Список стран по системе правления
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Это список суверенных государств с конституционно определенной де-юре системой правления . Этот список не измеряет степень демократии , политической коррупции или государственного потенциала правительств.
Парламентские системы
[ редактировать ]Конституционные монархии
[ редактировать ]Это системы, в которых главой государства является конституционный монарх ; существование их должности и их способность осуществлять свои полномочия устанавливаются и ограничиваются конституционным законом.
Системы, в которых премьер-министр является активным главой исполнительной ветви власти. В некоторых случаях премьер-министр является также лидером законодательного органа , тогда как в других случаях исполнительная власть четко отделена от законодательного органа (хотя в случае вотума недоверия весь кабинет или отдельные министры должны уйти в отставку ). [1] [2] [ сомнительно – обсудить ] Глава государства является конституционным монархом , который обычно осуществляет свои полномочия только с согласия правительства, народа и/или его представителей (за исключением чрезвычайных ситуаций, например, конституционного кризиса или политического тупика). [а]
- Андорра [б]
- Антигуа и Барбуда [с]
- Австралия [с]
- Багамы [с]
- Бельгия
- Белиз [с]
- Камбоджа
- Канада [с]
- Острова Кука [с] [д]
- Дания
- Гренада [с]
- Ямайка [с]
- Япония
- Лесото
- Люксембург
- Малайзия
- Нидерланды
- Новая Зеландия [с] [д]
- Ниуэ [с] [д]
- Норвегия
- Папуа-Новая Гвинея [с]
- Сент-Китс и Невис [с]
- Сент-Люсия [с]
- Сент-Винсент и Гренадины [с]
- Соломоновы Острова [с]
- Испания
- Швеция
- Таиланд
- Тувалу [с]
- Великобритания [с]
Парламентские республики с церемониальным президентом
[ редактировать ]В парламентской республике глава правительства избирается или назначается законодательным органом и также подотчетен ему. Главу государства обычно называют президентом, и (в полностью парламентских республиках) он отделен от главы правительства и выполняет в основном аполитичную, церемониальную роль. В этих системах главу правительства обычно называют премьер-министром, канцлером или премьер-министром. В смешанных республиканских системах и директивных республиканских системах глава правительства также является главой государства и обычно носит титул президента.
В некоторых полноценных парламентских системах глава государства избирается прямым голосованием. Однако в соответствии с другими системами классификации эти системы могут вместо этого быть классифицированы как полупрезидентские системы, поскольку президенты всегда связаны с политической партией и могут иметь широкие полномочия (несмотря на их слабое президентство). [3] Полные парламентские республиканские системы, в которых президенты являются чисто церемониальными и нейтральными и не имеют широких полномочий, обычно не имеют прямого избираемого главы государства и вместо этого часто используют либо коллегию выборщиков , либо голосование в законодательном органе для назначения президента.
Прямо избираемый глава государства
[ редактировать ]Косвенно избранный глава государства
[ редактировать ]Страны с ограниченным признанием выделены курсивом.
Парламентские республики с исполнительным президентом
[ редактировать ]Совместный глава государства и глава правительства в форме исполнительного президента избираются либо законодательным органом, либо избирателями из числа кандидатов, выдвинутых законодательным органом (в случае Кирибати). [23] и они должны поддерживать доверие законодательного органа, чтобы оставаться на своем посту. По сути, «президенты» в этой системе действуют так же, как премьер-министры в других парламентских системах .
Президентские системы
[ редактировать ]В системах президент президентских является главой правительства , избирается и остается на своем посту независимо от законодательного органа . Премьер-министра, как правило, нет, хотя, если он и существует, в большинстве случаев он исполняет обязанности исключительно по усмотрению президента.
Президентские республики без премьер-министра
[ редактировать ]- Ангола [к] [28]
- Аргентина
- Бенин
- Боливия [к]
- Бразилия
- Чили
- Колумбия
- Коморские острова
- Коста-Рика
- Кипр
- Доминиканская Республика
- Эквадор
- Сальвадор
- Гамбия
- Гана
- Гватемала
- Гондурас
- Индонезия
- Иран [н]
- Либерия
- Малави
- Мальдивы
- Мексика
- Никарагуа
- Нигерия
- дворец
- Панама
- Парагвай
- Филиппины
- Сейшельские острова
- Сомалиленд
- Турция
- Туркменистан
- Соединенные Штаты
- Уругвай [к]
- Венесуэла
- Замбия
- Зимбабве
Страны с ограниченным признанием выделены курсивом.
Президентские республики с премьер-министром
[ редактировать ]В следующих странах существуют президентские системы, в которых должность премьер-министра (официальное название может варьироваться) существует наряду с должностью президента. Президент по-прежнему является одновременно главой государства и правительства, а роль премьер-министра в основном заключается в оказании помощи президенту.
- Абхазия
- Беларусь
- Бурунди
- Камерун
- Центральноафриканская Республика
- Джибути
- Экваториальная Гвинея
- Кот-д'Ивуар
- Казахстан [29]
- Кения (см. премьер-министра кабинета министров )
- Кыргызстан
- Руанда
- Сенегал
- Сьерра-Леоне (см. главного министра )
- Южная Корея
- Сирия
- Таджикистан
- Танзания
- Togo
- Приднестровье
- Тунис
- Уганда
- Узбекистан
Страны с ограниченным признанием выделены курсивом.
Гибридные системы
[ редактировать ]Полупрезидентские республики
[ редактировать ]В полупрезидентской республике президент премьер - существует наряду с министром и кабинетом министров , причем последние два несут ответственность перед законодательным органом. Она отличается от парламентской системы тем, что у нее есть исполнительный президент , независимый от законодательной власти; и от президентской системы , в которой кабинет министров , хотя и назначается президентом, подотчетен законодательному органу , который может заставить кабинет уйти в отставку посредством вотума недоверия . [30] [31] [32] [33]
Премьер-президентские системы
[ редактировать ]В премьер-президентской системе премьер-министр и кабинет министров подотчетны исключительно законодательному органу. [34]
Страны с ограниченным признанием выделены курсивом.
Президентско-парламентские системы
[ редактировать ]В президентско-парламентской системе премьер-министр и кабинет министров несут двойную ответственность перед президентом и законодательным органом. [34]
Страны с ограниченным признанием выделены курсивом.
Независимые от Ассамблеи республики
[ редактировать ]С президентом
[ редактировать ]Совместный глава государства и глава правительства (обычно называемый президентом) избирается законодательным органом, но не несет ему ответственности (как и его кабинет), таким образом действуя более независимо от законодательного органа. [34] Они также могут занимать или не занимать место в законодательном органе.
С каталогом
[ редактировать ]Группа политиков, известная как директория, совместно осуществляет полномочия и церемониальные роли как главы государства, так и главы правительства. Совет избирается парламентом, но не подлежит парламентскому доверию в течение установленного срока. Так называемый президент является primus среди равных и имеет только представительские задачи.
Обратите внимание, что, хотя в Боснии и Герцеговине и Сан-Марино также есть каталоги глав государств, на этой странице они классифицируются как парламентские режимы, поскольку каталог не имеет подлинной исполнительной власти, которая вместо этого принадлежит отдельному главе правительства (см. Председатель Совета министров Боснии и Герцеговины и министра иностранных и политических дел Сан-Марино ).
Полуконституционные монархии
[ редактировать ]Премьер-министр является активным руководителем страны, но монарх по-прежнему обладает значительными политическими полномочиями, которые можно использовать по своему усмотрению.
Абсолютные монархии
[ редактировать ]В частности, монархии, в которых осуществление власти монарха не ограничено каким-либо основным конституционным законом. Монарх действует как глава государства и глава правительства.
Однопартийные государства
[ редактировать ]Государства, в которых политическая власть по закону сосредоточена в пределах одной политической партии , деятельность которой во многом слита с правительственной иерархией (в отличие от государств, где формально существует многопартийная система , но это слияние в любом случае достигается за счет фальсификации выборов или недостаточно развитой многопартийной системы). традиции ).
- Китай ( Коммунистическая партия возглавляет восемь второстепенных политических партий) ( список ) [в]
- Куба ( Коммунистическая партия ) ( список )
- Эритрея ( Народный фронт за демократию и справедливость ) ( список )
- Северная Корея ( Рабочая партия возглавляет две второстепенные партии) ( список )
- Лаос ( Народно-революционная партия возглавляет Фронт национального строительства ) ( список )
- Сахарская Арабская Демократическая Республика ( Фронт ПОЛИСАРИО )
- Вьетнам ( Коммунистическая партия возглавляет Отечественный фронт ) ( список )
Страны с ограниченным признанием выделены курсивом.
Военные доски
[ редактировать ]Комитет военных лидеров страны контролирует правительство на время чрезвычайного положения . В этих штатах действие конституционных положений о правительстве приостановлено; конституционные формы правления указаны в скобках.
- Бангладеш ( парламентская республика ) [44]
- Буркина-Фасо ( полупрезидентская республика ) [45]
- Габон ( президентская республика ) [46]
- Гвинея ( президентская республика ) [47] [48]
- Мали ( президентская республика ) [49]
- Мьянма ( независимая республика ) [50] [51]
- Нигер ( полупрезидентская республика ) [52]
- Судан ( президентская республика ) [53] [54] [55]
Временные правительства
[ редактировать ]Государства, система правления которых находится в переходном периоде или в хаосе. Этим режимам не хватает конституционной основы.
Системы внутреннего строения
[ редактировать ]Унитарные государства
[ редактировать ]Государство , управляемое как единая власть, в котором центральное правительство в конечном итоге является высшим, а любые административные подразделения (субнациональные единицы) осуществляют только те полномочия, которые центральное правительство решает делегировать. Большинство государств мира имеют унитарную систему правления. Из 193 государств-членов ООН 126 управляются как централизованные унитарные государства, а еще 40 являются региональными унитарными государствами.
Централизованные унитарные государства
[ редактировать ]Государства, в которых большая часть власти осуществляется центральным правительством. Те местные органы власти, которые существуют, имеют мало полномочий.
Региональные унитарные государства
[ редактировать ]Государства, в которых центральное правительство делегировало часть своих полномочий региональным властям, но где конституционная власть в конечном итоге остается полностью на национальном уровне.
- Азербайджан ( 59 районов и 1 автономная республика )
- Боливия ( 9 департаментов )
- Чили ( 16 регионов )
- Китайская Народная Республика ( 22 провинции , 5 автономных районов , 4 муниципалитета провинциального уровня , 2 специальных административных района и 1 заявленная провинция )
- Колумбия ( 34 департамента и 1 столичный округ )
- Кот-д'Ивуар ( 14 автономных округов )
- Дания ( 5 регионов и 2 самоуправляющиеся территории )
- Финляндия ( 19 регионов , и Аланды )
- Франция ( 18 регионов , из них 5 заморские регионы)
- Грузия ( 9 областей и 2 автономные республики )
- Греция ( 7 децентрализованных администраций и 1 автономное монашеское государство )
- Индонезия ( 38 провинций , из них 9 имеют особый статус)
- Израиль ( 6 округов , Иудея и Самария )
- Италия ( 20 регионов , из них 5 автономных)
- Япония ( 47 префектур )
- Казахстан ( 17 регионов , 3 города с правами регионов)
- Кения ( 47 округов )
- Королевство Нидерландов ( 4 страны-члена )
- Мавритания ( 15 регионов )
- Молдова ( 32 района , 3 муниципалитета и 2 автономные территориальные единицы )
- Новая Зеландия ( 16 регионов , 1 самоуправляющаяся территория и 2 штата в свободной ассоциации )
- Никарагуа ( 15 департаментов , 2 автономных района )
- Норвегия ( 10 графств , 1 автономный город , 2 заморские территории , 3 зависимости )
- Папуа-Новая Гвинея ( 20 провинций , 1 автономный регион и 1 столичный округ )
- Перу (25 регионов и 1 провинция )
- Филиппины ( один автономный регион разделен на 5 провинций и 113 других провинций и независимых городов, сгруппированных в 17 других неавтономных регионов )
- Польша ( 16 воеводств )
- Португалия ( 18 округов и 2 автономных региона )
- Сан-Томе и Принсипи ( 6 округов и Принц )
- Сербия ( 29 районов , 2 автономные провинции (одна из которых является частично признанным де-факто независимым государством) и 1 автономный город )
- Соломоновы Острова ( 9 провинций и 1 столичная территория )
- Южная Африка ( 9 провинций )
- Южная Корея ( 8 провинций , 6 особых городов и 1 автономная провинция )
- Испания ( 17 автономных сообществ , 15 сообществ общего режима, 1 сообщество уставного режима, 3 зарегистрированных провинции , 2 автономных города )
- Шри-Ланка ( 9 провинций )
- Таджикистан ( 3 области , 1 автономная область и 1 столица )
- Танзания ( 21 регион и Занзибар )
- Тринидад и Тобаго ( 9 регионов , 1 автономный остров , 3 района и 2 города)
- Украина ( 24 области , 2 города с особым статусом и Крым )
- Великобритания ( 4 страны – Англия , Шотландия , Северная Ирландия и Уэльс , из которых 3 имеют делегированные правительства – Шотландия , Северная Ирландия и Уэльс )
- Узбекистан ( 3 области , 1 автономная республика и 1 независимый город )
Федерация
[ редактировать ]Государства, в которых национальное правительство делит власть с региональными правительствами, с которыми оно имеет юридический или конституционный паритет . Центральное правительство может быть, а может и не быть (теоретически) творением региональных правительств.
- Аргентина ( 23 провинции и один автономный город )
- Австралия ( шесть штатов и десять территорий )
- Австрия ( девять государств )
- Бельгия ( три региона и три языковых сообщества )
- Босния и Герцеговина ( два образования и один округ , который является кондоминиумом двух образований)
- Бразилия ( 26 штатов и Федеральный округ )
- Канада ( десять провинций и три территории )
- Коморские острова ( Анжуан , Гранд-Комор и Мохели )
- Эфиопия ( 10 регионов и 2 зарегистрированных города )
- Германия ( 16 стран )
- Индия ( 28 штатов и 8 союзных территорий )
- Ирак ( 18 провинций и один регион : Курдистан )
- Малайзия ( 13 штатов и три федеральные территории )
- Мексика ( 32 штата )
- Федеративные Штаты Микронезии (англ. Чуук , Косраэ , Понпеи и Ага )
- Непал ( семь провинций )
- Нигерия ( 36 штатов и одна федеральная территория: Федеральная столичная территория )
- Пакистан ( 4 провинции, 2 автономные территории и 1 федеральная территория )
- Россия ( 46 областей , 21 республика , девять краев , четыре автономных округа , два города федерального значения , одна автономная область )
- Сент-Китс и Невис ( Сент-Китс , нет )
- Сомали ( шесть федеральных государств-членов )
- Южный Судан ( десять штатов )
- Судан ( 17 штатов )
- Швейцария ( 26 кантонов )
- Объединенные Арабские Эмираты ( семь эмиратов )
- США ( 50 штатов , одна инкорпорированная территория и один федеральный округ: округ Колумбия )
- Венесуэла ( 23 штата , один столичный округ и Федеральные зависимости Венесуэлы )
Евросоюз
[ редактировать ]Точный политический характер Европейского Союза обсуждается: некоторые утверждают, что он sui Generis (уникальный), а другие утверждают, что он имеет черты федерации или конфедерации . В нем есть элементы межправительственности , когда Европейский Совет выступает в качестве его коллективного «президента», а также элементы наднационализма , когда Европейская Комиссия выступает в качестве исполнительной власти и бюрократии. [59]
См. также
[ редактировать ]- Список стран по дате перехода к республиканской системе правления
- Список политических систем во Франции
- Список нынешних глав государств и правительств
Примечания
[ редактировать ]- ^ Некоторым монархам предоставляется ограниченное количество дискреционных резервных полномочий только для использования при определенных обстоятельствах в соответствии с их ответственностью по защите конституции.
- ^ Епископ Уржельский и президент Франции выступают в качестве ex officio соправителей , интересы которых известны через представителя .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Одна из пятнадцати конституционных монархий, признающих монарха Соединенного Королевства главой государства, возглавляющим независимое правительство. Монарх имеет титул отдельно в каждой стране (например, король Австралии ) и условно назначает генерал-губернатора (GG) в каждой стране, кроме Соединенного Королевства, чтобы он действовал в качестве своего представителя. Премьер -министр (ПМ) является активным главой исполнительной ветви власти, а также лидером законодательного органа. Эти страны могут быть известны как « Королевства Содружества ».
Во многих случаях генерал-губернатор или монарх имеет гораздо больше теоретических или конституционных полномочий, чем они фактически осуществляют, за исключением рекомендаций выборных должностных лиц, согласно конституционному соглашению . Например, Конституция Австралии делает Генеральное правительство главой исполнительной власти (включая главнокомандующего вооруженными силами), хотя они редко когда-либо используют эту власть, за исключением рекомендаций выборных должностных лиц, особенно премьер-министра, который делает премьер-министра де-факто главой правительства. [ нужна ссылка ] - ^ Jump up to: а б с Острова Кука и Ниуэ находятся под суверенитетом монарха Новой Зеландии как самоуправляющиеся государства в свободной ассоциации с Новой Зеландией. Новая Зеландия и ассоциированные с ней государства, а также Токелау и зависимая территория Росс составляют Королевство Новая Зеландия . [ нужна ссылка ]
- ^ Коллективное президентство, состоящее из трех членов; по одному на каждую крупную этническую группу.
- ↑ Несмотря на наличие коллективного главы государства, глава государства Боснии и Герцеговины носит церемониальный характер и, как таковой, не управляется исполнительной системой.
- ^ Республика Польша была определена де-юре своей Конституцией как парламентская республика . Однако по своей природе система в основном носит полупрезидентский характер, поскольку президент Польши действительно обладает некоторой властью: глава государства назначает премьер-министра главой правительства и может наложить вето на законодательство, а также в определенных ситуациях распустить парламент. Кабинет министров и премьер-министр, назначаемые президентом, подлежат вотуму доверия польского парламента ( Сейма ). [11] [12] [13] [14] [15] [16]
- ↑ Их глава государства, состоящий из двух человек, капитан-регент , избирается сроком на шесть месяцев.
- ↑ Несмотря на наличие коллективного главы государства, глава государства Сан-Марино носит церемониальный характер и, как таковой, не управляется исполнительной системой.
- ^ Президент избирается парламентом и занимает место в парламенте (по должности ), как и премьер-министр. Если вотум недоверия окажется успешным и они не уйдут в отставку, это приведет к роспуску законодательного органа и новым выборам (согласно статье 92 Конституции ) .
- ^ Jump up to: а б с д Президент и законодательный орган избираются народом непосредственно путем двойного одновременного голосования .
- ^ По конституции президент обязан распустить парламент после успешного вынесения вотума недоверия правительству (статья 106 (6)) и новые выборы назначаются в течение 3 месяцев (статья 61). [24]
- ^ Согласно Конституции, президент Кирибати избирается большинством голосов после того, как кандидаты на пост президента выдвигаются вновь избранным законодательным органом. Если вотум недоверия президенту оказывается успешным, они отстраняются от должности, а законодательный орган распускается (инициируя новые выборы), а на время создается орган, известный как «Государственный совет» (в состав которого входят главный судья, президент комиссии по государственной службе и спикер законодательного органа) выполняет функции президента.
- ↑ Иран, называющий себя Исламской Республикой, сочетает в себе формы президентской республики с президентом, избираемым всеобщим голосованием, и теократии с Верховным лидером , который в конечном итоге несет ответственность за государственную политику, избираемым пожизненно избранной Ассамблеей. Эксперты . Кандидаты в Ассамблею экспертов и на пост президента проверяются назначенным Советом стражей .
- ^ де Австрийская Республика является -юре полупрезидентской страны в соответствии с Конституцией , однако она ведет себя скорее как парламентская республика на практике в соответствии с конституционным соглашением , при этом канцлер является ведущей политической фигурой страны, несмотря на то, что номинально занимает третье место в соответствии с Конституцией.
- ^ Номинально парламентская республика ; полупрезидентская система основана на временных дополнительных статьях . Согласно Конституции Китайской Республики , Национальное собрание косвенно избирает президента республики , который является церемониальным номинальным главой государства. Исполнительная власть принадлежала Председателю Исполнительного Юаня , который назначается и назначается президентом с согласия Законодательного Юаня . Дополнительные статьи сделали президента избираемым напрямую гражданами свободной территории и заменили утверждение Законодательным юанем для назначений премьер-министра обычным вотумом недоверия , заменяя обычные конституционные положения. Положение о прекращении действия дополнительных статей приведет к прекращению их действия в случае гипотетического возобновления правления Китайской Республики в материковом Китае.
- ^ Занимает место в законодательном органе.
- ^ Президент Швейцарии выступает в качестве primus inter pares в Федеральном совете Швейцарии , исполнительном совете из семи членов, который представляет собой как президентство, так и правительство.
- ^ Федеративная абсолютная монархия, в которой разные монархии или, в данном случае, шейхи выполняют обязанности президента и премьер-министра, хотя на самом деле они являются монархами.
- ^ Ватикан — выборная абсолютная монархия и римско-католическая теократия; ее монарх, Папа Римский , является главой всемирной Римско-католической церкви . Его власть в городе-государстве Ватикан не ограничена любой конституцией; однако, поскольку все его граждане и жители являются рукоположенными католическими священнослужителями, членами Швейцарской гвардии или их ближайшими родственниками, они, возможно, согласились подчиняться Папе или являются несовершеннолетними. (Гражданство предоставляется по принципу jus officii на основании назначения на определенную должность на службу Святого Престола и обычно прекращается после прекращения назначения. Гражданство также распространяется на супруга и детей гражданина, при условии, что они живы. вместе в городе; на практике их немного, поскольку основная часть граждан Ватикана — , соблюдающие целомудрие католические священнослужители или религиозные деятели . Некоторым лицам также разрешено проживать в городе, но они не соответствуют критериям или предпочитают не просить гражданства.) [42]
- ^ Президент Китая по закону является церемониальной должностью ; однако с 1993 года пост президента занимает генеральный секретарь Коммунистической партии Китая , который является самой влиятельной фигурой в политической системе. [43] Для получения дополнительной информации см. политику Китая .
- ^ Афганистан: по состоянию на декабрь 2022 г. [update]Несмотря на потерю территории Талибаном в 2021 году , Исламская Республика продолжает занимать место Афганистана в Организации Объединенных Наций, а недавно восстановленный Исламский Эмират остается непризнанным организацией. [56]
- ^ Спор между международно признанным Президентским советом руководства и Высшим политическим советом . [58]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Конституция» . Стортингет . 4 сентября 2019 г.
- ^ «Европа :: Норвегия — Всемирный справочник фактов — Центральное разведывательное управление» . www.cia.gov . 27 июня 2022 г.
- ^ Элджи, Роберт (2 января 2013 г.). «Президентизм, парламентаризм и полупрезидентизм: возвращение партий» (PDF) . Правительство и оппозиция . 46 (3): 392–409. дои : 10.1111/j.1477-7053.2011.01345.x . S2CID 145748468 .
- ^ «Конституция Болгарии 1991 года с поправками до 2015 года» (PDF) . www.constituteproject.org . Проверено 12 января 2020 г.
- ^ «Конституция Хорватии 1991 года с поправками до 2010 года» (PDF) . www.constituteproject.org . Проверено 12 января 2020 г.
- ^ «Чехия 1993 (ред. 2013)» . www.constituteproject.org . Проверено 12 января 2020 г.
- ^ «Конституция Исландии 1944 года с поправками, внесенными до 2013 года» (PDF) . www.constituteproject.org . Проверено 12 января 2020 г.
- ^ «Конституция Ирландии 1937 года с поправками, внесенными до 2012 года» (PDF) . www.constituteproject.org . Проверено 12 января 2020 г.
- ^ «Молдова (Республика) 1994 г. (ред. 2016 г.)» . www.constituteproject.org . Проверено 12 января 2020 г.
- ^ «Черногория 2007» . www.constituteproject.org . Проверено 12 января 2020 г.
- ^ «Польша 1997 (ред. 2009)» . www.constituteproject.org . Проверено 9 октября 2021 г.
- ^ «Польша – Всемирная книга фактов» . 22 сентября 2021 г. Проверено 8 октября 2021 г.
- ^ Весер, Эрнст [на немецком языке] (23 сентября 1997 г.). «Концепция полупрезидентского правления-Дюверже — модель новой политической системы» (PDF) . Департамент образования Педагогической школы Кёльнского университета , ж. стр. 39–60 . Проверено 21 августа 2017 г.
Дюамель развил этот подход дальше: он подчеркивает, что французская конструкция не соответствует ни парламентской, ни президентской форме правления, а затем развивает различие между «политической системой» и «конституционным режимом». В то время как первое включает в себя осуществление власти, являющееся результатом доминирующей институциональной практики, второе представляет собой совокупность правил доминирующей институциональной практики власти. Таким образом, Франция предстает как «президентская система», наделенная «полупрезидентским режимом» (1983: 587). Дюверже По этому стандарту он признает плеяду полупрезидентскими режимами, а также Польшу, Румынию, Болгарию и Литву (1993: 87).
- ^ Шугарт, Мэтью Соберг (сентябрь 2005 г.). «Полупрезидентские системы: модели двойной исполнительной и смешанной власти» (PDF) . Высшая школа международных отношений и тихоокеанских исследований . Архивировано из оригинала (PDF) 19 августа 2008 года . Проверено 21 августа 2017 г.
- ^ Шугарт, Мэтью Соберг (декабрь 2005 г.). «Полупрезидентские системы: модели двойной исполнительной и смешанной власти» (PDF) . Французская политика . 3 (3): 323–351. дои : 10.1057/palgrave.fp.8200087 . Проверено 21 августа 2017 г.
Даже если президент не имеет права по своему усмотрению формировать кабинеты министров или права распускать парламент, его или ее конституционные полномочия можно считать «весьма значительными» в смысле Дюверже, если одобренные в парламенте законы кабинета министров могут быть заблокированы избранным народом представителем. Такие полномочия особенно актуальны, если для преодоления вето требуется чрезвычайное большинство, как в Монголии, Польше и Сенегале. В этих случаях, хотя правительство полностью подотчетно парламенту, оно не может принимать законы, не принимая во внимание потенциально различные политические предпочтения президента.
- ^ Макменамин, Иэн. «Полупрезидентство и демократизация в Польше» (PDF) . Школа права и государственного управления Дублинского городского университета . Архивировано из оригинала (PDF) 12 февраля 2012 года . Проверено 11 декабря 2017 г.
- ^ «Сербия 2006» . www.constituteproject.org . Проверено 12 января 2020 г.
- ^ «Сингапур 1963 (ред. 2016)» . www.constituteproject.org . Проверено 12 января 2020 г.
- ^ «Словакия 1992 (ред. 2017)» . www.constituteproject.org . Проверено 12 января 2020 г.
- ^ «Словения 1991 г. (ред. 2013 г.)» . www.constituteproject.org . Проверено 12 января 2020 г.
- ^ «Сан-Марино: Конституция – 1974 г.» (PDF) . Мирная ассамблея во всем мире .
- ^ «Сан-Марино: Страновой отчет о свободе в мире за 2021 год» .
- ^ Jump up to: а б «Конституция Кирибати 1979 года с поправками, внесенными до 1995 года» (PDF) . www.constituteproject.org . Проверено 12 января 2020 г.
- ^ Конституция (2012 г.). «АКТ КОНСТИТУЦИЯ КООПЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГАЙАНА» (PDF) . Парламент Гайаны .
- ^ «Маршалловы Острова 1979 г. (ред. 1995 г.)» . www.constituteproject.org . Проверено 15 января 2020 г. .
- ^ «Науру 1968 (ред. 2015)» . www.constituteproject.org . Проверено 15 января 2020 г. .
- ^ «Конституция Южной Африки 1996 года с поправками, внесенными до 2012 года» (PDF) . www.constituteproject.org . Проверено 12 января 2020 г.
- ^ «КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ АНГОЛА» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 28 марта 2012 года . Проверено 3 августа 2011 г.
- ^ «Официальный сайт Президента Республики Казахстан» .
- ^ Дюверже (1980). «Новая модель политической системы: полупрезидентское правительство» . Европейский журнал политических исследований (ежеквартально). 8 (2): 165–187. дои : 10.1111/j.1475-6765.1980.tb00569.x .
Используемое здесь понятие полупрезидентской формы правления определяется только содержанием конституции. Политический режим считается полупрезидентским, если конституция, установившая его, сочетает в себе три элемента: (1) президент республики избирается всеобщим голосованием, (2) он обладает весьма значительными полномочиями; (3) напротив него, однако, находятся премьер-министр и министры, которые обладают исполнительной и правительственной властью и могут оставаться на своем посту только в том случае, если парламент не выразит им своей оппозиции.
- ^ Весер, Эрнст [на немецком языке] (1997). «Концепция полупрезидентиализма-Дюверже: модель новой политической системы» (PDF) . Журнал гуманитарных и социальных наук . 11 (1): 39–60 . Проверено 21 августа 2016 г.
- ^ Дюверже, Морис (сентябрь 1996 г.). «Республиканские монархии» ( PDF) . Pouvoirs, французский журнал конституционных и политических исследований (на французском языке). № 78. Париж: Éditions du Seuil. стр. 107–120. ISBN 2-02-030123-7 . ISSN 0152-0768 . OCLC 909782158 . Проверено 10 сентября 2016 г.
- ^ Бахро, Хорст; Байерляйн, Бернхард Х.; Весер, Эрнст [на немецком языке] (октябрь 1998 г.). «Концепция Дюверже: новый взгляд на полупрезидентское правительство». Европейский журнал политических исследований (ежеквартально). 34 (2): 201–224. дои : 10.1111/1475-6765.00405 . S2CID 153349701 .
Традиционный анализ правления в демократических странах с помощью политической науки и конституционного права начинается с традиционных типов президентства и парламентаризма. Однако существует общее мнение, что правительства в разных странах работают совершенно по-разному. Вот почему некоторые авторы вносят отличительные черты в свои аналитические подходы, сохраняя при этом общую дихотомию. Морис Дюверже, пытаясь объяснить Пятую французскую республику, обнаружил, что эта дихотомия не подходит для этой цели. Поэтому он прибегнул к концепции «полупрезидентского правительства»: Характеристики этой концепции таковы (Duverger 1974: 122, 1978: 28, 1980: 166):
1. президент республики избирается всеобщим голосованием,
2. он обладает довольно значительными полномочиями и
3. напротив него есть премьер-министр, который обладает исполнительной и правительственной властью и может оставаться на своем посту только в том случае, если парламент не выразит ему свою оппозицию. - ^ Jump up to: а б с Шугарт, Мэтью Соберг (декабрь 2005 г.). «Полупрезидентские системы: модели двойной исполнительной и смешанной власти» . Французская политика . 3 (3): 323–351. дои : 10.1057/palgrave.fp.8200087 .
- ^ Куделия, Сергей (4 мая 2018 г.). «Президентский активизм и прекращение правления в двухисполнительной Украине». Постсоветские дела . 34 (4): 246–261. дои : 10.1080/1060586X.2018.1465251 . S2CID 158492144 .
- ^ Jump up to: а б Zaznaev, Oleg (2005). "Атипичные президентские и полупрезидентские системы" [Atypical presidential and semi-presidential systems]. Uchenyye Zapiski Kazanskogo Gosudarstvennogo Universiteta (in Russian). 147 (1): 62–64 . Retrieved 3 April 2021 .
- ^ Леубнуджи Тан Натан (4 октября 2023 г.). «Предлагаемая новая конституция Чада: между надеждами на восстановление и неопределенным будущим» . КонституцияНет . Международный институт демократии и помощи в выборах . Проверено 12 июня 2024 г.
- ^ https://www.venice.coe.int/webforms/documents/default.aspx?pdffile=CDL-AD(2017)010-e
- ^ «Конституция Микронезии (Федеративных Штатов) 1978 года с поправками, внесенными до 1990 года» (PDF) . www.constituteproject.org . Проверено 11 января 2020 г.
- ^ Стюарт, Дона Дж. (2013). Ближний Восток сегодня: политические, географические и культурные перспективы . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. п. 155. ИСБН 978-0415782432 .
- ^ Дэй, Алан Джон (1996). Политические партии мира . Стоктон. п. 599. ИСБН 1561591440 .
- ^ « Закон о гражданстве, проживании и доступе » (на итальянском языке). Город-государство Ватикан. 11 февраля 2011 г.
- ^ Крис Бакли и Адам Ву (10 марта 2018 г.). «Отмена срока полномочий Си Цзиньпина — это большое дело. И вот почему. Сильно ли президентство в Китае?» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 12 марта 2018 года . Проверено 1 декабря 2019 г.
В Китае наиболее важной политической должностью является должность генерального секретаря Коммунистической партии. Партия контролирует вооруженные силы и силы внутренней безопасности, а также определяет политику, которую проводит правительство. Президентству Китая не хватает авторитета президентов США и Франции.
- ^ Пол, Рума; Гангули, Судипто (5 августа 2024 г.). «Премьер-министр Бангладеш Шейх Хасина бежит, армия заявляет, что будет сформировано временное правительство» . Рейтер . Проверено 5 августа 2024 г.
- ^ «Военные Буркина-Фасо заявляют, что захватили власть» . Новости Би-би-си . 24 января 2022 г. Проверено 30 августа 2023 г.
- ^ «Офицеры армии Габона заявляют, что захватили власть после выборов в богатой нефтью стране» . Рейтер . 30 августа 2023 г. Проверено 30 августа 2023 г.
- ^ «Полковник армии Гвинеи заявил, что правительство распущено, границы закрыты» . АП НОВОСТИ . 5 сентября 2021 г. Проверено 5 сентября 2021 г.
- ^ «Попытка государственного переворота в Гвинее: солдаты утверждают, что захватили власть у Альфы Конде» . Новости Би-би-си . 5 сентября 2021 г. Проверено 5 сентября 2021 г.
- ^ Бути, Наташа; Пивац, Марк (23 июля 2023 г.). «Ассими Гоита: Президент получает широкие полномочия в новой конституции Мали» . Новости Би-би-си . Проверено 4 августа 2023 г.
- ^ Абебе, Адем; Балмер, Эллиот (2019). «Выборы президентов в президентских и полупрезидентских демократиях» (PDF) . Международный институт демократии и помощи в выборах . Проверено 14 февраля 2024 г.
- ^ Пэддок, Ричард К. (31 марта 2022 г.). «Политзаключенных хунты Мьянмы после переворота теперь насчитывается 10 000» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 14 апреля 2022 г.
- ^ Аксар, Мусса; Балима, Бурейма (27 июля 2023 г.). «Солдаты Нигера заявляют, что правительство президента Базума свергнуто» . Рейтер . Проверено 27 июля 2023 г.
- ^ Гэвин, Мишель (8 апреля 2022 г.). «Хунта и общественность в разногласиях в Судане» . Совет по международным отношениям . Проверено 20 марта 2023 г.
- ^ Джеффри, Джек (23 октября 2022 г.). «Анализ: Год после переворота, трещины в военной хунте Судана» . Новости Ассошиэйтед Пресс . Каир, Египет . Проверено 20 марта 2023 г.
- ^ «Конституция Судана 2005 года» (PDF) . сайт конституциипроекта . Проверено 20 марта 2023 г.
- ^ Николс, Мишель (15 декабря 2022 г.). «Администрация афганского Талибана и хунта Мьянмы пока не допущены в Организацию Объединенных Наций» . Рейтер . Архивировано из оригинала 22 декабря 2022 года . Проверено 9 февраля 2023 г.
- ^ Чой, Джозеф (8 сентября 2021 г.). «ЕС: Временное правительство Талибана не выполняет обещаний» . Холм . Проверено 14 апреля 2022 г.
- ^ Гобари, Мохамед; Толба, Ахмед (8 апреля 2022 г.). «Президент Йемена передает полномочия совету, поскольку Саудовская Аравия стремится положить конец войне» . Рейтер . Аден . Проверено 14 апреля 2022 г.
- ^ Более подробное обсуждение см. Джон Маккормик, Политика Европейского Союза (Palgrave Macmillan, 2011), главы 1 и 2.