Картель – это группа независимых участников рынка, вступивших в сговор друг с другом, а также договорившихся не конкурировать друг с другом. [1] чтобы увеличить свою прибыль и доминировать на рынке. Картель — это организация, созданная производителями для ограничения конкуренции и повышения цен путем создания искусственного дефицита за счет низких производственных квот, накопления запасов и сбытовых квот. Картели могут быть вертикальными или горизонтальными, но они по своей сути нестабильны из-за искушения выйти из них и падения цен для всех участников. Кроме того, технологический прогресс или появление заменителей могут подорвать ценовую власть картеля, что приведет к разрыву сотрудничества, необходимого для поддержания картеля. Картели обычно представляют собой ассоциации в одной сфере бизнеса и, следовательно, союзы конкурентов. Большинство юрисдикций считают это антиконкурентным поведением и объявили такую практику вне закона. Поведение картеля включает в себя установление цен , сговор на торгах и сокращение объемов производства. Экономическая доктрина, анализирующая картели, — это теория картелей . Картели отличаются от других форм сговора или антиконкурентных организаций, таких как корпоративные слияния. . [2]
Слово «картель» происходит от итальянского слова «cartello» , что означает «лист бумаги» или «плакат», и само по себе происходит от латинского «charta », означающего «карта». [3] Итальянское слово превратилось в картель на среднефранцузском языке , которое было заимствовано в английский язык. В английском языке это слово первоначально использовалось для обозначения письменного соглашения между воюющими странами, регулирующего обращение с пленными и обмен ими. [4] начиная с 1690-х годов. [3] Начиная с 1899 года, использование этого слова стало общепринятым и означало любое межправительственное соглашение между соперничающими странами. [3]
Использование английского слова «cartel» для описания экономической группы, а не международных соглашений, произошло гораздо позже, в 1800-х годах, от немецкого «Kartell» , который также берет свое начало во французском картеле . [3] Впервые он был использован между немецкими железнодорожными компаниями в 1846 году для описания усилий по тарифной и технической стандартизации . Впервые это слово было использовано для описания своего рода ограничения конкуренции австро-венгерским политологом Лоренцем фон Штейном . [5] кто писал о тарифных картелях:
Нет более односторонней точки зрения, чем та, которая утверждает, что такие тарифные картели являются «монополистическими картелями» или картелями для «эксплуатации перевозчиков».
Картели существовали с древних времен. [6] Гильдии в европейском Средневековье , ассоциации ремесленников или торговцев одной профессии, считались картелями. [7] В горнодобывающей промышленности позднего средневековья существовали жестко организованные сбытовые картели, такие как соляной синдикат 1301 года во Франции и Неаполе или картель Алауна 1470 года между Папской областью и Неаполем. [8] Оба профсоюза имели общие сбытовые организации для всего производства, называемые Societas Communis Vendicionis («Общее сбытовое общество»).
во всем мире увеличилось создание картелей После Первой мировой войны . Они стали ведущей формой организации рынка , особенно в Европе и Японии. В 1930-е годы авторитарные режимы, такие как нацистская Германия , Италия при Муссолини и Испания при Франко, использовали картели для организации своей корпоративистской экономики . В период с конца 19 века и примерно до 1945 года Соединенные Штаты относились к картелям и трестам неоднозначно. Были периоды как противодействия концентрации рынка , так и относительной толерантности к картелям. Во время Второй мировой войны Соединенные Штаты строго отвернулись от картелей. [12] , продвигаемый Америкой, После 1945 года рыночный либерализм привел к всемирному запрету картелей, в результате чего картелям продолжают препятствовать во все большем числе стран и обстоятельств.
Картели имеют множество структур и функций, которые в идеале позволяют корпорациям ориентироваться и контролировать неопределенность рынка, а также получать сговорные прибыли в своей отрасли. Типичный картель часто требует того, что антимонопольные органы называют CAU (Контакт, Соглашение или Договоренность). [13] Появились типологии, позволяющие различать отдельные формы картелей:
Картели по продаже или покупке объединяются против клиентов или поставщиков картеля соответственно. Первый тип встречается чаще, чем второй.
Внутренние картели имеют членов только из одной страны, тогда как международные картели имеют членов из более чем одной страны. [14] Существовали полноценные международные картели, охватывающие весь мир, например, международный стальной картель периода между Первой и Второй мировыми войнами.
Ценовые картели занимаются фиксированием цен , обычно для того, чтобы поднять цены на товары выше уровня конкурентных цен. Самой свободной формой ценового картеля можно признать молчаливый сговор (неявный сговор), когда более мелкие предприятия индивидуально устанавливают свои цены и доли рынка в ответ на одни и те же рыночные условия, без прямого взаимодействия, что приводит к менее конкурентному результату. Этот тип сговора, как правило, законен и может привести к монополистическому результату. [15]
Картели по квотам распределяют пропорциональные доли рынка среди своих членов.
Обычные сбытовые картели продают свою совместную продукцию через центральное сбытовое агентство (по- французски : comptoir ). Их также называют синдикатами (по-французски: syndicat industriel ).
Территориальные картели распределяют участки рынка в пользование только отдельных участников, выступающих в роли монополистов .
Подача предложений по контролю за картелями, поданных на публичные тендеры . Они используют сговор на торгах : участники тендера договариваются о цене предложения. В этом случае они не делают ставки одновременно и не делят прибыль от выигравшей ставки между собой. [16]
Технологические и патентные картели делятся знаниями о технологиях и науке внутри себя, ограничивая при этом информацию от внешних лиц.
Картели по стандартизации внедряют общие стандарты для продаваемой или покупаемой продукции. Если члены картеля производят разные виды или сорта товаров, для расчета стоимости соответствующей продукции применяются коэффициенты пересчета.
Принудительные картели , также называемые «принудительными картелями», создаются или поддерживаются внешним давлением. Добровольные картели образуются по свободному волеизъявлению их участников.
Обзор сотен опубликованных экономических исследований и юридических решений антимонопольных органов показал, что средний рост цен, достигнутый картелями за последние 200 лет, составляет около 23 процентов. [17] Частные международные картели (с участниками из двух или более стран) имели средний рост цен на 28 процентов, тогда как внутренние картели в среднем составляли 18 процентов. Менее 10 процентов всех картелей в выборке не смогли поднять рыночные цены. [18]
В целом картельные соглашения экономически нестабильны, поскольку у их членов есть стимул обманывать, продавая продукцию по цене ниже согласованной картелем или продавая больше, чем производственные квоты картеля. Многие картели, пытающиеся установить цены на продукцию, в долгосрочной перспективе терпят неудачу из-за обманных механизмов наказания, таких как ценовые войны или финансовые наказания. [19] Эмпирическое исследование картелей 20-го века показало, что средняя продолжительность раскрытых картелей составляет от 5 до 8 лет и завышена примерно на 32%. Было обнаружено, что такое распределение является бимодальным: многие картели распадаются быстро (менее года), многие другие действуют от пяти до десяти лет, а некоторые - десятилетиями. [20] В отраслях, где действуют картели, среднее число членов картеля составляет 8. Как только картель распадается, стимулы для создания нового картеля возвращаются, и картель может быть реформирован. Среди широко известных картелей, которые не следуют этому деловому циклу , по некоторым сведениям, находится ОПЕК.
Картели часто практикуют установление цен на международном уровне. Когда соглашение о контроле над ценами санкционировано многосторонним договором или защищено национальным суверенитетом, никакие антимонопольные действия не могут быть инициированы. [21] Страны ОПЕК частично контролируют цены на нефть . [22] [23]
Опираясь на исследования организационных нарушений, ученые в области экономики, социологии и менеджмента изучили организацию картелей. [24] [25] Они обратили внимание на то, как участники картеля совместно скрывают свою деятельность от антимонопольных органов. Помимо достижения эффективности, участвующим фирмам необходимо обеспечить сохранение своей коллективной тайны. [26] «Однако организатор, часто поставщик, обладающий всей информацией, обычно остается незамеченным антимонопольными органами, что поднимает вопросы о виновности неосведомленных дистрибьюторов». [27]
Научный анализ картелей основан на теории картелей . Впервые он был предложен в 1883 году австрийским экономистом Фридрихом Кляйнвехтером и на ранних стадиях разрабатывался в основном немецкоязычными учеными. [28] Эти ученые были склонны рассматривать картели как приемлемую часть экономики. В то же время американские юристы все чаще выступали против торговых ограничений , включая все картели. Закон Шермана , который препятствовал формированию и деятельности картелей, был принят в Соединенных Штатах в 1890 году. Американская точка зрения, поддержанная такими активистами, как Турман Арнольд и Харли М. Килгор , в конечном итоге возобладала, когда политика правительства в Вашингтоне могла иметь большее влияние. во Второй мировой войне.
До Второй мировой войны члены картелей могли подписывать контракты, которые имели силу в судах, за исключением Соединенных Штатов. До 1945 года картели допускались в Европе и специально поощрялись как деловая практика в немецкоязычных странах. [29] В деле США против National Lead Co. и др. Верховный суд США принял к сведению показания лиц, которые утверждали, что картель в его разноплановой форме является
объединение производителей с целью регулирования производства, а зачастую и цен, а также объединение по соглашению компаний или подразделений компаний, имеющих общие интересы, с целью предотвращения чрезмерной или недобросовестной конкуренции. [30]
Первым законом против картелей, который вступил в силу, был Закон Шермана 1890 года , который также запрещает установление цен, раздел рынка, ограничения производства и другое антиконкурентное поведение. [31] В разделах 1 и 2 Закона изложены законы, касающиеся картелей.
Раздел 1:
Всякий договор, объединение в форме доверия или иной форме, а также заговор с целью ограничения торговли или коммерции между несколькими штатами или с иностранными государствами объявляются незаконными. [32]
Раздел 2:
Каждое лицо, которое монополизирует или пытается монополизировать, или объединяется, или вступает в сговор с любым другим лицом или лицами с целью монополизировать какую-либо часть торговли или коммерции между несколькими штатами или с иностранными государствами, считается виновным в совершении фелонии, и , в случае осуждения, наказывается штрафом в размере не более 100 миллионов долларов США, если корпорация, или, если любое другое лицо, 1 миллион долларов США, или тюремным заключением на срок до десяти лет, или обоими указанными наказаниями, по усмотрению суда. [33]
На практике выявление картелей и противодействие им осуществляется посредством использования экономического анализа и программ смягчения наказания. Экономический анализ проводится для выявления любых расхождений в рыночном поведении между подозреваемыми и неподозреваемыми фирмами, участвующими в картеле. Структурный подход заключается в проверке уже подозрительных фирм на предмет отраслевых особенностей типичной ценовой траектории картеля. Типичный путь часто включает фазу формирования, на которой цены снижаются, за которой следует переходная фаза, на которой цены имеют тенденцию расти, и заканчивается стационарная фаза, на которой отклонение цен остается низким. [34] Такие показатели, как изменение цен наряду со ставками импорта, концентрация рынка, период постоянного изменения цен и стабильность рыночных долей компаний, используются в качестве экономических маркеров, помогающих дополнить поиск картельного поведения. [35] Напротив, в целях создания подозрений в отношении потенциальных картелей часто используется поведенческий подход для выявления моделей поведенческого сговора, чтобы инициировать дальнейший экономический анализ с целью выявления и преследования лиц, участвующих в операциях. Например, исследования показали, что отрасли с большей вероятностью столкнутся с сговором там, где меньше фирм, продукция однородна и существует стабильный спрос. [36]
Программы смягчения наказания были впервые введены в 1978 году в США, а затем были успешно реформированы в 1993 году. [37] Основополагающий принцип программы смягчения наказания заключается в предоставлении дискреционного снижения штрафов для корпораций и частных лиц, связанных с картельными операциями, в обмен на их сотрудничество с правоохранительными органами в помощи в выявлении и наказании других участвующих участников. По данным Министерства юстиции Австралии, для участия в программе смягчения наказания должны быть выполнены следующие 6 условий:
Корпорация является первой, кто выступил с заявлением и получил право на снисхождение в отношении незаконной деятельности, о которой сообщается;
На момент поступления корпорации в Отделение еще не имеется доказательств против компании, которые могли бы привести к вынесению окончательного приговора;
Корпорация, обнаружив противозаконную деятельность, о которой сообщалось, приняла оперативные и эффективные меры по прекращению своего участия в этой деятельности;
Корпорация сообщает о правонарушениях откровенно и полно и обеспечивает полное, постоянное и всестороннее сотрудничество, которое продвигает Отдел в его расследовании;
Признание в правонарушении действительно является корпоративным действием, в отличие от отдельных признаний отдельных руководителей или должностных лиц;
Там, где это возможно, корпорация возмещает ущерб потерпевшим сторонам; и
Отдел определяет, что предоставление снисхождения не будет несправедливым по отношению к другим, учитывая характер незаконной деятельности, роль в ней корпорации, признавшей свою вину, а также время, когда корпорация заявляет об этом. [38]
Применение штрафов по программе смягчения наказания варьируется в зависимости от политики отдельных стран и пропорционально прибылям картеля и годам нарушений. Однако, как правило, первая корпорация или частное лицо, сотрудничающее, получит наиболее смягченное наказание по сравнению с теми, кто заявит об этом позже. [39] Об эффективности программ смягчения наказания в дестабилизации и сдерживании картелей свидетельствует снижение количества случаев образования и раскрытия картелей в США с момента введения программ в 1993 году. [40] Некоторые примеры судебного преследования включают:
График, показывающий снижение количества образований и раскрытий картелей в США после введения программ смягчения наказания в 1993 году. После введения количество образований и раскрытий картелей снизилось до рекордно низкого уровня. Лизиновый картель: Сотрудник компании Archer Daniels Midland (ADM) предупредил власти о существовании картеля в лизиновой промышленности. [41]
Сегодня установление цен частными лицами является незаконным в соответствии с антимонопольным законодательством более чем 140 стран. Товары преследуемых международных картелей включают лизин , лимонную кислоту , графитовые электроды и оптовые витамины . [44] Во многих странах преобладает убеждение, что картели противоречат свободной и честной конкуренции, которая считается основой политической демократии. [45] Картелям становится все труднее поддерживать картели. Даже если международные картели не могут регулироваться отдельными странами в целом, это влияет на их индивидуальную деятельность на внутренних рынках. [46]
В отличие от других картелей, экспортные картели являются законными практически во всех юрисдикциях, несмотря на их вредное воздействие на затронутые рынки. [47]
Компания по производству печатного оборудования American Type Founders (ATF) в своем руководстве 1923 года прямо заявляет, что ее цель — «препятствовать нездоровой конкуренции» в полиграфической отрасли.
Картель Феб был основан производителями освещения в начале 20 века для контроля над ценами и сроком службы ламп накаливания.
Хининовый картель существовал среди производителей противомалярийного препарата Хинин для контроля над темпами производства и ценами и действовал в начале 20 века в двух воплощениях. В первые годы своего существования Хинин был единственным эффективным средством лечения малярии.
Среди британских производителей электронных ламп существовала Британская ассоциация клапанов, которая регулировала цены, структуру электродов и систему нумерации деталей для своих членов.
« Семь сестер» — название консорциума семи транснациональных нефтяных компаний, которые доминировали в мировой нефтяной промышленности с 1940-х по 1970-е годы. Современным эквивалентом является ОПЕК , международная организация стран-производителей нефти, которая устанавливает цели добычи и цены среди своих членов.
Швейцарский сырный союз , отраслевая организация производителей сыра, функционировал как картель в силу своего контроля над производством сыра в 20 веке.
В период с 1995 по 2004 год несколько крупнейших производителей лифтов управляли картелями, занимающимися рыночными махинациями, в том числе ThyssenKrupp , Kone и Otis , которые были оштрафованы Европейским Союзом в 2007 году. [48]
^ Ганс-Генрих Барникель: Картели в Германии. В: Ders. (Ред.): Теория и практика картелей , Дармштадт, 1972, стр. 1.
^ Холм А. Леонхардт: Антимонопольная теория и международные отношения. Теоретико-исторические исследования , Хильдесхайм 2013, с. 79.
^ Нино Херлицка: Заметки об историческом развитии картелей. В: Людвиг Кастл (ред.): Картели в действительности. Кёльн 1963, с. 124-127.
^ Холм А. Леонхардт: Антимонопольная теория и международные отношения. Теоретико-исторические исследования , Хильдесхайм, 2013, стр. 80–87.
^ Холм А. Леонхардт: Антимонопольная теория и международные отношения. Теоретико-исторические исследования , Хильдесхайм, 2013, стр. 83–84.
^ Холм Арно Леонхардт: Развитие теории картелей между 1883 и 1930-ми годами. Хильдесхайм 2018. с. 18.
^ Холм А. Леонхардт: Антимонопольная теория и международные отношения. Теоретико-исторические исследования . Хильдесхайм 2013, с. 251-292.
^ Джеффри Р. «Картели, концерны и тресты». Оксфордский справочник по истории бизнеса . Онтарио 2001: 269–274 – через Оксфордский университет. Прес, 2007.
^ Феллман, Сюзанна; Шанахан, Мартин (2015). Регулирование конкуренции: регистрация картелей в мире двадцатого века . Лондон: Рутледж. п. 224. ИСБН 9781138021648 .
^ Джон М. Коннор и Дэн Вернер. Изменения в завышенных сборах картелей за сговор на торгах: рабочий документ SSRN № 3273988. (27 октября 2018 г.). [1] .
^ Джон М. Коннор. Картельные завышения цен, с. 249–387 Закона и экономики групповых исков, том. 29 журнала «Исследования в области права и экономики» под редакцией Джеймса Лангенфельда (март 2014 г.). Бингли, Великобритания: Emerald House Publishing Ltd., июнь 2017 г.
^ Левенштейн, Маргарет С.; Суслоу, Валери Ю. (2006). «Что определило успех картеля?». Журнал экономической литературы . 44 : 43–95. дои : 10.1257/002205106776162681 . hdl : 2027.42/35837 – через Американскую экономическую ассоциацию.
^ Левенштейн, Маргарет К. и Валери Ю. Суслоу. «Что определяет успех картеля?» Журнал экономической литературы 64 (март 2006 г.): 43–95.
^ Коннор, Джон М. Частные международные картели: краткое введение: рабочий документ SSRN. (12 ноября 2014 г.). Абстрактный .
^ Холм Арно Леонхардт: Развитие теории картелей между 1883 и 1930-ми годами. Хильдесхайм 2018.
^ Чини, Мишель; Макгоуэн, Ли (2009). Конкурентная политика в Европейском Союзе . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. п. 63. ИСБН 978-0-230-00675-1 .
^ Ли, Джон (2016). Стратегии достижения обязательного международного соглашения о регулировании картелей: преодоление тупика в Дохе . Берлин: Шпрингер. п. 13. ISBN 978-981-10-2755-0 .
^ Салливан, Э. Томас (1991). Политическая экономия Закона Шермана: первые сто лет . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195066425 .
^ Граут, Пол; Зондереггер, Сильвия (2005). «Прогнозирование картелей» (PDF) . Управление добросовестной торговли, Документ для экономических дискуссий . Архивировано (PDF) с оригинала 9 октября 2022 г. - через Европейский университетский институт.
^ Коннор, Джон М. (2008): Глобальный фиксинг цен: 2-е издание в мягкой обложке . Гейдельберг: Спрингер.
^ Сагафи-Неджад, Таги; Моксон, Ричард; Перлмуттер, Ховард (2017). Контроль международной передачи технологий: проблемы, перспективы и последствия для политики . Нью-Йорк: Пергамон Пресс. п. 180. ИСБН 978-0-08-027180-4 .
Бойтесь, Джеффри Р.: Картели . В: Джеффри Джонс; Джонатан Зейтлин (редактор): Оксфордский справочник по истории бизнеса. Оксфорд: Университет. Пресс, 2007, с. 268–293.
Фрейер, Тони А.: Антимонопольное законодательство и глобальный капитализм 1930–2004 гг. , Нью-Йорк, 2006 г.
Хекснер, Эрвин, Международный стальной картель , Чапел-Хилл, 1943 год.
Кляйнвехтер, Фридрих , Картели. Вклад в вопрос об организации народного хозяйства , Инсбрук, 1883 г.
Леонхардт, Холм Арно : Теория картелей и международные отношения. Теоретико-исторические исследования , Хильдесхайм, 2013.
Леонхардт, Холм Арно : Развитие теории картелей + между 1883 и 1930-ми годами - от международного разнообразия к конвергенции: промышленные синдикаты, соглашения, компании, тресты, пулы, комбинации, ассоциации, картели, картели, ассоциации работодателей . Хильдесхайм 2018. Войти | Вклад Хильдесхайма в богословие и историю .
Левенштейн, Маргарет К. и Валери Ю. Суслоу. «Что определяет успех картеля?» Журнал экономической литературы 64 (март 2006 г.): 43–95. онлайн
Лифманн, Роберт : Картели, концерны и тресты , Онтарио, 2001 г. [Лондон, 1932 г.]
Мартинишин, Марек, «Экспортные картели: законно ли нападать на своего соседа? Анализ в свете недавней судебной практики», Journal of International Economic Law 15 (1) (2012): 181–222.
Осборн, Дейл К. «Проблемы картеля». Американский экономический обзор 66.5 (1976): 835–844. онлайн
Стиглер, Джордж Дж .: Степень и основы монополии . В: Американский экономический обзор , Vol. 32 (1942), стр. 1–22.
Стокинг, Джордж У. и Майрон Уоткинс: Картели в действии . Нью-Йорк: Фонд двадцатого века (1946).
Стокинг, Джордж У. и Майрон Уоткинс: Картели или конкуренция? Экономика международного контроля со стороны бизнеса и правительства . Нью-Йорк: Фонд двадцатого века, 1948.
Стридер, Якоб: Исследования по истории капиталистических организационных форм. Монополии, картели и акционерные общества в средние века и в начале нового времени . Мюнхен 1925 год.
Уэллс, Вятт К.: Антимонопольное законодательство и формирование послевоенного мира , Нью-Йорк, 2002 г.
Arc.Ask3.Ru Номер скриншота №: c9f314b93591b234647b1a11aaacd31b__1717287480 URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c9/1b/c9f314b93591b234647b1a11aaacd31b.html Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1: Cartel - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)