Jump to content

Венский фарфор

Сервизный набор – поднос и два кувшина, гр. 1770. Национальный музей в Варшаве.
Плоский шинуазри , 1730–1735, период Дю Пакье.

Венский фарфор — продукт Венской фарфоровой мануфактуры (нем. Kaiserlich privilegierte Porcelllain Fabrique ), производителя фарфора в Альзергрунде в Вене , Австрия. Он был основан в 1718 году и просуществовал до 1864 года.

Фирма была второй старейшей фарфоровой фабрикой в ​​Европе после Мейсенского фарфора , и в течение 25 лет они оставались единственными европейскими производителями. Первоначально это было частное предприятие, основанное Клодом Дю Пакье . [1] чиновник венского императорского двора, но в 1744 году он был спасен от финансовых затруднений, когда был куплен императрицей Марией Терезией , и после этого оставался активом императоров. [2]

Чашка и блюдце периода Соргенталя 1790-х годов, вероятно, в основном предназначались для демонстрации в шкафу, а не для использования.

Товары более раннего, частного периода до 1744 года сегодня являются наиболее востребованными, хотя бы потому, что производство было меньше, и поэтому эти изделия гораздо более редки. Их часто называют фарфором Du Paquier от фабрики Du Paquier . [3] Другой яркий момент, «возможно, самый гламурный период фабрики», [4] Это был период с 1784 по 1805 год, когда производилось множество инновационных изделий в широком неоклассическом стиле, тогда оказал севрский фарфор основное влияние . Товары использовались императорами в качестве дипломатических подарков, а экспорт в Турцию был значительным.

Период Соргенталя, начало 1800-х годов, неоклассическая чашка с блюдцем.

В 1717 году Клавдий Иннокентий Дю Пакье отправился искать производство фарфора в Вену. Когда ему это не удалось, он подкупил Кристофа Конрада Хунгера из Мейсена за секретную формулу. Когда знаний Хунгера оказалось недостаточно, он нанял Самуэля Штёлцеля в 1719 году, что привело к первому успешному производству фарфора с твердой пастой. [5] Фабрика располагалась на Порцеллангассе («Фарфоровый переулок») в Альзергрунде , ныне Вены 9 - м районе . Историю мануфактуры немецкие писатели часто делят на пять периодов. Первый период, используемый всеми источниками, приходится на период правления ее основателя и первого директора Дю Пакье, которому была предоставлена ​​монополия на 25 лет. Поэтому этот период известен как «период Дю Пакье», и во многих источниках говорится о «фарфоре Дю Пакье» и «фабрике Дю Пакье». [6] обычно с большой буквы «Д», хотя в его настоящем имени есть маленькая «Д». В то время как Мейсен и большинство более поздних немецких фабрик принадлежали местному правителю и обычно хорошо финансировались, Дю Пакье получил от императора только разрешение на производство и множество заказов на товары, и в его годы фабрика, похоже, всегда имела недостаточный капитал. время. Такая ситуация продолжалась с 1718 по 1744 год, когда монополия истекла и финансовые трудности, по-видимому, достигли апогея; императрица вмешалась, купив фабрику, [7] который затем был переименован в «Императорскую государственную мануфактуру Вены».

Второй период – « Пластический период» (1744–1784), третий – «Период Соргенталя», [8] или «Живописный период» ( Malerische Periode ) 1784–1805 годов, затем « период бидермейера » (1805–1833) и, наконец, «период позднего бидермейера» (1833–1864). [9]

экспортировалось до 120 000 штук ежегодно К последней четверти XVIII века в Османскую империю ; Обычно они были ярко окрашены, но менее тщательно окрашены, чем те, что продавались на европейских рынках. [10] Многие из них представляли собой наборы маленьких чашек для турецкого кофе .

Фабрика получила поддержку от Венского конгресса 1815 года, в ходе которого ее посетил ряд монархов и других ведущих деятелей, хотя король Соединенного Королевства Георг IV никогда не был в Вене и поэтому пропустил службу, которую ему предстояло были представлены. [11] По другой версии, король предпочел, чтобы ему прислали немного токайского вина . [12] Хотя экспорт в Османскую империю продолжался, к 1860-м годам фабрика страдала от возросшей конкуренции, со стороны богемских в частности, фабрик, и в конечном итоге была закрыта австрийским парламентом в 1864 году, а формы и другое оборудование были переданы в Музей прикладного искусства. Вена . [13] Изделия иногда называют «старой Веной» (или Alt Wien по-немецки). [14]

Название было возрождено в 1923 году с основанием Венской фарфоровой мануфактуры Аугартен . [15]

Открытие было удачным, поскольку оно сопровождалось движением ар-деко. Он очаровал венцев символикой современной жизни, оптимистической атмосферой и социальными изменениями. [16]

Характеристики

[ редактировать ]
Венский фарфоровый тремблез эпохи Дю Пакье, 1730 г.

В Аугартене пристальное внимание уделяется деталям производства. Процесс предполагает точное сочетание материалов и использование проверенных временем технологий. [17] Как и большинство фабрик в немецкоязычном мире, она была основана благодаря опыту, предоставленному ключевыми работниками, привлеченными мейсенским фарфором , которые принесли с собой секреты мейсенских материалов и технологий, и изделия оставались во многом похожими на те, которые производились там, хотя кузов был не совсем прежним и постепенно улучшался. Посуда была из твердого фарфора и всегда очень высокого качества. Паста подвергалась различным процессам в зависимости от предполагаемого назначения. Для формования деталей использовалась густая жидкая масса. Тогда как созревшее прошлое использовалось для плоских предметов вроде тарелок. [18] Все детали были вручную покрыты жидкой смесью. Смесь содержала кварц, полевой шпат, каолин и доломит. Глазурь быстро впиталась, оставив тонкий слой. Ручки, набалдашники, края и края тщательно подкрашивались кистью, а излишки стирались с краев. [19]

Первоначально производилась в основном столовая посуда, часто со слегка голубоватым оттенком на простом корпусе. Европейские цветы (в отличие от восточноазиатских, скопированных из импорта) использовались в украшении примерно с 1730 года, до Мейсена, и впоследствии очень широко использовались на европейских фабриках. Как и в Мейсене, в стиле шинуазри , а также сцены охоты и битвы. часто использовались украшения [20]

Кубок и блюдце, Соргенталь, период 1804 года, демонстрирующие гамму используемых цветов.

Период Дю Пакье положил начало традиции ярких и разнообразных цветов, которая осталась сильной стороной венского фарфора. широко использовался ажур В некоторых изделиях . В 1725 году фабрика открыла стиль, названный по-немецки Laub- und Bandelwerk . В этом стиле присутствуют замысловатые раскрашенные бордюры или фоны из решеток , лент , пальметт , гирлянд, фруктов и других очень формализованных растительных мотивов. Иногда окрашенные в черный цвет рисунки обычно окрашивались в красный, фиолетовый, зеленый, синий и желтый цвета. Белые ручки и ободки обычно украшались золотом и серебром, но некоторые ручки и ручки также были выполнены в виде животных, а иногда и людей. [21] [22]

Как и другие фабрики в крупных столицах, в том числе Мейсен, Каподимонте и Буэн Ретиро в Мадриде , Вена производила несколько фарфоровых комнат для дворцов, единственный сохранившийся образец которых сейчас установлен в Музее прикладного искусства в Вене. Однако фарфор здесь не покрывает все пространство стены, не являющееся окном или зеркалом, как в других примерах, а представляет собой границу вокруг пространства стены с соответствующими бляшками на мебели. [23]

Фарфор использовался для дипломатических подарков; В Эрмитаже хранится большая часть сервиза, изготовленного в 1735 году для русской царицы Анны Ивановны , который включал более 40 супниц . [24] Остальные предметы разбросаны (раннее советское правительство продало несколько штук), а супница из сервиза в 2014 году на аукционе Christie's в Нью-Йорке стоила 365 000 долларов. [25]

Среди главных моделистов были Иоганн Йозеф Нидермейер, работавший с 1747 по 1784 год, и Антон Грасси с 1778 по 1807 год. [26] которого в 1792 году отправили изучать классические останки в Рим на несколько месяцев. [27] Ни один из них не достиг в полной мере очарования беззаботных жанровых деятелей других фабрик. Подобно Мейсену и другим немецким фабрикам, некоторые венские изделия были украшены сторонними художниками или Хаусмалерами . [28]

Новый директор, Конрад фон Соргенталь, вступил во владение во время финансового кризиса 1784 года и изменил стиль изделий, следуя моде на неоклассицизм и взяв некоторое влияние Севра . Яркие цвета, широкое использование золота и очень детальная роспись характеризуют этот стиль и определяют типичный венский стиль на десятилетия вперед. Еще одной неоклассической модой в фарфоре, которую подхватила Вена, стала бисквитная фарфоровая фигурка. [29] Многие предметы посуды, особенно чашки с блюдцами, теперь предназначались для демонстрации в фарфоровых шкафах, а не для использования. [30]

Художники за работой, гр. 1830 г.

Соргенталь нанимал художников, известных в других средствах массовой информации: Антон Котгассер (1769–1851) также был художником по стеклу, а Мориц Михаэль Даффингер (1790–1849), сын фабричного художника, работал у них до 1809 года, прежде чем сосредоточиться на Рисуем портретную миниатюру . [31]

После Соргенталя должность директора фабрики взял на себя Матиас Нидермайер. В это время фабрика продолжала выпускать изделия в неоклассическом стиле. Однако в 1830-х годах произошел сдвиг в сторону более тяжелых и округлых форм. Художники фабрики продолжали украшать воссозданными произведениями старых мастеров и оригинальными ботаническими, топографическими и классическими композициями. Тем не менее общее оформление стало менее продуманным, а качество исполнения снизилось. [32]

Качество изделий ухудшилось к концу 1820-х годов, когда начались безуспешные попытки возродить фабрику за счет производства более дешевых товаров из материалов более низкого качества, декораторов платили сдельно и в некоторой степени использовали трансферную печать. Все они были контрпродуктивными, и производство продолжало сокращаться, хотя некоторые высококачественные изделия производились до конца. [33]

Некоторые формы и недекорированные обожженные «заготовки» были куплены другими фабриками, в том числе Херендом , и пополнили значительный объем имитаций, «репликов» и откровенных подделок, копировавших венский фарфор. У других подлинных венских предметов украшения соскоблили и перекрасили в более изысканном стиле. [34]

Группа будущего императора Леопольда II и его семьи, 1775–1780 гг.

Никаких знаков не использовалось до прихода к власти Империи в 1744 году, после чего использовался «щит в форме улья» синего или тисненого цвета. В 1783 году был введен оттиск даты, начинающийся с «83», отпечатывались две последние цифры. Затем, от «801» до 1801 года, были отпечатаны последние три цифры года. [35] [36] Художников и токарей, ответственных за кузов, часто можно узнать по присвоенным им номерам, которые добавлялись к нижней стороне деталей, чтобы гарантировать, что им заплатили за правильные детали. [37]

Выставки

[ редактировать ]

«Императорская привилегия: венский фарфор Дю Пакье, 1718–1744 гг.» проходила в Метрополитен-музее в 2009–2010 гг. [38] В честь 300-летия со дня основания завода в Музее прикладного искусства Вены до сентября 2018 года прошла выставка «300 лет Венской фарфоровой мануфактуры» , охватывающая все периоды производства в Вене. [39] Еще одна выставка Уффици во Флоренции проходила с ноября 2018 года по март 2019 года, охватывая только период Дю Пакье и используя коллекции Флорентийского музея фарфора и коллекции Лихтенштейна . [40] Коллекция Фрика в Нью-Йорке также отметила юбилей специальной инсталляцией в 2017–2018 годах. [41]

Одна из наиболее полных коллекций венского фарфора — это более 1000 экспонатов в Музее Мартона в Хорватии , демонстрирующие развитие от периода Дю Пакье до 1864 года, особенно в период Марии Терезии с 1744 по 1780 год, который часто менее ценится музеями. и коллекционеры, а также период Соргенталя между 1784 и 1805 годами. Отдельные произведения из коллекции выставлялись в музеях, включая Севр и Музей Лихтенштейна , а также были опубликованы каталоги. [ нужна ссылка ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ в официальных документах "Клавдий Иннокентий дю Пакье"
  2. ^ Бэтти, 94 года.
  3. ^ Фрик, 1; как от Wardropper, так и от аукционных домов, указанных ниже.
  4. ^ Бэтти, 153 года.
  5. ^ Миллер, Дж. (Ред.). (2003). Вена. В Энциклопедии антиквариата Миллера (2-е изд.). Митчелл Бизли.
  6. ^ Вардроппер; «Фарфоровая мануфактура Дю Пакье» , Музей Гетти.
  7. ^ Бэтти, 94 года; Фрик, 1
  8. ^ Бэтти, 153 года.
  9. ^ Вена
  10. ^ Бэтти, 96 лет.
  11. ^ Леветус, AS, Императорская Вена , 239.
  12. ^ Сокол, 50 лет.
  13. ^ Вена; Бэтти, 96 лет, но см. с. 153 «окончательно закрыт в 1866 году»
  14. ^ Вена; Сокол, 53 года
  15. ^ Вена
  16. ^ ХЕНКИН, С. Идеальный фарфор. Мир и я, [сл], т. 15, н. 11, с. 88, 2000. Disponível em:
  17. ^ ХЕНКИН, С. Идеальный фарфор. Мир и я, [сл], т. 15, нет. 11, с. 88, 2000. Доступно по адресу: https://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&db=pwh&AN=3758456&site=eds-live&scope=site . Доступ: 12 марта. 2024.
  18. ^ ХЕНКИН, С. Идеальный фарфор. Мир и я, [сл], т. 15, н. 11, с. 88, 2000. Disponível em:
  19. ^ ХЕНКИН, С. Идеальный фарфор. Мир и я, [сл], т. 15, н. 11, с. 88, 2000.
  20. ^ Бэтти, 94–95; Фрик, 3–5
  21. ^ Фрик, 5 лет
  22. ^ ШТУРМ-БЕДНАРЧИК, Э.; О’ДОНОВАН-МЛАДШИЙ Ранний венский фарфор Клавдия Инносента дю Пакье. Искусство и история, [sl], т. 26, нет. 52, с. 165–187, 2005. DOI 10.2307/20067102. Disponível:
  23. Лекция о комнате Метрополитен-музея, Нью-Йорк , 2009 г.
  24. ^ Вардроппер; Фрик, 6 лет. Кажется почти наверняка, что это был подарок Анне от императора Священной Римской империи, но это невозможно точно задокументировать.
  25. Лот 27, «Исключительная распродажа», Нью-Йорк, 11 декабря 2014 г. (см. Очерк лота); Фрик, 6 лет – еще одна супница из коллекции Фрика]
  26. ^ Бэтти, 95–96.
  27. ^ Бэтти, 153 года.
  28. ^ Леман, 184; Лот 13 Sotheby's , продажа 18 ноября 2011 г., Нью-Йорк.
  29. ^ Бэтти, 96 лет.
  30. ^ Бэтти, 153 года.
  31. ^ Бэтти, 153 года.
  32. ^ Миллер, Дж. (Ред.). (2003). Вена. В Энциклопедии антиквариата Миллера (2-е изд.). Митчелл Бизли.
  33. ^ Фальке, 49–53; Бэтти, 153 года
  34. ^ Фальке, 53 года; Битва, 96, 153, 187–188.
  35. ^ Бэтти, 96 лет.
  36. ^ Миллер, Дж. (Ред.). (2003). Вена. В Энциклопедии антиквариата Миллера (2-е изд.). Митчелл Бизли.
  37. ^ Леман, 184–188; Бэтти, 153 года
  38. ^ "Выставка редкого фарфора Дю Пакье в Метрополитен-музее" , Met
  39. ^ «300 лет Венской фарфоровой мануфактуре», МАК
  40. ^ Фарфоровые маршруты между Веной и Флоренцией , пресс-релиз.
  41. ^ Фрик, 1
  • Бэтти, Дэвид , редактор, Краткая энциклопедия фарфора Sotheby's , 1990, Conran Octopus. ISBN   1850292515
  • Фальке, Джейкоб. «Поздняя императорская фарфоровая мануфактура в Вене: IV. Четвертый период. Упадок и падение». Мастерская , вып. 8, нет. 4, 1875 г., [www.jstor.org/stable/25586806 JSTOR]
  • «Фрик»: «Огонь страстью: шедевры фарфора Дю Пакье из коллекции Салливана» , 8 июня 2017 г. — 12 августа 2018 г. , онлайн-презентация, Коллекция Фрика. Числа относятся к онлайн-страницам, указанным слева (например, «Фрик, 4» = «Видения Востока»).
  • «Леман»: Декоративное искусство , Том 15 коллекции Роберта Лемана, 2012, Метрополитен-музей, Авторы: Вольфрам Кеппе, Клэр Ле Корбейлер, Уильям Ридер, Чарльз Трумэн, Сюзанна Г. Валенштейн, Клэр Винсент, ISBN   1588394506 , 9781588394507, книги Google
  • Уордроппер, Ян, «Фарфор Дю Пакье из Вены: щедрый дар Мелинды и Пола Салливанов» , Коллекция Фрика, Нью-Йорк
  • «Вена»: Венская история Wiki, «Венская фарфоровая мануфактура» (на немецком языке)

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Чилтон, Мередит (редактор), «Охваченные страстью: венский фарфор в стиле барокко Клавдия Иннокентия дю Пакье» , 2009, 3 тома.
  • Хоэнштайн, Райнальд Франц (редакторы), 300 лет Кристоф Тун - Венской фарфоровой мануфактуры (немецкий и английский), 2018, Arnoldsche Art Publishers, ISBN   3897905302 , 9783897905306
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 161ede242d6adf7c9afa8d6a4ff13318__1722317340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/16/18/161ede242d6adf7c9afa8d6a4ff13318.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Vienna porcelain - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)