Уличная трасса Феникса
![]() Трек 1989 и 1990 годов. ![]() Трек 1991 года. | |
Расположение | Финикс , Аризона , США |
---|---|
Координаты | 33 ° 26'52,5 дюйма с.ш. 112 ° 4'28,5 дюйма з.д. / 33,447917 ° с.ш. 112,074583 ° з.д. |
Емкость | 40,000 |
Сломал землю | февраль 1989 г. |
Открыто | июнь 1989 г. |
Закрыто | Март 1991 г. |
Основные события | Формула-1 Гран-при США (1989–1991) |
Трасса Гран-при (1991) | |
Длина | 2,312 миль (3,721 км) |
Повороты | 15 |
Рекорд гоночного круга | 1:21.434 ( ![]() |
Трасса Гран-при (1989–1990) | |
Длина | 2,361 мили (3,800 км) |
Повороты | 15 |
Рекорд гоночного круга | 1:31.050 ( ![]() |
Формулы -1 Гран-при США проводился на трассе Феникс-стрит в Финиксе, штат Аризона , в период с 1989 по 1991 год. Он проводился в центре города на стадионах Phoenix Civic Plaza и America West Arena , до открытия бейсбольного стадиона штата. Бейсбольный стадион Bank One . Гран-при США длился в Финиксе три года, но был отменен без объяснения причин руководством Формулы-1. В США больше не проводилось гонок Формулы-1 до тех пор, пока на автодроме Индианаполиса не состоялось первое Гран-при в 2000 году .
Краткое содержание
[ редактировать ]В 1986 году бывший автогонщик и бизнесмен Гай Гонья обратился к тогдашнему мэру Терри Годдарду по поводу возможности проведения в городе Финикс этапа чемпионата мира Формулы-1 FIA, чтобы повысить известность города во всем мире как главного туристического направления. При поддержке Годдарда и городских властей Гонья провела обширное технико-экономическое обоснование, заручившись поддержкой 37 ведущих деловых организаций города, включая Торговую палату, университетский футбольный комитет Fiesta Bowl и конгрессмена Джона Кайла . Получив подавляющую поддержку, Гонья впоследствии встретился в Париже, Франция, с тогдашним президентом Международной автомобильной федерации (FIA) Ж. М. Балестре и Берни Экклстоуном, главой организации Формулы-1, и представил планы гонки. Экклстоун был в восторге от возможности заменить нынешний Гран-при Детройта Формулы-1 и согласился на дальнейшие встречи с Гонье. Вторая встреча произошла на Гран-при Детройта 1987 года между Гонией, Экклстоуном, Джорджем Кузенсом, главой Американского клуба спортивных автомобилей (SCCA), Берди Мартином, главой Комитета автомобильных соревнований США (ACCUS), и Крисом Пуком. Промоутер гонки Гран-при Инди в Лонг-Бич. «Комитет Гран-при Феникса» был создан для переговоров с Экклстоуном об условиях проведения мероприятия, но одной из неотложных проблем было то, что у Детройта был действующий контракт на проведение Гран-при США до 1991 года. [ 1 ] Однако в октябре 1988 года Детройт отказался вкладывать деньги в улучшение условий проведения Гран-при, как того требовал Экклстоун, и решил провести автомобильное соревнование Инди вместо Формулы-1 в 1989 году. 13 января 1989 года городской совет Феникса во главе с мэром Терри Годдардом согласился. на проведение ежегодных гонок Формулы-1 по пятилетнему контракту. Городской совет Финикса также проголосовал за то, чтобы в течение 5 лет потратить 9 миллионов долларов из денег налогоплательщиков на инфраструктуру гоночных трасс. Организаторам было хорошо известно, что летом в Финиксе может быть очень жарко, но, тем не менее, Феникс унаследовал запланированное время гонки в Детройте - 4 июня 1989 года. [ 2 ] У города было всего 4 месяца, чтобы завершить трассу длиной 2,361 мили (3,800 км). Для этого потребовалось огородить и отремонтировать дорожное покрытие, а также построить трибуны, гаражи для бригады и другую инфраструктуру. Проект был настолько масштабным, что местные СМИ пошутили, что город выглядит так, будто готовится к советскому вторжению. [ 3 ]
В первой гонке 1989 года Айртон Сенна завоевал поул на своем McLaren - Honda, но чуть более чем в середине гонки у него вышел из строя электроника. Жара пустыни Финикса сильно ударила по командам и гонщикам, и только 6 из 26 машин финишировали. Ален Прост , товарищ Сенны по команде, выиграл гонку. [ 4 ] впереди Риккардо Патрезе и уроженца Финикса Эдди Чивера .
В попытке победить палящую жару дата мероприятия была изменена, чтобы стать открытием сезона в следующем году . Он состоялся 11 марта 1990 года. Победил Сенна. Жан Алези финишировал вторым.
Последний Гран-при США проводился в Финиксе 10 марта 1991 года, когда Сенна снова одержал победу в измененной компоновке, уменьшив длину до 2,312 миль (3,721 км). И снова надежность сыграла решающую роль: к концу гонки все еще работали только девять машин. Второй сезон подряд оба Тиррелла набирали очки; Стефано Модена , заменивший Алези, направлявшегося в Ferrari , на четвертом месте, опередив Накадзиму на пятом.
Отмена
[ редактировать ]22 августа 1991 года Берни Экклстоун отправил факсом сообщение в город Феникс, в котором указывалось, что гонка Формулы-1 пройдет там 15 марта 1992 года. [ 5 ] 21 сентября 1991 года городские власти Феникса наняли Бадди Джоба, владельца Phoenix International Raceway , в качестве консультанта города на следующем мероприятии. [ 6 ] Однако 7 октября 1991 года Экклстоун позвонил в город Феникс из своего лондонского офиса и сообщил, что Формула 1 не вернется в Финикс, не объяснив, почему. Менеджер города Феникс Дэвид Гарсия заявил, что Экклстоун согласился выплатить городу 1,2 миллиона долларов за расторжение контракта, и что причиной расторжения могло быть желание добавить Гран-при Южной Африки, поскольку апартеид закончился. [ 7 ] Во время Гран-при Южной Африки 1992 года Экклстоуна спросили, виновата ли плохая посещаемость в отмене гонки в Финиксе; Экклстоун ответил, что проблема не в нехватке зрителей, а в «неспособности разместить более 20 000 мест так, чтобы люди могли видеть [более] небольшую часть гонки». [ 8 ]
Наследие
[ редактировать ]12 августа 2017 года новый руководитель Формулы-1 Чейз Кэри раскритиковал Экклстоуна за слишком много краткосрочных сделок в США, заявив: «Вы должны захватывать воображение людей. Вы делаете это не с Фениксом, а с Нью-Йорком или Майами. " [ 9 ] В мае 2019 года житель Скоттсдейла, штат Аризона, Эрик Шульц заказал художнику Мэллори Доун фреску Айртона Сенны с изображением на Центральной авеню, в 1 км к югу от бывшей трассы, в честь двух его побед там. На фреске изображен Сенна, смотрящий на север, в сторону прежнего местоположения трассы.
См. также
[ редактировать ]- Гран-при Аризоны - запланированная гонка Champ Car , которая пройдет на другой уличной трассе в Финиксе.
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Заявка на участие в уличных гонках Марк Армихо, Республика Аризона, 4 июля 1987 г., стр. 101.
- ^ Новый сайт о гонке Гран-при, Observer Reporter Washington, Associated Press, 4 июня 1989 г.
- ↑ The Phoenix New Times, «Меньше, чем Гран-при», Том Фитцпатрик, среда, 10 мая 1989 г.
- ^ «Прост одерживает первую победу года; выигрывает Гран-при Феникса» , The Washington Post , 5 июня 1989 г.
- ↑ Официальный представитель Формулы-1 твердо настаивает на возвращении гонок, Марк Армихо, Республика Аризона, 24 августа 1991 г., стр. E6.
- ↑ Водители заболевают вымпельной лихорадкой, Марк Армихо. Республика Аризона, 21 сентября 1991 г., стр. E7.
- ^ «Финикс» может проиграть автогонку Формулы-1 . Кингман Дейли Майнер . 7 октября 1991 года.
- ^ "Одинокий в США?" . Мотоспорт . 26 декабря 1996 года . Проверено 14 апреля 2018 г.
- ^ «Кэри о будущем Формулы-1 в США: поразите воображение» . www.planetf1.com . Проверено 13 августа 2017 г.