Wechsler для взрослых интеллекта
Wechsler для взрослых интеллекта | |
---|---|
Синонимы | Вайс, Вискон |
ICD-9-CM | 94.01 |
Сетка | D014888 |
Шкала интеллекта для взрослых Wechsler ( WAIS ) - это тест IQ, предназначенный для измерения интеллекта и когнитивных способностей у взрослых и старших подростков. [ 1 ] Для детей в возрасте от 6 до 16 лет шкала интеллекта Wechsler для детей обычно используется (WISC).
Первоначальный WAIS (форма I) был опубликован в феврале 1955 года Дэвидом Векслером , главным психологом Bellevue Hospital (1932–1967) в Нью -Йорке, в качестве пересмотра шкалы разведки Wechsler -Bellevue, выпущенной в 1939 году. [ 2 ] В настоящее время он находится в своем четвертом издании ( WAIS-IV ), выпущенном в 2008 году Пирсоном , с пятым изданием ( WAIS-5), которое будет выпущено осенью 2024 года. Это наиболее широко используемый тест IQ, как для взрослых, так и для Пожилые подростки, в мире. [ 3 ] [ 4 ]
История
[ редактировать ]Был основан WAIS, чтобы познакомиться с пациентами Векслера в больнице Bellevue и по его определению интеллекта , которое он определил как «... глобальная способность человека действовать целенаправленно, размышлять и эффективно иметь дело со своей средой. " [ 5 ] Он полагал, что интеллект состоял из конкретных элементов, которые могли быть изолированы, определены и впоследствии измерены. Однако эти отдельные элементы не были полностью независимыми, но все были взаимосвязаны. Другими словами, его аргумент заключается в том, что общий интеллект состоит из различных конкретных и взаимосвязанных функций или элементов, которые можно измерить индивидуально. [ 6 ]
Эта теория сильно отличалась от теста на разведку Бинета-Симона , который в День Вэхслера, как правило, считался высшим авторитетом в отношении тестирования интеллекта. Красично пересмотренная новая версия шкалы Binet, выпущенная в 1937 году, получила большую критику со стороны Дэвида Векслера (после чего названа оригинальная шкала интеллекта Wechsler -Bellevue и современная шкала интеллекта для взрослых Векслера). [ 6 ]
- Wechsler был очень влиятельным защитником концепции неинтеллективных факторов, и он чувствовал, что шкала Binet 1937 года не выполняла хорошую работу по включению этих факторов в масштаб (неинтеллективные факторы-это переменные, которые способствуют общему баллу в Интеллект, но не состоит из предметов, связанных с интеллектом.
- Wechsler не согласился с идеей одного результата, которую дал тест Бинета. [ 6 ]
- Веклер утверждал, что элементы шкалы бинета не были действительными для тестирующих взрослых, потому что элементы были выбраны специально для использования с детьми. [ 6 ]
- «Акцент Binet Scale делается на скорости, с временными задачами, разбросанными по всей шкале, имели тенденцию к чрезмерному инвалидному пожилым людям». [ 6 ]
- Веклер полагал, что «нормы психического возраста явно не применяются к взрослым». [ 6 ]
- Веклер раскритиковал тогдашнюю существующую шкалу бинета, потому что «он не считал, что интеллектуальные результаты могут ухудшаться, когда человек стал старше». [ 6 ]
Эта критика теста на бинета 1937 года помогла создать шкалу Wechsler-Bellevue, выпущенную в 1939 году. Однако современный WAIS-IV противоречил многим из этих критических замечаний, включив единый общий балл, используя многочисленные задачи, сосредоточившись на интеллектуальном виде. предметы и другие способы. Несмотря на то, что эта шкала была пересмотрена (что привело к нынешнему WAIS-IV), многие из оригинальных концепций, за которые утверждал Векслер, стали стандартами в психологическом тестировании , включая концепцию масштаба точечного масштаба и концепцию масштаба производительности. [ 6 ]
Wechsler -Bellevue Intelligence Scale
[ редактировать ]Тесты Wechsler -Bellevue были инновационными в 1930 -х годах, потому что они:
- Собранные задачи, созданные для неклинических целей для введения в качестве «клинической тестовой батареи», [ 7 ]
- использовал концепцию точечной шкалы вместо возрастной шкалы и
- включал невербальную шкалу производительности. [ 8 ]
Концепция точечной шкалы
[ редактировать ]В бинете шкалы (до версии 1986 года элементы были сгруппированы в соответствии с возрастом. Каждый из этих возрастных уровней состоял из группы задач, которые могли быть переданы на две трети до трех четвертей людей на этом уровне. Это означало, что элементы не были организованы в соответствии с контентом. Кроме того, человек, сдающий тест на бинета, получит кредит только в том случае, если будет выполнено определенное количество задач. Это означало, что не хватает только одной задачи, необходимой для кредита, не привела к получению никакого кредита (например, если для получения кредита было необходимо пройти три из четырех задач, а затем передал два, не давая кредита). [ 6 ]
Концепция точечной шкалы значительно изменила способ, которым тестирование было проведено путем назначения кредитов или точек каждому элементу. Это имело два больших эффекта. Во -первых, это позволило сгруппировать элементы в соответствии с контентом. Во -вторых, участники смогли получить установленное количество баллов или кредитов за каждый пройденный пункт. [ 9 ] Результатом стал тест, который мог быть составлен из различных областей содержания (или подтестов) как общий балл, так и оценку для каждой области контента. В свою очередь, это позволило провести анализ способности человека в различных областях контента (в отличие от одного общего балла). [ 6 ]
Невербальная шкала производительности
[ редактировать ]Невербальная шкала производительности также была критической отличием от шкалы Бинета. Более ранняя шкала бинета была постоянно и последовательно критикована за его акцент на языке и словесных навыках. [ 6 ] Wechsler разработал целую шкалу, которая позволила измерять невербальный интеллект. Это стало известно как шкала производительности. Эта шкала требовала, чтобы субъект для активного дела что -то делал, например, копирование символов или указы на недостающие детали на картинке, а не просто отвечать на вопросы. Это было важным развитием, поскольку оно пыталось преодолеть предубеждения, которые были вызваны «языком, культурой и образованием». [ 6 ] Кроме того, эта шкала также предоставила возможность наблюдать за другим типом поведения, потому что требовалось что -то физическое. Клиницисты смогли наблюдать, как участник отреагировал на «более длительный интервал устойчивых усилий, концентрации и внимания», которые требовались задачи эффективности. [ 6 ]
Поскольку шкала Wechsler -Bellevue была первой, которая эффективно использовала шкалу производительности, она также ввела «возможность непосредственно сравнить словесный и невербальный интеллект человека». [ 6 ] Это было возможно, поскольку «результаты обеих шкал были выражены в сопоставимых единицах». [ 6 ] Шкала Бинета имела задачи по производительности, но они были ориентированы на детей младшего возраста. Wechsler-Bellevue также был уникальным тем, что были целые тесты, которые считались добавками или альтернативами, включая меры «производительности», такие как Международная шкала производительности Leiter. [ 6 ]
Вайс
[ редактировать ]Вайс был первоначально создан как пересмотр шкалы интеллекта Векслера -Белвью (WBIS), которая была батареей тестов, опубликованных Wechsler в 1939 году. такие как Роберта Йеркса программа испытаний и шкала Binet - Simon . Вайс был впервые выпущен в феврале 1955 года Дэвидом Векслером . Поскольку тесты Wechsler включали невербальные элементы (известные как шкалы производительности ), а также устные элементы для всех тестирующих, и потому что форма 1960 года разведки Стэнфорд-Бинет 1960 года была менее тщательно разработана, чем предыдущие версии, форма, форма, форма, форма, форма, форма, форма, форма, форма, форма, форма Я из Вайса превзошел тесты Стэнфорда - Бинет в популярности к 1960 -м годам. [ 2 ]
Wais-r
[ редактировать ]
WAIS-R, пересмотренная форма WAIS, была выпущена в 1981 году и состояла из шести словесных и пяти подтестов производительности. Вербальные тесты были: информация, понимание, арифметика, цифровой промежуток, сходство и словарный запас. Производительные подтесты были: расположение изображения, завершение изображения, дизайн блока, сборка объектов и символ цифры. Был получен вербальный IQ, IQ и полномасштабный IQ. [ 10 ]
Это пересмотренное издание не предоставило новые данные достоверности, но использовали данные из исходного WAIS; Однако были предоставлены новые нормы, тщательно стратифицированные. [ 10 ]
Wais-III
[ редактировать ]
WAIS-III, последующий пересмотр WAIS и WAIS-R, был выпущен в 1997 году. Он предоставил оценки для словесного IQ, IQ производительности и полномасштабного IQ, а также четыре вторичных индекса (устное понимание, рабочая память, восприятие Организация и скорость обработки). Некоторые новые участники третьего издания наиболее часто используемого теста интеллектуальных способностей включают Хсин -Ий Чен, Луиза О'Доннелл, Марк Ледбеттер, Дэвид Тулски и Цзяньджун Чжу. [ 11 ]
Вербальный IQ (VIQ)
[ редактировать ]Включали семь тестов и предоставлены два суб-индам; устное понимание и рабочая память .
Индекс устного понимания (VCI) включал следующие тесты:
- Информация
- Сходства
- Словарный запас
Индекс рабочей памяти (WMI) включен:
- Арифметика
- Digit Span
- Письмо-номера-секвенирование
Подтесты (ы) не включены в суб-индейки:
- Понимание
Дополнительный подтестный (ы) (только для использования только для общей оценки индекса VIQ и указанного суб-индекса):
- Письмо-номера-секвенирование
Performance IQ (PIQ)
[ редактировать ]Включали шесть тестов, а также предоставили два суб-индам; Организация восприятия и скорость обработки.
Индекс организации восприятия (POI) включал:
- Блок -дизайн
- Матрица рассуждения
- Завершение картины
Индекс скорости обработки (PSI) включен:
- Цифровой символ кодировки
- Поиск символов
Подтесты (ы) не включены в суб-индейки:
- Расположение картин
Дополнительные подтесты (только для использования только для общей оценки индекса PIQ и указанного суб-индекса):
- Объект сборка
- Поиск символов
Wais-IV
[ редактировать ]В этом разделе нужны дополнительные цитаты для проверки . ( Ноябрь 2016 ) |

Текущая версия теста, WAIS-IV, которая была выпущена в 2008 году, состоит из 10 основных подтестов и пяти дополнительных подтестов, при этом 10-ядерные подтесты дают масштабированные оценки, которые суммируют, чтобы получить полномасштабный IQ. С WAIS-IV оценки IQ устной/производительности из предыдущих версий были удалены и заменены показателями индекса. Был включен общий индекс способностей (GAI), который состоит из сходств, словарных и информационных подтестов из индекса устного понимания и подтестов по дизайну блоков, матричных рассуждений и визуальных головоломок из индекса восприятия . GAI клинически полезен, потому что он может использоваться в качестве меры когнитивных способностей, которые менее уязвимы для нарушений скорости обработки и рабочей памяти . В этой версии интеллекта есть несколько заметных функций, которые делают его уникальным из предыдущих версий. Некоторые из этих изменений включают в себя удаление расположения изображений, сборки объектов, лабиринтов, словесного IQ и производительности IQ и добавление пяти подтестов, которые подчеркивают рассуждение и/или рабочую память. [ 3 ]
Индексные оценки и масштабы
[ редактировать ]Существует четыре показателя индекса, представляющих основные компоненты интеллекта: [ 3 ]
- Вербальный индекс понимания (VCI)
- Индекс восприятия рассуждения (PRI)
- Индекс рабочей памяти (WMI)
- Индекс скорости обработки (PSI)
Также могут быть получены две широкие оценки, которые можно использовать для суммирования общих интеллектуальных способностей:
- Полный IQ (FSIQ), основанный на общей комбинированной производительности VCI, PRI, WMI и PSI. WAIS-IV может генерировать FSIQ в диапазоне от 40 до 160.
- Общий индекс способности (GAI), основанный только на шести подтестах, которые составляют VCI и PRI; Он предназначен для того, чтобы изобразить снимок общего интеллекта, который меньше влияет на рабочую память и требования к скорости обработки.
Индекс | Подтест | Основной? | Описание | Предлагаемые способности измерены |
---|---|---|---|---|
Устное понимание | Сходства | ![]() |
Опишите, как два слова или понятия похожи. | Абстрактные устные рассуждения; Семантические знания |
Словарный запас | ![]() |
Назовите объекты в картинках или определяют слова, представленные им. | Семантическое знание; устное понимание и выражение | |
Информация | ![]() |
Общие вопросы знаний | Степень общей информации, полученной из культуры | |
Понимание | ![]() |
Вопросы о социальных ситуациях или общих концепциях. | Способность выражать абстрактные социальные соглашения, правила и выражения | |
Восприятие рассуждения | Блок -дизайн | ![]() |
Соберите красные и белые блоки в шаблоне в соответствии с отображаемой моделью. Это время, и некоторые из наиболее сложных бонусов за головоломки за скорость. | Визуальная пространственная обработка и решение проблем; Визуальная моторная конструкция |
Матрица рассуждения | ![]() |
Посмотрите на массив изображений с одним недостающим квадратом и выберите изображение, которое подходит для массива из пяти вариантов. | Невербальное абстрактное решение проблем, индуктивные рассуждения | |
Визуальные головоломки | ![]() |
Посмотреть загадку в книге стимула и выберите из частей, из которых три могут построить головоломку | Визуальные пространственные рассуждения | |
Завершение картины | ![]() |
Выберите отсутствующую часть изображения | Способность быстро воспринимать визуальные детали | |
Веса фигуры | ![]() |
Посмотреть книгу стимула, которая изображает формы в масштабе (или масштабах) с одной пустой стороной и выберите выбор, который сохраняет сбалансированные шкалы | Количественные рассуждения | |
Рабочая память | Digit Span | ![]() |
Слушайте последовательности чисел устно и повторяйте их, как слышно, в обратном порядке и в порядке возрастания. | Рабочая память, внимание, кодирование, слуховая обработка |
Арифметика | ![]() |
Перорально управляемые арифметические задачи слов. Временный. | Количественные рассуждения, концентрация, умственная манипуляция | |
Секвенирование букв | ![]() |
Вспомните серию чисел в растущем порядке и буквах в алфавитном порядке. | Рабочая память, внимание, ментальный контроль | |
Скорость обработки | Поиск символов | ![]() |
Просмотреть ряды символов и символов -мишени и отметьте, появляются ли целевые символы в каждом ряду. | Скорость обработки |
Кодирование | ![]() |
Протекайте код цифр-символа, используя ключ. Задача ограничена. | Скорость обработки, ассоциативная память, скорость графомотора | |
Отмена | ![]() |
Сканирование форм и отметьте определенные формы цели в течение ограниченного количества времени | Скорость обработки |
Стандартизация
[ редактировать ]WAIS-IV был стандартизирован на выборке из 2200 человек в Соединенных Штатах в возрасте от 16 до 90. [ 12 ] Демографические характеристики выборки были смоделированы после пропорций различных групп в анализе данных из Бюро переписей США . Расширение стандартизации было проведено с 688 канадцами в том же возрасте.
Вайс-5
[ редактировать ]Пятое издание шкалы интеллекта для взрослых Векслера должно быть выпущено в конце 2024 года. Нормативные данные были собраны в 2023–24 гг. На обрабатывающей обработке, отражающей перепись США, которая была связана по шкале памяти Wechsler: пятое издание.
WAIS-5 представляет несколько новых подтестов, особенно в домене рабочей памяти, с секвенированием цифр и запусками цифр, которые теперь являются основными подтестами, которые составляют индекс рабочей памяти. Digit Span Forward, Digit Span назад и секвенирование букв также может использоваться для построения расширенного индекса рабочей памяти.
Индекс восприятия рассуждений был разделен на визуальную пространственную способность (дизайн блоков, визуальные головоломки) и плавные рассуждения (рассуждения матрицы, веса фигуры). Также были введены комплементарные подтестные по подтестам, а также дополнительное количество скорости именования, а также дополнительное количество скорости именования скорости обработки, которое первоначально было показано в WISC-V.
Полный коэффициент интеллекта в настоящее время генерируется только из семи подтестов (сходство, словарный запас, дизайн блока, рассуждения матрицы, веса фигуры, секвенирование цифр, кодирование), аналогично WISC-V. Пятнадцать показателей вспомогательного индекса, включая общий индекс способностей, также присутствуют.
Ожидается, что администрация будет короче, чем WAIS-IV, особенно для тех, кто подозревается как интеллектуально одаренные. Тест может быть проведен в классическом физическом формате или на цифровой платформе. [ 13 ]
Возрастной диапазон и используют
[ редактировать ]Мера WAIS-IV приемлема для использования с людьми в возрасте 16–90 лет. Для людей младше 16 лет дошкольные и первичные масштабы интеллекта (WPPSI, 2,5–7 лет, 7 месяцев) и шкала интеллекта Wechsler для детей (WISC, 6–16 лет). [ 14 ]
Интеллектуальные тесты могут использоваться для оценки уровня когнитивного функционирования у людей с психическими заболеваниями или травмой головного мозга. Психологи и нейропсихологи реабилитации используют нейропсихологические тесты (включая WAIS-IV), чтобы оценить, как мозг человека функционирует после его повреждения. Конкретные подтесты могут дать представление о конкретных когнитивных функциях; Например, подтест цифр может быть использован для поиска трудностей с вниманием. [ 14 ]
Тесты Wechsler также могут быть использованы для выявления интеллектуальной одаренности и обычно принимаются в качестве квалифицированных доказательств для общества с высоким уровнем IQ , таких как Mensa , Intertel и Общество Triple Dine . [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ]
Внутри
[ редактировать ]Сокращенная шкала интеллекта Wechsler-2-е издание (WASI-II)-это короткий психологический тест, который был разработан в 2011 году Пирсоном для оценки интеллектуального функционирования за более короткий период времени, чем WAIS-IV. [ 18 ] В WASI-II есть только 4 подтеста: дизайн блока, словарный запас, сходство и матричные рассуждения, по сравнению с 10 основными подтестами, которые присутствуют в WAIS-IV. Эти 4 подтеста имеют ту же структуру, что и подтесты с аналогичным названием на WAIS-IV, но имеют разные вопросы.
WASI-II может получить 4 композитных балла из комбинации 4 подтестов. Вербальный индекс понимания (VCI) может быть получен из необработанных баллов по словарному запасу и подтестам сходства. Индекс рассуждений восприятия (PRI) может быть получен из необработанных баллов по подтестам матрицы и конструкции блоков. Полный IQ-2 (FSIQ-2) может быть получен из необработанных баллов по подтестам матрицы и словарного запаса, в то время как полномасштабный IQ-4 (FSIQ-4) может быть получен из необработанных результатов на всех 4 подтестах.
Подтесты WASI-II, сгруппированные по индексу
Индекс | Подтест | Описание | Предлагаемые способности измерены |
---|---|---|---|
Устное понимание | Сходства | Опишите, как два слова или понятия похожи. | Абстрактные устные рассуждения; Семантические знания |
Словарный запас | Назовите объекты в картинках или определяют слова, представленные им. | Семантическое знание; устное понимание и выражение | |
Восприятие рассуждения | Блок -дизайн | Соберите красные и белые блоки в шаблоне в соответствии с отображаемой моделью. Это время, и некоторые из наиболее сложных бонусов за головоломки за скорость. | Визуальная пространственная обработка и решение проблем; Визуальная моторная конструкция |
Матрица рассуждения | Посмотрите на массив изображений с одним недостающим квадратом и выберите изображение, которое подходит для массива из пяти вариантов. | Невербальное абстрактное решение проблем, индуктивные рассуждения |
Смотрите также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кауфман, Алан С .; Лихтенбергер, Элизабет (2006). Оценка интеллекта для подростков и взрослых (3 -е изд.). Хобокен (Нью -Джерси): Уайли. ISBN 978-0-471-73553-3 .
- ^ Jump up to: а беременный Кауфман, Алан С .; Лихтенбергер, Элизабет (2006). Оценка интеллекта для подростков и взрослых (3 -е изд.). Хобокен (Нью -Джерси): Уайли. п. 7. ISBN 978-0-471-73553-3 .
- ^ Jump up to: а беременный в Кауфман, Алан С.; Фланаган, Дон П.; Альфонсо, Винсент С.; Масколо, Дженнифер Т. (сентябрь 2006 г.). «Обзор испытаний: Шкала разведки Wechsler для детей, четвертое издание (WISC-IV)» . Журнал психообразовательной оценки . 24 (3): 278–295. doi : 10.1177/0734282906288389 . ISSN 0734-2829 .
- ^ "Wechsler для взрослых масштабов интеллекта | Пятое издание" . www.pearsonassessments.com . Получено 6 февраля 2024 года .
- ^ Wechsler, David (1939). Измерение интеллекта для взрослых . Балтимор (MD): Williams & Witkins. п. 229
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л м не а п Каплан, RM; Saccuzzo, DP (2010). Психологическое тестирование: принципы, приложения и проблемы (8 -е изд.). Белмонт, Калифорния: Уодсворт, Cengage Learning.
- ^ Кауфман, Алан С .; Лихтенбергер, Элизабет (2006). Оценка интеллекта для подростков и взрослых (3 -е изд.). Хобокен (Нью -Джерси): Уайли. п. 6. ISBN 978-0-471-73553-3 .
- ^ Кауфман, Алан С. (2009). IQ тестирование 101 . Нью -Йорк: Springer Publishing. п. 112. ISBN 978-0-8261-0629-2 . Саттлер, Джером М. (2008). Оценка детей: когнитивные основы . La Mesa (CA): Джером М. Саттлер, издатель. Внутри задней крышки. ISBN 978-0-9702671-4-6 .
- ^ Каплан, RM; Saccuzzo, DP (2009). Психологическое тестирование: принципы, приложения и проблемы (7 -е изд.). Белмонт, Калифорния: Уодсворт.
- ^ Jump up to: а беременный «Шкала интеллекта взрослых Векслера - зарегистрирована» . Список тестов, доступных в библиотеке тестирования CPS . Центр психологических исследований в Новом Юго -Восточном университете . Получено 31 марта 2009 года .
- ^ Сильва, Пауло Гр; Huijsing, Johan H., eds. (2008), «Введение» , ADC с высоким разрешением σΔ ADC для автомобильных радиоприемников , аналоговых схем и обработки сигналов, Dordrecht: Springer Netherlands, стр. 1–9, doi : 10.1007/978-1-4020-8164 -4_1 , ISBN 978-1-4020-8164-4 , Получено 3 декабря 2023 г.
- ^ «Шкала интеллекта для взрослых Wechsler, четвертое издание теперь доступно от Pearson» (пресс -релиз). Пирсон. 28 августа 2008 г. Получено 20 марта 2012 года .
- ^ «Обзорная брошюра WAIS-5» (PDF) . Пирсон . Получено 18 апреля 2024 года .
- ^ Jump up to: а беременный «Психологическое тестирование: шкала интеллекта взрослых Wechsler» . Mentalhelp.net . 17 марта 2019 года . Получено 23 декабря 2020 года .
- ^ «Квалификационные результаты» . Американская Менса . Получено 25 апреля 2021 года .
- ^ «Intertel - присоединяйтесь к нам» . www.intertel-iq.org . Получено 25 апреля 2021 года .
- ^ "Тестовые результаты" . www.triplenine.org . Получено 25 апреля 2021 года .
- ^ Уэшлер, Дэвид (2011). «Обзор сокращенной шкалы интеллекта Wechsler, второе издание (WASI-II)» . Журнал психообразовательной оценки . 31 (3): 337–341. doi : 10.1177/0734282912467756 . S2CID 146832097 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Матараццо, Джозеф Д. (1972). Измерение и оценка Векслера и оценка интеллекта для взрослых (5 -е и увеличенное изд.). Балтимор: Уильямс и Виткинс.
- RD Savage (апрель 1974 г.). «Измерение и оценка Векслера и оценка интеллекта для взрослых, 5 -е изд» . Британский журнал промышленной медицины (обзор). 31 (2): 169. PMC 1009574 .
- Wechsler, David (1939). Измерение интеллекта для взрослых . Балтимор (MD): Williams & Witkins.
- Веклер, Дэвид (1958). Измерение и оценка интеллекта для взрослых (4 -е изд.). Балтимор (MD): Williams & Witkins . Получено 4 июня 2013 года .
- Вайс, Лоуренс Г.; Саклофске, Дональд Х.; Коссон, Дайан; Raiford, Susan, Eds. (2010). WAIS-IV Клиническое использование и интерпретация: перспективы ученого-практика . Практические ресурсы для специалиста по психическому здоровью. Алан С. Кауфман (предисловие). Амстердам: академическая пресса. ISBN 978-0-12-375035-8 .