Громовержец (ракета)
Tronador (по-испански Thunderer ) — серия аргентинских ракет , включающая аппараты Tronador I и Tronador II , для разработки жидкостных ракет одноразовой системы запуска под названием ISCUL. [ 1 ] ( Ракета-носитель легкой полезной нагрузки , Ракета-носитель легкой полезной нагрузки ).
Tronador I — неуправляемая ракета на жидком топливе. [ 2 ] использовался для суборбитальных испытательных полетов. Его разработка привела к созданию более крупной испытательной ракеты VEx, тестирующей технологии, необходимые для Tronador II, который имеет систему наведения и будет способен достигать низкой околоземной орбиты . [ 2 ] Разработка ракеты-носителя спутника за несколько лет обошлась более чем в 600 миллионов долларов.
Громовержец I
[ редактировать ]Tronador I — неуправляемая ракета на жидком топливе. [ 2 ] использовался для суборбитальных испытательных полетов.
Громовержец I (T1)
[ редактировать ]Транспортное средство Tronador I (T1) успешно совершило полет 6 июня 2007 г. [ 3 ] [ 4 ] с военно-морской базы Пуэрто-Бельграно недалеко от Баия-Бланка , [ 3 ] [ 5 ] на юго-востоке провинции Буэнос-Айрес . Это был первый полет демонстратора технологий в рамках программы.
Характеристики
[ редактировать ]- Длина: 3400 мм
- Этапы: 1
- Полная взлетная масса: 60 кг.
- Масса полезной нагрузки: 4 кг
- Тяга (х 10 с): 500 кгс
Громовержец Иб (Т2)
[ редактировать ]Транспортное средство Tronador Ib (T2) успешно совершило полет 5 августа 2008 г. [ 3 ] [ 4 ] с военно-морской базы Пуэрто-Бельграно. [ 5 ] Это был второй автомобиль-демонстратор технологий, участвовавший в программе.
Характеристики
[ редактировать ]- Длина: 3400 мм
- Этапы: 1
- Полная взлетная масса: 60 кг.
- Масса полезной нагрузки: 4 кг
- Апогей: 15–20 км.
- Тяга (10 с): 1500 кгс
ВС-30
[ редактировать ]Это был первый совместный испытательный полет между Comisión Nacional de Actividades Espaciales и Бразильским космическим агентством ; он был успешно совершен в декабре 2007 года (Operacion Angicos). [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Полезная нагрузка, созданная CONAE , провела несколько экспериментов для проверки подсистем программы, таких как: IMU (блок инерциальных измерений, который использовал I FOG ), рецептор GPS (для навигации), все они были интегрированы в бортовой компьютер, и система ориентации с помощью двигателей на холодном газе. Блок полезной нагрузки совершил суборбитальный полет на АЭБ производства ВС-30 твердотопливном ракетном ускорителе , а затем был поднят из моря после приземления на парашютах.
Характеристики
[ редактировать ]- Длина: 3288 мм (модуль полезной нагрузки)
- Этапы: 1 (ускоритель ВС-30)
- Полная взлетная масса: 1500 кг.
- Масса полезной нагрузки: 242,1 кг.
- Апогей: 120–160 км.
- Удельный импульс: 266 с (бустер ВС-30)
Громовержец II
[ редактировать ]Функция | Орбитальная ракета-носитель |
---|---|
Производитель | КОНАЕ |
Страна происхождения | Аргентина |
Размер | |
Высота | 27 м (89 футов) |
Диаметр | 2,5 м (8 футов 2 дюйма) |
Масса | 72000 кг (159000 фунтов) (включая топливо) |
Этапы | 2 |
Емкость | |
Полезная нагрузка для Polar | |
Масса | 600 кг (1300 фунтов) |
История запуска | |
Статус | В разработке |
Запуск сайтов | Космический центр Мануэля Бельграно |
Первый полет | 2030 |
Первый этап | |
Питаться от | 3 Т30 |
Максимальная тяга | 3 × 30 000 кг |
Порох | ЛОКС / РП-1 |
Второй этап | |
Питаться от | еще 1 или T4R |
Максимальная тяга | от 1400 до 4000 кг |
Порох | Монометилгидразин (ММГ) / Н 2 О 4 |
По данным Национальной комиссии по космической деятельности, первый орбитальный запуск Tronador II состоится в 2020 году «в ближайшие 4 года». [ 10 ]
Ранние предложения
[ редактировать ]Первоначальное предложение было о трехступенчатой ракете. В начале 2015 года усовершенствованная конфигурация [ 11 ] был представлен на 52-м заседании Комитета по мирному использованию ультраземного космоса. [ 12 ] и в Пунта Индио ( 35 ° 31'25 "ю.ш. 57 ° 11'05" з.д. / 35,523496 ° ю.ш. 57,1846139 ° з.д. ) испытательная стартовая площадка:
- Первая ступень: полная тяга 90 т (3 двигателя по 30 т).
- Вторая ступень: тяга 30 т.
- Третья ступень: тяга 4 т.
Характеристики
[ редактировать ]По состоянию на июнь 2016 года предлагаемая конфигурация Tronador II была: [ 13 ]
- Длина: 27 м
- Этапов: 2
- Диаметр: 2,5 м
- Общий вес: 72 000 кг.
- Масса полезной нагрузки: 600 кг. [ 14 ]
- Апогей: 600 км.
- Нижняя ступень: полная тяга 90 т (двигатели 3х30 т) на уровне моря. Топливо: РП-1 / ЛОКС
- Разгонный блок: тяга от 1,4 до 4 т (один наддувный двигатель) на уровне моря (от 2 до 5,5 т в вакууме). Топливо: монометилгидразин (ММГ) / Н 2 О 4
-
Размеры Грома II
-
Макет Тронадора II
-
Бак первой ступени ракеты Тронадор
ТИИ-250
[ редактировать ]В конце 2022 года Tronador II получил название TII-250 , а местом запуска было обозначено Centro Espacial Manuel Belgrano (CEMB) в Баия-Бланка . [ 15 ] [ 16 ]
Прототипы Тронадора II
[ редактировать ]Т4000
[ редактировать ]К проекту относится испытательная ракета T4000 (ракета-следопыт Tronador T4000), поскольку она является основой 3-й ступени Tronador II. [ 3 ] В частности, там предполагалось разместить систему ориентации («Управление вектором тяги» — ТВС). [ 17 ] Первая попытка запуска в 2011 году провалилась. [ 18 ]
- Характеристики
Векс
[ редактировать ]Недавняя стратегия заключалась в том, чтобы запустить отдельно несколько суборбитальных экспериментальных подсистем, получивших название «VEx», прежде чем они будут включены в прототип ракеты Tronador II. [ 2 ] [ 17 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] После нескольких запусков в 2017 году было решено остановить экспериментальную серию VEx, поскольку было получено достаточно данных для создания прототипа ракеты. [ 24 ] Однако в ноябре 2021 года было объявлено, что программу снова возобновили.
ВЭкс-1А
[ редактировать ]В марте 2014 года суборбитальный прототип под названием VEx-1A потерпел неудачу во время запуска с Пипинаса , Пунта-Индио-Партидо. [ 2 ] [ 23 ] [ 25 ] [ 26 ] У него была только одна ступень, масса 2,8 тонны, тяга 4 тонны, ожидаемая продолжительность полета 60 секунд и ожидаемый апогей 2 км. Первая попытка запуска VEx-1A была отложена в декабре 2013 года из-за отказа наземного оборудования. Вторая попытка провалилась 26 февраля 2014 года. [ 27 ] [ 28 ] Выяснилось, что авария была вызвана помехами между стартовой площадкой и ракетой, из-за которых машина не могла подняться более чем на 2 метра над землей. Механизм управления двигателем перекрыл топливный кран, предотвратив взрыв, и ракета упала рядом с площадкой.
ВЭкс-1Б
[ редактировать ]Первый полет этого суборбитального аппарата состоялся 15 августа 2014 года из Пипинаса, Пунта-Индио-Партидо. [ 14 ] Он успешно испытал двигательную установку, управление и навигационные подсистемы. Миссия завершилась на высоте апогея 2200 м и времени полета 27 секунд. Он приземлился в море с помощью спасательных парашютов. Транспортное средство было обнаружено и осмотрено, чтобы определить, требуются ли дополнительные испытательные ракеты VEx-1 или следует продолжить полет VEx-2.
ВЭкс-5А
[ редактировать ]VEx-5A представляла собой двухступенчатую суборбитальную ракету, уничтоженную при запуске. Первая ступень Т-10 способна развивать тягу 11 т, вторая ступень Т-4 — 4 т. Ракета имела длину 18 метров, диаметр 1,5 метра, полную стартовую массу (включая топливо) 8500 кг. [ 29 ] [ 11 ] Ракета отделилась бы от первой ступени (топливо — жидкий кислород/РП-1) на высоте 15 км, а вторая ступень продолжила бы полет, достигнув высоты до 30 км с использованием гидразина / азотной кислоты . [ 30 ] На машине предстояло испытать несколько технологий, новые виды топлива, а также впервые межступенчатое разделение (механический и автоматический аспекты) и зажигание второй ступени. Ракета была завершена в середине 2015 года, а запуск планировался на октябрь 2015 года, но был перенесен на ноябрь 2016 года, а затем снова отложен. [ 31 ] Испытательный полет наконец состоялся 21 апреля 2017 года в 18:00 по местному времени из Пипинаса, Пунта-Индио-Партидо. Ракета поднялась со стартовой площадки, но через восемь секунд ракетный двигатель первой ступени отключился из-за резкого потока топлива в топливопроводах. Через несколько секунд ракета упала и ударилась о стартовую площадку, вызвав огненный взрыв. О злополучном запуске CONAE было официально объявлено через несколько часов после запуска, и были доступны кадры с нескольких ракурсов. [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ]
ВЭкс-5Б
[ редактировать ]Испытательный полет - одноступенчатая ракета с тягой 30 тонн - планировалось запустить в 2018 году с космодрома Пипинас, Пунта-Индио-Партидо. Миссия была отменена в 2017 году. [ 24 ] Ранее в ноябре 2021 года было объявлено, что миссия снова возобновлена.
ВЭкс-5С
[ редактировать ]Испытательный полет - испытательная двухступенчатая ракета. Двигатель первой ступени тягой 30 т, двигатель второй ступени VEx-1 - планировалось к запуску в 2019 году с военно-морской базы Пуэрто-Бельграно. [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] Миссия была отменена в 2017 году. [ 24 ] Ранее в ноябре 2021 года было объявлено, что миссия снова возобновлена.
ВЭкс-6
[ редактировать ]Испытательный полет ракеты. В 2022 году было объявлено об инвестициях в программу Tronador SLV на сумму около 45 миллионов долларов, включая связанные с ней экспериментальные ракеты VEx-5 и VEx-6. [ 40 ]
ТИИ-70 и ТИИ-150
[ редактировать ]В конце 2022 года было анонсировано два прототипа Tronador II с целью испытаний двигателей: [ 15 ]
- TII-70 (апогей 150 км, длина 11 м, масса 2,2 тонны, запуск с космодрома Пунта-Индио - CEPI)
- TII-150 (апогей 400 км, длина 20 м, масса 23 тонны, запуск с космодрома Мануэля Бельграно - CEMB)
Громовержец III
[ редактировать ]Предлагаемый Тронадор III будет иметь тот же диаметр, что и Тронадор II, но длину 34 метра (112 футов). Ракета с топливом будет весить 90 тонн и способна доставлять спутники массой до 750 кг на орбиту высотой 600 км или до тонны при использовании верхних ступеней. [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ]
Характеристики
[ редактировать ]Предлагаемая конфигурация Tronador III: [ 45 ] [ 46 ]
- Длина: 35 м
- Этапов: 2
- Диаметр: 2,5 м
- Масса пустого: 6600 кг.
- Общий вес: 90 000 кг.
- Масса полезной нагрузки: 1000 кг.
- Апогей: 600 км.
- Нижняя ступень: общая тяга 120 т (4 двигателя по 30 т) на уровне моря. Топливо: РП-1/LOX
- Разгонный блок: тяга 3т (один двигатель). Топливо: ММХ/НТО
VLE ( космическая ракета-носитель)
[ редактировать ]«Тронадору III» будет предшествовать VLE ( Vehículo Lanzador Espacial for Space Launch Vehicle), способный вывести полезную нагрузку массой 80 кг на 300-километровую орбиту. [ 46 ] [ 47 ] [ 43 ] [ 44 ] Это будет двухступенчатая ракета, первая ступень будет оснащена пятью или более двигателями Karut с тягой 2,5 т и горит RP-1/LOX. [ 46 ] [ 47 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Инженерный факультет примет участие в разработке» (PDF) . Проецируйте себя . 15 (71): 20–22. Декабрь 2008 г. Архивировано из оригинала (PDF) 21 августа 2014 г. Проверено 20 августа 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Национальная комиссия по космической деятельности – Тронадор II» . Conae.gov.ar . Архивировано из оригинала 5 сентября 2015 г. Проверено 20 декабря 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Национальная комиссия по космической деятельности – Тронадор» . Conae.gov.ar . Архивировано из оригинала 23 сентября 2015 г. Проверено 20 декабря 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Тронадор» . Argentina.gob.ar (на испанском языке). 04.04.2018 . Проверено 8 декабря 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б "бесплатный форум: гранпри" . Grandprix.forochile.org . Проверено 20 декабря 2015 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Аргентина и Бразилия запускают ракету с экспериментами по GPS» . МундоГЕО . 21 декабря 2007 г.
- ^ «CELPA 1 Chamical на Facebook» . Фейсбук . Архивировано из оригинала 30 апреля 2022 г. [ источник, созданный пользователем ] [ самостоятельная публикация ]
- ^ Айке. «Разработка аэрокосмических приборов в Аргентине» (PDF) . AviaciónArgentina.net .
- ^ Де Дикко, Рикардо (2008). «Доступ в космос» . 1library.co .
- ^ «Аргентина мечтает обзавестись собственным питчером через четыре года» . infoespecial.com . Проверено 28 апреля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Брюгге, Норберт. «Тронадор ЛСА» . Космические ракеты-носители . Проверено 4 октября 2017 г.
- ^ Альварес, Пабло (8 февраля 2015 г.). «Новый дизайн для Тронадора II?» . Аргентина в космосе . Проверено 20 декабря 2015 г.
- ^ «Национальная комиссия по космической деятельности – Тронадор II» . Архивировано из оригинала 5 сентября 2015 г. Проверено 12 августа 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Национальная комиссия по космической деятельности – 2014» . Conae.gov.ar . Архивировано из оригинала 7 сентября 2015 г. Проверено 20 декабря 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Аргентина разрабатывает первый прототип ракеты-носителя» . Argentina.gob.ar (на испанском языке). 03.10.2022 . Проверено 8 декабря 2023 г.
- ^ «Вспомогательные помещения» . Argentina.gob.ar (на испанском языке). 04.04.2018 . Проверено 8 декабря 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Лестница в небеса, ступень за ступенькой (серия Тронадор II)» . Портинос.com . 18 марта 2015 г. Проверено 20 декабря 2015 г.
- ^ Фалькао, Дуда (11 декабря 2011 г.). «Неофициальная информация подтверждает отказ ракеты Т-4000» . БРАЗИЛЬСКОЕ ПРОСТРАНСТВО . Проверено 20 декабря 2015 г.
- ^ Брюгге, Норберт. «Т-4000, Галерея» . Космические ракеты-носители . Проверено 20 декабря 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Развитие SLV в Аргентине» . Forum.nasaspaceflight.com . Проверено 20 декабря 2015 г.
- ^ «Проект государственных инвестиций. Секретариат экономической политики» . Mecon.gov.ar . 30 ноября 2015 г. Проверено 20 декабря 2015 г.
- ^ «Развитие SLV в Аргентине» . Forum.nasaspaceflight.com . Проверено 20 декабря 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Рей, Патрисия (14 октября 2013 г.). «Аргентина выведет в космос первый спутник с использованием собственной технологии запуска к 2015 году» . Ibtimes.com . Проверено 20 декабря 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Бруно Массаре. "Варотто: "К концу следующего года у нас должна быть ракета-носитель для запуска спутников" " (на испанском языке). ТСС . Проверено 31 января 2018 г.
Мы решили прервать разработку экспериментальных транспортных средств (серии VEX), поскольку считали, что с учетом того, что уже было сделано, мы не сможем внести гораздо больше с помощью другого экспериментального транспортного средства, чем то, что внесет технологическая модель.
- ^ «Ракета Тронадор II: больше, чем памятник Технополису» . ColonBuenosaires.com.ar . Проверено 20 декабря 2015 г.
- ^ «Аргентина запустит ракету национальной разработки, которая выведет на орбиту спутники наблюдения» . Infobae.com . Проверено 20 декабря 2015 г.
- ^ «Ракета взлетела и взорвалась» . Веб-сайт Пунта-Индио. 26 февраля 2014 г. Проверено 20 декабря 2015 г.
- ^ «Неудавшийся взлет — 07.03.2014 — LA NACION» . Нация . 7 марта 2014 года . Проверено 20 декабря 2015 г.
- ^ Фарре, Сесилия (14 марта 2016 г.). «Запланированы дополнительные испытания аргентинской ракеты-носителя» . Профиль . Архивировано из оригинала 2 июня 2016 г.
- ^ Clarín.com (22 ноября 2016 г.). «Vex 5-A: запущена третья экспериментальная ракета из Аргентины» . Кларин (на испанском языке) . Проверено 2 октября 2023 г.
- ^ "Страница/12 :: Экономика :: Фотография рядом с доставшейся в наследство ракетой" . www.page12.com.ar . Проверено 30 сентября 2016 г.
- ^ Clarín.com (22 апреля 2017 г.). «Видео: Ракета, запущенная в Пунта-Индио, столкнулась с проблемами и разбилась» . Кларин (на испанском языке) . Проверено 2 октября 2023 г.
- ^ Цифровой, редакционный (29 апреля 2017 г.). «Аргентинский экспериментальный автомобиль разбивается сразу же после взлета» . Ultima Hora (на испанском языке) . Проверено 2 октября 2023 г.
- ^ «Эксклюзив: правительство скрыло взрыв ракеты, запущенной КОНАЕ» . www.politicargentina.com . Проверено 2 октября 2023 г.
- ^ "Видео взрыва ракеты VEX-5 при запуске в Аргентине появилось в Сети" . РЕН ТВ (in Russian). 2017-04-29 . Retrieved 2023-10-02 .
- ^ «INVAP Барилоче уже готовит Арсат 2 и 3 к 2015 и 2017 годам» . Energypress.com.ar . Проверено 20 декабря 2015 г.
- ^ «VEX1 — Машины аэронавтики и космоса» . Матчи.com . 25 сентября 2014 г. Проверено 20 декабря 2015 г.
- ^ Кребс, Гюнтер Д. «VEx-5» . Космическая страница Гюнтера .
- ^ «Развитие SLV в Аргентине» . Forum.nasaspaceflight.com . Проверено 20 декабря 2015 г.
- ^ «Космические программы — Всемирная книга фактов» . www.cia.gov . Проверено 2 октября 2023 г.
- ^ Конрадо Варотто (27 августа 2015 г.). «Plan Espacial Nacional – 27 августа 2015 г. – Семинар DAR» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 г. Проверено 1 февраля 2018 г.
- ^ Абель (17 сентября 2020 г.). « Очень важно, чтобы проект Тронадор III материализовался » . AgendAR (на испанском языке) . Проверено 24 ноября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Пульезе, Пабло (12 октября 2020 г.). «План доступа в космос и важность наличия у Аргентины ракеты-носителя» . Мировая сцена (на испанском языке) . Проверено 8 декабря 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Космическая реактивация – Агентство TSS» (на европейском испанском языке) . Проверено 8 декабря 2023 г.
- ^ Гарсиа, Хавьер (2 сентября 2015 г.). «CONAE проектирует Тронадор III» . Аргентина в космосе .
- ^ Перейти обратно: а б с «VLE, новый подход CONAE» . VLE, новый подход CONAE . Проверено 24 ноября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б «VLE, новый подход к CONAE» . Latam Satelital (на испанском языке). 19 июля 2020 г. Проверено 8 декабря 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Rocket.com.br
- "Бесплатный форум: Гран-при" . Grandprix.forochile.org . Проверено 20 декабря 2015 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- «Тронадор-2» . Космическая страница Гюнтера . 14 ноября 2015 г. Проверено 20 декабря 2015 г.
- «Агентство CTyS» . Ctys.com.ar. 17 июля 2012 г. Проверено 20 декабря 2015 г.