Четвертая стена


Четвертая стена о исполнении, - это конвенция в которой невидимая, воображаемая стена отделяет актеров от аудитории. В то время как аудитория может видеть через эту «стену», Конвенция предполагает, что актеры действуют так, как будто они не могут. Начиная с 16 -го века, рост иллюзиозма в постановкой практике, который завершился реализмом и натурализмом театра 19 -го века , привел к развитию концепции четвертой стены. [ 1 ] [ 2 ]
Метафора стоящей предполагает связь с Мизе-Эн-Сне, за аркой аварки . Когда сцена установлена в помещении, а три стены его комнаты представлены на сцене, в том, что известно как коробочный набор , четвертый из них будет проходить вдоль линии (технически называемого проселения ), отличая комнату от аудитории . Четвертая стена , тем не менее, является театральной конвенцией, а не дизайном сет . Актеры игнорируют аудиторию, фокусируются исключительно на драматическом мире и остаются поглощенными в своей художественной литературе, в том, что театральный практикующий врач Константин Станиславский назвал «общественным одиночеством» [ 3 ] (Способность вести себя как можно было бы в частном порядке, несмотря на то, что, на самом деле, пристально наблюдать, когда это делал или быть «одиноким на публике»). Таким образом, четвертая стена существует независимо от присутствия каких -либо реальных стен на съемочной площадке, физического расположения театрального здания или места исполнения, или расстояния актеров от или близости к аудитории. [ Цитация необходима ] На практике исполнители часто питают энергию аудитории ощутимым образом, модулируя производительность вокруг коллективного ответа, особенно в ходе движения вокруг вспышек смеха, так что линии не доставляются неразборчиво.
Перерыв четвертой стены нарушает эту конвенцию о исполнении, которая была принята в целом в драме. Это может быть сделано либо путем непосредственного ссылки на аудиторию, пьесу как пьесу, либо художественной индивидуальности. Временная приостановка соглашения таким образом привлекает внимание к его использованию в остальной части производительности. Этот акт привлечения внимания к конвенциям по выступлению пьесы метатеатрально . Аналогичный эффект метареференции достигается, когда конвенция о том, как избежать прямых контактов с камерой, обычно используемой актерами в телевизионной драме или фильме, временно приостановлено. Фраза «разбивая четвертую стену» используется для описания таких эффектов в этих средах. Разрыв четвертой стены также возможен в других средствах массовой информации, таких как видеоигры и книги .
История
[ редактировать ]
Принятие прозрачности четвертой стены является частью приостановки неверия между художественной литературой и аудиторией, позволяя им наслаждаться художественной литературой, как будто они наблюдают за реальными событиями. [ 2 ] Концепция обычно приписывается философу, критику и драматургу Денису Дидроту , который в 1758 году написал, что актеры и писатели должны «представить огромную стену на передней части сцены, отделяя вас от аудитории и ведут Никогда не поднялся ». [ 4 ] Критик Винсент Кенби описал это в 1987 году как «этот невидимый скрим, который навсегда отделяет аудиторию от сцены». [ 5 ]
Театр
[ редактировать ]Четвертая стена не существовала как концепция для большей части драматической истории. Классические пьесы от Древней Греции до эпохи Возрождения частые прямые адреса для аудитории, такие как Asides и Soliloquies .
Присутствие четвертой стены - это устоявшаяся конвенция современного реалистичного театра , которая заставила некоторых артистов обратить на нее непосредственное внимание к драматическому или комическому эффекту, когда граница «сломана», когда актер или персонаж обращаются к аудитории напрямую. [ 1 ] [ 6 ] Разрушение четвертой стены встречается в пантомиме и в детском театре, где, например, персонаж может обратиться к детям о помощи, так как, когда Питер Пан обращается к аудитории к аплодисментам в попытке возродить исчезающий колокольчик («Если вы верите в Феи, хлопай в ладоши! »).
Кино
[ редактировать ]![]() |
Одним из самых ранних записанных разрыва четвертой стены в серьезных кино были в немой фильме Мэри Маклейн в 1918 году, которые занимались со мной любовью , в которой загадочный автор, который изображает себя - прерывает виньеток на экране, чтобы обратиться к аудитории напрямую. [ 7 ]
Оливер Харди часто ломал четвертую стену в своих фильмах со Стэном Лорелом , когда он смотрел прямо на камеру, чтобы искать сочувствие зрителей. Граучо Маркс говорил непосредственно с аудиторией в крекерах животных (1930) и на лошадях (1932), в последнем фильме, посоветую им «выйти в лобби» во время Чико Маркса фортепианной . Комедийные фильмы Мела Брукса , Монти Пайтон и Цукера, Авраама и Цукера часто разбивали четвертую стену, так что с этими фильмами «Четвертая стена настолько хрупкая и настолько часто разбилась, что она могла бы не существовать», согласно AV Club . [ 8 ]
Вуди Аллен неоднократно сломал четвертую стену в своем фильме «Энни Холл» (1977), как он объяснил, «потому что я чувствовал . " [ 9 ] Его фильм 1985 года «Фиолетовая роза Каира» показывает разрыв четвертой стены в качестве центральной сюжетной точки. [ 10 ]
Четвертая стена была использована в качестве неотъемлемой части структуры сюжета и для продемонстрирования персонажа, которого играет Майкл Кейн, в его одноименной роли прорыва в фильме 1966 года «Альфи» , который часто говорил с аудиторией, чтобы объяснить мышление и мотивацию женской молодых Человек, говорящий непосредственно с камерой, рассказывая и оправдывая свои действия, его слова часто контрастируют с его действиями.
Джерри Льюис написал в своей книге 1971 года «Тотальный режиссер» : «Некоторые режиссеры считают, что вы никогда не должны иметь актера прямо в камеру. Обычно у меня есть мои актеры, в одном, я смотрю прямо в камеру, по крайней мере, один раз в фильме, если точка должна быть подана ». [ 11 ] Мартин и Льюис смотрят непосредственно на аудиторию в «Ты никогда не слишком молод» (1955), а Льюис и коллега Стелла Стивенс несколько раз смотрят прямо в камеру в «Орешенном профессоре» (1963), а персонаж Льюиса держит пантомиму Разговор с аудиторией в беспорядочном упорядочении (1964). Финальная сцена Пэтси (1964) известна тем, что раскрывает зрителям фильм как фильм, а Льюис - актер/режиссер. [ 12 ] [ 13 ]
В фильме «Подросток» 1986 года «День Ферриса Бюллера» , одноименный персонаж разбивает четвертую стену, чтобы поговорить прямо с аудиторией на протяжении всего фильма. Персонажи в Mockumentary Film 2017 года I, Тоня последовательно обращаюсь к аудитории на протяжении всего времени выполнения фильма.
Кевин Костнер ломает четвертую стену с взглядом на камеру в конце фильма Оливера Стоуна 1991 года JFK .
Эдвард Нортон нарушает четвертую стену в боевом клубе 1999 года .
Майк Майерс сломал четвертую стену в гуру любви , когда он посмотрел прямо на камеру на долю секунды, когда песня «Королева» стала ссылкой на знаменитую Уэйна . сцену в мировой головке [ 14 ] Эдди Мерфи делает два коротких, бессловесных взгляда на камеру в торговых местах . Джон Крайер ломает четвертую стену, посмотрев на камеру в конце фильма 1986 года « Prite in Pink» , как и Берт Рейнольдс в Смоки и Бандит , Джейсон Судейкис в We The Millers , и Курт Рассел в Death Pression Наклонить Рейнольдса в Бандите ). Халк Хоган ломает стену, обращаясь к аудитории непосредственно в Gremlins 2: Новая партия . Ближе к концу никого дурака Тиффани Хаддиш разрывает четвертую стену, заявляя, что фильм не закончился, а затем продолжает разрушить свадебную церемонию.
На железной дороге дети весь актерский состав ломает четвертую стену и выполняет занавес, когда катятся титры. Камера медленно движется вдоль железнодорожной дорожки в направлении поезда, украшенного флагами, перед тем, как весь актерский состав собирается, размахивает и подбадривает камеру. В начале кредитной последовательности можно услышать, что голос кричит: «Спасибо, мистер Форбс», чтобы подтвердить продюсера Брайана Форбса. В конце концов, Бобби Уотербери (Дженни Агуттер) держит небольшой лист, на котором «конец» написан в мелах.
На празднике мистера Бин , весь актерский состав вместе с массированными дополнениями нарушает четвертую стену, присоединившись к пению « La Mer » Чарльза Тренет в сопровождении записи автора песни.
Фильмы Deadpool , Deadpool 2 и Deadpool & Wolverine специально известны главным героем Deadpool , которого играет Райан Рейнольдс , постоянно нарушая четвертую стену.
В забавных играх Пол и Питер неоднократно ломали четвертую стену, поворачиваясь и смириваясь с камерой, разговаривая с аудиторией, сказав, что они, вероятно, болеют за семью, обращаясь к фильму, не в его функции, и улыбается камере в конец фильма.
в 2022 году Фильм «Убеждения» подвергся критике за его модернизацию, взяв на себя классический роман Джейн Остин 1817 года из -за того, что главный герой Энн Эллиот (сыгранная Дакота Джонсон ) постоянно ломал четвертую стену, взаимодействуя с аудиторией. [ 15 ]
Последний снимок Стивена Спилберга 2022 года полуавтобиографического фильма «Фабельманы» сознательно разбивают четвертую стену и перезаписывают горизонт на изображении Сэмми Фабелмана (в исполнении Габриэля Лабилле ), который содержит советы Режиссер Джона Форда (сыгранный Дэвид Линч ) дал Сэмми заранее кадрирование (в сцене, воссоздавая знаменитую встречу между Спилбергом и Фордом в 1960 -х годах). Снимок уже был в сценарии перед съемками. [ 16 ]
Телевидение
[ редактировать ]По телевизору четвертая стена сломалась на протяжении всей истории среды.
Четвертая поломка стены распространена в комедии и часто используется Bugs Bunny и другими персонажами в Looney Tunes и других более поздних анимационных шоу, [ 17 ] а также в прямом эфире 1960-х годов комедия летающего цирка Монти Пайтона , которую труппа также принесла в их художественные фильмы. [ 18 ] Джордж Бернс регулярно сломал четвертую стену на шоу Джорджа Бернса и Грейси Аллен (1950). [ 19 ]
Еще одно соглашение о том, как разорвать четвертую стену, часто наблюдается на макетных ситкомах, включая офис . Макетарь показывает, что разбивает четвертую стену, развлекается в документальном жанре с намерением увеличить сатирический тон шоу. Персонажи в офисе напрямую разговаривают с аудиторией во время последовательностей интервью. Персонажи удаляются из остальной части группы, чтобы говорить и размышлять об их опыте. Человек за камерой, интервьюер, также ссылается, когда персонажи смотрят и говорят прямо на камеру. Интервьюер, однако, только косвенно разговаривает и остается скрытым. Этот метод, когда используется на шоу со сложными жанрами, служит для повышения комического тона шоу, а также доказывает, что сама камера далеко не пассивный зритель. [ 20 ]
Другой подход к нарушению четвертой стены - через центрального персонажа рассказчика , который является частью событий шоу, но иногда говорит прямо с аудиторией. Например, Фрэнсис Уркхарт в Британском телевизионном сериале « Дом карточного сериала» , чтобы играть в «Короля» , и финальный режим несколько раз обращается к аудитории в течение каждого эпизода, предоставляя комментарии зрителя на свои собственные действия на шоу. [ 21 ] Та же самая техника также используется, хотя реже, в американской адаптации карт главного героя Фрэнка Андервуда . [ 22 ]
Серия Netflix серии Серия неудачных событий , основанная на Даниэля Хэндлера серии книг одноименной , включающая некоторые из повествовательных элементов из книг, имея Лимони Снюкет в качестве персонажа рассказчика (в исполнении Патрика Уорбертона ), выступая непосредственно на телевидение Зритель, который часто ломает четвертую стену, чтобы объяснить различные литературные игры слов таким образом, как повествование книги. [ 23 ] Главный герой Fleabag также часто использует технику для предоставления экспозиции, внутренних монологов и бегущего комментария для аудитории. [ 24 ]
Каждый эпизод ситкома, спасенный колоколом, ломает четвертую стену во время введения персонажа Зак Моррис . В большинстве эпизодов есть несколько других четвертых разрывов стен. Это похоже на то, как свежий принц Bel-Air , Кларисса объясняет все это и Малкольм в среднем использовании четвертых настенных перерывов для настройки историй или персонажей комментировать ситуации. [ 25 ]
Кроме того, нарушение четвертой стены также может быть использована в мета-ссылках , чтобы привлечь внимание или пригласить на размышления о конкретной проблеме во власти. Примером этого является первое эпизод последнего сезона шоу -атаки на Титана , где недавно представленный персонаж, Falco Grice , начинает галлюцинировать события, которые произошли в последние 3 сезона. Это литературное устройство использует самооценку, чтобы вызвать осознание средств массовой информации у получателя, используемое для определения радикального сдвига в перспективе от эльдийца к Марлианской стороне и может использоваться во всех видах СМИ. [ 26 ]
Использование нарушения четвертой стены на телевидении иногда было непреднамеренным. В эпизоде Доктора Кто « Пещеры Андрозани » персонаж Моргуса смотрит прямо на камеру, думая вслух. Это было связано с тем, что актер Джон Нормингтон неправильно понимал направление сцены, [ 27 ] Но режиссер эпизода, Грэм Харпер , чувствовал, что это помогло увеличить драматическую напряженность, и решил не пересматривать сцены. [ 28 ]
Видеоигры
[ редактировать ]Учитывая их интерактивный характер, почти все видеоигры нарушают четвертую стену, прося об участии игрока и наличие элементов пользовательского интерфейса на экране (например, объяснения управления игрой), которые обращаются к игроку, а не к его персонажу. Методы четвертой стены, разбивающегося в повествовании, включают, что персонаж сталкивается с направлением игрока/экрана, имеющего самосознательный персонаж, который признает, что они находятся в видеоигры, или с секретным или бонусным контентом, установленным вне повествования игры, который может Либо расширяйте игровой мир (например, с использованием ложных документов ), либо предоставьте контент типа «за кулисами». Такие случаи, как правило, создают видеоигру, которая включает в себя метафизический повествование, обычно в настоящее время персонажи в игре, включающие знания, которые они находятся в видеоигре. [ 29 ]
Например, в литературном клубе Doki Doki! Один из персонажей ( Моника ) знает, что она является частью видеоигры, и в конце концов общается с игроком. Чтобы продвинуться дальше в истории, игрок должен удалить файл «monika.chr» (действие, которое они предпринимают за пределами игры). [ 30 ] Сюжет игры OneShot вращается вокруг вымышленной вселенной игры, которая симуляция, работающая на компьютере игрока, причем определенные персонажи знают об этом факте, а иногда и непосредственно общаться с игроком. [ 31 ] В других случаях метафизических видеоигр игра изменяет ожидание игрока на то, как должна вести себя игра, что может сделать вопрос игрока вопросом, если их собственная игровая система виновата, помогая увеличить погружение в игру. [ 29 ]
Но поскольку видеоигры по своей природе гораздо более интерактивны, чем традиционные фильмы и литература, определение того, что действительно сломает четвертую стену в среде видеоигры, становится трудным. [ 32 ] Стивен Конвей, пишущий для Gamasutra , предполагает, что в видеоиграх многие предполагаемые примеры нарушения четвертой стены на самом деле лучше понимаются как перемещение четвертой стены или расширения « волшебного круга » (вымышленный игровой мир), чтобы охватить игрока. [ 32 ] Это в отличие от традиционных четвертых разрывов стен, которые нарушают иллюзию аудитории или приостановку неверия , признавая их напрямую. [ 32 ] Конвей утверждает, что это расширение волшебного круга в видеоиграх фактически служит для более полного погружения игрока в вымышленный мир, а не вывести зрителя из вымышленного мира, что чаще встречается в традиционных четвертых разрывах стен. Примером этого расширения магического круга можно найти в игре : последний ритуал , в котором игрок получает внутриигровое электронное письмо по своему реальному адресу электронной почты и должен посетить веб-сайты вне игры, чтобы решить некоторые из головоломки в игре. Другие игры могут расширить волшебный круг, чтобы включить аппаратное обеспечение игры. Например, Люди Икс для Mega Drive/Genesis требуют, чтобы игроки сбрасывали свою игровую консоль в определенную момента, чтобы сбросить в игровой комнате X-Men, в то время как Metal Gear Solid просит игрока поставить контроллер DualShock на шею Чтобы имитировать массаж спины, данный в игре. [ 32 ]
Другие примеры включают в себя праздничную анимацию Sonic the Hedgehog в его играх, где персонаж на экране будет смотреть на игрока и с нетерпением ждать его ноги, если он на некоторое время остается в одиночестве, и один уровень Макса Пейна имеет одноименный персонаж пришел к реализации Он и другие персонажи находятся в видеоигре и рассказывают, что игрок видит как часть пользовательского интерфейса. [ 32 ] Вечная темнота , которая включала в себя метр здравомыслия, моделирует различные общие компьютерные сбои для игрока, поскольку измеритель здравомыслия истощен, включая синий экран смерти . [ 32 ] Притча Стэнли также является известным примером этого, так как рассказчик из игры постоянно пытается рассуждать с игроком, даже заходя настолько далеко, что просит игрока отключить игру в какой-то момент. [ 33 ]
Литература
[ редактировать ]
Метод разрыва четвертой стены в литературе - это металлический разум (нарушение уровней повествования), которое является методикой, часто используемой в метафизии . Жанр метафизации возникает, когда персонаж в литературном произведении признает реальность, что они на самом деле является фиктивным существом. [ 34 ] Использование четвертой стены в литературе можно проследить до сказки Кентербери и Дон Кихота . Аббатство Нортангер - пример поздней современной эпохи. [ 35 ]
Он был популяризирован в начале 20-го века во время постмодернистского литературного движения . [ 36 ] Такие художники, как Вирджиния Вульф в маяк и Курт Воннегут в «Завтраке чемпионов», использовали жанр, чтобы подвергнуть сомнению принятые знания и источники культуры. [ 37 ] Использование метафизии или нарушение четвертой стены в литературе варьируется от того, что на сцене, этот опыт не является общинным, но личным для читателя и развивает самосознание в отношениях персонажа/читателя, которые работают для создания доверия и расширения мышления. Это не включает в себя признание фиктивной природы персонажа. [ 38 ] Разрыв четвертой стены в литературе не всегда является метафизией.
Современные примеры нарушения четвертой стены включают в себя Terra Ignota Ада Палмера , [ 39 ] и Уильям Голдман «Невеста принцессы» . [ 40 ] Сордж Чаландон написал роман под названием «4-я стена» о создании театрального исполнения Антигоны в Бейруте, в то время как гражданская война бушует. [ 41 ]
Смотрите также
[ редактировать ]- В стороне
- Участие аудитории
- Нарушение персонажа
- Кубрик Stare
- Список методов повествования
- Мета-ссылка
- Нарушение пространства имен
- Утечка новостей
- Нарушение уровня абстракции
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Белл, Элизабет С. (2008). Теории производительности . Мудрец. п. 203. ISBN 978-1-4129-2637-9 .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Уоллис, Мик; Shepherd, Simon (1998). Изучая пьесы . Арнольд. п. 214. ISBN 0-340-73156-7 .
- ^ Грей, Пол (1964). «Станиславский и Америка: критическая хронология». Tulane Drama Review . 9 (2): 21–60. doi : 10.2307/1125101 . JSTOR 1125101 .
- ^ Куддон, JA (2012). Словарь литературных терминов и литературной теории . Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-1-118-32600-8 .
- ^ Канби, Винсент (28 июня 1987 г.), «Вид в фильме: секс может испортить сцену» , The New York Times , p. A.17, архивировано из оригинала 27 июля 2020 года , извлечен 3 июля 2007 г.
- ^ Абельман, Роберт (1998). Достижение критической массы: критический анализ телевизионных развлечений . L. Erlbaum Associates. С. 8–11 . ISBN 0-8058-2199-6 .
- ^ «Мэри Маклейн - Проект Pioneers Film Film Film» . wfpp.cdrs.columbia.edu . Архивировано из оригинала 21 декабря 2018 года . Получено 12 ноября 2018 года .
- ^ Блевинс, Джо (1 марта 2016 г.). «Этот суперкат ломает легендарную четвертую стену кино сотни раз» . AV Club . Архивировано с оригинала 27 августа 2016 года . Получено 19 августа 2016 года .
- ^ Bjudkáman, Stmig (1995) [1993]. Вуди Аллен на Вуди Аллене . Лондон: Фабер и Фабер. п. 77. ISBN 0-571-17335-7 .
- ^ Даунинг, Кристал (2016). Спасение из кино: среда - это сообщение . Routledge. ISBN 978-1-138-91393-6 Полем OCLC 908375992 .
- ^ Льюис, Джерри (1971). Тотальный режиссер . Случайный дом. п. 120. ISBN 9780446669269 .
- ^ Заархивировано в Ghostarchive и на машине Wayback : «Фильм Пэтси заканчивается» . Dino4ever. 9 января 2015 - через YouTube.
- ^ Стерн, Майкл (21 августа 2017 г.). «Джерри Льюис: б. Джозеф Левич, Ньюарк Нью -Джерси, Res. Голливуд» . BrightlightsFilm.com.
- ^ Заархивировано в Ghostarchive и на машине Wayback : "Что случилось с Майком Майерсом?" Полем ЖЕЛО ВИДЕО. 10 апреля 2020 года - через YouTube.
- ^ Уолш, Саванна. «Убеждение и рискованное дело, нарушая четвертую стену» . Тщеслаковая ярмарка . Архивировано из оригинала 12 августа 2022 года . Получено 23 августа 2022 года .
- ^ «9 лучших финальных снимков 2022 года в фильмах» . 28 декабря 2022 года.
- ^ Баткин, Джейн (2016). «Переосмысление кролика: революция, идентичность и связь в Looney Tunes». Анимационные исследования онлайн журнал . 11
- ^ Лэнгли, Уильям (5 июля 2014 г.). "Монти Питон: Смеют ли морщинистые революционеры последним смехом?" Полем Ежедневный телеграф . Лондон, Англия. Архивировано из оригинала 11 января 2022 года . Получено 15 мая 2015 года .
- ^ Барт, Джози Торрес (2019). «Сидим ближе к экрану: ранний телевизионный адрес, тревожное время домашней сферы и тщательное чтение исторического телевидения». Камера Осусура: феминизм, культура и исследования в СМИ . 34 (3): 31–61. doi : 10.1215/02705346-7772375 . S2CID 211651602 .
- ^ Саворелли, Антонио. За пределами ситкома: новые направления в американской телевизионной комедии. Северная Каролина: McFarland, 2010. ISBN 978-0-7864-5992-6
- ^ Cartmell, Deborah (2007). Кембриджский компаньон литературы на экране . Издательство Кембриджского университета. п. 244. ISBN 978-0521614863 .
- ^ Маколей, Скотт (24 апреля 2013 г.). «Разбивая четвертую стену суперката» . Режиссер . Архивировано из оригинала 1 июня 2013 года . Получено 5 июля 2013 года .
- ^ Лоулер, Келли (13 января 2017 г.). «Как Netflix« Серия неудачных событий »затмевает фильм 2004 года» . USA сегодня . Архивировано из оригинала 6 марта 2020 года . Получено 13 января 2017 года .
- ^ Уилсон, Бенджи (25 марта 2019 г.). «Fleabag, Episode 4 Review: еще один превосходный, острый эпизод, который был шокирующий и шокирующе хорошим» . Ежедневный телеграф . Архивировано из оригинала 11 января 2022 года . Получено 31 марта 2019 года .
- ^ Уилкинсон, Мэтью (21 января 2020 года). «10 лучших шоу, где персонажи ломают четвертую стену, ранжированы» . Экранная разглагольствование . Архивировано из оригинала 2 октября 2021 года . Получено 11 мая 2021 года .
- ^ Заархивировано в Ghostarchive и на машине Wayback : аниме "Атака на Титана" Последний сезон вещал Мемориальный . Телевизионное персонал вещательный
- ^ Журнал «Доктор Кто» № 279, 30 июня 1999 г., Архив: пещеры Андрозани Эндрю Пиксли, Marvel Comics UK Ltd.
- ^ Пещеры Андрозани, DVD Комментарий
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Манси, Джули (10 января 2016 г.). «Лучшие новые видеоигры - все о ... видеоиграх» . Проводной . Архивировано с оригинала 27 марта 2016 года . Получено 18 июня 2021 года .
- ^ Грин, Холли (25 октября 2017 г.). «Литературный клуб Doki Doki доставляет дело о том, чтобы сломать четвертую стену» . Вставка Архивировано из оригинала 5 августа 2019 года . Получено 5 августа 2019 года .
- ^ Уокер, Джон (12 декабря 2016 года). «Уо, я думаю: OneShot» . Рок, бумага, дробовик . Архивировано из оригинала 9 февраля 2021 года . Получено 16 февраля 2021 года .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый и фон Конвей, Стивен (22 июля 2009 г.). «Круглая стена? Реформирование четвертой стены для видеоигр» . Гамасутра . Архивировано с оригинала 5 октября 2016 года . Получено 23 января 2017 года .
- ^ Шрайер, Джейсон (14 августа 2011 г.). «Блестящая инди -игра Стэнли притч будет связываться с твоей головой» . проводной . Архивировано с оригинала 27 ноября 2020 года . Получено 5 августа 2019 года .
- ^ «Определение метафизии» . Словарей лексико | Английский . Архивировано с оригинала 27 июля 2019 года.
- ^ Годфри, Джейсон (2017). «Воспринимаемый наставник: роль рассказчика в аббатстве Джейн Остин в Нортангере» . Университет Бригама Янга. Архивировано из оригинала 20 февраля 2022 года . Получено 25 августа 2021 года .
- ^ Во, Патриция (1984). Метафиция-теория и практика застенчивой художественной литературы . Routledge.
- ^ «Метафиция как жанрная фантастика» . Архивировано с оригинала 13 марта 2018 года . Получено 12 марта 2018 года .
- ^ Тернер, Кэти (2015). Драматургия и архитектура . Palgrave Macmillan UK.
- ^ «Диалог повествовательного голоса, соучастия и близости» . Кривая древесина . 18 апреля 2017 года. Архивировано с оригинала 13 марта 2018 года . Получено 12 марта 2018 года .
- ^ Уолтон, Джо (24 декабря 2015 г.). «Мета, ирония, повествование, рамки и невеста принцессы» . Tor.com . Архивировано с оригинала 13 марта 2018 года . Получено 12 марта 2018 года .
- ^ Чаландон, Сордж (21 августа 2013 г.). "Le Quatrième mur" . www.grasset.fr . Архивировано из оригинала 29 июня 2022 года . Получено 25 мая 2022 года .