Планы я
| |
---|---|
Король королей Ирана и неиранских стран [а] | |
Король Сасанидской империи | |
1-е правление | 488–496 |
Предшественник | Балаш |
Преемник | Джамасп |
2-е правление | 498/9–531 |
Предшественник | Джамасп |
Преемник | Khosrow I |
Рожденный | 473 |
Умер | 13 сентября 531 г. | (57–58 лет)
Супруг |
|
Проблема | |
Дом | Дом Сасана |
Отец | Пероз I |
Религия | Зороастризм |
Кавад I ( среднеперсидский : 𐭪𐭥𐭠𐭲 Кавад ; 473 – 13 сентября 531) был сасанидским царем царей Ирана с 488 по 531 год с перерывом на два или три года. Сын Пероза I ( годы правления 459–484 ), он был коронован дворянами вместо своего свергнутого и непопулярного дяди Балаша ( годы правления 484–488 ).
Унаследовав приходящую в упадок империю, в которой власть и статус сасанидских царей в значительной степени закончились, Кавад попытался реорганизовать свою империю, проведя множество реформ, реализацию которых завершил его сын и преемник Хосров I. Они стали возможными благодаря использованию Кавадом маздакитского проповедника Маздака , что привело к социальной революции , ослабившей авторитет знати и духовенства. Из-за этого, а также из-за казни могущественного создателя королей Сухры , Кавад был заключен в тюрьму в Замке Забвения, положив конец своему правлению. Его заменил его брат Джамасп . Однако с помощью своей сестры и офицера по имени Сиявуш Кавад и некоторые из его последователей бежали на восток, на территорию царя эфталитов , который предоставил ему армию. Это позволило Каваду восстановиться на троне в 498/9 году.
Обанкротившись из-за этого перерыва, Кавад обратился за субсидиями к византийскому императору Анастасию I. Первоначально византийцы добровольно платили иранцам за поддержание защиты Кавказа от атак с севера. Анастасий отказался от субсидий, что заставило Кавада вторгнуться в его владения, начав таким образом Анастасианскую войну . Кавад сначала захватил Феодосиополь и Мартирополис соответственно, а затем Амиду , продержав город в осаде в течение трех месяцев. Две империи заключили мир в 506 году, когда византийцы согласились выплатить Каваду субсидии на содержание укреплений на Кавказе в обмен на Амиду. Примерно в это же время Кавад также вел длительную войну против своих бывших союзников, эфталитов; к 513 году он отвоевал у них область Хорасан .
В 528 году разразилась Иберийская война между сасанидами и византийцами на территории нынешней восточной Грузии , поскольку византийцы отказались признать Хосрова наследником Кавада, а также из-за спора по поводу Лазицы . Хотя силы Кавада понесли две заметные потери в битвах при Даре и Сатале , война была в значительной степени нерешительной: обе стороны понесли тяжелые потери. В 531 году, когда сасанидская армия осаждала Мартирополь , Кавад умер от болезни. Ему наследовал Хосров I, который унаследовал обновленную и могущественную империю, равную Византийской.
Из-за множества проблем и проблем, которые Кавад успешно преодолел, он считается одним из самых эффективных и успешных королей, правивших Сасанидской империей. По словам иранолога Николауса Шинделя, он был «сам по себе гением, хотя и в некоторой степени макиавеллистского типа».
Имя
[ редактировать ]Из-за повышенного интереса Сасанидов к истории Каянов , Кавад был назван в честь мифологического царя Каян Кави Кавата . [1] Имя транслитерируется по -гречески как Кабатес . [2] Чу-хэ-то по- китайски , [3] и Кубад на арабском языке . [2]
Предыстория и состояние Сасанидского Ирана
[ редактировать ]Сын сасанидского шаха Пероза I ( годы правления 459–484 ), Кавад родился в 473 году. [4] [б] Сасанидский род был монархами Ирана с 224 года после триумфа первого сасанидского шаха Ардашира I ( годы правления 224–242 ) над Парфянской (Аршакидской) империей . [5] Хотя иранское общество было сильно милитаризовано и его элита называла себя «воинственной знатью» ( артештаран ), оно всё же имело значительно меньшее население, было более бедным и было менее централизованным государством по сравнению с Римской империей . [5] В результате сасанидские шахи имели доступ к меньшему количеству штатных бойцов и вместо этого зависели от рекрутов из знати. [5] Некоторыми исключениями были телохранители королевской кавалерии, солдаты гарнизона и подразделения, набранные за пределами Ирана. [5]
Основная часть высшей знати включала могущественные парфянские дворянские семьи (известные как вузурганы ), которые были сосредоточены на Иранском нагорье . [6] Они служили основой сасанидской феодальной армии и были в значительной степени автономны. [6] Сасанидские шахи имели заметно слабый контроль над вузурганом ; попытки ограничить их самоопределение обычно заканчивались убийством шаха. [7] В конечном счете, парфянская знать работала на сасанидского шаха ради личной выгоды, личной присяги и, возможно, общего осознания «арийского» (иранского) родства, которое они разделяли со своими персидскими повелителями. [6]
Еще одним важным компонентом армии была армянская конница, набранная не из рядов парфянского вузургана . [8] Однако восстание Армении в 451 году и потеря ее конницы ослабили попытки Сасанидов удержать гуннские племена (т.е. эфталитов , кидаритов , хионитов и алханов ) [9] северо-восточная граница под контролем. [10] [11] [с] Действительно, дед Кавада Йездигерд II ( годы правления 438–457 ) сумел сдержать кидаритов во время войн против них, которые занимали его на протяжении большей части его правления. [11] [12] [13] Однако теперь власть Сасанидов в Средней Азии начала приходить в упадок. [11]
В 474 и конце 470-х/начале 480-х Пероз потерпел поражение и дважды был взят в плен эфталитами соответственно. [14] [15] Во время своего второго поражения он предложил заплатить тридцать вьюков серебряных драхм в качестве выкупа, но смог заплатить только двадцать. Не имея возможности заплатить остальные десять, он отправил Кавада в 482 году в качестве заложника ко двору эфталитов, пока тот не сможет выплатить остальную часть. [14] [16] [17] В конце концов ему удалось получить десять вьюков серебра, обложив своих подданных подушным налогом, и таким образом добиться освобождения Кавада, прежде чем он начал свою третью кампанию в 484 году. [17] Там Пероз был разбит и убит армией эфталитов, возможно, недалеко от Балха . [10] [4] [18] Его армия была полностью уничтожена, а его тело так и не было найдено. [19] Четверо его сыновей и братьев также умерли. [14] Основные сасанидские города восточного региона Хорасана — Нишапур , Герат и Марв теперь находились под властью эфталитов. [4]
Сухра , член парфянского Дома Карена , одного из Семи Великих Домов Ирана , быстро собрал новые силы и остановил эфталитов от достижения дальнейших успехов. [20] Брат Пероза, Балаш , был избран шахом иранскими магнатами, в первую очередь Сухрой и Михранидов генералом Шапуром Миграном . [21] Однако Балаш оказался непопулярным среди знати и духовенства, которые ослепили его и свергли всего через четыре года в 488 году. [22] [23] Сухра, сыгравший ключевую роль в свержении Балаша, [22] назначил Кавада новым шахом Ирана. [24] По словам Мискавайха (ум. 1030), Сухра был дядей Кавада по материнской линии. [4]
Первое правление
[ редактировать ]Присоединение и условия империи
[ редактировать ]Кавад взошел на престол в 488 году в возрасте 15 лет. Его молодость подчеркнута на его монетах, на которых он изображен с короткими бакенбардами. [4] Он унаследовал империю, которая достигла своего упадка. Дворянство и духовенство оказывали большое влияние и власть над нацией и могли действовать как создатели королей, о чем свидетельствует их выбор свергнуть Балаша. [25] В экономическом отношении империя также чувствовала себя не очень хорошо из-за засухи, голода и сокрушительных поражений, нанесенных эфталитами. Они не только захватили значительную часть его восточных провинций, но и заставили сасанидов платить им огромную дань , что опустошило королевскую казну шаха. [26] [27] [28] Восстания происходили в западных провинциях, включая Армению и Иберию . [26] [29] Одновременно крестьянский класс страны становился все более беспокойным и отчужденным от элиты. [29]
Конфликт с Сухрой из-за империи
[ редактировать ]Молодой и неопытный Кавад обучался у Сухры в течение первых пяти лет своего пребывания на посту шаха. [4] В этот период Кавад был всего лишь номинальным главой , а Сухра был фактическим правителем империи. Это подчеркивает ат-Табари , который утверждает, что Сухра «отвечал за управление королевством и управление делами… [Т]он люди приходили к Сухре и вели с ним все свои дела, обращаясь с Кавадом как с человеком не имеет никакого значения и относится к его приказам с презрением». [24] Многие регионы и представители элиты отдавали дань уважения Сухре, а не Каваду. [30] Сухра контролировал королевскую казну и иранскую армию. [30] В 493 году Кавад, достигнув совершеннолетия, захотел положить конец господству Сухры и сослал его в родной Шираз на юго-западе Ирана. [4] [30] Однако даже в изгнании Сухра контролировал все, кроме королевской короны. [30] Он хвастался, что посадил Кавада на трон. [30]
Встревоженный мыслью, что Сухра может восстать, Кавад хотел полностью от него избавиться. Однако для этого ему не хватало рабочей силы, поскольку армия контролировалась Сухрой, а сасаниды полагались в основном на армию Семи Великих Домов Ирана. [31] Он нашел свое решение в Шапуре Рэе , могущественном дворянине из Дома Михрана и решительном противнике Сухры. [32] Шапур во главе армии своих людей и недовольной знати двинулся на Шираз, разбил силы Сухры и заключил его в тюрьму в сасанидской столице Ктесифоне . [33] Даже в тюрьме Сухру сочли слишком могущественным и казнили. [33] Это вызвало недовольство некоторых видных представителей знати, ослабив статус Кавада как шаха. [34] Это также ознаменовало временную потерю власти Дома Карена, члены которого были сосланы в области Табаристана и Забулистана , находившиеся вдали от сасанидского двора в Ктесифоне. [35] [д]
Маздакитское движение и свержение Кавада I
[ редактировать ]Согласно классическим источникам, вскоре после казни Сухры мобад внимание Кавада привлек (священник) по имени Маздак. Маздак был главным представителем религиозно-философского движения под названием маздакизм . Оно не только состояло из богословских учений, но также выступало за политические и социальные реформы, которые повлияли бы на дворянство и духовенство. [36] [37]
Движение Маздака было ненасильственным и призывало к разделению богатства, женщин и собственности. [27] архаичная форма коммунизма . [34] По мнению современных историков Тураджа Дарьяи и Мэтью Канепы , «делиться женщинами», скорее всего, было преувеличением и клеветой, вытекающими из указа Маздака, который ослабил законы о браке, чтобы помочь низшим классам. [37] Влиятельные семьи рассматривали это как тактику, направленную на ослабление их происхождения и преимуществ, что, скорее всего, и было так. [37] Кавад использовал это движение как политический инструмент для ограничения власти дворянства и духовенства. [34] [27] Королевские зернохранилища были розданы, а земля поделена между низшими классами. [36]
Историчность личности Маздака подвергается сомнению. [21] Возможно, он был выдумкой, чтобы снять вину с Кавада. [38] Современные историки, в том числе Прокопий и Иисус Навин Столпник, не упоминают о том, что Маздак называет Кавада фигурой, стоящей за этим движением. [38] Упоминание о Маздаке появляется только в более поздних среднеперсидских зороастрийских документах, а именно в « Бундахишне» , « Денкарде » и « Занди Вахман Ясн» . [38] Более поздние источники исламской эпохи, в частности ат-Табари , также упоминают Маздака. [38] Эти более поздние сочинения, возможно, были искажены иранским устным фольклором, учитывая, что вина, возложенная на Маздака за перераспределение аристократической собственности среди народа, является темой, повторяющейся в иранской устной истории. [38]
Другие «злодеи» в доисламской истории Ирана, а именно Гаумата в Бехистунской надписи ахеменидского . царя Дария Великого ( годы правления 522–486 до н.э. ) и Вахнам в надписи Пайкули сасанидского царя Нарсеха ( годы правления 293–302) ) часто обвиняют в подобных проступках. [38]
Знать свергла Кавада в 496 году за поддержку маздакитов и казнь Сухры. [4] его более впечатлительного брата Джамаспа . Они посадили на трон [39] [40]
Заключение, бегство и возвращение
[ редактировать ]Вскоре среди знати состоялся совет, на котором обсуждалось, что делать с Кавадом. Гушнаспдад , член Канарангиян, семьи, носившей важный титул канаранг (военный лидер Абаршахра ), предложил казнить Кавада. Его предложение было отклонено, и вместо этого Кавад был заключен в тюрьму в Замке Забвения в Хузестане . [41] [39] По рассказу Прокопия, жена Кавада подошла к начальнику тюрьмы. Они пришли к соглашению, что ей будет разрешено увидеться с Кавадом в обмен на то, что она переспит с ним. [42] Друг Кавада, Сиявуш , который регулярно бывал в том же районе, что и тюрьма, спланировал побег своего друга, подготавливая лошадей возле тюрьмы. [42] Кавад переоделся вместе со своей женой, чтобы замаскироваться под женщину, сбежал из тюрьмы и сбежал вместе с Сиявушем. [42]
Счет Табари отличается. Он говорит, что сестра Кавада помогла ему сбежать, завернув его в ковер, который, по ее словам, был пропитан ее менструальной кровью. [43] Охранник не возражал и не исследовал ковер, «боясь, что он осквернится им». [43] Один из авторов «Просопографии Поздней Римской империи» , Джон Роберт Мартиндейл, предполагает, что она могла быть Самбице , сестрой-женой Кавада, которая была матерью его старшего сына Кавуса . [44]
Несмотря на это, Каваду удалось избежать заключения и сбежать ко двору царя эфталитов, где он укрылся. [42] [39] Согласно повествованиям, вошедшим в историю ат-Табари, во время своего бегства Кавад встретил крестьянскую девушку из Нишапура по имени Нивандухт, которая забеременела от него ребенком, который взойдет на трон как Хосров I. [45] [и] назвал эту историю «выдумкой» Однако иранолог Эхсан Яршатер . [48] Мать Хосрова на самом деле была дворянкой из Дома Испабудхана , одного из Семи Великих Домов. [49]
При дворе эфталитов в Бактрии Кавад заручился поддержкой царя эфталитов, а также женился на его дочери, которая была племянницей Кавада. [4] Во время своего пребывания Кавад, возможно, стал свидетелем подъема эфталитов до более высокого положения, чем положение их бывших сюзеренов , кидаритов , династии гуннов . [50] Современный район Кобадиан (арабизированная форма Кавадиан) недалеко от Балха, который тогда находился под властью эфталитов, возможно, был основан Кавадом и, возможно, служил ему источником доходов. [51] В 498 (или 499) году Кавад вернулся в Иран с армией эфталитов. [52] [4] Когда он пересекал владения Канарангиян в Хорасане, его встретил Адергудунбадес , член семьи, который согласился помочь ему. [41] Другим дворянином, поддержавшим Кавада, был Зармир Карен , сын Сухры. [4]
Джамасп, знать и духовенство не сопротивлялись, поскольку хотели предотвратить новую гражданскую войну. [53] Они согласились, что он снова станет королем, понимая, что он не причинит вреда Джамаспу или элите. [53] Джамаспа пощадили, хотя, вероятно, и ослепили, а Гушнаспдада и других дворян, замышлявших заговор против Кавада, казнили. [4] Однако в целом Кавад закрепил свою позицию снисходительностью. [34] Адергудунбадес был назначен новым канарангом. [54] при этом Сиявуш был назначен главой Сасанидской армии ( артештаран-салар ). [42] Другой из сыновей Сухры, Бозоргмехр , стал великим министром Кавада ( вузург фрамадар ). [53] Возвращение Кавадом своего трона показывает тяжелое положение империи; небольшой отряд смог сокрушить союз дворянства и духовенства. [39]
Второе правление
[ редактировать ]Реформы
[ редактировать ]Правление Кавада примечательно своими реформами, которые он смог провести с дворянством и духовенством, ослабленными маздакитами. Они не были завершены при его правлении, но были продолжены его сыном Хосровым I. [4] [55] Серьезные удары, которые сасаниды перенесли от рук эфталитов в последней четверти V века, были ключевой причиной реформ, проведенных ими. [56] Была проведена налоговая реформа, введен подушный налог и проведен обзор налогооблагаемых земель, чтобы обеспечить справедливость налогообложения. [57] Империя была разделена на четыре приграничных региона ( куст на среднеперсидском языке), и спахбед каждый из них возглавлял (военачальник); была также добавлена канцелярия, чтобы солдаты были экипированы. [57] [58]
иранский генерал ( Эран-спахбед ). До реформ Кавада и Хосрова армией империи управлял [59] Многие из этих военачальников принадлежали к вузурганов классу Парфии , что указывает на сохранение их власти, несмотря на усилия Кавада и Хосрова. [8] Была также создана новая священническая должность, известная как «защитник и судья бедных» ( дрийошан джадаг-гов уд дадвар ), которая помогала духовенству помогать бедным и обездоленным, что они, возможно, ранее игнорировали. [60] [57]
Власть дехканов , класса мелких землевладельцев, существенно возросла (и, возможно, даже привела к их учреждению). [57] Группа этих дехкан была зачислена в группу кавалеристов, которыми управлял непосредственно шах и получал стабильную заработную плату. [4] Это было сделано, чтобы уменьшить зависимость от парфянской конницы. [61] Солдаты также были набраны из числа сасанидских союзников, таких как эфталиты, арабы и дайламиты . [61] В результате недавно обновленная Сасанидская армия доказала успех в своих усилиях в последующие десятилетия. Он разграбил византийский город Антиохию в 540 году, завоевал Йемен в 570-х годах и под руководством парфянского военачальника Бахрама Чобина разгромил эфталитов и их союзников, Западно-Тюркский каганат , в персо-тюркской войне 588–589 годов . [8]
Хотя реформы были выгодны для Империи, они также могли привести к упадку традиционных связей между аристократией и короной при Хормизде IV ( годы правления 579–590 ) и Хосрове II ( годы правления 590–628 ), к В такой степени многие, принадлежащие к классу вузурганов, особенно Бахрам Чобин из семьи Михран, а затем Шахрбараз из той же семьи, были достаточно смелы, чтобы оспорить легитимность сасанидской семьи и претендовать на трон. [62]
Преследование Маздака и его последователей
[ редактировать ]К 520-м годам, когда начались реформы, Кавад больше не нуждался в Маздаке. [57] и он официально прекратил поддержку маздакитов. [4] Были устроены дебаты, в ходе которых не только зороастрийское духовенство, но также христианские и еврейские лидеры оклеветали Маздака и его последователей. [57] Согласно « Шахнаме» , написанному несколько столетий спустя средневековым персидским поэтом Фирдоуси , Кавад приказал Маздака и его сторонников отправить в Хосров. Его сторонники были убиты в обнесенном стеной фруктовом саду, закопаны головой вперед, так что были видны только их ноги. [57] Тогда Хосров призвал Маздака посмотреть на свой сад, сказав: «Вы найдете там деревья, которых никто никогда не видел и о которых никто никогда не слышал даже из уст древних мудрецов». [57] Маздак, увидев трупы своих последователей, вскрикнул и потерял сознание. Впоследствии он был казнен Хосровом, который привязал его ноги к виселице и приказал своим людям стрелять стрелами в Маздака. [57] Достоверность этой истории сомнительна; Для написания « Шахнаме» Фирдоуси использовал гораздо более ранние сообщения о событиях , и, таким образом, эта история может отражать некоторую форму современных воспоминаний. [63]
Строительные проекты
[ редактировать ]Многие места были основаны или перестроены при Каваде. Говорят, что он основал город Эран-асан-керд-Кавад в Мидии ; [4] Фахрадж в Спахане ; [64] и Вех-Кавад, Эран-вин(н)ард-Кавад, Кавад-Хварра и Арраджан в Парсе . [4] [65] Он восстановил Кирманшах в Мидии, который также использовал как одну из своих резиденций. [66] Говорят также, что он основал поселок в Мейбоде , который был назван Хафт-адхар («семь огней») из-за того, что там был построен зороастрийский храм огня . Его первоначальный огонь был создан огнем, принесенным из семи других храмов в Парсе, Балхе, Адурбадагане , Нисе , Спахане , Газни и Ктесифоне. [67]
На Кавказе Кавад построил новые укрепления у Дербента , [68] и приказал построить стену Апзут Кават ( среднеперсидский : *Abzūd Kawad , «Кавад увеличился [в славе]» или «процветал»). [69] Известная кавказских албанцев столица Партав , которая была перестроена во время правления Пероза I и названа Перозабад («город Пероз»), была укреплена Кавадом и названа Перозкавадом («победоносный Кавад»). [70] Бывшая столица Албании Кабала , крупный городской район, в котором располагалась штаб-квартира одного из албанских епископов, также была укреплена Кавадом. [71] Он основал город Байлакан , который большинством исследователей отождествляется с руинами Орен-калы. [72] В конечном итоге эти обширные здания и укрепления превратили Кавказскую Албанию в бастион иранского присутствия на Кавказе. [73]
Торговля с Индией
[ редактировать ]Сасаниды оказали значительное влияние на торговлю в регионе Кавада. [74] Используя стратегическое расположение Персидского залива , сасаниды препятствовали участию византийских торговцев в торговле с Индией. Они добились этого либо путем переговоров с торговыми партнерами на Индийском субконтиненте — от империи Гуптов на севере до монархов Анурадхапуры в Шри-Ланке на юге — либо путем нападения на византийские лодки. [74] Иранским торговцам также удалось захватить индийские суда задолго до того, как они смогли вступить в контакт с византийскими торговцами. [74] Эти преимущества привели к тому, что иранские торговцы установили нечто вроде монополии в торговле с Индией. [75]
Анастасианская война
[ редактировать ]Сасаниды и византийцы сохраняли мир после короткой византийско-сасанидской войны 440 года . Последняя крупная война между двумя империями произошла во время правления Шапура II ( годы правления 309–379 ). [76] Однако в 502 году наконец разразилась война. Обанкротившись из-за перерыва в 496–498/9 годах, Кавад обратился за субсидиями к Византийской империи , которая первоначально добровольно платила иранцам за поддержание защиты Кавказа от атак с севера. [77] Иранцы, похоже, считали эти деньги своим долгом. [77] Но теперь император Анастасий I ( годы правления 491–518 ) отказался от субсидий, вынудив Кавада попытаться получить деньги силой. [78] В 502 году Кавад вторгся в Византийскую Армению с войском, включавшим солдат-эфталитов. [21] Он захватил Феодосиополь , возможно, при поддержке местных жителей; в любом случае город был незащищен войсками и слабо укреплен. [78]
Затем он прошел через юго-западную Армению, как сообщается, не встретив никакого сопротивления, и поручил местному губернатору управлять территорией. [79] Он переправился через Армянский Тавр и достиг Мартирополя , где его правитель Теодор сдался без всякого сопротивления и передал Каваду два года налогов, собранных в провинции Софена . [80] [81] Из-за этого Кавад позволил Теодору сохранить пост губернатора города. [81] Затем Кавад осадил город-крепость Амида осенью и зимой (502–503 гг.) . Осада оказалась гораздо более трудным предприятием, чем ожидал Кавад; защитники, хотя и без поддержки войск, отражали атаки иранцев в течение трех месяцев, прежде чем были окончательно разбиты. [81]
Он приказал депортировать его жителей в город на юге Ирана, который он назвал «Лучшая Амида Кавада» ( Вех-аз-Амид-Кавад ). Он оставил в Амиде гарнизон, в который входили его генерал Глон, два марзбана ( маркграфа ) и 3000 солдат. [82] Византийцам не удалось вернуть город. Затем Кавад безуспешно пытался захватить Эдессу в Осроене . [83] В 505 г. вторжение гуннов с Кавказа в Армению привело к перемирию; византийцы платили иранцам субсидии на содержание укреплений на Кавказе, [84] в обмен на Амиду. [4] Мирный договор подписал испахбудханский аристократ Бави , зять Кавада. [85] Хотя первая война Кавада с византийцами не закончилась решающим победителем, завоевание Амиды было величайшим достижением, достигнутым сасанидскими войсками с 359 года, когда тот же город был захвачен Шапуром II. [4]
Отношения с христианством
[ редактировать ]Отношения Кавада со своими христианскими подданными неясны. В христианской Иберии, где сасаниды ранее пытались распространить зороастризм, Кавад выступал в качестве защитника ортодоксального зороастризма. Однако в Армении он урегулировал споры с христианами и, похоже, продолжил мирный подход Балаша. Христиане Месопотамии и собственно Ирана исповедовали свою религию без каких-либо преследований, несмотря на то, что наказание христиан в самом Иране кратко упоминается в c. 512/3 . Как и Джамасп, Кавад также поддерживал Востока патриарха Церкви Бабая , а христиане занимали высокие посты при сасанидском дворе. [4] По словам Эберхарда Зауэра, сасанидские монархи преследовали другие религии только тогда, когда это было в их неотложных политических интересах. [86]
Согласно « Хроникам Сирта» и историку Мари ибн Сулейману , Кавад приказал всем религиозным общинам империи представить письменные описания своих убеждений. Это произошло где-то до 496 года. В ответ на это повеление Патриарх Акак поручил Элишабару Кузбайе , переводчику школы Нисибиса , написать для Церкви Востока. Затем его работа была переведена с сирийского на среднеперсидский и представлена Каваду. С тех пор эта работа была утеряна . [87]
Правление Кавада ознаменовало новый поворот в сасанидско-христианских отношениях; до своего правления Иисуса считали исключительно защитником византийцев. [88] Ситуация изменилась при Каваде. Согласно апокрифическому отчету в « Хрониках Псевдо-Захарии Митилини» , написанному анонимным западно-сирийским монахом в Амиде в 569 году, Кавад увидел видение Иисуса во время осады Амиды, что побудило его оставаться решительным в своих усилиях. [88] Иисус обещал дать ему Амиду в течение трех дней, что и произошло. [88] Затем силы Кавада разграбили город, взяв с собой много добычи. [88] Однако городскую церковь удалось сохранить благодаря отношениям между Кавадом и Иисусом. [88] Считалось даже, что Кавад почитал фигуру Иисуса. [88] По мнению современного историка Ричарда Пейна, сасанидов теперь можно рассматривать как приверженцев Иисуса и его святых, если не самого христианства. [88]
Войны на востоке
[ редактировать ]О войнах Кавада на востоке известно немного. По словам Прокопия, Кавад был вынужден отправиться на восточную границу в 503 году, чтобы отразить нападение «враждебных гуннов», одно из многих столкновений в, как сообщается, длительной войне. После Сасанидской катастрофы в 484 г. весь Хорасан был захвачен эфталитами; никаких сасанидских монет, отчеканенных в этом районе (Нишапур, Герат, Марв), не было найдено со времени его первого правления. [4] Увеличение количества монет, отчеканенных в Горгане (который теперь был самой северной точкой Сасанидов) во время его первого правления, может указывать на ежегодную дань, которую он платил эфталитам. [89] Во время его второго правления его судьба изменилась. Сасанидский поход в 508 году привел к завоеванию замка Зундабер (Зумдабер), связанного с храмом аз-Зунина, в районе ад-Давара, расположенном между Бюстом и Кандагаром . [90] Сасанидская монета, датируемая 512/3 годом, была найдена в Марве. Это указывает на то, что сасанидам под командованием Кавада удалось повторно завоевать Хорасан после успешной борьбы с эфталитами. [4]
Переговоры с византийцами по поводу усыновления Хосрова
[ редактировать ]Около 520 г., чтобы обеспечить преемственность своего младшего сына Хосрова, положению которого угрожали братья-соперники и секта маздакитов, а также улучшить свои отношения с византийским императором Юстином I , Кавад предложил ему усыновить Хосрова. [91] Это предложение поначалу было с энтузиазмом встречено византийским императором и его племянником Юстинианом . Юстиниана Однако квестор Прокл выступил против этого шага, обеспокоенного возможностью того, что Хосров может попытаться захватить византийский трон. [4] Византийцы выступили с встречным предложением принять Хосрова не как римлянина, а как варвара. [92] В конечном итоге переговоры не привели к консенсусу. Сообщается, что Хосров почувствовал себя оскорбленным византийцами, и его отношение к ним ухудшилось. [4]
Махбод, который вместе с Сиявушем выступал в роли дипломата на переговорах, обвинил его в намеренном саботаже. [92] Против Сиявуша были выдвинуты дальнейшие обвинения, в том числе его почитание новых божеств и захоронение его мертвой жены, что является нарушением иранского законодательства. Таким образом, Сиявуш, скорее всего, был маздакитом, религиозной сектой, которую Кавад первоначально поддерживал, но теперь больше не поддерживал. Хотя Сиявуш был близким другом Кавада и помог ему избежать заключения, Кавад не пытался предотвратить его казнь. По-видимому, его целью было ограничить огромную власть Сиявуша как главы сасанидской армии, пост, который не нравился другим дворянам. [4] Сиявуш был казнен, а его должность упразднена. [93] Несмотря на провал переговоров, полномасштабная война на главной западной границе разразилась только в 530 г. В прошедшие годы обе стороны предпочитали вести войну опосредованно, через арабских союзников на юге и гуннов на севере. [94]
Иберийская война
[ редактировать ]Враждебность между двумя державами снова переросла в конфликт в 528 году, всего через год после нового византийского императора Юстиниана I ( годы правления 527–565 коронации ). Предположительно, это было результатом того, что византийцы не признали Хосрова наследником Кавада. По словам греческого летописца Иоанна Малаласа , военные столкновения впервые произошли в Лазике , которая была предметом спора между двумя империями с 522 года. Вскоре после этого сражения распространились и на Месопотамию, где византийцы потерпели тяжелое поражение у границы. В 530 году одно из знаменитых сражений в открытом поле произошло при Даре между византийскими и сасанидскими войсками . [4]
Сасанидская армия под предводительством Пероза , Питиакса и Баресманаса потерпела тяжелое поражение. Однако битва не положила конец конфликту. [4] В следующем году Кавад собрал армию, которую послал под командованием Азарета для вторжения в византийскую провинцию Коммагена . [95] Когда приблизилась византийская армия под командованием Велизария , Азарет и его люди отошли на восток, остановившись в Каллиникуме . [95] В последовавшей битве византийцы потерпели тяжелое поражение, но потери иранцев были настолько велики, что Кавад был недоволен азаретами и освободил его от командования. [95] [96] В 531 году иранцы осадили Мартирополь . Однако во время осады Кавад заболел и 13 сентября умер. [97] [4] В результате осада была снята и был заключен мир . между преемником Кавада Хосровым I и Юстинианом [4]
Монеты
[ редактировать ]Провинции Горган, Хузестан и Асористан большую часть сасанидских монет во время его правления. предоставили Каваду [98] Его правление знаменует собой появление отличительных черт на лицевой стороне монеты, включая астральные символы, в частности, полумесяц на обоих плечах и звезду в левом углу. [98] На обратной стороне изображен традиционный огненный алтарь, по бокам которого стоят два служителя, обращенные к нему в благоговении. [98] титул Кая ( Каяниан ), Кавад использовал на своих монетах [98] титул, который использовался со времен правления его деда Йездигерда II ( годы правления 438–457 ). [13] Однако Кавад был последним сасанидским шахом, на монетах которого был изображен кай — последняя из них была выпущена в 513 году. [98] Обычная надпись на аверсе его монет просто содержит его имя; однако в 504 году был добавлен лозунг абзон («пусть он процветает / растет»). [98] [99]
Преемственность
[ редактировать ]По словам Прокопия и других историков, Кавад незадолго до своей смерти написал план преемственности в пользу Хосрова. Историк Джон Малалас заявил, что Кавад сам короновал Хосрова. [100] Однако в начале правления Хосрова в 531 году Бави и другие представители иранской аристократии оказались вовлечены в заговор с целью свергнуть Хосрова и сделать Кавада, сына второго старшего сына Кавада Джамаспа . шахом Ирана [101] Узнав о заговоре, Хосров казнил всех своих братьев и их потомков, а также Бави и других дворян, участвовавших в нем. [85]
Хосров также приказал казнить Кавада, который был еще ребенком и находился вдали от суда, поскольку его воспитывал Адергудунбадес. Он послал приказ убить Кавада, но Адергудунбадес не подчинился и тайно воспитывал его, пока в 541 году его не предал шаху его собственный сын Бахрам. Хосров казнил его, но Каваду или кому-то, выдававшему себя за него, удалось бежать в Византийскую империю. [102]
Наследие
[ редактировать ]Правление Кавада считается поворотным моментом в истории Сасанидов. [4] В результате множества проблем и проблем, с которыми Кавад успешно справился, он считается одним из самых эффективных и успешных королей, правивших Сасанидской империей. [4] По словам иранолога Николауса Шинделя, он был «сам по себе гением, хотя и в некоторой степени макиавеллистского типа». [4] Он преуспел в своих усилиях по оживлению своей приходящей в упадок империи, проложив путь к плавному переходу к его сыну Хосрову I, который унаследовал могущественную империю. Во время своего правления он еще больше усовершенствовал его, став одним из самых популярных шахов Ирана, получив прозвище Ануширван («бессмертная душа»). [103]
Династия Зияридов , которая в основном правила Табаристаном и Горганом между 931–1090 годами, утверждала, что основатель династии Мардавидж ( годы правления 930–935 ) происходил от Кавада. [104] [105]
Генеалогическое древо
[ редактировать ]
| Король королей |
Йездигерд II [21] ( р. 438–457 ) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Хормизд III [21] ( р. 457–459 ) | Пероз I [21] (457–484) | Балаш [21] ( р. 484–488 ) | Цари [21] (ум. 485) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Балендухт [106] | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Планы я ( р. 488–496, 498/9–531 ) | Джамасп [21] ( р. 496–498/9 ) | Пероздухт [107] | Самбице [44] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Нравиться [21] (ок. 531 г. ) | Джамасп [108] (ок. 532 г. ) | Ксеркс [109] | Khosrow I [21] ( р. 531–579 ) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Примечания
[ редактировать ]- ^ Также пишется «Король королей иранцев и неиранцев».
- ^ По словам греческого летописца Иоанна Малаласа , Кавад умер в возрасте 82 лет, в то время как средневековый персидский поэт Фирдоуси утверждает, что он умер в 80 лет, что соответствует году его рождения где-то в 449-451 годах. [4] Греческий историк Прокопий утверждает, что Кавад был недостаточно взрослым, чтобы принять участие в эфталитской войне Пероза I в 484 году, и описывает его как человека примерно 14-16 лет. Это также соответствует рассказу мусульманского историка 9-го века Абу Ханифы Динавари , который заявил, что Каваду было 15 лет, когда он стал шахом. [4] На сасанидских монетах Кавад изображается молодым человеком во время его первого правления, с короткими бакенбардами и без усов. [4] Это необычно, поскольку на монетах сасанидских шахов обычно присутствуют бороды. Помимо Кавада, единственными сасанидскими шахами, у которых не было бородатого портрета, являются дети-правители Ардашир III ( годы правления 628–630 ) и Хосров III ( годы правления 630–630 ). [4] Это означает, что Кавад, скорее всего, взошел на престол в довольно молодом возрасте, то есть его рождение приходится на 473 год. [4]
- ↑ Однако армянские солдаты снова служили сасанидам в VI и VII веках. [10]
- ↑ Хотя некоторые из сыновей Сухры позже служили Каваду, власть каренов была впервые восстановлена во время правления сына и преемника Кавада, Хосрова I Ануширвана ( годы правления 531–579 ), который, как сообщается, сожалел о подходе Кавада к семье и дал им должность военного командира ( спахбеда ) Хорасана . [35]
- ↑ Хотя ат-Табари относит это событие до первого правления Кавада, современные учёные сходятся во мнении, что оно произошло в период перед его вторым правлением. [46] [47]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бойс 2001 , с. 127.
- ^ Jump up to: а б Босворт 1999 , с. 128 (примечание № 329).
- ^ Pulleyblank 1991 , стр. 424–431.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и Шиндель 2013a , стр. 136–141.
- ^ Jump up to: а б с д Макдонаф 2013 , с. 603.
- ^ Jump up to: а б с Макдонаф 2013 , с. 604.
- ^ Макдонаф 2013 , с. 604 (см. также примечание 3).
- ^ Jump up to: а б с Макдонаф 2011 , с. 307.
- ^ Резахани 2017 , стр. 85–87.
- ^ Jump up to: а б с Макдонаф 2011 , с. 305.
- ^ Jump up to: а б с Макдонаф 2013 , с. 613.
- ^ Дарьяи 2014 , с. 23.
- ^ Jump up to: а б Дарьяи .
- ^ Jump up to: а б с Поттс 2018 , с. 295.
- ^ Боннер 2020 , стр. 136–137.
- ^ Резахани 2017 , с. 127.
- ^ Jump up to: а б Боннер 2020 , с. 137.
- ^ Шиппманн 1999 , стр. 631–632.
- ^ Пейн 2015b , с. 287.
- ^ Пейн 2015b , с. 288.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Шахбази 2005 .
- ^ Jump up to: а б Шомон и Шиппманн 1988 , стр. 574–580.
- ^ Боннер 2020 , с. 139.
- ^ Jump up to: а б Пуршариати 2008 , с. 78.
- ^ Дарьяи 2014 , стр. 25–26.
- ^ Jump up to: а б Эксворси 2008 , с. 58.
- ^ Jump up to: а б с Дарьяи 2014 , с. 26.
- ^ Дарьяи и Резахани 2016 , с. 50.
- ^ Jump up to: а б Киа 2016 , с. 253.
- ^ Jump up to: а б с д и Пуршариати 2008 , с. 79.
- ^ Пуршариати 2008 , стр. 79–80.
- ^ Пуршариати 2008 , с. 80.
- ^ Jump up to: а б Пуршариати 2008 , с. 81.
- ^ Jump up to: а б с д Фрай 1983 , с. 150.
- ^ Jump up to: а б Пуршариати 2017 .
- ^ Jump up to: а б Дарьяи, 2014 г. , стр. 26–27.
- ^ Jump up to: а б с Дарьяи и Канепа 2018 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Шайеган 2017 , с. 809.
- ^ Jump up to: а б с д Дарьяи 2014 , с. 27.
- ^ Эксворси 2008 , с. 59.
- ^ Jump up to: а б Пуршариати 2008 , с. 267.
- ^ Jump up to: а б с д и Прокопий, VI .
- ^ Jump up to: а б Босворт 1999 , с. 135.
- ^ Jump up to: а б Мартиндейл 1980 , стр. 974–975.
- ^ Босворт 1999 , с. 128.
- ^ Киа 2016 , с. 257.
- ^ Резахани 2017 , с. 133 (примечание 22).
- ^ Босворт 1999 , с. п. 128 (примечание 330).
- ^ Босворт 1999 , с. 128 (примечание 330); Резахани 2017 , с. 133 (примечание 22); Мартиндейл 1992 , стр. 381–382; Пуршариати 2008 , стр. 110–111.
- ^ Резахани 2017 , с. 133.
- ^ Резахани 2017 , с. 133 (примечание 23).
- ^ Резахани 2017 , с. 131.
- ^ Jump up to: а б с Пуршариати 2008 , с. 114.
- ^ Пуршариати 2008 , стр. 267–268.
- ^ Эксворси 2008 , стр. 59–60.
- ^ Дарьяи и Резахани 2017 , с. 209.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Эксворси 2008 , с. 60.
- ^ Мири 2012 , стр. 24.
- ^ Дарьяи 2014 , с. 124.
- ^ Дарьяи 2014 , стр. 129–130.
- ^ Jump up to: а б Макдонаф 2011 , с. 306.
- ^ Шайеган 2017 , с. 811.
- ^ Эксворси 2008 , с. 61.
- ^ Лангаруди 2002 .
- ^ Гаубе 1986 , стр. 519–520.
- ^ Калмард 1988 , стр. 319–324.
- ^ Модаррес .
- ^ Кеттенхофен 1994 , стр. 13–19.
- ^ Гаджиев 2017а .
- ^ Шомон 1985 , стр. 806–810.
- ^ Гаджиев 2017б , стр. 124–125.
- ^ Гаджиев 2017б , стр. 125.
- ^ Гаджиев 2017б , стр. 128–129.
- ^ Jump up to: а б с Зауэр 2017 , с. 294.
- ^ Зауэр 2017 , с. 295.
- ^ Дарьяи 2009 .
- ^ Jump up to: а б Дарьяи и Николсон 2018 .
- ^ Jump up to: а б Грейтрекс и Лиу 2002 , с. 62.
- ^ Ховард-Джонстон 2013 , с. 872.
- ^ Ховард-Джонстон 2013 , стр. 872–873.
- ^ Jump up to: а б с Грейтрекс и Лиу 2002 , с. 63.
- ^ Боннер 2020 , с. 156 (см. также примечание 184).
- ^ Greatrex & Lieu 2002 , стр. 69–71.
- ^ Greatrex & Lieu 2002 , с. 77.
- ^ Jump up to: а б Пуршариати 2008 , с. 111.
- ^ Зауэр 2017 , с. 190.
- ^ Выубус 1965 , стр. 126–127.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Пейн 2015а , с. 171.
- ^ Поттс 2018 , стр. 296–297.
- ^ Поттс 2018 , с. 297.
- ^ Шиндель 2013a , стр. 136–141; Киа 2016 , с. 254
- ^ Jump up to: а б Прокопий, XI .
- ^ Сундерманн 1986 , с. 662.
- ^ Greatrex & Lieu 2002 , стр. 81–82.
- ^ Jump up to: а б с Мартиндейл 1992 , с. 160.
- ^ Прокопий, Книга I.xviii .
- ^ Прокопия Книга I.xxi
- ^ Jump up to: а б с д и ж Шиндель 2013b , стр. 141–143.
- ^ Шиндель 2013c , с. 837.
- ^ Кроун 1991 , с. 32.
- ^ Фрай 1983 , с. 465
- ^ Мартиндейл 1992 , стр. 16, 276; Пуршариати 2008 , стр. 268–269; Грейтрекс и Лиу 2002 , с. 112.
- ^ Киа 2016 , стр. 256–257, 261; Шиндель 2013a , стр. 136–141; Дарьяи 2014 , стр. 28–30.
- ^ Кертис и Стюарт 2009 , с. 38.
- ^ Спулер 2014 , стр. 344–345.
- ^ Туманов 1969 , с. 28.
- ^ Резахани 2017 , с. 128.
- ^ Мартиндейл 1980 , с. 1995.
- ^ Шахид 1995 , с. 76.
Библиография
[ редактировать ]Древние произведения
[ редактировать ]- Прокопий , История войн .
Современные работы
[ редактировать ]- Босворт, CE , изд. (1999). История ат-Табари, Том V: Сасаниды, византийцы, Лахмиды и Йемен . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-4355-2 .
- Эксуорси, Майкл (2008). История Ирана: Империя разума . Нью-Йорк: Основные книги. стр. 1–368. ISBN 978-0-465-00888-9 .
- Боннер, Майкл (2020). Последняя империя Ирана . Нью-Йорк: Горгиас Пресс. стр. 1–406. ISBN 978-1463206161 .
- Бойс, Мэри (2001). Зороастрийцы: их религиозные верования и практики . Психология Пресс. стр. 1–252. ISBN 9780415239028 .
- Кальмар, Жан (1988). «Керманшах IV. История до 1953 года» . Энциклопедия Ираника, Том. XVI, Фаск. 3 . стр. 319–324.
- Шомон, МЛ (1985). «Албания» . Энциклопедия Ираника, Том. Я, Фаск. 8 . стр. 806–810.
- Шомон, ML; Шиппманн, К. (1988). «Балаш, сасанидский царь царей» . Энциклопедия Ираника, Том. III, Фаск. 6 . стр. 574–580.
- Кроун, Патрисия (1991). «Ересь Кавада и восстание Маздака». Иран . 29 : 21–42. дои : 10.2307/4299846 . JSTOR 4299846 . ( требуется регистрация )
- Кертис, Веста Сархош; Стюарт, Сара (2009). Возвышение ислама: идея Ирана Том 4 . ИБ Таурис. ISBN 978-1845116910 .
- Дарьяи, Турадж (2009). «Шапур II» . Энциклопедия Ираника .
- Дарьяи, Турадж (2014). Сасанидская Персия: Взлет и падение империи . ИБТаурис. стр. 1–240. ISBN 978-0857716668 .
- Дарьяи, Турадж; Резахани, Ходадад (2016). От Окса до Евфрата: мир позднеантичного Ирана . Х&С Медиа. стр. 1–126. ISBN 9781780835778 .
- Дарьяи, Турадж; Резахани, Ходадад (2017). «Сасанидская империя» . В Дарьяи, Турадж (ред.). Царь семи стран: история древнего иранского мира (3000 г. до н.э. – 651 г. н.э.) . UCI Иорданский центр персидских исследований. стр. 1–236. ISBN 9780692864401 .
- Дарьяи, Турадж; Канепа, Мэтью (2018). «Маздак» . Николсон, Оливер (ред.). Оксфордский словарь поздней античности . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-866277-8 .
- Дарьяи, Турадж; Николсон, Оливер (2018). «Кобад I (депутат Кавад)» . Николсон, Оливер (ред.). Оксфордский словарь поздней античности . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-866277-8 .
- Дарьяи, Турадж. «Йездегерд II» . Энциклопедия Ираника .
- Фрай, Р.Н. (1983). «Политическая история Ирана при Сасанидах». В Яршатере, Эхсан (ред.). Кембриджская история Ирана, том 3 (1): Селевкидский, парфянский и сасанидский периоды . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-20092-Х .
- Фрай, Ричард Нельсон (1984). История Древнего Ирана . ЧБек. стр. 1 –411. ISBN 9783406093975 .
ЛОЖЬ.
- Гаджиев, Муртазали (2017а). «Стена Апзут Кават» . Энциклопедия Ираника .
- Гаджиев, Муртазали (2017б). «Строительная деятельность Кавада I в Кавказской Албании» . Иран и Кавказ . 21 (2). Брилл: 121–131. дои : 10.1163/1573384X-20170202 .
- Гаубе, Х. (1986). "Арраджан " Иранская энциклопедия, Том. II, Фаск. 5 . стр. 519–520.
- Грейтрекс, Джеффри; Лью, Сэмюэл, Северная Каролина (2002). «Первая персидская война Юстиниана и вечный мир». Римская восточная граница и персидские войны (Часть II, 363–630 гг. н.э.) . Нью-Йорк, Нью-Йорк и Лондон, Великобритания: Routledge. стр. 82–97. ISBN 0-415-14687-9 .
- Ховард-Джонстон, Джеймс (2013). «Военная инфраструктура в римских провинциях к северу и югу от Армянского Тавра в поздней античности». В Сарантисе, Александр; Кристи, Нил (ред.). Война и военное дело в поздней античности: современные перспективы . Брилл. ISBN 978-9004252578 .
- Кеттенхофен, Эрих (1994). «Дербанд» . Иранская энциклопедия, Том VII . стр. 13–19.
- Киа, Мехрдад (2016). Персидская империя: Историческая энциклопедия [2 тома]: Историческая энциклопедия . АВС-КЛИО. ISBN 978-1610693912 .
- Мартиндейл, Джон Р. , изд. (1980). Просопография Поздней Римской империи: Том II, 395–527 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-20159-4 .
- Мартиндейл, Джон Р. , изд. (1992). Просопография Поздней Римской империи: Том III, 527–641 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-20160-8 .
- Макдонаф, Скотт (2011). «Ноги трона: короли, элиты и подданные в Сасанидском Иране». В Арнасоне, Иоганн П.; Раафлауб, Курт А. (ред.). Римская империя в контексте: исторические и сравнительные перспективы . John Wiley & Sons, Ltd., стр. 290–321. дои : 10.1002/9781444390186.ch13 . ISBN 9781444390186 .
- Макдонаф, Скотт (2013). «Военные и общество в Сасанидском Иране» . В Кэмпбелле, Брайан; Тритл, Лоуренс А. (ред.). Оксфордский справочник по войне в классическом мире . Издательство Оксфордского университета. стр. 1–783. ISBN 9780195304657 .
- Лангаруди, Резазаде (2002). «Фахрадж» . Энциклопедия Ираника .
- Модаррес, Али. «Мейбод» . Энциклопедия Ираника .
- Мири, Негин (2012). «Сасанидский Парс: историческая география и административная организация» . Сасаника : 1–183. [ постоянная мертвая ссылка ]
- Пейн, Ричард Э. (2015a). Состояние смеси: христиане, зороастрийцы и иранская политическая культура в поздней античности . Университет Калифорнии Пресс. стр. 1–320. ISBN 9780520961531 .
- Пейн, Ричард (2015b). «Возрождение Ирана: Сасанидская империя и гунны». В Маасе, Майкл (ред.). Кембриджский спутник эпохи Аттилы . Издательство Кембриджского университета. стр. 282–299. ISBN 978-1-107-63388-9 .
- Поттс, Дэниел Т. (2018). «Сасанидский Иран и его северо-восточная граница» . В Массачусетсе, Майкл; Ди Космо, Никола (ред.). Империи и обмены в поздней античности Евразии . Издательство Кембриджского университета. стр. 1–538. ISBN 9781316146040 .
- Пуршариати, Парване (2008). Упадок и падение Сасанидской империи: Сасанидско-Парфянская конфедерация и арабское завоевание Ирана . Лондон и Нью-Йорк: IB Tauris. ISBN 978-1-84511-645-3 .
- Пуршариати, Парване (2017). «Карин» . Энциклопедия Ираника .
- Пуллибланк, Эдвин Г. (1991). «Китайско-иранские отношения i. В доисламские времена» . Энциклопедия Ираника, Том. В, Фаск. 4 . стр. 424–431.
- Резахани, Ходадад (2017). Переориентация сасанидов: Восточный Иран в поздней античности . Издательство Эдинбургского университета. стр. 1–256. ISBN 9781474400305 .
- Зауэр, Эберхард (2017). Сасанидская Персия: между Римом и степями Евразии . Лондон и Нью-Йорк: Издательство Эдинбургского университета. стр. 1–336. ISBN 9781474401029 .
- Шиндель, Николаус (2013a). «Кавад I и Царствование» . Энциклопедия Ираника, Том. XVI, Фаск. 2 . стр. 136–141.
- Шиндель, Николаус (2013b). «Кавад I II. Чеканка монет» . Энциклопедия Ираника, Том. XVI, Фаск. 2 . стр. 141–143.
- Шиндель, Николаус (2013c). «Сасанидская чеканка». В Поттсе, Дэниел Т. (ред.). Оксфордский справочник по Древнему Ирану . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0199733309 .
- Шиппманн, Клаус (1999). «Фируз» . Иранская энциклопедия, Том. 9, Фаск. 6 . стр. 631–632.
- Шахбази, А. Шапур (2005). «Сасанидская династия» . Энциклопедия Ираника, онлайн-издание .
- Сундерманн, В. (1986). «Артештаран Салар» . Энциклопедия Ираника, Том. II, Фаск. 6 . п. 662 .
- Шахид, Ирфан (1995). Византия и арабы в VI веке. Том 1, Часть 1: Политическая и военная история . Вашингтон, округ Колумбия: Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оукса. ISBN 978-0-88402-214-5 .
- Шайеган, М. Рахим (2017). «Сасанидская политическая идеология» . В Поттсе, Дэниел Т. (ред.). Оксфордский справочник по Древнему Ирану . Издательство Оксфордского университета. стр. 1–1021. ISBN 9780190668662 .
- Спулер, Бертольд (2014). Иран в ранний исламский период: политика, культура, управление и общественная жизнь между арабскими и сельджукскими завоеваниями, 633–1055 гг . Брилл. ISBN 978-90-04-28209-4 .
- Тафазцоли, Ахмед (1989). «Бозорган» . Энциклопедия Ираника, Том. IV, Фаск. 4 . Ахмад Тафаззоли. п. 427.
- Туманов, Кирилл (1969). «Хронология первых царей Иберии». Традицио . 25 . Издательство Кембриджского университета: 1–33. дои : 10.1017/S0362152900010898 . JSTOR 27830864 . S2CID 151472930 . ( требуется регистрация )
- Ворбус, Артур (1965). История школы Нисибиса Секретариат по Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кроун, Патрисия (2012). Нативистские пророки раннего исламского Ирана: сельское восстание и местный зороастризм . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1107642386 .
- Гил, Моше (2012). «Царь Кубад и Маздак». Журнал ближневосточных исследований . 71 (1). Издательство Чикагского университета: 75–90. дои : 10.1086/664453 . S2CID 163367979 .