Jump to content

Митра-Варуна (индоевропейский)

Митра-Варуна
Доброжелательный и агрессивный суверенитет
Член трех функций
Янус - подобное двойное божество, которое может быть связано
Этническая группа Протоиндоевропейцы
Эквиваленты
Греческий эквивалент Зевс †- Уран †имеет больше элементов Dyēus
Индуистский эквивалент Митра-Варуна
Скандинавский эквивалент Тир †- Один †имя происходит от Dyēus
Римский эквивалент Сцевола - Коклес , Янус ?
Ирландский эквивалент Нуада - Луг

Митра-Варуна — предполагаемое божество или диада божеств, предположительно существовавших в протоиндоевропейской религии и мифологии. Впервые предложенный Жоржем Дюмезилем , он считал, что она состоит из двух отдельных элементов – Митры и Варуны – эта божественная пара представляет разные аспекты суверенитета: Митра олицетворяет разум, порядок и доброжелательность, а Варуна символизирует насилие, тьму и вдохновение. . [ 1 ]

Впервые диада была реконструирована как таковая Жоржем Дюмезилем в его эссе «Митра-Варуна». [ 1 ] Реконструкция связана с его трехфункциональной гипотезой . Каждый из них представляет разные стороны своей концепции суверенитета. [ 1 ]

Варуна рассматривается как связующий, а Митра – как развязывающий. Предполагается, что две римские формы долга Mutuum - Nexum произошли от каждой из них соответственно и отражают формы долга, восходящие к протоиндоевропейцам. [ 1 ]

Дюмезиль предлагает аналогию с инь и ян, обеспечивая полезную основу для понимания диалектики Митры-Варуны. Митру можно рассматривать как свет, а Варуну как тьму. [ 1 ]

Варуна бешеный и агрессивный, «ужасный властелин», который стоит на первом месте, а Митра — медлительный, величественный владыка. [ 1 ]

Митра представляет суверена в его разумном аспекте, светлого, упорядоченного, спокойного, доброжелательного и священнического. Варуна, с другой стороны, представляет правителя в его атакующем аспекте, темного, вдохновенного, жестокого, ужасного и воинственного. Некоторые выражения, которые отождествляют «этот мир» с Митрой и «другой мир» с Варуной, были предметом множества комментариев и могут быть поняты в этом контексте. [ 1 ]

Представление о Митре как о брахмане и о Варуне как о царе Гандхарвов является особенно показательной формулой. Гандхарвы обычно живут в своем собственном таинственном мире, за пределами тьмы, в которую Индра поразил единственного Гандхарву ради высшего блага брахмана. В легенде о Варуне в трагический момент вмешиваются гандхарвы, чтобы восстановить его утраченную мужественность с помощью магии. траву, так же, как первые Луперки положили конец бесплодию женщин, которых похитил Ромул. [ 1 ]

Ведическая диада Митра-Варуна. [ 2 ] Дюмезиль полагает, что он произошел от этой первоначальной диады.

Диада была упомянута в договоре Митанни, поддерживающем гипотезу об индоарийской суперстрате в Митанни . [ 3 ]

Священство

[ редактировать ]

Царь как первосвященник должен был быть центральной фигурой в установлении благоприятных отношений с потусторонним миром. [ 4 ] Жорж Дюмезиль предположил, что религиозная функция представлена ​​двойственностью: одна отражает магико-религиозную природу жречества, а другая связана с религиозными санкциями по отношению к человеческому обществу (особенно контрактам). Эта теория подтверждается общими чертами в иранской, римской, Скандинавские и кельтские традиции. [ 4 ]

Дюмезиль предполагает, что существовало два диалектических жречества: *bhelgh-men- ( фламены / брахманы ) и *g. в хе(н)дх-рво-( гандарвас ) [ 1 ]

Он предлагает многие черты их и их практик, такие как гандарвы, связанные с верховой ездой, и запрет на фламен. [ 1 ]

Ромул был связан с Гандарвами, а Нума Помпилиус — с фламенами. [ 1 ] При этом и в Ромуле, и в Реме были элементы Йемо, а в Нуме и Ромуле были элементы Ману.

Ману и Йемо станут первым фламеном и первой гандарвой соответственно.

Контракты

[ редактировать ]

В 1907 году лингвист Антуан Мейе предложил революционную теорию, согласно которой Митру следует интерпретировать как олицетворение контрактов. Эта теория была основана на лингвистических и социологических данных и получила широкое признание учёных того времени. Однако в последующие годы концепция контракта развивалась, и стало ясно, что понятия юридического контракта и эмоциональной дружбы на самом деле представляют собой два разных значения, оба из которых произошли от более ранней, более сложной концепции. [ 1 ]

Теория Митры как бога договоров также оспаривалась учеными, которые выступали за натуралистическую интерпретацию индоиранской мифологии. Тем не менее, теория Мейе остается актуальной и важной для изучения индоиранской культуры и религии. [ 1 ]

Одна из самых влиятельных интерпретаций Варуны была предложена французским ученым Морисом Блумфилдом , который видел в Варуне устрашающего бога, обладающего силой создавать и изменять формы и контролировать законы природы. Блумфилд сравнил Варуну с греческим богом Ураном , который также был известен своим тираническим и необузданным характером. [ 1 ]

Другой важный аспект характера Варуны — его связь с человеческими жертвоприношениями , как ритуальными, так и мифическими. Этот аспект его характера был предметом многочисленных научных дискуссий: некоторые ученые утверждают, что он отражает жестокий и жестокий характер ранних индоиранских обществ, в то время как другие видят в нем символическое представление космического порядка. [ 1 ]

В своей работе «Доктрина жертвоприношения» французский ученый Сильвен Леви отметил отрывок из Сатапатха-брахмана, в котором Митра и Варуна противопоставляются разуму и воле, решению и действию, а также убывающей и растущей луне. Леви утверждает, что несоответствие между интерпретациями этих отрывков доказывает, что они являются продуктом воображения, но, тем не менее, они дают превосходное определение двух разных способов рассмотрения мира и управления им. [ 1 ]

Связывание зла

[ редактировать ]

Яан Пухвел отмечает сходство между скандинавским мифом, в котором бог Тир вставляет руку в пасть волка Фенрира , в то время как другие боги связывают его Глейпниром , но Фенрир откусывает руку Тира, когда обнаруживает, что не может разорвать свои путы, и Иранский миф, в котором Джамшид спасает труп своего брата из недр Аримана , протянув руку к анусу Аримана и потянув вытащил труп своего брата только для того, чтобы его рука заразилась проказой . [ 5 ] В обоих случаях авторитетная фигура заставляет злое существо подчиниться, вставляя свою руку в отверстие существа (в случае Фенрира — в рот, в случае Аримана — в анус) и теряя или повреждая его. [ 5 ] Фенрир и Ариман выполняют разные роли в своих мифологических традициях и вряд ли являются остатками протоиндоевропейского «злого бога»; тем не менее ясно, что «связывающий миф» имеет протоиндоевропейское происхождение. [ 6 ] Жорж Дюмезиль считает это распространенным мифом о Митре, контрастирующим с мифом о потере глаза Варуны. [ 1 ]

День и ночь

[ редактировать ]

Другие «связанные понятия», связывающие Митру и Варуну в индийской религиозной мысли, включают Митру как день и Варуну как ночь, Митру как правого и Варуну как левого (в соответствии с представлением о правых как о сильной или справедливой стороне). и Митра берет то, что было хорошо принесено в жертву, чтобы вознаградить, а Варуна берет то, что было плохо принесено в жертву, чтобы наказать. Эти выражения определяют гомологичные точки на двух уровнях понимания, которые можно распознать в таких фигурах, как Нума и Ромул, в римской религиозной мысли. [ 1 ]

В более ранней модели Жоржа Дюмезиля [ 7 ] и С.К. Сенхаве предложили *Worunos или *Werunos (также одноименного бога в реконструированном диалоге « Король и бог» ) как ночное небо и доброжелательный аналог Dyēws, с возможными родственниками в греческом языке Ouranos и ведическом Varuna , от корня PIE *woru. - («охватить, покрыть»). Ворунос, возможно, олицетворял небесный свод или обитал в ночном небе. И в греческой, и в ведической поэзии Уран и Варуна изображаются «широкосмотрящими», связывающими или хватающими свои жертвы, а также имеющими или являющимися небесным «местом». [ 8 ] Хотя многие говорили, что этимология несостоятельна. [ 9 ] В космологической модели трех неба небесные явления, соединяющие ночное и дневное небо, олицетворяются «связывающим богом»: греческим Кроносом , переходным божеством между Ураном и Зевсом в « , » Гесиода Теогонии индийским Савитром , связанным с восход и заход солнца в Ведах , а также римский Сатурн , праздник которого отмечал период, непосредственно предшествующий зимнему солнцестоянию. . [ 10 ] [ 11 ]

В космологической модели, предложенной Жаном Одри , протоиндоевропейское небо состоит из трех «небес» (дневного, ночного и лиминального), вращающихся вокруг оси мира , каждое из которых имеет своих божеств, социальные ассоциации и цвета (белый, темный и темный). и красный соответственно). Божества дневного неба не могли выйти за пределы области ночного неба, населенного собственными богами и духами мертвых. Например, Зевс не может распространить свою власть на ночное небо в «Илиаде» . В этом видении пороговое или переходное небо олицетворяет врата или границу ( рассвет и сумерки ), связывающие два других небеса. [ 12 ] [ 13 ]

Переписка

[ редактировать ]
Сравнения с Дюмезилем [ 1 ]
Культура Митра Варуна
Скандинавская мифология Тир Odin
Ирландская мифология Нуада Луг
Римская мифология Гай Муций Сцевола Гораций Коклес
Индуистская мифология Митра Варуна
Греческая мифология Зевс Уран

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Митра-Варуна Жорж Дюмезиль
  2. ^ СС Гупта (2013). Исследование божеств Ригведы . Публикации Абхинава. п. 44.
  3. ^ Тиме, Пол (1960). «Арийские» боги Митаннийских договоров» . Журнал Американского восточного общества . 80 (4): 301–317. дои : 10.2307/595878 . ISSN   0003-0279 . JSTOR   595878 .
  4. ^ Перейти обратно: а б Мэллори и Адамс 1997 , с. 452–453.
  5. ^ Перейти обратно: а б Пухвель 1987 , с. 119.
  6. ^ Пухвель 1987 , стр. 119–120.
  7. ^ Жорж Дюмезиль, Уран-Варуна - Очерк сравнительной индоевропейской мифологии (Париж: GP Maisonneuve, 1934).
  8. ^ Джексон 2002 , с. 72–74.
  9. ^ Бикс 2009 , с. 1128–1129.
  10. ^ Мэллори и Адамс 1997 , с. 290.
  11. ^ Одри 1987 , с. 72.
  12. ^ Мэллори и Адамс 1997 , с. 131.
  13. ^ Одри 1987 .

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 38b24b89b13b583bde2862409c96e58a__1717820700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/38/8a/38b24b89b13b583bde2862409c96e58a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mitra-Varuna (Indo-European) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)