Отрицание Питера
Отречение Петра (или Отречение Петра ) относится к трем актам отречения от Иисуса , совершенным апостолом Петром , как описано во всех четырех Евангелиях Нового Завета . [ 2 ]
Во всех четырех канонических евангелиях Иисус говорится, что во время Тайной вечери со своими учениками он предсказал, что Петр будет отрицать, что знает о нем, заявив, что Петр отречется от него до того, как на следующее утро прокричит петух. [ а ] После ареста Иисуса Петр трижды отрицал, что знает его, но после третьего отрицания он услышал крик петуха и вспомнил предсказание, когда Иисус повернулся и посмотрел на него. Тогда Петр начал горько плакать. [ 4 ] [ б ] Этот последний случай известен как Покаяние Петра . [ 5 ]
Бурные эмоции, стоящие за отречением и последующим покаянием Петра, на протяжении веков были темой крупных произведений искусства. Примеры включают в себя Караваджо « Отречение от Святого Петра» , которое сейчас находится в Метрополитен-музее . Эти инциденты также легли в основу различных фильмов, связанных с жизнью и смертью Иисуса Христа (например, когда Франческо Де Вито исполнил роль Петра в «Страстях Христовых» ), а также отсылками к музыкальным произведениям, как религиозным, так и светским.
Библейские рассказы
[ редактировать ]Предсказание, сделанное Иисусом во время Тайной Вечери о том, что Петр отречется от него и отречется от него, появляется в Евангелии от Матфея 26:33–35 , Евангелии от Марка 14:29–31 , Евангелии от Луки 22:33–34 и Евангелие от Иоанна 13:36–38 . Сообщения об отрицании в Евангелиях отличаются друг от друга.
Согласно Евангелию от Матфея:
Петр ответил: «Даже если все падут из-за тебя, я никогда этого не сделаю». «Я говорю тебе правду, — ответил Иисус, — в эту самую ночь, прежде чем пропоет петух, ты трижды отречешься от Меня». Но Петр заявил: «Даже если мне придется умереть вместе с тобой, я никогда не отрекусь от тебя». И все остальные ученики сказали то же самое. [ 6 ]
Позже той же ночью Иисуса арестовали. Первый отказ служанке в Луки 22:54–57 выглядит следующим образом:
Тогда они схватили его и увели, приведя в дом первосвященника. Петр следовал издалека, и когда они развели огонь посреди двора и сели вместе, Петр сел с ними. Служанка увидела его сидящим в свете костра. Она внимательно посмотрела на него и сказала: «Этот мужчина был с ним». В панике он это отрицал. «Женщина, я его не знаю», — сказал он. [ 7 ]
Второе отрицание той же девушке в Евангелии от Марка 14:69–70 :
Когда служанка увидела его там, она снова сказала стоящим вокруг: «Этот парень — один из них». Он снова это отрицал.
Третье отрицание для ряда людей является решительным, поскольку он проклинает согласно Матфея 26: 73–75 :
Через некоторое время стоявшие там подошли к Петру и сказали: «Конечно, ты один из них, потому что твой акцент выдает тебя». Тогда он начал навлекать на себя проклятия и клялся им: «Я не знаю этого человека!» Тут же запел петух. Тогда Петр вспомнил слова, сказанные Иисусом: «Прежде чем пропоет петух, ты трижды отречешься от меня». И он вышел на улицу и горько заплакал.
Евангелие от Луки 22:59–62 описывает момент последнего отречения следующим образом:
Примерно через час другой заявил: «Конечно, этот человек был с ним, потому что он галилеянин». Питер ответил: «Чувак, я не понимаю, о чем ты говоришь!» Пока он говорил, петух прокричал. Господь повернулся и посмотрел прямо на Петра. Тогда Петр вспомнил слово, сказанное ему Господом: «Прежде чем пропоет сегодня петух, ты трижды отречешься от Меня». И он вышел на улицу и горько заплакал.
Евангелие от Иоанна 18:15–27 описывает три отречения следующим образом:
Симон Петр и еще один ученик следовали за Иисусом. Поскольку этот ученик был известен первосвященнику, он вошел с Иисусом во двор первосвященника, а Петру пришлось ждать снаружи, у двери. Другой ученик, который был знаком первосвященнику, вернулся, поговорил с дежурной девушкой и ввел Петра. «Ты не из его учеников, не так ли?» — спросила Питера девушка у двери. Он ответил: «Я нет». ... Когда Симон Петр стоял, греясь, его спросили: «Ты не из учеников Его?» Он отрицал это, говоря: «Это не так». Один из слуг первосвященника, родственник человека, которому Петр отрубил ухо, бросил ему вызов: «Разве я не видел тебя с ним в оливковой роще?» Петр снова отрекся, и в этот момент запел петух.
После воскресения Иисуса в Евангелии от Иоанна 21: 15–17 рассказывается, как Иисус трижды спросил Петра, любит ли Петр его, указывая на реабилитацию Петра после его покаяния. [ 8 ]
Контекст и традиции
[ редактировать ]Контекст
[ редактировать ]На протяжении большей части трёх лет, которые Иисус провел в служении, собирая и обучая учеников, за ним наблюдали, критиковали и преследовали учёные и священники. Его учение иногда рассматривалось как еретическое, а его действия по сбору группы учеников, возможно, имели политическую мотивацию. Захват Иисуса и суды стали кульминацией этой антипатии.
Петр был одним из двенадцати учеников, наиболее тесно связанных с Иисусом. Его отрицания сделаны перед лицом обвинения в том, что он был «с Иисусом», термин, указывающий на узы ученичества. В Евангелии от Матфея говорится, что Петр отрекся от Иисуса «при всех», выступив таким образом публичное свидетельство, подтвердив это клятвой. [ 9 ] На протяжении всего своего Евангелия Матфей подчеркивает важность публичного свидетельства как важнейшего элемента ученичества, заявляя в Евангелии от Матфея 10:32–33 : «Кто признаёт Меня пред людьми, того признаю и Я пред Отцом Моим Небесным. А кто отречётся от Меня прежде люди, Я отрекусь от него перед Отцом Моим Небесным». Отрицание Петра находится в прямом противоречии с природой ученичества, описанной Матфеем. [ 10 ] Матфей также ранее сообщал об учении Иисуса, запрещающем использование клятвы:
«Еще вы слышали, что сказано древним: не клянитесь ложно, но исполняйте клятвы ваши пред Господом». А Я говорю вам: не клянитесь вовсе: ни небом, ибо это Ни землёй, ибо она подножие Его, ни Иерусалимом, ибо это город великого Царя, и не клянись главою твоей, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или чёрным. «Да» будет «Да», а ваше «Нет» — «Нет». Ибо все, что сверх этого, — от лукавого. [ 11 ]
Описания отречения Петра в Новом Завете отражают драматизм происшествия. Антагонисты Петра в обсуждении его ученичества превращаются из служанки в служанку плюс прохожий и в целую толпу. Его отрицание прогрессирует от оправдания невежества до отрицания плюс клятвы , а затем до проклятий и клятв с полным отрицанием того, что он когда-либо знал Иисуса. Значение трех отрицаний заключается в их превосходной силе; это подчеркивает решимость ученика отречься от Иисуса (см. Библейскую нумерологию ). Звук петуха шокирует Петра тем, что Иисус предсказал три отречения. [ 12 ]
Этот эпизод рассматривается как случай, который проливает свет на уникальную роль Петра и отличает его от других учеников, точно так же, как в Евангелии от Марка 16:7 , в котором ангел велит женщинам «пойти и рассказать его ученикам». и Петр» о воскресении Иисуса . [ 13 ] В этом эпизоде, как часто и везде в Евангелии от Марка, Петр выступает в центре внимания апостолов, и представлен сущностный христологический образ: отречения Петра контрастируют с откровенными признаниями Иисуса на суде Синедриона , изображающими его верность как Пророк, Сын и Мессия. [ 14 ]
Тройное отречение Петра является толчком к трем повторяющимся вопросам, заданным Иисусом Петру у Галилейского моря после его воскресения: «Симон, сын Иоаннов, любишь ли ты Меня?» Хотя первоначально это событие было истолковано Петром как упрек за три его отречения (также из-за использования Иисусом своего старого имени «Симон»), позже это событие стало рассматриваться как искупительный акт Иисуса, позволивший Петру публично заявить перед своими соученикам, что он действительно любил своего Господа и, таким образом, полностью вернулся в свою религиозную общину. [ 15 ]
Три «отрицания» также присутствуют в гностическом источнике, «Гностическом Апокалипсисе Петра» из библиотеки Наг-Хаммади , но их роли меняются местами в контексте медитации и видения внутреннего видения Учителя. В гностическом Апокалипсисе Петра Иисус отрекается от Петра «трижды в эту ночь», как от неготового к внутреннему зрению, 72,5. Обе детали «трижды» отречения и присутствия «в эту ночь» предполагают связь с каноническим изображением Отречения Петра. [ 16 ]
Молитвы и традиции
[ редактировать ]Епископ Ланселот Эндрюс составил следующую молитву:
О Господь Иисус Христос, взгляни на нас теми глазами, которыми Ты смотришь на Петра в зале; чтобы вместе с Петром мы могли покаяться и той же любовью получить прощение; ради бесконечной милости Твоей. Аминь.
- Эйткен 2006 , с. 58
Ссылаясь на слезы, пролитые Петром во время его покаяния в Таинстве Покаяния , святой Амвросий сказал, что «в Церкви есть вода и слезы: вода Крещения и слезы покаяния». [ 17 ] Традиционно «слезы покаяния», примером которых является Петр, стали одновременно символом скорби и утешения, а также знаком одновременно покаяния в грехах и поиска прощения. [ 18 ]
В библейском Крестном пути , представленном в 1991 году Папой Иоанном Павлом II как версия Крестного пути и совершаемом каждую Страстную пятницу в Колизее в Риме, четвертая станция — это Отречение Петра . [ 19 ]
Во время Страстной недели в Иерусалиме бдения иногда останавливаются в месте, которое традиционно считается местом покаяния Петра , недалеко от дома первосвященника Израиля Каиафы , участвовавшего в суде Синедриона над Иисусом . [ 20 ]
Комментарий
[ редактировать ]Юстус Кнехт комментирует отрицание Петера словами:
Причины падения Петра были таковы: 1. Он не избегал непосредственных поводов для греха; ибо во время своего падения он общался с врагами Христа. Если бы он покинул их компанию даже после своего первого отрицания, он бы не пал так низко. «Кто любит опасность, тот погибнет в ней» (Еккл. 3:27). 2. Он уделил слишком мало внимания предостерегающим словам нашего Господа: «Сатана возжелал посеять тебя, как пшеницу… В эту ночь ты отречешься от Меня трижды»; и он слишком надеялся на себя: «Хоть и все постыдятся, но не я. Я душу свою отдам за Тебя!» Когда он говорил эти слова, он имел в виду именно их, поскольку Петр имел очень твердую веру в нашего Господа и горячую любовь к Нему; но ему не следовало забывать, что он человек немощный и что без благодати Божией он не может оставаться верным. Наш Господь сказал ему совсем недавно, когда они поднимались на Елеонскую гору: «Без Меня вы не можете сделать ничего!» 3. Таким образом, он пал из-за чрезмерной самоуверенности и пренебрежения увещеванием нашего Господа: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть вам в искушение!» [ 21 ]
Роджер Бакстер размышляет о недостатке веры Питера в своих «Размышлениях» , написав:
За несколько часов до этого Петр сказал: «Хотя бы мне и умереть с Тобою, я не отрекусь от Тебя»; но теперь, увы! при первом слове женщины от стыда и страха он отрекается от того, что когда-либо знал Его. Сколько сейчас существует людей, которые не из-за какого-то смирения, а из простого опасения того, что скажет мир, боятся признавать какое-либо христианское или добродетельное действие и называть себя последователями Христа! [ 22 ]
В искусстве и музыке
[ редактировать ]Этот эпизод был предметом произведений искусства на протяжении веков. Это также было драматизировано в музыкальных декорациях «Страстей». Он был изображен в самых разных средах и методах, от мозаики VI века в базилике Сант-Аполлинаре Нуово до русских икон и картин маслом многих старых мастеров . Этот сюжет иногда включался в циклы «Жизни Христа» или « Страстей» , часто как единственная сцена, не включающая фигуру Христа.
В изображении Рембрандта 1660 года « Отречение от Святого Петра» , которое сейчас находится в Рейксмузеуме в Амстердаме , под влиянием гравюр версии 1623 года Герарда Сегерса , он представляет служанку, которая узнает Петра, со свечой, освещающей лицо Петра. Два солдата смотрят с подозрением, пока Петр говорит, в то время как Иисус показан вдалеке со связанными за спиной руками и поворачивается, чтобы посмотреть на Петра. Лица Петра отвернуты от Иисуса, и он жестикулирует левой рукой, хотя на его лице нет вызова. [ 23 ]
Картина Караваджо « 1610 года Отречение от Святого Петра» сейчас находится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. Автор Джордж Уэзерхед восхищается изображением Караваджо, тем, как Питер демонстрирует колеблющийся трепет в своих нетвердых чертах, осознавая недостойную ложь, которую он говорил. Губы его дрожат, глаза ищут, но не могут найти твердости истины. [ 24 ] На этой картине Караваджо изобразил служанку, используя ту же голову женщины, которую он использовал в своем изображении « Усекновение главы Иоанна Крестителя» . [ 25 ]
Связанный с этим сюжет, «Покаяние Петра», показывающий конец эпизода, не часто можно было увидеть до искусства Контрреформации , где он стал популярным как утверждение таинства исповеди против католического протестантских нападений. Это последовало за влиятельной книгой -иезуита кардинала Роберта Беллармина (1542–1621). На изображении обычно изображен Питер в слезах, как поясной портрет без других фигур, часто со сложенными руками, как справа, а иногда и с петухом на заднем плане; его часто сочетали с раскаявшейся Марией Магдалиной , еще одним образцом из книги Беллармина. [ 26 ]
Жорж де Латур повторил эту покаянную иконографию в «Кающемся Святом Петре» (1645 г.), но добавил фонарь у ног святого и свисающую виноградную лозу над петухом. Жоржа де Латура Эти намеки на отречение Петра как на отступление от его законного пути и разрыв с узами ученичества подробно описаны в «Отрицании святого Петра» (1650). [ 27 ]
История «Страстей» легла в основу музыки многих композиторов. Эпизод отречения Петра с большой остротой передан И.С.Бахом как в « Страстях по Матфею», так и в «Страстях по Иоанну» . Гардинер 2013 , с. 365 говорит: «Мы неизбежно страдаем вместе с Питером; но неудобный вопрос, который Бах просит нас рассмотреть, заключается в том, вышел бы кто-нибудь из нас из его испытаний с большей заслугой?
-
Базилика Сант-Аполлинаре Нуово , VI век.
-
Хлудова Псалтырь , 9 век.
-
Дуччо , 1308–1311 гг.
-
Богоматерь Фонтанов (Ла Бриг) , 15 век.
-
Саймон Бенинг , 1525–1530 гг.
-
Ян ван дер Венне: Отрицание святого Петра
-
Покаяние Петра , Петр Брандл , 1724 год.
-
Кнюпфер, Отречение от Святого Петра
-
Адам де Костер , Отречение от Святого Петра
-
Теодор Ромбаутс , Отречение от Святого Петра , 1789 год.
-
Герард ван Хонтхорст, «Отречение от Святого Петра» , ок. 1618–20
-
Николя Турнье , Отречение от Святого Петра , ок. 1625 г.
-
Матье Ленен , Отречение от Святого Петра , ок. 1648 г.
См. также
[ редактировать ]Часть серии статей о |
Петр в Библии |
---|
В Новом Завете |
Другой |
Часть серии о |
Покаяние и примирение в католической церкви |
---|
Портал католицизма |
- Исповедь Петра
- Сомневающийся Томас
- Евангельская гармония
- Иисус предсказывает свою смерть
- Жизнь Иисуса в Новом Завете
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ В некоторых рукописях Евангелия от Марка Иисус говорит, что к тому времени, когда петух прокричал дважды, Петр отрекся бы от него трижды - петух пропел один раз, когда Петр вышел к входу из двора первосвященника после своего первое отречение служанке первосвященника и снова, как только он отрекается от Иисуса, небольшой группе людей, которые, возможно, уже слышали, как он сделал свое второе отречение служанке. [ 3 ]
- ^ В Евангелии от Иоанна Петр не реагирует на крик петуха; в отличие от синоптиков, о нем не говорят, что он вспоминает предсказание Иисуса и не выражает сожаления по поводу своих опровержений.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Отречение святого Петра» . Музей искусств Северной Каролины . Проверено 15 апреля 2019 г.
- ^ Куллманн 1969 , с. 105.
- ^ «Марк 14 – Новая международная версия» . Библика.com . Проверено 21 февраля 2024 г.
- ^ Перкинс 2000 , с. 85.
- ^ Ланге 1865 , стр. 499.
- ^ Матфея 26: 33–35.
- ^ Луки 22:55–57.
- ^ Бода и Смит 2006 , с. 110.
- ^ Мэтью 26:72
- ^ Бинц 1989 , с. 54.
- ^ Матфея 5:33–37.
- ^ Херрингтон 1992 , с. 900.
- ^ Перкинс 2000 , с. 65.
- ^ Бродхед 1994 , с. 154.
- ^ Иоанна 21: 15–17.
- ^ «Апокалипсис Петра» . Библиотека Наг-Хаммади . Гнозис . Проверено 19 апреля 2018 г.
- ^ «Катехизис Католической Церкви» . Ватикан. 1429 . Проверено 19 апреля 2018 г.
- ^ Бода и Смит 2006 , с. 223.
- ^ «Станция 4: Петр отвергает Иисуса» . Станции Креста . Ватикан . Проверено 19 апреля 2018 г.
- ^ Монти 1993 , с. 150.
- ^ Кнехт, Фридрих Юстус (1910). . Практический комментарий к Священному Писанию . Б. Гердер.
- ^ Бакстер, Роджер (1823). . Медитации на каждый день в году . Нью-Йорк: Братья Бензигер.
- ^ Дарем 2004 , с. 162.
- ^ Уэзерхед 1834 , с. 232.
- ^ Варриано 2006 , с. 110.
- ^ Холл 1983 , стр. 10, 315.
- ^ Юдовиц 2018 , стр. 35, 37.
Источники
[ редактировать ]- Эйткен, Джонатан (2006), Молитвы за людей, находящихся под давлением , Bloomsbury Academic, ISBN 978-0-8264-8275-4
- Бинц, Стивен Дж. (1989), Рассказы Иисуса о страстях и воскресении: комментарий , Liturgical Press, ISBN 978-0-8146-1771-7
- Бода, Марк Дж.; Смит, Гордон Т. (2006), Покаяние в христианском богословии , Liturgical Press, ISBN 978-0-8146-5175-9
- Бродхед, Эдвин Кейт (1994), Пророк, Сын, Мессия: повествовательная форма и функция в Евангелиях от Марка 14–16 , A&C Black, ISBN 978-1-85075-476-3
- Куллманн, О. (1969), Герхард Киттель; Герхард Фридрих (ред.), Теологический словарь Нового Завета , том. VI, перевод Бромили, Джеффри Уильяма, Wm. Б. Эрдманс, ISBN 978-0-8028-2248-2
- Дарем, Джон И. (2004), Библейский Рембрандт: художник-человек в пейзаже веры , издательство Mercer University Press, ISBN 978-0-86554-886-2
- Гардинер, Джон Элиот (2013), Музыка в небесном замке: портрет Иоганна Себастьяна Баха , Пингвин, ISBN 978-1-84614-721-0
- Холл, Джеймс (1983), История идей и образов в итальянском искусстве , Harper & Row, ISBN 978-0-06-433317-7
- Херрингтон, Дэниел Дж. (1992), Каррис, Роберт Дж. (редактор), Библейский комментарий Колледжвилля , том. Новый Завет, НАБ, Литургическая пресса, ISBN 978-0-8146-2211-7
- Юдовиц, Далия (2018), Жорж де Латур и загадка видимого , Fordham University Press, ISBN 978-0-8232-774-38
- Ланге, Иоганн Петер (1865), Евангелие от Матфея , Нью-Йорк: К. Скрибнер
- Монти, Джеймс (1993), Неделя спасения: история и традиции Страстной недели , Наш воскресный посетитель, ISBN 978-0-87973532-6
- Перкинс, Фем (2000). Пётр: Апостол всей Церкви . Блумсбери. ISBN 978-0-567-08743-0 .
- Варриано, Джон Л. (2006), Караваджо: искусство реализма , издательство Пенсильванского государственного университета, ISBN 978-0-271-02717-3
- Уэтерхед, Джордж Хьюм (1834), Пешеходное путешествие по Франции и Италии , Симпкин и Маршалл
- Уизерингтон, Бен (1998), Деяния апостолов , Wm. Б. Эрдманс, ISBN 978-0-8028-4501-6
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кнехт, Фридрих Юстус (1910). . Практический комментарий к Священному Писанию . Б. Гердер.