БМВ З4 (Е85)
БМВ Z4 (Е85/Е86) | |
---|---|
Обзор | |
Производитель | BMW |
Производство | Июль 2002 г. - декабрь 2008 г. |
Модельные годы | 2003–2008 |
Сборка | США: Грир, Южная Каролина ( Плант Спартанбург ). |
Дизайнер | Андерс Варминг (E85) [ 1 ] Томас Драй (E86) [ 2 ] |
Кузов и шасси | |
Сорт | Спортивная машина ( С ) |
Тип кузова | |
Макет | Передний двигатель, задний привод |
Связанный | БМВ 3 серии (Е46) BMW 3 серии Компакт (E46/5) |
Силовой агрегат | |
Двигатель | |
Передача инфекции |
|
Размеры | |
Колесная база | 2495 мм (98,2 дюйма) |
Длина | 4090 мм (161,0 дюйма) |
Ширина | 1780 мм (70,1 дюйма) |
Высота |
|
Хронология | |
Предшественник | БМВ З3 |
Преемник | БМВ З4 (Е89) |
Первое поколение BMW Z4 состоит из BMW E85 (версия родстер) и BMW E86 (версия купе) спортивных автомобилей . Поколение E85/E86 производилось с 2002 по 2008 год. E85/E86 заменил Z3 и является третьей моделью BMW Z Series . Первоначальные модели имели кузов родстер (E85), а в 2006 году был добавлен кузов купе (E86). В феврале 2009 года началось производство BMW Z4 (E89) как преемника E85/E86.
Как и его предшественник Z3, E85/E86 производился в Грире, Южная Каролина . Модель M , Z4 M, оснащена S54 рядным шестицилиндровым двигателем .
Разработка и запуск
[ редактировать ]E85 разрабатывался датским дизайнером BMW Андерсом Вармингом с середины 1998 года по лето 1999 года. [ нужна ссылка ] Модели купе разработал Томаш Сыха. [ 3 ] Проекты E85 были заморожены 1 марта 2000 года. [ 4 ] Z4 был представлен на Парижском автосалоне в 2002 году. [ 5 ] и модели для Северной Америки поступили в продажу в ноябре того же года (как и модель 2003 года ). Европейские продажи начались в марте 2003 года. [ 6 ]
Первоначальные модели представляли собой кузов родстера с 6-цилиндровым двигателем объемом 2,5 или 3,0 л.
Стили кузова
[ редактировать ]Родстер (E85)
[ редактировать ]Родстер Z4 был запущен в 2002 году с шестицилиндровыми моделями 2.5i и 3.0i. [ 7 ] На выбор были пятиступенчатая механическая коробка передач , шестиступенчатая механическая коробка передач, пятиступенчатая автоматическая коробка передач и шестиступенчатая SMG-II автоматизированная механическая коробка передач . [ 8 ]
Четырехцилиндровая модель Z4 2.0i Roadster была представлена на европейском рынке в мае 2005 года.
Коэффициент аэродинамического сопротивления составляет максимум C d =0,35. [ 9 ]
Купе (Е86)
[ редактировать ]BMW представила концептуальную версию купе Z4 на автосалоне во Франкфурте в 2005 году . [ 10 ] Дизайн купе Z4 и Z4 по-разному приписывался Андерсу Уормингу, Крису Бэнглу , скандальному бывшему руководителю отдела дизайна BMW, и Адриану ван Хойдонку , бывшему главному дизайнеру BMW. [ 11 ] [ 12 ] и дизайнер BMW Томаш Сыха. Дизайн был одобрен летом 2004 года и заморожен в декабре 2004 года. В 2005 году компания объявила, что двухдверное купе будет доступно для производства, включая возвращение M Coupé . Серийный автомобиль был представлен на Нью-Йоркском автосалоне в апреле 2006 года и поступил в продажу в конце мая 2006 года. [ 13 ]
Благодаря хэтч -дизайну купе Z4 предлагает 10,1 куб. футов (0,29 м²) 3 ) багажника, [ 14 ] по сравнению с 8,5 куб. футов (0,24 м 3 ) для родстера. [ 15 ]
Неподвижная крыша купе увеличивает жесткость на кручение, в результате чего жесткость составляет 32 000 Нм (24 000 фунт-футов) на градус поворота кузова купе (по сравнению с 14 500 Нм (10 700 фунт-футов) на градус у родстера). , что улучшает вход в поворот и общую реакцию на управляемость. [ 16 ] Крыша имеет контур «двойной пузырь», который служит аэродинамическим средством и обеспечивает больше места для головы, чем родстер с закрытым мягким верхом. Купе имеет гладкое заднее стекло в стиле фастбэк, которое плавно опускается к встроенному спойлеру, форма которого обеспечивает передачу прижимной силы на заднюю ось на высокой скорости.
Модельный ряд купе был более ограниченным, чем у родстера, и состоял только из шестицилиндрового двигателя 3.0si и модели Z4 M. [ 17 ] [ 18 ] На выбор были 6-ступенчатая механическая и 6-ступенчатая автоматическая коробка передач с подрулевыми переключателями, установленными на рулевой колонке.
Шасси и кузов
[ редактировать ]По сравнению со своим предшественником Z3 , Z4 больше и имеет более жесткое шасси . [ 19 ] Передняя подвеска, как и у Z3, представляет собой конструкцию со стойками Макферсон . В задней подвеске используется многорычажная конструкция вместо полуприцепной , используемой в Z3. [ 20 ]
В Z4 использовались легкие материалы, чтобы компенсировать увеличенный вес по сравнению с меньшим Z3, такие как алюминиевый капот и компоненты подвески, магниевый каркас крыши. Шины Run-Flat устраняют необходимость в запасном колесе, что снижает вес и позволяет увеличить багажник . [ 21 ]
Оборудование
[ редактировать ]6-цилиндровые двигатели имели цельносплавную конструкцию, систему изменения фаз газораспределения (двойной VANOS) и дроссельную заслонку по проводам . Технологии безопасности включали дисковые тормоза всех четырех колес и электронную систему стабилизации, включающую ABS и антипробуксовочную систему.
Дополнительный «Спортивный пакет» включал добавленную более жесткую и заниженную подвеску, 18-дюймовые колеса, а также спортивное электронное рулевое управление, параметры дроссельной заслонки и переключения передач («Dynamic Driving Control»). [ 22 ]
Электроусилитель руля заменил традиционный гидравлический усилитель руля, использовавшийся в Z3. [ 23 ] [ 24 ] Усилитель мощности чувствителен к скорости, что позволяет облегчить маневрирование на низких скоростях. [ 25 ] Однако в Z4 M используется гидравлический усилитель рулевого управления, и рулевое управление было оценено как более прямое и коммуникативное. [ 26 ]
В 2002 году 6-ступенчатая коробка передач SMG предлагалась в качестве опции для родстеров 2,5 и 3,0. [ 27 ] [ 28 ]
Трансмиссии
[ редактировать ]Доступные передачи были:
- 5-ступенчатая МКПП Getrag S5D250G (2.2i, 2.5i) [ 29 ]
- 6-ступенчатая механика Getrag GS6-17BG (2.0i) [ 30 ]
- 6-ступенчатая МКПП ZF GS6-37BZ-TJEE (Z4M) [ 31 ]
- 6-ступенчатая МКПП ZF GS6-37BZ-THEA/TJES (3.0&3.0si) [ 32 ]
- 5-ступенчатый автомат ZF 5HP19 (2.2i, 2.5i, 3.0i ~ 03-05 г.в.) [ 33 ]
- 6-ступенчатый автомат ZF 6HP19 (2.5si, 3.0i, 3.0si ~ 06-08 г.в.) [ 34 ]
- 6-ступенчатая GS6-S37BZ SMG автомат МКПП (2.5i, 3.0i) [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ]
Модели
[ редактировать ]Модель | Годы | Двигатель | Власть [ 38 ] | Крутящий момент [ 38 ] | Снаряженная масса | 0–100 км/ч (62 миль в час) |
---|---|---|---|---|---|---|
2.0i* | 2005–2008 | 2,0 л Н46Б20 4-цилиндровый |
110 кВт (150 л.с.) при 6200 об/мин |
200 N⋅m (148 lb⋅ft) при 3600 об/мин |
2855 фунтов (1295 кг) | 8,2 секунды |
2.2и | 2003–2005 | 2,2 л М54Б22 6-цилиндровый |
125 кВт (170 л.с.) при 6100 об/мин |
210 N⋅m (155 lb⋅ft) при 3500 об/мин |
2921 фунт (1325 кг) | 7,7 секунды |
2.5и | 2003–2005 | 2,5 л М54Б25 6-цилиндровый |
141 кВт (192 л.с.) при 6000 об/мин |
245 N⋅m (181 lb⋅ft) при 3500 об/мин |
2943 фунта (1335 кг) | 7,0 секунд |
2006–2008 | 2,5 л Н52Б25 6-цилиндровый |
130 кВт (177 л.с.) при 5800 об/мин |
230 N⋅m (170 lb⋅ft) при 3500 об/мин |
2965 фунтов (1345 кг) | 7,0 секунд | |
2,5си | 2006–2008 | 160 кВт (218 л.с.) при 6500 об/мин |
250 N⋅m (184 lb⋅ft) при 2750 об/мин |
2998 фунтов (1360 кг) | 6,5 секунды | |
3.0i | 2002–2005 | 3,0 л М54Б30 6-цилиндровый |
170 кВт (231 л.с.) при 5900 об/мин |
300 N⋅m (221 lb⋅ft) при 3500 об/мин |
3009 фунтов (1365 кг) | 5,9 секунды |
2006–2008 | 3,0 л Н52Б30 6-цилиндровый |
160 кВт (218 л.с.) при 6100 об/мин |
270 N⋅m (199 lb⋅ft) при 2500–4250 об/мин |
3020 фунтов (1370 кг) | 6,2 секунды | |
3.0si Родстер | 2006–2008 | 3,0 л Н52Б30 6-цилиндровый |
195 кВт (265 л.с.) при 6600 об/мин |
315 N⋅m (232 lb⋅ft) при 2750 об/мин |
3086 фунтов (1400 кг) | 5,6 секунды |
3.0si купе | 3075 фунтов (1395 кг) | 5,6 секунды | ||||
М Родстер | 2006–2008 | 3,2 л С54Б32 6-цилиндровый |
252 кВт (343 л.с.) при 7900 об/мин |
365 N⋅m (269 lb⋅ft) при 4900 об/мин |
3197 фунтов (1450 кг) | 4,8 секунды |
М-купе | 3230 фунтов (1465 кг) | 4,8 секунды |
* 2.0i продавался только в Европе. [ 39 ]
Все модели являются родстерами E85, если не указано иное. Показаны европейские характеристики. Североамериканские автомобили могут иметь немного меньшую номинальную мощность. Модели для США включают родстер 2.5i, родстер 3.0i, родстер и купе 3.0si, родстер и купе M. [ 40 ]
Версии Z4 M
[ редактировать ]Купе/родстер Z4 M был представлен в 2006 году и оснащен S54, рядным шестицилиндровым двигателем который используется совместно с E46 M3 . S54 также входил в список 10 лучших двигателей Ward с 2001 по 2004 год. [ 41 ] Двигатель моделей North American Z4 M имеет мощность 330 л.с. (246 кВт) при 7900 об/мин, что на 3 л.с. меньше, чем у North American M3. [ 42 ] На других рынках выходная мощность такая же, как у M3, 252 кВт (343 л.с.). Двигатель имел двойную систему BMW VANOS и степень сжатия 11,5:1. Крутящий момент, создаваемый двигателем, составил 355 Нм (262 фунт-фут) при 4500 об/мин. Крутящий момент был доступен начиная с 2500 об/мин.
В Z4 M используется гидроусилитель рулевого управления, в отличие от электроусилителя рулевого управления, используемого в остальной части линейки Z4. [ 42 ] В родстере использовалась рулевая рейка E46 M3, в купе — более быстрая рейка M3 CS/CSL. Другие изменения включают более широкую переднюю колею, переработанную переднюю подвеску, более широкие шины без пробега (225/45 спереди, 255/40 сзади) и геометрию рулевого управления. [ 42 ] Тормоза и вся задняя ось тоже были от M3 CS/CSL.
Производство M Coupé началось на заводе BMW в Спартанбурге в Грире 4 апреля 2006 года.
Специальные модели
[ редактировать ]Альпина Родстер S (2004–2006)
[ редактировать ]Alpina Roadster S — это высокопроизводительная версия дорестайлингового Z4, представленного на автосалоне во Франкфурте в 2003 году . Родстер S , выпускаемый немецким автопроизводителем Alpina , собирался на заводе производителя в Бухлое из кузовов белого цвета, присланных заводом BMW в Спартанбурге. Roadster S производился в течение двух лет (с 2004 по 2005 год), прежде чем производство было остановлено из-за ужесточения норм выбросов, прекращающих поставки двигателей. Roadster S был доступен в двух комплектациях: стандартной и роскошной, причем комплектация Luxury добавляла больше комфорта и большие колеса по сравнению со стандартной комплектацией. Автомобиль имел заявленную максимальную скорость 270 км/ч (168 миль в час) и разгонялся до 100 км/ч (62 мили в час) с места за 5,3 секунды. Двигатель был модифицирован компанией Alpina и переименован в E5/2. Двигатель развивает максимальную мощность 300 л.с. и максимальный крутящий момент 362 Нм.
Концепт-купе Mille Miglia (2006)
[ редактировать ]Concept Coupé Mille Miglia — концепт-кар, вдохновленный BMW 328 Mille Miglia Touring Coupé. Он был представлен на ралли Mille Miglia 2006 года в Италии. [ 43 ]
Используя механические компоненты Z4 M Coupé, концепт-кар стал на 23 см (9 дюймов) длиннее, на 14 см (6 дюймов) шире, но на 4 см (2 дюйма) более плоским, чем Z4 M Coupé. Другие особенности концепт-кара включают 20-дюймовые легкосплавные диски с шинами 245/40R20, встроенные боковые стенки, откидную кабину, светодиодную панель фар, серебристый корпус из углепластика и салон из необработанной нержавеющей стали. коровья кожа и ткань из лайкры. [ 44 ]
Автомобиль был разработан Андерсом Вармингом. [ 45 ]
Изменения модельного года
[ редактировать ]2005
[ редактировать ]- Представлена четырехцилиндровая модель (2.0i).
Рестайлинг 2006 года или LCI
[ редактировать ]Модели Z4 с фейслифтингом (также известные как LCI) были представлены на Североамериканском международном автосалоне 2006 года в Детройте. [ 46 ] Основные изменения заключались в следующем:
- Представление моделей купе.
- Выпуск M Roadster с рядным шестицилиндровым двигателем S54 (производство M Coupe началось несколько месяцев спустя, в апреле 2006 года).
- Снятие с производства модели 2.2i. [ 47 ]
- Введение моделей «си».
- Шестицилиндровые двигатели (кроме родстера M) модернизированы с M54 до N52 .
- Переработанные фары, передний бампер и задние фонари. [ 48 ]
- Наличие шестиступенчатой автоматической коробки передач.
- Включение шестиступенчатой механической коробки передач в стандартную комплектацию всех моделей.
Производство
[ редактировать ]За жизненный цикл Z4 было произведено 197 950 автомобилей, из них 180 856 родстеров и 17 094 купе. [ 49 ]
Последний представитель Z4 первого поколения (Z4 3.0si Roadster цвета «Серый космос») сошел с конвейера 28 августа 2008 года. [ 50 ]
Родстеры
[ редактировать ]Всего по всему миру было произведено 5070 автомобилей Z4M Roadster, включая 3042 автомобиля для рынка Северной Америки. [ 51 ]
Кубки
[ редактировать ]Мировое количество моделей купе E86 за его жизненный цикл (2006–2008 гг.) составляет 12 819 купе Z4 3.0si и 4 275 купе Z4M. [ 52 ] [ 53 ] Даже с момента своего появления в 2006 году купе было относительно редким: за первые 13 месяцев своего существования на рынке родстер превзошел его по продажам в соотношении 7 к 1. [ 54 ] Для модели купе UK 3.0si было выпущено 1598 машин с механической коробкой передач и 1998 машин с автоматической коробкой передач. [ 55 ]
Общий объем производства моделей купе в Северной Америке (США и Канада) составляет 3919 штук, включая 1815 M-купе. [ 53 ] и 2104 были купе 3.0si. Из 2104 купе 3.0si, произведенных для рынка Северной Америки, 1276 были с автоматической коробкой передач и 828 — с механической коробкой передач; Z4M был доступен только с механической коробкой передач. [ 56 ]
В Северной Америке купе 3.0si было доступно для продажи только в Соединенных Штатах, хотя некоторые из них были импортированы в Канаду из США.
Годовая разбивка объемов производства купе на североамериканском рынке выглядит следующим образом: [ 57 ]
Год | 3.0si купе | Кубки Z4M |
---|---|---|
2006 | 348 | 380 |
2007 | 1,280 | 1,187 |
2008 | 476 | 248 |
Автоспорт
[ редактировать ]Гонки на выносливость
[ редактировать ]Дитер Кестер , Дирк Вернер , Джейми Кэмпелл-Уолтер и Тим Маллен выиграли 24-часовую гонку Britcar в Сильверстоуне на BMW Z4 M Coupé. [ 58 ] Агрегат гоночной версии представляет собой модифицированную версию S54B32 3,2-литрового рядного шестицилиндрового двигателя мощностью примерно 294 кВт (394 л.с.). Автомобиль производится подразделением BMW M и называется Z4 M Coupé Motorsport. [ 59 ]
В серии Super Taikyu Endurance Series 2008 года в Японии команда Petronas Syntium участвовала на двух автомобилях Z4M. [ 60 ] Автомобили доминировали в серии, занимая первое и второе места в каждой гонке, финишировав в классе Super Taikyu 1 на первом и втором месте, выиграв как чемпионский титул, так и титул пилота. Команда Petronas Syntium заработала 277 очков по сравнению с командой, занявшей следующее место, с 98 очками. [ 61 ] Машинами управляли известные и популярные водители, такие как Фарике Хайруман , Нобутеру Танигучи , Масатака Янагида , Манабу Оридо , а также пара отца и сына Ханс-Иоахим Штук и Йоханнес Штук. [ 62 ]
Супер ГТ
[ редактировать ]В августе 2008 года модифицированный Z4 дебютировал в 6-м раунде сезона Super GT . [ 63 ] ознаменовав возвращение BMW в серию после того, как M3 был исключен из серии JGTC . Им управляла команда Studie , и он участвовал в классе GT300. Автомобиль был оснащен расстроенной версией двигателя S62 V8 от E39 M5 . Z4 участвовал в сезоне Super GT 2009 года (кроме гонки в Сепанге). [ 64 ] и они заменят свой H-образный образец на секвентальную коробку передач, а также свой двигатель S62 на S65B40 после гонки 3, после того как во второй гонке в Сузуке у них произошел неремонтопригодный поломка двигателя. [ 65 ] Автомобиль был снят с производства в конце сезона 2009 года, а его преемник E89 Z4 GT3 дебютировал в сезоне 2010 года. [ 66 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ведомство США по патентам и товарным знакам https://pdfpiw.uspto.gov/.piw?Docid=D0480021 . Проверено 5 сентября 2022 г.
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ Ведомство США по патентам и товарным знакам https://pdfpiw.uspto.gov/.piw?Docid=D0538712 . Проверено 5 сентября 2022 г.
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ «Польские автоконструкторы» . moto.wp.pl (на польском языке). 19 февраля 2014 года . Проверено 26 июня 2020 г.
- ^ «От дизайна к реальности: родстер Z4» . АвтоПолеГид.
- ^ "BMW Z4 - Парижский автосалон 2002" . www.caranddriver.com . Сентябрь 2002 года . Проверено 7 июля 2017 г.
- ^ Юнг, Хольгер (ноябрь 2004 г.). Ежегодник GWA Effie 2004 (на немецком языке). ГВА. п. 21. ISBN 3871508853 .
- ^ «Полные характеристики BMW Z4 Roadster E85 Phase-I 2002 года» . www.automobile-catalog.com . Проверено 9 июля 2017 года .
- ^ «Вердикт долгосрочных испытаний: BMW Z4 3.0i 2003 года выпуска» . www.motortrend.com . 3 мая 2005 года . Проверено 9 июля 2017 года .
- ^ BMW. «BMW Press - Технические данные Z4 E85 VFL» (PDF) (на немецком языке) . Проверено 29 августа 2017 г. до фейслифтинга в 2006 году.
- ^ «Репортаж с автосалона во Франкфурте 2005» . www.motortrend.com . 11 сентября 2005 года . Проверено 9 июля 2017 года .
- ^ Василаш, Гэри С. (2002). «От дизайна к реальности: родстер Z4» . Автомобильный дизайн и производство . Проверено 1 декабря 2002 г.
- ^ «Интервью с главным дизайнером BMW» . БизнесУик. Архивировано из оригинала 16 ноября 2006 года . Проверено 16 октября 2006 г.
- ^ «Обзор BMW Z4 2006 года» .
- ^ «Технические характеристики BMW Z4 и M купе 2008 года» . Страницы автомобилей JB . Проверено 22 декабря 2008 г.
- ^ «Технические характеристики BMW Z4 и M Roadster 2008 года» . Страницы автомобилей JB.
- ^ «БМВ Z4 и М Купе» . Страницы Pistonheads . Проверено 27 июля 2011 г.
- ^ ААРОН РОБИНСОН (сентябрь 2006 г.). "БМВ Z4 3.0si Купе 2006 года" . caranddriver.com .
- ^ «Выбор модели Z4 E86» . www.realoem.com . Проверено 9 июля 2017 года .
- ^ «Первая поездка BMW Z4 2003 года» . www.roadandtrack.com . 6 ноября 2012 года . Проверено 7 июля 2017 г.
- ^ «BMW Z4 3.0i – Долгосрочные испытания» . www.evo.co.uk. Архивировано из оригинала 8 июля 2013 года.
- ^ «BMW Z4 2003 года — Дорожный тест и обзор» . www.automobilemag.com . 25 ноября 2002 г.
- ^ «BMW Z4 3.0i 2003 года выпуска — долгосрочные дорожные испытания» . www.caranddriver.com . Март 2005 года . Проверено 10 июля 2017 г.
- ^ «Z4 E85 Z4 2.5i Трос рулевой колонки/облицовки/блокировки» . www.realoem.com . Проверено 10 июля 2017 г.
- ^ "Z3 E36 Z3 3.0i УСИЛИТЕЛЬ РУЛЯ" . www.realoem.com . Проверено 10 июля 2017 г.
- ^ «Дорожные испытания: ...BMW Z4 2004 года...» Motor Trend . Проверено 22 апреля 2011 г.
- ^ "БМВ З4 М 2007 года" . Эдмундс . Проверено 22 апреля 2011 г.
- ^ ST 813 M DCT Drivelogic . БМВ АГ. п. 7 . Проверено 14 июля 2019 г.
- ^ Левин, Тони. Полная книга BMW . Моторбукс Интернешнл. ISBN 9781610592055 . Проверено 14 июля 2019 г.
- ^ «Z4 E85 Z4 2.2i Механическая коробка передач» . www.realoem.com . Проверено 7 июля 2017 г.
- ^ «Z4 E85 Z4 2.0i Механическая коробка передач» . www.realoem.com . Проверено 7 июля 2017 г.
- ^ «Z4 E85 Z4 M3.2 Механическая коробка передач» . www.realoem.com . Проверено 8 июля 2017 г.
- ^ «Z4 E85 Z4 3.0si Механическая коробка передач» . www.realoem.com . Проверено 14 июня 2022 г.
- ^ «Коробки передач E85» (PDF) . www.unofficialbmw.com . Проверено 8 июля 2017 г.
- ^ "Z4 E85 Z4 3.0si Автоматическая коробка передач" . www.realoem.com . Проверено 8 июля 2017 г.
- ^ Master SBT Последовательная механическая коробка передач SMG E 60 В 2 . БМВ АГ. п. 2 . Проверено 14 июля 2019 г.
- ^ "Z4 E85 Z4 2.5i Механическая коробка передач GS6S37BZ (SMG)" . www.realoem.com . Проверено 8 июля 2017 г.
- ^ ДОРОЖНЫЕ ИСПЫТАНИЯ BMW Z4
- ^ Перейти обратно: а б Показатели мощности и крутящего момента могут незначительно отличаться для двигателей североамериканской и европейской спецификации.
- ^ «Выбор модели Z4 E85 2.0i» . www.realoem.com . Проверено 15 июля 2017 г.
- ^ «Обзор BMW Z4 2008 года» . Страницы автомобилей JB . Проверено 22 декабря 2008 г.
- ^ «Ялопник: «Дорогой BMW, почему вы сняли двигатель S54B32?» » . БЛОГ БМВ . 26 августа 2010 года. Архивировано из оригинала 10 июля 2015 года . Проверено 28 июня 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Родстер BMW Z4 M 2006 года — дорожные испытания» . www.caranddriver.com . Июнь 2006 года . Проверено 15 июля 2017 г.
- ^ «Концептуальное купе BMW Mille Miglia» . www.classicdriver.com . Проверено 20 июля 2017 г.
- ^ Стюарт Уотерман (11 мая 2006 г.). «BMW представляет потрясающий концептуальный купе Mille Miglia» . Автоблог .
- ^ «Автомобильные дизайнеры BMW» . bmwism.com . Архивировано из оригинала 18 октября 2012 года . Проверено 26 августа 2009 г.
- ^ «BMW Z4 Roadster получает версию M мощностью 343 л.с. с крупными обновлениями всего семейства Z4» . www.autopressnews.com . Архивировано из оригинала 19 октября 2017 года . Проверено 20 июля 2017 г.
- ^ «Выбор модели Z4 E85 2.2i» . www.realoem.com . Проверено 20 июля 2017 г.
- ^ «Руководство для покупателей BMW Z4» . www.hilmi.eu . Архивировано из оригинала 29 июля 2016 года . Проверено 20 июля 2017 г.
- ^ «США: BMW прекращает производство Z4» . Автомобильный мир . Проверено 3 сентября 2008 г.
- ↑ Последний родстер Z4 выкатывается в Грире. Архивировано 24 июля 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ «Е85 Z4 М – сколько?» . www.z4-forum.com . Проверено 22 июля 2017 г.
- ^ Источник – журнал BMW Car, выпуск за ноябрь 2008 г., стр. 9.
- ^ Перейти обратно: а б «z4M-R/C VIN-номера/Общий объем производства» . www.bmwcca.org . Проверено 22 июля 2017 г.
- ^ Келси Мэйс. «БМВ Z4 2008 года» . автомобили.com . Архивировано из оригинала 1 июля 2015 года . Проверено 28 июня 2015 г.
- ^ «Производственные номера — Z4 Coupe» . www.z4-forum.com . Проверено 22 июля 2017 г.
- ^ «Список Z4C не-M, производственные номера» . zpost.com .
- ^ «Z4 E86 Coupe Non-M 2006-2008 гг. для Северной Америки» . zpost.com . 14 ноября 2013 г.
- ^ «BMW Z4 M Coupe побеждает в 24-часовой гонке в Сильверстоуне» . БМВ Моторспорт. Архивировано из оригинала 16 октября 2007 года.
- ^ «BMW Z4 M Coupe как гоночный комплект» . АвтоМотоПортал.com. Архивировано из оригинала 16 ноября 2009 года . Проверено 26 августа 2009 г.
- ^ «Сайт Team Petronas Motorsport» . www.teampetronas.com . Архивировано из оригинала 2 марта 2009 года.
- ^ «Рейтинг серии Super Taikyu 2008» . Архивировано из оригинала 21 декабря 2008 года . Проверено 6 декабря 2008 г.
- ^ «Гонка на выносливость «24 часа Токачи» . Архивировано из оригинала 16 октября 2008 года . Проверено 6 декабря 2008 г.
- ^ «MTSGT2008 — Исследование GLAD BMW Z4 ~ Super GT 2008 Memorial» . www.youtube.com . Архивировано из оригинала 22 декабря 2021 года . Проверено 25 июля 2017 г.
- ^ «Хацунэ Мику BMW Z4 появляется на мероприятии Itasha в конце года» . Супер ГТ . Архивировано из оригинала 26 апреля 2009 года.
- ^ «Отчет Хацунэ Мику Z4, том 4» . Исследование Glad Racing.
- ^ «BMW Z4 GT3 — это Z4 M с двигателем V8, на котором можно участвовать в гонках» . www.autoblog.com . Проверено 25 июля 2017 г.