Джей Джей Джонсон
Джей Джей Джонсон | |
---|---|
![]() Джонсон в DownBeat 1961 года. рекламе | |
Справочная информация | |
Имя при рождении | Джеймс Луис Джонсон |
Также известен как | Джей Джей Джонсон |
Рожденный | Индианаполис , Индиана , США | 22 января 1924 г.
Умер | 4 февраля 2001 г. Индианаполис, Индиана, США | (77 лет)
Жанры | Джаз , бибоп , хард-боп , третий поток |
Род занятий | Музыкант, композитор |
Инструмент | Тромбон |
Годы активности | 1942–1996 |
Джей Джей Джонсон (22 января 1924 г. - 4 февраля 2001 г.), [ 1 ] урожденный Джеймс Луис Джонсон , также известный как Джей Джей Джонсон , был американским джазовым тромбонистом, композитором и аранжировщиком .
Джонсон был одним из первых тромбонистов, принявших бибоп . [ 2 ]
Биография
[ редактировать ]Биг-бэнды
[ редактировать ]После обучения игре на фортепиано, начиная с 9 лет, Джонсон решил играть на тромбоне в 14 лет. В 1941 году он начал свою профессиональную карьеру с Кларенсом Лавом, а затем в 1942 году играл со Снукумом Расселом . В группе Рассела он познакомился с трубачом Фэтсом. Наварро , который повлиял на его игру в стиле тенора -саксофониста Лестера Янга . Джонсон играл в оркестре Бенни Картера с 1942 по 1945 год. [ 3 ] и сделал свои первые записи в 1943 году под руководством Картера, записав свое первое соло (на «Love for Sale») в октябре 1943 года. В 1944 году он принял участие в первом концерте «Джаз в филармонии » , [ 3 ] представлено в Лос-Анджелесе и организовано Норманом Гранцем . [ 4 ] В 1945 году он присоединился к биг-бэнду Каунта Бэйси , гастролируя и записываясь с ним до 1946 года. [ 3 ]
Бибоп
[ редактировать ]Хотя тромбон занимал видное место в диксиленде и свинге , он потерял популярность среди музыкантов бибопа , в основном потому, что считалось, что инструменты с клапанами и клавишами (труба, саксофон) больше подходят для часто быстрого темпа бибопа и требуют технического мастерства. В 1946 году соучредитель бибопа Диззи Гиллеспи поддержал развитие молодого тромбониста: «Я всегда знал, что на тромбоне можно играть по-другому, что в один прекрасный день кто-нибудь поймет. Чувак, ты избран». [ 5 ]
Покинув Бэйси в 1946 году, чтобы играть в небольших бибоп-группах в клубах Нью-Йорка, [ 3 ] Джонсон гастролировал в 1947 году с Illinois Jacquet . В этот период он также начал записываться в качестве лидера небольших групп с участием Макса Роуча , Сонни Ститта и Бада Пауэлла . Он выступал с Чарли Паркером на сессии Dial Records 17 декабря 1947 года после освобождения Паркера из государственной психиатрической больницы Камарильо . [ 6 ]
В 1951 году вместе с басистом Оскаром Петтифордом и трубачом Говардом МакГи Джонсон совершил поездку по военным лагерям Японии и Кореи, прежде чем вернуться в Соединенные Штаты и устроиться на постоянную работу инспектором чертежей. Позже Джонсон признался, что в то время он все еще не думал ни о чем, кроме музыки, и действительно, его записи Blue Note как лидера, так и с Майлзом Дэвисом датируются этим периодом. Композиции Джонсона «Enigma» и «Kelo» были записаны Дэвисом для Blue Note, а Джонсон был частью студийной сессионной группы Дэвиса, которая записала джазовый стандарт «Walkin'» в 1954 году (заглавный трек альбома Дэвиса, выпущенного Prestige ). .
Джей и Кай
[ редактировать ]В 1954 году продюсер Оззи Кадена , тогда работавший на Savoy Records , убедил Джонсона создать комбо с тромбонистом Каем Виндингом : «Квинтет Джея и Кая». [ 3 ] Тромбонные стили и характеры двух музыкантов, хотя и очень разные, так хорошо сочетались друг с другом. [ 2 ] что союз, продлившийся до августа 1956 года, имел успех как в музыкальном, так и в коммерческом плане. Они гастролировали по ночным клубам США и записали множество альбомов. Дуэт снова воссоединился в 1958 году для тура по Великобритании Impulse! студийный альбом в 1960 году и в 1968–1969 годах (два альбома на CTI/A&M Records). В январе 1967 года Джонсон и Виндинг были в звездном составе (наряду с Кларком Терри , Чарли Шейверсом и Джо Ньюманом ), поддерживая Сару Воган на ее последних сессиях для Mercury Records , выпущенных как альбом Sassy Swings Again с три композиции, в том числе Билли Стрейхорна « Take the A» Train , были аранжированы самим Джонсоном. Дуэт также несколько раз выступал на джазовых фестивалях в Японии в начале 1980-х, последний раз незадолго до смерти Виндинга в мае 1983 года.
Только карьера
[ редактировать ]После сотрудничества с Виндингом в середине 1950-х годов Джей Джей Джонсон в течение примерно трех лет начал возглавлять свои собственные гастрольные небольшие группы, охватывающие США, Великобританию и Скандинавию. В эти группы (от квартетов до секстетов) входили тенор-саксофонисты Бобби Джаспар и Клиффорд Джордан , корнетист Нэт Аддерли , трубач Фредди Хаббард , пианисты Томми Фланаган и Сидар Уолтон , а также барабанщики Элвин Джонс , Альберт «Тути» Хит и Роуч. В 1957 году он записал альбомы квартета First Place и Blue Trombone с Фланаганом, Полом Чемберсом и Роучем. Он также гастролировал с Jazz at the Philharmonic Show в 1957 и 1960 годах, это первый тур, в результате которого был выпущен концертный альбом с участием Джонсона и тенор-саксофониста Стэна Гетца . В 1958–59 годах Джонсон был одним из трех истцов в судебном деле, которое ускорило отмену карточной системы кабаре . [ 5 ]
Этот период совпадает с началом серьезных набегов Джонсона на музыку «Третьего потока» (см. Ниже). Периоды написания и записи его музыки чередовались с турами, требующими внимания к его игре.
После шести месяцев, которые он потратил на написание Perceptions (см. Ниже), Джонсон вошел в студию на свидание с трио Андре Превена (добавив Джонсона в качестве единственного валторны). Они записали целый альбом музыки Курта Вейля , выпущенный как Андре Превин и Джей Джей Джонсон Play «Mack The Knife» и другие песни Курта Вейля . В 1962 году Джонсон несколько месяцев гастролировал с секстетом Дэвиса того же года, который остался незаписанным.
Альбом Джонсона 1963 года JJ's Broadway является примером как его зрелого стиля и звука тромбона , так и его аранжировочных способностей. Альбом Джонсона Proof Positive (1964) стал последней записью его рабочей группы за более чем 20 лет. Начиная с 1965 года, Джонсон записал под своим именем ряд студийных альбомов больших групп, в которые вошли многие из его собственных композиций и аранжировок. В конце 1960-х годов в судьбе многих джазовых музыкантов произошел радикальный спад, и, следовательно, Джонсона можно было услышать почти исключительно на студийных пластинках в стиле биг-бэнда, обычно аккомпанируя одному солисту.
Композитор
[ редактировать ]С середины 1950-х, но особенно с начала 1960-х, Джонсон посвящал все больше и больше времени композиции . [ 3 ] Он стал активным участником джазового движения «Третий поток» (в которое входили такие другие музыканты, как Гюнтер Шуллер и Джон Льюис ) и написал масштабные произведения, включавшие элементы как классической музыки, так и джаза. Он внес свою «Поэму для духовых инструментов» в сборник «Третий поток» под названием «Музыка для духовых инструментов» в 1957 году и сочинил ряд оригинальных произведений, которые были исполнены на джазовом фестивале в Монтерее в конце 1950-х - начале 1960-х годов. В 1961 году он написал сюиту из шести частей под названием «Восприятие » с Гиллеспи в качестве солиста. Первый международный джазовый фестиваль, состоявшийся в Вашингтоне, округ Колумбия, в 1962 году, представил еще одну расширенную работу. В 1965 году он провел время в Вене, чтобы исполнить и записать свою «Евросюиту» с оркестром джаз-классического фьюжн под руководством Фридриха Гульды . произведение Джонсона под названием «Диверсии» В 1968 году по заказу Американского симфонического оркестра духовых инструментов было исполнено .
Голливуд
[ редактировать ]Джонсон переехал в Калифорнию, чтобы писать музыку для кино и телевидения. [ 3 ] В этот период он почти не давал концертов, за исключением 1977 и 1982 годов в Японии и 1984 года в Европе. Несмотря на скромную репутацию, в период с 1977 по 1984 год он записал шесть альбомов в качестве лидера (включая альбом тромбонового дуэта 1984 года с Элом Греем ) и несколько альбомов в качестве сайдмена, два с Бэйси и саундтрек к The Sting II . В калифорнийский период он также играл в Cocoanut Grove оркестре Сэмми Дэвиса-младшего и телевизионном оркестре Кэрол Бернетт .
Вернуться к выступлениям
[ редактировать ]Джонсон вернулся к выступлениям и записи в ноябре 1987 года, выступив в Village Vanguard в Нью-Йорке . За этим последовали турне по Соединенным Штатам, Европе и Японии, а также ответное выступление с Vanguard в июле 1988 года, в результате которого было записано два альбома материала.
Во время турне по Японии в декабре 1988 года [ 3 ] Джонсон узнал, что его жена Вивиан перенесла тяжелый инсульт, который вывел ее из строя на оставшиеся три с половиной года жизни. В этот период Джонсон отменил всю работу, посвятив свою энергию уходу за больной женой. После ее смерти в 1991 году он посвятил ей альбом на Concord .
В 1992 году Джонсон женился на своей второй жене Кэролин Рид и снова начал активно выступать. После этого второго возвращения в 1992 году контракты Джонсона с различными звукозаписывающими лейблами, включая Verve и Antilles , привели к тому, что он выпустил пять альбомов в качестве лидера, от небольших групп до отдельных записей духового оркестра и струнного оркестра, а также выступления в качестве помощника со своим ведущим учеником. , тромбонист Стив Турре и вокалистка Эбби Линкольн . он получил несколько номинаций на Грэмми За этот период . Он ушел из активных выступлений и гастролей в конце 1996 года, после того как дал свой последний концерт в колледже Уильяма Патерсона 10 ноября 1996 года, а затем решил остаться у себя дома в Индианаполисе , где он мог предаваться своей страсти сочинения и аранжировки музыки с помощью компьютеров и МИДИ .
Позже у Джонсона диагностировали рак простаты , и он сохранил позитивный прогноз. [ нужна ссылка ] и прошел лечение. Он написал книгу оригинальных упражнений и этюдов для джазовых музыкантов, опубликованную позже Хэлом Леонардом . Биография под названием « Музыкальный мир Джей Джей Джонсона » была опубликована в 2000 году.
4 февраля 2001 года он скончался от огнестрельного ранения, нанесенного самому себе. [ 7 ] На его похороны в Индианаполисе собрались джазовые музыканты, друзья и родственники со всей страны.
Влияние
[ редактировать ]Работы Джонсона в 1940-х и 1950-х годах продемонстрировали, что на слайд-тромбоне можно играть в стиле бибоп; как резюмировал тромбонист Стив Турре: «Джей-Джей сделал для тромбона то же, что Чарли Паркер сделал для саксофона. И все мы, играющие сегодня, не играли бы так, как играем, если бы не то, что он сделал. И он, конечно, не только мастер игры на тромбоне — окончательный мастер этого века, — но и как композитор и аранжировщик он также находится на верхней полке». [ 8 ]
Некоторые композиции Джонсона, в том числе «Wee Dot», «Lament» и «Enigma», стали джазовыми стандартами .
С середины 1950-х годов Джонсон был неизменным фаворитом опросов в джазовых кругах, даже получив награду «Тромбонист года» по версии журнала DownBeat в те годы, когда он не проявлял активности. В 1995 году он был включен в DownBeat Зал славы .
Дискография
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- «Музыкальный мир Джей Джей Джонсона» Джошуа Берретта и Луи Дж. Бургуа (Rowman & Littlefield). ISBN 0-8108-3648-3
- Упражнения и этюды для джазового инструменталиста Дж. Дж. Джонсона (Hal Leonard Corporation, 1 февраля 2002 г.). ISBN 0-634-02120-6
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фордхэм, Джон (7 февраля 2001 г.). «Некролог: Джей Джей Джонсон» . Хранитель . Проверено 6 ноября 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Берендт, Иоахим Э (1976). Джазовая книга . Паладин. стр. 196–198.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Колин Ларкин , изд. (1992). Книга рекордов Гиннеса «Кто есть кто в области джаза» (первое издание). Издательство Гиннесс . п. 228/9х. ISBN 0-85112-580-8 .
- ^ «Золотой месяц для Джей Джей Джонсона — декабрь 1947 года» . Тромбон.org . Архивировано из оригинала 20 июля 2019 г. Проверено 20 июля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Шармер, Виктор (4 марта 2004 г.). «Музыкальный мир Джей Джей Джонсона» . Все о джазе . Проверено 16 ноября 2008 г.
- ^ Рассел, Росс (1976). Птица жива! . Квартет. стр. 252–253. ISBN 0-7043-3094-6 .
- ^ «Лучший представитель джазового тромбона» . Шотландец . 2001 . Проверено 16 ноября 2008 г.
- ^ Бернотас, Боб (1994). «Интервью со Стивом Турре» . Интернет-журнал тромбона . Проверено 16 ноября 2008 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1924 рождения
- 2001 смертей
- Музыканты из Индианы
- Самоубийства 2001 года
- Американские композиторы 20-го века
- Американские музыканты-мужчины 20-го века
- тромбонисты 20-го века
- Американские джазовые композиторы
- Американские джазовые тромбонисты
- Американские музыкальные аранжировщики
- Бибоп-тромбонисты
- Тромбонисты в стиле хард-боп
- Тромбонисты третьего потока
- Исполнители Blue Note Records
- Художники RCA Виктор
- Артисты Savoy Records
- Самоубийства с применением огнестрельного оружия в Индиане
- Похороны на кладбище Краун-Хилл
- Американские джазовые композиторы-мужчины
- Американские тромбонисты-мужчины
- Музыканты из Индианаполиса
- Джазовые композиторы 20 века
- Афроамериканские музыканты 20-го века
- Выпускники средней школы Криспуса Аттакса