Резня Уитмена
Резня Уитмена | |
---|---|
Часть войны на Кайюсе | |
![]() Драматическое изображение инцидента из « Одиннадцати лет в Скалистых горах» и жизни на границе Фрэнсис Фуллер Виктор . | |
Расположение | Миссия Вайлатпу, недалеко от Уолла Уолла, Вашингтон |
Координаты | 46 ° 02'32 "с.ш. 118 ° 27'51" з.д. / 46,04222 ° с.ш. 118,46417 ° з.д. |
Дата | 29 ноября 1847 г. |
Летальные исходы | 13 |
Преступники | Тилукаикт , Томахас, Киамсумпкин, Иайахалакис и Клокомас |
Мотив | Вера в то, что Маркус Уитмен намеренно отравлял коренных американцев, зараженных корью. |
Резня Уитмена (также известная как убийства Уитмена и трагедия в Вайлатпу ) [ 1 ] [ 2 ] относится к убийству американских миссионеров Маркуса и Нарциссы Уитмен вместе с одиннадцатью другими людьми 29 ноября 1847 года. Они были убиты небольшой группой мужчин Кайюс , которые обвинили Уитмена в отравлении 200 Кайюс, находившихся у него на лечении во время вспышки кори, которая включая семью Уитменов. [ 3 ] Убийства произошли в миссии Уитмена на слиянии рек Уолла-Уолла и Милл-Крик на территории нынешнего юго-восточного Вашингтона, недалеко от Уолла-Уолла . Резня стала решающим эпизодом в заселении США Тихоокеанского Северо-Запада , заставив Конгресс США принять меры по объявлению территориального статуса страны Орегон. Территория Орегон была основана 14 августа 1848 года для защиты белых поселенцев.
Резню обычно приписывают неспособности врача Уитмена предотвратить вспышку кори. Кайюс по крайней мере в трех деревнях считал Уитмена ответственным за широкомасштабную эпидемию, в результате которой погибли сотни Кайюс, а поселенцы остались сравнительно невредимыми. Некоторые Кайюсе обвинили поселенцев в том, что они отравили их, чтобы они могли забрать свою землю. [ 2 ] [ 4 ] В суде над пятью Кайюсами, обвиняемыми в убийстве, они использовали защиту, утверждая, что убийство знахаря , дающего плохое лекарство, является племенным законом. [ 5 ]
Сегодня кайюсе являются одним из трех племен, входящих в состав Конфедеративных племен индейской резервации Уматилла (CTUIR).
Фон
[ редактировать ]
Народы Сахаптина вступили в прямой контакт с белыми колонизаторами за несколько десятилетий до прибытия членов Американского совета комиссаров по иностранным миссиям (ABCFM). Эти отношения определяют ожидания Кайюса относительно того, как будут осуществляться обмены и диалог с белыми. В первую очередь первые евроамериканцы занимались торговлей мехом в Северной Америке и морской торговлей мехом . Капитаны морской пехоты регулярно дарили небольшие подарки местным торговцам, чтобы стимулировать коммерческие сделки. Позже наземные торговые посты, которыми управляли Pacific Fur Company , North West Company и Hudson's Bay Company , упорядочили экономические и культурные обмены, включая раздачу подарков. Взаимодействия не всегда были мирными. Коренные американцы подозревали, что белые обладают властью над новыми болезнями, от которых они страдают. В отчетах того периода отмечается, что представители народов ампква , мака и чинукан столкнулись с угрозой уничтожения из-за болезней, переносимых белыми, поскольку у местных жителей не было иммунитета к этим новым инфекционным заболеваниям. [ 6 ] Став ведущим предприятием по сбору меха в регионе, HBC продолжила развивать связи на Колумбийском плато .
Историк Кэмерон Аддис рассказал, что после 1840 года большая часть Колумбийского плато больше не играла важной роли в торговле мехом и что:
... большая часть его населения не зависела от сельского хозяйства, но торговцы в течение тридцати лет распространяли христианство. Когда прибыли католические и протестантские миссионеры, они встретили индейцев, уже довольных смесью христианства и местных религий, скептически относящихся к сельскому хозяйству и опасающихся очевидной способности белых вызывать болезни. Местные индейцы ожидали торговли и подарков (особенно табака) в рамках любого взаимодействия с белыми, религиозными или медицинскими. [ 7 ]
Создание миссии
[ редактировать ]Сэмюэл Паркер и Маркус Уитмен в 1835 году путешествовали по суше от Скалистых гор до частей современных штатов Айдахо , Орегон и Вашингтон , чтобы найти потенциальные места для миссии. Паркер нанял переводчика у Пьера-Хрисолога Памбруна , управляющего торговым постом компании Гудзонова залива (HBC) Форт-Нез-Персес . Ему нужна была помощь в консультациях с элитой Ликсию ( Каюсе) и Ниимиипу (Нез Персе), чтобы определить конкретные места для миссий и христианского прозелитизма.

Во время конкретных переговоров о том, что стало Миссией Уитмена , в шести милях от места нынешнего города Уолла-Уолла, штат Вашингтон , Паркер сказал собравшимся мужчинам Кайюса, что:
Я не намерен забирать ваши земли просто так. После приезда Доктора [Уитмена] каждый год [ sic ] будет приходить большой корабль, нагруженный товарами, которые будут разделены между индейцами. Эти товары не будут проданы, а переданы вам. Миссионеры принесут вам плуги и мотыги, чтобы научить вас обрабатывать землю, и они не продадут их, а дадут вам». [ 8 ]
Ранний контакт
[ редактировать ]

Уитмен вернулся в следующем году со своей женой Нарциссой, механиком Уильямом Х. Греем и миссионерской парой преподобным Генри Сполдингом и Элизой Харт Сполдинг . Жены были первыми известными белыми американками, прибывшими на северо-запад Тихого океана по суше. HBC Главный фактор доктор Джон Маклафлин не советовал миссионерам, проживающим на плато Колумбия , но, тем не менее, предложил материальную поддержку их предприятию. В частности, он разрешил женщинам проживать в форте Ванкувер той зимой, когда мужчины отправились начинать работу по строительству миссии Вайлатпу. [ 9 ]
Поскольку популяция бобров на Колумбийском плато сократилась, британская торговля мехом была сокращена. Несмотря на это, практика HBC в предыдущие десятилетия сформировала представления и ожидания кайюсов по отношению к миссионерам. Уитмен был разочарован тем, что Кайюс всегда делал упор на коммерческие обмены. В частности, они просили его закупить их запасы бобровых шкур по ценам, сопоставимым с ценами в форте Нез-Персес. [ 9 ] Припасы Миссии в целом не были достаточно привлекательными для сахаптинов, чтобы служить компенсацией за их труд. У Уитмена не было значительных запасов пороха, табака или одежды, поэтому ему пришлось поручить большую часть рабочей силы гавайским канакам (которые обосновались после работы моряками) или белым. [ 10 ] Чтобы пополнить запасы продовольствия на первую зиму, Уитмен купил у Кайю несколько лошадей. Кроме того, первоначальная вспашка фермы Вайлатпу велась в основном с использованием тягловых животных, одолженных дворянином Кайузе и фортом Нез Персес. [ 9 ]
Семья миссионеров страдала от отсутствия уединения, поскольку кайюс не задумывались о том, чтобы войти в их жилище. Нарцисса жаловалась, что кухня «всегда была заполнена четырьмя, пятью или более индейцами, особенно мужчинами, во время еды…» и сказала, что, как только для коренных жителей была оборудована комната, миссионеры «не разрешали им ходить туда». в другую часть дома вообще...». По словам Нарциссы, туземцы были «настолько грязны, что тратили много времени на уборку, куда бы они ни пошли…» [ 11 ] Она написала, что «мы пришли, чтобы возвысить их, а не позволить себе опуститься до их уровня». [ 11 ]
В начале 1842 года, когда Кайюсе после зимы вернулись в окрестности Вайлатпу, Уитмены приказали соплеменникам построить для них молитвенный дом. Дворяне Кайюсе не согласились, заявив, что существующих миссионерских зданий достаточно. Уитмены пытались объяснить, что «мы не могли позволить им поклоняться там, потому что они сделали бы это настолько грязным и наполнили бы блохами, что мы не смогли бы в нем жить». [ 11 ] Кайюс, посетивший Уитменов, счел высокомерие Нарциссы и отказ Маркуса проводить проповеди в миссионерском доме грубыми. [ 7 ]
Земельный спор
[ редактировать ]«Каюс» разрешил строительство миссии, полагая, что обещания Паркера все еще выполняются. [ 8 ] Летом 1837 года, через год после начала строительства, Уитменов призвали внести причитающуюся оплату. Вождя, владевшего окрестными землями, звали Умтиппе. Уитмен отказался выполнить его требования и отказался выполнить соглашение, настаивая на том, что земля была предоставлена ему бесплатно. [ 12 ]
Умтиппе вернулся следующей зимой, чтобы снова потребовать оплату, а также медицинскую помощь своей больной жене. Он сообщил Уитмену: «Доктор, вы пришли сюда, чтобы дать нам плохие лекарства; вы пришли, чтобы убить нас, и вы украли наши земли. Вы обещали платить мне каждый год, и вы ничего мне не дали. Вам лучше уйти». Если умрет моя жена, умрешь и ты». [ 8 ] Мужчины Кайюса продолжали жаловаться торговцам HBC на отказ Уитмена платить за использование их земли и на его преференциальное отношение к прибывающим белым колонистам. [ 13 ]
В частности, лидер Кайузе препятствовал распиловке Греем древесины, предназначенной для различных построек в Вайлатпу. Он потребовал оплату за собранные миссионерами пиломатериалы и дрова. Эти меры были призваны задержать использование лесных ресурсов, поскольку поселенец в долине Уилламетт предложил дворянину основать поблизости торговый пост. [ 12 ] В 1841 году Тилукаикт держал своих лошадей на ферме Вайлатпу, чем вызвал неприязнь Уитмена, поскольку лошади уничтожали урожай кукурузы .
Уитмен утверждал, что сельскохозяйственные угодья предназначались специально для миссии, а не для бродячих лошадей. Тилукаикт сказал доктору: «... что это его земля, что он вырос здесь и что лошади только съедают рост почвы; и потребовал от меня столько же, сколько я когда-либо платил ему за землю». [ 12 ] Ошеломленный требованиями, Уитмен сказал Тилукайкту, что «я никогда ничего ему не дам…» [ 12 ] В начале 1842 года Нарцисса сообщила, что лидеры Кайюсе «сказали, что мы должны заплатить им за их землю, на которой мы жили». [ 11 ] Распространенной жалобой было то, что Уитмен продавал пшеницу поселенцам, ничего не передавая землевладельцам Кайюс и требуя от них оплаты за использование его мельницы. [ 13 ]
Усилия по конверсии
[ редактировать ]В 1838 году католическая церковь направила двух священников из колонии Ред-Ривер, чтобы они служили духовным нуждам как коренных жителей региона, так и католических поселенцев. Франсуа Норбер Бланше и Модест Демерс прибыли в форт Нез Персе 18 ноября 1839 года. [ 14 ] Это положило начало длительной конкуренции между ABCFM и католическими миссионерами за обращение сахаптинских народов в христианство. Пока Бланше и Демерс находились на торговом посту в течение одного дня, они проповедовали собравшейся группе Уолла Уоллас и Кайюс. Позже Бланше утверждала, что Уитмен приказал местным туземцам не посещать их службу. [ 14 ] Уитмен связался с агентом Маклафлином, чтобы пожаловаться на католическую деятельность. Маклафлин ответил, что не контролирует священников, но посоветовал бы им избегать района Вайилапту. [ 15 ]
Соперничающие миссионеры боролись за внимание благородного Кайюса Таватоя . Он присутствовал, когда католические священники проводили свою первую мессу в форте Нез-Персес. Летом 1839 года Демерс вернулся на торговый пост на две недели. [ 16 ] В это время крестился один из сыновей Таватоя, и его крестным отцом был назван Пьер-Хризолог Памбрен. [ 14 ] По словам Уитмена, католический священник запретил Таватой посещать его. [ 15 ] Хотя Таватой иногда навещал Уитмена, он избегал религиозных служб протестанта. [ 17 ] Кроме того, староста подарил католикам небольшой дом, который построил для него Памбрун, для проведения религиозных служб. [ 17 ]
После того, как Демерс покинул этот район в 1840 году, Уитмен несколько раз проповедовал собравшимся Кайюсу, говоря, что они находятся «в потерянном, разрушенном и осужденном состоянии… чтобы лишить их надежды на то, что поклонение спасет их». [ 10 ] Хотя он столкнулся с угрозами насилия за отказ в возможности поклонения, [ 18 ] Уитмен продолжал говорить каюзам, что их интерпретация христианства ошибочна.
Уитмен выступал против закрытия миссии Вайлатпу, как это предлагал Аса Боуэн Смит в 1840 году, поскольку считал, что это позволит «католикам объединить все [Тихоокеанское] побережье от Калифорнии до Севера…» [ 18 ] Между двумя христианскими конфессиями продолжалась религиозная борьба. Кайюс и родственные ему туземцы, «попавшие под папское влияние», по мнению правления ABCFM, «проявляли меньше доверия к церемониям этой обманчивой системы». [ 19 ] Несмотря на это утверждение, в 1845 году правление признало, что ни один Кайюс официально не присоединился к церквям, поддерживаемым миссионерами ABCFM. [ 20 ]
Генри Сполдинг и другие антикатолические министры позже заявили, что убийства Уитмена были спровоцированы католическими священниками. По их словам, католики, возможно, сказали кайюсам, что Уитмен вызвал болезни среди их народа, и подстрекали их к нападению. [ нужна ссылка ] Сполдинг и другие протестантские священники предположили, что католики хотели взять на себя протестантскую миссию, которую Уитмен отказался им продать. Они обвинили о. Пьера-Жана Де Смета о том, что он был участником подобных провокаций. [ нужна ссылка ]
Сельское хозяйство
[ редактировать ]Уитмен и его коллеги-миссионеры призывали народы прилегающего плато научиться перенимать сельское хозяйство в европейско-американском стиле и селиться на натуральных фермах. Эта тема была общей темой в их посланиях секретарю ABCFM преподобному Дэвиду Грину. [ 9 ] [ 17 ] [ 21 ] Попытки убедить кюзе отказаться от сезонных миграций отняли у Уитмена большую часть времени. Он считал, что если они будут выращивать продовольствие посредством сельского хозяйства, они останутся в окрестностях Вайилапту. Он сказал своему начальству, что если кайюсе откажутся от своей привычки переезжать зимой, он сможет уделять больше времени обращению в свою веру среди них. В частности, Уитмен сказал преподобному Грину, что «... хотя мы ставим Евангелие в качестве первой цели, мы не можем получить уверенности, если они не будут привлечены и удержаны плугом и мотыгой...» [ 22 ]
В 1838 году Уитмен написал о своих планах начать менять диету и образ жизни Кайюс. Он попросил, чтобы ему предоставили большой запас сельскохозяйственного оборудования, чтобы он мог одолжить его заинтересованному Кайюсу. Ему также требовалось оборудование, которое можно было бы использовать на мельнице для переработки любой производимой пшеницы. Уитмен считал, что мельница станет еще одним стимулом для народа Кайюс остаться возле Вайилапту. [ 21 ] Чтобы дать ему некоторую свободу от светских задач, Уитмен стал просить, чтобы на его станцию наняли фермера и консультировали Кайюс. [ 10 ]
Кайюсе начали собирать урожай на различных площадях сельскохозяйственных культур, первоначально предоставленных им Уитменом. Несмотря на это, они продолжили свои традиционные зимние миграции. В 1842 году ABCFM заявил, что Кайюс все еще «… пристрастились к бродячей жизни». [ 23 ] В правлении говорилось, что туземцы «не сильно склонны менять свой образ жизни…» [ 23 ] Зимой 1843–1844 годов у кайюсов не хватало продовольствия. Как рассказал ABCFM:
Новизна работы на себя и удовлетворения собственных потребностей, похоже, ушла в прошлое; в то время как папским учителям и другим противникам миссии, по-видимому, удалось убедить их в том, что миссионеры должны снабжать их едой и одеждой и удовлетворять все их потребности. [ 19 ]
Рост напряженности
[ редактировать ]
Дополнительным предметом разногласий между Уитменом и Кайюсом было использование миссионерами ядов. Джон Янг, иммигрант из США, сообщил, в частности, о двух случаях обострения отношений. [ 24 ] предупредил его В 1840 году Уильям Грей о грядках миссионерской дыни, большая из которых была отравлена. Это было из-за того, что Кайюс забрал продукты для защиты грядки. Грей заявил, что он «... добавил немного яда... для того, чтобы индейцы, которые будут их есть, немного заболели...» [ 24 ] Зимой 1846 года Янг работал на миссионерской лесопилке. Уитмен дал ему указание разместить отравленное мясо в окрестностях Вайлатпу, чтобы убить северо-западных волков . Несколько Кайюс съели смертельное мясо, но выжили. Тилукаикт посетил Вайлатпу после того, как люди выздоровели, и сказал, что если бы кто-нибудь из больных Кайюс умер, он бы убил Янга. [ 24 ] Сообщается, что Уитмен засмеялся, когда ему рассказали об этом разговоре, сказав, что он несколько раз предупреждал кайюсов о испорченном мясе. [ 24 ]
кори произошла Эпидемия вокруг форта Саттера в 1846 году, когда там находилась группа, состоящая в основном из Уолла Уолласа . Они принесли заразу в Вайлатпу, когда завершили вторую экспедицию Уолла-Вала , и она унесла жизни среди их группы. Вскоре после того, как экспедиция вернулась домой, болезнь появилась среди населения в окрестностях Уолла-Уолла и быстро распространилась среди племен средней части реки Колумбия. [ 25 ]
К 1940-м годам историки уже не считали эпидемию кори основной причиной убийств в Вайилапту. Роберт Хейзер сказал, что «эта эпидемия кори, как важный фактор, способствовавший резне Уитмена, была сведена к минимуму историками, ищущими причину возмущения». [ 26 ]
Кайюсе, участвовавшие в инциденте, ранее жили в миссии Вайлатпу. Среди многих вновь прибывших в Вайлатпу в 1847 году был Джо Льюис, ирокез смешанной расы и белая «полукровка». Огорченный дискриминационным обращением на Востоке, Льюис попытался посеять недовольство среди местного населения Кайюс , надеясь создать ситуацию, в которой он мог бы разграбить миссию Уитмена. Он рассказал Кайюсу, что Уитмен, который пытался лечить их во время эпидемии кори, пытался не спасти их, а отравить. верили Племена плато Колумбия , что врача или шамана можно было убить в отместку, если пациенты умирали. [ 27 ] Вполне вероятно, что Кайюс возложил на Уитмена ответственность за многочисленные смерти и поэтому счел оправданным покончить с собой. Кайюсе опасались, что он лечил их стрихнином, [ 28 ] [ 29 ] или что кто-то из компании Гудзонова залива ввел в лекарство стрихнин после того, как Уитмен передал его племени. [ 7 ]
Вспышка насилия
[ редактировать ]

29 ноября Тилукаикт , Томахас, Киамсумпкин, Иайчалакис, Эндокламин и Клокомас, разгневанные выступлением Джо Льюиса, напали на Вайлатпу. По словам Мэри Энн Бриджер (юной дочери горца Джима Бриджера ), жительницы миссии и очевидца события, мужчины постучали в кухонную дверь Уитменов и потребовали лекарство. Бриджер сказал, что Маркус принес лекарство, и начал разговор с Тилукайктом. Пока Уитмен отвлекся, Томахас дважды ударил его топором по голове сзади, а другой мужчина выстрелил ему в шею. [ 30 ] Мужчины Кайюсе выбежали на улицу и напали на белых мужчин и мальчиков, работавших на открытом воздухе. Нарцисса нашла Уитмена смертельно раненым. Он прожил несколько часов после нападения, иногда отвечая на ее тревожные заверения. Кэтрин Сагер, находившаяся с Нарциссой в другой комнате, когда произошло нападение, позже напишет в своих воспоминаниях, что «Тилукайкт так сильно порезал лицо доктора, что его черты невозможно было узнать». [ 30 ]
Позже Нарцисса подошла к двери, чтобы выглянуть; ее застрелил мужчина из Кайюса. Позже она умерла от залпа выстрелов после того, как ее уговорили покинуть дом. [ 31 ] Среди убитых также были Эндрю Роджерс, [ 32 ] Джейкоб Хоффман, Л.В. Сондерс, Уолтер Марш, [ 33 ] Джон и Фрэнсис Сагеры , [ 34 ] [ 35 ] Натан Кимбалл, [ 36 ] Исаак Гиллиланд, [ 37 ] Джеймс Янг, [ 38 ] Крокет Бьюли и Амос Сейлс. [ 39 ] Питеру Холлу, плотнику, работавшему в доме, удалось избежать резни и добраться до форта Уолла-Уолла, чтобы поднять тревогу и получить помощь. Оттуда он пытался добраться до форта Ванкувер, но так и не прибыл. Предполагается, что Холл утонул в реке Колумбия или был пойман и убит. [ нужна ссылка ] Начальник «Борода» тщетно пытался остановить резню, но ему это не удалось. Его нашли плачущим, когда он ехал к миссии Уитмена. [ 40 ]


Кайюсе взяли в плен 54 миссионера и удерживали их с целью выкупа, включая Мэри Энн Бриджер и пятерых выживших детей Сейгера. [ нужна ссылка ] Несколько заключенных умерли в плену, в том числе Хелен Мар Мик, [ 41 ] в основном от таких болезней, как корь. Дочь Генри и Элизы Сполдинг, которую также звали Элиза, жила в Вайлатпу, когда произошла резня. Десятилетняя Элиза, владевшая языком кайюс , во время плена выполняла функции переводчика. [ 42 ] Ее вернул родителям Питер Скин Огден , чиновник компании Гудзонова залива . [ 43 ]
Через месяц после резни, 29 декабря, по приказу главного фактора Джеймса Дугласа Огден организовал обмен 62 одеял, 62 хлопчатобумажных рубашек, 12 винтовок Гудзонова залива, 22 носовых платков, 300 комплектов боеприпасов и 15 саженей табака на возвращение 49 выживших заключенных. [ 44 ] Компания Гудзонова залива никогда не выставляла американским поселенцам счет за выкуп, и последние никогда не предлагали компании оплату наличными. [ нужна ссылка ]
Пробный
[ редактировать ]Несколько лет спустя, после дальнейшего насилия в ходе так называемой Войны Кайюс , некоторые поселенцы настаивали на том, что вопрос все еще не решен. Новый губернатор, генерал Митчелл Ламбертсен, потребовал сдачи тех, кто совершил убийства в миссии Уитмена. Главный вождь попытался объяснить, почему они убили белых и что последовавшая за этим война на Кайюсе привела к большим потерям его собственного народа, чем число убитых во время миссии. Объяснение не было принято.
В конце концов, вожди племен Тилукаикт и Томахас, присутствовавшие при первоначальном инциденте, и еще трое мужчин Кайюс согласились поехать в Орегон-Сити (тогда столица штата Орегон), чтобы предстать перед судом за убийство. Верховного суда штата Орегон Судья Орвилл Пратт председательствовал на судебном процессе, а прокурор США Эмори Холбрук выступал в качестве обвинителя. [ 45 ] [ 46 ] В суде пятеро сдавшихся Кайюс использовали в свою защиту то, что по племенному закону следует убивать знахаря, который дает плохое лекарство. [ 5 ] После длительного судебного разбирательства коренные американцы были признаны виновными; Хирам Стрейт огласил приговор как председатель жюри из двенадцати человек. [ 46 ] новоназначенный территориальный маршал Джозеф Мик В процессе также участвовал , стремившийся отомстить за смерть своей дочери Хелен. Приговор вызвал споры, поскольку некоторые наблюдатели полагали, что свидетели, вызванные для дачи показаний, не присутствовали при убийствах.
3 июня 1850 года Кайюсская пятерка , Тилукаикт, Томахас, Киамасумкин, Иайчалакис и Клокомас были публично повешены. Исаак Кил служил палачом. Наблюдатель писал: «Мы читали о героях всех времен, но никогда не читали и не верили, что такой героизм, который проявили эти индейцы, может существовать. Они знали, что быть обвиненным означало быть осужденным и что они будут казнены. в цивилизованном городе Орегон-сити…» [ 47 ]
Юбилейная память
[ редактировать ]
«Как был завоеван Запад: конкурс пионеров » проводился в Уолла Уолла, штат Вашингтон, 6–7 июня 1923 года и снова 28–29 мая 1924 года. Первоначально он был задуман президентом колледжа Уитмена Стивеном Пенроузом как мероприятие, посвященное К 75-й годовщине резни Уитмена конкурс быстро завоевал поддержку всего сообщества Уолла-Уолла. Он был поставлен как театральное зрелище, носившее аллегорический характер и затрагивающее распространенные социальные темы пограничного периода, такие как очевидная судьба . «Резня Уитмена» была представлена как небольшая, но значительная часть постановки в четырех частях: «Прибытие белого человека», «Индейские войны», «Строительство Уолла-Уолла» и «Будущее». В постановке приняли участие 3000 добровольцев из Вашингтона, Орегона и Айдахо. [ 48 ] Режиссером театрализованного представления выступил Перси Джуэтт Баррелл .
«Сегодняшнее зрелище — это драма нашей демократии!» [ 49 ] заявил Баррелл. Он высоко оценил достоинства конкурса, отметив «солидарность», «общинность [артистизм]» и «дух». Успех театрализованного представления был отчасти обусловлен популярностью этой театральной формы в конце 19 - начале 20 веков, которая имела определенные общие черты с другими зрелищными событиями, такими как всемирные ярмарки и аркады . [ 50 ] Эти общие черты включают большое количество актеров/участников, множество сцен/картин и пропаганду идеологических проблем. Театрализованное представление способствовало распространению легенды о том, что божественное провидение обеспечило успех европейских поселенцев над коренными американцами в завоевании западных земель.
Расположенная в восточной части Вашингтона, в 250 милях к востоку от портов Сиэтла и Портленда , Уолла-Уолла в 1923–1924 годах была непростым местом для доступа. Но местные предприятия работали с Торгово-промышленной палатой, чтобы обеспечить специальное железнодорожное сообщение в этом районе, которое включало «спальные вагоны для всех, кто желает присоединиться к вечеринке», по цене билета туда и обратно в размере 24,38 доллара. Было принято решение о стоянке поезда возле амфитеатра до утра после финального представления, «таким образом предоставив экскурсантам отель на колесах на время их пребывания». [ 51 ]
Автомобильный клуб Западного Вашингтона призвал автомобилистов проехать через перевал Сноквалми из-за хороших дорожных условий. «Нас проинформировали, что отдел технического обслуживания Государственной дорожной комиссии планирует на следующей неделе разместить скреперные бригады на всех гравийных участках маршрута и положить на дорогу совершенно новое покрытие для особой пользы участвующих в конкурсе туристов». [ 51 ] Ежегодно конкурс привлекал в Уолла Уолла 10 000 туристов, в том числе высокопоставленных лиц региона, таких как губернатор Орегона Уолтер Э. Пирс и губернатор Вашингтона Луи Ф. Харт . [ 52 ]
Наследие и мифы
[ редактировать ]Недавние исследования помогли понять истоки мифов о резне Уитмена. В 2021 году Блейн Харден опубликовал «Убийство в миссии», чтобы исследовать, как миф о резне Уитмена был создан эксцентричным, саморекламирующим Генри Хармоном Сполдингом, который избежал резни. Хотя у Сполдинга были «периодические приступы иррациональности» и «коллеги-миссионеры писали бесчисленные письма о его эксцентричном, злобном и раздражающем поведении», ему удалось убедить Сенат США напечатать в 1871 году официальную брошюру об Уитмене. Сполдинг ложно утверждал, что в 1842 году Уитмен проехал на лошади через всю страну к Белому дому, чтобы предупредить президента Джона Тайлера о заговоре британцев, католиков и коренных американцев с целью «украсть» Орегон. Он также утверждал, что британцы и католики убедили Кайюс убить Уитмена. Эти мифы были развенчаны в 1901 году, но штат Вашингтон все же отправил статую Уитмена в Капитолий США в 1953 году. [ 53 ] [ 4 ] [ 54 ]
В 2021 году Колледж Уитмен перестал называть своих спортсменов прозвищем «миссионеры». [ 55 ] Колледжи и города обсуждают снос статуй Уитмена. Город Уолла Уолла (Вашингтон) рассматривает возможность удаления статуи. [ 56 ] а в 2021 году губернатор Джей Инсли подписал закон о снятии и замене статуи Уитмена в Зале скульптур статуей в честь активиста племенного договора Билли Фрэнка-младшего. [ 57 ] После некоторых уговоров Чака Сэмса , первого индейского директора Службы национальных парков (NPS), Колледж Уитмена объявил, что предложит пять полных стипендий студентам из резервации Уматилла , где живут члены племени Кайюсе . [ 53 ]
Национальный исторический комплекс Миссии Уитмена был основан в 1936 году для сохранения местоположения миссии и прилегающей территории. В 1997 году НПС перестала называть это историческое событие «резней в Уитмене», назвав его «Трагедией в Вайлатпу». [ 1 ] в попытке более нейтрально и целостно описать не только убийство Уитменов, но и события, которые к нему привели, и суд над людьми Кайюсе. [ 2 ] Многие ученые использовали терминологию НПС и подробно писали об инцидентах, пытаясь переформулировать описания событий более объективно. [ 58 ] [ 59 ] [ 60 ] [ 61 ]
См. также
[ редактировать ]- Экспедиции Уолла Уолла , распространение болезней, предшествовавших резне
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Миссия Уитмена» (PDF) . Служба национальных парков . Проверено 6 апреля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Тейт, Кассандра (2020). Неурегулированная почва: резня Уитмена и ее меняющееся наследие на американском Западе . Сиэтл, Вашингтон. ISBN 978-1-63217-250-1 . OCLC 1127788843 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Манн, Барбара Алиса (2009). Испорченный дар: болезненный метод расширения границ . Азбука Клио.
- ^ Перейти обратно: а б Харден, Блейн (15 июля 2021 г.). «Мошенничество, которое вдохновило заселение Тихоокеанского Северо-Запада» . Колумбийский взгляд . Проверено 24 февраля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Запрос подсудимых по делу о массовом убийстве в Уитмене, 1851 год (расшифровка оригинального документа)» . Учебное пособие по истории «Эхо Орегона» . Государственный архив штата Орегон . Проверено 13 мая 2012 г.
- ^ Уэйли, Грей. Орегон и крах империи США Иллахи и трансформация мира коренных народов, 1792–1859 гг. Чапел-Хилл: Университет Северной Каролины Press, 2010. с. 94.
- ^ Перейти обратно: а б с Аддис, Кэмерон. «Резня Уитмена: религия и явная судьба на плато Колумбия, 1809–1858», Journal of the Early Republic 25, № 2 (2005), стр. 221–258.
- ^ Перейти обратно: а б с Бруйе, JBA Подлинный отчет об убийстве доктора Уитмена и других миссионеров, совершенном индейцами Кайюс из Орегона в 1847 году, и причинах, которые привели к этой ужасной катастрофе. 2-е изд. Портленд, Орегон: С. Дж. Маккормик, 1869. стр. 23–24.
- ^ Перейти обратно: а б с д Уитмен, Маркус. «Преподобному Грину: 5 мая 1837 года». Миссия Уитмена. 11 ноября 1841 г. По состоянию на 17 сентября 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Уитмен, Маркус. Преподобному Грину: 15 октября 1840 г. Миссия Уитмена. 15 октября 1840 г. По состоянию на 8 сентября 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Нарцисса Уитмен преподобной миссис Х. К. У. Перкинс, 2 мая 1840 года. Уитмен, Нарцисса Прентисс. Письма Нарциссы Уитмен . Фэрфилд, Вашингтон: Ye Galleon Press, 1986.
- ^ Перейти обратно: а б с д Уитмен, Маркус. Преподобному Грину: 11 ноября 1841 г. Миссия Уитмена. 11 ноября 1841 г. По состоянию на 8 сентября 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Бруйе (1869), с. 27.
- ^ Перейти обратно: а б с Бланше, Фрэнсис Норберт Исторические очерки католической церкви в Орегоне , Портленде, Орегон: 1878, с. 35.
- ^ Перейти обратно: а б Уитмен, Маркус. Преподобному Уокеру: 27 декабря 1839 г. Миссия Уитмена. 27 декабря 1839 г. По состоянию на 17 сентября 2015 г.
- ^ Бланше (1878), с. 93.
- ^ Перейти обратно: а б с Уитмен, Маркус. Преподобному Грину: 27 марта 1840 г. Миссия Уитмена. 27 марта 1840 г. По состоянию на 17 сентября 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Уитмен, Маркус. Преподобному Грину: 29 октября 1840 г. Миссия Уитмена. 29 октября 1840 г. По состоянию на 17 сентября 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Американский совет уполномоченных по иностранным миссиям (1845 г.), стр. 212–213.
- ^ Американский совет уполномоченных по иностранным миссиям (1845 г.), стр. 187 .
- ^ Перейти обратно: а б Уитмен, Маркус. Преподобному Грину: 5 октября 1838 г. Миссия Уитмена. 5 октября 1838 г. По состоянию на 17 сентября 2015 г.
- ^ Уитмен, Маркус. Преподобному Грину: 8 мая 1838 г. Миссия Уитмена. 8 мая 1838 г. По состоянию на 17 сентября 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Американский совет уполномоченных по иностранным миссиям. Годовой отчет: Тома 32-36. Бостон: 1845. Том. 33, с. 194.
- ^ Перейти обратно: а б с д Бруйе (1869), с. 30.
- ^ Роберт Бойд. Пришествие духа чумы: появление инфекционных заболеваний и сокращение численности населения среди индейцев северо-западного побережья, 1774–1874 гг. Университет Вашингтона Пресс, Сиэтл и Лондон, 1999, стр. 146–148.
- ^ Хейзер, Роберт Флеминг. «Индийские экспедиции Уолла Уолла в долину Сакраменто», Ежеквартальный журнал Калифорнийского исторического общества, Vol. 21, № 1 (1942), стр. 1-7.
- ^ «Запрос ответчиков по делу о массовом убийстве в Уитмене, 1851 г. (Стенограмма оригинального документа)» . Учебное пособие по истории «Эхо Орегона». Государственный архив штата Орегон. Проверено 13 мая 2012 г.
- ^ Манн (2009).
- ^ Моури, Уильям Август (1901). Маркус Уитмен и первые дни Орегона . Сильвер, Бердетт. п. 320 .
Затем этот человек (Роджерс) сообщил туземцам, что доктор намеревался их отравить.
- ^ Перейти обратно: а б Друри (2005) Том. 2, стр. 250-252.
- ^ Друри (2005) Том. 2, стр. 256, 261-262.
- ^ Друри (2005) Том. 2, с. 262
- ^ Друри (2005) Том. 2, с. 253
- ^ Друри (2005) Том. 2, с. 252
- ^ Друри (2005) Том. 2, с. 257–258
- ^ Друри (2005) Том. 2, с. 265
- ^ Друри (2005) Том. 2, с. 254
- ^ Друри (2005) Том. 2, с. 269
- ^ Друри (2005) Том. 2, с. 287
- ^ Друри (2005) Том. 2, с. 263
- ^ Друри (2005) Том. 2, с. 337
- ^ Друри (2005) Том. 2, с. 305
- ^ Друри (2005) Том. 2, с. 328
- ^ Друри (2005) Том. 2, с. 321
- ^ «Суд о массовом убийстве Уитмена: вынесено обвинительное заключение» . Государственный архив штата Орегон . Проверено 3 марта 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Суд о массовом убийстве Уитмена: приговор вынесен» . Государственный архив штата Орегон . Проверено 18 февраля 2008 г.
- ^ "Параллель с Утесом" . Журнал армии и флота США и вестник регулярных и добровольческих сил . Том. 17. Нью-Йорк: Издательское бюро, № 39 Парк-Роу, 1880. 242.
- ^ Стивен Пенроуз, Как был завоеван Запад: конкурс пионеров, Уолла Уолла, Вашингтон: 1923, Введение
- ^ Стивен Пенроуз, Как был завоеван Запад: Театрализованное представление пионеров, Уолла Уолла, Вашингтон, 1923, Людям театрализованного представления (Введение директора)
- ^ Проект Arcades, Уолтер Бенджамин, перевод Говарда Эйланда и Кевина Маклафлина, Belknap Press, Кембридж, Массачусетс, 1999
- ^ Перейти обратно: а б «Сиэтл присоединится к городу-побратиму на большом празднике», Seattle Times , 18 мая 1924 г.
- ↑ Бюллетень Союза Уолла Уолла, «Посетители толпятся в этом городе, чтобы посмотреть театрализованное представление», 29 мая 1924 г.
- ^ Перейти обратно: а б Харден, Блейн (18 октября 2021 г.). «Назначение Чака Сэмса главой Службы парков уже меняет историю» . Вашингтон Пост . Проверено 24 февраля 2022 г.
- ^ Берри, Лотарингия (22 апреля 2021 г.). «Как журналист разгадал кровавый миф об основании Тихоокеанского Северо-Запада» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 24 февраля 2022 г.
- ^ Коннелли, Джоэл (26 апреля 2021 г.). «Разоблачение мифологии Маркуса Уитмена» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 24 февраля 2021 г.
- ^ Динман, Эмри (24 января 2022 г.). «Уолла Уолла обсуждает будущее статуи Уитмена» . Бюллетень Союза Уолла-Уолла . Проверено 24 февраля 2022 г.
- ^ Банс, Том (14 апреля 2021 г.). «Официально: статуя в честь Билли Фрэнка-младшего заменит Маркуса Уитмена в Капитолии США» . СЗПБ . Проверено 24 февраля 2022 г.
- ^ Тейт, Кассандра (28 ноября 2017 г.). «Резня Уитмена: мы уже прошли обеление истории?» . Пересечение . Проверено 6 апреля 2022 г.
- ^ Руби, Роберт Х (2009). «Трагедия в Вайлатпу: новый взгляд на старую историю» (PDF) . № 23–1. Журнал Колумбия . Проверено 7 апреля 2022 г.
- ^ Швантес, Карлос А. (1996). Тихоокеанский Северо-Запад: интерпретирующая история (пересмотренная ред.). Линкольн: Издательство Университета Небраски. ISBN 0-8032-4225-5 . ОСЛК 32820010 .
- ^ Лайман, Уильям Денисон (2020). История Лаймана старого округа Уолла-Уолла . Перспективы Верлаг. ISBN 978-3752433838 .
- Уильям Генри Грей, История Орегона, 1792–1849 гг., Основанная на личных наблюдениях и достоверной информации… , Харрис и Холман: 1870, стр. 464, MOA.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Убийство на задании: убийство на границе, его наследие лжи и захват американского Запада , Блейн Харден (2021)
The Morning Astorian Астория, Орегон · Четверг, 31 марта 1881 г. стр. 3 Исторические факты.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Служба национальных парков: Национальный исторический объект Миссии Уитмена
- Совет Договора Уолла Уолла, 1855 г. Архивировано 3 марта 2016 г. в Wayback Machine.
- Аддис, Кэмерон. «Уитменская резня» . Орегонская энциклопедия .
- Лансинг, Роберт Б. «Резня в Уитмене» . Орегонская энциклопедия .
- Конфликты 1847 года
- 1847 год в стране Орегон.
- События ноября 1847 г.
- Резня 1847 года
- 1847 убийств в США
- Территория Орегона
- История Вашингтона (штата) до обретения статуса штата
- Резня коренных американцев
- Кайюсская война
- Страна Орегон
- Национальные исторические достопримечательности США
- Уолла Уолла Каунти, Вашингтон
- Орегонская тропа