Иоганн Якоб Фробергер
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2017 г. ) |
Иоганн Якоб Фробергер ( крещение 19 мая 1616 — 7 мая 1667) — немецкий композитор эпохи барокко , клавишник -виртуоз и органист . Среди самых известных композиторов той эпохи он оказал влияние на развитие музыкальной формы танцевальной сюиты в своих клавирных произведениях. Его пьесы для клавесина весьма идиоматичны и программны .
Только два из многих сочинений Фробергера были опубликованы при его жизни. Фробергер запретил публикацию своих рукописей, ограничив доступ к ним своим благородным покровителям и друзьям, особенно Вюртембергам и Габсбургам, которые имели право обеспечивать соблюдение этих ограничений. После его смерти рукописи перешли к его покровительнице Сибилле, герцогине Вюртембергской (1620–1707) и в музыкальную библиотеку родового поместья Вюртемберг.
Жизнь
[ редактировать ]1616–1634: Ранние годы в Штутгарте.
[ редактировать ]Иоганн Якоб Фробергер крестился 19 мая 1616 года в Штутгарте . Точная дата его рождения неизвестна. Его семья происходила из Галле , где жил его дед Симон. [1] и родился его отец Василий (1575–1637). В 1599 году Василий переехал в Штутгарт и стал тенором придворной капеллы Вюртемберга . Где-то до 1605 года он женился на Анне Шмид (1577–1637), которая происходила из швабской семьи, жившей в Штутгарте. К моменту рождения Иоганна Якоба карьера его отца уже процветала, и в 1621 году Василий стал придворным капельмейстером. Из его одиннадцати детей от Анны четверо стали музыкантами (Иоганн Якоб, Иоганн Кристоф, Иоганн Георг и Исаак; все, кроме Иоганна Якоба, служили при Вюртембергском дворе в Штутгарте. [2] ), и поэтому вполне вероятно, что Иоганн Якоб получил свои первые уроки музыки от своего отца.
Хотя начавшаяся в 1618 году Тридцатилетняя война, несомненно, несколько осложнила жизнь Штутгарта, музыкальная жизнь города была богатой и разнообразной, находившейся под влиянием музыкантов со всей Европы, так что уже в самом начале своей жизни Фробергер, должно быть, был разоблачен. самых разных музыкальных традиций. Однако о его фактическом образовании мало что известно. Его учителями, возможно, были Иоганн Ульрих Штайгледер , и он, возможно, встретил Самуэля Шейдта во время визита последнего в Штутгарт в 1627 году; возможно, что Фробергер пел в придворной капелле, но прямых доказательств тому нет; и судебные архивы показывают, что один из английских лютнистов, нанятых при дворе, Эндрю Борелл, обучал игре на лютне одного из сыновей Базилиуса Фробергера в 1621–1622 годах. [1] - неизвестно, был ли этот сын Иоганном Якобом, но если это так, то это объясняет его более поздний интерес к французской лютневой музыке.
Музыкальная библиотека Базилиуса Фробергера, вероятно, также помогла Иоганну Якобу в образовании. В нем содержалось более ста томов нот, в том числе произведения Жоскена де Пре , [3] Самуэля Шейдта и Михаэля Преториуса , а также произведения менее известного Иоганна Штадена , основателя Нюрнбергской школы, и Джованни Валентини , тогда известного венского капельмейстера, который позже преподавал Иоганна Каспара Керля . [4]
1634–1649: Придворная служба в Вене и путешествия в Италию.
[ редактировать ]Хофкапелле Штутгарта была расформирована в 1634 году после поражения протестантов в битве при Нёрдлингене . В «Grundlage einer Ehrenpforte » (1740) Маттесон пишет, что некий шведский посол был настолько впечатлен музыкальными способностями Фробергера, что отвез 18-летнего музыканта в Вену и, предположительно, рекомендовал его императорскому двору. Однако это кажется маловероятным, поскольку в то время Швеция была в союзе с лютеранским Вюртембергом против имперских сил; так что именно почему Фробергер уехал в Вену около 1634 года и как ему удалось найти работу певца в императорской капелле, остается загадкой.
В 1637 году Базилиус Фробергер, его жена и одна из дочерей умерли от чумы . Иоганн Якоб и его брат Исаак продали музыкальную библиотеку своего отца вюртембергскому двору (так стало известно о содержимом библиотеки Базилиуса – через придворные архивы); в том же году Иоганн Якоб стал придворным органистом в Вене, помогая Вольфгангу Эбнеру . В июне ему предоставили отпуск и стипендию для поездки в Рим для обучения у Фрескобальди . Следующие три года Фробергер провел в Италии и, как и многие другие музыканты, поехавшие туда учиться, видимо, принял католицизм. Он вернулся в Вену в 1641 году и служил органистом и камерным музыкантом до осени 1645 года, когда он совершил вторую поездку в Италию. Ранее считалось, что Фробергер учился у Джакомо Кариссими , но недавние исследования показывают, что он, скорее всего, учился у Афанасия Кирхера в Риме . [5] Если это так, то намерением Фробергера, должно быть, было овладение вокальной композицией prima pratica (Фрескобальди, учивший его инструментальному письму, умер в 1643 году). Где-то в 1648–1649 годах Фробергер мог встретиться с Иоганном Каспаром Керлом и, возможно, учить его.
В 1649 году Фробергер вернулся в Австрию. На обратном пути он остановился во Флоренции и Мантуе, чтобы показать арку musurgica , мощный композиционный прием, которому его научил Кирхер, некоторым итальянским принцам. он прибыл в Вену и продемонстрировал арку musurgica императору В сентябре , заядлому музыканту-любителю; он также подарил ему Libro Secondo , сборник своих собственных сочинений ( Libro Primo сейчас утерян). Также в сентябре Фробергер играл перед Уильямом Суонном, английским дипломатом. [1] Через Свана он познакомился с Константином Гюйгенсом , который стал другом Фробергера на всю жизнь и познакомил композитора с произведениями современных французских мастеров — Жака Шамбоньера , Дени Готье и Эннемона Готье .
1649–1653: Годы путешествий.
[ редактировать ]После смерти императрицы Марии Леопольдины в августе музыкальная деятельность двора была приостановлена. Фробергер покинул город и много путешествовал в течение следующих четырех лет, вероятно, ему было поручено Императором некоторые внемузыкальные обязанности в области дипломатии и, возможно, шпионажа (как, например, Джон Доуленд и Питер Пауль Рубенс делали во время своих путешествий). Об этих путешествиях известно немного. Дрезден, вероятно, был одним из первых городов, которые посетил Фробергер: он выступал перед избирательным судом Иоанна Георга I и подарил курфюрсту коллекцию своих произведений. Он также встретил Маттиаса Векмана в Дрездене, и эта встреча переросла в еще одну дружбу на всю жизнь; они продолжали обмениваться письмами, и Фробергер даже отправил часть своей музыки Векманну, чтобы проиллюстрировать свой стиль. По словам ученика, после Дрездена Фробергер посетил Кёльн , Дюссельдорф , Зеландию , Брабант и Антверпен ; [1] мы также знаем, что он также посетил Брюссель по крайней мере два раза (в 1650 и 1652 годах), Лондон (после катастрофического путешествия, во время которого Фробергер был ограблен, событие, которое он описал музыкально в Plainte faite à Londres pour passer la melancholie ) и, что наиболее важно, , Париж (по крайней мере один раз, в 1652 г.).
В Париже Фробергер, скорее всего, познакомился со многими крупными французскими композиторами той эпохи, включая Шамбоньера, Луи Куперена , Дени Готье и, возможно, Франсуа Дюфо . Последние двое были известными лютнистами, писавшими на характерном французском идиоме стиля brisé Фробергера для клавесина , который повлиял на более поздние сюиты . В свою очередь, Луи Куперен находился под глубоким влиянием стиля Фробергера; одна из его безразмерных прелюдий даже имеет подзаголовок « подражание мистеру Фробергеру ». В ноябре 1652 года Фробергер стал свидетелем смерти знаменитого лютниста Бланкроше (который был его другом и, как сообщается, умер у него на руках). Хотя сам Бланкроше не был крупным композитором, [6] его смерть оставила след в истории музыки: Куперен, Готье, Дюфо и Фробергер написали надгробия, оплакивая это событие.
1653–1667: Последние годы в Вене, выход на пенсию и смерть.
[ редактировать ]В 1653 году Фробергер проехал через Гейдельберг , Нюрнберг и Регенсбург , а в апреле вернулся в Вену. Он оставался при венском дворе в течение следующих четырех лет, выпустив по крайней мере еще один сборник музыки, Libro Quarto 1656 года ( Libro Terzo сейчас утерян). Фробергер, очевидно, был глубоко опечален смертью императора Фердинанда III 2 апреля 1657 года и написал плач, посвященный памяти императора. Его отношения с преемником Фердинанда Леопольдом I были натянутыми по ряду политических причин (многочисленные силы были против избрания Леопольда, и среди них были орден иезуитов и Иоганн Филипп фон Шенборн , курфюрст-архиепископ Майнца ; наставник и друг Фробергера Кирхер был важной фигурой в первом, а Фробергер имел прочные связи со двором второго. [1] Однако Фробергер посвятил Леопольду новый том своих сочинений), и 30 июня 1657 года Фробергер получил свою последнюю зарплату в качестве члена императорской капеллы.
О последних 10 годах жизни Фробергера мало что известно. Большая часть информации получена из переписки между Константином Гюйгенсом и вдовствующей герцогиней Монбельярской Сибиллой (1620–1707). После смерти своего мужа Леопольда-Фредерика Вюртемберг-Монбельярского в 1662 году герцогиня жила в Эрикуре (недалеко от Монбельяра , тогдашняя территория дома Вюртембергов ; ныне департамент Ду ), и примерно в то же время Фробергер стал ее учителем музыки (это указывает на то, что Фробергер, должно быть, поддерживал связь с герцогской семьей Вюртемберга еще со времен пребывания в Штутгарте). Он жил в замке д'Эрикур, приданом герцогини Сибиллы. В письмах Гюйгенса-Сибиллы указывается, что в 1665 г. Фробергер отправился в Майнц, где выступал при дворе курфюрста-архиепископа Майнца и впервые лично встретился с Гюйгенсом; и в какой-то момент в 1666 году композитор планировал вернуться к императорскому двору в Вену. Однако, насколько известно, он никогда этого не делал и жил в Эрикуре до своей смерти 6 или 7 мая 1667 года. Фробергер, очевидно, знал, что скоро умрет, поскольку за день до смерти сделал все необходимые приготовления.
Работает
[ редактировать ]Общая информация
[ редактировать ]При жизни Фробергера были опубликованы лишь два сочинения: «Гексахордовая фантазия», изданная Кирхером в 1650 году в Риме , и пьеса в » Франсуа Робердея ( «Фугах и капризах 1660, Париж ). Помимо этого, сравнительно большое количество произведений сохранилось в заверенных рукописях. Тремя основными источниками музыки Фробергера являются следующие рукописи:
- Libro Secundo (1649 г.) и Libro Quarto (1656 г.), два богато украшенных тома, посвященных Фердинанду III. Оба были найдены в Вене; украшения и каллиграфия выполнены Иоганном Фридрихом Зауттером, другом Фробергера по штутгартским годам. [1] Каждая книга состоит из четырех глав и содержит 24 произведения. Оба включают шесть токкат и шесть сюит; Libro Secundo добавляет 6 фантазий и 6 канцон , тогда как Libro Quarto вместо этого имеет 6 ричеркаров и 6 каприччио .
- Книга прихотей и поисков (ок. 1658). 6 капризов и 6 поисков.
Кроме того, в 2006 году была обнаружена рукопись с автографом (и впоследствии продана на аукционе Sotheby's анонимному участнику торгов), содержащая, как сообщается, 35 музыкальных произведений, 18 из которых ранее были неизвестны и остались неотредактированными. Рукопись датируется последними годами жизни Фробергера и может содержать его последние сочинения. [7] Три токкаты в г-же Киджи Q.IV.25, скорее всего, являются ранними сочинениями Фробергера, когда он учился у Фрескобальди, как Боб ван Асперен в 2009 году. утверждал [8] Помимо этого, многочисленные рукописи различного происхождения содержат музыку Фробергера. К ним относятся хорошо известная рукопись Баюна и очень большое количество менее известных источников, некоторые из которых заслуживают доверия (например, единственный развернутый текст «Медитации о будущем смерти» , предположительно написанный рукой Векмана , или страсбургская рукопись какой-то пары дюжина сюит, возможно, составленных Михаилом Булёвским), а некоторые и не очень. Со многими вновь обнаруженными копиями возникают проблемы: то ли Фробергер постоянно переделывал свои композиции, то ли писцы были недостаточно внимательны, но многие произведения существуют в нескольких вариантах, в некоторых из которых даже изменены целые части.
Для идентификации работ Фробергера используются две стандартные системы нумерации. Это:
- числа, использованные в начале 20 века Denkmäler der Tonkunst в серии Österreich и издании Гвидо Адлера ; обычно называемые числами DTÖ или числами Адлера. В этом каталоге имеется отдельная нумерация для разных жанров: пьесы обозначены как Токката № 4, Рицеркаре № 2, Сюита № 20 и т. д. DTÖ содержит несколько композиций, ошибочно приписываемых Фробергеру, и несколько идентичных.
- Номера FbWV из каталога Зигберта Рампе , составленного в начале 1990-х годов. Каталог Рампе более полный и включает в себя недавно обнаруженные произведения, а также произведения, авторство которых подвергается сомнению. Числа Адлера включены, например, все токкаты имеют номер 1xx, следовательно, токката Адлера № 1 имеет номер Рампе FbWV 101. Для получения дополнительной информации см. Список композиций Иоганна Якоба Фробергера .
Сюиты для клавесина и программные пьесы
[ редактировать ]Фробергера обычно считают создателем сюиты в стиле барокко . Хотя это может ввести в заблуждение, французские композиторы того времени группировали танцевальные произведения прежде всего по тональности. [9] и хотя другие композиторы, такие как Киндерманн, действительно пытались изобрести какую-то организацию, их танцы не достигли такой высокой степени художественного достоинства, как это видно в сюитах Фробергера. Типичная сюита Фробергера устанавливала аллеманду , куранту , сарабанду и жигу как обязательные части сюиты. Однако по поводу размещения жиги существуют некоторые разногласия. В самом раннем достоверном автографе Фробергера, Libro Secondo , пять из шести сюит состоят из трех частей, без жиги. Одноместный люкс, нет. 2, в качестве четвертой части добавлена жига (а в более поздней копии жиги добавлены к сюитам № 3 и 5). Во всех сюитах «Libro Quarto» во второй части есть жиги. Порядок, который стал стандартом после смерти Фробергера, при котором жига была последней частью, впервые появился в отпечатке произведений Фробергера 1690-х годов амстердамским издателем Мортье.
Все танцы Фробергера состоят из двух повторяющихся частей, но очень редко выполняются по стандартной схеме 8+8 тактов. При использовании симметричной структуры это может быть 7+7 стержней или 11+11 стержней; чаще один из отделов длиннее или короче другого (чаще второй короче первого). Эту неравномерность Фробергер может использовать в любом танце, тогда как в Шамбоньере , который использовал столь же нерегулярные узоры, сарабанда всегда составлена в стиле 8+16. Клавишная адаптация Фробергером французского бризэ в стиле лютни почти всегда проявляется в большинстве произведений, написанных во время и после его визита в Париж.
Аллеманды Фробергера почти полностью отказываются от ритмической схемы оригинального танца, изобилуя короткими жестами, фигурами, орнаментами и движениями, типичными для стиля бризэ . Как и Шамбоньер, Фробергер избегает подчеркивать внутренние ритмы или вообще что-либо, что намекало бы на какую-либо регулярность; [10] в отличие от него, Фробергер имеет тенденцию использовать более быстрые фигуры и мелодии из шестнадцатых нот. Большинство курант имеют размер 6/4 с редкими гемиолами и движением восьмой ноты, типичным для куранты. Некоторые другие, однако, имеют размер 3/2, вдвое медленнее и движутся четвертными нотами. Третьи имеют размер 3/4 и очень напоминают итальянский корренте того времени. Сарабанды в основном имеют размер 3/2 и используют ритмический рисунок 1 + 1/2, а не стандартный ритм сарабанды с акцентом на вторую долю. Гиги почти всегда фугальные, либо составные (6/8), либо тройные (3/4) метра; в разных разделах могут использоваться разные мотивы, и иногда тема первого раздела меняется на другую. Как ни странно, в некоторых гигах используются пунктирные ритмы в размере 4/4, а в паре есть изысканные восторженные концовки в размере 4/4.
В некоторых работах присутствуют письменные обозначения, такие как «фа» и «фортепиано» (для обозначения эффекта эха), «doucement» («мягко») и «avec Discrétion» (выразительное рубато). В некоторых источниках таких отметок особенно много, а недавно обнаруженная (2004 г.) рукопись Berlin Sing-Akademie SA 4450 добавляет аналогичные указания к свободным участкам в токкатах органов. [11] В некоторых люксах есть двухместные номера; в некоторых случаях куранта является производной от аллеманды (хотя это бывает редко; чаще Фробергер объединяет два танца, давая им несколько похожее начало, но сохраняет различный остальной материал). Номер люкс. 6 из Libro Secondo на самом деле представляет собой набор вариаций с подзаголовком Auff der Mayerin и одно из наиболее популярных произведений Фробергера, хотя это явно раннее произведение и не сравнимое с поздними сюитами ни по технике, ни по выражению.
Помимо сюит, Фробергер также написал озаглавленные описательные пьесы для клавесина (некоторые сюиты включают такие произведения в качестве первой части). Он был одним из первых композиторов, создавших такие программные произведения. Почти все они очень личные; стиль напоминает аллеманды Фробергера своей неровностью и чертами стиля бриз. К таким произведениям относятся следующие (в алфавитном порядке):
- Немецкий, сделанный при переправе через Рейн на лодке в большой опасности.
- Оплакивание мучительной кончины Его Императорского Величества Фердинанда Третьего, 1657 год.
- Оплакивание того, что меня ограбили и играли осмотрительно и даже лучше, чем обращались со мной солдаты
- Оплакивание болезненной утраты Королевского Величества Фердинанда IV, короля римлян.
- Медитация о моей будущей смерти
- Жалоба, поданная в Лондоне, чтобы передать меланхолию
- Могила, сделанная в Париже в честь смерти месье Бланкроше.
В этих произведениях часто присутствуют музыкальные метафоры: в причитаниях по поводу смерти лютниста Бланкроше и Фердинанда IV Фробергер представляет фатальное падение Бланкроше с лестничного марша с нисходящей шкалой и восхождение Фердинанда на небеса с восходящей; в плаче Фердинанда III он заканчивает пьесу одним голосом, трижды повторяя фа. Фробергер часто снабжал такие работы объяснением, иногда очень подробным (см. иллюстрацию), событий, которые привели к созданию произведения. Например, Allemande, faite en passat le Rhin содержит 26 пронумерованных отрывков с пояснениями к каждому; надгробие Бланкроше имеет письменное предисловие, в котором излагаются обстоятельства смерти лютниста и т. д. Структура и стиль программных произведений Фробергера, а также его аллеманды способствовали развитию безмерной прелюдии стараниями Луи Куперена .
Полифоническая клавиатура работает.
[ редактировать ]Остальные клавишные произведения Фробергера могут исполняться на любом клавишном инструменте, включая орган. Токкаты — единственные, кто в той или иной степени использует свободное письмо; большинство из них строго полифоничны. По организации токкаты Фробергера напоминают токкаты Микеланджело Росси , также ученика Фрескобальди ; вместо того, чтобы состоять из множества кратких частей, они состоят из нескольких плотно сплетенных разделов, чередующихся между строгой полифонией и свободными импровизационными отрывками. Они обычно умеренной длины, а гармоническое содержание не отличается от гармонии Фрескобальди, хотя гармония Фробергера предпочитает более мягкие и приятные повороты. [12] (не без некоторых примечательных исключений, особенно в двух произведениях Da sonarsi alla Levatione ), и его токкаты всегда больше ориентированы на оригинальную тональность, в отличие от произведений Фрескобальди или Росси. Разделы фуг присутствуют в большинстве токкат, являются квазиимитационными и не такими строгими, как фуги более поздних 17 века; когда в токкате имеется несколько фугальных вставок, для всех них может использоваться один и тот же мотив, варьируемый ритмически.
В то время как в творчестве Фрескобальди фантазия и ричеркаре представляют собой заметно разные жанры (фантазия представляет собой относительно простую контрапунктическую композицию, которая по мере своего развития расширяется в шквал интенсивных, ритмически сложных контрапунктов; ричеркаре представляет собой, по сути, очень строгую контрапунктическую пьесу с легко слышимые линии и несколько архаичны по структуре), у Фробергера практически схожи. Типичный ричеркаре или фантазия Фробергера использует один предмет (с разными ритмическими вариациями для разных разделов) на протяжении всего произведения, а контрапункт почти безупречно соответствует prima pratica 16-го века . Можно использовать любые стандартные контрапункты; основная тема иногда сочетается с другой темой в одном или двух разделах, и обычно между разделами наблюдается заметный контраст и большое разнообразие внутри одного произведения.
Канцоны и каприччио Фробергера столь же консервативны с точки зрения техники и, по сути, одинаковы, хотя Фрескобальди проводил различие между жанрами. Фробергер следует примеру Фрескобальди, создавая эти пьесы в виде наборов вариаций, состоящих из нескольких секций (обычно три в канцонах и любое количество - вплоть до шести - в каприччио). Сюжеты всегда быстрее и гораздо живее, чем сюжеты ричеркаров и фантазий. Характерной особенностью является экономия тем: эпизоды, довольно редкие, почти всегда основаны на материале сюжета, чем-то наподобие тех, которые были в творчестве И. С. Баха примерно 60–70 лет спустя. Контрапункт и гармония очень похожи на ричеркары и фантазии; однако иногда используются степени шкалы, отличные от 1 и 5.
Другие работы
[ редактировать ]Единственные сохранившиеся неклавишные произведения Фробергера — два мотета » «Аллилуйя! Absorpta es mors и Apparuerunt apostolis . Они встречаются в так называемой коллекции Дюбена , составленной Густавом Дюбеном , известным шведским коллекционером и композитором. Рукопись хранится в библиотеке Уппсальского университета . Эти мотеты очень похожи по стилю: оба написаны для трехголосного хора (STB), двух скрипок и органа (которому дана одна мелодическая линия, а не полифония, как это было принято в итальянских мотетах того времени), и отлиты стиле начала 17 века в венецианском Концерт . [13] что резко контрастирует с предпочтением Фробергера более старых техник в его полифонических клавишных произведениях. Еще одна связь с современной практикой заключается в том, что небольшой ансамбль почти идентичен тому, который использовал Генрих Шютц во втором томе «Симфоний священных», опубликованном в 1647 году.
Посмертное влияние
[ редактировать ]Хотя при его жизни были опубликованы лишь два произведения Фробергера, его музыка широко распространялась в Европе в рукописных копиях, и он был одним из самых известных композиторов той эпохи (хотя учился в Италии и, очевидно, имел друзей и бывших наставников). там не обнаружено итальянских источников его музыки). Благодаря своим путешествиям и способности впитывать различные национальные стили и включать их в свою музыку, Фробергер вместе с другими композиторами-космополитами, такими как Иоганн Каспар Керлль и Георг Мюффа , внес большой вклад в обмен музыкальными традициями в Европе. Наконец, он был одним из первых крупных клавишных композиторов в истории и первым, кто в равной степени сосредоточился как на клавесине / клавикорде , так и на органе .
Композиции Фробергера были известны и изучены, среди многих других, Иоганном Пахельбелем , Дитрихом Букстехуде , Георгом Мюффатом и его сыном Готлибом Мюффатом , Иоганном Каспаром Керлем, Матиасом Векманном , Луи Купереном , Иоганном Кирнбергером , Иоганном Николаусом Форкелем , Георгом Бёмом , Георгом Фридрихом Генделем. и Иоганн Себастьян Бах . Более того, сохранились копии Бетховен «Гексахордовой фантазии», написанные рукой Моцарта, и даже знал творчество Фробергера благодаря . учению Альбрехтсбергера Глубокое влияние на Луи Куперена сделало Фробергера частично ответственным за изменения, которые Куперен внес во французскую органную традицию (а также за развитие немерной прелюдии , которую Куперен культивировал).
Хотя полифонические пьесы пользовались большим уважением в 17 и 18 веках, сегодня Фробергера помнят главным образом за его вклад в развитие клавишной сюиты. Действительно, он создал эту форму почти в одиночку и, посредством новаторской и творческой обработки стандартных танцевальных форм того времени, проложил путь для тщательно продуманного вклада Иоганна Себастьяна Баха в этот жанр (не говоря уже о почти каждом крупном композиторе Европы, поскольку подавляющее большинство составляло сюиты и находились под влиянием «французского стиля», примером которого является Фробергер).
Известные записи
[ редактировать ]- Иоганн Якоб Фробергер: Работы для клавесина (1990). Густав Леонхардт (клавесин). Дойче Гармония Мунди RD77923
- Подборка из 18 произведений для клавесина, завершающаяся « Томбо», созданным в Париже после смерти месье Бланкроше.
- Иоганн Якоб Фробергер: Полное собрание сочинений для клавишных (1994). Ричард Эгарр (орган, клавесин). Глобус ГЛО 6022–6025
- Организовано рукописно и сохраняет первоначальный порядок произведений; произведения, обнаруженные после 1994 г., не включены. Также включает несколько произведений других композиторов, ранее приписывавшихся Фробергеру.
- Неизвестные произведения (2003/4). Зигберт Рампе (орган, клавесин, клавикорд). ЦРТ 341 1186-2 и 341 1195-2
- Запись около 20 недавно обнаруженных произведений (в основном сюит) и произведений сомнительного авторства.
- Страсбургская рукопись (2000 г.). Людгер Реми (клавесин). СПО 9997502
- Включает четырнадцать сюит из недавно обнаруженного Страсбургского манускрипта, только три из них известны по источникам автографов.
- Издание Фробергера (2000–). Боб ван Асперен (клавесин, орган). АЕ 10024, 10054, 10064, 10074 (клавесин), АЕ 10501, АЕ 10601, АЕ 10701 (орган)
- Серия рассчитана на 8 частей. В четвертом томе использованы новейшие открытия из рукописей Берлинской академии пения.
- Иоганн Якоб Фробергер: Полное собрание музыки для клавесина и органа (2016). Симона Стелла (орган, клавесин). Коробка из 16 компакт-дисков Brilliant Classics BC 94740
- По состоянию на 2016 год [update], это самая последняя полная запись. организовано по источникам; включает вновь обнаруженные произведения.
СМИ
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Шотт, Гроув
- ^ См. Дж. Ситтарда: «К истории музыки и театра при Вюртембергском дворе» (Штутгарт, 1890–91 / R).
- ^ ГБ Шарп. «Дж. Дж. Фробергер: 1614–1667: связь между Возрождением и барокко». Музыкальные Таймс, Vol. 108, № 1498 (декабрь 1967 г.), стр. 1093-1095+1097.
- ^ Зидентопф Хеннинг. «Йохан Якоб Фробергер». Stuttgarter Verlagkontor, Штутгарт, 1977, с. 26-30. см . в [1] . Полный список
- ^ К. Аннибальди: «Фробергер в Риме: от мастерства Фрескобальди до композиционных секретов Кирхера», CMc, № 58 (1995), 5–27
- ^ Брюс К. Берчмор. «Флёри, Шарль, сьер де Бланкроше [Бланроше, Бланшерош], Grove Music Online, изд. Л. Мэйси»
- ^ [2] , [3] , «Журнал музыки семнадцатого века | Том 13 № 1 | Боб ван Асперен: новая рукопись Фробергера» . Архивировано из оригинала 8 января 2009 г. Проверено 8 января 2009 г.
- ^ Боб ван Асперен: > Три токкаты < в рукописи Chigi Q.IV.25, в: Concerto 224, Кельн, 2009, стр.34-41.
- ^ Александр Силбигер. «Клавишная музыка до 1700 года». Routledge 2004, второе издание, с. 189
- ^ Апелляция, 557
- ^ Иоганн Якоб Фробергер, Токката, Сюиты, Ламенти: Рукопись SA 4450 Sing-Akademie zu Berlin, факсимиле и передача, изд. Питера Волльни (Кассель: Bärenreiter 2004).
- ^ Апелляция, 553
- ^ Ив Руджери. Предисловие к «Иоганну Якобу Фробергеру: Alleluia, absorpta est mors; Appareunt apostolis», Éditions de l'Oiseau-Lyre, Монако, 1990.
Ссылки и дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Говард Шотт. «Иоганн Якоб Фробергер», Grove Music Online , изд. Л. Мэйси. (доступ по подписке).
- Аво Сымер . «Клавишная музыка Иоганна Якоба Фробергера». Мичиганский университет, 1963, диссертация.
- Вилли Апель . История клавишной музыки до 1700 года . Перевод Ганса Тишлера. Издательство Университета Индианы, 1972. ISBN 0-253-21141-7 . Первоначально опубликовано под названием «История органной и фортепианной музыки до 1700 года» издательством Bärenreiter-Verlag, Кассель.
- Андреас Вейвар / Маркус Грассл (ред.). «' Avec Discrétion. Переосмысление Фробергера». Бёлау, Вена – Кёльн – Веймар, 2018 (Венские публикации по истории музыки 14) [материалы на немецком и английском языках] ISBN 978-3-205-20740-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бесплатные партитуры Иоганна Якоба Фробергера в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Факсимиле двух мотетов из коллекции Дюбена. [ постоянная мертвая ссылка ]
- Фробергер на Free-scores.com
- Иоганн Якоб Фробергер – Оплакивание очень мучительной смерти Его Императорского Величества Фердинанда III, играется медленно и осторожно. 1657 год. Запись.
- Бесплатные партитуры в проекте Mutopia
- 1616 рождений
- 1667 смертей
- Композиторы-классики 17 века.
- Немецкие композиторы эпохи барокко
- Немецкие композиторы-классики
- Немецкие классические органисты
- Немецкие композиторы-мужчины-классики
- Немецкие клавесинисты
- Немецкие органисты-мужчины
- Композиторы для клавесина
- Органисты и композиторы южногерманской традиции
- Музыканты из Штутгарта
- Люди из герцогства Вюртемберг
- Музыканты-мужчины 17 века
- Классические органисты-мужчины
- Немецкие композиторы XVII века.