Исследования дислексии
Дислексия – это расстройство чтения , при котором у человека возникают проблемы с чтением. Лица с дислексией имеют нормальный уровень интеллекта, но могут испытывать трудности с правописанием, беглым чтением, произношением , «озвучиванием» слов, написанием слов и пониманием прочитанного . Неврологическая природа и основные причины дислексии являются активной областью исследований. Однако некоторые эксперты полагают, что выделение дислексии как отдельного нарушения чтения и, следовательно, признанной инвалидности является предметом некоторых споров . [ 1 ]
История
[ редактировать ]Дислексия была впервые выявлена Освальдом Берханом в 1881 году. [ 2 ] и термин «дислексия», позже введенный в 1887 году Рудольфом Берлином . [ 3 ] врач -офтальмолог, практикующий в Штутгарте , Германия. [ 4 ]
В двадцатом веке дислексия в первую очередь рассматривалась как фонологический дефицит (в частности, фонологическая осведомленность), который приводил к дефициту чтения. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] Дислексия рассматривалась как проблема с успеваемостью в чтении, вызванная дефицитом распознавания звуков написанного слова, а не более широким расстройством функции мозга. Однако многие исследования, начиная с 1990-х годов, были сосредоточены на потенциальных биологических основах дислексии и понимании дислексии как нарушения функции мозга. Одной из первых слабостей гипотезы строго фонологического дефицита при дислексии была ее неспособность объяснить генетическую связь дислексии. [ 8 ] В частности, было показано, что «относительно высокая наследственность наблюдалась как в отношении способностей к чтению, так и в отношении дислексии, что указывает на существенное генетическое влияние». [ 9 ] В большом исследовании близнецов (выборка 1031 близнец) Гаян и Олсон установили, что дислексия имеет высокую наследственность, тогда как семейное исследование Пеннингтона (выборка 1698 человек) показало уровень семейного риска 35–45%. [ 10 ] [ 11 ]
Без биологического объяснения дислексии эта наследственность осталась необъяснимой. Необходимо объяснить не только наследственность , но и факторы окружающей среды, которые защищали детей из группы риска от развития дислексии. Исследования начали сосредотачиваться на потенциальных биологических причинах и концентрировать изучение дислексии на рамках развития. Второй основной слабостью гипотезы строго фонологического дефицита было строгое определение дислексии как расстройства чтения. Следовательно, различные вторичные симптомы не поддавались объяснению, включая дефицит автоматизации приобретения навыков и знаний, нарушения равновесия, дефицит двигательных навыков/письма и недоразвитие мышечного тонуса. [ 7 ] Новые теории дислексии стали находиться в центре внимания исследований, наиболее хорошо изученными из которых являются теория магноцеллюлярного дефицита , теория дефицита автоматизации и гипотеза двойного дефицита. [ 9 ] [ нужна страница ]
Теории
[ редактировать ]Теории этиологии дислексии развиваются и развиваются с каждым новым поколением исследователей дислексии, а более поздние теории дислексии имеют тенденцию усиливать одну или несколько старых теорий по мере развития понимания природы дислексии.
Теории следует рассматривать не как конкурирующие, а как попытку объяснить основные причины схожего набора симптомов с использованием различных исследовательских точек зрения и опыта. [ 12 ] [ 13 ]
Мозжечковая теория
[ редактировать ]Мозжечковая теория дислексии утверждает, что причиной дислексии являются аномалии в мозжечке (области в задней части мозга), которые, в свою очередь, вызывают нарушение нормального развития, что вызывает проблемы с двигательным контролем, балансом, рабочей памятью, вниманием. , автоматизация и, в конечном итоге, чтение. [ 14 ] [ нужна страница ] Эта теория была первоначально предложена Гарольдом Левинсоном и Яном Франком в 1973 году и далее развита Левинсоном и другими исследователями. Анджела Фосетт и Род Николсон позже предположили, что мозжечок способствует моторному контролю во время артикуляции речи , и что проблемы с артикуляцией могут способствовать дефициту фонологической обработки, который может вызвать дислексию. Они также пришли к выводу, что мозжечок способствует автоматизации усвоенного поведения, которое может включать в себя изучение отношений графема - фонема при чтении текста. [ 15 ] [ 16 ] : 84
В попытке объяснить все многие известные симптомы, методы лечения и теории дислексии при чтении и нечтении, а также наличие у дислексиков только мозжечковых и связанных с ними вестибулярных нейрофизиологических признаков, предполагалось, что мозжечок координирует во времени и пространстве все сигналы (зрительные, слуховые, тактильные, проприоцептивные, двигательные), входящие и выходящие из мозга, а также сигнальные взаимосвязи. Было высказано предположение, что качество и тяжесть многих симптомов, характеризующих каждого дислексика, зависят от различных процессоров коры головного мозга и других мозговых процессоров, получающих зашифрованные сигналы из-за дисфункции мозжечка. Было обосновано, что полезные методы лечения улучшат тонкую настройку мозжечка (например, использование мозжечково-вестибулярных стабилизирующих препаратов против морской болезни) и/или улучшат дескремблирование и другие компенсаторные когнитивные способности (например, обучение, биологическую обратную связь). Большинство других теорий приравнивают расстройство дислексии к нарушению понимания прочитанного и поэтому пытаются объяснить только последнее. Другое исследование мозжечка показало, что проблемы с артикуляцией могут способствовать фонологическому дефициту, который может вызвать дислексию. Мозжечок также способствует автоматизации усвоенного поведения, которое может включать в себя изучение отношений графема-фонема при чтении текстов. [ 15 ] [ 12 ]
Однако некоторые предполагают, что дисфункция мозжечка сама по себе не может быть основной причиной дислексии и что дизартикуляция и фонологические нарушения не связаны между собой. [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ]
Эволюционная гипотеза
[ редактировать ]Эта теория считает, что чтение — это противоестественное действие, совершаемое в течение очень короткого периода в истории эволюции человека. Лишь в последние сто лет чтение визуальной формы речи стало пропагандироваться как основная форма общения, и, как следствие, не хватило времени для развития навыков чтения. Во многих обществах по всему миру большинство населения не использует визуальную запись речи как форму общения и не использует навыки чтения и, следовательно, не страдает дислексией. [ 20 ]
Многие люди, страдающие дислексией развития, значительно компенсируют недостаток мозжечково-вестибулярного аппарата. определенные симптомы и признаки с течением времени, и у большинства нормальных детей раннего возраста наблюдаются соответствующие возрасту «дислексические» симптомы и мозжечково-вестибулярная (СС) «незрелость». Таким образом, была выдвинута гипотеза, что генетическая дислексия может представлять собой онтогенетическое повторение состояния до чтения в филогении и что онтогенез простирался за пределы эмбриона в детство, а иногда и за его пределы, что, возможно, объясняет позднее и даже позднее цветение. [ 21 ] Развитие чтения и связанных с ним функций письма и орфографии, а также соответствующая онтогенетическая гипотеза дислексии, связанная с сердечно-сосудистым отставанием в развитии мозга, косвенно подтверждаются исследованиями, предполагающими, что «мозжечок увеличился в три-четыре раза [только] за последний миллион лет». эволюции [вместе с соответствующим всплеском головного мозга]». [ 22 ] [ 23 ]
Магноцеллюлярная теория
[ редактировать ]Магноцеллюлярная теория пытается объединить теорию мозжечка, фонологическую теорию, теорию быстрой слуховой обработки и теорию зрения. Магноцеллюлярная теория предполагает, что магноцеллюлярная дисфункция не ограничивается только зрительными путями, но также включает слуховые и тактильные модальности . [ 12 ] [ 24 ]
Исторически считалось, что исследования контрастной чувствительности противоречат магноцеллюлярной теории. [ 25 ] но по состоянию на 2010 год исследования зрительных вызванных потенциалов в целом подтвердили это. Возраст субъектов (10–46 лет), различия в дизайне эксперимента, небольшие размеры выборки (менее 10 субъектов с дислексией в известных исследованиях), а также наличие, отсутствие или неспособность оценить сопутствующий СДВГ могут объяснить эти противоречивые результаты. [ 26 ]
Названия теорий дефицита скорости и двойного дефицита
[ редактировать ]Скорость, с которой человек может автоматически называть знакомые предметы или буквы, является сильным предиктором дислексии. [ 27 ] Медленная скорость называния может быть выявлена уже в детском саду и сохраняется у взрослых с дислексией.
Предполагается, что дефицит скорости называния представляет собой дефицит, отдельный от дефицита фонологической обработки. Волк [ ВОЗ? ] выделил четыре типа читателей: читатели без нарушений, читатели с дефицитом фонологической обработки, читатели с дефицитом скорости называния и читатели с двойным дефицитом (то есть проблемы как с фонологической обработкой, так и со скоростью называния). [ нужна ссылка ] Учащиеся с двойным дефицитом, скорее всего, будут иметь серьезные нарушения чтения.
Различение этих недостатков имеет важные последствия для педагогического вмешательства. Если учащиеся с двойным дефицитом обучаются только фонологической обработке, они получают лишь часть того, что им нужно. [ 28 ]
Гипотеза перцептивного исключения зрительного шума
[ редактировать ]Концепция дефицита перцептивного исключения шума (нарушение фильтрации поведенчески нерелевантной визуальной информации при дислексии или зрительном шуме) — это новая гипотеза, подкрепленная исследованиями, показывающими, что субъекты с дислексией испытывают трудности при выполнении зрительных задач (например, обнаружении движения в присутствии людей). перцептивных отвлечений), но не проявляют таких же нарушений при удалении отвлекающих факторов в экспериментальных условиях. [ 29 ] [ 30 ] Исследователи сравнили свои результаты, касающиеся задач на зрительную дискриминацию, с результатами других исследований, связанных с задачами на слуховую дискриминацию. Они утверждают, что симптомы дислексии возникают из-за нарушения способности фильтровать как зрительные, так и слуховые отвлекающие факторы, а также классифицировать информацию, чтобы отличать важные сенсорные данные от ненужных. [ 31 ]
Теория фонологического дефицита
[ редактировать ]Теория фонологического дефицита предполагает, что люди с дислексией имеют особые нарушения манипуляции звуками, которые влияют на их слуховую память, запоминание слов и навыки звуковых ассоциаций при обработке речи. Фонологическая теория объясняет нарушение чтения при использовании алфавитной системы письма, которая требует изучения соответствия графема / фонема , взаимосвязи между графическими буквенными символами и звуками речи, которые они представляют. [ 12 ]
Теория быстрой слуховой обработки
[ редактировать ]Теория быстрой слуховой обработки является альтернативой теории фонологического дефицита, которая указывает, что основной дефицит заключается в восприятии коротких или быстро меняющихся звуков. Поддержка этой теории основана на данных о том, что люди с дислексией плохо справляются с рядом слуховых задач, включая различение частот и суждение о временном порядке. [ 12 ]
Визуальная теория
[ редактировать ]Визуальная теория представляет собой традиционный взгляд на дислексию как на результат нарушения зрения, создающего проблемы при обработке информации из букв и слов письменного текста. Это включает в себя проблемы с визуальной обработкой, такие как бинокулярность , плохая вергенция и зрительная скученность . Визуальная теория не отрицает возможности альтернативных причин дислексии. [ 12 ]
Исследовать
[ редактировать ]Для изучения дислексии использовались различные методы и модели.
Генетика
[ редактировать ]Высокая генетическая конкордантность, обнаруженная в исследованиях близнецов, предполагает значительное генетическое влияние на способность к чтению, хотя степень зависит от определения дислексии. [ 32 ] Анализ сцепления и исследования генетических ассоциаций (обычно локусов признаков количественные исследования ассоциаций , в которых используются микрочипы для одновременного изучения однонуклеотидных полиморфизмов нескольких генов) использовались для идентификации генов-кандидатов , которые могут быть вовлечены в дислексию, что затем было подтверждено в различных исследованиях. нокаутные модели . [ 33 ]
По состоянию на 2018 год [update] Ведущие гены-кандидаты включали DYX1C1 на хромосоме 15 , DCDC2 и KIAA0319 на хромосоме 6 и ROBO1 на хромосоме 3 . [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] Эти гены, по-видимому, участвуют в миграции нейронов , что привело к теории нарушения миграции во время развития нервной системы у человека как причины дислексии развития. [ 33 ] [ 37 ] Другие гены, связанные с дислексией, включают RBFOX2 , ABCC13 , ZNF385D , COL4A2 и FGF18 . [ 33 ]
Однако эти гены ответственны за небольшую дисперсию нарушений чтения, часто менее 0,5%. [ нужна медицинская ссылка ] Кроме того, результаты не всегда повторяются и не всегда подтверждаются полногеномными исследованиями ассоциаций. [ 33 ] Таким образом, ни один ген не может быть однозначно причастен к дислексии. В обзоре 2007 года сообщалось, что предполагаемые гены не влияют на какие-либо конкретные когнитивные процессы, и что ученые начали включать нейрофизиологические (например, потенциал, связанный с событием) и методы визуализации (например, функциональная МРТ ) в свои фенотипические характеристики людей с дислексия. [ 38 ]
Вполне вероятно, что множество генов, а также окружающая среда взаимодействуют, влияя на способность к чтению. Гипотеза универсальных генов предполагает, что многие из одних и тех же генов участвуют в различных аспектах неспособности к обучению, а также между различными нарушениями обучаемости. Действительно, похоже, что генетика также оказывает большое влияние на другие способности к обучению, например, на языковые навыки. [ 39 ] Гипотеза универсальных генов подтверждает выводы о том, что многие нарушения обучаемости являются коморбидными , например , нарушение речевого звука , нарушение речи и неспособность к чтению, хотя на это также влияет диагностическое совпадение. [ 40 ]
Нейровизуализация
[ редактировать ]Магнитно-резонансная томография (МРТ) и диффузионно-тензорная томография (ДТИ) являются основными методами нейровизуализации , используемыми для изучения структуры мозга у людей с дислексией, а функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ) наряду с ЭЭГ используется для изучения функций мозга. [ 41 ]
Визуальная обработка
[ редактировать ]Зрительные процессы составляют важную часть высшего функционирования коры головного мозга. [ 42 ] Кодирование и интерпретация стимуляции сетчатки происходят на неврологическом уровне при получении афферентной информации от глаз. Чтение, например, требует обладания как адекватным зрением, так и неврологической способностью обрабатывать увиденное. В прошлом многие исследователи считали аномалии зрительной системы основной причиной дислексии. Несмотря на признание того, что большинство таких теорий несостоятельны, было показано, что дефицит зрительной системы способствует появлению симптомов дислексии, таких как перестановка слов и пропуск слов. [ 42 ] [ 43 ]
Было продемонстрировано, что небольшая группа людей с дислексией имеет дефицит крупноклеточной зрительной системы. [ 44 ] Нарушенная магноцеллюлярная система, ответственная за обработку изображений с высокой временной частотой и высокой степенью движения, может быть основным фактором, способствующим «маскировке» слов среди людей с дислексией. [ 44 ] Исследователи полагают, что такой «маскирующий» эффект обусловлен аномальной продолжительностью зрительного следа, создаваемого в магноцеллюлярной системе, что приводит к снижению остроты зрения, когда пострадавшие люди пытаются обработать связанный текст. [ 42 ]
У людей с дислексией наблюдались аномалии саккадических движений, которые представляют собой мгновенные, быстрые, колебательные движения глаз, необходимые для нормального чтения. При коррекции способностей к чтению у людей с дислексией наблюдаются саккадические движения глаз ниже нормальных, что позволяет предположить, что тяжесть нарушений чтения может быть связана с глазодвигательным дефицитом. [ 45 ] Однако дальнейшее изучение этого феномена показывает, что саккадические паттерны у дислексиков, по-видимому, являются результатом, а не причиной расстройства, поскольку нарушения декодирования и понимания были изолированы как предпосылка нарушений как скорости, так и точности чтения у дислексиков. Также нет данных о том, что дети с глазодвигательными нарушениями подвержены риску развития дислексии. [ 46 ]
Также подозреваются недостаточность конвергенции и плохая аккомодация, которые редко встречаются у детей и могут мешать физическому акту чтения, но не декодированию. [ 47 ]
Языковая обработка
[ редактировать ]Исследования активации мозга с использованием ПЭТ для изучения языка показали, что у людей с дислексией наблюдается дефицит частей левого полушария мозга, участвующих в чтении, включая нижнюю лобную извилину , нижнюю теменную дольку , а также среднюю и вентральную височную кору . [ 48 ] нейронная основа зрительного лексикона и слухо-вербальных компонентов кратковременной памяти Предложена . Области Вернике и Брока пересматриваются с точки зрения локализованных компонентов фонологического ввода и вывода. Некоторые классические области, такие как дугообразный пучок , подвергаются сомнению их «классическая» роль, в то время как другие области, такие как базальная височная языковая зона, постепенно растут с точки зрения их признанной важности. [ 49 ] [ нужно обновить ]
Рабочая память
[ редактировать ]Люди с дислексией обычно связаны с дефицитом рабочей памяти, а также со снижением активности в префронтальной и теменной коре. [ 50 ]
Наблюдаемые различия в нейронном паттерне у людей с дислексией, а именно снижение активации левого [ 51 ] и задний [ 52 ] Срединная лобная извилина (LMG, PMG) и верхние теменные области мозга также подтверждают мнение о том, что дефицит рабочей памяти способствует дислексии. LMG и PMG обычно связаны с процессами рабочей памяти, такими как обновление памяти и память временного порядка. [ 51 ] Поведенческие эксперименты при дислексии в значительной степени подтвердили посредническую роль, которую играет рабочая память между неврологическими нарушениями и дислексическим поведением. [ 53 ]
Ограничения
[ редактировать ]Трудно исключить факторы , искажающие ситуацию, при попытке изолировать конкретные причины; субъекта например, реакция детей на инструкции сама по себе зависит от окружающей среды, генетики и социально-экономического статуса . [ 50 ]
Споры
[ редактировать ]В последние годы ведутся серьезные дебаты по поводу классификации дислексии. В частности, Эллиот и Гиббс утверждают, что «попытки провести различие между категориями «дислексия» и «плохой читатель» или «инвалид по чтению» являются научно необоснованными, произвольными и, следовательно, потенциально дискриминационными ». [ 54 ]
Признавая, что неспособность к чтению является действительным научным любопытством, и что «стремление к лучшему пониманию взаимосвязи между визуальными символами и разговорной речью имеет решающее значение», и что, хотя существует «потенциал генетики и нейробиологии для руководства оценочной и образовательной практикой на определенном этапе будущее», они приходят к выводу, что «существует ошибочное мнение, что нынешних знаний в этих областях достаточно, чтобы оправдать категорию дислексии как подгруппы тех, кто сталкивается с трудностями при чтении».
«Миф о дислексии» — документальный фильм, впервые вышедший в эфир в сентябре 2005 года в рамках серии «Dispatches» , выпущенной британской телекомпанией Channel 4 . [ 55 ] Сосредоточив внимание только на трудностях чтения, с которыми сталкиваются люди с дислексией, в документальном фильме говорится, что дислексию окружают мифы и заблуждения. В нем утверждается, что общепринятое понимание дислексии не только неверно, но и затрудняет оказание помощи в чтении, в которой отчаянно нуждаются сотни тысяч детей. Опираясь на годы интенсивных научных исследований по обе стороны Атлантики , он поставил под сомнение существование дислексии как отдельного состояния и выявил множество различных форм стилей чтения.
Джулиан Эллиот, педагог-психолог из Даремского университета в Великобритании, оспаривает характеристику дислексии как заболевания и считает, что к ней следует относиться просто как к трудности с чтением. [ 54 ] По словам Эллиота, «родители не хотят, чтобы их ребенка считали ленивым, толстым или глупым. Если их называют этим медицинским термином «дислексик», то это сигнал всем, что это не связано с интеллектом». [ 56 ] Эллиот считает, что детям с любым уровнем интеллекта может быть трудно научиться читать, и что всем можно помочь с помощью образовательных стратегий, соответствующих их потребностям. Он считает, что ресурсы на диагностику и тестирование тратятся впустую, и выступает за программы раннего вмешательства для всех читателей, испытывающих трудности. [ 57 ] Совсем недавно Джулиан Эллиот также сослался на 28 определений дислексии, которые были задокументированы в приложениях Национального научно-исследовательского центра грамотности и счета взрослых. Отчет о дислексии развития у взрослых: обзор исследования Майкла Райса и Грега Брукса, май 2004 г. . [ 58 ]
Джон Эвератт из Университета Суррея , 2007 г., предположил, что:
- Учащихся с дислексией можно отличить от других детей с низкими достижениями в чтении с помощью тестирования, направленного на оценку их сильных и слабых сторон.
- Дети с дислексией, как правило, получают значительно лучшие результаты, чем другие дети, включая детей без нарушений, в тестах на творческие способности, пространственную память и пространственное мышление.
- Дети с дислексией также лучше, чем другие дети с нарушениями чтения, справляются с тестами на словарный запас и понимание на слух.
- детям с дислексией может быть лучше помочь образовательное вмешательство, которое включает в себя стратегии, ориентированные на их уникальные сильные стороны, в дополнение к исправлению навыков
и, таким образом, рекомендует более комплексную оценку и целенаправленные меры. [ 59 ] [ 60 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эллиотт Дж.Г., Гиббс С. (2008). «Существует ли дислексия?». Журнал философии образования . 42 (3–4): 475–491. дои : 10.1111/j.1467-9752.2008.00653.x .
- ^ БЕРХАН О. Нейр. 28 сентября 1917 г.
- ^ Рудольф В. (январь 1973 г.). «Рудольф Берлин: создатель термина дислексия». Анналы дислексии . 23 (1): 57–63. дои : 10.1007/BF02653841 . S2CID 144650069 .
- ^ «О дислексии». Архив психиатрии . 15 :276-278.
- ^ Христо, Кэтрин; Джон М. Дэвис; Стивен Э. Брок (2009). Выявление, оценка и лечение дислексии в школе . Нью-Йорк: Спрингер.
- ^ Отт, Филомена (2006). Обучение детей с дислексией: Практическое руководство . Рутледж. ISBN 978-0415324540 .
- ^ Перейти обратно: а б Рид, Гэвин (2012). Routledge Companion к дислексии . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-0415430784 .
- ^ Макгилл-Франзен А., Аллингтон Р.Л. (2012). Справочник по исследованию проблем с чтением . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0805853346 .
- ^ Перейти обратно: а б Рид, Гэвин (2016). Дислексия: Справочник практикующего . Чичестер: Уайли Блэквелл. ISBN 978-0470760406 .
- ^ Гаян Дж., Олсон Р.К. (1999). «Нарушение чтения: доказательства генетической этиологии». Европейская детская и подростковая психиатрия . 8 (Приложение 3): 52–55. дои : 10.1007/pl00010695 . ПМИД 10638371 . S2CID 14514678 .
- ^ Пеннингтон Б.Ф., Гилджер Дж.В., Полс Д., Смит С.А., Смит С.Д., ДеФрис Дж.К. (сентябрь 1991 г.). «Доказательства передачи основных генов дислексии развития». ДЖАМА . 266 (11): 1527–1534. дои : 10.1001/jama.1991.03470110073036 . ПМИД 1880884 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Рамус Ф., Розен С., Дакин С.С., Дэй Б.Л., Кастеллот Дж.М., Уайт С., Фрит Ю. (апрель 2003 г.). «Теории дислексии развития: выводы из многократного исследования взрослых, страдающих дислексией» . Мозг . 126 (Часть 4): 841–865. дои : 10.1093/brain/awg076 . ПМИД 12615643 .
- ^ Николсон Р.И., Фосетт А.Дж. (апрель 2007 г.). «Процедурные трудности обучения: воссоединение нарушений развития?». Тенденции в нейронауках . 30 (4): 135–141. doi : 10.1016/j.tins.2007.02.003 . ПМИД 17328970 . S2CID 23303775 .
- ^ Моди; Силман (2008). Мозг, поведение и обучение при нарушениях речи и чтения . Лондон: Гилфорд Пресс. ISBN 978-1593858315 .
- ^ Перейти обратно: а б Студли CJ, Штейн Дж. Ф. (январь 2011 г.). «Мозжечок и дислексия». Кора; Журнал, посвященный изучению нервной системы и поведения . 47 (1): 101–116. дои : 10.1016/j.cortex.2009.10.005 . ПМИД 20060110 . S2CID 22355968 .
- ^ Фосетт А.Дж., Николсон Р.И. (2013). «Глава 4: Дислексия и мозжечок». В Риде Дж. (ред.). Справочник SAGE по дислексии . ISBN 9781412945134 .
- ^ Ираннежад С., Сэвидж Р. (апрель 2012 г.). «Является ли дефицит мозжечка основной причиной нарушений чтения?» . Анналы дислексии . 62 (1): 22–52. дои : 10.1007/s11881-011-0060-2 . ПМИД 22160801 . S2CID 25403753 .
- ^ Студли CJ, Штейн Дж. Ф. (апрель 2013 г.). «Функция мозжечка при дислексии развития». Мозжечок . 12 (2): 267–276. дои : 10.1007/s12311-012-0407-1 . ПМИД 22851215 . S2CID 14509786 .
- ^ Рамус Ф., Пиджон Э., Фрит Ю. (июль 2003 г.). «Взаимосвязь между моторным контролем и фонологией у детей с дислексией». Журнал детской психологии, психиатрии и смежных дисциплин . 44 (5): 712–722. CiteSeerX 10.1.1.19.5400 . дои : 10.1111/1469-7610.00157 . ПМИД 12831115 . S2CID 7171971 .
- ^ Далби Дж.Т. (сентябрь 1986 г.). «Окончательный взгляд на умение читать». Международный журнал неврологии . 30 (3): 227–230. дои : 10.3109/00207458608985671 . ПМИД 3759349 .
- ^ Левинсон Х.Н. (2000). Открытие мозжечково-вестибулярных синдромов и методов лечения, решение загадки дислексии . Нью-Йорк: Springer-Verlag; Издательство Стоунбридж. стр. 99–100. ISBN 978-0963930316 .
- ^ Ллинас Р.Р. (январь 1975 г.). «Кора мозжечка». Научный американец . 232 (1): 56–71. Бибкод : 1975SciAm.232a..56L . doi : 10.1038/scientificamerican0175-56 . ПМИД 1114302 .
- ^ Палай С.Л., Чан-Палай В (1974). Кора мозжечка: цитология и организация . Нью-Йорк: Springer-Verlag. ISBN 9780387062280 .
- ^ Рэй Нью-Джерси, Фаулер С., Стейн Дж. Ф. (апрель 2005 г.). «Желтые фильтры могут улучшить магноцеллюлярную функцию: чувствительность к движению, конвергенцию, аккомодацию и чтение». Анналы Нью-Йоркской академии наук . 1039 : 283–293. Бибкод : 2005NYASA1039..283R . дои : 10.1196/анналы.1325.027 . ПМИД 15826982 . S2CID 34403401 .
- ^ Скоттун BC (2000). «Теория дислексии магноцеллюлярного дефицита: данные контрастной чувствительности» . Исследование зрения . 40 (1): 111–127. дои : 10.1016/s0042-6989(99)00170-4 . ПМИД 10768046 . S2CID 541370 .
- ^ Шульте-Кёрне Г., Брудер Дж. (ноябрь 2010 г.). «Клиническая нейрофизиология зрительной и слуховой обработки при дислексии: обзор». Клиническая нейрофизиология . 121 (11): 1794–1809. дои : 10.1016/j.clinph.2010.04.028 . ПМИД 20570212 . S2CID 10788679 .
- ^ Денкла М.Б., Рудель Р.Г. (1976). «Быстрое «автоматизированное» присвоение имен (RAN): дислексия, отличающаяся от других нарушений обучаемости». Нейропсихология . 14 (4): 471–479. дои : 10.1016/0028-3932(76)90075-0 . ПМИД 995240 . S2CID 32709786 .
- ^ Бирш-младший (2005). «Знание алфавита: распознавание букв, наименование и последовательность». В Джудит Р. Бирш (ред.). Мультисенсорное обучение основным языковым навыкам . Балтимор, Мэриленд: Издательство Пола Х. Брукса. п. 119. ИСБН 978-1-55766-676-5 . OCLC 234335596 .
- ^ Сперлинг А.Дж., Лу З.Л., Манис Ф.Р., Зайденберг М.С. (декабрь 2006 г.). «Нарушение восприятия движения и нарушение чтения: это шум, а не движение». Психологическая наука . 17 (12): 1047–1053. CiteSeerX 10.1.1.483.1240 . дои : 10.1111/j.1467-9280.2006.01825.x . ПМИД 17201786 . S2CID 13870128 .
- ^ Роуч Н.В., Хогбен Дж.Х. (март 2007 г.). «Нарушение фильтрации поведенчески нерелевантной визуальной информации при дислексии». Мозг . 130 (Часть 3): 771–785. CiteSeerX 10.1.1.588.549 . дои : 10.1093/brain/awl353 . ПМИД 17237361 .
- ^ Сперлинг А.Дж., Лу З.Л., Манис Ф.Р., Зайденберг М.С. (июль 2005 г.). «Дефицит перцептивного исключения шума при дислексии развития». Природная неврология . 8 (7): 862–863. дои : 10.1038/nn1474 . ПМИД 15924138 . S2CID 10286805 .
- ^ Олсон РК (2002). «Дислексия: природа и воспитание». Дислексия . 8 (3): 143–159. дои : 10.1002/dys.228 . ПМИД 12222731 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Гуиди Л.Г., Велайос-Баэса А., Мартинес-Гарай И., Монако А.П., Параккини С., Бишоп Д.В., Мольнар З. (ноябрь 2018 г.). «Гипотеза миграции нейронов при дислексии: критическая оценка 30 лет спустя» . Европейский журнал неврологии . 48 (10): 3212–3233. дои : 10.1111/ejn.14149 . ПМК 6282621 . ПМИД 30218584 .
- ^ Шастрый Б.С. (2007). «Дислексия развития: обновленная информация» . Журнал генетики человека . 52 (2): 104–109. дои : 10.1007/s10038-006-0088-z . ПМИД 17111266 .
- ^ Епископ Д.В. (март 2009 г.). «Гены, познание и коммуникация: выводы о нарушениях нервного развития» . Анналы Нью-Йоркской академии наук . 1156 (1): 1–18. Бибкод : 2009NYASA1156....1B . дои : 10.1111/j.1749-6632.2009.04419.x . ПМК 2805335 . ПМИД 19338500 .
- ^ Параккини С., Шерри Т., Monaco AP (2007). «Генетический лексикон дислексии» . Ежегодный обзор геномики и генетики человека . 8 : 57–79. дои : 10.1146/annurev.genom.8.080706.092312 . ПМИД 17444811 .
- ^ Галабурда А.М. (декабрь 2005 г.). «Дислексия - молекулярное нарушение миграции нейронов: лекция памяти Нормана Гешвинда 2004 года». Анналы дислексии . 55 (2): 151–165. дои : 10.1007/s11881-005-0009-4 . ПМИД 17849191 . S2CID 144136654 .
- ^ Шумахер Дж., Хоффманн П., Шмэль С., Шульте-Кёрне Г., Нётен М.М. (май 2007 г.). «Генетика дислексии: развивающаяся картина» . Журнал медицинской генетики . 44 (5): 289–297. дои : 10.1136/jmg.2006.046516 . ПМК 2597981 . ПМИД 17307837 .
- ^ Стромсвольд К. (декабрь 2001 г.). «Наследственность языка: обзор и метаанализ исследований близнецов, усыновления и сцепления». Язык . 77 (4): 647–723. дои : 10.1353/lan.2001.0247 . S2CID 32319644 .
- ^ Пеннингтон Б.Ф., Бишоп Д.В. (2009). «Связь между расстройствами речи, языка и чтения». Ежегодный обзор психологии . 60 : 283–306. дои : 10.1146/annurev.psych.60.110707.163548 . ПМИД 18652545 .
- ^ Сориано-Феррер М., Пьедра Мартинес Э. (й). «Обзор нейробиологических основ дислексии у взрослого населения» . Неврология . 32 (1): 50–57. дои : 10.1016/j.nrl.2014.08.003 . ПМИД 25444408 .
- ^ Перейти обратно: а б с Веллютино Ф.Р., Флетчер Дж.М., Сноулинг М.Дж., Скэнлон Д.М. (январь 2004 г.). «Специфическая неспособность к чтению (дислексия): чему мы научились за последние четыре десятилетия?» . Журнал детской психологии, психиатрии и смежных дисциплин . 45 (1): 2–40. дои : 10.1046/j.0021-9630.2003.00305.x . ПМИД 14959801 .
- ^ Спаркс Р.Л., Ловетт БиДжей (2009). «Студенты колледжа с диагнозом неспособности к обучению: кто они и как они учатся?». Журнал неспособности к обучению . 42 (6): 494–510. дои : 10.1177/0022219409338746 . ПМИД 19704046 . S2CID 8340977 .
- ^ Перейти обратно: а б Штейн Дж. (1 января 2001 г.). «Магноклеточная теория дислексии развития». Дислексия . 7 (1): 12–36. дои : 10.1002/dys.186 . ПМИД 11305228 .
- ^ Олицкий С.Е., Нельсон Л.Б. (февраль 2003 г.). «Нарушения чтения у детей». Детские клиники Северной Америки . 50 (1): 213–224. дои : 10.1016/s0031-3955(02)00104-9 . ПМИД 12713114 .
- ^ Ходжеттс ди-джей, Саймон Дж.В., Сибила Т.А., Скэнлон Д.М., Веллютино Ф.Р. (июнь 1998 г.). «Нормальное чтение, несмотря на ограниченное движение глаз». Журнал ААПОС . 2 (3): 182–183. дои : 10.1016/S1091-8531(98)90011-8 . ПМИД 10532756 .
- ^ Гранет Д.Б., Кастро Э.Ф., Гоми КФ (1 января 2006 г.). «Чтение: есть ли оно у глаз?». Американский ортоптический журнал . 56 (1): 44–49. дои : 10.3368/aoj.56.1.44 . S2CID 58276353 .
- ^ Шайвиц Б.А., Лион Г.Р., Шайвиц С.Е. (2006). «Роль функциональной магнитно-резонансной томографии в понимании чтения и дислексии». Развивающая нейропсихология . 30 (1): 613–632. дои : 10.1207/s15326942dn3001_5 . ПМИД 16925477 . S2CID 1407052 .
- ^ Чертков Х., Мурта С. (1997). «Активация ПЭТ и язык». Клиническая неврология . 4 (2): 78–86. ПМИД 9059757 .
- ^ Перейти обратно: а б Бернингер В.В., Раскинд В., Ричардс Т., Эбботт Р., Сток П. (5 ноября 2008 г.). «Многодисциплинарный подход к пониманию дислексии развития в архитектуре рабочей памяти: генотипы, фенотипы, мозг и обучение». Развивающая нейропсихология . 33 (6): 707–744. дои : 10.1080/87565640802418662 . ПМИД 19005912 . S2CID 30998639 .
- ^ Перейти обратно: а б Вейгер Т.Д., Смит Э.Э. (декабрь 2003 г.). «Нейровизуализационные исследования рабочей памяти: метаанализ» . Когнитивная, аффективная и поведенческая нейронаука . 3 (4): 255–274. дои : 10.3758/cabn.3.4.255 . ПМИД 15040547 .
- ^ Васич Н., Лор С., Стейнбринк С., Мартин С., Вольф Р.К. (январь 2008 г.). «Нейронные корреляты работы рабочей памяти у подростков и молодых людей с дислексией». Нейропсихология . 46 (2): 640–648. doi : 10.1016/j.neuropsychologia.2007.09.002 . ПМИД 17950764 . S2CID 25621072 .
- ^ Николсон Р.И., Фосетт А.Дж., Дин П. (сентябрь 2001 г.). «Дислексия развития: гипотеза дефицита мозжечка». Тенденции в нейронауках . 24 (9): 508–511. дои : 10.1016/S0166-2236(00)01896-8 . ПМИД 11506881 . S2CID 28323064 .
- ^ Перейти обратно: а б Эллиотт Дж.Г., Гиббс С. (2008). «Существует ли дислексия?». Журнал философии образования . 42 (3–4): 475–491. дои : 10.1111/j.1467-9752.2008.00653.x .
- ^ «Миф о дислексии» . Отправки . Канал 4.
- ^ Блэр А. (28 мая 2007 г.). «Дислексия «используется родителями как оправдание медлительных детей» » . Лондон, Великобритания: Times Newspapers Ltd. Проверено 29 мая 2007 г.
- ^ Мурхед Дж. (7 сентября 2005 г.). «Является ли дислексия просто мифом?» . Лондон: Guardian Unlimited . Проверено 29 мая 2007 г.
- ^ Райс М., Брукс Г. (1 мая 2004 г.). «Дислексия развития у взрослых: обзор исследований» . Национальный научно-исследовательский центр грамотности и счета для взрослых. стр. 133–147. Архивировано из оригинала 20 октября 2007 г. Проверено 13 мая 2009 г.
- ^ Эвератт Дж., Уикс С., Брукс П. (февраль 2008 г.). «Профили сильных и слабых сторон при дислексии и других трудностях в обучении» . Дислексия . 14 (1): 16–41. дои : 10.1002/dys.342 . ПМИД 17659648 . Архивировано из оригинала 16 декабря 2012 года . Проверено 26 июля 2007 г.
- ^ Мареска Г., Леонарди С., Де Кола М.К., Джилиберто С., Ди Кара М., Коралло Ф. и др. (октябрь 2022 г.). «Использование виртуальной реальности у детей с дислексией» . Дети . 9 (11): 1621. doi : 10.3390/детей9111621 . ПМЦ 9688381 . ПМИД 36360349 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Нейронная основа чтения статей за 1995–2005 гг. Архивировано 24 февраля 2012 г. в Wayback Machine.