Jump to content

Как люди?

(Перенаправлено с Бамбути )
Козел
Группа мбути с американским путешественником Осой Джонсоном , 1930 год.
Общая численность населения
от 30 000 до 40 000 [ 1 ]
Регионы со значительной численностью населения
 ДР Конго
Языки
Эфе , Асоа , Канго , Французский
Религия
Мифология Бамбути , Христианство
Родственные этнические группы
Африканские пигмеи

Народ мбути , или бамбути , является одной из нескольких коренных групп пигмеев в регионе Конго в Африке . Их языками являются центральносуданские языки и языки банту .

Подгруппы

[ редактировать ]

Бамбути — карликовые охотники-собиратели и один из старейших коренных народов региона Конго в Африке. Бамбути состоят из относительно небольших по размеру банд, насчитывающих от 15 до 60 человек. Население Бамбути насчитывает от 30 000 до 40 000 человек. [ 1 ] Многие батва в различных частях Демократической Республики Конго (ДРК) также называют себя Бамбути. [ 2 ]

Выделяют три отдельные подгруппы: [ 3 ]

  • Суа (также канго или мбути), говорящие на диалекте (или, возможно, двух) языка соседнего народа банту, била . Они расположены в центре и являются одноименными по отношению к большей группе.
  • Эфе , говорящие на языке соседнего Центрального Судана Лесе .
  • Асуа носители языка мангбету (центральный суданский) асуа .
Карта тропических лесов Итури на территории ДРК

Население мбути проживает в Итури , тропическом лесу площадью около 63 000 км2. 2 (24 000 квадратных миль) северной/северо-восточной части ДРК. В этой области ежегодно выпадает большое количество осадков: от 1300 до 1800 мм (от 50 до 70 дюймов). приходится Сухой сезон на январь, а затем с мая по август. [ 4 ] Лес – это влажный и влажный регион, усеянный реками и озерами. Существует несколько экологических проблем, которые затрагивают Бамбути. Тропические болезни широко распространены в лесах и могут быстро распространяться, убивая не только людей, но и растения и животных, которые являются основным источником пищи. Одной из болезней, переносимой мухами цеце , является сонная болезнь , которая ограничивает использование крупных млекопитающих . [ 5 ] Слишком большое количество осадков, а также засухи могут значительно сократить запасы продовольствия.

Культура

[ редактировать ]

Поселение, архитектура и организация

[ редактировать ]

Бамбути живут в деревнях, которые делятся на группы. В каждой хижине живет семья. В начале засушливого сезона они покидают деревню, чтобы войти в лес и разбить несколько лагерей. [ 5 ] Таким образом, бамбути могут использовать большую площадь земли для максимального добывания пищи . Эти деревни одиноки и отделены от других групп населения. Их дома маленькие, круглые и очень временные.

Строительство дома начинается с прорисовки контура дома на земле. [ 6 ] Стенки сооружений представляют собой прочные палки, которые втыкают в землю, а наверху палок обвязывают лозой, чтобы они держались вместе. [ 6 ] Крупные листья и трава используются при строительстве крыш хижин. [ 6 ]

Еда и ресурсы

[ редактировать ]
Охотник за сетями мбути в заповеднике Окапи

Бамбути в первую очередь охотники-собиратели. Их животная диета может включать крабов , моллюсков, муравьев , личинок , улиток , диких свиней, антилоп , обезьян , рыбу и мед . Растительная составляющая их рациона включает дикий ямс , ягоды, фрукты, корни, листья и орехи кола . [ 5 ]

У Бамбути существует сложная система продовольственных пособий и ограничений; продукты, употребление которых ограничено, называются квери. [ 7 ] Источниками пищи, получаемыми в лесу, являются животные, не относящиеся к квери, предназначенные для употребления в пищу, корнеплоды, пальмы и бананы ; [ 5 ] а в некоторые сезоны - дикий мед. [ 8 ] ямс , бобовые , фасоль, арахис, гибискус , амарант и тыквы . Употребляются [ 5 ] Бамбути используют большие сети , ловушки , а также луки и стрелы для охоты на дичь. Женщины и дети иногда помогают в охоте, загоняя добычу в сети. Оба пола собираются и добывают пищу. У каждой группы есть свои охотничьи угодья, хотя границы поддерживать сложно. [ 9 ] Мбути называют лес «матерью» и «отцом» в зависимости от настроения, потому что, как и их родители, лес дает им еду, кров и одежду, которые легко изготавливаются из имеющихся в наличии лесных материалов. [ 10 ]

Жители деревни банту производят множество предметов, на которые охотники-собиратели обменивают часть своей продукции. Они часто получают железные изделия, горшки, деревянные изделия и плетеные изделия в обмен на мясо, шкуры животных и другие лесные товары. [ 11 ] Мясо диких животных является особенно часто продаваемым предметом. [ нужна ссылка ] Они также будут торговать, чтобы получить сельскохозяйственную продукцию от жителей деревни посредством бартера. [ 12 ]

Охота обычно проводится группами, в этом процессе помогают мужчины, женщины и дети. Женщины и дети не участвуют, если охота предполагает использование лука и стрел, но если используются сети, то в ней обычно участвуют все. В некоторых случаях женщины могут охотиться с использованием сети чаще, чем мужчины. Женщины и дети загоняют животных к сети, а мужчины охраняют сеть. Все занимаются собирательством, и женщины, и мужчины заботятся о детях. Женщины отвечают за приготовление пищи, уборку и ремонт хижины, а также за доставку воды. Родственные отряды работают вместе, чтобы обеспечить питанием и уходом за молодняком. Мужчинам легче поднять женщин на деревья за медом. [ нужна ссылка ]

Ограничения в еде

[ редактировать ]

Согласно исследованию, опубликованному в 1987 году и основанному на полевых исследованиях и данных, собранных в период с 1974 по 1985 год, мбути ограничивают около 40% из более чем 500 видов растений и животных, которые они собирают и охотятся, включая около 85% животных. детей ; Считается, что животные квери вызывают болезни и расстройства, особенно у маленьких ограничения постепенно ослабляются с возрастом. [ 7 ]

Система родства и происхождения

[ редактировать ]

Бамбути, как правило, следуют патрилинейной системе происхождения, и их место жительства после брака является патрилокальным. Однако система довольно свободная. Единственный тип группы, наблюдаемый среди Бамбути, — это нуклеарная семья . [ 8 ] Родство также предоставляет союзников каждой группе людей.

Брачные обычаи

[ редактировать ]

Обмен сестрами является распространенной формой брака . На основе взаимного обмена мужчины из других групп обмениваются сестрами или другими женщинами, с которыми у них есть связи. [ 9 ] В обществе Бамбути невеста невеста не является общепринятой. Официальной церемонии бракосочетания не существует: пара считается официально состоящей в браке, когда жених дарит родителям невесты антилопу, на которую он один охотился и убил. Полигамия действительно имеет место, но с разной частотой в зависимости от группы, и она не очень распространена. Половой акт супружеских пар рассматривается как действие, совершенно отличное от акта не состоящих в браке партнеров, поскольку только в браке можно зачать детей. [ 13 ]

Политическая структура

[ редактировать ]

В обществах бамбути нет правящей группы или родословной, никакой вышестоящей политической организации и небольшой социальной структуры. Бамбути — эгалитарное общество, в котором группа является высшей формой социальной организации. [ 9 ] Лидерство может проявляться, например, во время охотничьих походов. [ 9 ] Мужчины становятся лидерами, потому что они хорошие охотники. Благодаря своим превосходным охотничьим способностям лидеры едят больше мяса и жиров и меньше углеводов, чем другие мужчины. [ 14 ] Мужчины и женщины в основном имеют равную власть. Вопросы обсуждаются и решения принимаются консенсусом в пожарных лагерях; мужчины и женщины участвуют в разговорах одинаково. [ 9 ] В случае разногласий, проступков или правонарушений нарушитель может быть изгнан, избит или осмеян. [ 9 ] В более поздние времена [ когда? ] практика заключается в том, чтобы выселить правонарушителей из леса и заставить их работать на частных землевладельцев за небольшую плату или вообще бесплатно. [ 8 ]

Мифология

[ редактировать ]

Все в жизни Бамбути сосредоточено в лесу. Они считают лес своим великим защитником и кормильцем и считают его священным местом. Иногда они называют лес «матерью» или «отцом». [ 15 ] Важный ритуал , влияющий на жизнь Бамбути, называется молимо . После таких событий, как смерть важного человека в племени, молимо шумно празднуют, чтобы разбудить лес, полагая, что если с его детьми происходят плохие вещи, он, должно быть, спит. [ нужна ссылка ] Как и во многих ритуалах Бамбути, время, необходимое для выполнения молимо, не установлено жестко; вместо этого оно определяется настроением группы. Еду собирают из каждой хижины, чтобы накормить молимо, а вечером ритуал сопровождается танцами и пением мужчин вокруг костра. Женщины и дети должны оставаться в своих хижинах с закрытыми дверями. Эти практики тщательно изучил британский антрополог Колин Тернбулл , известный прежде всего своей работой с племенем.

«Молимо» — это также название трубы, на которой мужчины играют во время ритуала. Традиционно его делали из дерева, а иногда и из бамбука , но Тернбулл также сообщил об использовании металлических водосточных труб. Звук, издаваемый молимо, считается более важным, чем материал, из которого он сделан. Когда труба не используется, ее хранят на деревьях в лесу. Во время праздника деревенская молодежь забирает трубу и несет ее обратно к огню. [ 8 ]

Современная ситуация

[ редактировать ]

Образ жизни бамбути находится под угрозой по разным причинам. Их территория в ДРК не имеет юридической защиты, а границы, на которые претендует каждая группа, официально не установлены. Бамбути больше не разрешается охотиться на крупную дичь. Из-за вырубки лесов , добычи золота и современного влияния плантаций, земледельцев и усилий по сохранению лесов их запасы продовольствия находятся под угрозой. В стране также наблюдаются значительные гражданские волнения.

Бамбути также стали мишенью кампании геноцида, известной как « Стирание таблицы» .

Генетика

[ редактировать ]

Y-хромосомная гаплогруппа E-M200 была обнаружена у 25% (3/12) небольшой выборки мбути из Демократической Республики Конго. Гаплогруппа B-P7 чаще всего наблюдалась в выборках некоторых популяций пигмеев 21% (10/47) мбути из Демократической Республики Конго. [ 16 ]

Мбути говорят на трех разных языках: [ 17 ]

Эфе и асуа — центральносуданские языки , а канго — нигерско-конголезский язык .

Сравнительная лексика

[ редактировать ]

Сравнительная лексика банту и центральносуданского языка итури: [ 17 ]

Блеск Прото-банту Ндаака Корова Ячмень Обучение Когда Канго оно ушло Читать Маму
пчела *искать сууу сууу гостиная меч говорить говорить был причина причина
рот *сейчас чистый чистый другой слишком несмотря ни на что снег ùʈì ùʈì ùʈì
рука *обнимает коробка презервативы меч снежинка мбомбо кондор ʈòʔù слово упомянуть
собака *молоток идти идти идти идти затем идти ıɓū ıɓū живот
культивировать *утонул я мама файл вот так тетушка тема не правильно весна весна ìqʊ̄
танцевать *бен лапша снег нет ты злой Хейя он он он
зуб *ближе зевать реагировать смотреть желание незначительный проснуться так использовать нравиться
вода *диффа Это круто Это круто пучок пучок либо дядя да да да
ребенок *давать вчера вчера Ага привет Микки привет да да мунгу
стрелка * там наслаждаться наслаждаться Нгуле реклама API более API API Эби
колено *ду вой качать он никогда более ругать слабый слабый говорить
мужчина *крылья смех смех Я буду ты жалость крюк Акы ветвь афу
луна *является ли ли ли просто оно ушло ли там там темба
дом *останки нет нет там ндабʊ̀ энду там ай ой йя
нос *еврей рука он мы ́ingʊ́ сколько? этот Оги Оги ʈɔ̀nji
черный *далеко нет вот и все затем повредить дом вот и все Уходите Уходите
глаз *он ест сторожить сторожить сторожить сторожить весна США éʔí вот и все это правда
ухо *всплеск ненавидеть ненавидеть ты застрявший ты вот и все ɔ̀gì ɔ̀gì ɔ̀нджи
кость *убит смотреть смотреть тело тело вот и все падать игби игби холодный
кожа/кора *приходить папочка страна страна кашель паси вот и все вот и все qàɓū
дождь * Будда возьми возьми более вздох мвуу Мбуа в воде Ибо трогать
сердце *тима время голова завтра Мбенги жизнь камин страх страх страх

Некоторые названия животных банту и центральносуданского языка на языках Итури: [ 17 ]

Блеск Бали Когда Ваша Била Они будут Выходная доска Ндака Руины Жить Который из Читать
шимпанзе беременность следовать следовать писать быть один сек озюэ низкий данный
леопард изменять апельсин апельсин торговля быть торговля пити кава ʔау кау
даман Нгойо футбольный мой даже футбольный Я иду вот почему власть яма яма
слон деньги деньги пот мой деньги бепе мир ʊʔʊ три
буйвол тебе стыд стыд пот рожденный рожденный куб тупи тупи
окапи песня Привет Привет я могу Поверьте мне Поверьте мне я могу проститутка о'апи окапи

См. также

[ редактировать ]
  • Ота Бенга (ок. 1893–1916), человек-Коза, доставленный в США.
  1. ^ Перейти обратно: а б Офосуа Джонсон, Элизабет (19 июля 2018 г.). «Познакомьтесь с забытыми африканскими пигмеями, ведущими древний образ жизни в 21 веке» . Face2Face Африка . Бабу Глобал . Проверено 15 августа 2018 г.
  2. ^ «Батва и Бамбути» .
  3. ^ Страница  2002 , стр. 100–100. 7–8.
  4. ^ Справочник 2002 , с. 5.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и Тернбулл, Колин М. (1968). Лесные люди . Нью-Йорк: Саймон и Шустер, Inc.
  6. ^ Перейти обратно: а б с Справочник 2002 , с. 85.
  7. ^ Перейти обратно: а б Итикава, Мицуо (март 1987 г.). «Пищевые ограничения пигмеев мбути, Восточный Заир» (PDF) . Монографии по африканским исследованиям. Дополнительный выпуск . 6 : 97–121. дои : 10.14989/68341 . ISSN   0286-9667 .
  8. ^ Перейти обратно: а б с д Мукенге, Тшилемалеа (2002). Культура и обычаи Конго . Вестпорт, Китай: Greenwood Press. ISBN  978-0313314858 .
  9. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Справочник 2002 , с. 10.
  10. ^ Тернбулл, К. (осень 1985 г.). «Процессиональный ритуал среди пигмеев мбути». Обзор драмы: TDR . 29 (3): 8. дои : 10.2307/1145649 . JSTOR   1145649 .
  11. ^ Сохранение 2002 , стр. 112–114.
  12. ^ Справочник 2002 , с. 7.
  13. ^ Моско, Марк (декабрь 1987 г.). «Символы «леса»: структурный анализ культуры и социальной организации мбути» (PDF) . Американский антрополог . Новая серия. 89 (4): 899. doi : 10.1525/aa.1987.89.4.02a00090 . Проверено 2 ноября 2018 г.
  14. ^ Хьюлетт, Барри С.; Уокер, Филип Л. (декабрь 1991 г.). «Социальный статус и стоматологическое здоровье пигмеев ака и мбути». Американский антрополог . 93 (4): 943–944. дои : 10.1525/aa.1991.93.4.02a00100 . ISSN   0002-7294 .
  15. ^ Справочник 2002 , с. 58 .
  16. ^ Вуд, Элизабет Т; Стовер, Дарин А; Эрет, Кристофер; Дестро-Бисоль, Джованни; Спедини, Габриэлла; Маклеод, Ховард; Луи, Лесли; Бамшад, Майк; Штрассманн, Беверли I; Судьял, Химла; Хаммер, Майкл Ф. (27 апреля 2005 г.). «Контрастные закономерности вариаций Y-хромосомы и мтДНК в Африке: свидетельства демографических процессов с учетом пола» . Европейский журнал генетики человека . 13 (7): 867–876. дои : 10.1038/sj.ejhg.5201408 . ISSN   1018-4813 . ПМИД   15856073 .
  17. ^ Перейти обратно: а б с Демолен, Дидье. 2021. Языки лесных пигмеев Итури: контакт и исторические перспективы . Семинар Дидриха Вестермана (Лингвистическая история Западно-Центральной Африки между Макросуданским поясом и Нигером-Конго: увековечивание наследия Дидриха Вестермана и 100-летия берлинской профессорской кафедры африканских языков), 4-6 ноября 2021 г., Берлинский университет имени Гумбольдта .

Цитируемые работы

[ редактировать ]

Общие ссылки

[ редактировать ]
  • Эрет, Кристофер (2016). Цивилизации Африки: история до 1800 года (второе изд.). Университетское издательство Вирджинии. ISBN  978-0813928807 .
  • Кинг, Гленн (2003). Традиционные культуры: обзор незападного опыта и достижений . Проспект-Хайтс, Иллинойс: Waveland Press. ISBN  978-1577662037 .
  • Дэй, Томас (2005). Самый большой простор . Сидней, Новый Южный Уэльс: Технический университет Австралии.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 384739acf17895238912f710a81143dc__1723450560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/38/dc/384739acf17895238912f710a81143dc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mbuti people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)