Ассоциированное государство
Из серии «Политика». |
Основные формы правления |
---|
Список стран по системе правления |
Политический портал |
Ассоциированное государство — это второстепенный партнер или зависимая территория в формальных, свободных отношениях между политической территорией (некоторые из них являются зависимыми государствами , большинство из них полностью суверенны ) и основной стороной — обычно более крупной нацией.
Подробности такой свободной ассоциации содержатся в Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций Принципе VI резолюции 1541 (XV) : [1] Договор о свободной ассоциации или Закон об ассоциированной государственности и специфичны для участвующих стран. Что касается Островов Кука и Ниуэ , подробности их соглашения о свободной ассоциации содержатся в нескольких документах, таких как их соответствующие конституции, Обмен письмами 1983 года между правительствами Новой Зеландии и Островов Кука и Совместное столетие 2001 года. Декларация. Свободно-ассоциированные государства можно охарактеризовать как независимые или нет, но свободная ассоциация не является признаком государственности или статуса субъекта как субъекта международного права .
Неформально его можно рассматривать более широко: от постколониальной формы дружеской защиты, или протектората , к конфедерации неравных членов , когда меньшие партнеры делегируют крупному партнеру (часто бывшей колониальной державе) некоторую власть, обычно сохраняемую исключительно за суверенное государство, обычно в таких областях, как оборона и международные отношения, часто пользуясь при этом благоприятными экономическими условиями, такими как доступ к рынку .
По мнению некоторых ученых, форму ассоциации, основанную на мягкой защите и делегировании суверенитета, можно рассматривать как определяющую черту микрогосударств . [2]
Федерация государстве , тип правительства, при котором по крайней мере одно из подразделений в унитарном пользуется автономией, как подразделение внутри федерации, похоже на ассоциированное государство, при этом такие подразделения обладают значительной независимостью во внутренних вопросах, за исключением иностранных дел и обороны. . Однако с точки зрения международного права [ нужна ссылка ] это совершенно иная ситуация, поскольку подразделения не являются независимыми международными образованиями и не имеют потенциального права на независимость. [ нужна ссылка ]
Происхождение концепции
[ редактировать ]Концепция ассоциированного государства первоначально использовалась для обозначения соглашений, в соответствии с которыми западные державы предоставляли (иногда очень ограниченную) степень самоуправления некоторым из своих колониальных владений после окончания Второй мировой войны . Вскоре после окончания войны французские колониальные территории Вьетнам , Камбоджа и Лаос были признаны «ассоциированными государствами» в рамках недавно созданного Французского Союза . Соглашение предоставляло этим странам ограниченную степень внутреннего и внешнего суверенитета (например, им разрешалось вступать в дипломатические отношения с небольшим числом стран), но по большей части оставляло за Францией эффективный контроль над внешними отношениями, а также военная, судебная, административная и экономическая деятельность. [3] [4] По мнению некоторых французских юристов, концепция ассоциированного государства согласно французской конституции 1946 года автоматически распространялась на территории Марокко и Туниса , которые до этого были протекторатами Франции. Однако, в отличие от своих коллег в Юго-Восточной Азии, ни Марокко, ни Тунис не вошли в состав Французского Союза. [5] Концепция ассоциированного государства применительно к бывшим французским колониальным владениям была описана как «неоколониальная», поскольку она не давала им реального внутреннего или внешнего суверенитета. [3] Все вышеупомянутые ассоциированные государства со временем стали полностью независимыми государствами. [ нужна ссылка ]
Пуэрто-Рико было зависимой территорией Соединенных Штатов после испано-американской войны . В испаноязычной версии действующей конституции (1952 г.) оно официально называется Estado Libre Asociado de Puerto Rico , что переводится как «Свободное ассоциированное государство Пуэрто-Рико». Он осуществляет существенное внутреннее самоуправление, аналогично штатам США , и находится под суверенитетом Конституции США . В отличие от Маршалловых Островов , Микронезии и Палау , Пуэрто-Рико не считается ассоциированным государством согласно внутреннему законодательству США, а в англоязычной конституции Пуэрто-Рико оно называется «содружеством». Официальное испанское название Пуэрто-Рико может заставить наблюдателей поверить в то, что его политический статус эквивалентен статусу ассоциированных государств Островов Кука, Маршалловых Островов, Микронезии, Ниуэ и Палау. Однако, в отличие от этих государств, Пуэрто-Рико не считается государством в соответствии с международным правом, и ученые обычно не рассматривают его как ассоциированное государство, подобное другим. Пуэрто-Рико сохраняет за собой право выбрать свободную ассоциацию, полную независимость или стать штатом США. [6] [7]
Когда Новая Зеландия предложила островам Кука ассоциированный статус, они привлекли Организацию Объединенных Наций и включили в соглашение возможность будущей независимости. Эти соображения стали актуальными в более поздних дебатах Специального комитета по деколонизации об ассоциированных государствах Вест-Индии . [8]
Государства, в настоящее время находящиеся в официальном объединении
[ редактировать ]Острова Кука и Ниуэ имеют статус «самоуправления в свободной ассоциации». [9] Новая Зеландия не может издавать для них законы, [10] [11] а в некоторых ситуациях они считаются суверенными государствами . [12] В международных отношениях оба взаимодействуют как суверенные государства. [13] [14] и им было разрешено подписываться как государство в договорах и органах Организации Объединенных Наций. [13] [15] Ни одна из них не решила вступить в ООН, поскольку Новая Зеландия выразила мнение, что такой шаг приведет к потере права на автоматическое получение новозеландского гражданства . [9] [16] Однако Новая Зеландия никогда официально не выступала против такого заявления и не утверждала, что ни одна из стран не будет иметь на это суверенного права. И Ниуэ, и Острова Кука установили свои собственные режимы гражданства и иммиграции. [17]
Федеративные Штаты Микронезии (с 1986 г.), Маршалловы Острова (с 1986 г.) и Палау (с 1994 г.) связаны с Соединенными Штатами в соответствии с так называемым « Договором о свободной ассоциации» , предоставляющим этим штатам международный суверенитет и окончательный контроль над их территория. Однако правительства этих территорий согласились позволить Соединенным Штатам обеспечить оборону; Федеральное правительство США предоставляет гранты на финансирование и доступ к социальным услугам США для граждан этих территорий. Соединенные Штаты извлекают выгоду из своей способности использовать острова в качестве стратегических военных баз. [ нужна ссылка ]
Ассоциированное государство [примечание 1] | Связано с | Связан с | Уровень ассоциации | Международный статус |
---|---|---|---|---|
Острова Кука | Новая Зеландия | 4 августа 1965 г. | Новая Зеландия действует от имени Островов Кука во внешних делах и вопросах обороны, но только по запросу правительства Островов Кука и с его совета и согласия . [18] [19] [20] | Не является государством-членом ООН . Независимость во внешних отношениях признана ООН |
Ниуэ | Новая Зеландия | 19 октября 1974 г. | Новая Зеландия действует от имени Ниуэ во внешних делах и вопросах обороны, но только по запросу правительства Ниуэ и с его совета и согласия. [21] [22] | Не член ООН. Независимость во внешних отношениях признана ООН |
Маршалловы острова | Соединенные Штаты | 21 октября 1986 г. | Соединенные Штаты предоставляют гражданам этих территорий оборону, финансирование грантов и доступ к социальным услугам США в соответствии с Договором о свободной ассоциации . [23] | государство-член ООН |
Федеративные Штаты Микронезии | Соединенные Штаты | 3 ноября 1986 г. | Соединенные Штаты предоставляют гражданам этих территорий оборону, финансирование грантов и доступ к социальным услугам США в соответствии с Договором о свободной ассоциации. [24] | государство-член ООН |
дворец | Соединенные Штаты | 1 октября 1994 г. | Соединенные Штаты предоставляют гражданам этих территорий оборону, финансирование грантов и доступ к социальным услугам США в соответствии с Договором о свободной ассоциации. [25] | государство-член ООН |
Бывшие ассоциированные государства
[ редактировать ]Официальная ассоциация существовала в соответствии с Законом о Вест-Индии 1967 года между Соединенным Королевством и шестью ассоциированными штатами Вест-Индии . Это были бывшие британские колонии в Карибском бассейне : Антигуа (1967–1981), Доминика (1967–1978), Гренада (1967–1974), Сент-Кристофер-Невис-Ангилья (1967–1983), Сент-Люсия (1967–1979), и Сент-Винсент (1969–1979). Согласно этому соглашению, каждый штат имел внутреннее самоуправление, но Великобритания сохраняла за собой ответственность за международные отношения и оборону. [26] Организация Объединенных Наций никогда не определяла, достигли ли эти ассоциированные государства полной меры самоуправления по смыслу Устава Организации Объединенных Наций и резолюций Генеральной Ассамблеи. В течение нескольких лет после создания статуса ассоциированного государства все шесть бывших ассоциированных государств запросили и получили полную независимость, за исключением Ангильи в составе бывшего союза Сент-Китс-Невис-Ангилья, которая отделилась от ассоциированного государства до обретения независимости. и стал самостоятельной зависимой территорией Великобритании. [ нужна ссылка ]
Незадолго до распада Советского Союза в 1991 году Татарская АССР в одностороннем порядке вышла из состава РСФСР как «суверенное государство» Татарстан и «субъект международного права». В 1994 году Татарстан и Российская Федерация заключили договор, в котором указывалось, что Татарстан «ассоциирован» с последней (а не является ее неотъемлемой частью). По соглашению Татарстан делегировал России определенные полномочия (например, некоторые внешние отношения и оборону). Изменения, внесенные в конституцию Татарстана в 2002 году, по мнению некоторых комментаторов, фундаментально меняют эти отношения, поскольку теперь Татарстан функционирует как, по сути, неотъемлемая часть России. [27] [28] [29] [30] [31]
Предлагаемые ассоциированные государства
[ редактировать ]Хотя Пуэрто-Рико описывается как « свободное ассоциированное государство » в соответствии с испаноязычной конституцией, его статус не эквивалентен статусу отдельного государства в соответствии с международным правом, поскольку юридически он остается территорией США . [32] Некоторые ученые предлагают деколонизацию Пуэрто-Рико посредством соглашения о свободной ассоциации с США, аналогичного тем, которые действуют на Маршалловых островах, Микронезии и Палау. [33] [34] Аналогичный путь был предложен для обновления политических отношений между Фарерскими островами и Данией , в которых первая стала бы ассоциированным государством второй. [35]
Правительство , в начале 2011 года начало кампанию за проведение некорпоративной территории США Гуама , возглавляемое тогдашним губернатором Эдди Кальво плебисцита по будущему политическому статусу Гуама, при котором свободная ассоциация будет следовать модели Маршалловых Островов, Микронезии и Палау в качестве одного из возможные варианты. [36] [37] Однако плебисцит позволил зарегистрироваться для участия только «коренным жителям», как это определено в законе Гуама. Белый в , не житель Чаморро , Арнольд Дэвис, подал федеральный иск в 2011 году из-за отказа в регистрации для участия в плебисците, а решение Апелляционного суда девятого округа США от июля 2019 года конечном итоге заблокировало плебисцит на том основании, что закон был основан на расовой принадлежности и нарушал конституционные избирательные права; Верховный суд США отказался рассматривать апелляцию правительства Гуама в мае 2020 года. [38] [39]
В 2003 году тогдашний Страны Басков президент Хуан Хосе Ибарретче предложил Конгрессу депутатов Испании реформу, которая превратила бы регион из автономного сообщества в составе Испании в государство свободной ассоциации, тем самым сделав Испанию конфедеративным государством . Это предложение было отвергнуто Конгрессом подавляющим большинством голосов. [40] [41] [42]
Токелау (зависимая территория Новой Зеландии) проголосовала на референдуме в феврале 2006 года, чтобы определить, хочет ли она остаться территорией Новой Зеландии или стать третьим государством в свободной ассоциации с Новой Зеландией (после Островов Кука и Ниуэ). Хотя большинство избирателей выбрали свободную ассоциацию, голосование не преодолело порог в две трети, необходимый для одобрения. Аналогичный референдум в октябре 2007 года под наблюдением ООН дал аналогичные результаты: предложенная свободная ассоциация не получила одобрения на 16 голосов. [43]
Создание юридического лица Бангсаморо (BJE) было предложено в 2008 году Исламским фронтом освобождения моро и Филиппинами . Обе стороны должны были подписать меморандум о соглашении о наследственных владениях, который должен был привести к созданию нового автономного правительства на юге Филиппин. Однако сделка была остановлена Верховным судом Филиппин , который постановил, что предложенные BJE «ассоциативные отношения» с национальным правительством Филиппин несовместимы с Конституцией Филиппин . [44] [45]
Некоторая форма свободной ассоциации была предложена в качестве решения периодических призывов к самоопределению со стороны народа Тобаго , меньшего острова в составе нации Тринидад и Тобаго , либо в рамках единого государства (аналогично ситуации Шотландии в составе Соединенных Штатов). Королевство) или как отдельное политическое образование. [46]
По заявлениям официальных лиц Абхазии и Приднестровья ( самопровозглашенные частично признанные республики бывшего СССР вышли из состава республик Грузии Молдовы и соответственно), обе страны намерены после признания своей независимости стать ассоциированными государствами Российской Федерации. В Приднестровье в сентябре 2006 года состоялся референдум , на котором отделение от Молдовы и «будущая свободная ассоциация» с Россией было одобрено перевесом в 97%, хотя результаты референдума не были признаны на международном уровне. [ нужна ссылка ]
Другие сопоставимые отношения
[ редактировать ]Существуют и другие ситуации, когда одно государство имеет власть над другой политической единицей. Соединенного Королевства Зависимые территории и зависимости Короны являются примерами этого, когда территория имеет свою собственную политическую систему и часто внутреннее самоуправление, но не имеет общего суверенитета. В свободной форме ассоциации некоторые суверенные государства уступают часть полномочий другим государствам, часто в сфере иностранных дел и обороны. [ нужна ссылка ]
Государства, в настоящее время уступающие власть другому государству
[ редактировать ]Состояние | Связано с | Связан с | Уровень ассоциации | Международный статус |
---|---|---|---|---|
Андорра | Испания и Франция | 1278 | За оборону отвечают Испания и Франция. [47] Андорра — со-княжество между главой государства Франции (в настоящее время президентом ) и епископом Уржельским . | государство-член ООН |
Кирибати | Австралия и Новая Зеландия | 1979 | На Кирибати нет вооруженных сил. Национальную оборону обеспечивают Австралия и Новая Зеландия. [48] | государство-член ООН |
Лихтенштейн | Швейцария | 1923 | Хотя глава государства представляет Лихтенштейн в его международных отношениях, Швейцария взяла на себя ответственность за большую часть дипломатических отношений Лихтенштейна. В Лихтенштейне нет вооруженных сил. [49] | государство-член ООН |
Монако | Франция | 1861 | Франция согласилась защищать независимость и суверенитет Монако, а правительство Монако согласилось осуществлять свои суверенные права в соответствии с французскими интересами, что было подтверждено Версальским договором 1919 года. [50] | государство-член ООН |
Науру | Австралия | 1968 | В Науру нет вооруженных сил. Австралия неофициально берет на себя ответственность за свою оборону. [51] | государство-член ООН |
Самоа | Новая Зеландия | 1914 | В Самоа нет регулярной армии. Новая Зеландия обеспечивает защиту в соответствии с неофициальным соглашением. [52] | государство-член ООН |
Сан-Марино | Италия | 1939 | По договоренности ответственность за оборону возлагается на Италию. [53] | государство-член ООН |
Ватикан | Швейцария (с 1506 г.) Италия (с 1929 г.) | 1506 г. (со Швейцарией ) 1929 (с Италией ) | Согласно Латеранскому договору , любой, кто теряет гражданство Ватикана и не имеет другого гражданства, автоматически становится гражданином Италии. Военную защиту Ватикана обеспечивает Италия, которая использует Папскую швейцарскую гвардию , основанную Папой Юлием II и предоставленную Швейцарией, в качестве телохранителей Папы. [54] | Государство-наблюдатель Генеральной Ассамблеи ООН |
Государства, ранее уступившие власть другому государству
[ редактировать ]Исландия , ранее входившая в состав Дании, стала номинально суверенным государством в 1918 году. Она оставалась в личной унии с датской короной и продолжала проводить общую внешнюю политику с Данией до 1944 года, когда она стала полностью независимой. [55]
Бутан , бывший протекторат Британской Индии , в договоре 1949 года согласился позволить новой независимой Индии вести свои международные отношения в относительно свободной форме ассоциации, в результате чего Бутан иногда называют «защищенным государством». [56] [57] Эти отношения были обновлены в договоре 2007 года, в котором было отменено положение, требующее от Бутана принять руководство Индии во внешней политике. [58]
Микрогосударства как современные защищенные государства
[ редактировать ]Существование свободных отношений, основанных как на делегировании суверенитета, так и на мягкой защите, можно рассматривать как определяющую черту микрогосударств. Согласно определению микрогосударств, предложенному Думенским (2014): «Микрогосударства — это современные защищенные государства, то есть суверенные государства, которые смогли в одностороннем порядке передать определенные атрибуты суверенитета более крупным державам в обмен на мягкую защиту своей политической и экономической жизнеспособности от их географические или демографические ограничения». [2] Принятие этого подхода позволяет отделить микрогосударства как от малых государств, так и от автономий или зависимостей. К микрогосударствам, понимаемым как современные охраняемые государства, относятся такие государства, как Лихтенштейн , Сан-Марино , Монако , Ватикан , Андорра , Ниуэ, Острова Кука и Палау. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]- Царство Содружества
- Зависимость от короны
- Доминион
- Внешняя ассоциация , 1921 г. предложила отношения между Ирландией и Соединенным Королевством.
- Домашнее правило
- Самоуправляющаяся колония
Примечания
[ редактировать ]- ^ Сортировано по дате создания свободной ассоциации.
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ См .: Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций одобрила резолюцию 1541 (XV). Архивировано 21 января 2012 года в Wayback Machine (страницы: 509–510), определяющую свободную ассоциацию с независимым государством, интеграцию в независимое государство или независимость.
- ^ Jump up to: а б Думенский, Збигнев (2014). «Микрогосударства как современные защищенные государства: к новому определению микрогосударственности» (PDF) . Случайная бумага. Центр исследований малых государств. Архивировано из оригинала (PDF) 14 июля 2014 года . Проверено 20 августа 2014 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Jump up to: а б Игараси, Масахиро (2002). Ассоциированная государственность в международном праве . Гаага, Нидерланды: Kluwer Law International. п. 24. ISBN 90-411-1710-5 .
- ^ «UQAM | Индокитайская война | АССОЦИИРОВАННЫЕ ШТАТЫ ИНДОКИТАЯ» . indochine.uqam.ca .
- ^ Ривлин, Бенджамин (1982). «Международный статус Соединенных Штатов и Марокко, 1943–1956 годы: фактор, способствующий восстановлению независимости Марокко от Франции». Международный журнал африканских исторических исследований . 15 (1): 64–82. дои : 10.2307/218449 . JSTOR 218449 .
- ^ «Расширенная государственность в Карибском бассейне ~ Пятьдесят лет Содружества ~ Противоречия свободной ассоциированной государственности в Пуэрто-Рико: Rozenberg Quarterly» . Проверено 15 августа 2020 г.
- ^ «Конституционность деколонизации путем ассоциированной государственности: пересмотр правового статуса Пуэрто-Рико» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 18 октября 2019 года . Проверено 18 октября 2019 г.
- ^ Бридж В. Лал (22 сентября 2006 г.). « «Переговоры на островах Тихого океана»: заметки Офиса Содружества о переговорах четырех держав в Вашингтоне» . Британские документы о проекте «Конец империи», серия B, том 10: Фиджи . Лондонский университет: Институт исследований Содружества. п. 308. ИСБН 9780112905899 .
- ^ Jump up to: а б Острова Кука: конституционный статус и международная личность, Министерство иностранных дел и торговли Новой Зеландии, май 2005 г. Архивировано 4 марта 2016 г. на Wayback Machine.
- ^ Конституция Островов Кука. Архивировано 24 сентября 2015 года в Wayback Machine . «За исключением случаев, предусмотренных Законом Парламента Островов Кука, ни один закон и никакие положения любого закона Парламента Новой Зеландии, принятые после вступления в силу настоящей статьи, не должны распространяться или считаться распространяющимся на Острова Кука в рамках законодательства Островов Кука».
- ^ Ниуэ Резюме, Часть 1 A (Общая информация); стр. 18. Архивировано 21 января 2016 г. в Wayback Machine. «Парламент Новой Зеландии не имеет полномочий принимать законы в отношении Ниуэ по любому вопросу, кроме как по прямому запросу и с согласия правительства Ниуэ».
- ^ См. различные заявления суда, стр. 262–264.
- ^ Jump up to: а б Справочник по практике органов Организации Объединенных Наций, Дополнение № 8; страница 10. Архивировано 19 октября 2013 года на островах Кука Wayback Machine с 1992 года и на Ниуэ с 1994 года.
- ^ «СОВМЕСТНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ К 100-летию принципов отношений между Островами Кука и Новой Зеландией, 6 апреля 2001 г.» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 27 мая 2013 года.
- ↑ Управление по правовым вопросам ООН. Архивировано 28 июля 2011 г. в Wayback Machine. Страница 23, номер 86. «...вопрос о статусе Островов Кука как государства был должным образом решен положительно...»
- ^ Уникальный конституционный и международный статус Островов Кука, стр. 9. Острова Кука и Ниуэ не имеют собственного гражданства, а жители островов Кука и Ниуэ имеют гражданство Новой Зеландии .
- ^ Обзор конституций Тихоокеанского региона, стр.7. Архивировано 5 марта 2012 года в Wayback Machine - Закон о въезде, проживании и выезде из Ниуэ 1985 года.
- ^ ЦРУ (15 июля 2010 г.). «Острова Кука на странице ЦРУ» . ЦРУ . Проверено 15 июля 2010 г.
- ^ Правительство Новой Зеландии. «Закон о Конституции Островов Кука 1964 года» . Офис парламентского советника Новой Зеландии . Проверено 21 августа 2015 г.
- ^ Правительство Новой Зеландии. «Приказ о вступлении в силу Конституции Островов Кука 1965 года» . Офис парламентского советника Новой Зеландии . Проверено 21 августа 2015 г.
- ^ ЦРУ (15 июля 2010 г.). «Ниуэ на странице ЦРУ» . ЦРУ . Проверено 15 июля 2010 г.
- ^ Правительство Новой Зеландии. «Закон о Конституции Ниуэ 1974 года» . Офис парламентского советника Новой Зеландии . Проверено 21 августа 2015 г.
- ^ ЦРУ (15 июля 2010 г.). «Маршалловы Острова на странице ЦРУ» . ЦРУ . Проверено 15 июля 2010 г.
- ^ ЦРУ (15 июля 2010 г.). «ФСМ на странице ЦРУ» . ЦРУ . Проверено 15 июля 2010 г.
- ^ ЦРУ (15 июля 2010 г.). «Палау на странице ЦРУ» . ЦРУ . Проверено 15 июля 2010 г.
- ^ Бродерик, Маргарет (1968). «Ассоциированная государственность: новая форма деколонизации». Ежеквартальный журнал международного и сравнительного правоведения . 17 (2): 368–403. дои : 10.1093/iclqaj/17.2.368 . JSTOR 757111 .
- ^ Стоу-Терстон, Эбигейл (29 апреля 2016 г.). «Союзное государство: федерация и автономия в Татарстане» . Проекты с отличием по русистике . Проверено 15 сентября 2023 г.
- ^ «Внешние связи Татарстана» (PDF) . ethz.ch. Проверено 15 сентября 2023 г.
- ^ Грейни, Кэтрин Э. (21 октября 2009 г.). О ханах и кремлях: Татарстан и будущее этнофедерализма в России . Лексингтонские книги. ISBN 9780739126356 – через Google Книги.
- ^ «Страх и ненависть в российской Каталонии: борьба Москвы с федерализмом» . Война на камнях . 31 января 2018 г.
- ^ «Татарстан: статус под пристальным вниманием, поскольку законодатели меняют Конституцию» . Радио Свободная Европа/Радио Свобода . 9 апреля 2008 г.
- ^ Кейтнер, Химен (20 августа 2014 г.). «От завоевания к согласию: Пуэрто-Рико и перспективы подлинной свободной ассоциации» . дои : 10.2139/ssrn.2484239 . ССНН 2484239 .
- ^ Родригес-Орельяна, Мануэль (1987). «Размышляя о Микронезии: перспективы деколонизации Пуэрто-Рико в соответствии с международным правом» . Межамериканский обзор права Университета Майами . 18 (3): 457–490. JSTOR 40176161 .
- ^ Розенблатт, Питер Р. «Статус свободной ассоциации на островах Тихого океана и его влияние на Пуэрто-Рико и Карибский бассейн» .
- ^ Кейтнер, Химен (27 марта 2010 г.). «Ассоциированная государственность: принципы и перспективы» . ССНР 933739 .
- ^ Пост, Кевин Керриган и Гейнор Д. Далено | Газета Guam Daily (13 октября 2018 г.). «Правительство Гуама надеется на положительное решение по плебисциту» . Гуам Дейли Пост .
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Дженнифер Синко Келлехер (12 октября 2018 г.). «Гуам настаивает на голосовании только коренных жителей по вопросу отношений с США» . «ВМС Таймс» . Ассошиэйтед Пресс.
- ^ «Верховный суд США отказался рассматривать дело о плебисците на Гуаме» . Новости США и мировой отчет . Ассошиэйтед Пресс. 5 мая 2020 г. Проверено 4 сентября 2020 г.
- ^ Лимтиако, Стив (8 июня 2020 г.). «Гуам взвешивает варианты спасения плебисцита по политическому статусу» . Пасифик Дейли Ньюс . Проверено 4 сентября 2020 г.
- ^ «Архивная копия» (PDF) . www.nuevoestatutodeeuskadi.net . Архивировано из оригинала (PDF) 15 июля 2007 года . Проверено 11 января 2022 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Басагурен, Альберто Лопес (2019). «Страна Басков, модель территориальной автономии и конституционное требование национализма» . Основы: Монографические тетради по теории государства, публичному праву и истории конституции (на испанском языке) (10): 10.
- ^ Торрес, Лаура Г. (19 мая 2008 г.). «Эль План Ибарретче» . Rtve.es (на испанском языке).
- ^ Грегори, Анджела (25 октября 2007 г.). «Токелау голосует за то, чтобы остаться зависимой территорией Новой Зеландии» . Новозеландский Вестник . Архивировано из оригинала 25 мая 2017 года . Проверено 16 сентября 2011 г.
- ^ Фриальде, Майк (15 октября 2008 г.). «Верховный суд признал сделку о наследственном домене «неконституционной» » . Филиппинская звезда . Проверено 6 июня 2022 г.
- ^ Каябьяб, Марк Джейсон (28 октября 2014 г.). «Два бывших магистрата спорят по поводу конституционности законопроекта Бангсаморо» . Филиппинский Daily Inquirer . Проверено 6 июня 2022 г.
- ^ Ванус Джеймс; Уинфорд Джеймс (27 июня 2021 г.). «Размышления о законопроекте о Конституции (поправке) (самоуправлении Тобаго), 2021 г.» . Новости Тринидада и Тобаго . Проверено 30 сентября 2021 г.
- ^ ЦРУ (15 июля 2010 г.). «Андорра на странице ЦРУ» . ЦРУ . Проверено 15 июля 2010 г.
- ^ «Кирибати» . Всемирная книга фактов (изд. 2024 г.). Центральное разведывательное управление .
- ^ ЦРУ (15 июля 2010 г.). «Лихтенштейн на странице ЦРУ» . ЦРУ . Проверено 15 июля 2010 г.
- ^ ЦРУ (15 июля 2010 г.). «Монако на странице ЦРУ» . ЦРУ . Проверено 15 июля 2010 г.
- ^ ЦРУ (15 июля 2010 г.). «Науру на странице ЦРУ» . ЦРУ . Проверено 15 июля 2010 г.
- ^ «Самоа» . Всемирная книга фактов (изд. 2024 г.). Центральное разведывательное управление .
- ^ ЦРУ (15 июля 2010 г.). «Сан-Марино на странице ЦРУ» . ЦРУ . Проверено 15 июля 2010 г.
- ^ ЦРУ (15 июля 2010 г.). «Святой Престол (Ватикан) на странице ЦРУ» . ЦРУ. Архивировано из оригинала 11 июля 2010 года . Проверено 15 июля 2010 г.
- ^ Геблер, Ральф; Ши, Элисон (6 июня 2014 г.). Источники практики государств в международном праве: второе пересмотренное издание . Издательство Мартинуса Нийхоффа. ISBN 9789004272224 .
- ^ «Договор о дружбе между Индией и Бутаном» (PDF) . (30,6 КиБ ) )
- ^ Чавла, Свати (8 февраля 2019 г.). «Как Бутан перестал быть частью Индии» . Проволока .
- ^ Велптон, Джон (1 февраля 2008 г.). «Непал и Бутан в 2007 году: в поисках неуловимого консенсуса». Азиатский опрос . 48 (1): 184–190. дои : 10.1525/as.2008.48.1.184 .