Митра-Варуна (индоевропейский)
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( февраль 2023 г. ) |
Митра-Варуна | |
---|---|
Доброжелательный и агрессивный суверенитет | |
Член трех функций | |
![]() Янус - подобное двойное божество, которое может быть связано | |
Этническая группа | Протоиндоевропейцы |
Эквиваленты | |
Греческий эквивалент | Зевс †- Уран †имеет больше элементов Dyēus |
Индуистский эквивалент | Митра-Варуна |
Скандинавский эквивалент | Тир †- Один †имя происходит от Dyēus |
Римский эквивалент | Сцевола - Коклес , Янус ? |
Ирландский эквивалент | Нуада - Луг |
Митра-Варуна — предполагаемое божество или диада божеств, предположительно существовавших в протоиндоевропейской религии и мифологии. Впервые предложенный Жоржем Дюмезилем , он считал, что она состоит из двух отдельных элементов – Митры и Варуны – эта божественная пара представляет разные аспекты суверенитета: Митра олицетворяет разум, порядок и доброжелательность, а Варуна символизирует насилие, тьму и вдохновение. . [ 1 ]
Впервые диада была реконструирована как таковая Жоржем Дюмезилем в его эссе «Митра-Варуна». [ 1 ] Реконструкция связана с его трехфункциональной гипотезой . Каждый из них представляет разные стороны своей концепции суверенитета. [ 1 ]
Варуна рассматривается как связующий, а Митра – как развязывающий. Предполагается, что две римские формы долга Mutuum - Nexum произошли от каждой из них соответственно и отражают формы долга, восходящие к протоиндоевропейцам. [ 1 ]
Дюмезиль предлагает аналогию с инь и ян, обеспечивая полезную основу для понимания диалектики Митры-Варуны. Митру можно рассматривать как свет, а Варуну как тьму. [ 1 ]
Варуна бешеный и агрессивный, «ужасный властелин», который стоит на первом месте, а Митра — медлительный, величественный владыка. [ 1 ]
Митра представляет суверена в его разумном аспекте, светлого, упорядоченного, спокойного, доброжелательного и священнического. Варуна, с другой стороны, представляет правителя в его атакующем аспекте, темного, вдохновенного, жестокого, ужасного и воинственного. Некоторые выражения, которые отождествляют «этот мир» с Митрой и «другой мир» с Варуной, были предметом множества комментариев и могут быть поняты в этом контексте. [ 1 ]
Представление о Митре как о брахмане и о Варуне как о царе Гандхарвов является особенно показательной формулой. Гандхарвы обычно живут в своем собственном таинственном мире, за пределами тьмы, в которую Индра поразил единственного Гандхарву ради высшего блага брахмана. В легенде о Варуне в трагический момент вмешиваются гандхарвы, чтобы восстановить его утраченную мужественность с помощью магии. траву, так же, как первые Луперки положили конец бесплодию женщин, которых похитил Ромул. [ 1 ]
Ведическая диада Митра-Варуна. [ 2 ] Дюмезиль полагает, что он произошел от этой первоначальной диады.
Диада была упомянута в договоре Митанни, поддерживающем гипотезу об индоарийской суперстрате в Митанни . [ 3 ]
Священство
[ редактировать ]Царь как первосвященник должен был быть центральной фигурой в установлении благоприятных отношений с потусторонним миром. [ 4 ] Жорж Дюмезиль предположил, что религиозная функция представлена двойственностью: одна отражает магико-религиозную природу жречества, а другая связана с религиозными санкциями по отношению к человеческому обществу (особенно контрактам). Эта теория подтверждается общими чертами в иранской, римской, Скандинавские и кельтские традиции. [ 4 ]
Дюмезиль предполагает, что существовало два диалектических жречества: *bhelgh-men- ( фламены / брахманы ) и *g. в хе(н)дх-рво-( гандарвас ) [ 1 ]
Он предлагает многие черты их и их практик, такие как гандарвы, связанные с верховой ездой, и запрет на фламен. [ 1 ]
Ромул был связан с Гандарвами, а Нума Помпилиус — с фламенами. [ 1 ] При этом и в Ромуле, и в Реме были элементы Йемо, а в Нуме и Ромуле были элементы Ману.
Ману и Йемо станут первым фламеном и первой гандарвой соответственно.
Контракты
[ редактировать ]В 1907 году лингвист Антуан Мейе предложил революционную теорию, согласно которой Митру следует интерпретировать как олицетворение контрактов. Эта теория была основана на лингвистических и социологических данных и получила широкое признание учёных того времени. Однако в последующие годы концепция контракта развивалась, и стало ясно, что понятия юридического контракта и эмоциональной дружбы на самом деле представляют собой два разных значения, оба из которых произошли от более ранней, более сложной концепции. [ 1 ]
Теория Митры как бога договоров также оспаривалась учеными, которые выступали за натуралистическую интерпретацию индоиранской мифологии. Тем не менее, теория Мейе остается актуальной и важной для изучения индоиранской культуры и религии. [ 1 ]
Одна из самых влиятельных интерпретаций Варуны была предложена французским ученым Морисом Блумфилдом , который видел в Варуне устрашающего бога, обладающего силой создавать и изменять формы и контролировать законы природы. Блумфилд сравнил Варуну с греческим богом Ураном , который также был известен своим тираническим и необузданным характером. [ 1 ]
Другой важный аспект характера Варуны — его связь с человеческими жертвоприношениями , как ритуальными, так и мифическими. Этот аспект его характера был предметом многочисленных научных дискуссий: некоторые ученые утверждают, что он отражает жестокий и жестокий характер ранних индоиранских обществ, в то время как другие видят в нем символическое представление космического порядка. [ 1 ]
В своей работе «Доктрина жертвоприношения» французский ученый Сильвен Леви отметил отрывок из Сатапатха-брахмана, в котором Митра и Варуна противопоставляются разуму и воле, решению и действию, а также убывающей и растущей луне. Леви утверждает, что несоответствие между интерпретациями этих отрывков доказывает, что они являются продуктом воображения, но, тем не менее, они дают превосходное определение двух разных способов рассмотрения мира и управления им. [ 1 ]
Связывание зла
[ редактировать ]Яан Пухвел отмечает сходство между скандинавским мифом, в котором бог Тир вставляет руку в пасть волка Фенрира , в то время как другие боги связывают его Глейпниром , но Фенрир откусывает руку Тира, когда обнаруживает, что не может разорвать свои путы, и Иранский миф, в котором Джамшид спасает труп своего брата из недр Аримана , протянув руку к анусу Аримана и потянув вытащил труп своего брата только для того, чтобы его рука заразилась проказой . [ 5 ] В обоих случаях авторитетная фигура заставляет злое существо подчиниться, вставляя свою руку в отверстие существа (в случае Фенрира — в рот, в случае Аримана — в анус) и теряя или повреждая его. [ 5 ] Фенрир и Ариман выполняют разные роли в своих мифологических традициях и вряд ли являются остатками протоиндоевропейского «злого бога»; тем не менее ясно, что «связывающий миф» имеет протоиндоевропейское происхождение. [ 6 ] Жорж Дюмезиль считает это распространенным мифом о Митре, контрастирующим с мифом о потере глаза Варуны. [ 1 ]
День и ночь
[ редактировать ]Другие «связанные понятия», связывающие Митру и Варуну в индийской религиозной мысли, включают Митру как день и Варуну как ночь, Митру как правого и Варуну как левого (в соответствии с представлением о правых как о сильной или справедливой стороне). и Митра берет то, что было хорошо принесено в жертву, чтобы вознаградить, а Варуна берет то, что было плохо принесено в жертву, чтобы наказать. Эти выражения определяют гомологичные точки на двух уровнях понимания, которые можно распознать в таких фигурах, как Нума и Ромул, в римской религиозной мысли. [ 1 ]
В более ранней модели Жоржа Дюмезиля [ 7 ] и С.К. Сенхаве предложили *Worunos или *Werunos (также одноименного бога в реконструированном диалоге « Король и бог» ) как ночное небо и доброжелательный аналог Dyēws, с возможными родственниками в греческом языке Ouranos и ведическом Varuna , от корня PIE *woru. - («охватить, покрыть»). Ворунос, возможно, олицетворял небесный свод или обитал в ночном небе. И в греческой, и в ведической поэзии Уран и Варуна изображаются «широкосмотрящими», связывающими или хватающими свои жертвы, а также имеющими или являющимися небесным «местом». [ 8 ] Хотя многие говорили, что этимология несостоятельна. [ 9 ] В космологической модели трех неба небесные явления, соединяющие ночное и дневное небо, олицетворяются «связывающим богом»: греческим Кроносом , переходным божеством между Ураном и Зевсом в « , » Гесиода Теогонии индийским Савитром , связанным с восход и заход солнца в Ведах , а также римский Сатурн , праздник которого отмечал период, непосредственно предшествующий зимнему солнцестоянию. . [ 10 ] [ 11 ]
В космологической модели, предложенной Жаном Одри , протоиндоевропейское небо состоит из трех «небес» (дневного, ночного и лиминального), вращающихся вокруг оси мира , каждое из которых имеет своих божеств, социальные ассоциации и цвета (белый, темный и темный). и красный соответственно). Божества дневного неба не могли выйти за пределы области ночного неба, населенного собственными богами и духами мертвых. Например, Зевс не может распространить свою власть на ночное небо в «Илиаде» . В этом видении пороговое или переходное небо олицетворяет врата или границу ( рассвет и сумерки ), связывающие два других небеса. [ 12 ] [ 13 ]
Переписка
[ редактировать ]Культура | Митра | Варуна |
---|---|---|
Скандинавская мифология | Тир | Odin |
Ирландская мифология | Нуада | Луг |
Римская мифология | Гай Муций Сцевола | Гораций Коклес |
Индуистская мифология | Митра | Варуна |
Греческая мифология | Зевс | Уран |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Митра-Варуна Жорж Дюмезиль
- ^ СС Гупта (2013). Исследование божеств Ригведы . Публикации Абхинава. п. 44.
- ^ Тиме, Пол (1960). «Арийские» боги Митаннийских договоров» . Журнал Американского восточного общества . 80 (4): 301–317. дои : 10.2307/595878 . ISSN 0003-0279 . JSTOR 595878 .
- ^ Перейти обратно: а б Мэллори и Адамс 1997 , с. 452–453.
- ^ Перейти обратно: а б Пухвель 1987 , с. 119.
- ^ Пухвель 1987 , стр. 119–120.
- ^ Жорж Дюмезиль, Уран-Варуна - Очерк сравнительной индоевропейской мифологии (Париж: GP Maisonneuve, 1934).
- ^ Джексон 2002 , с. 72–74.
- ^ Бикс 2009 , с. 1128–1129.
- ^ Мэллори и Адамс 1997 , с. 290.
- ^ Одри 1987 , с. 72.
- ^ Мэллори и Адамс 1997 , с. 131.
- ^ Одри 1987 .
Библиография
[ редактировать ]- Энтони, Дэвид В. (2007). Лошадь, колесо и язык: как всадники бронзового века из евразийских степей сформировали современный мир . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-1400831104 .
- Энтони, Дэвид В.; Браун, Доркас Р. (2019). «Жертвоприношения собак в середине зимы позднего бронзового века и посвящения воинов в Красносамарском, Россия». В Ольсене, Биргит А.; Оландер, Томас; Кристиансен, Кристиан (ред.). По следам индоевропейцев: новые данные археологии и исторической лингвистики . Книги Оксбоу. ISBN 978-1-78925-273-6 .
- Арвидссон, Стефан (2006). Арийские идолы: индоевропейская мифология как идеология и наука . Издательство Чикагского университета. ISBN 0-226-02860-7 .
- Бикс, Роберт С.П. (2009). Этимологический словарь греческого языка . Брилл. ISBN 978-90-04-32186-1 .
- Бикс, Роберт С.П. (2011). Сравнительная индоевропейская лингвистика: Введение . Издательство Джона Бенджамина. ISBN 9789027211859 .
- Бенвенист, Эмиль (1973). Индоевропейский язык и общество . Перевод Палмер, Элизабет. Корал-Гейблс, Флорида: Университет Майами Пресс. ISBN 978-0-87024-250-2 .
- Буркерт, Уолтер (1985). Греческая религия . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 0-674-36281-0 .
- Деламар, Ксавье (2003). Словарь галльского языка: лингвистический подход к континентальному старокельтскому языку (на французском языке). Блуждание. ISBN 9782877723695 .
- Дерксен, Рик (2008). Этимологический словарь славянской наследственной лексики . Брилл. ISBN 9789004155046 .
- Дюмезиль, Жорж (1966). Архаическая римская религия: с приложением о религии этрусков (изд. 1996 г.). Издательство Университета Джонса Хопкинса. ISBN 978-0-8018-5482-8 .
- Дюмезиль, Жорж (1986). Миф и эпос: Идеология трёх функций в эпосе индоевропейских народов (на французском языке). Галлимар. ISBN 978-2-07-026961-7 .
- Фортсон, Бенджамин В. (2004). Индоевропейский язык и культура . Издательство Блэквелл. ISBN 1-4051-0316-7 .
- Гамкрелидзе Томас Владимирович ; Иванов, Вячеслав Васильевич (1995). Зима, Вернер (ред.). Индоевропейцы и индоевропейцы: реконструкция и исторический анализ протоязыка и протокультуры . Тенденции в лингвистике: исследования и монографии 80. Берлин: М. Де Грюйтер.
- Одри, Жан (1987). Космическая религия индоевропейцев (на французском языке). Ковчег. ISBN 978-2-251-35352-4 .
- Джексон, Питер (2002). «Свет далеких звездочек. К описанию индоевропейского религиозного наследия». Нумен . 49 (1): 61–102. дои : 10.1163/15685270252772777 . JSTOR 3270472 .
- Якобсон, Роман (1985). «Лингвистические свидетельства в сравнительной мифологии». У Стивена Руди (ред.). Роман Якобсон: Избранные сочинения . Том. VII: Вклад в сравнительную мифологию: исследования в области лингвистики и филологии, 1972–1982 гг. Вальтер де Грюйтер. ISBN 9783110855463 .
- Куркджян, Ваган М. (1958). «История Армении: Глава XXXIV» . Пенелопа . Чикагский университет . Проверено 6 апреля 2017 г.
- Лиминг, Дэвид А. (2009). Мифы о сотворении мира: Энциклопедия . Том. 1. АВС-КЛИО. ISBN 9781598841749 .
- Литтлтон, К. Скотт (1982). «От меча в земле к мечу в камне: возможное отражение алано-сарматского обряда перехода в артуровскую традицию». В Поломе, Эдгар К. (ред.). Посвящение Жоржу Дюмезилю . Журнал индоевропейских исследований, Институт изучения человека. стр. 53–68. ISBN 9780941694285 .
- Линкольн, Брюс (ноябрь 1975 г.). «Индоевропейский миф о творении». История религий . 15 (2): 121–145. дои : 10.1086/462739 . S2CID 162101898 .
- Линкольн, Брюс (август 1976 г.). «Индоевропейский миф о скотоводстве». История религий . 16 (1): 42–65. дои : 10.1086/462755 . JSTOR 1062296 . S2CID 162286120 .
- Линкольн, Брюс (1991). Смерть, война и жертвоприношение: исследования идеологии и практики . Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0226482002 .
- Мэллори, Джеймс П. (1991). В поисках индоевропейцев . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-27616-7 .
- Мэллори, Джеймс П .; Адамс, Дуглас К. (1997). Энциклопедия индоевропейской культуры . Лондон: Рутледж. ISBN 978-1-884964-98-5 .
- Мэллори, Джеймс П.; Адамс, Дуглас К. (2006). Оксфордское введение в протоиндоевропейский и протоиндоевропейский мир . Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-929668-2 .
- Матасович, Ранко (2009). Этимологический словарь протокельтского языка . Брилл. ISBN 9789004173361 .
- Парпола, Аско (2015). Корни индуизма: ранние арийцы и цивилизация Инда . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780190226923 .
- Поломе, Эдгар К. (1986). «История германских космогонических мифов». В Бродяном, Бела; Креммельбейн, Томас (ред.). Германские диалекты: лингвистические и филологические исследования . Издательство Джона Бенджамина. ISBN 978-90-272-7946-0 .
- Пухвель, Яан (1987). Сравнительная мифология . Балтимор, Мэриленд: Издательство Университета Джонса Хопкинса. ISBN 978-0-8018-3938-2 .
- Ренфрю, Колин (1987). Археология и язык. Загадка индоевропейского происхождения . Лондон: Джонатан Кейп. ISBN 978-0-521-35432-5 .
- Телегрин, Д. Я.; Мэллори, Джеймс П. (1994). Антропоморфные стелы Украины: ранняя иконография индоевропейцев . Серия монографий журнала индоевропейских исследований. Том. 11. Вашингтон, округ Колумбия, США: Институт изучения человека. ISBN 978-0941694452 .
- Тирта, Марк (2004). Петрит Бежани (ред.). Мифология албанцев (на албанском языке). Тирана: Учитель. ISBN 99927-938-9-9 .
- Треймер, Карл (1971). «О переосмыслении иллирийского мира богов и их значения для южнославянской филологии». В Хенрике Бариче (ред.). Архив за арбанаской стариной, езиком и этнологией . Том ИР Трофеник. стр. 27–33.
- Уоткинс, Калверт (1995). Как убить дракона: аспекты индоевропейской поэтики . Лондон: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-514413-0 .
- Уэст, Мартин Л. (2007). Индоевропейская поэзия и миф . Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-928075-9 .
- Зима, Вернер (2003). Язык во времени и пространстве . Берлин, Германия: Вальтер де Грюйтер. ISBN 978-3-11-017648-3 .
- Витцель, Майкл (2012). Истоки мировых мифологий . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-981285-1 .
- Йорк, Майкл (1988). «Ромул и Рем, Марс и Квирин». Журнал индоевропейских исследований . 16 (1–2): 153–172. ISSN 0092-2323 .