Ашвамедха

Ашвамедха ( санскрит : Ашвамедха , латинизированное : ашвамедха ) [ 1 ] был ритуалом жертвоприношения коня , сопровождаемый Шраута традицией ведической религии . Древние индийские короли использовали его для доказательства своего имперского суверенитета: лошадь в сопровождении королевских воинов отпускалась странствовать в течение года. На территории, проходимой конем, любой соперник мог оспорить власть короля, бросив вызов сопровождавшим его воинам. Через год, если ни одному врагу не удалось убить или захватить лошадь, животное направят обратно в столицу короля. Затем его приносили в жертву, и король объявлялся бесспорным сувереном.
Зарегистрировано, что этот ритуал проводился многими древними правителями, но, по всей видимости, только двое за последнюю тысячу лет. Самый последний ритуал состоялся в 1741 году, второй проводил махараджа Джай Сингх II из Джайпура . [ нужна ссылка ]
Первоначальная ведическая религия, очевидно, включала в себя множество жертвоприношений животных , как и различные народные религии Индии. Брахманический индуизм развился против жертвоприношений животных , которые не были нормой в большинстве форм индуизма на протяжении многих столетий. Большой престиж и политическая роль Ашвамедхи, возможно, поддерживали ее существование дольше.
Жертва

Ашвамедху мог проводить только могущественный царь-победитель ( раджа ). [ 2 ] [ 3 ] Ее целью было приобретение власти и славы, суверенитета над соседними провинциями, стремление к потомству и общему процветанию королевства. [ 4 ] Это было чрезвычайно дорого, требовало участия сотен людей, многие из которых обладали специальными навыками, и сотен животных, а также включало множество точно предписанных ритуалов на каждом этапе. [ 5 ]
Лошадь, которую будут приносить в жертву, должна быть белого жеребца с черными пятнами. Подготовка включала строительство специального «жертвенного дома» и огненного алтаря . Прежде чем лошадь начала свое путешествие, в выбранный астрологами момент в доме происходила церемония и небольшое жертвоприношение, после чего король должен был провести ночь с королевой, но избегая секса. [ 6 ]
На следующий день лошадь была освящена дополнительными ритуалами, привязана к столбу и обращена как к богу. Его окропили водой, и Адхварью , жрец и жертвователь шептали ему на ухо мантры. «Четырехглазую» черную собаку убили дубинкой из дерева Сидрака, затем прошли под лошадью и оттащили к реке, из которой вода, окропленная лошадью, пришла и потекла на юг. [ 7 ] Затем лошадь отпустили на северо-восток, чтобы она бродила, где пожелает, в течение одного года. [ 8 ] или полгода, по мнению некоторых комментаторов. Лошадь ассоциировалась с Солнцем и его годовым ходом. [ 9 ] Если лошадь забредала в соседние провинции, враждебные жертвователю, их следовало подчинить. Бродячую лошадь сопровождал табун из ста меринов и одна или четыреста молодых мужчин -кшатриев , сыновей князей или высших придворных чиновников, которым было поручено охранять лошадь от всех опасностей и неудобств, но никогда не препятствовать ей и не управлять ею. [ 8 ]
Сопровождающий должен был не допустить спаривания жеребца с кобылами во время его путешествия, и если он это делал, Вайю совершалось подношение молока . Если лошадь заболела из-за травмы, подношение каши Пушану . Если он заболел без травм, то подношение пирога Агни Вайшванаре . Если он страдал глазной болезнью, подношение Сурье . совершалось подношение Если лошадь тонула, Варуне . Если лошадь потерялась, подношение торта, глиняного черепка и трех других блюд божествам неба и земли, а также подношение молока Ваю и папы Сурье. Если лошадь умирала, то на ее место выбирали и освящали другую. [ 10 ] Во время отсутствия лошади в доме жертвователя совершалась непрерывная серия церемоний. Каждый день священники проводили три обряда Савитрешти и один вечерний обряд Дхритихомы. Вечером после Дхритихомы два барда и лютниста -брамина и два кшатрия восхваляли щедрость царя-покровителя, который в первый день жертвоприношения подарил священникам 4000 коров и 400 золотых монет. Затем состоялся сеанс париплавахьяны. [ 11 ] Париплавана представляла собой циклическое чтение сказок, при котором каждую ночь обсуждалась одна из десяти тем, всего 36 циклов из десяти тем. [ 12 ] Свидетелями этих историй стала публика зевак, называемая упадраштри, которая посещала их в свободное время. [ 13 ]

После возвращения лошади в течение месяца перед главным жертвоприношением совершались дополнительные обряды. Двенадцать дней проходили обряды дикши, а затем двенадцать дней упасада. [ 14 ] Обряд дикши представлял собой подготовительный обряд освящения, совершаемый перед жертвоприношением. [ 15 ] Оно состояло из предварительного жертвоприношения, после чего король купался, одевался в черную шкуру антилопы и сидел на другой шкуре в хижине перед огнем, молча постился с покрытой головой и спал на земле. Упасад представлял собой многодневную церемонию, предшествующую жертвоприношениям Сомы. [ 16 ] Он заключался в приобретении и приеме Сомы и строительстве различных сооружений, необходимых для жертвоприношения, а также принесении в жертву козла. [ 17 ]
На двадцать пятый день была проведена агништома. [ 18 ] Агништома была основной частью жертвоприношения Сомы. При утреннем прессовании сому выдавливали и предлагали вместе с «рисовыми лепешками, сушеным ячменем, мукой в кислом молоке, сушеным рисом и горячей смесью молока и кислого молока». Во время нажиманий и жертвоприношений было исполнено пять музыкальных песнопений и пять декламаций. Затем жрецы приняли участие в питье сомы, двенадцати подношениях временам года и принесении в жертву козла Агни. Полуденное прессование было аналогичным и посвящено Индре, и в этот день также раздавалась дакшина священникам, состоящим из различного множества коров. На вечернем прессе прозвучало всего два музыкальных песнопения и прозвучало два речитатива. Затем последовали заключительные возлияния под «запряжку гнедых лошадей» и солнца, за которыми последовала Авабхритха. Авабхритха была «неочистительным» омовением жертвователя в конце жертвоприношения. После того как в водоем опускают шкуру антилопы, король, его жена и жрецы совершают ритуальное омовение. [ 19 ] [ 20 ] После этого в жертву приносят стерильную корову или одиннадцать других животных. [ 20 ] Всю ночь аннахому совершали у Уттараведи (северного алтаря). [ 21 ] Он состоит из жертвоприношения топленого масла, жареного риса, жареного ячменя и жареного зерна. [ 22 ] [ 23 ] [ 18 ]
На двадцать шестой день [ 18 ] царь был ритуально очищен, и лошадь была запряжена в позолоченную колесницу вместе с тремя другими лошадьми, и Ригведа была прочитана (RV) 1.6.1,2 (YajurVeda (YV) VSM 23.5,6). Затем лошадь загоняли в воду и купали. помазали его топленым маслом После этого главная царица и две другие королевские супруги . Главная царица (махиши) помазывала переднюю часть тела, любимая жена (вавата) — среднюю, а отвергнутая жена (парврикти) — заднюю часть. [ 24 ] [ 25 ] Голову, шею и хвост лошади украшали также золотыми украшениями и 101 или 109 жемчужинами. [ 14 ] [ 26 ] лошадь, безрогого черношейного козла и гомригу , После этого к жертвенным кольям возле костра привязали а к лошади привязали веревками еще семнадцать животных. К груди лошади прикрепляли козла, посвященного Агни. овца, посвященная Сарасвати Под пастью лошади была прикреплена двух чернобрюхих козлов, посвященных Асьвинам . . К передним ногам лошади привязывали Под лошадью был прикреплен темно-серый козел, посвященный Сома-Пушану. По обеим сторонам лошади были прикреплены черная коза Сурьи и белая коза Ямы . Два козла с лохматыми бедрами были посвящены Тваштару . К хвосту была прикреплена белая коза, посвященная Ваю. Корову, которая должна была родить, посвящали Индре, а карликовую корову — Вишну . [ 27 ] К другим кольям, по словам одного комментатора, было привязано большое количество животных, как ручных, так и диких, всего 609 штук. Жертвенник предложил лошади остатки ночного приношения зерна. Затем лошадь задохнулась. [ 8 ] Главная королева ритуально призывала сострадания к подругам короля. Королевы ходили вокруг мертвой лошади, читая мантры и непристойные диалоги со священниками. [ 14 ] [ 28 ] Затем главной королеве пришлось провести ночь рядом с мертвой лошадью в позе, имитирующей половой акт, и быть накрытой одеялом. [ 29 ] [ 14 ] [ 30 ] [ 31 ]
На следующее утро жрецы подняли царицу с места. Один жрец разрезал лошадь по «ножевым тропам», в то время как другие жрецы начали читать стихи Вед, добиваясь исцеления и возрождения лошади. [ 32 ] лошади Сальник вместе с сомой приносятся в жертву, а жрецы расчленяют лошадь и других животных, жертвуя их кровью. На третий день была совершена Атиратра. [ 14 ] Атиратра представляла собой жертвоприношение сомы, во время которого проводилось ночное занятие, во время которого выпивалась сома. [ 33 ] После этого происходит Авабхритха. [ 14 ] Однако в Ашвамедхе в очистительном омовении принимают участие также грешники и преступники. После этого в жертву приносят двадцать одну бесплодную корову, а дакшину раздают священникам. Главную дакшину составляют либо четыре жены царя, либо их четыреста прислужниц. [ 14 ]
Законы Ману ссылаются на Ашвамедху (V.53): «Человек, который приносит в жертву коня каждый день в течение ста лет, и человек, который не ест мяса, оба пожинают одни и те же плоды добрых дел». ." [ 34 ]
Упоминания в индуистских эпосах
Махабхарата
Самый известный текст, описывающий жертвоприношение, — это « Ашвамедхика Парва» ( санскрит : अश्वमेध पर्व ), или «Книга жертвоприношения коня», четырнадцатая из восемнадцати книг индийской эпической поэмы « Махабхарата» . Кришна и Вьяса советуют царю Юдхиштхире совершить жертвоприношение, которое подробно описано. Книга традиционно состоит из двух разделов и 96 глав. [ 36 ] [ 37 ] Критическое издание состоит из одной подкниги и 92 глав. [ 38 ] [ 39 ]
Рамаяна
Балаканда , первая книга Рамаяны Валмики , упоминает жертвоприношение коня , совершенное по велению царя Дашаратхи , отца Рамы . [ 40 ]
На монетах Гупта
Один тип золотых монет Империи Гуптов королей Самудрагупты (годы правления около 350–370 гг. Н. Э.) и Кумарагупты (годы правления около 415–455 гг. Н. Э.) посвящен их жертвоприношениям Ашвамедхи. На аверсе изображена помазанная и украшенная для жертвоприношения лошадь, стоящая перед жертвенным столбом юпа , и надпись: «Царь царей, совершивший жертвоприношение Ваджимедхи, завоевывает небеса, защитив землю». На реверсе изображена стоящая фигура королевы с веером и полотенцем в руках и надписью «Достаточно могущественная, чтобы совершить жертвоприношение Ашвамедхи». [ 41 ]
-
Самудрагупта , лошадь Ашвамедха
-
Королева, обратная сторона последней
Подобные жертвы в других местах
Многие индоевропейские ветви свидетельствуют о жертвоприношениях лошадей, а сравнительная мифология предполагает, что они произошли от протоиндоевропейского ритуала . [ нужна ссылка ] Большинство из них, похоже, представляют собой погребальные практики, связанные с погребением, но для некоторых других культур имеются предварительные свидетельства существования ритуалов, связанных с королевской властью. Ашвамедха является самым ярким свидетельством из сохранившихся, но остатки латинских и кельтских традиций позволяют реконструировать некоторые общие атрибуты.
Похожий ритуал встречается в кельтской традиции, когда король Ирландии проводил обряд символического бракосочетания с принесенной в жертву лошадью. [ 29 ] Римское октябрьское жертвоприношение лошади было ежегодным мероприятием, и, по-видимому, единственный раз, когда в жертву приносились лошади, а не крупный рогатый скот или более мелкие животные. [ 42 ]
Жертвоприношения коней совершались у древних германцев, армян, иранцев, [ 43 ] китайцы, греки, [ 44 ] среди других.
Список исполнителей
В санскритских эпосах и Пуранах упоминаются многочисленные легендарные представления о жертвоприношениях коня. [ 45 ] Например, согласно «Махабхарате» , император Бхарата совершил сто церемоний Ашвамедхи на берегах Ямуны , триста на берегах Сарасвати и четыреста на берегах Ганги . Он снова совершил тысячу Ашвамедх в разных местах и сотню Раджасуя . [ 46 ] После появления обширных империй, управляемых династиями Гупта и Чалукья , практика жертвоприношений значительно уменьшилась. [ 2 ]
К историческим исполнителям Ашвамедхи относятся:
Монарх | Царствование | Династия | Источник |
---|---|---|---|
Пурукуцуса | Ранний ведический период | Пуро | [ 47 ] [ 48 ] |
Trasadasyu Paurukutsya | Ранний ведический период | Пуро | [ 48 ] |
Судес Пайявана | Ранний ведический период | Бхарата | [ 49 ] |
Парикшит | Поздний ведический период | Кому | [ 50 ] |
Джанамеджая Парикшита | Поздний ведический период | Кому | [ 51 ] |
Пушьямитра Шунга | 185–149 гг. до н. э. | Вот и все | Айодхья-надпись Дханадевы и Малавикагнимитры Калидасы [ 52 ] |
Сараватата | 1 век до нашей эры | Гаджаяна | Надписи Госунди и Хатибада . [ 52 ] Некоторые ученые полагают, что Сарватата был царем канвы , но точных доказательств этому нет. [ 53 ] |
Девимитра | 1 век до нашей эры | Неизвестный | Надпись Мусанагара [ 52 ] |
Сатакарни I | 1-й или 2-й век н.э. | Сатавахана | В надписи Нанагата упоминается его вторая Ашвамедха. [ 54 ] [ 52 ] |
Васиштхипутра Чамтамула | 3 век н.э. | Андхра Икшваку | Записи сына и внука [ 55 ] |
Шилаварман | 3 век н.э. | Варшаганья | Надписи Джагатпура упоминают его четвертую Ашвамедху. [ 52 ] |
Праварасена I | ок. 270 – ок. 330 н.э. | Они взяли это | В надписях его потомков говорится, что он совершил четыре жертвоприношения Ашвамедхи. [ 56 ] |
Бхаванага | 305–320 гг. н.э. | Наги Падмавати | Надписи родственников нагов из Вакатака приписывают им 10 жертвоприношений коней, хотя имена этих царей не упоминаются. [ 52 ] [ 55 ] |
Виджая-деваварман | 300–350 гг. н. э. | Шаланкаяна | Эллорская надпись [ 56 ] [ 57 ] |
Шивасканда Варман | 4 век н.э. | Паллава | Надпись Хирахадагалли [ 56 ] |
Кумаравишну | 4 век н.э. | Паллава | Омгоду надпись его правнука [ 56 ] |
Мулаварман | 4 век н.э. | Кутаи Мартадипура (нынешняя Индонезия ) | [ 58 ] |
Самудрагупта | ок. 335/350–375 н.э. | Гупта | Монеты короля и записи его потомков [ 56 ] [ 59 ] |
Кумарагупта I | 414–455 гг. н. э. | Гупта | [ 60 ] |
Мадхава Варман | 440–460 гг. н. э. | Вишнукундина | [ 55 ] |
Дхарасена | 5 век н.э. | Я хочу тебя | [ 57 ] |
Кришнаварман | 5 век н.э. | Ублюдок | [ 57 ] |
Нараянаварман | 494–518 гг. н. э. | Варман | Легенда о тюленях Бхаскаравармана [ 61 ] |
Бхутиварман | 518–542 гг. н.э. | Варман | Надпись Барганга [ 61 ] |
Пулакешин I | 543–566 гг. н. э. | Чалукья из Ватапи | [ 62 ] |
Ститаварман | 565–585 гг. н. э. | Варман | [ 63 ] |
Пулакешин II | 610–642 гг. н.э. | Чалукья из Ватапи | [ 55 ] |
Мадхавараджа II (псевдоним Мадхававарман или Сайньябхита) | ок. 620–670 гг. н.э. | Шайлодбхава | Надписи [ 64 ] [ 61 ] |
Симхаварман (возможно, Нарасимхаварман I ) | 630–668 гг. н.э. | Паллава | Надпись на колонне Шиванваяла гласит, что он совершил десять Ашвамедх. [ 56 ] |
Адитьясена | 655–680 гг. н.э. | Позже Гупта | Надпись в храме Вайдьянатха (Деогхар) [ 61 ] |
Мадхьямараджа I (псевдоним Аяшобхита II) | ок. 670–700 гг. н.э. | Шайлодбхава | Надписи; [ 65 ] одна интерпретация надписей предполагает, что он просто участвовал в Ашвамедхе, исполненной его отцом Мадхавараджем II. [ 61 ] |
Дхармараджа (псевдоним Манабхита) | ок. 726–727 гг. н.э. | Шайлодбхава | Надписи; одна интерпретация надписей предполагает, что он просто участвовал в Ашвамедхе, исполненной его дедом Мадхавараджем II. [ 61 ] |
Раджадхираджа Чола | 1044–1052 гг. н. э. | Чола | [ 66 ] |
Джай Сингх II | 1734 и 1741 гг. н. э. | Качвахи из Джайпура | Ишваравиласа Кавья работы Кришны-бхатты, участника церемонии Ашвамедхи Джая Сингха и придворного поэта его сына Ишвара Сингха. [ 67 ] [ 68 ] |
-
В надписи Дханадева-Айодхья , I век до н. э., упоминаются два ритуала Ашвамедхи, проведенные Пушьямитрой в городе Айодхья . [ 69 ]
VIII века Паллав В надписи Удаендирама короля Нандивармана II (псевдоним Паллавамалла) говорится, что его генерал Удаячандра победил правителя Нишады Притхвивьягру, который, «желая стать очень могущественным, бежал за лошадью Ашвамедхи». Надпись не уточняет, какой царь инициировал эту кампанию Ашвамедхи. Историк Н. Венкатараманайя предположил, что Притхвивьягра был феодальным правителем, который безуспешно пытался бросить вызов кампании Ашвамедхи Нандивармана. Однако историк Динешчандра Сиркар отмечает, что никакие другие надписи Нандивармана или его потомков не упоминают его исполнение Ашвамедхи; следовательно, более вероятно, что кампания Ашвамедхи была инициирована Притхвивьягрой (или его повелителем), а генерал Нандивармана сорвал ее. [ 70 ]
В индуистском возрождении

В Арья Самадж реформаторском движении Даянанды Сарасвати Ашвамедха считается аллегорией или ритуалом соединения с «Внутренним Солнцем» ( Праной ). [ 9 ] [ 71 ] По словам Даянанды, согласно Яджурведе, во время ритуала не разрешалось забивать ни одну лошадь. Вслед за Даянандой Арья Самадж оспаривает само существование доведантического ритуала; так, Свами Сатья Пракаш Сарасвати утверждает, что
это слово в значении «Жертвоприношение коня» не встречается в Самхитах [...] В терминах космической аналогии ашва — это Солнце. По отношению к Адхьятма Пакше Праджапати -Агни , или Пуруша , Творец, является Ашвой ; Он то же самое, что Варуна , Всевышний. Слово медха означает почтение; позже оно стало синонимом жертвоприношений в ритуалах, поскольку жертвоприношения приносятся, посвященные тому, кому мы отдаем дань уважения. Это слово еще больше ухудшилось, когда стало означать «резню» или «жертвоприношение». [ 72 ]
Он утверждает, что животные, перечисленные в качестве жертвенных жертв, столь же символичны, как и список человеческих жертв, перечисленных в Пурушамедхе. [ 72 ] (что уже во времена Ригведы принято считать чисто символическим жертвоприношением).
Гаятри Паривар с 1991 года организовывала представления «современной версии» Ашвамедхи, где статуя используется вместо настоящей лошади, по данным журнала «Индуизм сегодня», с миллионом участников в Читракуте , Мадхья-Прадеш, с 16 по 20 апреля 1994 года. [ 73 ] Такими современными представлениями являются саттвика- ягьи , когда животному поклоняются, не убивая его. [ 74 ] религиозная мотивация - молитва за победу над врагами, содействие благополучию и развитию детей, а также погашение долгов, [ 75 ] полностью в рамках аллегорической интерпретации ритуала и без фактического принесения в жертву какого-либо животного.
Прием
Самая ранняя зарегистрированная критика ритуала исходит от Чарваки , атеистической школы индийской философии, которая принимала различные формы философского скептицизма и религиозного безразличия. Цитата Чарваки из «Сарва-даршана-санграхи» Мадхавачарьи гласит: «Три автора Вед были шутами, лжецами и демонами. Все известные формулы пандитов, джапархи, турпхари и т. д. и все непристойные обряды для царицы, повелеваемые в Ашвамедхе, их придумали шуты, а также всевозможные подарки жрецам, в то время как поедание мяса аналогичным образом приказывали бродячие по ночам демоны». [ 76 ]
По мнению некоторых авторов, ашвамедха — запрещенный обряд Кали-юги , нынешнего века. [ 77 ] [ 78 ]
Эта часть [ который? ] Этот ритуал оскорбил далитского реформатора и создателя индийской конституции Б. Р. Амбедкара и часто упоминается в его трудах как пример воспринимаемой деградации брахманической культуры. [ 79 ]
Ученый Манохар Л. Варадпанде назвал этот ритуал «большим общественным мероприятием». [ 80 ] Рик Ф. Тэлботт пишет, что « Мирча Элиаде рассматривал Ашвамедху как обряд, имеющий космогоническую структуру, который одновременно регенерировал весь космос и восстанавливал каждый социальный порядок во время его проведения». [ 81 ]
См. также

- Ашва – лошади в индуизме
- Октябрьская лошадь – животное, приносимое в жертву Марсу
- Жестокое обращение с животными – халатное или оскорбительное действие человека по отношению к животным.
Сноски
- ^ Монье-Вильямс, Монье; Леуманн, Э.; Каппеллер, К. (2005). Санскритско-английский словарь: этимологически и филологически составленный с особым упором на родственные индоевропейские языки . Азиатские образовательные услуги. п. 115.
- ^ Перейти обратно: а б Мансингх, Сурджит. Исторический словарь Индии . Роуман и Литтлфилд. п. 68.
- ^ Рик Ф. Тэлботт 2005 , с. 111.
- ^ Гопал, Мадан (1990). КС Гаутам (ред.). Индия сквозь века . Отдел публикаций Министерства информации и радиовещания правительства Индии. п. 72 .
- ^ Глюклих, 111-114.
- ^ Глюклих, 111-112.
- ^ Статли 1969 , с. 257.
- ^ Перейти обратно: а б с Глюклиха, 112
- ^ Перейти обратно: а б Roshen Dalal 2010 , p. 399.
- ^ Статли, Маргарет (1969). «Ашвамедха, или индийское жертвоприношение коня» . Фольклор . 80 (4). Тейлор и Фрэнсис: 257. doi : 10.1080/0015587X.1969.9716646 . JSTOR 1258749 – через JSTOR.
- ^ Бозе, Сайкат (2020). «Ашвамедха: в контексте раннего социально-политического развития Южной Азии» . Электронный журнал ведических исследований . 25 (2): 3–4.
- ^ Бозе 2020 , с. 16.
- ^ Бозе 2020 , с. 18,20.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Рену, Луи (1957). Ведическая Индия . Перевод Спратта, Филиппа. Сусил Гупта. стр. 108–109.
- ^ Апте и 1957-1959 , с. 816.
- ^ Монье-Вильямс, Леуманн и Каппеллер 2005 , стр. 206.
- ^ Реноу 1957 , с. 105.
- ^ Перейти обратно: а б с Бозе 2020 , с. 4.
- ^ Апте, Ваман Шиварам (1957–1959). Переработанное и дополненное издание Прин. В. С. Апте: Практический санскритско-английский словарь . Том. 3. Пуна: Прасад Пракашан. п. 251.
- ^ Перейти обратно: а б Реноу 1957 , с. 100, 105-106, 108-109.
- ^ Монье-Вильямс, Леуманн и Каппеллер 2005 , стр. 178.
- ^ Гольдштюкер, Теодор (1856). Словарь санскрита и английского языка . А. Ашер и Ко. р. 137.
- ^ Апте и 1957-1959 , с. 1363.
- ^ Статли 1969 , с. 259.
- ^ Бозе 2020 , с. 40.
- ^ Кармакар, Р.Д. (1949). «Ашвамедха: ее первоначальное значение» . Летопись Бхандаркарского института восточных исследований . 30 (3/4): 333. JSTOR 41784542 – через JSTOR.
- ^ Статли 1969 , с. 258.
- ^ Кармаркар, Р.Д. (1949). «Ашвамедха: ее первоначальное значение» . Летопись Бхандаркарского института восточных исследований . 30 (3/4): 334–339. JSTOR 41784542 .
- ^ Перейти обратно: а б Томас В. Гамкрелидзе; Вячеслав Владимирович Иванов (1995). Индоевропейцы и индоевропейцы: реконструкция и исторический анализ протоязыка и протокультуры. Часть I: Текст. Часть II: Библиография, указатели . Вальтер де Грюйтер. стр. 402–403. ISBN 9783110815030 .
- ^ Бозе 2020 , с. 4-5.
- ^ Далал, Рошен (2014). Индуизм: Алфавитный справочник . Пингвин Букс Лимитед. ISBN 9788184752779 .
- ^ Рик Ф. Тэлботт 2005 , с. 123.
- ^ Реноу 1957 , с. 104-105.
- ^ Законы Ману , перевод Венди Донигер с Брайаном К. Смитом, стр.104. Книги Пингвина, Лондон, 1991 г.
- ^ «Жертвоприношение коня Адд. 15295, ф.33» . Архивировано из оригинала 29 июня 2020 года . Проверено 25 февраля 2024 г.
- ^ Гангули, К.М. (1883-1896) « Ашвамедха Парва » в «Махабхарате Кришна-Двайпаяна Вьясы » (12 томов). Калькутта
- ^ Датт, Миннесота (1905) Махабхарата (Том 14): Ашвамедха Парва . Калькутта: Elysium Press
- ^ ван Бютенен, JAB (1973) Махабхарата: Книга 1: Книга начала . Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета, стр. 478.
- ^ Деброй, Б. (2010) Махабхарата, Том 1 . Гургаон: Penguin Books India, стр. xxiii–xxvi.
- ^ «Шлока и перевод | Валмики Рамаянам» . www.valmiki.iitk.ac.in . Архивировано из оригинала 26 ноября 2020 года . Проверено 25 февраля 2024 г.
- ^ Глюклих, 111.
- ^ Томас В. Гамкрелидзе; Вячеслав Владимирович Иванов (1995). Индоевропейцы и индоевропейцы: реконструкция и исторический анализ протоязыка и протокультуры. Часть I: Текст. Часть II: Библиография, указатели . Вальтер де Грюйтер. п. 70. ИСБН 9783110815030 .
- ^ Рик Ф. Тэлботт 2005 , с. 142.
- ^ Roshen Dalal 2010 , p. 44.
- ^ Дэвид М. Найп 2015 , с. 234.
- ^ К. М. Гангули 1896 , стр. 130–131.
- ^ Джеймисон, Стефани; Бреретон, Джоэл (2014). Ригведа: самая ранняя религиозная поэзия Индии . Издательство Оксфордского университета. стр. 619–626, 699. ISBN. 9780199370184 .
- ^ Перейти обратно: а б Эрдоси, Джордж; Витцель, Майкл (1995). Язык, материальная культура и этническая принадлежность. Индоарийцы Древней Южной Азии: Ригведическая история: поэты, вожди и политика . Де Грюйтер. стр. 237–242.
- ^ Витцель, Майкл (1995). «4. Ранняя история Индии: лингвистические и текстовые параметры» . В Эрдоси, Джордж (ред.). Индоарийцы Древней Южной Азии: язык, материальная культура и этническая принадлежность . Индийская филология и исследования Южной Азии. Де Грюйтер. стр. 85–125. дои : 10.1515/9783110816433-009 . ISBN 978-3-11-081643-3 . S2CID 238465491 .
- ^ Райчаудхури, Хемчандра (2006), Политическая история Древней Индии , Cosmo Publications , стр. 14,39, ISBN 81-307-0291-6
- ^ Прути, Радж (2004). Ведическая цивилизация . Издательство Дискавери. ISBN 9788171418756 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Динешчандра Сиркар 1971 , с. 175.
- ^ Динеш Чандра Шукла (1978). Ранняя история Раджастана . Бхаратия Видья Пракашан. п. 30.
- ^ Дэвид М. Найп 2015 , с. 8.
- ^ Перейти обратно: а б с д Джаянтануджа Бандиопадхьяя 2007 , с. 203.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Динешчандра Сиркар 1971 , с. 176.
- ^ Перейти обратно: а б с Упиндер Сингх 2008 , с. 510.
- ^ Тони Уиттен; Грег С. Хендерсон; Муслимин Мустафа (2012). Экология Сулавеси (Серия «Экология Индонезии», том IV) . Издательство Таттл. п. 76. ИСБН 9781462905072 .
- ^ Дэвид М. Найп 2015 , с. 9.
- ^ Ашвини Агравал 1989 , с. 139.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Динешчандра Сиркар 1971 , с. 179.
- ^ Дэвид М. Найп 2015 , с. 10.
- ^ Карл Дж. Шмидт (20 мая 2015 г.). Атлас и обзор истории Южной Азии . Тейлор и Фрэнсис. п. 77. ИСБН 978-1-317-47680-1 .
- ^ Снигдха Трипатия 1997 , с. 67.
- ^ Снигдха Трипатии 1997 , стр. 74–75.
- ^ Рама Шанкар Трипати (1942). История Древней Индии . Мотилал Банарсидасс. п. 466.ISBN 978-81-208-0018-2 .
- ^ П. К. Годе (1953). «Некоторые современные свидетельства жертвоприношения ашвамедхи, совершенного Севаем Джаясингом из Янтаря (1699–1744 гг. Н.э.)». Исследования по истории индийской литературы . Том. 2. Сингхи Джайн Шастра Сикшапитх. стр. 288–291. ОСЛК 2499291 .
- ^ Кэтрин Б. Ашер (2008). «Переосмысление тысячелетия: перспективы истории Индии с восьмого по восемнадцатый век: очерки для Харбанса Мухии». В Раджат Датта (ред.). Раскопки коммунализма: Качхваха Раджадхарма и суверенитет Великих Моголов . Аакар Книги. п. 232. ИСБН 978-81-89833-36-7 .
- ^ Возвращение к Айодхье Кунала Кишора стр.24
- ^ Динешчандра Сиркар 1962 , с. 263.
- ^ как бахуврихи , сапташва «имеющий семь коней» — другое имя Солнца , относящееся к лошадям его колесницы .; akhandjyoti.org. Архивировано 29 сентября 2007 г., в Wayback Machine , слово «ашва» рассматривается как «символ мобильности, доблести и силы», а «медха» - как «символ высшей мудрости и интеллекта», что дает значение «ашвамедха». «сочетания доблести, силы и просветленной мощи интеллекта»
- ^ Перейти обратно: а б Критическое и культурологическое исследование Шатапатха-брахмана Свами Сатья Пракаша Сарасвати , стр. 415; 476
- ↑ Индуизм сегодня, июнь 1994 г. Архивировано 13 декабря 2006 г. в Wayback Machine.
- ^ «Ашвамедха Ягам в городе» . Индус . Хайдарабад, Андхра-Прадеш. 13 октября 2005 г. Архивировано из оригинала 14 декабря 2005 г. Проверено 30 сентября 2014 г.
- ↑ Ashwamedhayagnam.org. Архивировано 29 сентября 2007 г., в Wayback Machine.
- ^ Мадхавачарья, Сарвадаршана-санграха , английский перевод Э.Б. Коуэлла и А.Е. Гофа, 1904 г., цитируется в Дебипрасаде Чаттопадхьяе (ред.), Чарвака/Локаята: Антология исходных материалов и некоторых недавних исследований (Нью-Дели: Индийский совет философских исследований, 1990 г.) )
- ^ Розен, Стивен (2004). Святая корова: вклад кришнаитов в вегетарианство и права животных . Книги фонарей. п. 212. ИСБН 9781590560662 .
- ^ Веды: с иллюстративными выдержками . Книжное дерево. п. 62.
Жертвоприношение коня было запрещено в Кали-югу.
- ^ Доктор Бабасахеб Амбедкар, «Письма и речи» . п. 1376.
- ^ «История индийского театра, том 1» Манохара Лаксмана Варадпанде, стр.46
- ^ «Священное жертвоприношение: ритуальные парадигмы в ведической религии и раннем христианстве» Рика Ф. Тэлботта, стр. 133
Ссылки
- Ашвини Агравал (1989). Взлет и падение императорских Гуптов . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0592-7 .
- Чарльз Дрекмайер (1962). Царство и община в ранней Индии . Издательство Стэнфордского университета. п. 46 . ISBN 978-0-8047-0114-3 .
- Дэвид М. Найп (2015). Ведические голоса: сокровенные рассказы о живой традиции Андхры . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199397709 .
- Динешчандра Сиркар (1962). Рамеш Чандра Маджумдар (ред.). История и культура индийского народа: классический век . Бхаратия Видья Бхаван.
- Динешчандра Сиркар (1971). Исследования религиозной жизни древней и средневековой Индии . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-2790-5 .
- Джаянтануджа Бандиопадхьяя (2007). Класс и религия в Древней Индии . Гимн. ISBN 978-1-84331-332-8 .
- К. М. Гангулы (1896). Махабхарата Кришны Двайпаяна Вьясы . Священные тексты.
- Глюклих, Ариэль (2007). Шаги Вишну: индуистская культура в исторической перспективе . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195314052 .
- Рик Ф. Тэлботт (2005). Священное жертвоприношение: ритуальные парадигмы в ведической религии и раннем христианстве . Випф и Сток. ISBN 978-1-59752-340-0 .
- Рошен Далал (2010). Индуизм: Алфавитный справочник . Книги Пингвинов Индия. ISBN 9780143414216 .
- Снигдха Трипати (1997). Надписи Ориссы Том. I — примерно V-VIII вв. н. э. исторических исследований и Мотилал Банарсидасс. Индийский совет ISBN 978-81-208-1077-8 .
- Стефани Джеймисон (1996). Принесенная в жертву жена / Жена жертвователя . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195096637 .
- Упиндер Сингх (2008). История древней и раннесредневековой Индии . Пирсон Образовательная Индия. ISBN 9788131711200 .
- Тони Уиттен ; Грег С. Хендерсон; Муслимин Мустафа (2012). Экология Сулавеси (Серия «Экология Индонезии», том IV) . Издательство Таттл. ISBN 9781462905072 .