Jump to content

Иоганн Якоб Фробергер

(Перенаправлено с Иоганна Якоба Фробергера )

Иоганн Якоб Фробергер ( крещение 19 мая 1616 — 7 мая 1667) — немецкий композитор эпохи барокко , клавишник -виртуоз и органист . Среди самых известных композиторов той эпохи он оказал влияние на развитие музыкальной формы танцевальной сюиты в своих клавирных произведениях. Его пьесы для клавесина весьма идиоматичны и программны .

Только два из многих сочинений Фробергера были опубликованы при его жизни. Фробергер запретил публикацию своих рукописей, ограничив доступ к ним своим благородным покровителям и друзьям, особенно Вюртембергам и Габсбургам, которые имели право обеспечивать соблюдение этих ограничений. После его смерти рукописи перешли к его покровительнице Сибилле, герцогине Вюртембергской (1620–1707) и в музыкальную библиотеку родового поместья Вюртемберг.

1616–1634: Ранние годы в Штутгарте.

[ редактировать ]

Иоганн Якоб Фробергер крестился 19 мая 1616 года в Штутгарте . Точная дата его рождения неизвестна. Его семья происходила из Галле , где жил его дед Симон. [1] и родился его отец Василий (1575–1637). В 1599 году Василий переехал в Штутгарт и стал тенором придворной капеллы Вюртемберга . Где-то до 1605 года он женился на Анне Шмид (1577–1637), которая происходила из швабской семьи, жившей в Штутгарте. К моменту рождения Иоганна Якоба карьера его отца уже процветала, и в 1621 году Василий стал придворным капельмейстером. Из его одиннадцати детей от Анны четверо стали музыкантами (Иоганн Якоб, Иоганн Кристоф, Иоганн Георг и Исаак; все, кроме Иоганна Якоба, служили при Вюртембергском дворе в Штутгарте. [2] ), и поэтому вполне вероятно, что Иоганн Якоб получил свои первые уроки музыки от своего отца.

Хотя начавшаяся в 1618 году Тридцатилетняя война, несомненно, несколько осложнила жизнь Штутгарта, музыкальная жизнь города была богатой и разнообразной, находившейся под влиянием музыкантов со всей Европы, так что уже в самом начале своей жизни Фробергер, должно быть, был разоблачен. самых разных музыкальных традиций. Однако о его фактическом образовании мало что известно. Его учителями, возможно, были Иоганн Ульрих Штайгледер , и он, возможно, встретил Самуэля Шейдта во время визита последнего в Штутгарт в 1627 году; возможно, что Фробергер пел в придворной капелле, но прямых доказательств тому нет; и судебные архивы показывают, что один из английских лютнистов, нанятых при дворе, Эндрю Борелл, обучал игре на лютне одного из сыновей Базилиуса Фробергера в 1621–1622 годах. [1] - неизвестно, был ли этот сын Иоганном Якобом, но если это так, то это объясняет его более поздний интерес к французской лютневой музыке.

Музыкальная библиотека Базилиуса Фробергера, вероятно, также помогла Иоганну Якобу в образовании. В нем содержалось более ста томов нот, в том числе произведения Жоскена де Пре , [3] Самуэля Шейдта и Михаэля Преториуса , а также произведения менее известного Иоганна Штадена , основателя Нюрнбергской школы, и Джованни Валентини , тогда известного венского капельмейстера, который позже преподавал Иоганна Каспара Керля . [4]

1634–1649: Придворная служба в Вене и путешествия в Италию.

[ редактировать ]

Хофкапелле Штутгарта была расформирована в 1634 году после поражения протестантов в битве при Нёрдлингене . В «Grundlage einer Ehrenpforte » (1740) Маттесон пишет, что некий шведский посол был настолько впечатлен музыкальными способностями Фробергера, что отвез 18-летнего музыканта в Вену и, предположительно, рекомендовал его императорскому двору. Однако это кажется маловероятным, поскольку в то время Швеция была в союзе с лютеранским Вюртембергом против имперских сил; так что именно почему Фробергер уехал в Вену около 1634 года и как ему удалось найти работу певца в императорской капелле, остается загадкой.

В 1637 году Базилиус Фробергер, его жена и одна из дочерей умерли от чумы . Иоганн Якоб и его брат Исаак продали музыкальную библиотеку своего отца вюртембергскому двору (так стало известно о содержимом библиотеки Базилиуса – через придворные архивы); в том же году Иоганн Якоб стал придворным органистом в Вене, помогая Вольфгангу Эбнеру . В июне ему предоставили отпуск и стипендию для поездки в Рим для обучения у Фрескобальди . Следующие три года Фробергер провел в Италии и, как и многие другие музыканты, поехавшие туда учиться, видимо, принял католицизм. Он вернулся в Вену в 1641 году и служил органистом и камерным музыкантом до осени 1645 года, когда он совершил вторую поездку в Италию. Ранее считалось, что Фробергер учился у Джакомо Кариссими , но недавние исследования показывают, что он, скорее всего, учился у Афанасия Кирхера в Риме . [5] Если это так, то намерением Фробергера, должно быть, было овладение вокальной композицией prima pratica (Фрескобальди, учивший его инструментальному письму, умер в 1643 году). Где-то в 1648–1649 годах Фробергер мог встретиться с Иоганном Каспаром Керлом и, возможно, учить его.

В 1649 году Фробергер вернулся в Австрию. На обратном пути он остановился во Флоренции и Мантуе, чтобы показать арку musurgica , мощный композиционный прием, которому его научил Кирхер, некоторым итальянским принцам. он прибыл в Вену и продемонстрировал арку musurgica императору В сентябре , заядлому музыканту-любителю; он также подарил ему Libro Secondo , сборник своих собственных сочинений ( Libro Primo сейчас утерян). Также в сентябре Фробергер играл перед Уильямом Суонном, английским дипломатом. [1] Через Свана он познакомился с Константином Гюйгенсом , который стал другом Фробергера на всю жизнь и познакомил композитора с произведениями современных французских мастеров — Жака Шамбоньера , Дени Готье и Эннемона Готье .

1649–1653: Годы путешествий.

[ редактировать ]

После смерти императрицы Марии Леопольдины в августе музыкальная деятельность двора была приостановлена. Фробергер покинул город и много путешествовал в течение следующих четырех лет, вероятно, ему было поручено Императором некоторые внемузыкальные обязанности в области дипломатии и, возможно, шпионажа (как, например, Джон Доуленд и Питер Пауль Рубенс делали во время своих путешествий). Об этих путешествиях известно немного. Дрезден, вероятно, был одним из первых городов, которые посетил Фробергер: он выступал перед избирательным судом Иоанна Георга I и подарил курфюрсту коллекцию своих произведений. Он также встретил Маттиаса Векмана в Дрездене, и эта встреча переросла в еще одну дружбу на всю жизнь; они продолжали обмениваться письмами, и Фробергер даже отправил часть своей музыки Векманну, чтобы проиллюстрировать свой стиль. По словам ученика, после Дрездена Фробергер посетил Кёльн , Дюссельдорф , Зеландию , Брабант и Антверпен ; [1] мы также знаем, что он также посетил Брюссель по крайней мере два раза (в 1650 и 1652 годах), Лондон (после катастрофического путешествия, во время которого Фробергер был ограблен, событие, которое он описал музыкально в Plainte faite à Londres pour passer la melancholie ) и, что наиболее важно, , Париж (по крайней мере один раз, в 1652 г.).

В Париже Фробергер, скорее всего, познакомился со многими крупными французскими композиторами той эпохи, включая Шамбоньера, Луи Куперена , Дени Готье и, возможно, Франсуа Дюфо . Последние двое были известными лютнистами, писавшими на характерном французском идиоме стиля brisé Фробергера для клавесина , который повлиял на более поздние сюиты . В свою очередь, Луи Куперен находился под глубоким влиянием стиля Фробергера; одна из его безразмерных прелюдий даже имеет подзаголовок « подражание мистеру Фробергеру ». В ноябре 1652 года Фробергер стал свидетелем смерти знаменитого лютниста Бланкроше (который был его другом и, как сообщается, умер у него на руках). Хотя сам Бланкроше не был крупным композитором, [6] его смерть оставила след в истории музыки: Куперен, Готье, Дюфо и Фробергер написали надгробия, оплакивая это событие.

1653–1667: Последние годы в Вене, выход на пенсию и смерть.

[ редактировать ]

В 1653 году Фробергер проехал через Гейдельберг , Нюрнберг и Регенсбург , а в апреле вернулся в Вену. Он оставался при венском дворе в течение следующих четырех лет, выпустив по крайней мере еще один сборник музыки, Libro Quarto 1656 года ( Libro Terzo сейчас утерян). Фробергер, очевидно, был глубоко опечален смертью императора Фердинанда III 2 апреля 1657 года и написал плач, посвященный памяти императора. Его отношения с преемником Фердинанда Леопольдом I были натянутыми по ряду политических причин (многочисленные силы были против избрания Леопольда, и среди них были орден иезуитов и Иоганн Филипп фон Шенборн , курфюрст-архиепископ Майнца ; наставник и друг Фробергера Кирхер был важной фигурой в первом, а Фробергер имел прочные связи со двором второго. [1] Однако Фробергер посвятил Леопольду новый том своих сочинений), и 30 июня 1657 года Фробергер получил свою последнюю зарплату в качестве члена императорской капеллы.

О последних 10 годах жизни Фробергера мало что известно. Большая часть информации получена из переписки между Константином Гюйгенсом и вдовствующей герцогиней Монбельярской Сибиллой (1620–1707). После смерти своего мужа Леопольда-Фредерика Вюртемберг-Монбельярского в 1662 году герцогиня жила в Эрикуре (недалеко от Монбельяра , тогдашняя территория дома Вюртембергов ; ныне департамент Ду ), и примерно в то же время Фробергер стал ее учителем музыки (это указывает на то, что Фробергер, должно быть, поддерживал связь с герцогской семьей Вюртемберга еще со времен пребывания в Штутгарте). Он жил в замке д'Эрикур, приданом герцогини Сибиллы. В письмах Гюйгенса-Сибиллы указывается, что в 1665 г. Фробергер отправился в Майнц, где выступал при дворе курфюрста-архиепископа Майнца и впервые лично встретился с Гюйгенсом; и в какой-то момент в 1666 году композитор планировал вернуться к императорскому двору в Вену. Однако, насколько известно, он никогда этого не делал и жил в Эрикуре до своей смерти 6 или 7 мая 1667 года. Фробергер, очевидно, знал, что скоро умрет, поскольку за день до смерти сделал все необходимые приготовления.

Работает

[ редактировать ]

Общая информация

[ редактировать ]
Четвертая сюита из одной из венских рукописей.

При жизни Фробергера были опубликованы лишь два сочинения: «Гексахордовая фантазия», изданная Кирхером в 1650 году в Риме , и пьеса в » Франсуа Робердея ( «Фугах и капризах 1660, Париж ). Помимо этого, сравнительно большое количество произведений сохранилось в заверенных рукописях. Тремя основными источниками музыки Фробергера являются следующие рукописи:

  • Libro Secundo (1649 г.) и Libro Quarto (1656 г.), два богато украшенных тома, посвященных Фердинанду III. Оба были найдены в Вене; украшения и каллиграфия выполнены Иоганном Фридрихом Зауттером, другом Фробергера по штутгартским годам. [1] Каждая книга состоит из четырех глав и содержит 24 произведения. Оба включают шесть токкат и шесть сюит; Libro Secundo добавляет 6 фантазий и 6 канцон , тогда как Libro Quarto вместо этого имеет 6 ричеркаров и 6 каприччио .
  • Книга прихотей и поисков (ок. 1658). 6 капризов и 6 поисков.

Кроме того, в 2006 году была обнаружена рукопись с автографом (и впоследствии продана на аукционе Sotheby's анонимному участнику торгов), содержащая, как сообщается, 35 музыкальных произведений, 18 из которых ранее были неизвестны и остались неотредактированными. Рукопись датируется последними годами жизни Фробергера и может содержать его последние сочинения. [7] Три токкаты в г-же Киджи Q.IV.25, скорее всего, являются ранними сочинениями Фробергера, когда он учился у Фрескобальди, как Боб ван Асперен в 2009 году. утверждал [8] Помимо этого, многочисленные рукописи различного происхождения содержат музыку Фробергера. К ним относятся хорошо известная рукопись Баюна и очень большое количество менее известных источников, некоторые из которых заслуживают доверия (например, единственный развернутый текст «Медитации о будущем смерти» , предположительно написанный рукой Векмана , или страсбургская рукопись какой-то пары дюжина сюит, возможно, составленных Михаилом Булёвским), а некоторые и не очень. Со многими вновь обнаруженными копиями возникают проблемы: то ли Фробергер постоянно переделывал свои композиции, то ли писцы были недостаточно внимательны, но многие произведения существуют в нескольких вариантах, в некоторых из которых даже изменены целые части.

Для идентификации работ Фробергера используются две стандартные системы нумерации. Это:

  • числа, использованные в начале 20 века Denkmäler der Tonkunst в серии Österreich и издании Гвидо Адлера ; обычно называемые числами DTÖ или числами Адлера. В этом каталоге имеется отдельная нумерация для разных жанров: пьесы обозначены как Токката № 4, Рицеркаре № 2, Сюита № 20 и т. д. DTÖ содержит несколько композиций, ошибочно приписываемых Фробергеру, и несколько идентичных.
  • Номера FbWV из каталога Зигберта Рампе , составленного в начале 1990-х годов. Каталог Рампе более полный и включает в себя недавно обнаруженные произведения, а также произведения, авторство которых подвергается сомнению. Числа Адлера включены, например, все токкаты имеют номер 1xx, следовательно, токката Адлера № 1 имеет номер Рампе FbWV 101. Для получения дополнительной информации см. Список композиций Иоганна Якоба Фробергера .

Сюиты для клавесина и программные пьесы

[ редактировать ]
Одна из токкат из венских рукописей.

Фробергера обычно считают создателем сюиты в стиле барокко . Хотя это может ввести в заблуждение, французские композиторы того времени группировали танцевальные произведения прежде всего по тональности. [9] и хотя другие композиторы, такие как Киндерманн, действительно пытались изобрести какую-то организацию, их танцы не достигли такой высокой степени художественного достоинства, как это видно в сюитах Фробергера. Типичная сюита Фробергера устанавливала аллеманду , куранту , сарабанду и жигу как обязательные части сюиты. Однако по поводу размещения жиги существуют некоторые разногласия. В самом раннем достоверном автографе Фробергера, Libro Secondo , пять из шести сюит состоят из трех частей, без жиги. Одноместный люкс, нет. 2, в качестве четвертой части добавлена ​​жига (а в более поздней копии жиги добавлены к сюитам № 3 и 5). Во всех сюитах «Libro Quarto» во второй части есть жиги. Порядок, который стал стандартом после смерти Фробергера, при котором жига была последней частью, впервые появился в отпечатке произведений Фробергера 1690-х годов амстердамским издателем Мортье.

Все танцы Фробергера состоят из двух повторяющихся частей, но очень редко выполняются по стандартной схеме 8+8 тактов. При использовании симметричной структуры это может быть 7+7 стержней или 11+11 стержней; чаще один из отделов длиннее или короче другого (чаще второй короче первого). Эту неравномерность Фробергер может использовать в любом танце, тогда как в Шамбоньере , который использовал столь же нерегулярные узоры, сарабанда всегда составлена ​​в стиле 8+16. Клавишная адаптация Фробергером французского бризэ в стиле лютни почти всегда проявляется в большинстве произведений, написанных во время и после его визита в Париж.

Аллеманды Фробергера почти полностью отказываются от ритмической схемы оригинального танца, изобилуя короткими жестами, фигурами, орнаментами и движениями, типичными для стиля бризэ . Как и Шамбоньер, Фробергер избегает подчеркивать внутренние ритмы или вообще что-либо, что намекало бы на какую-либо регулярность; [10] в отличие от него, Фробергер имеет тенденцию использовать более быстрые фигуры и мелодии из шестнадцатых нот. Большинство курант имеют размер 6/4 с редкими гемиолами и движением восьмой ноты, типичным для куранты. Некоторые другие, однако, имеют размер 3/2, вдвое медленнее и движутся четвертными нотами. Третьи имеют размер 3/4 и очень напоминают итальянский корренте того времени. Сарабанды в основном имеют размер 3/2 и используют ритмический рисунок 1 + 1/2, а не стандартный ритм сарабанды с акцентом на вторую долю. Гиги почти всегда фугальные, либо составные (6/8), либо тройные (3/4) метра; в разных разделах могут использоваться разные мотивы, и иногда тема первого раздела меняется на другую. Как ни странно, в некоторых гигах используются пунктирные ритмы в размере 4/4, а в паре есть изысканные восторженные концовки в размере 4/4.

В некоторых работах присутствуют письменные обозначения, такие как «фа» и «фортепиано» (для обозначения эффекта эха), «doucement» («мягко») и «avec Discrétion» (выразительное рубато). В некоторых источниках таких отметок особенно много, а недавно обнаруженная (2004 г.) рукопись Berlin Sing-Akademie SA 4450 добавляет аналогичные указания к свободным участкам в токкатах органов. [11] В некоторых люксах есть двухместные номера; в некоторых случаях куранта является производной от аллеманды (хотя это бывает редко; чаще Фробергер объединяет два танца, давая им несколько похожее начало, но сохраняет различный остальной материал). Номер люкс. 6 из Libro Secondo на самом деле представляет собой набор вариаций с подзаголовком Auff der Mayerin и одно из наиболее популярных произведений Фробергера, хотя это явно раннее произведение и не сравнимое с поздними сюитами ни по технике, ни по выражению.

Помимо сюит, Фробергер также написал озаглавленные описательные пьесы для клавесина (некоторые сюиты включают такие произведения в качестве первой части). Он был одним из первых композиторов, создавших такие программные произведения. Почти все они очень личные; стиль напоминает аллеманды Фробергера своей неровностью и чертами стиля бриз. К таким произведениям относятся следующие (в алфавитном порядке):

Немец попал во время переправы через Рейн на лодке в большую опасность . Обратите внимание на 26 пронумерованных отрывков с пояснениями к каждому.
  • Немецкий, сделанный при переправе через Рейн на лодке в большой опасности.
  • Оплакивание мучительной кончины Его Императорского Величества Фердинанда Третьего, 1657 год.
  • Оплакивание того, что меня ограбили и играли осмотрительно и даже лучше, чем обращались со мной солдаты
  • Оплакивание болезненной утраты Королевского Величества Фердинанда IV, короля римлян.
  • Медитация о моей будущей смерти
  • Жалоба, поданная в Лондоне, чтобы передать меланхолию
  • Могила, сделанная в Париже в честь смерти месье Бланкроше.

В этих произведениях часто присутствуют музыкальные метафоры: в причитаниях по поводу смерти лютниста Бланкроше и Фердинанда IV Фробергер представляет фатальное падение Бланкроше с лестничного марша с нисходящей шкалой и восхождение Фердинанда на небеса с восходящей; в плаче Фердинанда III он заканчивает пьесу одним голосом, трижды повторяя фа. Фробергер часто снабжал такие работы объяснением, иногда очень подробным (см. иллюстрацию), событий, которые привели к созданию произведения. Например, Allemande, faite en passat le Rhin содержит 26 пронумерованных отрывков с пояснениями к каждому; надгробие Бланкроше имеет письменное предисловие, в котором излагаются обстоятельства смерти лютниста и т. д. Структура и стиль программных произведений Фробергера, а также его аллеманды способствовали развитию безмерной прелюдии стараниями Луи Куперена .

Полифоническая клавиатура работает.

[ редактировать ]

Остальные клавишные произведения Фробергера могут исполняться на любом клавишном инструменте, включая орган. Токкаты — единственные, кто в той или иной степени использует свободное письмо; большинство из них строго полифоничны. По организации токкаты Фробергера напоминают токкаты Микеланджело Росси , также ученика Фрескобальди ; вместо того, чтобы состоять из множества кратких частей, они состоят из нескольких плотно сплетенных разделов, чередующихся между строгой полифонией и свободными импровизационными отрывками. Они обычно умеренной длины, а гармоническое содержание не отличается от гармонии Фрескобальди, хотя гармония Фробергера предпочитает более мягкие и приятные повороты. [12] (не без некоторых примечательных исключений, особенно в двух произведениях Da sonarsi alla Levatione ), и его токкаты всегда больше ориентированы на оригинальную тональность, в отличие от произведений Фрескобальди или Росси. Разделы фуг присутствуют в большинстве токкат, являются квазиимитационными и не такими строгими, как фуги более поздних 17 века; когда в токкате имеется несколько фугальных вставок, для всех них может использоваться один и тот же мотив, варьируемый ритмически.

В то время как в творчестве Фрескобальди фантазия и ричеркаре представляют собой заметно разные жанры (фантазия представляет собой относительно простую контрапунктическую композицию, которая по мере своего развития расширяется в шквал интенсивных, ритмически сложных контрапунктов; ричеркаре представляет собой, по сути, очень строгую контрапунктическую пьесу с легко слышимые линии и несколько архаичны по структуре), у Фробергера практически схожи. Типичный ричеркаре или фантазия Фробергера использует один предмет (с разными ритмическими вариациями для разных разделов) на протяжении всего произведения, а контрапункт почти безупречно соответствует prima pratica 16-го века . Можно использовать любые стандартные контрапункты; основная тема иногда сочетается с другой темой в одном или двух разделах, и обычно между разделами наблюдается заметный контраст и большое разнообразие внутри одного произведения.

Канцоны и каприччио Фробергера столь же консервативны с точки зрения техники и, по сути, одинаковы, хотя Фрескобальди проводил различие между жанрами. Фробергер следует примеру Фрескобальди, создавая эти пьесы в виде наборов вариаций, состоящих из нескольких секций (обычно три в канцонах и любое количество - вплоть до шести - в каприччио). Сюжеты всегда быстрее и гораздо живее, чем сюжеты ричеркаров и фантазий. Характерной особенностью является экономия тем: эпизоды, довольно редкие, почти всегда основаны на материале сюжета, чем-то наподобие тех, которые были в творчестве И. С. Баха примерно 60–70 лет спустя. Контрапункт и гармония очень похожи на ричеркары и фантазии; однако иногда используются степени шкалы, отличные от 1 и 5.

Другие работы

[ редактировать ]

Единственные сохранившиеся неклавишные произведения Фробергера — два мотета » «Аллилуйя! Absorpta es mors и Apparuerunt apostolis . Они встречаются в так называемой коллекции Дюбена , составленной Густавом Дюбеном , известным шведским коллекционером и композитором. Рукопись хранится в библиотеке Уппсальского университета . Эти мотеты очень похожи по стилю: оба написаны для трехголосного хора (STB), двух скрипок и органа (которому дана одна мелодическая линия, а не полифония, как это было принято в итальянских мотетах того времени), и отлиты стиле начала 17 века в венецианском Концерт . [13] что резко контрастирует с предпочтением Фробергера более старых техник в его полифонических клавишных произведениях. Еще одна связь с современной практикой заключается в том, что небольшой ансамбль почти идентичен тому, который использовал Генрих Шютц во втором томе «Симфоний священных», опубликованном в 1647 году.

Посмертное влияние

[ редактировать ]

Хотя при его жизни были опубликованы лишь два произведения Фробергера, его музыка широко распространялась в Европе в рукописных копиях, и он был одним из самых известных композиторов той эпохи (хотя учился в Италии и, очевидно, имел друзей и бывших наставников). там не обнаружено итальянских источников его музыки). Благодаря своим путешествиям и способности впитывать различные национальные стили и включать их в свою музыку, Фробергер вместе с другими композиторами-космополитами, такими как Иоганн Каспар Керлль и Георг Мюффа , внес большой вклад в обмен музыкальными традициями в Европе. Наконец, он был одним из первых крупных клавишных композиторов в истории и первым, кто в равной степени сосредоточился как на клавесине / клавикорде , так и на органе .

Композиции Фробергера были известны и изучены, среди многих других, Иоганном Пахельбелем , Дитрихом Букстехуде , Георгом Мюффатом и его сыном Готлибом Мюффатом , Иоганном Каспаром Керлем, Матиасом Векманном , Луи Купереном , Иоганном Кирнбергером , Иоганном Николаусом Форкелем , Георгом Бёмом , Георгом Фридрихом Генделем. и Иоганн Себастьян Бах . Более того, сохранились копии Бетховен «Гексахордовой фантазии», написанные рукой Моцарта, и даже знал творчество Фробергера благодаря . учению Альбрехтсбергера Глубокое влияние на Луи Куперена сделало Фробергера частично ответственным за изменения, которые Куперен внес во французскую органную традицию (а также за развитие немерной прелюдии , которую Куперен культивировал).

Хотя полифонические пьесы пользовались большим уважением в 17 и 18 веках, сегодня Фробергера помнят главным образом за его вклад в развитие клавишной сюиты. Действительно, он создал эту форму почти в одиночку и, посредством новаторской и творческой обработки стандартных танцевальных форм того времени, проложил путь для тщательно продуманного вклада Иоганна Себастьяна Баха в этот жанр (не говоря уже о почти каждом крупном композиторе Европы, поскольку подавляющее большинство составляло сюиты и находились под влиянием «французского стиля», примером которого является Фробергер).

Известные записи

[ редактировать ]
  • Иоганн Якоб Фробергер: Работы для клавесина (1990). Густав Леонхардт (клавесин). Дойче Гармония Мунди RD77923
    • Подборка из 18 произведений для клавесина, завершающаяся « Томбо», созданным в Париже после смерти месье Бланкроше.
  • Иоганн Якоб Фробергер: Полное собрание сочинений для клавишных (1994). Ричард Эгарр (орган, клавесин). Глобус ГЛО 6022–6025
    • Организовано рукописно и сохраняет первоначальный порядок произведений; произведения, обнаруженные после 1994 г., не включены. Также включает несколько произведений других композиторов, ранее приписывавшихся Фробергеру.
  • Неизвестные произведения (2003/4). Зигберт Рампе (орган, клавесин, клавикорд). ЦРТ 341 1186-2 и 341 1195-2
    • Запись около 20 недавно обнаруженных произведений (в основном сюит) и произведений сомнительного авторства.
  • Страсбургская рукопись (2000 г.). Людгер Реми (клавесин). СПО 9997502
    • Включает четырнадцать сюит из недавно обнаруженного Страсбургского манускрипта, только три из них известны по источникам автографов.
  • Издание Фробергера (2000–). Боб ван Асперен (клавесин, орган). АЕ 10024, 10054, 10064, 10074 (клавесин), АЕ 10501, АЕ 10601, АЕ 10701 (орган)
    • Серия рассчитана на 8 частей. В четвертом томе использованы новейшие открытия из рукописей Берлинской академии пения.
  • Иоганн Якоб Фробергер: Полное собрание музыки для клавесина и органа (2016). Симона Стелла (орган, клавесин). Коробка из 16 компакт-дисков Brilliant Classics BC 94740
    • По состоянию на 2016 год , это самая последняя полная запись. организовано по источникам; включает вновь обнаруженные произведения.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Шотт, Гроув
  2. ^ См. Дж. Ситтарда: «К истории музыки и театра при Вюртембергском дворе» (Штутгарт, 1890–91 / R).
  3. ^ ГБ Шарп. «Дж. Дж. Фробергер: 1614–1667: связь между Возрождением и барокко». Музыкальные Таймс, Vol. 108, № 1498 (декабрь 1967 г.), стр. 1093-1095+1097.
  4. ^ Зидентопф Хеннинг. «Йохан Якоб Фробергер». Stuttgarter Verlagkontor, Штутгарт, 1977, с. 26-30. см . в [1] . Полный список
  5. ^ К. Аннибальди: «Фробергер в Риме: от мастерства Фрескобальди до композиционных секретов Кирхера», CMc, № 58 (1995), 5–27
  6. ^ Брюс К. Берчмор. «Флёри, Шарль, сьер де Бланкроше [Бланроше, Бланшерош], Grove Music Online, изд. Л. Мэйси»
  7. ^ [2] , [3] , «Журнал музыки семнадцатого века | Том 13 № 1 | Боб ван Асперен: новая рукопись Фробергера» . Архивировано из оригинала 8 января 2009 г. Проверено 8 января 2009 г.
  8. ^ Боб ван Асперен: > Три токкаты < в рукописи Chigi Q.IV.25, в: Concerto 224, Кельн, 2009, стр.34-41.
  9. ^ Александр Силбигер. «Клавишная музыка до 1700 года». Routledge 2004, второе издание, с. 189
  10. ^ Апелляция, 557
  11. ^ Иоганн Якоб Фробергер, Токката, Сюиты, Ламенти: Рукопись SA 4450 Sing-Akademie zu Berlin, факсимиле и передача, изд. Питера Волльни (Кассель: Bärenreiter 2004).
  12. ^ Апелляция, 553
  13. ^ Ив Руджери. Предисловие к «Иоганну Якобу Фробергеру: Alleluia, absorpta est mors; Appareunt apostolis», Éditions de l'Oiseau-Lyre, Монако, 1990.

Ссылки и дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Говард Шотт. «Иоганн Якоб Фробергер», Grove Music Online , изд. Л. Мэйси. (доступ по подписке).
  • Аво Сымер . «Клавишная музыка Иоганна Якоба Фробергера». Мичиганский университет, 1963, диссертация.
  • Вилли Апель . История клавишной музыки до 1700 года . Перевод Ганса Тишлера. Издательство Университета Индианы, 1972. ISBN   0-253-21141-7 . Первоначально опубликовано под названием «История органной и фортепианной музыки до 1700 года» издательством Bärenreiter-Verlag, Кассель.
  • Андреас Вейвар / Маркус Грассл (ред.). «' Avec Discrétion. Переосмысление Фробергера». Бёлау, Вена – Кёльн – Веймар, 2018 (Венские публикации по истории музыки 14) [материалы на немецком и английском языках] ISBN   978-3-205-20740-5 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 06ccc57a223d86bd791a11b32afa9892__1722165780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/06/92/06ccc57a223d86bd791a11b32afa9892.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Johann Jakob Froberger - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)