Кхмерские надписи
Кхмерские надписи представляют собой совокупность исторических текстов после V века, выгравированных на таких материалах, как камень и металлические изделия, найденные в широком диапазоне материковой Юго-Восточной Азии ( Камбоджа , Вьетнам , Таиланд и Лаос ) и относящиеся к кхмерской цивилизации. Изучение кхмерских надписей известно как кхмерская эпиграфика .
Кхмерские надписи — единственные местные письменные источники для изучения древней кхмерской цивилизации. [1]
Было собрано более 1200 кхмерских надписей разной длины. [2] В седьмом веке произошел «взрыв» кхмерской эпиграфики: самая ранняя зарегистрированная кхмерская каменная надпись датируется 612 годом нашей эры в Ангкор-Борее . [3]
Помимо своего археологического значения, кхмерские надписи стали маркером национальной идентичности. [4]
Язык: санскрит, старокхмерский и редко пали.
[ редактировать ]Языки, используемые в кхмерских надписях, — либо древний кхмерский, либо санскрит, хотя некоторые из них также были найдены на пали , хотя последний не старше 14 века. Самая старая надпись на санскрите датируется V веком, а самая старая надпись на древнем кхмерском языке - VII веком. [2] Если не считать стелы Фиманакаса, в Камбодже, собственно говоря, нет двуязычных стел; часть на древнем кхмерском языке не переводится, а иногда перефразирует повествовательную часть на санскрите с большим количеством материальных и технических подробностей. [1]
Надписи на санскрите
[ редактировать ]Санскритские надписи, датированные V-XIV веками, встречаются по всей Камбодже и являются доказательством процветания изучения санскрита. [5] Эти надписи демонстрируют знание различных размеров и наиболее развитых поэтических правил и условностей риторики и просодии . [6] Кхмерские надписи более философские, чем мангала индийских надписей. Их язык и грамматика также более правильны, чем большинство индийских надписей.
- Кхмерская надпись К-127: значение этой надписи, сделанной в 683 году нашей эры, заключается в том, что она указывает на то, что, согласно нынешним знаниям, первый ноль является древним кхмерским изобретением, тогда как первое известное использование числового нуля в Индии было датировано серединой -девятый век, эпоха, совпавшая с Арабским халифатом.
Число таких надписей, выполненных витиеватым стилем кавья , больше, чем в любой другой стране Юго-Восточной Азии. Кхмерские надписи на санскрите отсылают нас к эпохе Шака и десятичной системе счисления, впервые замеченной в VII веке. [7] включая цифру 0 . [8]
Санскрит используется в кхмерских надписях как язык богов, особенно в стихах и молитвах, возносимых в их честь. Их структура фиксирована: после вступительного обращения к божеству следует восхваление основателя или благодетеля святилища, а затем завершаются обличительными стихами, адресованными всем, кто не защитит помещения храма, и желающими им адского наказания.
Полезная археологическая информация чаще всего находится в центральной части, где часто раскрывается имя правящего короля и даты его правления.
Надписи на древнем кхмерском языке
[ редактировать ]Древний кхмерский язык впервые появляется в надписях конца VII века. Кхмерские надписи, написанные на древнем кхмерском языке, чаще всего выполнены в прозе и обычно представляют собой более или менее подробный перечень подношений, полученных святилищем. Эти надписи, такие как Большая надпись Ангкора , раскрывают ценную информацию о культуре Камбоджи. Было также обнаружено, что их содержание, по крайней мере в одном случае, соответствует содержанию Королевских хроник Камбоджи .
Считается, что население выразило своего рода сопротивление санскриту, что вызвало необходимость использования местного языка для ознакомления с царскими приказами и грамотами, влиявшими на жизнь автохтонного населения. [6]
В кхмерских надписях используется алфавит, происходящий из Южной Индии. Этот ранний алфавит превратился в современную форму кхмерского письма. В конце 9-го века король Ясоварман I попытался ввести новую форму письменности, вероятно, из Северной Индии, но эта попытка не продлилась после его собственного правления. [2]
Надписи на пали
[ редактировать ]Палийская эпиграфика в кхмерских провинциях крайне скудна; была найдена всего дюжина палийских надписей, выгравированных за двенадцать столетий. [9]
В древней камбоджийской эпиграфике нет и следа собственно палийских текстов, за исключением эпиграфов, состоящих из формулы: Йе дхамма . Присутствие пали в кхмерской эпиграфике фактически заменило санскрит, начиная с 14 века, и он считался священным языком. [10]
Литературный жанр
[ редактировать ]Кхмерские надписи свидетельствуют о существовании всех видов древней литературы — научной, исторической, эпической и особенно религиозной. [11]
Религия
[ редактировать ]
Кхмерские надписи, написанные на санскрите, часто представляют собой религиозные призывы, которые раскрывают влияние философских и теологических концепций, укорененных в индийских текстах, таких как Упанишады , Пураны и Агама, для вайшнавизма и шиваизма .
Камбоджийская эпиграфика содержит сравнительно обширную и раннюю документацию о Панчаратре и, более конкретно, о ее «пяти своевременных обрядах», а также признаки синкретического вайшнавизма , который был свойственен древней Камбодже. [12]
Кхмерские надписи свидетельствуют о стремительном распространении религиозной идеи через Индийский океан. Одним из примеров является то, что индийский философ Ади Шанкара , умерший около 750 года нашей эры, упоминается в камбоджийской надписи 9-го века. [13]
Однако кхмерские надписи на языке Пали относятся к буддийскому корпусу .
Законодательство
[ редактировать ]Кхмерская эпиграфика фиксирует использование государственной судебной системы для поддержания сухопутных границ и разрешения земельных споров. [14]
Экономика
[ редактировать ]
К сожалению, кхмерская эпиграфика не дает достаточной документации для окончательного представления об иерархической кхмерской маркетинговой сети, а лишь дает подсказки. [15] Кхмерская эпиграфика никогда не говорит прямо о вопросах денег и рынков. Вместо того, чтобы отражать систему транзакций, адаптированную к сложному обществу, надписи ангкорского периода демонстрируют меньшую озабоченность денежными ценностями, чем раньше. Рынки и маркетинг в Ангкоре впервые упоминаются в конце XII века в Та Пром надписи Джаявармана VII . [16] Кхмерские надписи подтверждают, что кхмерская империя использовала не централизованную монопольную валюту , а скорее товарные расчеты и различные доступные иностранные валюты, и что ее экономику можно описать как каталлаксию, основанную на обмене, о чем свидетельствует надпись Ват Басет. [17]
Социология
[ редактировать ]Мы знаем, что только брахманы , кшатрии в древней кхмерской эпиграфике упоминаются и слуги, что можно связать с представлением о том, что каста в Индии использовалась гораздо более гибко в Древней Камбодже. [18]
Медицинский трактат
[ редактировать ]В кхмерской эпиграфике сохранились некоторые важные свидетельства, прямо упоминающие медицинскую науку. [19]
Музыка и танец
[ редактировать ]
По мнению Поу Савероса, в кхмерской эпиграфике нет текста, посвященного искусству. Содержащиеся там сведения о музыке и танцах носят второстепенный характер. Среди множества обрядов и подношений следует упомянуть многих художников, танцоров, музыкантов и певцов, которые служат богам в ежедневном поклонении. [20]
Историография
[ редактировать ]Изучение индо-камбоджийской эпиграфики началось в 1879 с расшифровки Г. Керном некоторых санскритских записей по эстампажам, подготовленным Жюлем Арманом. [7]
Публикация кхмерских надписей началась с основополагающей работы Барта и Бергеня, которые опубликовали свои классические санскритские надписи de Campa et du Cambodge с 1885 по 1893 год с помощью Этьена Эмонье , который заложил основы кхмерской эпиграфики в своей книге «Камбоджа» (1901). –1904). [21]
Их работа была обогащена работами Джорджа Кодеса с 1937 по 1954 год, целью которого было сопоставление известных данных о кхмерской эпиграфике.
После смерти последнего в 1969 году эпиграфист Камалесвар Бхаттачарья заявил, что «не появилось ни одного ученого, умеющего читать одновременно на санскрите и кхмере». [22]
Другие, такие как Мацуура Фумиаки, отвергают утверждение о том, что область кхмерской эпиграфики умирает с 1960-х годов, цитируя работы таких ученых, как Майкл Викери и его исследование доангкорского корпуса, а также Филп Дженнер и его исследование в сотрудничестве с Вонгом. Сотеара, а также Герди Гершхаймер, возглавляющий проект Corpus des Inscriptions khmeres .
Кхмерская эпиграфика начала преподаваться как предмет в Королевском университете Пномпеня еще до режима красных кхмеров . Его преподавали студентам второго курса, изучавшим историю, кхмерскую литературу и лингвистику. Сегодня учение распространилось на многие другие университеты, включая частные академические учреждения. [23] Учебник Анга Чулена по старым кхмерским надписям 2013 года стал первым аутентичным учебником, написанным на кхмерском языке, в то время как Сотеара также проводила исследования кхмерской эпиграфики с использованием кхмерского языка. [24]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Бхаттачарья, Камалесвар (1964). «Исследование лексики санскритских надписей Камбоджи» . Вестник Французской школы Дальнего Востока . 52 (1): 1–72. дои : 10.3406/befeo.1964.1589 . ISSN 0336-1519 .
- ^ Перейти обратно: а б с Жоффруа, Беренис; Жак, Клод; Зефир, Тьерри (1997). Азбука искусства Ангкора и кхмеров (на французском языке). Фламмарион. п. 73. ИСБН 978-2-08-012555-2 .
- ^ Талли, Джон (2006). Краткая история Камбоджи: от империи к выживанию . Аллен и Анвин. п. 14. ISBN 978-1-74115-857-1 .
- ^ Ли, Борет (30 ноября 2019 г.). Следы травмы: камбоджийская визуальная культура и национальная идентичность после геноцида . Издательство Гавайского университета. п. 11. ISBN 978-0-8248-5609-0 .
- ^ Гудолл, Доминик (2017), Верджани, Винченцо; Кунео, Даниэле; Формигатти, Камилло Алессио (ред.), «Какую информацию можно почерпнуть из камбоджийских надписей о практиках передачи санскритской литературы?» , Индийские рукописные культуры на протяжении веков , Материальные, текстовые и исторические исследования (1-е изд.), Де Грюйтер, стр. 131–160, JSTOR j.ctvbkjzkh.7 , получено 27 февраля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Шаран, Махеш Кумар; Публикации, Абхинав (июнь 2003 г.). Исследования санскритских надписей древней Камбоджи . Публикации Абхинава. п. 47. ИСБН 978-81-7017-006-8 .
- ^ Перейти обратно: а б Сиркар, округ Колумбия (01 января 2017 г.). Индийская эпиграфика . Мотилал Банарсидасс. п. 214. ИСБН 978-81-208-4103-1 .
- ^ Макферсон, Поппи (9 августа 2014 г.). «Изобрели ли древние камбоджийцы ноль?» . www.phnompenhpost.com . Проверено 26 февраля 2022 г.
- ^ Лажирард, Франсуа (2006). Буддийское наследие в материковой части Юго-Восточной Азии: менталитет, интерпретации и практики . Французская школа Дальнего Востока. п. 54. ИСБН 978-974-88143-1-5 .
- ^ Кайлат, Колетт; Каспарис, Дж. Г. де (1991). Среднеиндоарийские и джайнские исследования . БРИЛЛ. п. 17. ISBN 978-90-04-09426-0 .
- ^ Жак, Клод (1 мая 2002 г.). «Кхмерская эпиграфика» . Международный музей . 54 (1–2): 37–43. дои : 10.1111/1468-0033.00362 . ISSN 1350-0775 . S2CID 218510207 .
- ^ Флуд, Гэвин (15 апреля 2008 г.). Блэквеллский спутник индуизма . Джон Уайли и сыновья. п. 240. ИСБН 978-0-470-99868-7 .
- ^ Уолтерс, Огайо (06 августа 2018 г.). Ранняя Юго-Восточная Азия: Избранные очерки . Издательство Корнельского университета. п. 42. ИСБН 978-1-5017-3115-0 .
- ^ Холл, Кеннет Р.; Уитмор, Джон К. (май 1976 г.). Исследования ранней истории Юго-Восточной Азии: истоки государственного управления Юго-Восточной Азии . Издательство Мичиганского университета. п. 8. ISBN 978-0-89148-011-2 .
- ^ Холл, Кеннет Р. (31 марта 2019 г.). Морская торговля и государственное развитие в ранней Юго-Восточной Азии . Издательство Гавайского университета. п. 202. ИСБН 978-0-8248-8208-2 .
- ^ Вуд, Дональд (9 апреля 2009 г.). Экономическое развитие, интеграция и мораль в Азии и Америке . Издательство Изумрудной группы. п. 174. ИСБН 978-1-84855-543-3 .
- ^ Гардер, Жан-Даниэль (2010). Деньги и суверенитет: исследование экономической, политической и денежно-кредитной истории Камбоджи . Национальный банк Камбоджи. п. 48. ИСБН 978-99963-511-2-9 .
- ^ Манген, Пьер-Ив; Мани, А.; Уэйд, Джефф (2011). Ранние взаимодействия между Южной и Юго-Восточной Азией: размышления о межкультурном обмене . Институт исследований Юго-Восточной Азии. п. 472. ИСБН 978-981-4311-16-8 .
- ^ Пандей, Гьянендра (1997). Традиционная медицина Юго-Восточной Азии и индийская медицина . Публикации Шри Сатгуру. п. 160. ИСБН 978-81-7030-569-9 .
- ^ Поу, Саверос (1997). «Музыка и танец в древней Камбодже, о чем свидетельствует старая кхмерская эпиграфика» . Восток и Запад . 47 (1/4): 229–248. ISSN 0012-8376 . JSTOR 29757323 .
- ^ Мюррей, Тим (2007). Вехи археологии: хронологическая энциклопедия . АВС-КЛИО. п. 234. ИСБН 978-1-57607-186-1 .
- ^ Бхаттачарья, Камалесвар; Гольцио, Карл-Хайнц (2009). Подборка санскритских надписей из Камбоджи . Центр кхмерских исследований. п. 6. ISBN 978-99950-51-07-5 .
- ^ «Открытие истории через НАДПИСИ - Khmer Times» . 2018-08-02 . Проверено 26 февраля 2022 г.
- ^ Анг, Джулиан (2013). Базовое традиционное обучение кхмеров (на кхмерском языке). Ис́одр. ISBN 978-99963-818-0-5 .
Библиография
[ редактировать ]- Жак, Клод (1 мая 2002 г.). «Кхмерская эпиграфика» . Международный музей . 54 (1–2): 37–43. дои : 10.1111/1468-0033.00362 . ISSN 1350-0775 . S2CID 218510207 .
- Анг, Джулиан (2013). Базовое традиционное обучение кхмеров (на кхмерском языке). Ис́одр. ISBN 978-99963-818-0-5 . \
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Корпус кхмерских надписей» . Французская школа Дальнего Востока . Проверено 26 февраля 2022 г.
