Венский фарфор

Венский фарфор — продукт Венской фарфоровой мануфактуры (нем. Kaiserlich privilegierte Porcelllain Fabrique ), производителя фарфора в Альзергрунде в Вене , Австрия. Он был основан в 1718 году и просуществовал до 1864 года.
Фирма была второй старейшей фарфоровой фабрикой в Европе после Мейсенского фарфора , и в течение 25 лет они оставались единственными европейскими производителями. Первоначально это было частное предприятие, основанное Клодом Дю Пакье . [1] чиновник венского императорского двора, но в 1744 году он был спасен от финансовых затруднений, когда был куплен императрицей Марией Терезией , и после этого оставался активом императоров. [2]
Товары более раннего, частного периода до 1744 года сегодня являются наиболее востребованными, хотя бы потому, что производство было меньше, и поэтому эти изделия гораздо более редки. Их часто называют фарфором Du Paquier от фабрики Du Paquier . [3] Другой яркий момент, «возможно, самый гламурный период фабрики», [4] Это был период с 1784 по 1805 год, когда производилось множество инновационных изделий в широком неоклассическом стиле, тогда оказал севрский фарфор основное влияние . Товары использовались императорами в качестве дипломатических подарков, а экспорт в Турцию был значительным.
История
[ редактировать ]
В 1717 году Клавдий Иннокентий Дю Пакье отправился искать производство фарфора в Вену. Когда ему это не удалось, он подкупил Кристофа Конрада Хунгера из Мейсена за секретную формулу. Когда знаний Хунгера оказалось недостаточно, он нанял Самуэля Штёлцеля в 1719 году, что привело к первому успешному производству фарфора с твердой пастой. [5] Фабрика располагалась на Порцеллангассе («Фарфоровый переулок») в Альзергрунде , ныне Вены 9 - м районе . Историю мануфактуры немецкие писатели часто делят на пять периодов. Первый период, используемый всеми источниками, приходится на период правления ее основателя и первого директора Дю Пакье, которому была предоставлена монополия на 25 лет. Поэтому этот период известен как «период Дю Пакье», и во многих источниках говорится о «фарфоре Дю Пакье» и «фабрике Дю Пакье». [6] обычно с большой буквы «Д», хотя в его настоящем имени есть маленькая «Д». В то время как Мейсен и большинство более поздних немецких фабрик принадлежали местному правителю и обычно хорошо финансировались, Дю Пакье получил от императора только разрешение на производство и множество заказов на товары, и в его годы фабрика, похоже, всегда имела недостаточный капитал. время. Такая ситуация продолжалась с 1718 по 1744 год, когда монополия истекла и финансовые трудности, по-видимому, достигли апогея; императрица вмешалась, купив фабрику, [7] который затем был переименован в «Императорскую государственную мануфактуру Вены».
Второй период – « Пластический период» (1744–1784), третий – «Период Соргенталя», [8] или «Живописный период» ( Malerische Periode ) 1784–1805 годов, затем « период бидермейера » (1805–1833) и, наконец, «период позднего бидермейера» (1833–1864). [9]
экспортировалось до 120 000 штук ежегодно К последней четверти XVIII века в Османскую империю ; Обычно они были ярко окрашены, но менее тщательно окрашены, чем те, что продавались на европейских рынках. [10] Многие из них представляли собой наборы маленьких чашек для турецкого кофе .
Фабрика получила поддержку от Венского конгресса 1815 года, в ходе которого ее посетил ряд монархов и других ведущих деятелей, хотя король Соединенного Королевства Георг IV никогда не был в Вене и поэтому пропустил службу, которую ему предстояло были представлены. [11] По другой версии, король предпочел, чтобы ему прислали немного токайского вина . [12] Хотя экспорт в Османскую империю продолжался, к 1860-м годам фабрика страдала от возросшей конкуренции, со стороны богемских в частности, фабрик, и в конечном итоге была закрыта австрийским парламентом в 1864 году, а формы и другое оборудование были переданы в Музей прикладного искусства. Вена . [13] Изделия иногда называют «старой Веной» (или Alt Wien по-немецки). [14]
Название было возрождено в 1923 году с основанием Венской фарфоровой мануфактуры Аугартен . [15]
Открытие было удачным, поскольку оно сопровождалось движением ар-деко. Он очаровал венцев символикой современной жизни, оптимистической атмосферой и социальными изменениями. [16]
Характеристики
[ редактировать ]
В Аугартене пристальное внимание уделяется деталям производства. Процесс предполагает точное сочетание материалов и использование проверенных временем технологий. [17] Как и большинство фабрик в немецкоязычном мире, она была основана благодаря опыту, предоставленному ключевыми работниками, привлеченными мейсенским фарфором , которые принесли с собой секреты мейсенских материалов и технологий, и изделия оставались во многом похожими на те, которые производились там, хотя кузов был не совсем прежним и постепенно улучшался. Посуда была из твердого фарфора и всегда очень высокого качества. Паста подвергалась различным процессам в зависимости от предполагаемого назначения. Для формования деталей использовалась густая жидкая масса. Тогда как созревшее прошлое использовалось для плоских предметов вроде тарелок. [18] Все детали были вручную покрыты жидкой смесью. Смесь содержала кварц, полевой шпат, каолин и доломит. Глазурь быстро впиталась, оставив тонкий слой. Ручки, набалдашники, края и края тщательно подкрашивались кистью, а излишки стирались с краев. [19]
Первоначально производилась в основном столовая посуда, часто со слегка голубоватым оттенком на простом корпусе. Европейские цветы (в отличие от восточноазиатских, скопированных из импорта) использовались в украшении примерно с 1730 года, до Мейсена, и впоследствии очень широко использовались на европейских фабриках. Как и в Мейсене, в стиле шинуазри , а также сцены охоты и битвы. часто использовались украшения [20]
Период Дю Пакье положил начало традиции ярких и разнообразных цветов, которая осталась сильной стороной венского фарфора. широко использовался ажур В некоторых изделиях . В 1725 году фабрика открыла стиль, названный по-немецки Laub- und Bandelwerk . В этом стиле присутствуют замысловатые раскрашенные бордюры или фоны из решеток , лент , пальметт , гирлянд, фруктов и других очень формализованных растительных мотивов. Иногда окрашенные в черный цвет рисунки обычно окрашивались в красный, фиолетовый, зеленый, синий и желтый цвета. Белые ручки и ободки обычно украшались золотом и серебром, но некоторые ручки и ручки также были выполнены в виде животных, а иногда и людей. [21] [22]
Как и другие фабрики в крупных столицах, в том числе Мейсен, Каподимонте и Буэн Ретиро в Мадриде , Вена производила несколько фарфоровых комнат для дворцов, единственный сохранившийся образец которых сейчас установлен в Музее прикладного искусства в Вене. Однако фарфор здесь не покрывает все пространство стены, не являющееся окном или зеркалом, как в других примерах, а представляет собой границу вокруг пространства стены с соответствующими бляшками на мебели. [23]
Фарфор использовался для дипломатических подарков; В Эрмитаже хранится большая часть сервиза, изготовленного в 1735 году для русской царицы Анны Ивановны , который включал более 40 супниц . [24] Остальные предметы разбросаны (раннее советское правительство продало несколько штук), а супница из сервиза в 2014 году на аукционе Christie's в Нью-Йорке стоила 365 000 долларов. [25]
Среди главных моделистов были Иоганн Йозеф Нидермейер, работавший с 1747 по 1784 год, и Антон Грасси с 1778 по 1807 год. [26] которого в 1792 году отправили изучать классические останки в Рим на несколько месяцев. [27] Ни один из них не достиг в полной мере очарования беззаботных жанровых деятелей других фабрик. Подобно Мейсену и другим немецким фабрикам, некоторые венские изделия были украшены сторонними художниками или Хаусмалерами . [28]
Новый директор, Конрад фон Соргенталь, вступил во владение во время финансового кризиса 1784 года и изменил стиль изделий, следуя моде на неоклассицизм и взяв некоторое влияние Севра . Яркие цвета, широкое использование золота и очень детальная роспись характеризуют этот стиль и определяют типичный венский стиль на десятилетия вперед. Еще одной неоклассической модой в фарфоре, которую подхватила Вена, стала бисквитная фарфоровая фигурка. [29] Многие предметы посуды, особенно чашки с блюдцами, теперь предназначались для демонстрации в фарфоровых шкафах, а не для использования. [30]
Соргенталь нанимал художников, известных в других средствах массовой информации: Антон Котгассер (1769–1851) также был художником по стеклу, а Мориц Михаэль Даффингер (1790–1849), сын фабричного художника, работал у них до 1809 года, прежде чем сосредоточиться на Рисуем портретную миниатюру . [31]
После Соргенталя должность директора фабрики взял на себя Матиас Нидермайер. В это время фабрика продолжала выпускать изделия в неоклассическом стиле. Однако в 1830-х годах произошел сдвиг в сторону более тяжелых и округлых форм. Художники фабрики продолжали украшать воссозданными произведениями старых мастеров и оригинальными ботаническими, топографическими и классическими композициями. Тем не менее общее оформление стало менее продуманным, а качество исполнения снизилось. [32]
Качество изделий ухудшилось к концу 1820-х годов, когда начались безуспешные попытки возродить фабрику за счет производства более дешевых товаров из материалов более низкого качества, декораторов платили сдельно и в некоторой степени использовали трансферную печать. Все они были контрпродуктивными, и производство продолжало сокращаться, хотя некоторые высококачественные изделия производились до конца. [33]
Некоторые формы и недекорированные обожженные «заготовки» были куплены другими фабриками, в том числе Херендом , и пополнили значительный объем имитаций, «репликов» и откровенных подделок, копировавших венский фарфор. У других подлинных венских предметов украшения соскоблили и перекрасили в более изысканном стиле. [34]
Знаки
[ редактировать ]
Никаких знаков не использовалось до прихода к власти Империи в 1744 году, после чего использовался «щит в форме улья» синего или тисненого цвета. В 1783 году был введен оттиск даты, начинающийся с «83», отпечатывались две последние цифры. Затем, от «801» до 1801 года, были отпечатаны последние три цифры года. [35] [36] Художников и токарей, ответственных за кузов, часто можно узнать по присвоенным им номерам, которые добавлялись к нижней стороне деталей, чтобы гарантировать, что им заплатили за правильные детали. [37]
Выставки
[ редактировать ]«Императорская привилегия: венский фарфор Дю Пакье, 1718–1744 гг.» проходила в Метрополитен-музее в 2009–2010 гг. [38] В честь 300-летия со дня основания завода в Музее прикладного искусства Вены до сентября 2018 года прошла выставка «300 лет Венской фарфоровой мануфактуры» , охватывающая все периоды производства в Вене. [39] Еще одна выставка Уффици во Флоренции проходила с ноября 2018 года по март 2019 года, охватывая только период Дю Пакье и используя коллекции Флорентийского музея фарфора и коллекции Лихтенштейна . [40] Коллекция Фрика в Нью-Йорке также отметила юбилей специальной инсталляцией в 2017–2018 годах. [41]
Одна из наиболее полных коллекций венского фарфора — это более 1000 экспонатов в Музее Мартона в Хорватии , демонстрирующие развитие от периода Дю Пакье до 1864 года, особенно в период Марии Терезии с 1744 по 1780 год, который часто менее ценится музеями. и коллекционеры, а также период Соргенталя между 1784 и 1805 годами. Отдельные произведения из коллекции выставлялись в музеях, включая Севр и Музей Лихтенштейна , а также были опубликованы каталоги. [ нужна ссылка ]
- Блюдце, 1726 год, период Дю Пакье.
- Флакон для ароматов с золотыми креплениями, ок. 1730, период Дю Пакье
- Супница, 1730-е годы, с листвой и полосами, типичными для периода Дю Пакье.
- Из сервиза, имитирующего принты и дерево
- Молочник, гр. 1800 г., вид на Вену, период Соргенталя.
- Греческое возрождение , период Соргенталя, 1801 г.
- Из кофейного сервиза, 1806 г.
- Тарелка из «неоегипетского» сервиза, период Соргенталя ок. 1802–1811 гг.
- Фрагмент подноса, написанного Даффингером , после 1808 года. Дочери Кекропа обнаруживают Эрихтония.
Примечания
[ редактировать ]- ^ в официальных документах "Клавдий Иннокентий дю Пакье"
- ^ Бэтти, 94 года.
- ^ Фрик, 1; как от Wardropper, так и от аукционных домов, указанных ниже.
- ^ Бэтти, 153 года.
- ^ Миллер, Дж. (Ред.). (2003). Вена. В Энциклопедии антиквариата Миллера (2-е изд.). Митчелл Бизли.
- ^ Вардроппер; «Фарфоровая мануфактура Дю Пакье» , Музей Гетти.
- ^ Бэтти, 94 года; Фрик, 1
- ^ Бэтти, 153 года.
- ^ Вена
- ^ Бэтти, 96 лет.
- ^ Леветус, AS, Императорская Вена , 239.
- ^ Сокол, 50 лет.
- ^ Вена; Бэтти, 96 лет, но см. с. 153 «окончательно закрыт в 1866 году»
- ^ Вена; Сокол, 53 года
- ^ Вена
- ^ ХЕНКИН, С. Идеальный фарфор. Мир и я, [сл], т. 15, н. 11, с. 88, 2000. Disponível em:
- ^ ХЕНКИН, С. Идеальный фарфор. Мир и я, [сл], т. 15, нет. 11, с. 88, 2000. Доступно по адресу: https://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&db=pwh&AN=3758456&site=eds-live&scope=site . Доступ: 12 марта. 2024.
- ^ ХЕНКИН, С. Идеальный фарфор. Мир и я, [сл], т. 15, н. 11, с. 88, 2000. Disponível em:
- ^ ХЕНКИН, С. Идеальный фарфор. Мир и я, [сл], т. 15, н. 11, с. 88, 2000.
- ^ Бэтти, 94–95; Фрик, 3–5
- ^ Фрик, 5 лет
- ^ ШТУРМ-БЕДНАРЧИК, Э.; О’ДОНОВАН-МЛАДШИЙ Ранний венский фарфор Клавдия Инносента дю Пакье. Искусство и история, [sl], т. 26, нет. 52, с. 165–187, 2005. DOI 10.2307/20067102. Disponível:
- ↑ Лекция о комнате Метрополитен-музея, Нью-Йорк , 2009 г.
- ^ Вардроппер; Фрик, 6 лет. Кажется почти наверняка, что это был подарок Анне от императора Священной Римской империи, но это невозможно точно задокументировать.
- ↑ Лот 27, «Исключительная распродажа», Нью-Йорк, 11 декабря 2014 г. (см. Очерк лота); Фрик, 6 лет – еще одна супница из коллекции Фрика]
- ^ Бэтти, 95–96.
- ^ Бэтти, 153 года.
- ^ Леман, 184; Лот 13 Sotheby's , продажа 18 ноября 2011 г., Нью-Йорк.
- ^ Бэтти, 96 лет.
- ^ Бэтти, 153 года.
- ^ Бэтти, 153 года.
- ^ Миллер, Дж. (Ред.). (2003). Вена. В Энциклопедии антиквариата Миллера (2-е изд.). Митчелл Бизли.
- ^ Фальке, 49–53; Бэтти, 153 года
- ^ Фальке, 53 года; Битва, 96, 153, 187–188.
- ^ Бэтти, 96 лет.
- ^ Миллер, Дж. (Ред.). (2003). Вена. В Энциклопедии антиквариата Миллера (2-е изд.). Митчелл Бизли.
- ^ Леман, 184–188; Бэтти, 153 года
- ^ "Выставка редкого фарфора Дю Пакье в Метрополитен-музее" , Met
- ^ «300 лет Венской фарфоровой мануфактуре», МАК
- ^ Фарфоровые маршруты между Веной и Флоренцией , пресс-релиз.
- ^ Фрик, 1
Ссылки
[ редактировать ]
- Бэтти, Дэвид , редактор, Краткая энциклопедия фарфора Sotheby's , 1990, Conran Octopus. ISBN 1850292515
- Фальке, Джейкоб. «Поздняя императорская фарфоровая мануфактура в Вене: IV. Четвертый период. Упадок и падение». Мастерская , вып. 8, нет. 4, 1875 г., [www.jstor.org/stable/25586806 JSTOR]
- «Фрик»: «Огонь страстью: шедевры фарфора Дю Пакье из коллекции Салливана» , 8 июня 2017 г. — 12 августа 2018 г. , онлайн-презентация, Коллекция Фрика. Числа относятся к онлайн-страницам, указанным слева (например, «Фрик, 4» = «Видения Востока»).
- «Леман»: Декоративное искусство , Том 15 коллекции Роберта Лемана, 2012, Метрополитен-музей, Авторы: Вольфрам Кеппе, Клэр Ле Корбейлер, Уильям Ридер, Чарльз Трумэн, Сюзанна Г. Валенштейн, Клэр Винсент, ISBN 1588394506 , 9781588394507, книги Google
- Уордроппер, Ян, «Фарфор Дю Пакье из Вены: щедрый дар Мелинды и Пола Салливанов» , Коллекция Фрика, Нью-Йорк
- «Вена»: Венская история Wiki, «Венская фарфоровая мануфактура» (на немецком языке)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Чилтон, Мередит (редактор), «Охваченные страстью: венский фарфор в стиле барокко Клавдия Иннокентия дю Пакье» , 2009, 3 тома.
- Хоэнштайн, Райнальд Франц (редакторы), 300 лет Кристоф Тун - Венской фарфоровой мануфактуры (немецкий и английский), 2018, Arnoldsche Art Publishers, ISBN 3897905302 , 9783897905306
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Мир изысканности: фарфор Дю Пакье в повседневной придворной жизни» , лекция в Метрополитен-музее, Нью-Йорк, 2009 г.
- «Подарки, дипломатия и внешняя торговля: фарфор Дю Пакье за рубежом» , лекция в Метрополитен-музее, Нью-Йорк, 2009 г.