Вертолет Пясецкого
![]() | |
Промышленность | Аэрокосмическая промышленность |
---|---|
Основан | 1940 |
Основатели | Фрэнк Пясецки |
Несуществующий | 1960 |
Судьба | приобретен Боингом |
Преемник | Boeing Vertol |
Штаб-квартира |
Piasecki Helicopter Corporation проектировала и производила вертолеты в Филадельфии и близлежащем Мортоне, штат Пенсильвания , в конце 1940-х и 1950-х годах. [ 1 ] Ее основатель, Фрэнк Пясецкий , был свергнут в 1956 году и основал новую компанию Piasecki Aircraft . компания Piasecki Helicopter была переименована в Vertol Corporation . В начале 1956 года [ 2 ] : 257–8 Вертол был приобретен компанией Boeing в 1960 году и переименован в Boeing Vertol .
История
[ редактировать ]Вертолетная корпорация Piasecki была основана в 1940 году Фрэнком Пясецки и его коллегой-студентом-аэронавтиком Гарольдом Вензи как Фотоэлектрический инженерный форум (сокращенно от Piasecki-Venzie); [ 3 ] [ 4 ] другими партнерами были Ф. Дж. Кослоски, Дональд Н. Мейерс, Эллиот Даланд и Уолтер Шварц. [ 5 ] Первой разработкой PV Engineering был PV-1, конструкция безвинтового хвостового оперения , в которой использовался сужающийся хвостовой конус и воздух под давлением для подавления крутящего момента несущего винта. [ 6 ] Вензи покинул фирму в 1943 году. [ 7 ] : 143
PV -2 (NX-37061) имел более традиционную конструкцию и стал третьим вертолетом, летавшим в США ( после Сикорского Игоря VS-300 и Sikorsky R-4 ). Он был спроектирован и пилотирован Фрэнком Пясецки 11 апреля 1943 года . У Пясецкого был ограниченный опыт пилотирования; ПВ-2 был привязан к земле в целях безопасности, но веревка, которую он использовал, порвалась. В октябре 1943 года он отбуксировал вертолет за своей машиной в Вашингтон, округ Колумбия, чтобы продемонстрировать его чиновникам федерального правительства; поскольку колеса не имели подшипников, ему приходилось каждые 10–15 минут останавливаться, чтобы их охладить. [ 3 ] Когда после демонстрации в Вашингтоне его попросили показать лицензию пилота, Пясецкий признал, что у него ее не было, и 20 октября 1943 года Управление гражданской авиации выдало ему первую лицензию пилота вертолета . [ 3 ] [ 4 ]
Тандемные конструкции ротора
[ редактировать ]
После успешной демонстрации PV-2 Пясецкий убедил ВМС США профинансировать разработку следующего прототипа, подписав контракт 1 января 1944 года; [ 6 ] серии вертолетов с тандемными винтами это положило начало проектированию и продаже ВМФ . Получившийся в результате PV-3 стал первой в мире успешной конструкцией тандемного несущего винта. PV-3 впервые поднялся в воздух 7 марта 1945 года и имел обозначение ВМФ XHRP-X; он был больше и мог поднять больше, чем современные конструкции Сикорского. [ 3 ] [ 4 ]
компания была реорганизована и переименована в Piasecki Helicopter Corporation Поскольку у PV Engineering не хватало капитала для финансирования производства, в 1946 году . [ 3 ] при этом Лоранс Рокфеллер и А. Феликс Дюпон-младший получили контрольный пакет акций в размере 51% в обмен на 500 000 долларов. [ 6 ] После постройки еще двух прототипов (обозначенных XHRP-1), [ 6 ] PV-3 поступит в производство как HRP-1 в 1947 году . [ 4 ] HRP-1 часто прозвали «летающим бананом» из-за угла наклона хвостовой части фюзеляжа вверх, который гарантировал, что большие несущие винты не столкнутся друг с другом в полете. Позже это прозвище будет применено к другим вертолетам Piasecki с тандемными винтами аналогичной конструкции.
Эволюционная конструкция, последовавшая за HRP-1, получившая обозначение HRP-2, использовала цельнометаллическую обшивку и переключала места экипажа на бок о бок вместо тандема; однако из-за ограниченной мощности было построено только пять, все для береговой охраны. [ 6 ] В 1949 году Пясецкий предоставил H-21 Workhorse ВВС США — улучшенную версию HRP-2 с более мощным радиальным двигателем Wright R-1820 Cyclone . [ 6 ] Вертолеты Пясецкого с тандемными винтами летали выше, чем конкурирующие одновинтовые конструкции, и обеспечивали более плавный полет.
Примерно в то же время, когда разрабатывались HRP-1 и HRP-2, ВМС поручили Пясецкому разработать меньший многоцелевой вертолет с тандемным винтом; Получившийся прототип, который Пясецкий назвал PV-14, получил обозначение XHJP-1. [ 6 ] Они были запущены в производство как HUP-1 (PV-18), причем первые варианты были поставлены как ВМФ, так и армии США (как H-25) в 1949 году; Всего к 1954 году в вооруженные силы США, Канады и Франции было поставлено 339 штук. [ 6 ] HUP был спроектирован с перекрывающимися лопастями несущего винта, что позволило уменьшить размер, чтобы их можно было перевозить на лифтах авианосца. [ 8 ]
Пясецкий вынужден покинуть поле
[ редактировать ]
Дон Р. Берлин был назначен президентом и директором Piasecki Helicopters в 1953 году. [ 9 ] в то время как Фрэнк Пясецки был председателем правления. Под руководством Пясецкого компания приступила к проекту большого транспортного вертолета-тандема PV-15 (обозначенного H-16 ). Прототип PV-15 впервые поднялся в воздух в 1953 году, но фатальная катастрофа в январе 1956 года привела к отмене проекта. [ 6 ]
Владельцы контрольного пакета акций в конечном итоге потеряли веру в руководство Фрэнка Пясецкого, и к маю 1956 года он был вынужден покинуть компанию. Он основал новую компанию Piasecki Aircraft Corporation, чтобы заняться разработкой составных вертолетов и других винтокрылых машин. На двух последовательных внеочередных собраниях акционеров совет затем изменил название Piasecki Helicopter на Vertol (для вертикального взлета и посадки ) Aircraft Corporation и внес поправки в устав, запрещающие переизбрание Пясецкого на пост директора на том основании, что он баллотировался конкурирующая компания. [ 2 ] : 257–8
Приобретение Boeing
[ редактировать ]В 1956 году компания Vertol приступила к разработке преемника HUP с улучшенной грузоподъемностью за счет использования турбовальных двигателей. Проект получил обозначение Vertol Model 107 (V-107) , а прототип впервые поднялся в воздух 22 апреля 1958 года. Впечатленная, армия заключила контракт на поставку десяти серийных самолетов (тогда получивших обозначение YHC-1A) в июне, а позже обратилась к Вертолу в марте. В 1959 году для производства более крупной версии, получившей обозначение V-114 . Из-за необходимости выпуска двух относительно новых конструкций компания Vertol снова столкнулась с финансовым давлением. [ 10 ] и был приобретен компанией Boeing 30 марта 1960 г. [ 11 ] который переименовал его в Боинг Вертол . [ 1 ] оно стало подразделением вертолетов Boeing В 1987 году .
Продукты
[ редактировать ]Название модели | Первый полет | Количество построенных | Тип |
---|---|---|---|
Пясецкий ПВ-2 | 1943 | 1 | Вертолет с одновинтовым поршневым двигателем |
Пясецкий ПВ-3 | 1945 | 28 | Вертолет с тандемным ротором и поршневым двигателем |
Пясецкий ПВ-15 | 1953 | 2 | Вертолет с тандемным ротором и газотурбинным двигателем |
Пясецкий PV-18 | 1948 | 339 | Вертолет с тандемным ротором и поршневым двигателем |
Пясецкий ПВ-22 | 1952 | 707 | Вертолет с тандемным ротором и поршневым двигателем |
Vertol VZ-2 | 1957 | 1 | Экспериментальный двухмоторный самолет с наклоняемым крылом |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Тандемная двойка». Журнал «Вертикаль» . Февраль – март 2007 г.
- ^ Jump up to: а б Тримбл, Уильям Ф. (1982). High Frontier: история воздухоплавания в Пенсильвании . Питтсбург, Пенсильвания: Издательство Питтсбургского университета. ISBN 978-0-82295-340-1 .
- ^ Jump up to: а б с д и Хевеси, Деннис (15 февраля 2008 г.). «Фрэнк Пясецки, пионер вертолетной техники, умер в возрасте 88 лет» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 13 апреля 2020 г. .
- ^ Jump up to: а б с д Международная ассоциация вертолетчиков (13 февраля 2008 г.). «HAI опечален кончиной Фрэнка Пясецкого, пионера вертолетов» . Вертикальный . Проверено 13 апреля 2020 г. .
- ^ Уайт, Л.Б. (август 1951 г.). «Мальчик, который вырастил летающие бананы» . Популярная наука . Том. 159, нет. 2. Popular Science Publishing Co., Inc., стр. 129–132, 222 . Проверено 13 апреля 2020 г. .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Прочное наследие» . Вертикальный . 24 мая 2013 года . Проверено 13 апреля 2020 г. .
- ^ Паттилло, Дональд М. (1998). «Раздвигая границы: американская авиационная промышленность» . Издательство Мичиганского университета. ISBN 0-472-08671-5 . Проверено 13 апреля 2020 г. .
- ^ «Пясецкий ПВ-14/ХУП-2 Ретривер» . Американский музей вертолетов и образовательный центр . Проверено 13 апреля 2020 г. .
- ^ Миллер, Стивен (14 февраля 2008 г.). «Фрэнк Пясецки, 88 лет, пионер вертикального полета» . Нью-Йорк Сан . Архивировано из оригинала 2 октября 2013 года . Проверено 2 июня 2013 г.
- ^ Гебель, Грег (1 апреля 2019 г.). «Морской рыцарь Боинга» . Воздушные векторы . Проверено 13 апреля 2020 г. .
- ^ «Резюме брифинга по подразделению «Вертол» компании Boeing Co.» . Ассигнования Министерства обороны на 1965 год . Типография правительства США. 27 февраля 1964 г. с. 196 . Проверено 13 апреля 2020 г. .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Спенсер, Джей П. (1998). Whirlybirds, История пионеров вертолетной техники в США . Сиэтл, Вашингтон: Вашингтонский университет Press. ISBN 0-295-97699-3 .
- Тримбл, Уильям Ф. (1982). High Frontier: история воздухоплавания в Пенсильвании . Питтсбург, Пенсильвания: Издательство Питтсбургского университета. ISBN 978-0-82295-340-1 .