-за экономического спада.
Также существуют планы по созданию систем легкорельсового транспорта в городах Корк , где до начала 20 века система была скромной, и Голуэй . В январе 2007 года Партия зеленых пообещала, что, если она войдет в состав следующего правительства в 2007 году, она построит системы легкорельсового транспорта в этих двух городах. [ 26 ] Также продолжалась меньшая кампания по строительству системы легкорельсового транспорта в Лимерике . [ 27 ]
Италия
[ редактировать ]
Трамваи в Италии постоянно ходят с середины 19 века. Первая конная линия открылась в Турине в 1871 году, а первая электрическая линия была открыта в 1893 году в Милане .
Текущие трамваи в Италии:
- Бергамо - с 2009 года с 1 линией пригородного легкорельсового транспорта протяженностью более 12,5 км, эксплуатируемой TEB Bergamo; вторая пригородная линия протяженностью 11,5 км строится с 2024 года, открытие планируется в 2026 году. [ 28 ]
- Кальяри - с 2008 года с двумя линиями пригородного легкорельсового транспорта протяженностью более 12 км, оператором которых является ARST.
- Флоренция - с 2010 года две городские линии протяженностью более 16,8 км, эксплуатируемые совместным предприятием GEST муниципальной транспортной компании ATAF Firenze и RATP Paris .
- Мессина - с 2003 года имеет 1 городскую линию длиной более 7,7 км, которой управляет банкомат Мессина.
- Местре / Венеция - с 2010 года имеется 1 городская линия длиной более 7,7 км, которой управляет ACTV.
- Милан - с 1881 года с 17 городскими линиями протяженностью более 181 км, обслуживаемыми банкоматами ; две междугородные линии были закрыты с 2010 года. Хотя в 2023 году на одной из них начались работы по реконструкции и реконструкции. [ 29 ]
- Неаполь - с 1875 года с 3 городскими линиями протяженностью более 11,8 км, которыми управляет ANM Napoli.
- Падуя - с 2007 года имеется 1 городская линия Translohr протяженностью более 10,3 км, эксплуатируемая APS Padova.
- Палермо - с 2015 года с 4 городскими линиями.
- Рим - с 1877 года с 6 городскими линиями протяженностью более 40 км, которыми управляет ATAC Roma.
- Сассари - с 2006 года с 1 трамвайной линией протяженностью более 4,3 км, которой управляет ARST.
- Триест - с 1902 года с 1 гибридной трамвайно-фуникулерной линией протяженностью более 5,2 км, которой управляет Trieste Trasporti.
- Турин - с 1871 года с 9 городскими линиями протяженностью более 84 км, оператором которых является GTT Torino .
Латвия
[ редактировать ]
действуют три трамвайные системы В настоящее время в Латвии : в Риге , Даугавпилсе и Лиепае .
Люксембург
[ редактировать ]
Трамваи начали обслуживать Люксембург в 1875 году, а в Эш-сюр-Альзетт - в 1927 году. [ 30 ] Трамваи первого поколения в стране прекратили свое существование с закрытием сети Эш-сюр-Альзетт в 1956 году и сети города Люксембург в 1964 году. [ 30 ] Трамваи второго поколения начали курсировать в декабре 2017 года по новому маршруту, который к 2021 году будет проходить от аэропорта Люксембурга до делового района Клош-д'Ор. [ 31 ]
Мальта
[ редактировать ]
23 февраля 1905 года на Мальте было открыто трамвайное сообщение, связавшее столицу Валлетту с Флорианой , Хамруном , Биркиркарой , Тремя городами , Корми и Зеббуджем . [ 32 ] Эта услуга конкурировала с Мальтийской железной дорогой , а затем и с мальтийскими автобусами . Служба в конечном итоге прекратилась 15 декабря 1929 года. [ 33 ]
Министерство транспорта рассмотрело вопрос о возобновлении движения трамвая на Мальте. [ 34 ]
Нидерланды
[ редактировать ]
В Нидерландах многие местные легкорельсовые дороги назывались трамваями, даже там, где паровозы не имели замкнутого движения. Сегодня разветвленная трамвайная сеть существует в:
Норвегия
[ редактировать ]
Есть три трамвая ( норвежский : Trikk ) в Норвегии ; Трамвай Осло , который работает как гибрид легкорельсового транспорта и уличного трамвая с шестью линиями, а также пригородная линия трамвая Тронхейма , линия Грокалла . был Бергенский трамвай закрыт в 1965 году, но новый Бергенский легкорельсовый транспорт открылся в 2010 году.
Польша
[ редактировать ]
Трамваи в настоящее время курсируют в 15 польских городах/мегаполисах: Быдгощ , Ченстохова , Эльблонг , Гданьск , Гожув-Велькопольский , Грудзёндз , Катовице / Метрополис ГЗМ , Краков , Лодзь , Ольштын , Познань , Щецин , Торунь , Варшава и Вроцлав . Самая крупная система - это Силезская междугородная система в Метрополисе GZM с 255 км путей и 35 маршрутами, за ней следуют Варшава с длиной маршрута 150 км и 34 маршрутами и Лодзь с длиной маршрута 124 км и 28 маршрутами. Планировалось построить систему в Плоцке , но в 2011 году строительство было отложено на неопределенный срок.
Португалия
[ редактировать ]
Трамвайной сетью Лиссабона уже более века управляет компания Companhia Carris de Ferro de Lisboa , или сокращенно Carris. С 1995 года в автопарке есть аутентичные ретро-автомобили, агрегаты из старинных кузовов с современными двигателями и полностью современные сочлененные трамваи.
В Порту работает трамвайная сеть с 12 сентября 1895 года, что делает его первым электрическим трамваем на Пиренейском полуострове . [ 35 ] Многие маршруты закрылись в 1970-х и 1980-х годах, но один уцелел, а некоторые закрытые участки вновь открылись в 2000-х годах, и в настоящее время действуют четыре маршрута.
Трамвайная линия наследия работает в Синтре сезонно . Сокращение первоначального обслуживания сети началось в 1954 году до закрытия в 1975 году. Она была вновь открыта в 1980 году с использованием участка бывшей линии и уцелевших трамваев. [ 36 ]
В Алмаде есть легкорельсового транспорта сеть Metro Sul do Tejo , которая открылась в 2007 году после двух десятилетий планирования. В настоящее время планируется расширение Сейшала и Баррейро. [ нужна ссылка ]
Румыния
[ редактировать ]
.
В настоящее время в Румынии действует 10 трамвайных систем: в Араде , Брэиле , Бухаресте , Клуж-Напоке , Крайове , Галаце , Яссах , Ораде , Плоешти , Тимишоаре .
Сербия
[ редактировать ]
В Белграде имеется обширная трамвайная сеть с 12 линиями на 127,3 км пути. В системе эксплуатируется около 250 единиц, а также трамваи ČKD Tatra KT4 и Duewag Be 4/6. Первая линия конного трамвая была введена в эксплуатацию в октябре 1892 года, а первая линия электрического трамвая - в 1894 году. В долгосрочные планы входит строительство новой линии в районе Мириево, на востоке города.
Раньше в городах Ниш , Нови-Сад и Суботица также была трамвайная сеть, но в Нови-Саде и Нише они закрылись в 1950-х годах, а в Суботице — в 1974 году.
Словакия
[ редактировать ]Трамвайные сети есть и в Братиславе , и в Кошице .

Первые трамваи в Братиславе начали ходить в 1895 году, в настоящее время в эксплуатации находятся 5 линий длиной пути 41,5 км. Через реку Дунай проложена новейшая трамвайная линия до пригорода Петржалка на правом берегу. Есть несколько планов по расширению сети, но финансирование на данный момент неясно. [ 37 ] [ 38 ]
Кошице начали использовать трамваи в 1914 году, после повозок, запряженных лошадьми, и парового трамвая. [ 39 ] В настоящее время трамваи имеют протяженность более 34 км путей и курсируют по 7 линиям внутри города и 8 линиям скоростного трамвая до US Steel Košice . [ 40 ]
Испания
[ редактировать ]
В Испании современные трамвайные сети открыты в Аликанте , Барселоне ( Трамбе и Трамбесос ), Бильбао , Мадриде , Мурсии , Парле , Санта-Крус-де-Тенерифе , Севилье , Валенсии , Велес-Малага , Витория-Гастейс и Сарагоса . Хаэн построил трамвайную сеть в 2011 году, но она проработала недолго.
Швеция
[ редактировать ]
Самая разветвленная сеть в Швеции находится в Гетеборге с общей длиной двухпутных путей 90 км. Гетеборг начал свою деятельность с конного трамвая в 1879 году, и с годами трамвай превратился в крупнейшую трамвайную систему Скандинавского региона.
С 1877 года в Стокгольме были конные трамваи; однако большая трамвайная система начала закрываться и демонтироваться в 1957 году, а последний трамвай ходил в сентябре 1967 года. В настоящее время в Стокгольме есть четыре линии на трех несвязанных системах, принадлежащих Storstockholms Lokaltrafik : Spårväg City ; Лидингёбанан ; Нокебибанан и Тварбанан . Есть планы на будущее расширение, и два проекта находятся в активной разработке.
В Норчёпинге имеется трамвайная сеть протяженностью 18,7 км , состоящая из двух радиальных линий, которая в 2006–2011 годах была расширена на 5 километров.
12 декабря 2020 года в Лунде открылась первая трамвайная линия. Она длиной 5,5 км соединяет центральный вокзал Лунда с новым городским комплексом в Бруннсхёге и исследовательскими центрами MAX IV и ESS. [ 41 ]
Однопутная историческая линия работает в Мальмё с 1987 года, после последней «настоящей» [ нужны разъяснения ] трамвайная линия закрылась в 1973 году. В октябре 2008 года городские власти решили, что до 2020 года в городе должна работать хотя бы одна линия легкорельсового транспорта, а после этого - до шести линий. [ нужна ссылка ] [ нужно обновить ]
Объединенный музей трамвая и трамвай наследия расположен в Мальмчёпинге , графство Сёдерманланд , и поддерживается Svenska Spårvägsällskapet , Шведским трамвайным обществом .
Швейцария
[ редактировать ]Первый трамвай в Швейцарии начал работу в 1862 году в Женеве . Трамвай, который первоначально был конным, был преобразован в паровой в 1877 году. В 1888 году в Веве была открыта вторая в мире система электрического трамвая , связавшая город с Монтрё и Шильонским замком . К 1923 году трамвайные сети действовали в общей сложности в 29 городах страны, а трамвайная сеть Женевы протяженностью 170 км, работающая за пределами страны и во Франции, стала крупнейшей системой в Европе. [ 42 ]
После Второй мировой войны и появления автобусов и троллейбусов многие сети сократились. Женева потеряла все свои линии, кроме одной, а некоторые города закрыли свои трамваи, в том числе Фрибур , Лозанна , Лугано , Биль/Бьен , Люцерн , Веве , Монтрё , Санкт-Галлен , Шаффхаузен и Цуг .
Однако Швейцария примечательна тем, что несколько крупных городов до сих пор сохранили свои сети практически нетронутыми. Например, хотя некоторые трамвайные линии, выходящие за пределы города Цюрих, закрылись, подавляющее большинство линий внутри города не пострадало. Точно так же Берн и Базель сохранили большую часть своих трамвайных линий нетронутыми.
Поскольку, за исключением Женевы и Лозанны, крупные города страны не утратили своих трамвайных систем, в Швейцарии не произошло масштабной реконструкции трамвая, как это произошло в остальной Европе в течение десятилетий после 1990-х годов. Главным исключением является Женева, где система снова выросла с одной линии и 8 км, которые были исключены из первоначальной сети, до 5 линий и 36 км. К концу 2019 года, с открытием линии 17, сеть снова расширилась до границы с французским городом Аннемасс , а к 2026 году планируется расширить ее до более чем 50 км. [ 43 ]
Турция
[ редактировать ]
Первая трамвайная линия в Стамбуле была построена Константином Карапано Эфенди и начала работу 31 июля 1871 года между районами Азапкапы и Ортакёй. В 1869 году была основана трамвайная компания «Дерсаадет Трамвай Ширкети». Для буксировки 45 вагонов, в том числе 15 летних и нескольких двухэтажных, по метровой колеи было задействовано 430 лошадей. В 1912 году конке пришлось прекратить работу на один год, поскольку во время Балканской войны Министерство обороны отправило всех лошадей на фронт. 2 февраля 1914 года трамвайная сеть была электрифицирована контактным проводом. 8 июня 1928 года трамвай начал курсировать по анатолийской части Стамбула между Ускюдаром и Кисиклы. К 1950-м годам длина трамвайных линий достигла 130 км. Трамваи ходили на европейской части до 12 августа 1961 года, а на анатолийской части — до 14 ноября 1966 года. [ 44 ]
Трамваи Heritage вернулись в Истикляль Каддези в 1990 году и в Мода в 2003 году. Современные трамваи начали курсировать на европейской стороне в 1992 году и с тех пор были расширены. Последним дополнением к системе по состоянию на 2021 год стала линия Т5, проходящая вдоль Золотого Рога .
Стамбул — единственный город в европейской Турции, где есть трамваи. В Анатолии трамваи ходят в Адане , Анталии , Бурсе , Эскишехире , Газиантепе , Кайсери , Коджаэли , Конье , Самсуне и Измире .
Великобритания
[ редактировать ]
До 1935 года существовала большая и разветвленная сеть трамвайных систем. Например, можно проехать на трамвае по северо-западу Англии от Ливерпуля до Эштон-андер-Лайн (около 43 миль), используя соединительные системы. Большинство систем Великобритании находились в муниципальной собственности. Они часто унаследовались от операторов частного сектора, которым была предоставлена аренда на ограниченный срок и которые не обслуживали свои сети за пределами самого необходимого, поскольку приближалось время принудительной передачи. Когда муниципалитеты приобретали эти ветхие системы, почти всегда было дешевле заменить их автобусами. Королевская комиссия по дорожному движению 1931 года утверждала, что трамваи задерживают автомобили. [ 45 ]
Была некоторая общественная реакция против отказа от трамвая, но, по-видимому, меньшая, чем столь же неудачная реакция против сокращений в Бичинге в 1960-х годах. Некоторые люди, особенно автомобилисты, приветствовали удаление трамваев, которые считались помехами на шоссе. [ 46 ] Не все пассажиры перешли на сменные автобусы, а количество автомобилей продолжало расти.
Британские трамвайные системы были в основном демонтированы между 1920 и 1960 годами, а после закрытия в Глазго некогда обширной сети GCT в 1962 году Блэкпула сохранились только трамваи Грейт-Орм , хотя линия фуникулера продолжала работать до Грейт-Орма в Лландидно .
С 1990-х годов трамвайные сети второго поколения были построены и начали работать в Манчестере в 1992 году, Шеффилде в 1994 году, Уэст-Мидлендсе в 1999 году, Южном Лондоне в 2000 году, Ноттингеме в 2004 году и Эдинбурге в 2014 году. В 2012 году Блэкпул был модернизирован до автомобилей второго поколения.
Было множество других предложений по трамваям в других городах и расширению существующих систем в Великобритании, в то время как система в Уэст-Мидлендсе в настоящее время строится пристройки.
На острове Мэн электрические трамваи курсируют почти непрерывно с конца 19 века (хотя в основном в качестве летних туристических достопримечательностей) по Мэнской электрической железной дороге (от Дугласа до Рэмси) и по горной железной дороге Снафелл (от Лэкси до вершины Снафелл), а также как конные трамваи по набережной Дугласа.
Бывший СССР/Россия и СНГ
[ редактировать ]
Во многих городах России , Украины , Армении , Грузии , Азербайджана и Узбекистана трамваи столкнулись с трудностями после распада СССР. трамваи Шахт , Архангельска , Астрахани , Грозного , Тбилиси , Баку , Еревана , Алматы , Сумгайыта , Гянджи и Ташкента Заброшены . Некоторые трамвайные системы подверглись масштабному закрытию жизненно важных участков сети (включая Санкт-Петербург , Москву , Киев ), а некоторые столкнулись с угрозой закрытия ( Нижний Новгород ) или даже полного закрытия ( Воронеж ).
Трамвайная сеть Санкт-Петербурга является крупнейшей в Европе, а когда-то была второй по величине в мире. [ нужна ссылка ] уступает только 160-километровой сети Pacific Electric в Лос-Анджелесе. Сеть в Мельбурне , Австралия, теперь стала больше.

См. также
[ редактировать ]- Список систем легкорельсового транспорта и трамвая в Европе
- Список систем городского трамвая в Европе
- Бухарестский сочлененный трамвай
- Трамвай
- Скоростной трамвай
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Барбара Шмуки, «Машина в городе: общественное присвоение трамвая в Великобритании и Германии, 1870–1915». Журнал городской истории 38.6 (2012): 1060-1093.
- ^ Штурм, Эдо (12 февраля 2008 г.). «Города хотят вернуться к трамваю» . Трау (на голландском языке). Нидерланды . Проверено 13 августа 2008 г.
- ^ Дочерти, Иэн; Шоу, Джон (2003). Новый курс на транспорт?: Борьба Великобритании с программой устойчивого развития транспорта . Издательство Блэквелл. п. 138 . ISBN 978-1-4051-0631-3 .
- ^ «Французы заново открывают любовь к трамваям» . УПИ . Париж. 18 июля 2008 года . Проверено 13 августа 2008 г.
- ^ Эштон, Кимберли (5 декабря 2007 г.). «Трамвайное сообщение будет расширяться» . Пражская почта . Архивировано из оригинала 7 октября 2008 года . Проверено 13 августа 2008 г.
- ^ Лиссенберг, Ферри (21 октября 2017 г.). «[LU / Expert] Трамвай возвращается в Люксембург; новости о проекте Luxtram» . Железнодорожный цвет . Проверено 4 апреля 2019 г.
- ^ «Автобусный и железнодорожный транспорт в Австрии, Манфред Нови, директор проекта, офис UITP 2009» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 6 марта 2009 года . Проверено 2 марта 2009 г.
- ^ Вольфганг Кайзер: Трамваи в Австрии. ГераМонд Верлаг, 2004 г. ISBN 3-7654-7198-4
- ^ Таплин, Майкл; и Рассел, Майкл (2002). Трамваи в Западной Европе , с. 8. Харроу Уилд, Миддлсекс (Великобритания): Capital Transport Publishing. ISBN 1-85414-265-8 .
- ^ Ассоциация Gemundner Strassenbahn . Проверено 2 марта 2009 г.
- ^ «Пресс-релиз Bombardier, октябрь 2007 г.» (PDF) . Проверено 2 марта 2009 г. Архивировано 6 марта 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ Бакли, Ричард (2000). Трамваи и лёгкие железные дороги Швейцарии и Австрии (2-е издание), с. 129/139. Глостер, Великобритания: Ассоциация легкорельсового транспорта . ISBN 0-948106-27-1 .
- ^ Радиосараево.ба. «Невен Анжелич: О мифе о том, что в Сараево появился первый трамвай в Европе» . Радио Сараево . Проверено 20 ноября 2019 г.
- ^ «История трамваев в Софии (на болгарском языке) » . Центр городского транспорта . Проверено 1 января 2013 г.
- ^ «В субботу, 25 августа, скоростной трамвай откроется до школы Оддер и Лисбьерг» . www.letbanen.dk .
- ^ «Приходите на вечеринку по случаю открытия легкорельсового транспорта Оденсе в субботу, 28 мая. В Оденсе раньше ходили трамваи. С 1911 по 1952 год работала одна линия между зоопарком возле Фруэнс-Бёге и Хундерупом Сковом» . www.odense.dk (на датском языке) . Проверено 8 июня 2022 г.
- ^ "Расписание" . Столичный легкорельсовый транспорт (на датском языке) . Проверено 8 июня 2022 г.
- ^ «История трамвая в Тампере» . 16 марта 2022 г.
- ^ Ржлахтин (24 марта 2015 г.). «Трамвай» . турку.фи .
- ^ «Кунталехти: трамваи Оулу — это не реализм, — говорит Матинхейкки» . kaleva.fi .
- ^ Нового Оулу – приложения 10–13 ( Схема зонирования на финском языке). Город Оулу. 15 января 2016 г. с. 3.
- ^ «Открылась трамвайная линия Гранд-Авиньон» . 21 октября 2019 г.
- ^ «История Салоникского трамвая» . Thessalonikiartsandcultural.gr (на греческом языке) . Проверено 9 августа 2023 г.
- ^ Нпресс (18 мая 2016 г.). «Трамвай Патры (1902-1918) – уникальная дань» . npress.gr (на греческом языке) . Проверено 9 августа 2023 г.
- ^ «Результаты поиска» . www.evonymos.org . Проверено 9 августа 2023 г.
- ^ «Партия зеленых обязуется реализовать новые проекты легкорельсового транспорта» . Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года . Проверено 23 июня 2019 г.
- ^ «Почему зеленые забыли о Лимерике?» . Проверено 23 июня 2019 г.
- ^ «Линия Т2 – Дом» . www.t2vallebrembana.it (на итальянском языке) . Проверено 30 августа 2024 г.
- ^ Монтелла, Марко (19 апреля 2024 г.). «Милан | Мобильность – Метротранвиа Милан-Дезио-Сереньо: апрель 2024 г.» . Urbanfile (на итальянском языке) . Проверено 30 августа 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Трамвай возвращается в город через 50 лет» . Делано . 12 июля 2017 года . Проверено 30 ноября 2019 г.
- ^ «Трамваи нового поколения: Люксембург» . Трамваи и городской транспорт . Октябрь 2019.
- ^ Аззопарди, Николас. «Краткая история» . Maltarailway.com . Проверено 22 октября 2015 г.
- ^ « История мальтийских автобусов 1931–2011 годов»: обязательная публикация» . Мальта Индепендент . 29 июля 2011 года . Проверено 22 октября 2015 г.
- ^ Симмонс, Дэвид (5 декабря 2008 г.). «Возможность введения трамвая на Мальте» (PDF) . Министерство транспорта . Проверено 22 октября 2015 г.
- ^ Кинг, БР; и Прайс, Дж. Х. (1995). Трамваи Португалии (4-е издание), с. 41. Лондон: Ассоциация легкорельсового транспорта . ISBN 0-948106-19-0 .
- ^ Леннокс Дочерти, Боб (сентябрь 2008 г.). «Железный шепот в сосновых лесах Синтры». Трамваи и городской транспорт , стр. 364–365. Издательство ЛРТА .
- ^ Кавацкий, Матей (1 января 2010 г.). «История общественного транспорта в Братиславе до 1895 года» . imhd.sk (на словацком языке) . Проверено 1 сентября 2021 г.
- ^ Кавацкий, Матей (1 января 2010 г.). «История общественного транспорта Братиславы в 2016-2020 годах» . imhd.sk (на словацком языке) . Проверено 1 сентября 2021 г.
- ^ Баран, Себастьян (14 ноября 2013 г.). «История общественного транспорта в Кошице: В начале трамвая (1909 – 1918)» . imhd.sk (на словацком языке) . Проверено 1 сентября 2021 г.
- ^ «Правила путешествия» . dpmk.sk (на словацком языке). ДПМК. 1 июня 2021 г. Проверено 1 сентября 2021 г.
- ^ «Трамвай Лунд C — ESS» . www.lund.se.
- ^ «50 км трамвайной сети | Большая Женева» . Большая Женева . Проверено 23 февраля 2020 г.
- ^ «Развитие трамвайной сети» . www.ge.ch (на французском языке). Республика и кантон Женева. Архивировано из оригинала 23 февраля 2020 года . Проверено 26 мая 2023 г.
- ^ «IETT — страница не найдена» . iett.gov.tr. Проверено 15 июля 2018 г.
- ↑ Лондонские трамваи и троллейбусы. Архивировано 23 марта 2010 года в Wayback Machine . Проверено 13 февраля 2009 г.
- ^ Кампания по спасению лондонских трамваев 1946–1952 годов из собрания статей Алана Джона Уоткинса . Проверено 13 февраля 2009 г.
