Конституция Франции от 27 октября 1946 г.
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2021 г. ) |
Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на французском языке . (Март 2021 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Конституция Французской Республики [1] | |
---|---|
Обзор | |
Юрисдикция | Временное правительство , Четвертая республика |
Созданный | 29 сентября 1946 г. [2] |
Представлено | 28 октября 1946 г. [3] |
Дата вступления в силу | 24 декабря 1946 г. [4] [5] [6] |
Система | Парламентский |
Структура правительства | |
Филиалы | Парламент, Исполнительная власть |
Чемберс | 2: Национальное собрание Совет Республики |
Исполнительный | двойной: Президент Республики Президент Совета |
История | |
Отменен | 4 октября 1958 г. |
Поправки | 2 |
Последняя поправка | Конституционный закон от 3 июня 1958 г. [ фр ] |
Заменяет | Конституционный закон от 2 ноября 1945 г. [ фр ] |
Полный текст | |
Конституция Франции 1946 года в Wikisource |
Конституция Французской Республики от 27 октября 1946 г. [1] [а] была принята конституция Четвертой французской республики .
Принят Учредительным собранием 1946 г. [ фр ] 29 сентября 1946 г., [7] [б] [с] и обнародован Жоржем Бидо , президентом Временного правительства Французской Республики , 27 октября 1946 года. [3] он был опубликован в Официальном журнале Французской Республики . на следующий день [1]
Обсуждается вопрос о дате вступления конституции в силу. Следуя Жоржу Веделю , [ нужна ссылка ] некоторые авторы, такие как Луи Фаворе , [8] утверждают, что конституция «вступала в силу поэтапно». [9] [д] Другие авторы, придерживаясь буквы 98 статьи пункта 2 конституции, считают, что дата ее вступления в силу была отложена до 24 декабря 1946 года. [4] [5] [6] дата первого заседания Совета Республики . [9]
В первую очередь конституция – это конституция Французской Республики как унитарного государства, состоящего из заморских департаментов и заморских территорий , известных под общим названием ДОМ-ТОМ . Но в то же время это также и мнение Французского Союза , [10] состоит из Французской Республики, территорий, которыми она управляла как агент Лиги Наций , и протекторатов. Новые Гебриды (современное Вануату ) находились за пределами Союза. [и]
Конституция установила рационализированную парламентскую систему. [ фр ] [ф] через механизмы взаимного контроля между исполнительной и законодательной ветвями власти.
Конституция была пересмотрена один раз, законом от 7 декабря 1954 года. [2]
Конституция была отменена [ фр ] конституцией Франции от 4 октября 1958 года , за исключением ее преамбулы. [ фр ] , признанный все еще действующим Решением 71-44 DC Конституционного Совета в 1971 году. [11]
Принятие
[ редактировать ]В конце Второй мировой войны временное правительство Французской Республики во главе с генералом де Голлем предпочло действовать максимально демократично. Первоначальный провал, первый проект конституции [ фр ] был отклонен народом. Второй текст удалось пройти, хотя и с трудом.
В целом, потребовался год и шесть дней, чтобы новая конституция вступила в силу во Франции и полностью стабилизировала организацию французских институтов.
Референдум 21 октября 1945 г.
[ редактировать ]Временное правительство постановлением от 17 августа 1945 года назначило конституционный референдум 21 октября 1945 года , который должен был состояться параллельно с выборами в законодательные органы. Этот референдум задал французским избирателям два вопроса:
- «Хотите ли вы, чтобы избранное сегодня Национальное собрание имело право предлагать конституцию?
- «Если избиратели ответят утвердительно на первый вопрос, одобряете ли вы организацию государственной власти до вступления в силу новой конституции в соответствии с вышеуказанным предложением?
Это были не первые политические выборы, открытые для избирателей-женщин; это были муниципальные выборы, состоявшиеся 29 апреля 1945 года .
Первый вопрос: 3Б или 4-я Республика?
[ редактировать ]Первый вопрос был: «Хотите ли вы, чтобы избранное сегодня Национальное собрание имело право предлагать конституцию?» [г]
Вариант | Голоса | % | ||
---|---|---|---|---|
За | 18,584,746 | 96,37 | ||
Против | 699,136 | 3,63 | ||
Действительные голоса | 19,283,882 | 94,74 | ||
Пустые и нулевые голоса | 1,070,103 | 5,26 | ||
Общий | 20,353,985 | 100 | ||
Воздержавшиеся | 5,391,007 | 20,94 | ||
Регистрация / Участие | 25,744,992 | 79.06 |
На самом деле этот вопрос касается восстановления Конституции Третьей французской республики . Никакой преемственности с конституционным законом 1940 года быть не могло, поскольку он считался нелегитимным. Поэтому это было проигнорировано. С другой стороны, Конституция 1875 года могла быть восстановлена, поскольку она была легитимным юридическим текстом.
Поскольку избиратели согласились на учредительное собрание и, следовательно, на новую Конституцию, Конституция 1875 года не была восстановлена. Однако официально оно еще не отменено . [ фр ] : Постановление от 9 августа 1944 г. просто восстановило республиканское верховенство закона, объявив недействительным конституционный закон, опубликованный с 10 июля 1940 г. Фактически, он отрицал сам принцип роспуска Третьей республики режимом Виши: конституционные законы 1875 года были единственными конституционными законами, признанными временным правительством Французской Республики . [14] поскольку никакая другая новая конституция, даже временная, не заменила их.
Таким образом, перед новым Национальным собранием стояла задача разработать новый текст конституции.
Второй вопрос: Организация публичной власти и конституционный переход
[ редактировать ]Второй вопрос заключался в следующем: «Если избиратели ответят утвердительно на первый вопрос, в промежуточный период до вступления в силу новой Конституции, должна ли государственная власть быть организована так, как описано в предложенном проекте напротив?» [час]
Вариант | Голоса | % | ||
---|---|---|---|---|
За | 12,794,943 | 66,48 | ||
Против | 6,449,206 | 33,51 | ||
Действительные голоса | 19,283,882 | 94.74 | ||
Пустые и нулевые голоса | 1,070,103 | 5.26 | ||
Общий | 20,353,985 | 100 | ||
Воздержавшиеся | 5,391,007 | 20.94 | ||
Регистрация/Участие | 25,744,992 | 79.06 |
Если бы французский народ ответил «нет» на этот вопрос, избранное Конституционное собрание определило бы «как пожелает». [15] отношения между государственными властями.
Прилагаемый текст на самом деле представлял собой законодательный текст, который стал бы конституционным, если бы его одобрил французский народ. Это конституционное посвящение, хотя и ненадежное, таким образом, позволило бы государственным властям подчиниться этому закону и возглавить крайне необходимые политические действия. Этот текст еще называют «малой конституцией».
Этот текст не только имел целью определить процедуру принятия Конституции, но также устанавливал отношения между государственными властями в минималистском тексте, состоящем всего из восьми статей.
Таким образом, он описывает политическую ответственность правительства, которая действительна только при гипотетическом вотуме недоверия, вынесенном большинством членов Четвертой Национальной ассамблеи Республики (статья 1). Ассамблея обладала законодательной инициативой одновременно с Правительством (статья 4). Наконец, президент временного правительства Французской Республики будет избран Национальным собранием из уважения к французской парламентской традиции.
Прежде всего, этот переходный текст конституции давал Учредительному собранию лишь очень короткое время пребывания у власти: срок его полномочий заканчивался в день вступления в силу новой конституции или, самое позднее, по прошествии семи месяцев. Переход по закону необходимо осуществить как можно скорее, но он все равно должен происходить демократическим путем. Конституция, принятая Ассамблеей, должна быть представлена французам для одобрения на референдуме. Если избиратели проголосовали против текста, та же процедура должна была применяться снова с избранием нового Учредительного собрания.
Законопроект об организации государственной власти был принят и обнародован, став Конституционным законом 1945 года. [ фр ] [16]
Преамбула
[ редактировать ]Конституция 1946 года открывается преамбулой, которая дополняет Декларацию прав человека 1789 года , утверждая новые конституционные права, в основном социальные и экономические.
Он предусматривал:
«Французский народ вновь провозглашает, что каждый человек, без различия расы, религии или убеждений, обладает неотъемлемыми и священными правами. Он торжественно подтверждает права и свободы человека и гражданина, закрепленные в Декларации прав 1789 года. и фундаментальные принципы, признанные законами Республики».
Он придал конституционное значение принципам, которые считаются «особенно необходимыми в наше время»:
- Равенство между мужчинами и женщинами,
- Право на убежище,
- Право на свободное объединение в профсоюзы
- Право на забастовку,
- Право на трудоустройство и рабочее место без дискриминации,
- Право на участие в коллективном определении условий труда, а также в управлении предприятиями-работодателями.
Наконец, он обязал Францию уважать международное право.
Конституция 1958 года Пятой республики закрепляет эту преамбулу, которая, таким образом, сохраняет свое конституционное значение. Формулировка преамбулы по-прежнему имеет силу сегодня для государственных властей, и ее применение обеспечивается Конституционным советом ( Conseil конституционнель ) с момента его решения 1971 года .
Рационализированный парламентаризм
[ редактировать ]Рационализированный парламентаризм описывает все судебные правила, которые тщательно определяют отношения между парламентом и правительством, чтобы гарантировать стабильность правительства в отсутствие последовательного парламентского большинства. Авторы Конституции считали, что отсутствие таких правил привело к политической нестабильности Третьей республики. «Самая прочная из (французских конституций), конституция Третьей республики, принятая в 1875 году, за 65 лет сменила 93 разных правительства». [17] Концепцию рационализированного парламентаризма высказал украинско-французский юрист Борис Миркин-Гетцевич .
Двухпалатный парламент
[ редактировать ]Согласно статье 5 Конституции, «Парламент состоит из Национальной ассамблеи и Совета Республики . Тем не менее, в начале Четвертой республики законодательная власть принадлежала исключительно Национальной ассамблее в силу статьи 13. Практика, как и сама Конституция 1954 года, тем не менее, будет развиваться в сторону возврата к двухпалатному принципу .
Палата депутатов Четвертой республики отныне называлась Национальным собранием (название объединенной Палаты депутатов и Сената Третьей республики). Состоящая из 627 членов, избираемых на пятилетний срок путем всеобщего прямого голосования (мужчины, женщины и военные), одна Ассамблея обладала определенными полномочиями. Он сам установил продолжительность своих сессий (не менее восьми месяцев в году); он установил свою собственную повестку дня; он проголосовал за законы и утвердил правительство. У Ассамблеи не было большого противовеса.
Вторая палата, Совет Республики, в 1946 году выполняла консультативную роль. Она давала рекомендации Национальному собранию, которое могло не принимать их во внимание, если они не были приняты абсолютным большинством голосов. Система комплектования Совета Республики была очень сложной. Пятьдесят из 315 его членов были назначены Национальным собранием (35 пропорционально представительству парламентских групп, входящих в его состав, и 15 - представлять французов за рубежом); 65 были назначены местными собраниями за границей; 200 человек были избраны органом, состоящим из депутатов, 3000 генеральных советников и 85 000 других выборщиков. (127 были избраны прямым голосованием, а 73 выдвинуты пропорционально неподанным голосам).
Двуглавый руководитель
[ редактировать ]Исполнительная власть состояла из
- президент республики
- президент Совета.
Президент Республики избирался сроком на семь лет Конгрессом (Национальное собрание и Совет Республики вместе), заседавшим в Версале. В случае переизбрания он будет иметь право на второй срок. Он обладал классическими исполнительными полномочиями: помилованием и дипломатическим представительством. Он должен был назначить президента Совета.
Президент Республики председательствовал в Совете министров, протоколы которого он должен был вести: он должен был быть памятью государства. Все его решения должны были быть скреплены подписью.
Впервые роль президента Совета была записана в Конституции, тогда как во времена Третьей республики эта должность была просто обычаем. Он был ответственен перед Национальным собранием. Процедура его вступления в должность была описана в Конституции: после назначения президентом республики он один предстал перед Национальным собранием и произнес программную речь. Ассамблея должна была утвердить его кандидатуру абсолютным большинством из 251 депутата, тем самым одобрив и этого человека, и его программу.
Идея заключалась в том, чтобы дать правительствам некоторое долголетие, в отличие от того, что имело место при Третьей республике. Президента Совета и его правительство защищали, чтобы избежать нестабильности. Вотум доверия должен был адресоваться всему правительству, а не одному человеку. Между вопросом о доверии и его голосованием потребовался целый день. И здесь для одобрения голосования требовалось абсолютное большинство депутатов Ассамблеи.
Национальное собрание также было защищено, и его было трудно распустить. Для этого необходимо:
- что с момента предыдущих выборов в законодательные органы прошло не менее 18 месяцев,
- по крайней мере, с двумя правительственными кризисами за этот период,
- а во Франции по крайней мере пятнадцать дней не было (исполнительного) правительства. Тогда роспуск был возможен. Тогда президент Совета должен уйти в отставку (но не его правительство), и его должен был заменить президент Ассамблеи.
Процедура рационализации
[ редактировать ]Для законодательных органов: отказ от контроля второй палаты над законодательным процессом, личное утверждение президента Совета и тщательное формулирование любого вотума недоверия, а также вотума доверия и роспуска.
В тексте 1946 года вторая палата называется Советом Республики (а не Сенатом, слишком престижным названием для палаты, чья роль была просто консультативной).
Личное подтверждение означало, что когда президент республики выдвигал кандидатуру председателя Совета, последнему необходимо было дополнительно получить вотум доверия Национального собрания. Это требование было призвано придать вес этому главе правительства и повысить его политический авторитет по сравнению с другими министрами правительства.
Провал рационализации
[ редактировать ]Поль Рамадье был первым президентом Совета, утвержденным 21 января 1947 года. Он сформировал свое правительство и решил вернуться в Национальное собрание со своим правительством, чтобы добиться коллективного утверждения. Так случилось, что это было началом двойного утверждения, воспринятого как доказательство того, что председатель Совета не смел ничего решать самостоятельно и сам отдал себя под власть выборной палаты.
В парламентском режиме применение судебных методов для стабилизации правительства не имеет смысла без поддержки стабильного парламентского большинства. В конце концов можно сказать, что рационализация зачастую бесполезна для правительства, потерявшего доверие депутатов. [ нужна ссылка ] «При неправильном использовании» рационализированный парламентаризм «может привести к параличу правительства», предупреждают авторы исследования о попытках его внедрения в Восточной Европе. [18]
Хронология французских конституций
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]- Французская Четвертая Республика
- Французское право
- Французский Союз
- Конституция Франции
- Французская Пятая Республика
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Обнародовано 27 числа, записано в Journal Officiel 28 числа.
- ^ 440 голосами против 106 из 546, [7] Конституция была одобрена референдумом 13 октября 1946 года после [7]
- ^ 9 263 416 голосов «да» против 8 143 931 «нет» при 6 147 537 воздержавшихся. [7]
- ^ Поэтапно: вступление в силу поэтапно .
- ↑ Послевоенные французские оккупационные зоны в Германии и Австрии остались вне сферы действия конституции.
- ^ Рационализированная парламентская система - это набор методов конституционного и избирательного права, призванных избежать чрезмерной правительственной нестабильности в парламентской системе.
- ^ Первый вопрос: « Хотите ли вы, чтобы избранное сегодня Национальное собрание было учредительным? »
- ^ Второй вопрос: Если избиратели ответили утвердительно на первый вопрос, одобряете ли вы, чтобы органы государственной власти до вступления в силу новой Конституции были организованы в соответствии с противоположным проектом?
- Сноски
- ^ Jump up to: а б с Йорф 1946 года .
- ^ Jump up to: а б Хамон и Тропер 2017 , 427.
- ^ Jump up to: а б Йорф 1946 , с. 9175.
- ^ Jump up to: а б Картье 2005 , с. 565.
- ^ Jump up to: а б Микло 1982 , с. 182.
- ^ Jump up to: а б Сандер 2017 , с. 281.
- ^ Jump up to: а б с д Хамон и Тропер 2017 , 426.
- ^ Фавореу 1996 , с. 235.
- ^ Jump up to: а б Ру 2002 , с. 1759.
- ^ Мартин-Паннетье 1981 , с. 70.
- ^ Легифранс , Конст. Совет декабрь. 71-44 DC от 16 июля 1971 года .
- ^ Jump up to: а б Мюллер 2020 .
- ^ Jump up to: а б Мюллер 2018 .
- ↑ Приказ от 17 сентября 1943 г.
- ↑ Статья 6 приказа от 17 августа 1945 г. ( текст )
- ^ Полный текст Digithèque MJP
- ^ Франсуа Гогель (октябрь 1954 г.). «Политическая нестабильность во Франции» . Иностранные дела . Иностранные дела.
- ^ Танчев 1995 .
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Картье, Эммануэль (декабрь 2005 г.). Конституционный переход во Франции 1940-1945 гг. (Диссертация). Библиотека конституционных и политических наук 126 (на французском языке) (1-е изд.). Париж: LGDJ . ISBN 2-275-02674-6 . OCLC 470417840 . Проверено 29 сентября 2018 г.
- Фавореу, Луи (1996). «Основные принципы, признанные законами Республики». В Матье, Бертран [на французском языке] ; Верпо, Мишель [на французском языке] (ред.). французском праве, Материалы Дижонского коллоквиума ( Республика во материалы коллоквиума). Позитивные общественные права (на французском языке) (1-е изд.). Париж: Экономика . п. 231-240. ISBN 9782717829785 . Проверено 29 сентября 2018 г.
- Хамон, Фрэнсис [на французском языке] ; Тропер, Мишель [на французском языке] (сентябрь 2017 г.) [1-й паб. Жорж Бурдо , Суд конституционного права , 1942]. Конституционный [закон Руководства/Публичное право (на французском языке) (37 изд.). Париж: LGDJ . ISBN 978-2-275-04929-8 . OCLC 1005077136 . Проверено 29 сентября 2018 г.
- «Конституция Французской Республики» [Конституция Французской Республики] (на французском языке). 28 октября 1946 г. JO1946 . Проверено 29 сентября 2018 г. в: Официальный журнал Французской Республики (на французском языке). Полет. 78. 28 октября 1946. С. 9166–9175.
- Французская Республика; Генеральный секретариат правительства (19 октября 2022 г.). «Légifrance Le service public de la Diffuse du droit» [Государственная служба по распространению закона]. Легифранс . Управление правовой и административной информации. ISSN 2270-8987 . OCLC 867599055 .
- Мартин-Паннетье, Андре (1981) [1-й паб. 1971]. Французские институты и политическая жизнь (на французском языке) (2-е изд.). Париж: LGDJ . ISBN 2-275-01097-1 . OCLC 417437022 . Проверено 30 сентября 2018 г.
- Микло, Франсуа (1982). Законодательный режим заморских департаментов и единство Республики . Позитивное публичное право (на французском языке) (1-е изд.). Париж: Экономика . ISBN 2-7178-0583-4 . OCLC 465377212 . Проверено 29 сентября 2018 г.
- Мюллер, Бит (24 января 2018 г.). «Франция, 21 октября 1945 г.: Временная конституция» [Временная конституция от 21 октября 1945 г.]. sudd.ch (на немецком языке).
- Мюллер, Бит (4 октября 2020 г.). «Франция, 21 октября 1945 года: Национальное собрание как Конституционный совет» [Франция, 21 октября 1945 года: Национальное собрание как Конституционный совет]. sudd.ch (на немецком языке).
- Пуле-Жибо Леклерк, Надин (август 2007 г.) [1-й паб. 1995]. Административное [право Lexifac/Droit (на французском языке) (3-е изд.). Росни-су-Буа: Бреаль . ISBN 978-2-7495-0793-4 . OCLC 470750338 . Проверено 29 сентября 2018 г.
- Ру, Жером (ноябрь 2002 г.). «Признание Конституционным Советом основополагающего принципа, признанного законами Республики, касающегося ювенальной юстиции» . Обзор публичного права и политологии во Франции и за рубежом (на французском языке). 118 (6): 1731–1768 . Проверено 29 сентября 2018 г.
- Сандер, Эрик (31 октября 2017 г.). «Положение местного эльзасско-мозельского права в начале XXI века». В Линхарде, Ален; Перошон, Франсуаза; Рончевский, Николай; Руссель-Галле, Филипп; Сторк, Мишель (ред.). Смеси в честь Жана-Люка Валлана (на французском языке) (1-е изд.). Исси-ле-Мулино: Жоли , из кол. п. 273-290. ISBN 978-2-306-00083-0 . OCLC 1010744224 . Проверено 29 сентября 2018 г.
- Танчев, Евгений (1995). «Исторические и психологические источники, формирующие конституционализм и конституционное функционирование в посткоммунистических обществах: размышления о конституционализме в переходный период, или наследие переходных конституций» . У Станислава Франковского; Пол Б. Стефан III (ред.). Правовая реформа в посткоммунистической Европе: взгляд изнутри . Издательство Мартинуса Нийхоффа. п. 147. ИСБН 0792332180 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Конституция от 27 октября 1946 г. (на французском языке) на официальном сайте Министерства культуры (Франция)
- «Конституция IVe République 1946 года» [Конституция Четвертой республики 1946 года] (на французском языке). , на официальном сайте Конституционного совета (Франция)
- «Конституция от 27 октября 1946 года» [Конституция от 27 октября 1946 года] (на французском языке). Архивировано из оригинала 30 марта 2019 года. , на официальном сайте президента Французской Республики.