Jump to content

сериал Гранди

В математике бесконечный ряд 1 − 1 + 1 − 1 + ⋯ , также записываемый

иногда называют рядом Гранди , в честь итальянского математика , философа и священника Гвидо Гранди , который дал памятную трактовку этого ряда в 1703 году. Это расходящийся ряд , что означает, что он не имеет суммы.

Однако им можно манипулировать, чтобы получить ряд математически интересных результатов. Например, в математике многие методы суммирования используются для присвоения числовых значений даже расходящимся рядам. Например, суммирование Чезаро и суммирование Рамануджана этого ряда равно 1/2.

Нестрогие методы

[ редактировать ]

Один очевидный способ найти сумму ряда

1 − 1 + 1 − 1 + 1 − 1 + 1 − 1 + ...

заключается в том, чтобы относиться к нему как к телескопическому ряду и выполнять вычитания на месте:

(1 − 1) + (1 − 1) + (1 − 1) + ... = 0 + 0 + 0 + ... = 0.

С другой стороны, аналогичная процедура заключения в скобки приводит к явно противоречивому результату

1 + (−1 + 1) + (−1 + 1) + (−1 + 1) + ... = 1 + 0 + 0 + 0 + ... = 1.

Таким образом, применяя скобки к ряду Гранди разными способами, можно получить в качестве «значения» либо 0, либо 1. (Вариации этой идеи, называемые мошенничеством Эйленберга-Мазура , иногда используются в теории узлов и алгебре .) Взяв среднее из этих двух «значений», можно обосновать, что ряд сходится к 1 / 2 .

Рассматривая ряд Гранди как расходящийся геометрический ряд и используя те же алгебраические методы, которые оценивают сходящиеся геометрические ряды, чтобы получить третье значение:

S = 1 - 1 + 1 - 1 + ..., поэтому
1 - S = 1 - (1 - 1 + 1 - 1 + ...) = 1 - 1 + 1 - 1 + ... = S
1 - С = С
1 = 2 С ,

в результате S = 1/2 . Тот же вывод следует из вычисления S (из − S = (1 − S ) − 1) , вычитания результата из S и решения 2 S = 1 . [ 1 ]

Приведенные выше манипуляции не учитывают, что на самом деле означает сумма ряда и как указанные алгебраические методы могут быть применены к расходящимся геометрическим рядам . Тем не менее, поскольку важно уметь заключать ряды в скобки по своему желанию и еще важнее уметь выполнять с ними арифметические действия, можно прийти к двум выводам:

  • Ряд 1 − 1 + 1 − 1 + ... не имеет суммы. [ 1 ] [ 2 ]
  • ... но его сумма должна быть 1 / 2 . [ 2 ]

На самом деле оба этих утверждения можно уточнить и формально доказать, но только с использованием вполне определенных математических понятий, возникших в XIX веке. в конце 17-го века После появления исчисления в Европе , но до появления современной строгости , напряжение между этими ответами подпитывало то, что было охарактеризовано как «бесконечный» и «жестокий» спор между математиками . [ 3 ]

Связь с геометрическим рядом

[ редактировать ]

На любое число в интервале сумму до бесконечности геометрической прогрессии можно оценить через

Для любого , таким образом находим

и так предел серии оценок

Однако, как уже упоминалось, ряд, полученный переключением пределов,

расходится.

Что касается комплексного анализа , Таким образом, ⁠ 1 / 2 рассматривается как значение в точке z = −1 аналитического продолжения ряда , который определен только на комплексном единичном круге, | г | < 1 .

Ранние идеи

[ редактировать ]

Дивергенция

[ редактировать ]

В современной математике сумма бесконечного ряда определяется как предел последовательности его частичных сумм , если она существует. Последовательность частичных сумм ряда Гранди равна 1, 0, 1, 0,..., что явно не приближается ни к какому числу (хотя и имеет две точки накопления — 0 и 1). Следовательно, ряд Гранди расходится .

Можно показать, что недопустимо выполнять многие, казалось бы, безобидные операции над рядом, такие как изменение порядка отдельных членов, если только ряд не является абсолютно сходящимся . В противном случае эти операции могут изменить результат суммирования. [ 4 ] Кроме того, члены ряда Гранди можно переставить так, чтобы точки накопления находились в любом интервале из двух или более последовательных целых чисел, а не только 0 или 1. Например, ряд

(в котором после пяти начальных членов +1 термины чередуются парами +1 и -1 - бесконечность как +1, так и -1 позволяет добавлять к началу любое конечное число единиц или -1 в соответствии с парадоксом Гильберта Гранд-отель ) — перестановка ряда Гранди, в которой каждое значение в переставленном ряду соответствует значению, находящемуся не более чем на четырех позициях от него в исходном ряду; его точки накопления — 3, 4 и 5.

Образование

[ редактировать ]

Когнитивное воздействие

[ редактировать ]

Примерно в 1987 году Анна Серпиньска представила серию Гранди группе 17-летних студентов предварительных курсов варшавского лицея . Она сосредоточила внимание на студентах-гуманитариях, ожидая, что их математический опыт будет менее значительным, чем у их сверстников, изучающих математику и физику, поэтому эпистемологические препятствия, которые они демонстрируют, будут более репрезентативными для препятствий, которые все еще могут присутствовать у лицеистов.

Серпинская изначально ожидала, что студенты откажутся присвоить значение ряду Гранди, и в этот момент она могла шокировать их, заявив, что 1 - 1 + 1 - 1 + ··· = 1/2 результате в формулы геометрической прогрессии. В идеале, ища ошибку в рассуждениях и исследуя формулы для различных общих отношений, студенты «заметят, что существует два типа рядов, и родится неявная концепция сходимости». [ 5 ] Однако студенты не выразили шока, когда им сказали, что 1 − 1 + 1 − 1 + ··· = 1/2 1 + 2 + 4 или даже + 8 + ⋯ = −1 . Серпинская отмечает, что априори реакция студентов не должна вызывать удивления, учитывая, что Лейбниц и Гранди считали 1/2 ; правдоподобный результат

«Однако апостериори объяснение отсутствия шока со стороны студентов может быть несколько иным. Они спокойно приняли абсурд, потому что, в конце концов, «математика совершенно абстрактна и далека от реальности», и «с этими математическими трансформациями можно доказать всякую ерунду», как сказал потом один из мальчиков». [ 5 ]

Студенты в конечном итоге не были застрахованы от вопроса конвергенции; Серпинской удалось привлечь их к решению этой проблемы, связав ее на следующий день с десятичными расширениями. Как только 0,999... = 1 застало студентов врасплох, остальной материал «прошёл мимо их ушей». [ 5 ]

Предубеждения

[ редактировать ]

В другом исследовании, проведенном в Тревизо , Италия, примерно в 2000 году, ученикам третьего и четвертого курсов Liceo Scientifico (в возрасте от 16 до 18 лет) раздавались карточки со следующими вопросами:

«В 1703 году математик Гвидо Гранди изучал сложение: 1 − 1 + 1 − 1 + ... (слагаемые, которых бесконечно много, всегда равны +1 и –1). Что вы об этом думаете?»

Студентам была представлена ​​идея бесконечного множества, но у них не было опыта работы с бесконечными сериями. Им дали десять минут без книг и калькуляторов. 88 ответов были распределены по следующим категориям:

(26) результат 0
(18) результат может быть либо 0, либо 1
(5) результат не существует
(4) результат 1 / 2
(3) результат 1
(2) результат бесконечен
(30) нет ответа

Исследователь Джорджио Баньи взял интервью у нескольких студентов, чтобы выяснить их рассуждения. Около 16 из них обосновали ответ 0, используя логику, аналогичную логике Гранди и Риккати. Другие оправданы 1/2 . века как среднее от 0 и 1. Баньи отмечает, что их рассуждения, хотя и похожи на рассуждения Лейбница, лишены вероятностной основы, которая была так важна для математики 18-го Он заключает, что ответы согласуются со связью между историческим развитием и индивидуальным развитием, хотя культурный контекст различен. [ 6 ]

Перспективы

[ редактировать ]

Джоэл Леманн описывает процесс различения различных концепций суммы как строительство моста через концептуальную расселину: путаницу по поводу расхождений, которая преследовала математику 18-го века.

«Поскольку серии обычно представляются без истории и отдельно от приложений, учащийся должен задаться вопросом не только «Что это за вещи?», но и «Почему мы это делаем?» Озабоченность определением сходимости, а не суммы, делает весь процесс искусственны и бессмысленны для многих студентов, а также для преподавателей». [ 7 ]

В результате у многих студентов развивается отношение, похожее на отношение Эйлера:

«...проблемы, которые возникают естественным образом (т. е. из природы), действительно имеют решения, поэтому предположение о том, что в конечном итоге все наладится, подтверждается экспериментально без необходимости каких-либо доказательств существования. Предположим, что все в порядке, и если полученное решение работает, вы, вероятно, были правы, или, по крайней мере, достаточно правы... так зачем беспокоиться о деталях, которые появляются только в домашних заданиях?» [ 8 ]

Леманн рекомендует ответить на это возражение тем же примером, который был приведен Жаном-Шарлем Калле против трактовки Эйлером ряда Гранди. Эйлер рассматривал сумму как оценку при x = 1 геометрической прогрессии , давая сумму 1/2 . Однако Калле отметил, что вместо этого можно рассматривать ряд Гранди как оценку при x = 1 другого ряда, , давая сумму 2 / 3 . Леман утверждает, что такой противоречивый результат в интуитивных оценках может мотивировать необходимость строгих определений и внимания к деталям. [ 8 ]

Суммируемость

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Ряд 1 - 2 + 3 - 4 + 5 - 6 + 7 - 8 + ... ( до бесконечности) также расходится, но можно использовать некоторые методы для его суммирования до 1/4 . Это квадрат значения, которое большинство методов суммирования присваивают ряду Гранди, что вполне разумно, поскольку его можно рассматривать как произведение Коши двух копий ряда Гранди.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2609ccf00cdb55588ed4fcca527eaaf3__1724885340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/26/f3/2609ccf00cdb55588ed4fcca527eaaf3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Grandi's series - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)