Мечеть Бегум Шахи
Мечеть Мариам-уз-Замани Бегум | |
---|---|
Бегум Шахи Масджид | |
![]() Мечеть Мариам-уз-Замани , широко известная как мечеть Бегум Шахи. | |
Религия | |
Принадлежность | ислам |
Расположение | |
Расположение | Пенджаб , Лахор , Пакистан |
Географические координаты | 31 ° 35'14 "N 74 ° 19'04" E / 31,587095 ° N 74,317802 ° E |
Архитектура | |
Тип | Мечеть |
Стиль | Индо-исламский , Могольский |
Основатель | Мариам-уз-Замани |
Финансируется | Мариам-уз-Замани |
Новаторский | 1611 |
Завершенный | 1614 |
Технические характеристики | |
Купол (ы) | 3 |
Материалы | кирпич [ 1 ] |
Мечеть Бегум Шахи ( урду : Бегум Шахи Масджид ), официально Мечеть Мариам Замани Бегум ( урду : Мариям Замани Бегум Ки Масджид ), — мечеть начала 17-го века, расположенная в городе-крепости Лахор , Пенджаб, Пакистан . Построен императрицей Великих Моголов Мариам-уз-Замани . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] главная супруга императора Акбара, это одна из крупнейших мечетей Пакистана. [ 9 ] [ 10 ] Мечеть была построена между 1611 и 1614 годами во время правления императора Великих Моголов Джахангира .
Это самая ранняя мечеть Лахора эпохи Великих Моголов. [ 11 ] [ 12 ] Он известен своим изысканным фресковым декором с геометрическими и цветочными мотивами, нарисованными на лепнине, а также надписями имен Бога . [ 3 ] [ 11 ] [ 13 ]
Ислам учит о единстве и бесконечности Бога (Ахада), о том, что Он един и обладает божественной силой, а Его единство самоочевидно, исходя из Его вечности и вездесущности. Масджиды воплощают принцип таухида, отражая концепции бесконечности и единства Бога, Его божественного единства (ахадийа) и единства всего творения (вахдат аль-вуджуд) в своих архитектурных проектах и украшениях. Этого удалось добиться с помощью арок и куполов, а также правильного и равномерного разделения пространства, отражающего гармоничные закономерности и космическое единство во Вселенной. Мечети Масджид Марьям Замани и Вазир Хан являются истинными примерами таких мечетей. [ 14 ]
Фон
[ редактировать ]Мечеть была построена императрицей Марьям Замани , императрицей императора Великих Моголов Акбара и матерью императора Джахангира . Он был построен в ранний период Джахангира , в 1023 году хиджры/1614 году нашей эры, как записано в персидской надписи на фасаде северных ворот. [ 2 ]
Марьям Замани, индуистская принцесса по происхождению. [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] женился на мусульманской общине [ 18 ] [ 19 ] и торговали на христиане, где доминировали водных путях, не ограничиваясь религиозными препятствиями. Ее статус изолированного финансиста предоставил ей как приключение в зарубежной торговле , так и защиту от религиозных ограничений. [ 20 ]
Эта мечеть известна в народе как «Мечеть Бегум Шахи» по одному из ее титулов, « Шахи Бегум » ( букв. Супруга Императрицы). [ 21 ]
Расположение
[ редактировать ]Мечеть расположена недалеко от старых ворот Масти города- крепости Лахора , напротив восточных стен Лахорского форта . [ 1 ]
История
[ редактировать ]Эта мечеть была построена как мечеть Джами для присутствовавших при дворе. [ 11 ] Строительство началось в 1611 году и продолжалось до 1614 года. [ 12 ] Мечеть оставалась посещаемой для молитв как дворянством Великих Моголов, так и простыми людьми более двухсот лет, пока она не превратилась в пороховой завод. [ 22 ]
Во время правления сикхов в Лахоре эта мечеть была превращена Ранджитом Сингхом в пороховой завод, за что она тогда была известна как Барудхана Вали Масджид («Пороховая мечеть»). [ 23 ] [ 24 ] Созданный при мечети пороховой завод имел полноценный коллектив, работавший под руководством Джавахара Мал Мистри. [ 22 ] [ 1 ]
В 1850 году майор МакГрегор, тогдашний заместитель комиссара Лахора, вернул мечеть мусульманам вместе с пристроенными к ней магазинами и домами. [ 22 ] [ 1 ] и она получила свое теперь официальное название «Масджид Мариям Замани». [ 25 ]
Архитектура
[ редактировать ]
Мечеть Вали Нимат Мариам-уз-Замани Бегум представляет собой переходный этап архитектуры и отражает как влияние Великих Моголов, так и влияние более ранней пуштунской династии Лоди , которая ранее управляла регионом. [ 26 ] Короткие купола и широкие арки представляют более ранний стиль Лоди, а балконы, боковые комнаты и украшения мечети выполнены в стиле Великих Моголов. [ 1 ]
Мечеть воплощает стиль, который был замечен в последующих мечетях и зданиях Великих Моголов: однонефное прямоугольное пространство, разделенное на пять отсеков. [ 7 ] [ 27 ] Внешняя форма мечети принадлежит к типу, давно популярному в индо-исламской архитектуре. [ 11 ]
Мечеть представляет собой первую в Лахоре молитвенную комнату с пятью отсеками, которая позже станет типичной для всех более поздних мечетей Великих Моголов, таких как мечеть Вазир-хана и мечеть Бадшахи . Центральный отсек мечети выполнен в стиле персидского Чар Так и окружен по одному куполу меньшего размера с обеих сторон. [ 28 ] Изначально в мечети было 3 ворот, из которых сохранились 2. [ 11 ]
Макет
[ редактировать ]Мечеть занимает территорию площадью 135 футов 6 дюймов на 127 футов 6 дюймов. Он построен из кирпичной кладки и оштукатурен и представляет собой массивное сооружение, представляющее собой переходный этап архитектуры между периодами Лоди и периода Великих Моголов. Он имеет два входа через глубоко утопленные арочные ворота на северной и восточной сторонах. Лестница из четырех ступенек в каждом воротах ведет вниз к главному двору размером 123 на 83 фута. Первоначально двор был окружен рядами келий с севера и юга, некоторая часть которых существует до сих пор. На востоке, вдоль ворот, находится платформа шириной 17 футов, на которой стоит ограда, состоящая из восьмиугольной куполообразной гробницы и некоторых других современных могил.
В центре двора сейчас капитально отремонтирован резервуар для омовения размером 31 фут 5 дюймов на 26 футов 3 дюйма. Современная армированная крыша Бадауна и других мест субконтинента дает нам представление об их постепенном развитии и совершенстве, достигнутом в период Великих Моголов. [ 29 ]
Дизайн
[ редактировать ]Украшение интерьера
[ редактировать ]Мечеть выделяется уникальными фресками, которые отличаются совершенством техники и разнообразием сюжетов. В мечети был использован самый ранний иранский мотив в архитектуре Великих Моголов. [ 30 ]
«Эти картины не имеют себе равных в Пакистане и, возможно, в Индии «по своей деликатности и живому разнообразию», а также по гармоничному золотистому тону, который лишь частично обусловлен возрастом». [ 3 ]
- Мортимер Уиллер, Пять тысяч лет Пакистана.
«Никогда в истории архитектуры раннего периода Великих Моголов мы не находим такого широкого и исключительного использования этого типа декора. Бесконечное разнообразие геометрических цветочных и письменных узоров, разбросанных по внутренней поверхности в тонкой цветовой гамме, является характерной чертой больше нигде не видел». [ 13 ]
- Ахмад Наби Хан, Пакистанская археология №7.
Вся внутренняя поверхность молитвенной палаты покрыта красочным фресковым декором. В центре главного купола находится медальон с расходящимся звездчатыми и сетчатыми формами, выполненными в лепнине, завершающими изысканный декор куполов. Подобные формы можно увидеть в последующей архитектуре Великих Моголов. [ 11 ] [ 7 ]
Потолки гробницы Итимад-уд-Даула с их богато полихромными сетчатыми сводами и звездчатыми формами представляют собой более изысканную версию потолков мечети Марьям Замани . [ 31 ] [ 32 ] Великолепно расписанная молитвенная комната мечети Вазир Хана и ее интерьер, а также углубленная арка и звездчатый свод центрального пиштака богато полихромированы с использованием техники, аналогичной той, что используется в мечети Марьям Замани . [ 33 ]
Эта мечеть известна своей сложной работой и считается самой красивой из трех великих мечетей старого Лахора. Нет сомнений в том, что мечеть Вазир-хана прекрасна, как и огромная мечеть Бадшахи, но по замысловатой красоте ни одна не может сравниться с мечетью императрицы. [ 6 ]
Надписи
[ редактировать ]В мечети представлены в основном четыре надписи коранического и некоранического происхождения. [ 12 ] Надпись над северными воротами содержит персидскую надпись, которая гласит: [ 1 ] [ 2 ]
Благодарение Богу, по чьей милости, под покровительством Ее Величества, это здание было завершено. Основательницей здания, места спасения, является царица Мариям Замани. О завершении этого здания, напоминающего рай, я думал, когда наконец нашел его в словах «Какая прекрасная мечеть!»
Таким образом, изысканная архитектура мечетей периода Джахангира несет на себе печать женского покровительства . [ 7 ]
В то время как надпись над восточными воротами гласит молитву императрицы Мариам-уз-Замани за ее сына Джахангира : [ 1 ]
Пусть Покоритель мира, Император Нур-уд-Дин Мухаммад , сияет в мире, как солнце и луна, о Боже!
Над аркой в северном конце мечети находится последняя надпись, которая гласит: [ 1 ]
Так сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Верующие в мечети – как рыба в воде!»
Сохранение
[ редактировать ]В Пакистане мечеть была захвачена несколькими магазинами, а вид на мечеть со стороны ворот Акбари форта Лахора был закрыт незаконно построенными шиномонтажными мастерскими. [ 24 ] В июле 2016 года власти города-крепости Лахора объявили, что магазины будут снесены, а мечеть также будет законсервирована и восстановлена. [ 34 ] [ 27 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Входной знак
-
Внутри Марьям Замани
-
Мечеть богато украшена мукарнами .
-
Центральный фонтан и зона омовения покрыты новым навесом.
-
Зона омовения
Библиография
[ редактировать ]- Хан, Ахмад Наби (1970). Пакистанская археология №7 .
- Ашер, Кэтрин Б. (Кэтрин Бланшар) (1992). Архитектура Индии Великих Моголов . Кембридж; Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-26728-1 .
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Латиф, Сиад Мухаммад (1892). Лахор: его история, архитектурные руины и древности . Оксфордский университет: New Imperial Press.
- ^ Перейти обратно: а б с Хан 1970 , стр. 121, 122, 129.
- ^ Перейти обратно: а б с Уиллер, REM (1950). Пять тысяч лет Пакистана . п. 83.
- ^ Шиммель, Аннемари; Вагмар, Бурзин К. (2004). Империя Великих Моголов: история, искусство и культура . Лондон: Книги реакции. п. 148. ИСБН 978-1-86189-185-3 .
- ^ Беверидж, Х. (1907). Акбарнама Абул Фазла Том. 2 . п. 506.
- ^ Перейти обратно: а б «Вспоминая: Императрица и два ее обреченных паломнических корабля» . 11 апреля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кох, Эбба (1990). Могольская архитектура . п. 83.
- ^ Сады Великих Моголов: источники, места, изображения и перспективы . Вашингтон, округ Колумбия: Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оукса. 1996. с. 155. ИСБН 978-0-88402-235-0 .
- ^ Мехта, Дж.Л. (1981). Предварительное исследование истории средневековой Индии . Том. II. Стерлинг Паблишер Прайвит Лимитед. ISBN 8120704320 .
Бихари Мал дал своей дочери богатое приданое и послал своего сына Бхагвана Даса с отрядом раджпутских солдат сопровождать его молодоженную сестру в Агру согласно индуистскому обычаю. Акбар был глубоко впечатлен весьма достойным, искренним и царственным поведением его раджпутских родственников. Он взял на королевскую службу Ман Сингха, юного сына Бхагванта Даса. Акбар был очарован обаянием и достижениями своей жены-раджпутки; он по-настоящему полюбил ее и возвысил ее до статуса главной королевы. Она приехала, чтобы оказать глубокое влияние на социокультурную среду всего королевского двора и изменила образ жизни Акбара. Салим (позже Джахангир), наследник престола, родился от этого брака 30 августа 1569 года.
- ^ Хинду-шах Мухаммад Касим. Гульшан-и-Ибрагими . п. 223.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Ашер 1992 , стр. 116–117.
- ^ Перейти обратно: а б с «Бегум Шахи Масджид» . Пакистан сегодня. 12 марта 2016 года . Проверено 31 августа 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Хан 1970 , с. 126.
- ^ Хашми, Арсала (2018). «Философия дизайна интерьера в мечетях эпохи Великих Моголов в Лахоре: пример мечетей Марьям Замани и Вазир Хана» . Журнал искусства, архитектуры и искусственной среды . 01 (2): 57. дои : 10.32350/jaabe.12.04 . ISSN 2617-2690 . S2CID 116177297 .
- ^ Чандра, Сатиш (2007). История средневековой Индии: 800-1700 гг . Ориент БлэкСвон. п. 243. ИСБН 978-81-250-3226-7 .
- ^ Эрали, Авраам; Эрали, Авраам прошлой весной (2000). Императоры павлиньего трона: Сага о великих Моголах . Библиотечный Бытие. Нью-Дели, Индия ; Нью-Йорк: Книги Пингвина. п. 136. ИСБН 978-0-14-100143-2 .
- ^ Мехта, Дж. Расширенное исследование истории средневековой Индии . Стерлинг Паблишерс Пвт. ООО с. 374. ИСБН 978-81-207-1015-3 .
- ^ Коллиер, Дирк (1 марта 2016 г.). Великие Моголы и их Индия . Hay House, Inc. ISBN 978-93-84544-98-0 .
- ^ Тирмизи, SA (1979). Указы гарема Великих Моголов . Идара-и Адабият-и Делли. п. 14.
- ^ Находка, Эллисон Б. (1988). «Захват корабля Марьям-уз-Замани: женщины Великих Моголов и европейские торговцы» . Журнал Американского восточного общества . 108 (2): 238. дои : 10.2307/603650 . ISSN 0003-0279 . JSTOR 603650 .
Однако сама Марьям-уз-Замани осталась равнодушной к вопросу отступничества. Нет никаких записей о том, чтобы поднимались какие-либо вопросы относительно ее положения как судовладельца в соответствии с Португальским перевалом; ни ее религиозный статус жены, а затем матери мусульманского императора, ни индуистская традиция ее рождения, похоже, не были поставлены под угрозу ее участием в морской торговле в христианских водах. Скорее, ее положение изолированного финансиста позволяло ей одновременно заниматься внешней торговлей и защищаться от религиозных ограничений, которые могло повлечь за собой такое предприятие.
- ^ Лоу, WH (1884 г.). Мунтахаб - Ут - Таварих Том. 2 . п. 112.
- ^ Перейти обратно: а б с Хан 1970 , стр. 132–133.
- ^ Куреши, Таня. «Масджид Мариам Замани — «мать всех мечетей» » . Ежедневные Таймс .
В эпоху сикхов эта великолепная мечеть была превращена в пороховой завод и стала известна как Баруд Хана Вали Масджид (мечеть с порохом). В 1850 году британское правление передало мечеть мусульманам, которые вернули ей первоначальную славу.
- ^ Перейти обратно: а б «Визуальное наслаждение – мечети Марьям Замани и Вазир Хан» . Рассвет. 13 мая 2015 года . Проверено 31 августа 2016 г.
- ^ Шейх Маджид (25 ноября 2018 г.). «Вспоминая: мечеть «Барудхана», ее базар и «хавели» » . РАССВЕТ.КОМ . Проверено 20 ноября 2022 г.
- ^ Хан 1970 , с. 124.
- ^ Перейти обратно: а б Ахмед, Шоаиб (6 октября 2021 г.). «Мечеть Марьям Замани на реставрации» . РАССВЕТ.КОМ . Проверено 20 ноября 2022 г.
- ^ Гибб, ХАР (1954). Энциклопедия ислама . Архив Брилла. ISBN 9004064710 . Проверено 30 августа 2016 г.
- ^ Хан 1970 , стр. 124–126.
- ^ Ашер 1992 , стр. 116, 132.
- ^ Ашер 1992 , с. 131.
- ^ Кох, Эбба (1983). Джахангир и ангелы: недавно обнаруженные настенные росписи под европейским влиянием в форте Лахор . п. 176.
- ^ Ашер 1992 , стр. 225–226.
- ^ «Мечеть Мариам Замани будет восстановлена» . Нация (Пакистан). 26 июля 2016 года . Проверено 31 августа 2016 г.