Камбоджа
Камбоджи . были юго-восточным иранским народом [а] населявшие северо-восточную большую часть территории, населенной иранскими племенами, граничившей с индийскими землями . Они появляются только в индоарийских надписях и литературе, впервые засвидетельствованы в конце ведического периода .
Они говорили на языке, похожем на младоавестийский , слова которого, как полагают, были включены в арамао-иранскую версию Кандагарской двуязычной наскальной надписи, воздвигнутой императором Ашокой Маурьев ( годы правления 268–232 до н. э. ). Они были приверженцами зороастризма , о чем свидетельствуют их убеждения, что насекомых, змей, червей, лягушек и других мелких животных необходимо убивать — практика, упомянутая в авестийском «Вендидаде» .
Этимология
[ редактировать ]Камбоджа- (более поздняя форма Камбоджа- ) было названием их территории и идентично древнеиранскому названию * Камбауа- , значение которого неясно. Давней является теория, предложенная Ж. Шарпантье в 1923 году, в которой он предполагает, что это имя связано с именем Камбиса I и Камбиза II ( Камбуджия или Камбаудж на древнеперсидском языке ), обоих царей из династии Ахеменидов . Теория обсуждалась несколько раз, но поставленные ею вопросы так и не были решены убедительно. [ 1 ]
В том же году Сильвен Леви предположил, что это имя имеет австроазиатское происхождение, хотя это обычно отвергается. [ 1 ]
История
[ редактировать ]Камбоджа появляются только в индоарийских надписях и литературе, впервые засвидетельствованы в конце ведического периода . « Найгантукас » , глоссарий и старейшее из сохранившихся сочинений об индийской лексикографии , является первым источником, в котором они упоминаются. В своей книге об этимологии — « Нирукте » — древнеиндийский автор Яска комментирует ту часть «Наигхантуки» , в которой упоминает, что «слово шавати как глагол движения используется только камбоджас», утверждение, которое более или менее реже повторяется таким же образом более поздними авторами, такими как грамматист Патанджали (2-й век до н.э.) в его Махабхашье . Слово śavati эквивалентно šiiauua- в Младшем Авестийском языке , что показывает, что камбоджас говорили на иранском языке, тесно связанном с ним. Современный историк М. Витцель предположил, что грамматики и лексикографы, должно быть, впервые познакомились с этим словом около 500 г. до н. э. или, возможно, раньше, поскольку Яска и Патанджали использовали один и тот же пример, известный среди грамматиков и лексикографов. [ 1 ]
Согласно Артхашастре из Каутильи , камбоджи были известны как вартта-састропадживинах , что означает, что они представляли собой класс гильдий кшатриев , которые жили как торговлей, так и войной. [ 2 ]
Основные каменные указы императора Маурьев . Ашоки ( годы правления 268–232 до н.э. ) содержат первые свидетельства о камбоджи, которые можно точно датировать В тринадцатом указе говорится «среди греков и камбоджийцев», а в пятом указе говорится «о греках, камбоджасцах и гандхарцах». Неясно, имел ли Ашока в виду только камбоджи или все иранские племена в своей империи. Тем не менее, упомянутые группы людей входили в состав Империи Маурьев, находились под влиянием ее политики, культуры и религиозных традиций, а также придерживались идеологии «праведности», установленной Ашокой. [ 1 ]
В главном индийском эпосе «Махабхарата» камбоджи также упоминаются наряду с греками, гандхарами , бактрийцами и индо-скифами . Географические тексты на санскрите и Ангуттара-никае включают Камбоджи как одно из шестнадцати королевств Индийского субконтинента во времена жизни Будды . Различные характеристики камбоджи также описаны в различных типах санскритской и палийской литературы; они брились наголо; у них был король; Раджа-пура (что означает «Царский город») — название их столицы, но ее местонахождение остается неизвестным. Как это было типично для иранцев, камбоджи славились своим мастерством в коневодстве, и считается, что лошади, которых они производили, были наиболее пригодными для использования в бою. Этих лошадей завозили в Индию в больших количествах, а также отдавали в качестве дани. [ 1 ] [ 3 ] [ 4 ] Индолог Этьен Ламотт далее предполагает, что репутация Камбоджи как родины лошадей, возможно, принесла коневодам, известным как Аспасиой (от древнеперсидского aspa ) и Ассакеной (от санскритского aśva «лошадь»), свой эпитет. [ 5 ]
После смерти Ашоки империя Маурьев пришла в упадок. В начале 2-го века до нашей эры они потеряли свои индийско-иранские приграничные земли (включая Гандхару и Арахозию ) из-за войск Деметрия I ( годы правления 200–180 до н.э. ), царя Греко -Бактрийского царства . В результате греческое население этих территорий снова оказалось под властью своих греческих соотечественников, в то время как камбоджи встретились с другими иранцами, поскольку бактрийцы, вероятно, были основным компонентом армии завоевателей наряду с греками. [ 6 ]
Некоторые историки считают, что Камбоджа основали династию Камбоджа Пала в Бенгалии , но это остается неопределенным. Некоторые историки считают, что его основали Камбоджас, поселившиеся в Бенгалии, и эта теория может быть подтверждена свидетельством о Камбоджадеше на холмах Лушай в тибетской книге Паг Сам Джон Занг . Хем Чандра Райчаудхури предположил, что камбоджи, возможно, пришли в Бенгалию с северо-западной границы после завоеваний Гурджара-Пратихара при жизни Нараянапалы . Он добавляет, что эти камбоджи, возможно, захватили позиции и в подходящее время захватили власть. [ 7 ]
Ричард Стрэнд считает народ нуристани ком (также известный как камози или камойи) потомками народа камбоджа. [ 8 ]
Язык и местоположение
[ редактировать ]Камбоджи населяли северо-восточную большую часть территории, населенной иранскими племенами, граничащей с индийскими землями. [ 1 ] В 1918 году Леви предложил назвать Кафиристан , но позже отказался от него в 1923 году; Б. Либих предположил, что они жили в Кабулской долине ; Дж. Блох предположил, что они жили к северо-востоку от Кабула ; Ламот считал, что они живут от Кафиристана до юго-западной части Кашмира . [ 5 ] [ 9 ]
В 1958 году новое предложение было выдвинуто французским лингвистом Эмилем Бенвенистом . [ 9 ] Он провел сравнение между камбоджасами и греками, описанными в указах Ашоки в Кандагаре , и двумя языками, на которых они были написаны; греческий и «арамао-иранский», что относится к иранскому языку, скрытому в тексте арамейского алфавита . Ашока хотел использовать эти два языка, чтобы передать свое религиозное послание жителям территории современного восточного Афганистана , в районе Гандхары, примерно между Кабулом и Кандагаром. Из-за этого Бенвенист считал, что на иранском языке, использованном в надписях Ашоки, говорят камбоджи. [ 1 ] Иранологи и Франц Грене также поддерживают эту точку зрения, заявляя, что «Тот факт , Мэри Бойс что были созданы арамейские версии, указывает на то, что камбоджи пользовались определенной автономией и что они не только сохранили свою иранскую идентичность, но и управлялись в некоторой степени членами их собственной общины, на которых была возложена ответственность передать им слова короля и выгравировать их на камне». [ 10 ]
Жерар Фюссман предположил, что на неопознанном иранском языке двух наскальных надписей (IDN 3 и 5) в Дашт-э-Наваре говорили камбоджи, что, возможно, является ранней стадией языка ормури . По словам Рюдигера Шмитта; «Если эта гипотеза подтвердится, мы сможем более точно определить местонахождение камбоджи в горах вокруг Газни и в Верхнем Аргандабе ». [ 1 ]
Религиозные верования
[ редактировать ]Индоарийцы ) чужеземцами со считали камбоджи «неарийскими» ( анариями своими особыми традициями, о чем свидетельствует часть буддийских сказаний Джатаки . Согласно религиозным верованиям камбоджи, насекомых, змей, червей, лягушек и других мелких животных нужно было убивать. [ 1 ] [ 4 ] связывали с авестийским вендидадом Эту практику ученые долгое время , что привело их к выводу, что камбоджи были приверженцами зороастризма . [ 1 ] Эти верования основаны на зороастрийском дуализме, который приписывает Злой Дух существам, подобным этим и другим, ядовитым или отталкивающим для человека. Следовательно, зороастрийцам было приказано уничтожить их, и тщательное стремление к этой цели наблюдалось сторонними наблюдателями с V века до нашей эры по настоящее время. [ 11 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Стипендиаты согласны с тем, что камбоджи были иранцами. [ 12 ] Ричард Н. Фрай заявил, что «их местонахождение и значение слова Камбоджа вызывают много споров, но, по крайней мере, решено, что они были иранцами, жившими на северо-западе субконтинента». [ 13 ]
См. также
[ редактировать ]- Камбой
- Камбоджа
- камбоджийский
- Поддержите Камбоджу
- Комедии
- Арт (Камуя)
- Королевство Каписа
- Парачи
- Статуя Саптариши Тила
- Ришикас
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Шмитт 2021 .
- ^ Маджумдар, Рамеш Чандра (1922). Корпоративная жизнь в Древней Индии. Агентство восточной книги, стр-29.
- ^ Шарма 2007 , с. 145–152.
- ^ Jump up to: а б Бойс и Гренет 1991 , стр. 101-1. 129–130.
- ^ Jump up to: а б Ламотт 1988 , с. 100.
- ^ Бойс и Гренет 1991 , с. 149.
- ^ Чаудхури 1967 , с. 73.
- ^ Стрэнд, Ричард (2022). «Камбои и саки в горах Холли-Оук: о происхождении нуристанов» (PDF) . Нуристан: Скрытая земля Гиндукуша .
- ^ Jump up to: а б Бэйли 1971 , с. 66.
- ^ Бойс и Гренет 1991 , с. 136.
- ^ Бойс и Гренет 1991 , с. 130.
- ^ Шмитт 2021 ; Бойс и Гренет 1991 , с. 129; Скотт 1990 , с. 45; Кубица 2023 , с. 88; Эммерик 1983 , с. 951; Фуссман 1987 , стр. 779–785; Эггермонт 1966 , с. 293.
- ^ Фрай 1984 , с. 154.
Источники
[ редактировать ]- Бейли, HW (1971). «Древняя Камбоджа». В Клиффорде Эдмунде Босворте (ред.). Иран и ислам: памяти покойного Владимира Минорского . Издательство Эдинбургского университета. стр. 65–71. ISBN 978-0085224201 .
- Бойс, Мэри ; Грене, Франц (1991). Бек, Роджер (ред.). История зороастризма, зороастризм под македонским и римским правлением . Лейден: Брилл. ISBN 978-9004293915 .
- Чаудхури, Абадула Мамина (1967). Династическая история Бенгалии, 750–1200 гг . н.э. Азиатское общество Пакистана.
- Эггермонт, PHL (1966). «Мурунда и древний торговый путь из Таксилы в Удджайн». Журнал экономической и социальной истории Востока . 9 (3). Брилл: 257–296. дои : 10.1163/156852066X00119 .
- Эммерик, RE (1983). «Буддизм среди иранцев». В Яршатере, Эхсан (ред.). Кембриджская история Ирана, том 3 (2): Селевкидский, парфянский и сасанидский периоды . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . стр. 949–964. ISBN 0-521-24693-8 .
- Кубица, Ольга (2023). Греко-буддийские отношения на эллинистическом Дальнем Востоке: источники и контексты . Рутледж. ISBN 978-1032193007 .
- Фассман, Г. (1987). «Ашока II. Ашока и Иран» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Иранская энциклопедия, том II/7: Аруж – Ашока IV . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 779–785. ISBN 978-0-71009-107-9 .
- Фрай, Р.Н. (1984). История Древнего Ирана . Ч. Бек. ISBN 978-3406093975 .
- Лал, Дипак (2005). Индуистское равновесие: Индия, ок. 1500 г. до н.э. – 2000 г. н.э. Издательство Оксфордского университета. п. XXXVIII. ISBN 978-0-19-927579-3 .
- Ламотт, Этьен Ламотт (1988). Уэбб-Бойн, Сара (ред.). История индийского буддизма . Питерс Пресс. ISBN 978-9068311006 .
- Шмитт, Рюдигер (2021). «Камбоджа» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Иранская энциклопедия, онлайн-издание . Фонд Энциклопедии Ираника.
- Скотт, Дэвид Алан (1990). «Иранское лицо буддизма». Восток и Запад . 40 (1): 43–77. JSTOR 29756924 . ( требуется регистрация )
- Шарма, Рам Шаран (2007). «Глава 15: Территориальные государства и возвышение Магадхи». Древнее прошлое Индии . Издательство Оксфордского университета. стр. 145–152. ISBN 9780199080366 .
Возникновение крупных государств с городами в качестве базы операций усилило территориальную идею. Люди были обязаны сильно преданы джанападе или территории, к которой они принадлежали, а не своей джане или племени. Палийские тексты показывают, что джанапады превратились в махаджанапады. Гандхара и Камбоджа были важными махаджанападами. Камбоджа называется джанапада в Панини и махаджанапада в палийских текстах.