Aleksey Konstantinovich Tolstoy
Aleksey Konstantinovich Tolstoy | |
---|---|
![]() Aleksey Konstantinovich Tolstoy by Ilya Repin | |
Рожденный | Санкт-Петербург , Российская Империя | 5 сентября 1817 г.
Умер | 10 октября 1875 г. Черниговская губерния , Брянская губерния , Российская империя. | (58 лет)
Жанр |
|
Известные работы | Смерть Ивана Грозного Tsar Fyodor Ioannovich Царь Борис Prince Serebrenni |
Подпись | |
![]() |
Граф Алексей Константинович Толстой ( русский : Граф Алексе́й Константи́нович Толсто́й ; 5 сентября [ OS 24 августа] 1817 — 10 октября [ OS 28 сентября] 1875), часто называемый А. К. Толстым , был русским поэтом, писателем и драматургом. Его считают важнейшим русским историческим драматургом XIX века, прежде всего благодаря силе его драматической трилогии «Смерть Ивана Грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868) и «Царь Борис» (1870). Известность получил также благодаря своим сатирическим произведениям, издаваемым под собственным именем (« История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» , «Сон советника Попова» ) и под коллаборационным псевдонимом Козьма Прутков . [ 1 ] Среди его художественных произведений — повести «Семья Вурдалака» , «Вампир» (1841) и исторический роман «Принц Серебренни» (1862).
Алексей был членом семьи Толстых и троюродным братом Льва Толстого . Благодаря близости матери к царскому двору, Алексей был принят в детское окружение будущего Александра II и стал для юного цесаревича «товарищем по играм». В молодости Толстой много путешествовал, в том числе в Италию и Германию, где познакомился с Иоганном Вольфгангом фон Гете . Толстой начал свое домашнее образование под опекой своего дяди писателя Антония Погорельского , под влиянием которого он впервые увлекся сочинением стихов, и ряда других учителей. В 1834 году Толстой поступил студентом в Государственный архив Московского министерства иностранных дел. В декабре 1835 года он сдал экзамены (по английскому, французскому и немецкому языкам, а также по литературе, латыни, всемирной и русской истории и русской статистике) в Московском университете .
На протяжении 1840-х годов Толстой вел насыщенную великосветскую жизнь, полную увеселительных поездок, салонных вечеринок и балов, охотничьих загулов и мимолетных романов. Он также провел много лет на государственной службе в качестве бюрократа и дипломата. В 1856 году, в день своей коронации, Александр II назначил Толстого одним из своих личных адъютантов. Толстой служил майором пехоты во время Крымской войны . В конце концов он оставил государственную службу в начале 1860-х годов, чтобы продолжить литературную карьеру. Он умер в 1875 году от самостоятельно введенной смертельной дозы морфия в своем имении Красный Рог Черниговской губернии .
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Алексей Константинович Толстой родился в Санкт-Петербурге в знаменитой семье Толстых . Его отец, граф Константин Петрович Толстой (1780–1870), сын генерала армии, был советником Русского Ассигнационного банка . Его мать, Анна Алексеевна Перовская (1796–1857), была внебрачной дочерью графа Алексея Кирилловича Разумовского (1748–1822), наследника легендарного украинского гетмана Алексея Разумовского . [ 2 ] Дядей А. К. Толстого (по отцовской линии) был Фёдор Толстой (1783–1873). Его дядей по материнской линии был Алексей Перовский (1787–1836), писатель, известный под псевдонимом Антоний Погорельский . Алексей Константинович приходился троюродным братом Льву Толстому ; Граф Петр Андреевич Толстой был их общим прадедом. [ 3 ] [ 4 ]
Брак Константина Толстого и Анны Перовской был недолгим; они развелись в октябре 1817 года. С шестинедельным сыном Анна переехала сначала в собственное имение Блистава Черниговской губернии , затем в Красный Рог , имение , принадлежавшее ее брату Алексею Перовскому, ставшему наставником Алексея Константиновича и давним - компаньон времени. Общеизвестно, что премьера знаменитой фантастической сказки Погорельского «Черный цыпленок, или Люди подземелья» состоялась дома, и единственным слушателем Погорельского был его юный племянник. Именно под влиянием последнего Алексей еще в 1823 году начал писать стихи, вдохновляясь старинными книгами, найденными дома. У Алексея были хорошие учителя, и уже в шесть лет он свободно говорил на французском, немецком и английском языках. Позже он выучил и итальянский. [ 5 ]
Что касается Толстых, то Анна Перовская вообще перестала с ними видеться, лишь присылая им открытки по важным датам и праздникам. [ 3 ] [ 5 ] Вспоминая те счастливые годы, Алексей позже писал:
Меня воспитывал Алексей Перовский... Первые годы своей жизни я провел в его имении и поэтому считаю Малороссию своей настоящей родиной. Мое детство, которое было очень счастливым, оставило мне самые безоблачные воспоминания. Единственный ребенок моей матери, не имеющий друзей, с которыми можно было бы играть, но наделенный живым воображением, я с ранних лет был мечтателем, качество, которое вскоре трансформировалось в отчетливые поэтические наклонности. Во многом этому способствовала местная обстановка: сам воздух, огромные леса, в которые я страстно полюбил, все это произвело на меня такое впечатление, что полностью сформировало мой нынешний характер. [ 6 ]
В начале 1826 года Анна Перовская вернулась в Петербург с братом и сыном. Здесь, благодаря близости матери к царскому двору, Алексей был принят в детское окружение будущего царя Александра II и в августе стал для юного цесаревича, что официально называлось «товарищем по играм». Обязанностей у Алексея было немного: ему приходилось посещать цесаревича в Санкт-Петербурге и Царском Селе , гулять с ним по Елагину острову и участвовать в играх, многие из которых, по сути, представляли собой небольшие военные учения. [ 5 ] Они подружились, и эта дружба продлилась несколько десятилетий, закончившись в середине 1860-х годов. [ 2 ] [ 7 ] Осенью 1826 года Алексей встретился с Александром Пушкиным . впервые [ 8 ]
Летом 1827 года семья посетила Германию, где в Веймаре юный Алексей познакомился с Гете . фрагмент бивня мамонта с собственным рисунком (изображающим фрегат Великий человек очень тепло встретил мальчика и оставил ему в подарок ). Алексей, будучи потрясен, мало что помнил: «Только его великолепные черты лица и то, как он взял меня к себе на колени», согласно его автобиографии. [ 6 ] Следующие десять лет семья провела в непрерывных разъездах как по России, так и за рубежом. Поездка в Италию в 1831 году особенно впечатлила 13-летнего мальчика. «Вернувшись в Россию, я впал в глубокую ностальгическую депрессию, тоскую по Италии, которая казалась мне настоящей родиной; отчаянно оплакивая утрату, я плакал по ночам, когда мои мечты уносили меня в этот потерянный рай», — написал он в своей автобиографии десятилетия спустя. . [ 6 ] В Италии семья познакомилась с Карлом Брюлловым . 10 мая 1831 года Алексей записал в дневнике: «Брюллов обедал у нас и оставил зарисовку в моем альбоме». Художник обещал Перовскому написать портреты всех троих, как только он вернется в Россию, но через пять лет он закончил только один, портрет своего племянника. [ 5 ] [ 9 ]
Карьера
[ редактировать ]В 1834 году Толстой поступил «учеником» в Государственный архив Московского МИДа, где и получил первый опыт работы с реальными историческими документами. [ 8 ] В декабре 1835 г. сдал экзамены (по английскому, французскому и немецкому языкам и литературе, латыни, всемирной и российской истории и русской статистике). [ 5 ] в Московском университете на получение аттестата государственного бюрократа 1-го класса. Вскоре он начал карьеру в Управлении экономики и статистики в Санкт-Петербурге. Перед этим, в июле 1836 года, он похоронил своего дядю Алексея Перовского (умершего в Варшаве от туберкулеза ) и стал наследником своего имения Красный Рог. [ 2 ] Также в 1835 году Алексей показал некоторые из своих новых стихотворений Василию Жуковскому , который их похвалил. Есть сведения, что Пушкин одобрял и ранние произведения молодого поэта, оказывая ему полную моральную поддержку. [ 2 ] Толстой много писал, совершенствуя свою технику, но публиковаться не горел желанием. «Мои первые опыты были, без сомнения, абсурдны, но, по крайней мере, метрически они были безупречны. Я тренировался так много лет, прежде чем дебютировал... как прозаик, а не поэт», — вспоминал он позже. [ 6 ]

«Служа при дворе царя Николая I и ведя самую светскую жизнь, которая мне в некотором смысле нравилась, я все же сбегал (из дворца) и проводил недели в лесах, иногда с друзьями, но чаще чем нет, погрузившись с головой в такую жизнь, которая так же мало соответствовала моим художественным наклонностям, как и моему официальному положению при дворе, я приобрел среди наших лучших стрелков настоящую репутацию охотника на медведей. думаю, как-то повлияло на мою поэзию, которая всегда была довольно оптимистичной».
- Из его автобиографии 1874 года. [ 6 ]
В январе 1837 года Толстой был прикомандирован к российскому посольству во Франкфурте , где провел следующие два года. Назначение было довольно формальным; оно не требовало присутствия Толстого в Германии, и большую часть времени он проводил в Петербурге, ведя веселую жизнь, тратя до трех тысяч рублей в месяц, [ 5 ] часто путешествует по Италии и Франции. Именно во время одного из таких визитов он написал свои первые две «готические» новеллы — «Семья Вурдалака» и «Триста лет спустя» (первоначально на немецком языке, позднее переведенный на русский язык Болеславом Маркевичем ). [ 10 ] [ 11 ] Толстой проявлял большой интерес ко всему жуткому, опять-таки под влиянием своего покойного дяди, который «был одержим мистицизмом во всех возможных формах». [ 5 ] и который, в свою очередь, находился под влиянием ЭТА Гофмана , с которым он был лично знаком. [ 3 ]
В конце 1840 года Толстой был переведен обратно в Россию на должность во 2-м отделе Императорской Государственной канцелярии, где он продолжал работать в течение многих лет, медленно поднимаясь по иерархической лестнице. Однако со временем он проявлял все меньше и меньше энтузиазма, поскольку требования его положения стали восприниматься как серьезное препятствие для его литературных устремлений. [ 7 ] [ 8 ] В мае 1841 года Толстой дебютировал с «Вампиром» (новелла, опубликованная под псевдонимом «Краснорогский», отсылка к Красному Рогу, его резиденции). Сложная по структуре, многослойная и богатая контрапунктами, сочетающая в себе как элемент «ужаса», так и политическую сатиру, она мгновенно привлекла внимание Виссариона Белинского, который восхвалял ее «очевидно еще очень молодого, но несомненно одаренного автора», совершенно не подозревавшего о настоящая личность последнего. [ 5 ] [ 12 ] Сам Толстой считал этот рассказ незначительным и не пытался включить его ни в один из последующих сборников; только в 1900 году «Вампир» был переиздан. Осенью 1843 года Толстой дебютировал как поэт: его стихотворение «Серебрянка» было опубликовано в № 40 издания « Листка для светских людей ». [ 13 ]
Еще два года ему потребовалось, чтобы увидеть свой второй рассказ «Артемий Семенович Бервенковский», дань уважения так называемой « натуральной школе », написанный, очевидно, под влиянием « Николая Гоголя Мертвых душ» . [ 14 ] опубликовано в 1-м томе альманаха графа Владимира Соллогуба « Вчера и сегодня» . [ 15 ] Во 2-й том вошла повесть «Амена », описанная как отрывок из романа «Стебеловский», оставшегося незаконченным. [ 2 ] Белинский отреагировал на эту публикацию отрицательно, охарактеризовав произведение как «довольно скучное» и «неудачное проявление душевного раздражения, взятое у Шатобриана » (имеется в виду, очевидно, «Мученики» , 1809). [ 14 ] [ 16 ]
На протяжении 1840-х годов Толстой вел насыщенную светскую жизнь, полную увеселительных поездок, салонных вечеринок и балов, охотничьих загулов и мимолетных романов. Его описывали как «красивого молодого человека со светлыми волосами и свеженакрашенным лицом» и он был известен своей физической силой, «сгибая ложки, вилки и подковы и забивая гвозди в стены одним пальцем». [ 5 ] Одна примечательная командировка в Калугу в 1850 году привела к тесной дружбе с Николаем Гоголем (с которым он впервые познакомился во Франкфурте, а затем в Риме ). Толстой процитировал Гоголю многие из своих, еще неопубликованных стихотворений и отрывки из того, что впоследствии стало романом « Князь Серебряный» . Гоголь прочитал ему вторую часть своего романа « Мертвые души » . [ 2 ] [ 3 ] Среди других друзей, которые он завязал в сороковые годы, были друзья с Иваном Аксаковым , Павлом Анненковым , Николаем Некрасовым , Иваном Панаевым и Иваном Тургеневым . [ 13 ]
В начале 1850-х годов в сотрудничестве с братьями Жемчужниковыми Толстой создал вымышленного писателя Козьму Пруткова , мелкого бюрократа с большим самолюбием, пародировавшего поэзию того времени и вскоре прославившегося своими совершенно банальными афоризмами. [ 1 ] В 1851 году Прутков дебютировал комедией «Фантазия» , подписанной «Ы» и «З», написанной Толстым и Алексеем Жемчужниковым . Премьера спектакля, высмеивающего популярный тогда «бессмысленный» водевиль, состоялась 8 января в Александринском театре . Этот зрелищный фарс (в какой-то момент с участием дюжины маленьких собак, бегающих по сцене) вызвал огромный скандал, был немедленно запрещен Николаем I (находившимся среди зрителей) и оставался неопубликованным до 1884 года. [ 2 ]
Толстой впервые встретил Софью Андреевну Миллер (1827?–1892), жену кавалерийского полковника (с которой она позже с большим трудом развелась) и впечатляюще образованную женщину, знавшую четырнадцать языков. Также в 1851 году в Большом театре маскарад. Толстой влюбился в нее, но им пришлось ждать еще двенадцать лет, прежде чем они смогли пожениться. Миллер, по-видимому, обладала прекрасным художественным вкусом, и Толстой позже называл ее своим самым суровым и объективным критиком, а также лучшим другом, который у него когда-либо был. Все его любовные тексты, начиная с 1851 года, были написаны для Софии и о ней. [ 3 ] Многие его стихотворения («Колокольчики мои милые», «Среди балового гама», «Ярче пения жаворонка», «Ветер с высоты не тот...») были положены на музыку известными композиторами и композиторами. стали знаменитыми русские романсы. [ 17 ]
В 1854 году журнал «Современник» опубликовал несколько стихов Толстого («Колокольчики мои», «Эх вы, стога сена...» и др.), мгновенно заговоривших критиков, а также первое из юмористически-напыщенных поэтических упражнений Козьмы Пруткова. Последний был не столько собирательным псевдонимом, сколько персонажем, который старался выглядеть «настоящим» существом, совершая, в том числе, отвратительные шалости, в одной из которых был гонец, посещавший все ведущие петербургские архитекторы поздно ночью сообщили о срочном известии о падении Исаакиевского собора и призвали их явиться рано утром на следующий день ко двору царя Николая I, что они поспешно и сделали, к крайнему неудовольствию царя. [ 3 ]
Когда разразилась Крымская война , первым намерением Толстого было собрать партизанский боевой отряд и вывести его к Балтийскому морю , если англичане решат высадиться там. Вместе с графом Алексеем Бобринским (будущим министром путей сообщения) он начал финансировать и оснащать два партизанских отряда по сорок бойцов в каждом. боеприпасы Он купил в Туле и объездил все побережье Балтийского моря, осматривая будущий театр военных действий, причем цесаревич совершенно не подозревал о его планах. [ 5 ] 2 сентября союзники высадились в Евпатории , и Толстой направился на юг, чтобы в марте 1855 года присоединиться к Императорскому пехотному полку (под командованием Льва Перовского, еще одного из его дядей) в качестве армейского майора. Полк дошел только до Одессы , где тысяча человек погибла от тифа . В феврале 1856 года Толстой стал одной из жертв. В Одессе его вылечила София Миллер. [ 7 ] Александру II ежедневно телеграфировали о состоянии его старого друга по его личной просьбе. В мае 1855 года Толстой снова встал на ноги, но война для него закончилась; вместо этого он отправился в путешествие по Крыму с Софией. [ 3 ]
После войны, в 1856 году, в день своей коронации, Александр II назначил Толстого одним из своих личных адъютантов. Лишь три года спустя Толстому удалось избавиться от этой утомительной привилегии, которая подразумевала регулярные обязанности во дворце, мешавшие его теперь растущей литературной карьере. «Вы не можете себе представить, какая буря рифм бушует во мне, какие волны поэзии проносятся сквозь меня, стремясь вырваться на свободу», — писал он в письме Софье Миллер. Две трети поэтического наследия Толстого созданы в конце 1850-х годов. В 1857 году было опубликовано большое стихотворение « Грешница» . За ним последовал более значительный «Иоанн Дамаскин» , впервые опубликованный в «Русской беседе» за январь 1859 года. Стихотворение, посвященное природе поэзии и положению поэта в обществе, но также намекающее на личное положение автора, вызвало скандал. Начальник 3-го отдела князь Василий Долгоруков приказал прекратить печать журнала и удалить стихотворение. [ 18 ] Министр образования Евграф Ковалевский лично разрешил публикацию, и его довольно смелое решение вызвало серьезный раскол между двумя ведомствами. [ 19 ] [ 20 ]
Стихи Толстого печатались практически во всех крупнейших российских журналах того времени, независимо от их идеологических наклонностей. Однако в 1857 году его отношения с левой группой «Современник» обострились. Толстой сдвинулся к славянофилам и их журналу «Русская беседа» , став близким другом Ивана Аксакова и Алексея Хомякова , но и эта связь была недолгой. [ 3 ] В 1860-е годы он оказался в странном положении, будучи очень популярным писателем, которого яростно критиковали как слева, так и справа. [ 5 ] В причинах этого А. К. Толстой никогда не сомневался. В автобиографическом письме Анджело де Губернатису он писал:
С одной стороны, я ненавижу репрессивную руку власти, с другой — псевдолиберализм, целью которого является не возвышение низкого, а разрушение высокого. Эти два отвращения легко сливаются в одну общую ненависть к деспотизму, какую бы форму он ни принимал. И есть еще одна вещь, которую я ненавижу: дидактические банальности наших так называемых прогрессистов, проповедующих утилитаризм в поэзии. Я один из двух-трех авторов, несущих знамя принципа Искусства ради искусства . Ибо я совершенно убежден, что миссия поэта состоит не в том, чтобы преподносить простым людям какие-то иллюзорные блага или выгоды, а в том, чтобы попытаться поднять уровень их нравственности; привить им любовь к красоте; любовь, которая сама по себе является средством, которое всегда найдет свою цель без всякой пропаганды. Эта точка зрения прямо противоречит той точке зрения, которая господствует в наших журналах. Итак, оказывая мне большую честь, считая меня главным представителем идей, против которых они выступают, эти люди продолжают ругать меня с пылом, достойным лучшего дела. Наша пресса находится большей частью в руках теоретиков социализма. Целью этой огромной клики, которая занята служением своим собственным лозунгам и составлением собственных списков запретов, являюсь я. И при этом читающая публика не дает мне ничего, кроме одобрения. И еще одна любопытная деталь: в то время как журналы называют меня «ретроградом», власти считают меня «революционером». [ 6 ]
Толстой вызвал много споров своими резкими высказываниями в адрес современных государственных чиновников (Александра Тимашева, Владимира Буткова, Ивана Вейо), которых он - сторонник монарха - считал настоящими врагами государства. Он также критиковал деятельность 3-го отдела и после польского восстания был одним из немногих в суде, кто открыто осудил Муравьева-Палача . драконовские методы политических репрессий [ 21 ]
Яростный противник ксенофобии , он считал Россию европейской страной, а русских – европейцами. Это противоречило славянофильской доктрине сохранения «особого места» России в мире. «[Говоря] о славянофилах, меня тошнит от Хомякова, когда он ставит [Россию] выше Запада только на том основании, что мы православные », – писал Толстой в письме. [ 21 ] В то же время широко освещался его спор с Тургеневым, который видел во французском государстве потенциальный путеводный свет для России. «То, к чему движется Франция, — это диктатура посредственности», — утверждал Толстой. [ 21 ] Не будучи ни западником , ни славянофилом, Толстой раздражал обе стороны своим увлечением дотатарским русским обществом, которое он всей душой идеализировал, рассматривая его как восточную разновидность европейского рыцарства, основанную на культе дворянина. Также вызвали споры критика Толстым аморального прагматизма и социалистических идей Запада, его отвержение российских имперских идеалов, которые он считал трагически ошибочными, а также его собственная доктрина централизованной России, гнусное государство Московское государство , находящееся, по его мнению, на последнем месте. корень всего российского политического зла. Этот эклектичный «политический романтизм» [ 21 ] казалось, противоречило всем политическим и социальным тенденциям того времени. [ 5 ] [ 17 ]
Толстой отвергал некоторые церковные учения, называя их «церковным арго», и верил в Бога как «высшее существо» и космический разум. «Я верю, что Бог дал нам силу эмоций, чтобы мы могли идти дальше, чем ведет нас наш разум. Как ведущая сила, человеческие эмоции предпочтительнее мысли, так же как музыка более совершенна, чем произнесенное слово», - написал он. [ 5 ]
1861–1875
[ редактировать ]
В 1861 году Толстой вышел из двора. "Долгое время я находился в иллюзии, что смогу подавить свою артистическую натуру, но жизнь научила меня другому; эта борьба была бесполезной. Служба и искусства несовместимы", - писал он в письме разочарованному Александру II. «Толстой представлял редкий тип человека, который не только всячески уклонялся от встречавшихся ему благосклонностей и лавров, но вынужден был вести мучительно нудные битвы с людьми, которые, движимые самыми лучшими намерениями, навязывали всякую возможность добиться успеха. блестящая карьера на нем», — писал историк литературы и БЕДА биограф Семен Венгеров в 1903 году. [ 13 ]
С тех пор визиты писателя во дворец стали редкими, но каждое из них он использовал как возможность, как он выразился, «все равно говорить правду». В 1862 году Толстой ходатайствовал за Ивана Аксакова, которому запретили редактировать газету « День ». Через год он помог Ивану Тургеневу выбраться из ссылки, в которой тот оказался после связи с «лондонскими пропагандистами», как Александра Герцена и Николая Огарева тогда называли . В 1864 году Толстой пытался оказать влияние на Александра II, чтобы заставить его облегчить участь заключенного Чернышевского . На вопрос царя о последних новостях в мире литературы Толстой ответил: «Вся Россия оплакивает Чернышевского, с которым была совершена несправедливость...» — «Нет, Толстой, я прошу вас никогда не напомните мне, пожалуйста, Чернышевского, — поспешно возразил монарх. [ 17 ] Этот прерванный разговор, как оказалось, положил конец дружбе, продолжавшейся сорок лет. [ 2 ]
Исторический роман Толстого «Князь Серебряный» (1862, «Русский вестник» ), действие которого происходит во времена Ивана Грозного , имел широкую популярность и был переведен на многие языки. [ 7 ] Премьера романа состоялась на творческом вечере во дворце, а его автору принесли книгу-безделушку от супруги императрицы Марии Александровны , которая очень восхищалась Толстым как писателем и человеком. Его поэтическая драма « Дон Жуан» , вышедшая в том же году, имела меньший успех: хотя и не запрещенная официально, она не была поставлена при жизни автора и дебютировала на сцене лишь в 1905 году, жестоко вырезанная цензурой. [ 2 ]
Помимо Козьмы Пруткова, Толстой писал сатирические стихи под своим именем, наиболее известным из которых была вдохновленная « Карамзиным История государства Российского от Гостомысла до Тимашева » (1868), пародия на российскую историю, в которой основное внимание уделялось порочным качествам русских монархов. . [ 1 ] Другое сатирическое стихотворение « Сон советника Попова» , написанное летом 1873 года, распространилось по России в рукописном виде и приобрело огромную популярность. И Лев Толстой , и Иван Тургенев выразили радость по поводу этой личной выпады в адрес министра внутренних дел Петра Валуева и в целом насмешку над консервативным бюрократом, пытающимся выглядеть либералом. Стихотворение вышло в 1878 году в Берлине брошюрой, затем через шесть лет было перепечатано «Русской стариной» (№ 12, 1884). [ 22 ] В 1867 году вышел обширный сборник стихов Толстого «Стихи» (всего 131 произведение), единственный такой сборник, изданный при его жизни. [ 2 ]
Неизгладимым вкладом Толстого в русскую литературу стала трилогия исторических драм (по образцу Александра Пушкина » «Бориса Годунова ): «Смерть Ивана Грозного» , «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис» . [ 23 ] «Смерть Ивана Грозного» , опубликованная в 1866 году в журнале «Отечественные записки» , была поставлена в следующем году в Санкт-Петербурге, Москве и некоторых провинциальных театрах и имела огромный успех. [ 4 ] но после 1870 г. был практически запрещен и возрожден на сцене лишь в конце 1890-х гг. Царю Федору Иоанновичу (1868, «Вестник Европы ») запретил выходить на сцену лично министр внутренних дел Тимашев; еще в 1907 году цензоры сочли пьесу «неуместной». Официального запрета «Царь Борис» (1870, «Вестник Европы» ) не получил, но Совет директоров Императорских театров отказался санкционировать его постановку. [ 2 ] В 1871 году Толстой приступил к своей пятой и последней пьесе « Посадник» (действие которой происходит во времена процветания Новгородской республики ), которая осталась незавершенной. Части ее были опубликованы в благотворительном альманахе «Складчина » 1874 года, остальные появились в «Вестнике Европы» в 1876 году, уже после смерти автора. [ 24 ]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]
Толстой был снисходительным землевладельцем, которым восхищались краснорогские крестьяне, которым разрешалось использовать его поля в качестве общественных пастбищ, а их детям давали бесплатную древесину и начальное образование в школе, которую он построил для них в 1859 году. В 1861 году он лично собрал всех его крестьяне вместе прочитали им декрет об освободительной реформе 1861 года , раздали деньги всем присутствующим и приняли участие в последовавшей за этим грандиозной попойке. [ 2 ] Будучи расточительным транжирой и не имея никаких знаний о практической стороне жизни, он к концу 1860-х годов оказался на грани банкротства, но ненавидел мысль вернуться к царскому двору. [ 2 ]
С середины 1860-х годов Толстой все больше отпадал от русской культурной жизни, остро ощущая свою идейную и духовную изоляцию. Называя себя «отшельником » , он большую часть времени проводил в Пустынке (недалеко от Санкт-Петербурга) и своем имении Красный Рог, что усугубляло его финансовое положение и ухудшение здоровья. [ 2 ] своему другу Болеславу Маркевичу : Устав от борьбы со своими многочисленными противниками, совершенно разочаровавшись в том, что он видел вокруг себя, А. К. Толстой писал в 1869 году
Я пришел к выводу, что мы не заслуживаем Конституции. Какими бы варварскими ни были наши правители, они все равно лучше тех, которыми правят. Русская нация сейчас вообще мало что значит... А мы, которым должно быть очень стыдно за себя, вместо этого пытаемся показать Европу спиной; провозглашать какие-то «новые начинания» и осмелиться говорить о «загнивающем Западе»!.. Если бы Бог сегодня решил дать мне еще одно рождение и спросил меня, в какой национальности я хотел бы родиться, я бы сказал ему: «Ваш Величество! Засуньте меня куда хотите, но только не в Россию». Когда я думаю о красоте нашего языка и о том, какой великолепной была наша история до прихода проклятых монголов , мне хочется упасть на землю и корчиться в отчаянии, злясь на то, что мы сделали со всем талантом, данным нам Богом. . [ 25 ]
В 1870-е годы А.К.Толстой вошел очень больным человеком, страдавшим астмой , стенокардией , невралгиями и сильными головными болями. Регулярные визиты к европейским медикам лишь временно облегчили его состояние. Весной 1875 года Толстой начал принимать морфий . "Теперь я чувствую себя гораздо лучше, по крайней мере невралгия прошла. Но никогда еще у меня не было такой одышки. Приступы астмы непрерывны", - жаловался он в письме поэтессе Каролине Павловой (которая была также переводчицей его драм). ) 8 июля 1875 года. [ 26 ]
Алексей Константинович Толстой умер 28 сентября 1875 года в Красном Роге Черниговской губернии после введения себе смертельной инъекции морфия. Похоронен в семейном склепе Успенской церкви в Красном Роге. [ 2 ] [ 7 ]
Наследие
[ редактировать ]Толстой представлял поздний период романтизма в русской литературе; искусство для него было мистической связью между человеческим миром и высшими сферами, где «обитают вечные идеи». Вместе со своим художественным и духовным союзником Афанасием Фетом он видел в искусстве высшую науку, единственный инструмент человека для истинного и всеобъемлющего познания мира. Романтические тенденции лучше всего проявились в поэзии Толстого и в некоторых его драмах, особенно в «Дон Жуане» , где герой ищет романтический идеал, повсюду ищет любовь, «которая помогает проникнуть в чудесные универсальные законы, в сокровенные начала нашего мира». как он выразился. [ 27 ] «Искусство может быть только «средством» — все «цели»... оно содержит в себе», — писал Толстой в 1870 году в ходе длительного спора с теми, кого он называл «утилитаристами в литературе». [ 28 ] Подобные взгляды автоматически делали его «консерватором» в глазах революционных демократов, составлявших подавляющее большинство в русских литературных кругах 1850-1860-х годов. Однако, в отличие от Фета, Толстой настаивал на полной независимости художника от идеологии и политики и чувствовал себя совершенно свободным критиковать и издеваться над властями - черта, которая пренебрегала многими людьми на высоких постах. [ 2 ]
Поэзия Толстого обладала некоторыми качествами, делавшими ее необычной и даже уникальной: «полуговорливость» стиха. «Для поэзии хорошо, когда мысль осуществлена лишь наполовину, чтобы читатели могли завершить ее – каждый по-своему», – объяснял он в письме к Софье Миллер в 1854 году. Этот взгляд воплотился в технику письма. Одной из вещей, за которые Толстого критиковали и даже высмеивали, были «плохие рифмы», которые он использовал сознательно как часть своей «поэтической системы». «Несовершенная рифма, если ее, конечно, держать в рамках, можно рассматривать как соответствующую венецианской школе живописи, которая с небольшими несовершенствами или, лучше сказать, небрежностью могла достичь таких эффектов, о которых Рафаэль и не мечтал бы на протяжении всей своей жизни. его точность», — писал Толстой в 1859 году. [ 27 ] На самом деле Толстой, как указывал И. Ямпольский, был мастером стихосложения. Сознательно навязанная «небрежная» рифма придавала его стихам импровизационный тон (с «впечатлением от мыслей, записанных на бумаге именно в той форме, в которой они родились»), но за этим стояла тяжелая работа и большое редактирование. «Стихи Толстого так просты, что едва ли возвышаются над прозой, но поэтическое впечатление, которое они несут, совершенно полно», — писал критик Николай Страхов в 1867 году. [ 29 ] Еще одной необычной особенностью стихотворений Толстого было то, что, хотя они были довольно салонными и изящными как по характеру, так и по форме, они были полны «упрощенческих» отрывков, свободно заимствованных из разговорной речи и традиционного русского фольклора. Соблюденные в идеальном балансе, они придавали его стихам особую музыкальность. Более половины стихотворений Толстого положены на музыку ведущими русскими композиторами, такими как Чайковский , Римский-Корсаков , Мусоргский , Милий Балакирев , Сезар Кюи , Антон Рубинштейн , Сергей Рахманинов и другие. [ 27 ] «Толстой — бездонный колодец стихов, жаждущий музыки. Для меня он один из самых привлекательных поэтов», — писал Чайковский. [ 30 ]
Оценивая поэзию Толстого в целом, Д. С. Мирский писал:
Толстой, подобно Майкову и Полонскому , был эклектиком, но его эклектизм не был результатом компромисса между внутренним порывом и внешним влиянием (то есть «новых веяний»), он исходил, скорее, из внутреннего уравновешенности и гармонии. Он представлял собой «золотую середину», посредственностей в лучшем, классическом смысле этого слова. Многогранность и всеобъемлющая спокойная ясность, основанная на идеализме Платона, — основные черты поэзии Толстого. Он наименее трагичен, наименее дисгармоничен из русских поэтов, но его гармония не имеет ничего общего с самодовольством или самодовольством. Это чисто и благородно. В поэзии, как и в жизни, Толстой — джентльмен с головы до ног. [ 31 ]
«Даже если они страдают сентиментальностью и подчас банальны, его тексты сохраняют свежесть и даже сейчас имеют вкус восхитительной утренней росы», — писал критик. [ 31 ]
Иннокентий Анненский считал поэзию Толстого совершенным выражением «чистой любви», идеалом поэта «внутреннюю красоту человеческой души». «Толстой никогда не писал для детей, но его кристально чистый идеализм, окрашенный мистикой, сделал его поэзию хорошо перекликающейся с периодом юности, когда человеческая душа тянется к чему-то высокому и неописуемому», — писал Анненский. [ 32 ] Упоминая Некрасова, создавшего в своих последних произведениях сильный образ русской матери, Анненский утверждал, что то, что удалось создать Толстому, было столь же возвышенным портретом благородной женщины, «безмятежное спокойствие которой противоречит невыразимой печали… той, которая стыдится своей собственной». счастье, опасаясь, что она, воспользовавшись красотой этого мира, каким-то образом отнимет ее у тех, кто не имеет возможности в изобилии наслаждаться такими богатствами». [ 32 ]

Баллады и песни Толстого были близки традиционным былинам и по существу, и по форме; собственно, сам автор не делал различия между этими двумя жанрами. Критики утверждали, что (в отличие, скажем, от Некрасова) Толстой использовал фольклоризмы как всего лишь стилистический инструмент, используя сюжеты из истории русского Средневековья как средство передачи своих собственных идей и теорий ( Змей Тугарин ), а также связывая исторические утопии с соответствующий социальный комментарий ( Боровой , Василий Шибанов ). [ 27 ] Толстой был склонен сильно идеализировать домонгольское прошлое России, что делало традиционных персонажей былин почти супергероями. «Трудно узнать в Алеше Поповиче , с ревнивыми глазами, схватившимися за руки, романтичным юношей, говорящим о любви и преданности своей возлюбленной», — Семен Венгеров заметил . Точно так же грозный Илья Муромец , который в народных былинах представлялся довольно жестоким, опасным и часто кощунственным типом, был изображен Толстым как «добрый дедушка», довольно любезный и красноречивый. [ 13 ]
Критик Юлий Айхенвальд высмеял настойчивость Толстого в продолжении своего «националистического маскарада» и процитировал комментарий Антона Чехова : «[Толстой] надел оперный костюм и забыл его снять перед выходом из театра». [ 33 ] По мнению Айхенвальда, Толстой не увидел, что «национальные ценности, доведенные до крайности, становятся чужеродными». Однако для Айхенвальда именно юмор Толстого не позволил ему превратиться в «поклонника археологии». Критик рассматривал романтизм Толстого как универсальный и в определенном смысле религиозный (в результате чего его самый запоминающийся персонаж, царь Федор, был «воплощением христианской кротости и благодати»). Тем не менее, «[Толстой] поклонялся такому Богу, который был лишен жесткости... он был свободным духом и больше всего ценил свободу». [ 33 ]
Чувство юмора Толстого лучше всего проявилось в необыкновенных афоризмах Козьмы Пруткова , а также в его собственных сатирических стихах. «Толстой... без всякого сомнения, величайший поэт-абсурдист России», — писал Мирский. «Сон советника Попова» и «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» , его наиболее известные сатиры, разошлись по России в рукописях, завоевав огромную популярность среди всех слоев общества. По словам Мирского, «Сон» - это «вершина русской юмористической поэзии, сочетающая острую, пронзительную сатиру... и чистый восторг с веселым абсурдом». Именно «Сон» можно считать самой убедительной заявкой Алексея Толстого на бессмертие», — утверждал критик, упомянув «Суету в Ватикане» как еще один из своих юмористических шедевров. [ 31 ]
С другой стороны, антилевый и проконсервативный сарказм Толстого получил большую поддержку со стороны «демократической» прессы. Его «Баллада с тенденцией» подверглась резкой критике со стороны Салтыкова-Щедрина. [ 34 ] а журнал «Искра» пародировал его в 1872 году стихом, озаглавленным «Баллада с прополицейской тенденцией». [ 35 ] Щедрин, характеризуя нынешнее состояние русской литературы как «царство негодяев», в письме Алексею Жемчужникову писал: «Прибавьте ко всему этому ищущих веселья и игр «свободных художников», вроде графа А. К. Толстого, который делает... Сердца наших мракобесов учащаются от восторга, не знаю, как вам, а мне больно видеть, как люди, хотя и честные, пусть и не очень дальновидные, воюют на стороне. мракобесие, использующее псевдофольклоризм как оружие». [ 36 ]
Толстой был мастером прозы; обе его повести «Вампир» (восхваляемые Виссарионом Белинским ) [ 37 ] и его роман «Принц Серебряный» получил много хороших отзывов в прессе. Однако последнего критиковали за тенденциозность; многие утверждали, что и главная героиня, и Елена Морозова очень похожи на людей XIX, а не XVI века. Зато Иван Грозный и ужасы опричнины были изображены с большой живостью и страстью; мастерски выстроенная структура романа, богатый музыкальный язык сделали его идеальной книгой для подростков в стиле Вальтера Скотта . По мнению Венгерова, [ 13 ] «Роман очень увлекательный… тонко структурированный и хорошо написанный», — писал Иван Тургенев , рекомендуя его французскому издателю. [ 38 ] И все же как прозаик Толстой произвел гораздо меньшее впечатление, чем как поэт. Его называют классиком русской исторической драмы XIX века. [ 27 ] Д. С. Мирский считал Толстого драматургом, превосходящим Александра Островского , описывая его пьесы как «полные интригующих идей и блестяще созданных характеров. Они поражают нас скорее умом и проницательностью, чем полетом воображения, но в «Царе Федоре Толстом» удалось создать Самый интересный персонаж русской литературы: добрый и слабый правитель, обладающий обостренным чувством справедливости, но неспособный заставить своих злых помощников осуществить свою добрую волю». [ 31 ]

Критики, однако, отмечали, что история как таковая была для Толстого вторичной; им двигали в основном свои личные взгляды и чувства, он был склонен судить о своих персонажах 16-го века, используя моральные ценности середины 19-го века. «Сегодняшняя жизнь просачивается повсюду», — признавался сам Толстой, говоря о своих балладах. По мнению автора, историческая драма должна была быть «правдивой» только «гуманистически». «Поэт... несет только одну ответственность: перед своим собственным поэтическим я... человеческая истина — его единственный закон. Историческая истина — это то, чем он не обязан. Если она укладывается в концепцию — очень хорошо, если нет — он легко могу обойтись без этого", - написал он. [ 39 ] Так что, с одной стороны, драматическая трилогия Толстого — «Смерть Ивана Грозного» , «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис» — не была исторической в строгом смысле слова; с другой стороны, это была далеко не та разновидность «патриотической драмы» Нестора Кукольника или подражание французской трагедии аллюзий , которую высмеивал Александр Пушкин . В сущности, позиция Пушкина была наиболее приближена к позиции Толстого. Пьесы последнего имели «вторые уровни», непосредственно соответствующие современной политической ситуации, но были обусловлены главным образом историческими воззрениями и теориями автора, предполагавшими прославление русских «дворян» (он связывал их с боярством ) и поношение Ивана Грозный , жертвой которого стало боярство. [ 27 ]
Павел Анненков считал Иоанна и Федора «свободно основанными» персонажами, которые прекрасно представляли свою эпоху, а не свою историческую сущность. «Они так же свободны, как были «Король Лир» или «Гамлет» , и если они действительно принадлежат больше русской истории, чем эти двое принадлежат английской истории, то это потому, что никакая другая реальность, кроме реальности нашей Старой России, не могла вдохновить [Толстого] на такое таким образом, принося ему такие цвета, такую сущность, из которой можно свободно черпать", [ 40 ] написал критик. Анненков утверждал, что именно общая близость пьес Толстого к древней России сделала их историческими в прямом смысле этого слова, поскольку «их значение как живого свидетельства духа этих людей и их времени не подлежит сомнению». [ 41 ]
Общим для трилогии был несколько болезненный взгляд на историю русской монархии предыдущих трех столетий, где, по мнению автора, все эффективные правители оказывались злыми, а все «хорошие» оказывались неэффективными. . Три повести трех разных исторических деятелей имели одинаково дидактические финалы: «Боже в помощь, царь Иван, и Бог прости нас всех! Вот судьба самодержавия! Вот результат нашего распада!» (Слова Захарьина над трупом Ивана Грозного) «Я во всем этом виноват... О Боже, зачем Ты меня сделал царем?!» (Царь Федор): «То, что порождает Зло, есть только еще большее зло и ничего более». (Борис Годунов). Все три части трилогии, которые, по словам Нестора Котляревского , были «объединены идеей трагизма, присущей царской власти в России», [ 42 ] имели серьезные проблемы с цензурой. Трилогия продолжала разделять мнения в России вплоть до 1917 года. Незадолго до революции в Александринском театре публика отреагировала на царя Бориса откровенно политическим образом. Монархисты аплодировали словам Бориса Годунова, левые «поддержали» боярина Сицкого, видя в нем борца с деспотизмом. [ 27 ] Все три пьесы вошли в репертуар ведущих российских и советских театров, в частности Малого театра , с такими звездами, как Иван Москвин , Павел Оленев, Степан Кузнецов и Николай Хмелев в главных ролях. По мнению И. Ямпольского, Толстой-драматург, хотя и не ставивший в один ряд с Пушкиным, был намного выше своих современников; он создал сложные, многомерные исторические фигуры. «В искусстве опасаться показывать слабости любимых героев — значит оказывать им плохую услугу... Таким образом, можно добиться лишь создания безликих манекенов, в которых никто не поверит», — писал Толстой. [ 43 ]
В середине XIX века Толстого не воспринимали всерьез, но его репутация начала расти после его смерти в 1875 году. Владимир Короленко называл царя Федора Иоанновича «жемчужиной русской драматургии», которая особенно ярко сияла рядом с «совершенно унылым репертуар театра конца XIX века». [ 27 ]
Толстого высоко ценили Александр Блок и Валерий Брюсов ; Иван Бунин , в других отношениях резкий в своих отзывах о коллегах-писателях, оценил его очень высоко; Велемир Хлебников упомянул его в числе своих неизменных любимцев и, что самое удивительное (по словам Корнея Чуковского ), Владимир Маяковский знал его стихи наизусть и часто декламировал их публично. И поэзия Толстого (большая часть которой преобразована в классический романс), и его историко-драматическая трилогия считаются неотъемлемой частью классической русской литературы XIX века. [ 27 ]
Избранные работы
[ редактировать ]
Драма[ редактировать ]
Проза[ редактировать ]
|
Поэзия[ редактировать ]
|
|
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Хеменуэй, Элизабет Джонс (2004). «Толстой, Алексей Константинович» . Энциклопедия истории России . Проверено 1 января 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v «Lib.ru/Classics: А.К. Толстой: Краткий отчет о его жизни и деятельности» (на русском языке). az.lib.ru. Проверено 1 января 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Ямпольский, И.Г. (1964). «А.К. Толстой. Собрание сочинений в 4 томах. Т 1. Стихи. Биография. Гл. 1. стр. 13–52» (на русском языке). Москва. Жудожественная литература . Проверено 1 января 2011 г.
- ^ Jump up to: а б «Толстой, Алексей Константинович» . Сурмина И.О., Усова Ю.В. Самые известные русские династии. Москва. Издательство «Вече». 2001 . Проверено 1 января 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Жуков, Дмитрий (1982). «Алексей Константинович Толстой. Биография» . Серия «Жизни выдающихся людей» (ЖЗЛ). Книга 14 (631) Москва. Издательство «Молодая гвардия», 1982 . Проверено 1 января 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж А.К. Толстой. Работает в 4 томах. Москва. Издательство «Художественная литература». 1964. Том. 4. Дневники и письма. № 274. Письмо А. Губернатису (перевод с французского). Стр. 422–428.
- ^ Jump up to: а б с д и Энциклопедия мировой драмы Макгроу-Хилла, Том 1.
- ^ Jump up to: а б с «Толстой, А.К. Биография и библиография» . Русские писатели. Биобиблиографический словарь. Том. 2. Под редакцией П.А.Николаева . Проверено 1 января 2011 г.
- ↑ Дмитрий Жуков, автор обширной биографии Толстого, с юмором описал, как Перовский и Пушкин соперничали за внимание Брюллова (последний хотел иметь портрет «Натали») и как художнику, запертому в доме Перовского, надоело работать на портрете хозяина и ему пришлось бежать.
- ^ Tolstoy, А.К. "Three Hundred Years On (Vstrecha tcherez trista let)" . az.lib.ru . Retrieved 1 January 2011 .
- ^ На французском языке, по биографии И. Ямпольского.
- ^ Белинский, Виссарион (1841). «Вампир Краснорогского» . www.alekseytolstoy.org.ru. Архивировано из оригинала 13 марта 2012 года . Проверено 1 января 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Венгеров, С.А. (1903). «Толстой, А.К.» Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890–1907) . Проверено 1 января 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Толстой, Алексей (1964). Собрание сочинений, Том 3. Комментарий И. Г. Ямпольского . Москва: Госиздат. стр. 566–567.
- ^ Антология вчера и сегодня . Составил граф Владимир Соллогуб. Книга 1. Санкт-Петербург, 1845 г.
- ^ Полное собрание сочинений В.Г.Белинского. Москва. 1955. с.587
- ^ Jump up to: а б с Kuleshov, V.I. "Prince Serebrenny by Alexey Konstantinovich Tolstoy. Foreword" . az.lib.ru . Retrieved 1 January 2011 .
- ^ Ямпольский, Игорь. Сочинения А. К. Толстого в 4 томах. 1964. Том 1. Комментарии. С.774.
- ↑ Центральный государственный архив, Ленинград/Дело Главного цензурного управления, 1859, № 152130.
- ^ Dolgorukov, N.V., The Petersburg Sketches, 1934, Pp.178–179.
- ^ Jump up to: а б с д Ямпольский, Игорь. Сочинения А. К. Толстого в 4 томах. 1964. Том 1. Комментарии. С.14-15.
- ^ Ямпольский, Игорь. Сочинения А. К. Толстого в 4 томах. 1964. Том 1. Комментарии. стр.768.
- ^ Jump up to: а б Гость Дракулы , изд. Майкл Симс: Walker & Company, 2010), стр.136. ISBN 978-0-8027-1971-3
- ^ Ямпольский, Игорь. Сочинения А. К. Толстого в 4 томах. 1964. Том 2. Комментарии. С.680-682.
- ^ Ямпольский, Игорь. Сочинения А. К. Толстого в 4 томах. 1964. Том 4. Письма и дневники. №280. Письмо Б.Маркевичу от 26 апреля 1869 г. С.280.
- ^ Ямпольский, Игорь. Сочинения А. К. Толстого в 4 томах. 1964. Том 4. Письма и дневники. Письмо Каролине Павловой от 8 июля 1875 г. С. 451.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Yampolsky, I.G. (1964). "Works by A.K.Tolstoy in 4 Volumes. 1964. Vol.1. Biography. Parts 3–8. Pp.18–56" . Moscow, Khudozhestvennaya Literatura . Retrieved 1 January 2011 .
- ^ Письмо Маркевичу, 11 января 1870 г. Сочинения А. К. Толстого в 4 томах. 1964. Том 4, стр. 342–43.
- ^ Critical Notes. Otechestvennye Zapiski . 1867, No.6, p.131.
- ^ Чайковский, П.И. Переписка с Н.Ф. Фон Мекком, Т.2, 1935, С.360.
- ^ Jump up to: а б с д Святополк-Мирский, ДП «А.К.Толстой» . История русской литературы с древнейших времен до 1925 года / Пер. с английского Р.Зерновой. – Лондон: Overseas Publications Interchange Ltd, 1992. – С. 351–355 . Проверено 1 января 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Анненский И. Ф. «Произведения А. К. Толстого как педагогический материал. Часть 1» . Журнал «Воспитание и обучение». 1887, №8. Стр. 181–191; №9. Стр. 212–230 . Проверено 10 октября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с Айхенвальд, Юлий. «Алексей Толстой» . Силуэты русских писателей в 2 томах. Москва, 1906 – 1910; 2-е издание, М., 1908 – 1913 . Проверено 1 января 2011 г.
- ^ Otechestvennye Zapiski, 1872, No.2, р. 286
- ↑ Журнал «Искра», 1872, №, стр. 120–121.
- ^ Полное собрание сочинений М.Е.Салтыкова-Щедрина. 1937. Том XVIII. Стр. 244–245.
- ^ Полное собрание сочинений А.К.Толстого, Том.В. 1954, стр. 473–474.
- ^ М.Партюрье. Une amitie Literature, Париж, 1952, стр.151.
- ^ Толстой, А.К. Проект театральной постановки пьесы «Смерть Ивана Грозного». (Рекомендации будущим театральным продюсерам).
- ^ ...Они столь же свободные создания, как, например, король Лир или Гамлет, и если гораздо более принадлежат русской истории, чем те – английской или датской, то благодаря одному обстоятельству: никакая другая жизнь, кроме старой русской, не могла бы навеять автору подобных образов, ни из какой другой не мог бы он почерпнуть такого содержания и таких красок для своих созданий. – Annenkov's original text in Russian.
- ^ Анненков П.В. «Новейшее слово в русской исторической драме. Царь Федор Иоаннович, трагедия графа Толстого» . «Русский вестник». 1868. № 7 . Проверено 1 января 2011 г.
- ^ Котляревский, Нестор. Древние портреты. СПб., 1907. С. 354.
- ^ Дневники, Том 4, 1928, стр. 73–74.
- ^ Tolstoy, Aleksey Konstantinovich (1922). Tsar Fyodor Ivanovitch; a play in five acts . Translated by Covan, Jenny. New York: Brentanos.
- ^ Кембриджский путеводитель по театру , изд. Мартин Бэнэм (Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1998), стр.1115. ISBN 0-521-43437-8 .
- ^ Yampolsky, Igor. Commentaries to Vasily Shibanov. The Works by A.K. Tolstoy in 4 volumes. Vol.I. Moscow, Khudozhestvennaya Literatura, 1964, p.771.
- ^ Ямпольский, стр.762-763.
- ^ Ямпольский, стр. 775-776.
- ^ Ямпольский, стр.768.
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Works by Aleksey Konstantinovich Tolstoy at Project Gutenberg
- Работы Алексея Константиновича Толстого или о нем в Интернет-архиве.
- Aleksey Konstantinovich Tolstoy poetry at Stihipoeta (rus)
- Иван Грозный (на английском языке)
- Tsar Fyodor Ioannovich (in English)
- Князь Серебренни - английский перевод 1895 г. с названием «Грозный царь».
- Poems by Aleksey Konstantinovich Tolstoy (in Russian)
- « Приливы и отливы любви » в переводе Элис Стоун Блэквелл (1906).
- Помнишь ли ты вечер – стихотворение Толстого в переводе на английский язык Антона Беспалова и Рианны Стам.
- 1817 рождений
- 1875 смертей
- Семья Толстых
- Романисты Российской Империи.
- Писатели-мужчины из Российской Империи
- Поэты-мужчины из Российской Империи
- Драматурги и драматурги Российской империи.
- Писатели из Санкт-Петербурга.
- Выпускники МГУ
- Российские военнослужащие Крымской войны
- Члены-корреспонденты Санкт-Петербургской Академии наук.
- Графы Российской Империи
- русские деисты
- Писатели готической фантастики